Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
234
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / SOCIAL REHABILITATION OF MINORS / DEVIANT BEHAVIOR / STRUCTURAL ASPECT / CONTENT ASPECT / STAGES OF SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лончакова Д. Е.

В статье рассматривается проблема социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которая в настоящее время актуальна в связи с ростом проявлений социальных девиаций у данной категории населения, а также потребностью общества в квалифицированном проведении реабилитационных мероприятий в целях решения проблемы роста отклоняющегося поведения среди детей и подростков. Цель работы: рассмотреть и охарактеризовать содержательный и процессуальный аспекты социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Методы исследования. Для исследования использовались следующие методы: метод анализа документов, метод обобщения, метод интерпретации. Объект исследования: социальная реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Результаты: уточнено содержание социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением; охарактеризованы этапы процесса проведения реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением с учетом данного аспекта; выявлена взаимосвязь между организацией управления социальной реабилитацией детей и подростков с отклоняющимся поведением посредством планирования на каждом этапе и возможностями ее усовершенствования. Выводы: обобщаются современные представления исследователей о содержательных и процессуальных аспектах социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением; обосновываются возможности использования данного анализа для совершенствования управления процессом социальной реабилитации, планирования и организации реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних и других учреждениях для семей и детей системы социальной защиты населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лончакова Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIVE AND PROCEDURAL ASPECTS OF SOCIAL REHABILITATION OF MINORS WITH DEVIANT BEHAVIOR

In the article the problem of social rehabilitation of minors with deviant behavior, which is currently relevant in connection with the growth of this type of behavior in this category of the population, and society's need for qualified rehabilitation activities in order to solve the problem of growth of deviant behavior among children and adolescents. The purpose of the work is to consider and characterize the substantive and procedural aspects of social rehabilitation of minors with deviant behavior. Research methods: the following research methods were used for the study - the method of analyzing documents, the method of generalization, the method of interpretation. The objects of research: social rehabilitation of minors with deviant behavior. Results: the content of social rehabilitation of minors with deviant behavior is clarified; the stages of the process of conducting rehabilitation measures for minors with deviant behavior are characterized, taking into account this aspect; the relationship between the organization of management of social rehabilitation of children and adolescents with deviant behavior through planning at each stage and the possibilities of its improvement is revealed. Conclusions: the article summarizes the modern ideas of researchers about the content and procedural aspects of social rehabilitation of minors with deviant behavior; the article substantiates the possibilities of using this analysis to improve the management of the social rehabilitation process, planning and organization of rehabilitation activities in social rehabilitation institutions for minors and other institutions for families and children of the social protection system.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ»

Содержательный и процессуальный аспекты социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением

Лон чакова Д. Е.,

lonchakova. d@inbox. ru

Кемеровский

государственный

университет

(г. Кемерово, Россия)

УДК 364.044.43

Аннотация. В статье рассматривается проблема социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которая в настоящее время актуальна в связи с ростом проявлений социальных девиаций у данной категории населения, а также потребностью общества в квалифицированном проведении реабилитационных мероприятий в целях решения проблемы роста отклоняющегося поведения среди детей и подростков. Цель работы: рассмотреть и охарактеризовать содержательный и процессуальный аспекты социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Методы исследования. Для исследования использовались следующие методы: метод анализа документов, метод обобщения, метод интерпретации. Объект исследования: социальная реабилитация

несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Результаты: уточнено содержание социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением; охарактеризованы этапы процесса проведения реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением с учетом данного аспекта; выявлена взаимосвязь между организацией управления социальной реабилитацией детей и подростков с отклоняющимся поведением посредством планирования на каждом этапе и возможностями ее усовершенствования. Выводы: обобщаются современные представления исследователей о содержательных и процессуальных аспектах социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением; обосновываются возможности использования данного анализа для совершенствования управления процессом социальной реабилитации, планирования и организации реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних и других учреждениях для семей и детей системы социальной защиты населения.

Ключевые слова: социальная реабилитация

несовершеннолетних, отклоняющееся поведение,

структурный аспект, содержательный аспект, этапы социальной реабилитации.

