Информационная среда вебинаров по отработке алгоритмов действий персонала 112 в соответствии с унифицированной программой системы «112»
сч о сч
СП О!
о ш т
X
3
<
т О X X
Бородин Михаил Павлович
кандидат исторических наук, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, michaelborodin@mail.ru
Губанова Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет гПс МЧС России, gubanova-olga@mail.ru
В статье выполнен анализ информационной среды вебинаров по подготовке персонала системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» с применением современных дистанционных технологий и сделаны выводы по результатам заочного обучения специалистов системы «112». Предметом исследования была выбрана информационная среда вебинаров по подготовке персонала системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» с применением современных дистанционных технологий. Объектом исследования- подготовка персонала системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Цель работы заключается в поиске оптимального совершенствования и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации диспетчерского персонала при выполнении задач системы -112 Российской Федерации. Актуальность работы обусловлена оптимизацией подготовки специалистов системы «112» в современных условиях. Научная новизна представленной работы состоит из исследовании системы дистанционного обучения, в частности, вебинаров -практических занятий, проводимых с помощью программно-аппаратного функционала с УСПО-112, установленного в кабинете по подготовке персонала ЦОВ системы -«112» СПбУГПС МЧС России через ЭИОС в режиме онлайн, что позволяет получать обучающимся практические навыки обработки унифицированной карточки информационного обмена или ситуационной электронной карточки. Предложенное обучение позволит в кратчайшие сроки и эффективно готовить практических работников диспетчерских служб. Ключевые слова: система 112, унифицированное программное обеспечение системы «112», современные дистанционные технологии, центр обработки вызовов, электронная информационно- образовательная среда.
Система «112» является одной из составляющих национальной безопасности России, обеспечивающей обмен информацией подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе дежурных диспетчерских служб различных ведомств [01].
В ходе построения системы-«112» было определено, что одной из важнейших составляющих функционирования телефонного номера «112» является уровень квалификации персонала, привлекаемого к выполнению задач центров обработки вызовов (ЦОВ) и дежурно-дис-петчерских служб (ДДС), интегрированных в систему -«112» [04].
МЧС России организует и осуществляет обучение специалистов службы-«112», отвечающее нормативно-правовым и техническим требованиям по эксплуатации вызова экстренных служб в Российской Федерации на базе образовательных учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Одной из форм учебного процесса с применением современных дистанционных технологий являются ве-бинары- обучающие онлайн-занятия, которые проводятся через электронную информационно- образовательную среду (ЭИОС) [03] с применением унифицированного программного обеспечением системы «112» (УСПО-112) [02].
Структурно-функциональная схема УСПО-112 представлена на рис. 1.
Задачи диспетчера (оператора) ЦОВ, РЦОВ (резервного), ЦОВ-ЕДДС (единой дежурно-диспетчерской службы).
Назначение автоматизированного рабочего места (АРМ) ЦОВ:
□ автоматическое определение номера заявителя;
□ прием входящих вызовов по номеру «112»;
□ получение координат заявителя, обратившегося по номеру«112», и (или) устройства, с которого было осуществлено сообщение о происшествии, а также персональных данных, необходимых для выполнения работ (действий) по принятой заявке;
□ обобщение и анализ информации об инцидентах;
□ учет повторяющихся заявок по одному событию с возможностью их привязки к ранее зарегистрированной;
□ сообщение информации о происшествиях в ДДС в соответствии с их компетенцией;
□ автоматическое восстановление соединения с заявителем в случае внезапного прерывания связи с ним;
□ фиксация всех звонков по номеру «112»;
□ ведение базы данных по инцидентам (ситуациях), о начале, окончании и об основных показателях экстренного реагирования на полученные заявки.
Оператор осуществляет диалог с Заявителем на основании регламента, основанного на диалоге из корректных и понятных вопросов-ответов.
I Звонок по номеру 112
\А
Оборудование тптк цов
Сервера, коммутаторы, СХД и,т.д.
