DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-158-175
158
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ (КОМПЬЮТЕРНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЭСТРАДЫ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Е. О. Моисеев,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991
Аннотация. Стимулом к написанию данной статьи стало убеждение автора в том, что одним из перспективных направлений дальнейшего развития музыкального искусства эстрады является внедрение информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в процесс подготовки обучающихся в классе эстрадного вокала. Специальное внимание в статье уделяется характеристике показателей профессиональной подготовки будущих музыкантов к работе с информационными (электронными) ресурсами. В контексте использования электронных образовательных ресурсов в условиях информационной образовательной среды перечислены функциональные действия, выполняемые обучающимися при овладении такого рода инструментарием. Представлен обзор подходов исследователей к трактовке понятий: «педагогическая технология», «обучающие компьютерные технологии», «музыкально-компьютерные технологии». Приведена авторская классификация электронных образовательных ресурсов, в основу которой положена классификация, разработанная С. П. Полозовым. Её модификация, предложенная в статье, сделана с учётом применения таких ресурсов в процессе обучения музыкантов эстрадному вокалу.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии, эстрадное музыкальное искусство, обучение, информационная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, компьютеризация музыкального образования.
Благодарности: Статья выполнена в контексте написания диссертационного исследования, которое осуществлялось на базе музыкального факультета Института изящных искусств Московского педагогического
© Моисеев Е. О., 2019
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
государственного университета. Автор благодарен преподавателям кафедры эстрадно-джазового искусства и кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования за ценные советы в процессе подготовки данной публикации.
Для цитирования: Моисеев Е. О. Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии в музыкальном искусстве эстрады: педагогический аспект. Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2019. Т. 7. № 4. С. 158-175. DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-158-175
DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-158-175
INFORMATION AND COMMUNICATION (COMPUTER) TECHNOLOGIES IN THE MUSICAL ART OF POP: PEDAGOGICAL ASPECT
Evgeniy O. Moiseev,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119991
Abstract. The incentive to write this article was the author's belief that one of the promising directions of further development of the musical art of pop is the introduction of information and communication (computer) technologies in the process of training students in the class of pop vocal. Special attention in the article is paid to the characterization of indicators of professional training of future musicians for working with information (electronic) resources. In the context of the use of electronic educational resources in an information educational environment, the functional actions are listed that are performed by students in mastering such resources. A review of the approaches of researchers to the interpretation of concepts is presented: "pedagogical technology", "teaching computer technologies", "music-computer technologies". The author's classification of electronic educational resources is given, which is based on the classification developed by S. P. Polozov. The modification proposed in the article is made taking into account the use of such resources in the process of teaching musicians to pop vocals.
Keywords: information and communication (computer) technologies, musical art of pop, training, information educational environment, electronic educational resources, computerization of music education.
Acknowledgements: The article was prepared within the context of writing a dissertation research, which was carried out on the basis
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
Т. 7. № 4. 2019. VOL. 7. № 4. 2019.
159
of the Music Faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University (MPGU). The author is grateful to the teachers of the Department of Pop and Jazz Art and the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education for valuable advice in the preparation of this publication.
For citation: Moiseev E. O. Information and Communication (Computer) Technologies in the Musical Art of Pop: Pedagogical Aspect. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2019, vol. 7, no. 4, pp. 158-175 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-158-175
160
Введение
Музыкальное искусство эстрады со времени своего возникновения и оформления как одного из направлений мировой музыкальной культуры становилось всё более популярным и привлекало к себе самые широкие слои почитателей и последователей. Долгий путь сомнений и поисков, творческих прозрений и ошибок, истинного совершенствования и следования запросам публики привёл на рубеже ХХ—ХХ1 столетий к переосмыслению и попыткам осознания места и значения музыкального искусства эстрады в современном мировом социуме и культуре. В противоположность антагонистическим трактовкам, противопоставлявшим музыкальную эстраду классической, элитарной музыке, происходит постепенное вхождение этого вида искусства в художественную музыкальную среду как полноправного эстетического явления со своими жанровыми и стилевыми особенностями, с особым музыкальным инструментарием и арсеналом выразительных средств.
Процесс информатизации и компьютеризации социума также происходил достаточно долго и противоре-
чиво, пока не завершился своего рода «компьютерной революцией». В результате в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что все стороны жизнедеятельности современного общества в той или иной степени зависят от эффективности применения компьютерных систем и информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий.
Сегодня можно провести своего рода параллели между искусством музыкальной эстрады и информационно-коммуникационными (компьютерными) технологиями в контексте становления и закрепления основных принципов, концептуальных положений и способов развития этих масштабных явлений соответственно в гуманитарной и технической сферах. Весьма наглядно этот параллелизм проявляется и в образовательной области. Стратегический характер компьютерных информационно-коммуникационных технологий в развитии и совершенствовании системы образования ни у кого не вызывает сомнений. Также как ни у кого нет сомнения, что последовательное развитие музыкального искусства эстрады невозможно без внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессы подготовки
обучающихся и контроля уровня их знаний.