Substantive and procedural aspects of social rehabilitation of minors with deviant behavior

Lonchakova D.E.,

[email protected]

Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

UDC 364.044.43

Annotation. In the article the problem of social rehabilitation of minors with deviant behavior, which is currently relevant in connection with the growth of this type of behavior in this category of the population, and society's need for qualified rehabilitation activities in order to solve the problem of growth of deviant behavior among children and adolescents. The purpose of the work is to consider and characterize the substantive and procedural aspects of social rehabilitation of minors with deviant behavior. Research methods: the following research methods were used for the study - the method of analyzing documents, the method of generalization, the method of interpretation. The objects of research: social rehabilitation of minors with deviant behavior. Results: the content of social rehabilitation of minors with deviant behavior is clarified; the stages of the process of conducting rehabilitation measures for minors with deviant behavior are characterized, taking into account this aspect; the relationship between the organization of management of social rehabilitation of children and adolescents with deviant behavior through planning at each stage and the possibilities of its improvement is revealed. Conclusions: the article summarizes the modern ideas of researchers about the content and procedural aspects of social rehabilitation of minors with deviant behavior; the article substantiates the possibilities of using this analysis to improve the management of the social rehabilitation process, planning and organization of rehabilitation activities in social rehabilitation institutions for minors and other institutions for families and children of the social protection system.

Keywords: social rehabilitation of minors, deviant behavior, structural aspect, content aspect, stages of social rehabilitation.

Введение

Современные социально-экономические условия развития российского общества отражаются на качестве жизни россиян, при этом не всегда положительно. Снижение качества жизни оказывает влияние на жизнедеятельность всех возрастных групп, сказывается на уровне удовлетворения материальных, духовных, социальных потребностей, на безопасности жизни. На фоне этих процессов у подрастающего поколения возникают проблемы социального и личностного развития, что в свою очередь становится причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних представляет собой одну из острых социальных проблем российского общества, которая привлекает к себе внимание современных исследователей. В нашей стране эта группа несовершеннолетних является одной из наиболее незащищенных. В связи с этим все большую значимость приобретает необходимость

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 51 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l.6.7.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

совершенствования социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в социально-реабилитационных центрах и других учреждениях, обеспечивающих социальную реабилитацию данной категории несовершеннолетних.

Работы в области отклоняющегося поведения несовершеннолетних принадлежат О.В. Евдошенко, О.В. Липуновой, Е.С. Набойченко, Т.А. Пономаревой, А.Е. Шалагину, А.К. Шалагиной, Е.В. Кунц. Различные аспекты социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением рассматривались Н.Р. Барышевой, Д.К. Гайфуллиным, С.Г. Кваша, С.А. Маскаляновой, Т.И. Мироновой, З.Д. Поярковой. Процессуальный аспект и вопросы содержания социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением исследованы О.Б. Белых, Н.А. Лаутой, Л.А. Витковской, Е.В. Москвиной, С.П. Татаровой.

Проведенный обзор современных отечественных исследований по данной проблематике позволил нам проанализировать модели и программы организации социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, охарактеризовать ее содержательный и процессуальный аспекты. Совершенствование управления социальной реабилитацией несовершеннолетних данной категории (планирования, организация, оценка эффективности) может быть обеспечено за счет этапности, комплексности, последовательности реабилитационных мероприятий, непрерывности выполняемых процедур и операций.

Основная часть

Несовершеннолетних с отклоняющимся поведением можно охарактеризовать как группу с собственными представлениями о норме поведения и собственной ценностной системой [5]. Наиболее часто такой тип поведения у данной возрастной группы проявляется в искажении личностных структур (идеалов, ценностей, установок). Нарушаются социальные связи со значимыми взрослыми (семья, педагоги и т.д.), наблюдаются ограничения в выполнении социальные ролей (члена семьи, ученика и т.д.). Происходит ослабление или разрушение ведущих для процесса социализации видов деятельности (игровой, познавательной, трудовой, общения и т.д.) [8].

Формирование у несовершеннолетних отклоняющегося поведения происходит под влиянием ряда факторов, которые могут быть внешними и внутренними. К внешним факторам (также их можно обозначить как социальные) возникновения отклоняющегося поведения детей и подростков можно отнести следующие: безнадзорность, беспризорность, травмы вследствие жестокого обращения или насилия, искажение нравственных установок, правовая безграмотность [2], а также процессы, происходящие в обществе (социальные, экономические и т.д.). Одной из причин данного явления выступает дестабилизация института семьи, и, как следствие, снижение личностного потенциала несовершеннолетних, отсутствие у них ценностных и нравственных ориентиров, планов и перспектив дальнейшей жизни. Наиболее распространенными внутренними, или психологическими, факторами выступают: длительная психическая депривация, расстройства эмоционально-волевой сферы, внутриличностный конфликт, стремление разрушить собственную самоценность (осознанно или неосознанно) [7].

