Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационное взаимодействие общеобразовательных организаций в социокультурном пространстве'

Информационно-коммуникационное взаимодействие общеобразовательных организаций в социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION / IMPROVING THE QUALITY OF AN EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова А. А.

В статье рассматривается проблема организации информационно-коммуникационного взаимодействия общеобразовательных организаций как средство оптимизации процессов управления и установления взаимосвязи с другими образовательными организациями. По мнению автора, формирование информационно-коммуникационного взаимодействия общеобразовательных организаций с целевыми аудиториями, предполагает систему отношений между участниками, построенную в виде открытого ресурсного информационного пространства. Оно способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству, что позволит организовывать действенную коммуникацию с различными элементами современной инфраструктуры знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION INTERACTION OF SCHOOLS IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE

The article considers a problem of organization of information-communication relationship between educational organizations as a means of optimization of management processes and establishing relationships with other educational organizations. According to the author, forming interactive relations between schools in the level of information and communication implies a system of relations between parties, built as an open resource of information space. It contributes to an effective and mutually beneficial cooperation that will allow organizing effective communication with various elements of modern infrastructure knowledge. Joint activities of educational institutions in the information-communication environment, aimed at achieving common goals, common objectives, allows all stakeholders pooling resources, helps to create a professional teaching communities.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационное взаимодействие общеобразовательных организаций в социокультурном пространстве»

• реагировать на академические успехи и поведение друг друга, т.е. в группе налажена обратная связь; каждый член группы, обучающийся в сотрудничестве, постоянно на виду, в поле зрения своих товарищей, все его поступки находят незамедлительный отклик, а если он нуждается в помощи, она обязательно будет ему оказана;

• учить друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения; конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему, а также формируют много других полезных навыков;

• поддерживать друг друга в стремлении учиться как можно лучше; студент, помогающий учиться своим товарищам, сам начинает делать заметные успехи;

• оказывать влияние друг на друга;

• иметь четко выраженную мотивацию и стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели;

• создавать обстановку взаимного доверия и поддерживать «установленную планку» на высоком уровне; доверять другу, поскольку взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого;

• успешно справляться со стрессами и раздражительностью. Сосредоточенность на достижении общего успеха отвлекает от собственных проблем и благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся [3].

Библиографический список

Построение образовательного процесса, на основе технологии «обучение в сотрудничестве», направленное на обучение миролюбию, означает необходимость уделить особое внимание вопросам повышения уровня профессионально - педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, что способствовало бы развитию общекультурных компонентов личности, воспитанию «человека духовного», внутренне ориентированного, признающего и принимающего многообразие мира и культур, способного противостоять давлению среды и сложившимся стереотипам мышления и поведения, ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

К факторам, стимулирующим обучение миролюбию, можно отнести потребность самоактуализации, самоутверждения, осознание ответственности за себя и других, настойчивость, критичность, гибкость. К сдерживающим факторам мы относим отсутствие стойких убеждений и уверенности своих позиций, стереотипность мышления, а также привычку подчинения, игнорирование, повышенную нервозность.

В конечном счете, обучение миролюбию на основе толерантного мировосприятия призвано обеспечить умение жить среди людей, извлекая из него пользу и моделируя на его основе плюралистическое и сбалансированное мировое сообщество, основанное на мировой культуре.

1. Концепция и основные направления программы развития культуры мира в России в рамках проекта ЮНЕСКО «На пути к культуре мира». Власть. 2000; 6: 35 - 50.

2. Гершундский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. Педагогика. 2002; 7: 3 - 12.

3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. Москва: «Бонфи», 2001.

References

1. Koncepciya i osnovnye napravleniya programmy razvitiya kul'tury mira v Rossii v ramkah proekta YuNESKO «Na puti k kul'ture mira». Vlast'. 2000; 6: 35 - 50.