Необходимость постоянного обновления содержания образования, потребность в обогащении форм и методов обучения, проблема оптимизации процесса формирования у обучающихся новых умений и навыков стимулирует педагогов активно внедрять в образовательную практику современные информационно-коммуникационные технологии, расширять применение различных электронных образовательных ресурсов в условиях информационной образовательной среды.
Показатели профессиональной подготовки обучающихся
к работе с информационными (электронными) ресурсами
Как известно, профессиональная подготовка обучающихся, их познания, осведомлённость в определённых понятиях, способность к овладению умениями и навыками должны опираться на практику. Целый ряд умений, например умение использовать полученные профессиональные сведения, практические умения и навыки в области музыкального искусства эстрады, условно можно разделить на универсальные, которые могут применяться в рамках конкретной профессии, и субъективно полезные. При этом универсальные знания могут трактоваться как основа для получения субъективно полезных умений и навыков и, наоборот, субъективно полезные знания способствуют овладению универсальными умениями и навыками, например в области информационно-коммуникационных технологий.
Универсальность и субъективная полезность знаний, умений и навыков — две категории, демонстрирующие качественный уровень профессиональной подготовки обучающегося. Будучи интегрированы в единое целое, они становятся показателем способности квалифицированного и уверенного пользования различными информационными (электронными) ресурсами, в том числе художественно-творческой направленности, а также позволяют органично применять полученные сведения на практике в образовательной и музыкально-исполнительской деятельности.
В этом контексте уместно говорить об актуальности формирования следующих функциональных действий музыкантов, обучающихся эстрадному искусству:
• перевод интерактивной (визуальной, аудиальной) информации в художественную;
• выбор оптимального информационного (электронного) источника информации посредством сравнения и сопоставления информации из разных ресурсов;
• использование электронной базы данных образовательного назначения, в том числе фондов электронных библиотек;
• работа с информацией, содержащейся в мультимедиа-пособиях, анализ и применение на практике интерактивных иллюстративных материалов для изучения той или иной учебной дисциплины, которые входят в содержание подготовки будущего музыканта к исполнительской деятельности в сфере искусства эстрады;
• элементарное владение компьютерной записью нотного текста, а также методами работы в различ-
161
162
ных специализированных компьютерных программах;
• применение электронных образовательных ресурсов для воспроизведения музыкальной информации в процессе занятий, ориентированных на освоение эстрадного искусства.
Информационно-коммуникационные
(компьютерные) технологии в сфере музыкального образования
Для более полного и объективного осмысления проблематики настоящей статьи прежде всего необходимо охарактеризовать различные трактовки категории «педагогическая технология». В отечественной научной литературе этот термин окончательно утвердился в начале 70-х годов ХХ века, в том числе в связи с активным внедрением технических средств обучения. Эволюция этого явления происходила на протяжении длительного времени от понимания педагогической технологии как механизма (механики) обучения (Я. А. Коменский [1]), через ассоциирование её с методикой применения технических средств обучения (Б. М. Бим-Бад [2]), к рассмотрению педагогических технологий с позиции научной организации труда (Ш. А. Амонашвили [3], Н. Ф. Талызина [4]), В. А Сластенин [5]) и, наконец, к трактовке этого явления как системы функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенной на научной основе, запрограммированной во времени и в пространстве и приводящей к намеченным результатам (Г. К. Селевко [6]).
Если педагогический процесс опирается на определённую систему принципов и методов, то педагогиче-
ская технология представляет собой совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов и применение методов в их объективной взаимосвязи. Очевидно, что любая педагогическая задача может быть решена эффективно только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом.
С точки зрения В. П. Беспалько, педагогическая технология является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно». В. П. Беспалько считает, что «педагогическая технология — это систематичное и последовательное воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса <...>, это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике [7, с. 5—6] <...>, это содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса» [Там же, с. 176].
По мнению В. М. Монахова, педагогическая технология — это «мощный дидактический инструментарий в руках учителя, несущий в себе широкий спектр дидактических исследовательских функций <...>, который способствует существенному усилению роли обучаемых в учебном процессе <...>, определяет и задаёт "рабочее исследовательское поле учителя", в котором проектируется, организуется, реализуется и проходит весь учебный процесс» [8, с. 118].
М. В. Кларин определяет педагогическую технологию как «построение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами, как совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам» [9, с. 7].
В плане рассматриваемой проблемы отметим и трактовки термина «педагогические технологии», которые, как отмечают исследователи, приняты международным сообществом, а именно: «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия», «системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; субъекты обучения; результат педагогической деятельности» [10, с. 4].
