ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ (ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
12 3
Парпиева М.М. , Исраилова С.М. , Мадумарова М.Д. Email: [email protected]
1 Парпиева Махсуда Махмуджановна - старший преподаватель;
2Исраилова Санобар Мамеджановна - преподаватель;
Мадумарова Мухайё Джураевна - преподаватель, кафедра русского и узбекского языков, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает преимущества применения информационно -коммуникативных технологий на занятиях русского языка. Авторы статьи утверждают, что этот метод обучения даёт возможность преподавателям лучше оценить способности и знания учащихся, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера. Кроме этого интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с учащимся получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Ключевые слова: информационный, компьютер, обучение, русский язык, занятие, технология, деятельность, формирование, стимулирует, самостоятельный, материал, воображение, интересный.
ADVANTAGES OF APPLYING ICT (INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES) AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE Parpieva М.М.1, Israilova S-М.2, Madumarova М-D.3
1Parpieva Mahsuda Mahmudjanovna - Senior Teacher;
2Israilova Sanobar Mamedjanovna - Teacher;
3Madumarova Muhayyo Djuraevna - Teacher, RUSSIAN AND UZBEK LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY,
FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion describes advantages of applying information communication technologies at the Russian language lessons. The authors of the article claim that this method of teaching gives teachers an opportunity to assess better learners abilities and knowledge, encourages to search for new, nontraditional methods of teaching, stimulates the professional development and mastering computer skills. Besides, integrating a traditional lesson with computer technologies gives a good opportunity to share a part of the teacher's work with a computer, making a process of teaching more interesting, diverse and intensive. Computers make the lesson interesting and enjoyable not only with the help of learners' imagination, but also with the help of new technologies they allow to enter the colourful world.
Keywords: informative, computer, teaching, the Russian language, lesson, technology, activity, formation, stimulates, individual, material, imagination, interesting.
УДК 37.013
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
В стратегии модернизации высшего образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования [1].
Задачи, стоящие перед учителем при применении русского языка, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Преподавателю необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать учащимся знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества и подготовку обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса, т.е. повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Применение ИКТ в учебном процессе включает в себя следующее: использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет, создание электронного учебника, использование мультимедийных презентаций и другие средства обучения.
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио и видеоматериалы. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников) [2].
Каждый преподаватель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
• создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
• увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;
• повышает качество обучения;
• усиливает интерес к изучению предмета;
• рационально распределять время урока;
• доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.
Преимущества для преподавателя:
• позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра аудитории;
• поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
• позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
• вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
• учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
• отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся в учебный процесс [3].
Таким образом, интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
Список литературы /References
1. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. С. 6-8.
2. Галишникова Е.М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель, 2007. № 4. С. 8-10.
3. Поташник М.М. «Требования к современному уроку». Центр педагогического образования. Москва, 2007. С. 23-45.