2. Gershundskij B.S. Tolerantnost' v sisteme cennostno-celevyh prioritetov obrazovaniya. Pedagogika. 2002; 7: 3 - 12.

3. Ri'erdon B. 'E. Tolerantnost'- doroga kmiru. Moskva: «Bonfi», 2001.

Статья поступила в редакцию 20.05.15

УДК 378

Rybakova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

INFORMATION AND COMMUNICATION INTERACTION OF SCHOOLS IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE. The article considers a problem of organization of information-communication relationship between educational organizations as a means of optimization of management processes and establishing relationships with other educational organizations. According to the author, forming interactive relations between schools in the level of information and communication implies a system of relations between parties, built as an open resource of information space. It contributes to an effective and mutually beneficial cooperation that will allow organizing effective communication with various elements of modern infrastructure knowledge. Joint activities of educational institutions in the information-communication environment, aimed at achieving common goals, common objectives, allows all stakeholders pooling resources, helps to create a professional teaching communities.

Key words: informatization, information and communication technologies, information and communication, improving the quality of an educational system.

А.А. Рыбакова, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается проблема организации информационно-коммуникационного взаимодействия общеобразовательных организаций как средство оптимизации процессов управления и установления взаимосвязи с другими образовательными организациями. По мнению автора, формирование информационно-коммуникационного взаимодействия общеобразовательных организаций с целевыми аудиториями, предполагает систему отношений между участниками, построенную в виде открытого ресурсного информационного пространства. Оно способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству, что позволит организовывать действенную коммуникацию с различными элементами современной инфраструктуры знаний.

Ключевые слова: информатизация, информационные и коммуникационные технологии, информационно-коммуникационное взаимодействие, повышение качества системы образования.

В основу модернизации системы образования положены Федеральная программа развития образования, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, предполагающие качественные изменения в содержании образования, экономике и управлении системой образования. Первостепенной задачей на сегодняшний день является повышение качества системы образования, отвечающего требованиям современной экономики, основанной на достижениях современной науки.

В сложившихся условиях интенсивного внедрения информационных и коммуникационных технологий во все процессы образовательных учреждений, менеджмент в сфере образования, требует от руководителей образовательных организаций умения эффективно использовать различные информационные ресурсы и средства информационных и коммуникационных технологий в оптимизации процессов управления и установления взаимосвязи с другими образовательными организациями. Современные информационные и компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, которая значительно повысит его эффективность.

Проблема закрытости систем общеобразовательных организаций внешним воздействиям, является одной из ключевых в процессе модернизации образования. Одним из вариантов ее решения может стать организация информационно-коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса. Информационно-коммуникационное взаимодействие общеобразовательных организаций в социокультурном пространстве является важным элементом системы государственно-общественного управления в образовании. Государственно-общественное управление в общем образовании определяют как постоянное ответственное взаимодействие в управлении общим образованием как различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику и гарантии государства в области образования, так и различных субъектов социума, также выражающих интересы в области образования [1].

В настоящее время деятельность общеобразовательных организаций рассматривается как взаимосвязанные последовательные процессы, проходящие через все подразделения, которые задействованы во всех службах и ориентированы на реализацию поставленных стратегических целей.

В условиях модернизации образования для повышения эффективности процесса управления общеобразовательной организацией, возникает необходимость в определенном инструментарии, который поможет руководству принимать оптимальные управленческие решения, и эффективно осуществлять управленческую деятельность в целом. Таким инструментом может выступать организация информационно-коммуникационного взаимодействия общеобразовательных организаций в социокультурном пространстве.

Формирование информационно-коммуникационного взаимодействия общеобразовательных организаций с целевыми аудиториями, предполагает систему отношений между участниками, построенную в виде открытого ресурсного информационного пространства. Оно способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству, что позволит организовывать действенную коммуникацию с различными элементами современной инфраструктуры знаний, организациями системы формального и неформального образования, культурными и научными центрами, производственными предприятиями, представителями различных профессиональных и общественных групп. Организация двусторонней связи, будет способствовать удовлетворению информационных потребностей субъектов внешней среды относительно деятельности образовательных организаций, и получать обратную связь от представителей социума относительно