Столь различные трактовки понятия «педагогическая технология» не случайны, поскольку каждый исследователь исходит из определённого концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще. Например, в некоторых психолого-педагогических исследованиях «педагогическая технология» рассматривается не только как предпосылка использования технических средств обучения или компьютеров, но и как способ выявления принципов и разработки приёмов оптимизации образовательного процесса. О методологической функции проектирования пишет Е. И. Машбиц, когда рассматривает психологический аспект разработки обучающей программы [11, с. 137].
В других источниках понятие «педагогическая технология» характеризуется как система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. В более узком значении слова, «педагогическая технология» — это совокупность способов организации образовательного процесса как последовательность определённых действий, обусловленных конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленной цели. Так, по мнению М. М. Левиной, существенной характеристикой, свойственной технологиям обучения является их адаптивность к личностным особенностям обучающихся, которая до настоящего времени достаточно слабо выражена как в обучающих программах, рассчитанных на машинный способ обучения, так и в традиционных технологиях обучения [12, с. 21]. А. П. Панфилова считает, что «будущим преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приёмами, потому что именно они <...> формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки» [13, с. 3].
На методическом уровне педагогическую технологию принято рассматривать как совокупность методов и средств реализации конкретного содержания обучения и воспита-
163
ния, то есть как частную, локальную методику (технология отдельных видов деятельности, технология урока, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и т.п.).
Говоря о педагогических технологиях в музыкальном образовании, мы должны принять во внимание дефиницию понятия «обучающая компьютерная технология», введённую в научный оборот С. П. Полозовым: «совокупность процессов обучения, где главным средством его интенсификации является компьютер» [14, с. 14]. По мнению исследователя, при компьютеризированном обучении формируется особая образовательная среда, возникающая в результате взаимодействия педагога, компьютера и ученика. Складывающиеся здесь отношения образуют систему «педагог — компьютер — ученик». Характер этих отношений определяется главным образом программным продуктом и формой его включения в образовательную дея-
1СЛ тельность [Там же, с. 15].
164 Обучающие компьютерные технологии, то есть фактически информационно-коммуникационные, предоставляют возможность максимально персонифицировать режим работы обучающегося в соответствии с его темпераментом (характером), психофизиологическими особенностями организма, одарённостью, а также работоспособностью. Их применение в музыкальном образовании, с одной стороны, является результатом общей компьютеризации современного социума, с другой — позволяет существенно интенсифицировать методику обучения. В частности, обновить и интегрировать самые
разные направления профессиональной образовательной деятельности: историю и теорию музыки, звукорежиссуру, аранжировку и инструментовку, восприятие и интерпретацию нотного текста, технические средства обучения, эстрадный вокал, вокальный и вокально-инструментальный ансамбли и т. п.
Практически идентичным понятием является предлагаемый исследователями термин «музыкально-компьютерные технологии» (И. Б. Горбунова [15], С. В. Пучков [16], С. А. Филатов [17] и др.). Анализ исследовательских трактовок данного понятия показывает, что в настоящее время есть основания говорить о том, что сформирована некая новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности музыканта, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующих профессиональных знаний и умений, как в музыкальной области, так и в области информатики. Так, С. А. Филатов обращает внимание на то, что музыкально-компьютерные технологии представляют собой совокупность специальных музыкальных дисциплин учебного плана того или иного образовательного направления (например, музыкальная акустика, музыкальная информатика, цифровые аудиотехно-логии и др.); совокупность методов профессиональной подготовки музыкантов, связанных с работой на компьютере и применяемых в процессе освоения разных дисциплин учебного плана [17, с. 4].
В качестве пояснения заметим, что подобные технологии являются предметом целенаправленного мето-
дического изучения во многих музыкальных образовательных учреждениях мира. Это, например, Institut de Rechercheet Coordination Acoustique/ Musique (IRCAM) и Centre d'Etudes Mathématiques et Automatique Musicales (CEMAMu) в Париже; Center for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA) Стенфордского университета; San Diego Supercomputer Center (SDSC) Калифорнийского университета; Научно-исследовательский центр музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Учебно-методическая лаборатория музыкально-компьютерных технологий Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Общемировой тенденцией развития информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в сфере музыкального образования является их востребованность как в сфере профессионального, так и общего образования [18; 19]. Формируется новая образовательная творческая среда (компонентами которой являются: компьютер и программное обеспечение), в недрах которой происходит разработка новых методик, сориентированных на решение тех или иных музыкально-педагогических задач.
Характеристика компьютерных программ и электронных образовательных ресурсов, используемых в процессе обучения эстрадному пению
Проблема применения компьютеров в музыкальном образовании, в частности, при обучении эстрадно-
му пению многоаспектна и многозначна. Информационно-коммуникационные технологии способствуют более полной реализации дидактических функций учебных методов, заложенного в них потенциала. В свою очередь, использование электронных образовательных ресурсов способствует успешному освоению содержания образования, интенсифицирует процесс развития творческих способностей обучающихся.