■•О"
й
Программное обеспечение «ядро системы УСПО-112
Геоинформационная подсистема ^_^
.--------- - с здфуз^й карт в формат* 05 м ;■
. Подсистема консультативного ^ обслуживания (внутр. и внеш. порталы кон)
Подсистема мониторинга (приемсигнала»
«коммуникационная подсистема
СПО регистрации и обработки УКИО
Клиентское СПО АРМ операторов системы-112 (ЦОВ, РЦОВ, ЕДД0
Система-112 смежного субъекта РФ (УСПО-112)
Региональный узел системы ЭРА-ГЛОНАСС
(РКУ, ФНЦ субъе ита РФ)
Федеральная автоматизированная система ДДС-01 субъекта
Федеральная автоматизированная система ДДС-03 субъекта
-
АРМ диспетчеров основных ДДС ЭОС в комплекте УС1ГЮ-112
{при отсутствии в ДДС средств автоматизации деятельности)
Программное обеспечение «региональной части» УСПО-112 (опциональное) |
~Г
Модуль интеграции
Модуль интеграции
Система мониторинга природных ЧС и Х00
Модуль интеграции
Система мониторинга транспорта
Модуль интеграции
диспетчеризации ЖКХ
Модуль интеграции
АПК «Безопасный город»
Субьектовая автоматизи рованн ая система ДДС
Разрабатывается субъектами РФ, при наличии требований по
взаимодействию системы-112 с другими информационными системами
Рис, 1. Схема УСПО-112 в части приема заявлений о событиях и передачи их в службы для отработки.
I I О ГО А П.
I ГО
т
о
Рис.2 Алгоритм работы оператора ЦОВ
ю
2
О ГО
<
со о
X X
Работа оператора ЦОВ на запрос лиц по номеру «112», производится согласно алгоритму (рис. 2) [05].
Вебинары по отработке алгоритмов действий диспетчерского и операторского состава «112» подразделяются на теоретические вебинары (лекции) и практические вебинары (практические занятия).
Вебинары (лекции) системы дистанционного обучения (СДО) проводятся с помощью персонального компьютера с выходом в интернет и иными техническими средствами обучения (ТСО) через ЭИОС с использованием ее функциональных возможностей, которые необходимы при изложении учебного теоретического материала в режиме онлайн-занятия.
Вебинары (практические занятия) проводятся с помощью программно-аппаратного комплекса (ПАК) с УСПО-112, установленного в учебно-тренажерном кабинете по подготовке персонала ЦОВ системы -«112» СПбУГПС МЧС России через ЭИОС в режиме онлайн. На практическом занятии выполняется (демонстрируется) обработка унифицированной карточки информационного обмена (УКИО) или ситуационной электронной карточки [05].
Рабочее окно АРМ диспетчера (оператора) по обработке УКИО на рис.3.
Рис.3. Рабочее окно АРМ диспетчера (оператора) ЦОВ
Рис.4. Рабочее окно АРМ диспетчера (оператора) ЦОВ с УКИО.
Обработка карточки начинается с нажатия кнопки «Создать карточку». После чего в правой части окна появится УКИО (рис.4), которую надо заполнить.
В УКИО в автоматическом режиме устанавливаются:
«№ карточки»;
«Время регистрации»;
«Входящий номер телефона»;
«Дата обращения»;
«Время обработки» (появляется после завершения работы с УКИО);
«Создатель карточки».
Остальные поля УКИО заполняются диспетчером (оператором). В роли диспетчера (оператора)-препода-ватель. Заполнение полей УКИО производится с помощью клавиатуры ПК, выпадающих списков соответствующих полей или информации с электронной карты в соответствии с алгоритмом действий диспетчеров, операторов ЦОВ на рис. 2.
Обработанная карточка (заполненная) на рис.5.
После заполнения УКИО, карточка передается в экстренные оперативные, аварийные службы для выполнения соответствующей работы. При этом УКИО появляется в списке «Происшествия» (рис.6).
Рис.5. Обработанная унифицированная карточка информационного обмена.
Таким образом, все действия по обработке УКИО на ПАК, установленного в учебно-тренажерном кабинете по подготовке персонала ЦОВ системы -«112» соответствуют всем параметрам реальной работы диспетчеров (операторов) ЦОВ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС с УСПО-112 субъектов РФ. Это позволяет эффективно готовить штатных специалистов системы -«112» по заочной форме обучения с применением современных образовательных технологий.
Унифицированное специальное программное обеспечение системы-112 {УСПО-112). Оператор 112
Происшествия
О программ*
ГДЕ Санкт-Петербург г
УСТАНОВЛЕН ФИЛЬТР
КОГДА За 24 часа СОСТОЯНИЕ КАРТОЧКИ
источник
Распределение вызовов отключено Оперативный режим Ptxm статистики 11 Огуеиить-блокировку |
Все происшествии Нарушен регламент | Созданные Фильтр по происшествиям
Дата УКИО Создатель Состояние Типы вызова Номер звоня Набранный i
11:57:56 12-02-2Р1Е| 1S92895 ¡Оператор I i:|nojKjiicMf^| ":■:,--,n |_J_
Сообщения | Создать карточку (Fl)
Место происшествия Район О
[МОСКОВСКИЙ проспект Н9 |Санкт-Петерб|Са |
Предварительный просмотр Тип вызова: Полиция Адрес: МОСКОВСКИЙ проспект 149 Описание происшествия: Террористический акт
№ карточки: 1892895 Дата обращения: 11:37:56 12-02-2018
Историк | Открыть (CtikO)
йвЙЙЕШН:
г
Рис.6. Передача УКИО в экстренные оперативные службы.
