Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные риски виртуального пространства'

Информационно-коммуникативные риски виртуального пространства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная среда / киберпространство / кибербуллинг / коммуникация / риски / глобализация / кибераддикция / information environment / cyberspace / cyberbullying / communication / risks / globalization / cyberaddiction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гатина Е. Е., Пономарев Е. А.

Целью работы является изучение существующих проблем киберпространства. Использующиеся основные методы и объекты исследования: взаимодействие и общение людей в информационной среде, возникающие при этом неблагоприятные последствия для человека из-за нерационального использования инновационных средств коммуникации, приводящие к ухудшению обстановке виртуального пространства. Результаты: было установлено, что проблемами информационной среды является сам человек, его стремление к безграничному общению, превосходству над другими, желание быть лучше, ненормальное психическое состояние и безразличностью к жизням людей. Выводы: чтобы обеспечить себе безопасность в проведении операций с банковскими счетами и социальными сетями, необходимо регулярно осведомляться о достоверности информации, защищенности и целостности личных данных. Не поддаваться влиянию агрессоров, чтобы не усугубить состояние своего здоровья и сохранить жизни близких, окружающих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication risks of virtual space

Purpose of the article is to study the existing problems of cyberspace. The main methods and objects of research used in this case are the interaction and communication of people in the information environment, the adverse consequences that arise for a person due to the irrational use of innovative means of communication, leading to a deterioration of the virtual space environment. Results: it was found that the problems of the information environment are the person himself, his desire for unlimited communication, superiority over others, the desire to be better, abnormal mental state and indifference to people's lives. Conclusions: in order to ensure security in conducting transactions with bank accounts and social networks, it is necessary to regularly inquire about the reliability of information, the security and integrity of personal data. Do not succumb to the influence of aggressors, so as not to aggravate the state of your health and save the lives of loved ones, people around you.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные риски виртуального пространства»

Ф^РУ M

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-2.5.3.html

Информационно-коммуникативные риски виртуального

пространства

Гатина Е.Е.,

[email protected]

Пономарев Е.А.,

[email protected]

Томский государственный

педагогический

университет

(г. Томск, Россия)

УДК 316.77

Аннотация. Целью работы является изучение существующих проблем киберпространства. Использующиеся основные методы и объекты исследования: взаимодействие и общение людей в информационной среде, возникающие при этом неблагоприятные последствия для человека из-за нерационального использования инновационных средств коммуникации, приводящие к ухудшению обстановке виртуального пространства. Результаты: было установлено, что проблемами информационной среды является сам человек, его стремление к безграничному общению, превосходству над другими, желание быть лучше, ненормальное психическое состояние и безразличностью к жизням людей. Выводы: чтобы обеспечить себе безопасность в проведении операций с банковскими счетами и социальными сетями, необходимо регулярно осведомляться о достоверности информации, защищенности и целостности личных данных. Не поддаваться влиянию агрессоров, чтобы не усугубить состояние своего здоровья и сохранить жизни близких, окружающих людей.

Ключевые слова: информационная среда, киберпространство, кибербуллинг, коммуникация, риски, глобализация, кибераддикция.

Information and communication risks of virtual space

Gatina E.E.,

[email protected]

Ponomarev E.A.,

[email protected]

Tomsk State Pedagogical

University

(Tomsk, Russia)

UDC 316.77

Annotation. Purpose of the article is to study the existing problems of cyberspace. The main methods and objects of research used in this case are the interaction and communication of people in the information environment, the adverse consequences that arise for a person due to the irrational use of innovative means of communication, leading to a deterioration of the virtual space environment. Results: it was found that the problems of the information environment are the person himself, his desire for unlimited communication, superiority over others, the desire to be better, abnormal mental state and indifference to people's lives. Conclusions: in order to ensure security in conducting transactions with bank accounts and social networks, it is necessary to regularly inquire about the reliability of information, the security and integrity of personal data. Do not succumb to the influence of aggressors, so as not to aggravate the state of your health and save the lives of loved ones, people around you.

ФЭРУ М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 13 www.forummn.ru

Youth 1 11 11 ........sl http://forummn.ru/article-2.5.3.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Keywords: information environment, cyberspace, cyberbullying, communication, risks, globalization, cyberaddiction.

Введение

Информационная среда - это пространство для больших возможностей человека, где он может не только общаться, но и взаимодействовать друг с другом. Воздействие информационной среды происходит со всех сторон на его жизнь, без которой невозможно уже и представить существование человека (Интернет, мульмедиа, средства массовой информации и многое другое). Цифровые технологии полностью окружают человека: покупки через Интернет-магазины, виртуальные игры, работа (использование программ Zoom, Moodle и т.д.), социальные сети, использование разнообразных поисковых систем (Яндекс, Google, Chrome), вследствие чего появилось колоссальное количество информации. Все это характеризуется глобализацией, то есть процессом, охватывающим информацией весь мир, во многом упрощающее жизнь человека.