Как показывает практика, наиболее перспективным способом для устранения негативных последствий проявлений отклоняющегося поведения у несовершеннолетних является проведение социальной реабилитации в рамках учреждений социально-реабилитационного профиля. К ним относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи. Данные организации обладают наибольшим количеством ресурсов (психолого-педагогических, материально-технических и т.д.) для осуществления помощи несовершеннолетним и их семьям в преодолении последствий социальных девиаций.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 52 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l.6.7.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Под социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением понимают процесс, обеспечивающий восстановление социальной адаптивности несовершеннолетних, освоение ими форм одобряемого поведения, компенсацию нарушенных социальных функций и восстановление адекватных социальных связей с ближайшим окружением [6]. Отмечается, что социальная реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением - это довольно сложное явление и в плане содержания, и в плане структурных элементов [2]. Социальная реабилитация представляет собой целенаправленное воздействие на объект, предполагает возможность многократного воспроизводства данного процесса.

Содержание социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением на микроуровне представляет собой ориентацию специалиста на потребности реабилитанта с учетом системы ценностей конкретной личности. Также данный уровень включает мотивацию несовершеннолетних к рефлексии и создание условий для деятельности преобразующего характера [11].

Социальная реабилитация несовершеннолетних на макроуровне - координируемый процесс, представляющий собой комплексное применение мероприятий различной направленности (медицинских, социальных, педагогических, правовых, трудовых), целью которого является коррекция социального отклонения и замещение отклоняющегося поведения приемлемым. На этом уровне, с одной стороны, реализуются реабилитационные мероприятия, с другой стороны, посредством этих мероприятий, происходит восстановление несовершеннолетними основных социальных функций, социального статуса, социальных связей [2].

Социальная реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением включает ряд действий, направленных на ее реализацию. Как любому процессу, социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением присуще наличие определенных этапов. Проведенный анализ исследований различных авторов [1,3,4,9,10] позволяет нам охарактеризовать следующие этапы социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением:

- анализ причин и факторов формирования отклоняющегося поведения у несовершеннолетнего, послуживших основанием для социальной реабилитации несовершеннолетнего с привлечением специалистов социальной, медицинской, психологической службы для возможности определения направления комплексной реабилитации;

- определение форм и интенсивности проявлений отклоняющегося поведения, послуживших основанием для социальной реабилитации несовершеннолетнего и степени его готовности к реабилитационным мероприятиям;

- определение каждым специалистом наиболее эффективных методов и форм работы с несовершеннолетним в зависимости от типа проявления отклоняющегося поведения, уровня развития, возраста, психического состояния несовершеннолетнего и т.д., составление индивидуальной программы реабилитации;

- составление примерного прогноза эффективности социальной реабилитации; исходя из потребностей и личностных ресурсов несовершеннолетнего, типа отклоняющегося поведения и проблем, связанных с ним; на данном этапе также целесообразно оказание консультационно-педагогической поддержки родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций;

- непосредственное осуществление мероприятий социально-реабилитационной программы;

- оценка результатов реабилитационных мероприятий, исходя из ресурсов личности несовершеннолетнего и его ближайшего окружения.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 53 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l.6.7.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В процессе исследования факторов и причин возникновения у реабилитанта отклоняющегося поведения большое значение имеет анализ документации, что позволяет в короткий срок получить необходимые объективные данные о несовершеннолетнем.

На дальнейшем этапе происходит углубленный анализ. Для планирования и организации дальнейшей работы с несовершеннолетним необходимо определить тип, характер и направленность проявления отклоняющегося поведения при помощи различных методов. Одним из распространенных диагностических методов на данном этапе социальной реабилитации является беседа. В ходе беседы возможно получение подробной информации непосредственно от реабилитанта. Однако специалисту следует учитывать, что объективность данных, полученных в ходе беседы, будет зависеть от личностных и психологических особенностей несовершеннолетнего, а также от его уровня доверия специалисту. Целесообразно сочетать беседу с методом наблюдения, который позволит получить представление о внешних поведенческих особенностях реабилитанта. Специалисту следует обращать внимание на речь, мимику, действия, реакцию несовершеннолетнего на происходящие события. В ходе проведения данного этапа социальной реабилитации возможно применение тестирования и анкетирования детей и подростков. В данном случае важны квалифицированные действия психолога (выбор подходящих диагностических методик, обработка результатов и т.д.)