Компьютер открывает широкие возможности для творческого поиска. Различные компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе обучения эстрадному пению, в своей совокупности обладают большим педагогическим потенциалом. Одни из них выполняют роль «тренажёра», другие — становятся незаменимым источником энциклопедических сведений (электронная библиотека); являются средством контроля собственной художественно-исполнительской деятельности; служат средством коммуникации между педагогом и обучающимися, а также 165 между обучающимися.
Практика показывает, что использование компьютерных программ для интенсификации процесса обучения эстрадному пению позволяет решать разнообразные задачи — повышать мотивацию к учению, оптимизировать учебное время за счёт вынесения за рамки урока энерго- и времязатратных вопросов, например, проверять уровень знаний и умений с помощью различных модулей проверки знаний и компьютерных тренажёров. Сведения о качестве интерпретации либо о вокальных данных, полученные от таких
устройств носят объективированный характер.
Приведём классификацию электронных образовательных ресурсов (по С. П. Полозову [14]), существенно модифицированную нами с учётом специфики обучения эстрадному пению (см. таблицу).
Ознакомление обучающихся эстрадному вокалу с электронными образовательными ресурсами, которые им предстоит использовать в своей профессиональной деятельности, обусловлено необходимостью алгоритмизации их действий по аналогии с применением стандартных образовательных электронных ресурсов (информационные и познавательно-развлекательные программы и при-
ложения, размещённые в сети Интернет, различного рода электронные устройства, коммуникаторы, плейеры и т.п.). Базовое отличие заключается в целенаправленности, рациональности и эффективности такого рода учебной деятельности.
Охарактеризуем хотя бы в самом обобщённом виде педагогический потенциал различных типов и видов образовательных электронных ресурсов с учётом их включения в учебный процесс подготовки будущих эстрадных певцов.
К наиболее простым электронным образовательным ресурсам в плане их освоения следует отнести гипертекстовые - электронная библиотека, гипертекстовая база дан-
Таблица Table
Классификация электронных образовательных ресурсов как педагогического инструментария педагога в классе эстрадного вокала Classification of electronic educational resources as pedagogic tools at the class of pop vocal
166
Класс Тип Вид
Образовательные Презентативные Учебник
(демонстрационные) Учебное пособие
Презентация
Обучающие Креативные Музыкальный редактор
Компьютерный синтезатор
Мобильные приложения для сольного и ансамблевого пения
Генератор минусовых фонограмм
Тренинговые Вокальные тренажеры
Программы, диагностирующие звуковысотность и чистоту интонирования
Тестовые Виртуальный практикум
Блиц-опрос
Модуль проверки знаний
Справочные Гипертекстовые Электронная библиотека
Гипертекстовая база данных
Библиотека плагинов (оцифрованные вокальные записи)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
Т. 7. № 4. 2019. VOL. 7. № 4. 2019.
ных, библиотека плагинов (оцифрованные эстрадные вокальные записи). Их использование может продуктивно повлиять на процесс профессионального развития начинающего эстрадного певца. В частности, различного рода электронные библиотеки и гипертекстовые базы данных — это интерактивный источник знаний в области музыкально-исполнительского искусства, расширяющий кругозор обучающегося и оказывающий логическое воздействие на процессы создания интерпретации эстрадного вокального произведения. Начинающие эстрадные вокалисты знакомятся с историческими, теоретическими и художественно-исполнительскими особенностями различных стилей и направлений в эстрадной музыке, что позволяет им подходить к собственной исполнительской деятельности более ответственно.
Немаловажную роль играют такие электронные образовательные ресурсы, как нотная библиотека. Широкий выбор, возможность найти и скачать ноты также способствуют расширению профессиональных возможностей обучающихся — эстрадных вокалистов.
Наиболее продуктивным является обращение начинающих эстрадных вокалистов к такому электронному ресурсу как библиотека плагинов (оцифрованные эстрадные вокальные записи). Возможность в предельно короткий срок получить представление о звучании того или иного музыкального произведения, проанализировать его, услышать в разных аранжировках, а также выбрать для себя оптимальную интерпретацию существенно оптимизиру-
ет представления обучающихся об эстрадном искусстве.