Основная часть

Но не всегда это идет ему на пользу, так как он перестает сам думать и полагается на информационные системы, появляется стереотипное общественное сознание, пропадают креативное, критическое мышление и коммуникация. Человек становится зависимым от виртуального пространства [3, 4].

Уникальными особенностями коммуникационного пространства в сети Интернет являются: интерактивность, глобальность, физическая удаленность (анонимность), субъективность информации, гипертекстуальность, мозаичность, свобода в выборе контактов для общения, новых связей, ограничения в эмоциональном общении.

По статистике большую часть времени за электронными устройствами (телефонами, компьютерами) проводят школьники, а именно одиннадцатиклассники.

Время провождения за электронными устройствами > 4 часов в сутки

среди школьников

Учащиеся 4-го класса Учащиеся 5-го класса Учащиеся 7-го класса 'Учащиеся 11-го класса

Рисунок 1. Статистика Т. С. Борисовой и М. М. Солтана

Иностранные исследователи расходятся во мнениях. Благодаря использованию различных тестов К. Янг выяснил, что Интернет-зависимых средней школы в возрасте 11 лет - 0,9 % (535 опрошенных), произведенное в 2004 г. Корее, а исследователь Л. Леунг утверждает, что интернет-зависимых в возрасте от 16 до 24 лет - 37,9% (624 респондентов), произведенная в 2004 г. Гонконге [2].

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 14 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.5.3.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Коммуникация является главным аспектом во взаимодействии людей, заменяющее сейчас личное общение, через тактильные ощущения, неподдельные эмоции собеседника виртуальным, знаковой системой которого является текст - использование определенных символов и соответствующих образов. Но, несмотря на это безграничное поле для развития самого человека, появляется ряд связанных с этим проблем и рисков.

Киберпространство все чаще начинает заменять истинную реальность, потому что человеку проще находить общение через виртуальное пространство, пользуясь анонимностью, где он может закрыться маской (картинкой, простым изображением), не проявляя настоящих эмоций (использование смайликов), и все это может казаться человеку безопасней. Но нельзя забывать про то, что, получая позитивные эмоции в виртуальном мире, людям тяжелее становится возвращаться к негативу в реальности. Все это порождает нигилизм и инфантилизм, влияющий как на психику, так и поведение человека, вследствие чего он замыкается и пытается оградиться от внешнего мира.

Кибераддикция (компьютерная зависимость, зависимость от сети Интернет) - это виртуальная зависимость, негативно сказывающаяся на коммуникативности и здоровье человека (компьютерные игры), занимающее все свободное время.

Виды кибераддикции:

- Зависимость от азартных игр (компьютерных).

- Любовь к электронным покупкам, аттракционам.

- Зависимость от порнографических интернет-сайтов.

I Популяность компьютерных игр среди школьников

I Равнодушность к компьютерным играм

I Поглощенность компьютерными играми

Рисунок 2. Уровень кибераддикции

Последствия кибераддикции:

- Наблюдаются специфические симптомы переутомления

- Нарушается связь и общение с окружающими и родными людьми

- Заметны перепады как психического, так и эмоционального состояния

- Снижается количество и объем работоспособности и внимания.

Из-за возникающих проблем, дети или молодежь зачастую вступают в неформальные объединения, пытаясь «убежать» от несправедливости или жестокости современного мира, думая, что обретут внутреннюю свободу, где выходят на экстремистские организации. Эти организации быстро завоёвывают доверие и враждебно настраивают их к членам других религий, национальностей и культур. Помимо этого, подростки также легко получают необходимую

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 15 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.5.3.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

информацию для совершения суицида (картинки, чьи-то взгляды, советы). Из-за чего они и становятся агрессивными, эмоционально - подавленными, склонными к одиночеству. Известным примером является организация «Синий кит», где подросткам выдавались задания, убивающие их, в виде квеста в реальности. Причиняя себе вред, играя в опасную игру, они приходили в конце к самоубийству, где основной средой для общения выступал Интернет [7].

Благодаря глобальности сети Интернет, подростки зачастую могут наткнуться на склонение несовершеннолетних к изготовлению детских порнографий или просто к действиям сексуального характера. Например, педофилия, представляющая собой огромную угрозу. Лица, занимающиеся педофилией, способны быстро входить в доверие к детям и располагать к себе, стремясь реализовать половую активность [6].