Основной целью следующего этапа является разработка индивидуальной программы социальной реабилитации. Программа реабилитации предполагает выбор специалистами форм и методов осуществления реабилитационной деятельности, способствующих формированию, развитию и закреплению личностных качеств несовершеннолетнего, необходимых для трансформации негативных установок и стремления освоить социально одобряемые формы поведения.

Следующим этапом социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением является прогнозирование ее результатов. Прогнозирование следует осуществлять с учетом возможностей и особенностей самого несовершеннолетнего, исходя из его потребностей и личностных ресурсов, типа отклоняющегося поведения и проблем, связанных с ним. Как показывает практика, на данном этапе также необходимо оказание консультационно-педагогической поддержки родителям (законным представителям) реабилитанта, педагогам образовательных организаций.

Этап осуществления реабилитационных мероприятий осуществляется на основании разработанной индивидуальной программы. В ходе проведения мероприятий специалисты разной направленности должны осуществлять реабилитационную работу, учитывая потребности несовершеннолетнего, а также согласовывая между собой порядок реабилитационных воздействий.

Заключительным этапом социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением является оценка полученных результатов. Очевидно, что конечный итог реабилитационных мероприятий следует сравнить с целями, намеченными специалистами на этапе разработки программы реабилитационных мероприятий. Оценка осуществляется индивидуально для каждого реабилитанта с учетом особенностей развития личности.

Таким образом, строго скоординированное взаимодействие специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов позволит улучшить планирование и организацию реабилитационных мероприятий в области отклоняющегося поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационных организациях. В свою очередь, это будет способствовать повышению результативности социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 54 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l.6.7.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Заключение

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы. Социальная реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением представляет собой четко спланированный процесс, осуществляемый как на микро-, так и на макроуровне. На обоих уровнях мероприятия осуществляются комплексно специалистами по социальной работе, а также специалистами психологической, педагогической и медицинской направленности. Процесс социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением состоит из определенных этапов, последовательно связанных между собой. На каждом этапе деятельность специалистов осуществляется с учетом личностных особенностей и ресурсов реабилитантов, форм и степени проявления у них отклоняющегося поведения, реабилитационного потенциала ближайшего социального окружения несовершеннолетних.

Исследование содержательного и процессуального аспектов социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением необходимо для совершенствования управления данным процессом, планирования и организации форм, методов, реабилитационных мероприятий для данной категории в социально-реабилитационных учреждениях, а также других учреждениях социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения.

Библиографический список

1. Барышева Н.Р. Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних в Кемеровской области. // В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных наук: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2014. С. 33-43.

2. Белых О.Б. Особенности управления социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Автореф. дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.08 - Социология управления. Курск, 2009. 18 с.

3. Гудалина Т.А. Особенности социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений (из опыта деятельности ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»). // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-2. С. 137-140.

4. Лаута Н.А., Витковская Л.А. Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей // Стратегии социально-экономического развития северного региона Крыма до 2020 года: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Армянск, 2017. С. 112-117.

5. Лисовская И.В. Повседневные практики и сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков в России: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. М., 2019. 304 с.

6. Москвина Е. В. Социально педагогическая реабилитация подростков делинквентного поведения в специальном учебно-воспитательном учреждении: автореф. дисс. ... кандидата пед. наук: 13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург, 2017. 24 с.

7. Набойченко Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков. Екатеринбург, 2007. 285 с.

8. Пояркова З.Д. Педагогические условия трудовой реабилитации подростков группы риска в социально-реабилитационных центрах: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чита, 2008. 23 с.

9. Приступа Е.Н. Социальная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением в организациях социального обслуживания. // Социальное поведение личности: оценки и стратегии. Коллективная монография. Ульяновск, 2016. С. 161-171.

10. Садковская С.Г. Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетних девиантного поведения как системный подход к успешной их ресоциализации. // Современный ученый. 2020. № 1. С. 60-65.

11. Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: автореферат дисс. ... доктора соц. наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Улан-Удэ, 2007. 38 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.