Изучение электронных образовательных ресурсов, относящихся к презентативному типу - различных интерактивных учебников и учебных пособий (в том числе видео-), в основном направлено на перенимание опыта выдающихся вокалистов-исполнителей и педагогов, которые делятся своими воззрениями на эстрадное вокальное искусство. Конкретные видео-школы, видео-пособия, медиа-уроки (открытые уроки), размещённые в сети Интернет, представляют несомненную педагогическую ценность, так как «расшифровывают» не только нормированное знание в области эстрадного вокального искусства, но и раскрывают, зачастую, творческую лабораторию выдающегося исполнителя или всемирно признанного вокального педагога, позволяют не только приобщиться к их творческим поискам, проанализировать конкретные исполнительские или методические указания, но и попытаться реализовать эти указания и рекомендации на практике. Опыт изучения конкретных видео-школ, видео-пособий, медиа-уроков является весьма продуктивным ещё и потому, что он способствует повышению мотивацион-ной составляющей обучения. Начинающие эстрадные вокалисты не просто стремятся подражать выдающимся исполнителям (секреты мастерства которых они видели на компьютерном мониторе), но и получают дополнительный стимул для самосовершенствования в избранной профессиональной области.
К креативному типу электронных образовательных ресурсов отно-
167
сятся различного рода музыкальные редакторы, компьютерные синтезаторы (микшеры), мобильные приложения для сольного и ансамблевого пения, генераторы минусовых фонограмм.
Сущность интерактивных музыкальных редакторов достаточно подробно освещена в специальной - музыковедческой, технической, методической - литературе, поэтому заметим, что такого рода электронные образовательные ресурсы удобны для создания собственных музыкальных сочинений или аранжировок, когда необходим нотный текст (например, в ансамблевом творчестве). Несомненно полезным, как свидетельствует наша практика, становится обращение обучающихся к музыкальным редакторам не только для отображения в виде нотной записи своих собственных сочинений, но и для отображения на нотоносце различных тренингов, упражнений, интонационных попевок, призванных совершенствовать их вокальное мастерство.
168 Компьютерные синтезаторы и генераторы минусовых фонограмм представляют собой удобное и незаменимое средство для сопровождения собственной музыкально-исполнительской и образовательной деятельности обучающихся эстрадному пению, когда необходимо в сжатые сроки получить минусовую фонограмму в отсутствие доступа или невозможности по какой-либо причине найти её в электронной библиотеке, нототеке или интерактивной базе данных.
Электронные образовательные ресурсы, относящиеся к тренингово-му типу - вокальные тренажёры, а
также различные программы, диагностирующие звуковысотность и чистоту интонирования, — носят локальный, узкопрактический характер. Они направлены на совершенствование конкретных умений и навыков обучающихся эстрадному пению. Принцип работы вокальных тренажёров наиболее продуктивно реализуется в совместном музицировании, когда обучающийся может выбрать для пения в ансамбле любого певца из любой страны, оставить «заявку» и дождаться отклика. Подобное совместное музицирование несёт в себе элемент случайности и дополнительно стимулирует обучающихся к совершенствованию собственных исполнительских умений и навыков.
Наконец, наиболее важные для продуктивной работы педагога в классе эстрадного вокала электронные образовательные ресурсы — это тестовые ресурсы: виртуальный практикум, блиц-опрос, модуль проверки знаний. Подобные ресурсы способствуют оптимальному оцениванию как вокальных данных обучающегося, так и его конкретных умений в области эстрадного вокала. В частности, виртуальный практикум помогает ставить задачи и максимально оперативно решать их, освобождая время для более детальной работы над музыкальными произведениями.
Блиц-опрос позволяет на промежуточных стадиях оценивать профессиональные представления обучающихся, определять степень адекватности понимания ими различных указаний педагога. На основе результатов блиц-опроса обучающиеся получают возможность давать характеристику своей исполнительской
деятельности, а также при необходимости, корректировать свои творческие устремления.
Модуль проверки знаний служит для тестирования интеллектуального уровня обучающегося эстрадному пению. Механизм такой проверки может включать в себя интерактивные ответы на вопросы, непосредственно связанные со спецификой профессиональной деятельности каждого обучающегося — эстрадного певца.
Перечислим также ещё некоторые возможности компьютера, овладение которыми представляется необходимым как для педагога эстрадного вокала, так и для всех обучающихся этому виду вокального искусства:
• запись, редакция и печать партитур;
• запись, редактирование и дальнейшее исполнение партитур при помощи компьютерных звуковых карт или внешних синтезаторов, подключённых с помощью интерфейса MIDI;
• оцифровка звуков, шумов, имеющих различную природу, и дальнейшая их обработка и преобразование с помощью программ-секвенсоров;
• гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей и возможностью их редакции вплоть до изобретения своих собственных (стилей);
• сочинение мелодий на так называемой «случайной основе», путём последовательного выбора музыкальных звуков;
• управление звучанием электронных инструментов посредством введения определённых параметров до начала исполнения;
• запись партий акустических инструментов и голосового сопровождения в цифровом формате с по-
следующим их хранением и обработкой в программах-редакторах звука;
• программный синтез новых звучаний при помощи математических алгоритмов;
• запись звуковых компакт-дисков.