Помимо проблем общения, возникает риск утечки информации, важнее всего - личной и банковской информаций. В век технологий, когда не всегда нужна авторизация на сайтах, злоумышленники используют дистанционные банковские системы, придумывая изощренные схемы по опустошению банковских счетов и краже логинов, паролей. Данное явление получило широкое распространение и носит название фишинг - атака, целью которой является завладение личными данными. Телефонный звонок с просьбой сообщить подробности банковского счета или пароль, пришедший в смс-сообщении приводит к плачевным последствиям: списанию денег со счетов; оформлению кредитов на имя владельца карты; созданию копий пластиковой карты, которыми могут расплачиваться по всему миру. О подобных опасностях нужно помнить всем и следить за доступом и целостностью информации, конфиденциальности, то есть кибербезопасностью в целом [5, 6].

Кибербуллинг характеризует насилие в информационной среде, то есть травля, агрессия, порождающие и закрепляющие насилие, как способ общения и коммуникации самого агрессора из-за полного отсутствия безнаказанности, уникальной особенностью которого является скорость распространения информации в Интернете. Все это порождает эмоциональную зависимость и ставит ценность, значимость человеку в сети. Многие и не задумываются, когда пишут оскорбления в комментариях, сообщениях, что кому-то важно общественное мнение, и это может причинить не только эмоциональный, но физический вред. Массовое распространение социальных сетей может также способствовать краже фотографий интимного характера, из-за которых могут запугивать под видом угроз, шантажа распространения, чаще всего из-за мести или личной неприязни. Возникает постоянное вмешательство в личную жизнь и унижения в виртуальном пространстве.

Перечислим характерные особенности кибербуллинга.

- регулярно поступающие виртуальные сообщения с унижениями и насмешками, длительность травмирующего воздействия на психику;

- анонимность, доступность и дистанцированность контактов в Сети;

- широкая распространенность Интернета и высокая потребность подростков в общении может привести от виртуальной травли к аутоагрессии и реальной физической агрессии;

- для организатора кибербуллинга насилие может закрепляться как «нормальный» способ коммуникации и приводить к формированию девиантного поведения.

Лица, подвергающиеся кибербуллингу или жертвы, находятся в постоянном состоянии страха, депрессии, обиды, гнева не только в киберпространстве, но и в реальном мире, так как это может повлиять на их здоровье (избиения или угрозы смерти) [1]. В реальном мире может оказаться, что жертва и агрессор находятся в одном месте (проживают в одном городе, районе или даже обучаются в той же школе, классе). Страшным фактом является то, что родители не всегда знают о существовании кибербуллинга и мерах защиты от него своего ребенка.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 16 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.5.3.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Статистика показывает, что менее 25 % родителей вводят ограничения на пользование ребенком сети Интернет при том, что 70% российских подростков ежедневно им пользуются (треть которых имеет собственные профили/аккаунты) и 10 % подростков имеют ярко выраженную Интернет-зависимость.

Проявление кибербуллинга - виртуальный нарциссизм. Конкретным примером проявления которого является отправка интимных фотографий за деньги, или избиение одноклассника, снятое на камеру [6].

Из всего этого хочется заметить, что виртуальная сеть не является безопасной и не дает гарантий, что человек не будет подвержен насилию, угрозам, махинациям. Потому что она предоставляет возможности не только для связи, общения, развлечения и обучения, но и дает негативный опыт, распространяя неприемлемую для нормального человека информацию, из-за отсутствия рамок ограничения для некоторых психически не здоровых лиц.

Заключение

Таким образом, подводя итоги выше изложенного, хотелось бы отметить, что информационная среда имеет отрицательные стороны (риски). Создавая что-то новое, не всегда можно найти противовес. Но можно уберечь себя, если прислушиваться к достоверной информации, знать меры по безопасному использованию информационных ресурсов, следить за использованием сети Интернет. Виртуальное пространство имеет безграничные возможности, поэтому оно всегда открыто для новшеств, открытий, исследований и анализа. А возникающие на пути проблемы всегда будут, но их можно преодолеть, если знать их причины и особенности возникновения. Как и были описаны информационно - коммуникационные риски, возникающие в результате внедрения информационных технологий.

Библиографический список

1. Боцоева А.В., Гучетль С. К., Лазаренко Л.А. О деструктивном влиянии сети интернет на несовершеннолетних: контекст превенции // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 275-278.

2. Захарова Т.Ю., Синогина Е.С., Манина А.П. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 209-219.

3. Ломовская С.А., Синогина Е.С. Особенности досуга современной молодежи // Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2021. С. 158161.

4. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 199 с.

5. Ревенков П.В. Расширение профилей банковских рисков в условиях работы в киберпространстве // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 42. С. 2471-2485.

6. Синогина Е.С., Манина А.П. Угрозы в интернете и их последствия для подростков // Развитие педагогического образования в России: материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием / отв. ред. Е. В. Гребенникова. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2019. С. 225-229.

7. Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 99-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.