полученной информации с целью повышения эффективности своей деятельности [2]. Поэтому можно сделать вывод, что в сложившихся условиях важным направлением в деятельности любой образовательной организации становится развитие информационно-коммуникационного взаимодействия с целью совершенствования педагогической среды. Такое взаимодействие позволит максимально эффективно использовать кадровый потенциал, всей организационно-технической и методической базы учреждений, расширит образовательные возможности каждого участника, способствует разработке и внедрению сетевых образовательных программ и проектов для обеспечения доступности и выбора качественного образования. Организация информационно-коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса предполагает организацию определенной сети контактов, по различным направлениям деятельности и структурным компонентам общеобразовательных организаций. Такое сетевое взаимодействие на основе информационных и коммуникационных технологий в сфере образования определяют как горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями по распространению функционала и ресурсов для достижения общих целей и решения общих задач [2]. Основная идея такого взаимодействия это конкурентное сотрудничество, сформированное на доверии и уважении, кооперации, адаптации, обязательства и сетевой позиции.

Такая образовательная сеть консолидирует различные образовательные ресурсы, расширяет спектр вариативных образовательных программ, что в свою очередь дает большую возможность учащимся конкретного образовательного учреждения через такое взаимодействие строить индивидуальную образовательную траекторию. Сетевой принцип организации работы общеобразовательной организации способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что как следствие приводит к повышению качества образования и развитию ключевых компетенции [3]. Основой функционирования такой образовательной сети является конкретные проекты, реализуемые по средствам информационно коммуникационной среды. Решения задач будет сопровождаться изменениями в механизмах взаимоотношений между элементами сети. Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных преподавателей различных вузов и специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, участия учеников в научных исследованиях, создание дополнительных условий по поддержке и развитию одаренных детей, повышения качества образования и квалификации педагогических кадров школы. Исходя из понимания сущности сети и информационно-коммуникационного взаимодействия, разработка и реализация сетевых образовательных программ, проектов предъявляет новые требования всем участникам образовательной сети, существенной перестройки организации образовательного процесса, изменения структуры организации образования [4; 5].

Совместная деятельность образовательных учреждений в условиях информационно-коммуникационной среды, направленна на достижение общей цели, решения общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, предоставлять обучающимся доступ к интегрированным образовательным ресурсам, дает возможности увеличивать образовательный потенциал школы, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Таким образом, информационно-коммуникационное взаимодействие предполагает качественное преобразование современной общеобразовательной практики.

Библиографический список

1. Косарецкий С.Г. Информационное взаимодействие школы с общественностью: понятийный аппарат и семантико-смысловое пространство. Available at: http://isiksp.ru/yrarbil/ykcerasok_sg/ykcerasok-000003.html

2. Тузовская И.И., Палехина М.С. Возможности сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и дополнительного образования детей. Образование. Карьера. Общество. 2014; 2 (41)

3. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития образовательного учреждения. Available at: http://anyanova. tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/02/cetevoy.pdf

4. Уварова Н.Н. Роль Сетевых сообществ в профессиональной педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 119 - 120.

5. Уварова Н.Н., Пальцева А.А. Особенности системы высшего образования в России и США. Экономика и социум. 2013; 4-3 (9): 333 - 336.

References

1. Kosareckij S.G. Informacionnoe vzaimodejstvie shkoly s obschestvennost'yu: ponyatijnyj apparat i semantiko-smyslovoe prostranstvo. Available at: http://isiksp.ru/yrarbil/ykcerasok_sg/ykcerasok-000003.html

2. Tuzovskaya I.I., Palehina M.S. Vozmozhnosti setevogo vzaimodejstviya uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Obrazovanie. Kar'era. Obschestvo. 2014; 2 (41)

3. Setevoe vzaimodejstvie kak faktorinnovacionnogo razvitiya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Available at: http://anyanova.tomsk.ru/wp-con-tent/uploads/2013/02/cetevoy.pdf

4. Uvarova N.N. Rol' Setevyh soobschestv v professional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 119 - 120.

5. Uvarova N.N., Pal'ceva A.A. Osobennosti sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii i SShA. 'Ekonomika isocium. 2013; 4-3 (9): 333 - 336.