Технологические аспекты применения электронных образовательных ресурсов в процессе профессионального
обучения эстрадному вокалу
Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы, «автоматизируя» деятельность педагога и обучающегося, берут на себя выполнение части их функций. Причём такие «делегированные» функции педагога принципиально отличаются от функций обучающегося. Если первые, воспроизводящие деятельность педагога, предполагают прямое обучающее воздействие, то вторые, способствующие осуществлению образовательной деятельности обучающегося, непосредственно не связаны с таким воздействием. Таким образом, происходит естественное разделение всех функций, выполняемых компьютером, на обучающие и учебные [19].
Обучающие функции принято разделять на три разновидности, которые в целом соответствуют этапам дидактического цикла: 1) предъявление учебного материала; 2) формирование навыков; 3) осуществление контроля. При предъявлении учебного материала - это его прямое декларирование, информационная поддержка решения проблемной ситуации, акустическая демонстрация нотных примеров или показ функ-
169
170
ционирования голосовой модели; при формировании навыков — тренаж или дидактическая игра; при осуществлении контроля — тестирование, викторина, исполнение эстрадной вокальной программы.
Учебные функции, которые способствуют формированию у обучающегося опыта творческой деятельности, также условно разделяют на три разновидности: справочник, инструментарий творческой деятельности и исследовательская (творческая) лаборатория. Здесь возможна спецификация в зависимости от конкретных форм образовательной деятельности. Так, в качестве справочника компьютер может использоваться для проведения информационно-поисковой работы; в качестве инструментария творческой деятельности — для решения задач по гармонии и инструментовке, сочинения или исполнения музыки, создания музыкальных фонограмм; наконец, в качестве исследовательской лаборатории — для проведения статистического анализа музыкального текста, построения моделей различных форм музыкальной деятельности и проведения экспериментов.
Вместе с тем существуют функции, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть «делегированы» компьютеру, и его роль в учебном процессе в целом останется вспомогательной. Педагог выполняет коммуникативную и управленческую функции, осуществляя общую организацию, стратегическое управление и необходимую корректировку познавательной деятельности обучающегося. В задачи педагога входят поиск эффективных путей использования компьютера, выбор со-
ответствующего для каждого обучающегося уровня сложности учебных заданий, распределение рабочего времени между различными видами и формами работы на занятии и т. п. Обучающийся присваивает содержание изучаемой дисциплины, делая его личностно значимым и ценным.
Заметим, что в подавляющем большинстве изданий, посвящённых методике обучения эстрадному вокалу, излагаются теоретические и практические аспекты постановки голоса эстрадного вокалиста, рассматриваются вопросы эстрадного и джазового вокального репертуара, исследуются те ли иные проблемы художественно-технического совершенствования обучающегося эстрадному вокалу на разных уровнях образования. Такие издания, как правило, не выходят за рамки обобщения собственного, подчас уникального, авторского опыта и предлагают достаточно эффективные, но традиционные методики (О. Я. Клипп, О. И. Полякова [20], В. И. Коробка [21], А. С. Поляков [22], Л. В. Романова [23], Л. Р. Сёмина, Д. Д. Сёмина [24] и др.).
Рассматривая возможность применения электронных образовательных ресурсов в контексте профессионального обучения эстрадному пению, необходимо подчеркнуть, что информационно-коммуникационное обеспечение и функционирование любой формы образовательной деятельности являются неотъемлемой технологической составляющей процесса обучения. Применение педагогом эстрадного вокала электронных образовательных ресурсов позволяет осуществлять обучение, используя разнообразные методы, приёмы, фор-
мы и средства, а также цифровые программные продукты: хрестоматии, тексты из специальных словарей и энциклопедий, различные тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики, виртуальные практикумы, аудио- и видеофрагменты эстрадных произведений, VST-инструменты (подключаемые плагины), виртуальные методические указания, мультимедийные примеры эталонного звучания, оптимальные вокальные упражнения, не повторяющие традиционные образовательные материалы; проводить контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (тесты, виртуальные викторины, мультимедиа-конкурсы на лучшее исполнение конкретного музыкального произведения).
Образовательные контакты между педагогом и обучающимся могут осуществляться с помощью электронной почты, телеконференций, веби-наров. Интенсивность таких форм общения обусловлена системой методов и может соответствовать по объёму традиционным формам педагогического взаимодействия.
Наиболее перспективным, с точки зрения повседневной практики обучения эстрадному вокалу, является, на наш взгляд, широкое внедрение таких электронных образовательных ресурсов как мобильные приложения для сольного и ансамблевого пения и вокальные тренажёры (Perfect pitch, Smule, Vanido, Vo-caberry, Yousician и др.). Именно эти типы электронных образовательных
ресурсов подразумевают комплексную возможность применения их и в исходном первоначальном виде, и после целенаправленной адаптации с учётом специфики обучения эстрадному вокалу, и в комбинированном из нескольких отдельных ресурсов виде, наиболее соответствующем решению текущих методических задач, стоящих перед тем или иным обучающимся. Однако это тема отдельной статьи, основанной на всестороннем теоретическом рассмотрении места и значения электронных образовательных ресурсов в практике обучения эстрадному вокалу.