Литература
1. Варламкин А.В. Нормативно-техническая база для создания и развития единых дежурно-диспетчер-ских служб субъектов Российской Федерации / Варламкин А.В.// Каталог "Пожарная безопасность"-2004.
2. Гольдштейн Б.С., Жуковский И.И. Оценка специального программного обеспечения в составе системы-112. Вестник связи. 2019. № 5. С. 65-69.
3. Дробинин Н.С., Нелюбин Д.И. Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности образовательного процесса. Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 513-515.
4. Канисев П.В., Абдулалиев Ф.А., Сивцов С.Л., По-ташев Д.А. Системы-112 в России. Организация подготовки персонала для системы-112 в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. В сборнике: Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы Международной научно-практической конференции. Составители Н.В. Бирюлева, О.Е. Евсеева. 2015. С. 38-39.
5. Комплексное реагирование экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения на чрезвычайные ситуации и происшествия при выполнении задач системы - 112: учебное пособие / М. П. Бородин, - 2018. -150 с. http://elib.igps.ru/?9&type=card&cid=ALSFR-5c9fe0f0-6ff3-40e9-b3bc-4b4cf5864f4c&remote=false.
Information environment of webinars for processing the algorithms of actions of personnel 112 in accordance with the unified program of the system "112"
Borodin M.P., Gubanova O.A.
St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia
JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_
The analysis of the information environment of webinars for the training of personnel of the system of calling emergency services using a single number "112" with the use of modern remote technologies was carried out, and conclusions were drawn based on the results of correspondence training of specialists of the "112" system. The subject of the study was the information environment of the webinars for training the personnel of the emergency call system using a single number "112" using modern remote technologies. The object of the research is the training of the personnel of the system of calling emergency services on a single number "112". The purpose of the work is to find the optimal improvement and (or) obtain a new competence necessary for professional activity, and (or) improve the professional level within the existing qualifications of dispatcher personnel when performing the tasks of the -112 system of the Russian Federation. The relevance of the work is due to the optimization of the training of specialists of the "112" system in modern conditions. The scientific novelty of the presented work consists of the study of the distance learning system, in particular, webinars-practical classes conducted using the software and hardware functionality with the USPO-112 installed in the training room for the personnel of the Call Center of the system - "112" online, which allows students to gain practical skills in processing a unified information exchange card or situational electronic card. The proposed training will allow, in the shortest possible time, to effectively train practical workers of dispatch services.
Keywords: system 112, unified software of the system "112", modern remote technologies, call processing center, electronic information and educational environment.
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м
References
1. Varlamkin A.V. Regulatory and technical base for the creation and devel-
opment of unified duty and dispatch services of the subjects of the Russian Federation / Varlamkin A.V. / / Catalog "Fire safety" -2004.
2. Goldstein B. S., Zhukovsky I. I. Evaluation of special software as part of
the system-112. Bulletin of Communications. 2019. No. 5. pp. 65-69.
3. Drobinin N. S., Nelyubin D. I. Electronic learning environment as a means
of improving the efficiency of the educational process. A young scientist. 2015. No. 2 (82). pp. 513-515.
4. Kanisev P. V., Abdulaliev F. A., Sivtsov S. L., Potashev D. A. Systems-112
in Russia. Organization of personnel training for the system-112 at the St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. In the collection: Training of personnel in the system of prevention and elimination of consequences of emergency situations. Materials of the International scientific and Practical Conference. Compiled by N. V. Biryuleva, O. E. Evseeva. 2015. pp. 38-39.
5. Complex response of emergency operational and other life support ser-
vices to emergencies and accidents when performing the tasks of the system-112: textbook / M. P. Borodin, - 2018. - 150 p. http://elib.igps.ru/?9&type=card&cid=ALSFR-5c9fe0f0-6ff3-40e9-b3bc-4b4cf5864f4c&remote=false.
CS
0
CS
an
01
O m m x
<
m o x
X