Статья поступила в редакцию 15.05.15

УДК 378

Ryakina O.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Head of Language Communication Department,

Russian Academy of Music n.a. the Gnesins, E-mail: [email protected]

DEVELOPING PROFESSIONAL RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGN STUDENTS AT UNIVERSITIES FOR MUSIC ART AND CULTURE. The article describes ways of developing the Russian language for professional purposes for foreign students of universities for music art and culture. Professional language teaching is discussed in the context of actualizing scientific knowledge of students in the area of music in view of identity and characteristics of their professional communication. The contents of music oriented language is represented as a professionally determined mode of revealing connections and relations of non-language reality being a base for communication of students dealing with the music field. Such an approach to teaching Russian language for professional purposes to foreign students is the most effective, and grants them unimpeachable advantages to them in their professional communication in the area of music.

Key words: language for professional purposes, students, professional knowledge, music oriented language, communication.

О.Р. Рякина, д-р пед. наук, канд. филол. наук, доц., зав. каф. языковой коммуникации, Российская академия музыки

им. Гнесиных, г. Москва, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

В статье предложены пути развития музыкально-профессиональной направленности в процессе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному. Профессионально ориентированное обучение языку рассматривается в контексте реализации научного знания в области музыкального искусства и культуры в содержание обучения профессиональной музыкальной речи, учитывая его природу и характеристики. При этом содержание языка профессиональной музыкальной речи представлено как профессионально обусловленный способ раскрытия связей и отношений внеязыковой реальности в качестве основы речевой деятельности музыкального специалиста.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение языку, студенты, терминологическая система, предметное профессиональное знание.

Информация в области музыкального искусства и культуры кодируется при помощи вербальных кодов терминологических систем, содержащих термины, лексический состав которых определяется их включением в семантические поля процесса, явления, состояния, качества; метода, теории; наблюдения; характеристики; эксперимента; сравнения, сопоставления, противопоставления; классификации и др. Рассматриваемые терминологические системы музыкального искусства и культуры характеризуются значительным числом составляющих ее единиц (монолексемные и полилексемные термины), термино-единств, синтезирующих в своих связях логико-понятийное содержание монолексемных и полилексемных терминов. Термино-единство представляет собой микросистему, которая построена по полевому принципу. [1]

Структуры терминоединства показывают потенциал языковых средств, которые относятся к определенным семантическим зонам и используются говорящими и пишущими в определенной сфере профессионального общения. Терминоединства рассматриваются в соответствии с целью, которой они служат, то есть с целью выражения некоторых семантических ситуаций, денотативно дающих представление об упорядоченности реалий, отражающихся в терминологической системе, дифференцирующей содержание отдельных ее компонентов.

Особенности каждого терминоединства в терминологических системах определяются специфическими чертами, присущими ему как конституанту поля. Понятийное содержание терминоединства передается всем комплексом компонентов терминологического поля в его иерархических связях и взаимозависимостях.

В терминоединства лексических единиц музыкального искусства и культуры включены термины и терминологические словосочетания, которые рассматриваются на основе семантического принципа - от значения к языковым средствам выражения с учетом их логико-содержательных связей.

Семантическая организация терминоединства включает л-число компонентов. Выделение компонентов, их распределение подчинено логико-понятийным связям во взаимодействии и взаимообусловленности их конкретных денотативных значений.

Терминоединства лексических единиц музыкального искусства и культуры неодинаковы по своему семантическому объему и отражают современное состояние исследований научного понятия. Они не изолированы друг от друга, компоненты отдельных терминоединств могут образовывать зоны пересечения. Поскольку денотативное представление терминоединства непосредственно связано с определенной сферой, определенным участком действительности, объектами внешнего мира, и отражает их, то его полевая организация рассматривается, в первую очередь, с позиций коммуникативного представления познания окружающего мира, т.е. предметного профессионального знания. Ориентированное на организацию коммуникации термино-единство способствует квалификативности, информативности, семантической ценности и целостности, однозначности его восприятия и воспроизведения в интегративных процессах профессионального речевого общения.

Разнообразные языковые средства выражения понятийного значения отражают особенности структурно-семантических типов терминов в определенной сфере музыкального искусства и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.