Заключение
Рассмотрев педагогические и технологические аспекты применения электронных образовательных ресурсов в процессе профессионального обучения эстрадному вокалу, мы можем констатировать многообразие подходов к музыкальному образованию в контексте информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий. Большое количество компьютерных программ содержат в себе алгоритмы развития и совершенствования исполнительского мастерства будущих эстрадных певцов, предусматривают различные формы образовательного контента и взаимодействия педагога с обучающимся, существенно дополняют и расширяют возможности традиционного обучения эстрадному вокалу. Всё более очевидным становится неисчерпаемость ресурсов формирования новых информационных образовательных сред, в условиях которых оптимально функционируют различные методи-
171
ки интерактивного обучения. Особо подчеркнём способность к самоорганизации и саморазвитию подобных систем/сред, когда на всех этапах музыкально-образовательного процесса существует не только доступ
к уже готовым электронным образовательным ресурсам (электронным учебным модулям), но и возможность создавать их в соответствии с тематикой и задачами конкретного образовательного процесса.
172
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Каменский Я. А. Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009. 288 с.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002. 208 с.
3. Аманашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 559 с.
4. Талызина Н. Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории // Современная высшая школа. 1977. № 1. С. 91-96.
5. Сластенин В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 49-74. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannye-tehnologii-professionalno-pedagogiches kogo-obrazovaniya (дата обращения: 06.06.2019).
6. Селевка Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
7. БеспалькаВ. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
8. Монахов В. М. Разработка прогностической модели развития теории обучения для IT-образования / Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Том 13. № 2. С. 111-121.
9. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 224 с.
10. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колу-паева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. 237 с.
11. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). М.: Педагогика, 1988. 192 с.
12. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 270 с.
13. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 192 с.
14. Полазав С. П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: дис. ... канд. искусств.: 17.00.02. Новосибирск, 2000. 238 с.
15. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство: материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». Казань, 2013. С. 7-12.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
Т. 7. № 4. 2019. VOL. 7. № 4. 2019.
16. Пучков С. В. Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества: дис. ... канд. искусств.: 17.00.09. СПб., 2002. 278 с.
17. Филатов С. А. Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2013. 19 с.
18. Бадарч Д., Хорошилов А. В. Инициативы ЮНЕСКО в области применения ИКТ в профессиональном и техническом образовании // Образовательная политика. 2012. № 1 (57). С. 112-121.
19. Суслова Н. В. Профессионально-ориентированный подход к определению компетентности учителя музыки в области информационно-коммуникационных технологий // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2017. № 2. С. 172-177.
20. Клипп О. Я., Полякова О. И. Теоретические и методические основы эстрадной, вокальной и инструментальной музыки. М.: МПГУ, 2003. 45 с.
21. Коробка В. И. Вокал в популярной музыке: Метод. пособие для руководителей самодеят. эстрад.-муз. коллективов. М.: Б. и., 1989. 44 с.
22. Поляков А. С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс. М.: Согласие, 2015. 248 с.
23. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала: учебное пособие. СПб.: Лань, 2007. 40 с.
24. Сёмина Л. Р., Сёмина Д. Д. Эстрадно-джазовый вокал: учеб.-метод. пособие. Владимир: ВлГУ, 2015. 92 с.
Поступила 25.06.2019; принята к публикации 27.08.2019. Об авторе:
Моисеев Евгений Олегович, выпускник аспирантуры кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», [email protected]
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
173
1. Komensky J. A.: Uchitel' uchitelej ("Materinskaya shkola", "Velikaya didaktika" i dr. proizv. s sokrashch.) [Teacher of Teachers ("Mother School", "Great Didactics" and other works with abbreviations)]. Moscow: Karapuz Publ., 2009. 288 p. (in Russian).
2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskayaantropologiya [Pedagogical Anthropology]: a course of lectures. Moscow: URAO Publ., 2002. 208 p. (in Russian).
3. Amonashvili Sh. A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo protsessa [Personal and Humane Basis ofthe Pedagogical Process]. Minsk: Universitetskoe Publ., 1990. 559 p. (in Russian).
4. Talyzina N. F. Tekhnologiya obucheniya i eyo mesto v pedagogicheskoj teorii [Training Technology and its Place in Pedagogical Theory]. In: Sovremennaya vysshaya shkola [Modern higher school]. 1977, no. 1, pp. 91-96 (in Russian).
5. Slastenin V. A. Lichnostno orientirovannye tekhnologii professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [The Person-Centered Technologies of Pedagogical Vocational Training]. In:
174
Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2008, no. 1, pp. 49-74. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/lichnostno-orientirovannye-tehnologii-professiona lno-pedagogicheskogo-obrazovaniya (accessed: 06.06.2019) (in Russian).
6. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern Educational Technologies]: textbook. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 1998. 256 p. (in Russian).
7. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of Pedagogical Technologies]. Moscow: Pedagogika Publ., 1989. 190 p. (in Russian).
8. Monahov V. M. Razrabotka prognosticheskoj modeli razvitiya teorii obucheniya dlya IT-obrazovaniya [Creating a Prognostic Model for the Development of Training Theory for IT Education]. In: Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education]. 2017, vol. 13, no. 2, pp. 111-121 (in Russian).
9. Klarin M. V. Innovatsii v obuchenii: metafory i modeli: Analiz zarubezhnogo opyta [Innovations in Training: Metaphors and Models: Analysis of Foreign Experience]. Moscow: Nauka Publ., 1997. 224 p. (in Russian).
10. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v uchebnom processe vuza: metodicheskoe posobie [Modern Educational Technologies in the Educational Process of the University: a Methodological guide]. Authors and compilers N. E. Kasatkina, T. K. Gradusova, T. A. Zhukova, E. A. Kagakina, O. M. Kolupaeva, G. G. Solodova, I. V. Timonina; executive editor N. E. Kasatkina. Kemerovo: State Educational Institution "KRIRPO", 2011. 237 p. (in Russian).
11. Mashbic E. I. Psihologo-pedagogicheskieproblem komp'yuterizacii obucheniya (Pedagogicheskaya nauka - reforme shkoly) [Psychological and Pedagogical Problems of Computerization of Education (Pedagogical science to school reform)]. Moscow: Pedagogika, 1988. 192 p. (in Russian).
12. Levina M. M. Tekhnologii professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Technologies of Professional Pedagogical Education]. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Akademiya, 2001. 270 p. (in Russian).
13. Panfilova A. P. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie [Innovative Pedagogical Technologies: Active Training]. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Akademiya, 2009. 192 p. (in Russian).
14. Polozov S. P. Obuchayushchie komp'yuternye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii [Educational Computer Technologies in Music Education]: PhD issertation (History of arts). Novosibirsk, 2000. 238 p. (in Russian).
15. Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya [Music and Computer Technologies in the System of Modern Music Awareness and Education]. In: Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obshchego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya" [Pedagogy and psychology, culture and art: materials of the VII International scientific and practical conference "Pedagogy and psychology, culture and art: problems of general and special humanitarian education"]. Kazan, 2013, pp. 7-12 (in Russian).
16. Puchkov S. V. Muzykal'nye komp'yuternye tekhnologii kak novyj instrumentarij sovremennogo tvorchestva [Musical Computer Technologies as a New Tool of Modern Creativity]: PhD Dissertation (Arts). Saint-Petersburg, 2002. 278 p. (in Russian).
17. Filatov S. A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii kak sredstvo professional'noj podgotovki studentov-muzykantov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Music and Computer
Technologies as a Means of Professional Training of Students-Musicians with Disabilities]. Extended abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2013. 19 p. (in Russian).
18. Badarch D., Horoshilov A. V. Iniciativy UNESCO v oblasti primeneniya IKT v professional'nom i tekhnicheskom obrazovanii [UNESCO Initiatives in the Field of ICT Application in Professional and Technical Education]. In: Obrazovatel'naya politika [Educational policy]. 2012, no. 1 (57), pp. 112-121 (in Russian).
19. Suslova N. V. Professionally Oriented Approach to a Competence Definition of Music Teacher in the Area of Information and Communication Technologies. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2017, no. 2, pp. 172-177 (in Russian).
20. Klipp O. Ya., Polyakova O. I. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy estradnoj, vokal'noj i instrumental'noj muzyki [Theoretical and Methodological Foundations of Pop, Vocal and Instrumental Music]. Moscow: MPGU Publ., 2003. 45 p. (in Russian).
21. Korobka V. I. Vokal v populyarnoj muzyke [Vocals in Popular Music]: Methodical manual for the leaders of amateur pop-musical groups. Moscow: sine nomine, 1989. 44 p. (in Russian).
22. Polyakov A. S. Metodika prepodavaniya estradnogo peniya [Methods of teaching pop singing]. Express course. Moscow: Soglasie Publ., 2015. 248 p. (in Russian).
23. Romanova L. V. Shkola estradnogo vokala [School of pop vocal]: Textbook. Saint-Petersburg: Lan' Publ., 2007. 40 p. (in Russian).
24. Semina L. R., Semina D. D. Estradno-dzhazovyj vocal [Pop-jazz vocals]: Educational and methodological guide. Vladimir: VlGU Publ., 2015. 92 p. (in Russian).
Submitted 25.06.2019; revised 27.08.2019.
About the author:
Evgeniy O. Moiseev, graduate of the post-graduate Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
175