Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Акулова Любовь Николаевна, Мануковская Людмила Борисовна

В статье авторами рассматривается информационная среда педагогического вуза как современный фактор развития студента - будущего учителя физической культуры. Раскрыты ряд условий, определяющих результативность профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры. Особое место в работе занимает исследование цифровизации физической культуры и место современных технологий в образовательном пространстве. Цель: комплексно рассмотреть информационную среду педагогического вуза как фактора развития студента - будущего учителя физической культуры. Практическая значимость: возможность использовать материалы исследования для подготовки будущих учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Акулова Любовь Николаевна, Мануковская Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A STUDENT - A FUTURE TEACHER OFPHYSICAL CULTURE

In the article, the authors consider the information environment of the pedagogical university as a modern factor in the development of the student - a future teacher of physical culture. A number of conditions determining the effectiveness of the professional training of a future physical education teacher are disclosed. A special place in the work is occupied by the study of the digitalization of physical culture and the place of modern technologies in the educational space. Objective: to comprehensively consider the information environment of the pedagogical university as a factor in the development of a student - a future teacher of physical culture. Practical significance: the opportunity to use the research materials to train the future teachers of physical education.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

17. Ryndak, V.G. Allagulov, A.M. and Shchurkova, E.N. (2017), Pedagogy: textbook, INFRA-M, Moscow.

18. Ministry of Education and Science of Russian Federation (2017), "On the direction of Methodological recommendations for clarifying the concept and content of extracurricular activities in the framework of the implementation of basic general educational programs, including in terms of project activities", Letter of the dated 18.08.2017, N 09-1672, available at; https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/ (date accessed: 01.03.2022).

19. Podlasy, I.P. (2004), Pedagogy: in 2 books, book 1. General basics. Learning process, Vlados, Moscow.

20. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On approval of the federal state educational standard of secondary general education", Order of the of May 17, 2012 N 413, available at: https://base.garant.ru/70188902/ (date accessed: 01.03.2022).

21. Melnikova, V.M. (1987), Psychology, Physical culture and sport, Moscow.

22. Abulkhanova, K.A. Vasina, N.V. and Lapteva, L.G. (1998), Psychology and Pedagogy, Perfection, Moscow.

23. Slastenin, V.A, Isaev, I.F. and Shiyanov E.N. (1998), Pedagogy. Proc. allowance for students. higherped. textbook, Pedagogical Society of Russia, Moscow.

24. Slastenin, V.A. and Kashirin, V.P. (2001), Psychology and pedagogy, Academy, Moscow.

25. Ashmarin, B.A. (1990), Theory and methods of physical education, Enlightenment, Moscow.

26. Krutsevich, T.Yu. (2003), Theory and methodology of physical education: studies: in 2 volumes, Vol. 1, Olympic Literature, Kiev.

27. Kuramshina, Yu.F. (2003), Theory and methods of physical culture,S oviet sport, Moscow.

28. Kharlamov I.F. (1990), Pedagogy, Higher school, Moscow.

29. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2014), Theory and methods of physical culture and sports, Academy, Moscow.

30. Ilyasova, I.I. and Lyaudis, V.Ya. (1980), Textbook on age and pedagogical psychology, Moscow University Publishing House, Moscow.

Контактная информация: ermakova-m@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2022

УДК 796.01:37

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Андрей Сергеевич Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук профессор, Людмила Борисовна Мануковская,

кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический

университет, Воронеж

Аннотация

В статье авторами рассматривается информационная среда педагогического вуза как современный фактор развития студента - будущего учителя физической культуры. Раскрыты ряд условий, определяющих результативность профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры. Особое место в работе занимает исследование цифровизации физической культуры и место современных технологий в образовательном пространстве. Цель: комплексно рассмотреть информационную среду педагогического вуза как фактора развития студента - будущего учителя физической культуры. Практическая значимость: возможность использовать материалы исследования для подготовки будущих учителей физической культуры.

Ключевые слова: информационная среда, физическая культура, факторы развития студента, цифровизация физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p200-205

INFORMATION ENVIRONMENT OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT - FUTURE TEACHER OF

PHYSICAL CULTURE Andrey Sergeevich Korolev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lyubov Niko-laevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lyudmila Borisovna Manu-kovskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Pedagogical University

Abstract

In the article, the authors consider the information environment of the pedagogical university as a modern factor in the development of the student - a future teacher of physical culture. A number of conditions determining the effectiveness of the professional training of a future physical education teacher are disclosed. A special place in the work is occupied by the study of the digitalization of physical culture and the place of modern technologies in the educational space. Objective: to comprehensively consider the information environment of the pedagogical university as a factor in the development of a student - a future teacher of physical culture. Practical significance: the opportunity to use the research materials to train the future teachers of physical education.

Keywords: information environment, physical culture, factors of student development, digitaliza-tion of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Высшее учебное заведение сегодня (и педагогическое тоже) - это не просто база для подготовки специалистов конкретной области, задача любого вуза - сопровождать выпущенного специалиста с целью периодического повышения его квалификации или перепрофилизации в соответствии с требованиями рынка труда. Сказанное определяет необходимость использования средств цифрового контроля, а позднее и организации учебного процесса. Информационная среда, в которую погружены преподаватели и студенты, изобилует современными технологическими средствами, обеспечивающими ма-нипулятивность управления базами данных, цифровыми инструментами педагогической направленности. Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть учебно-информационную среду как современный фактор профессионального развития будущего учителя физической культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цифровизация общества оказала свое влияние и на сферу образования. В частности, первостепенными в этом отношении становятся вопросы использования информационных каналов для обеспечения учебного процесса. Научное сообщество не могло обойти своим вниманием этот вопрос. Среди отечественных и зарубежных ученых немало таких, чьи работы посвящены вопросам информатизации обучения и использованию интерактивных средств в образовательном процессе (Е. Зайцева, С. Панюкова, Y. Karaliotas, M. L. D. Mariano и др.) [1, 3, 4].

Вопросами дистанционного физкультурного образования занимались такие исследователи, как А.В. Соловов, В.М. Богданов, В.С. Пономарев. Возможности удаленного обучения и прогнозные сценарии развития в новых образовательных условиях оценивают в своих работах Т.Н. Иванова, В.К. Кочисов, О.У Гогицаева, Н.В. Тимошкина.

М.Н. Сандирова, А.Ю. Илясова, И.В. Абдрахманова обращают свое внимание на особенности вузовского процесса подготовки бакалавров по физической культуре на дистанционной основе [2].

Сейчас учебное поле характеризуют качественные электронные учебники, которые, создавая учебно-информационное пространство, обеспечивают целостное понимание

учебного процесса на основе широкого привлечения информационных технологий в высшее физкультурное образование. Это вызывает усиление интеллектуальной деятельности будущего учителя физической культуры, формируя специфические умения и навыки в процессе работы на компьютере. Исходя из этого, мультимедийный контент профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры характеризуется информационными технологиями обучения. Он объединяет в одной программе текст, звук, видео, для более удобного восприятия учебной информации, а также создает возможность сетевого распространения в процессе обучения с доступом к образовательным ресурсам.

Современное образовательное пространство, информационно насыщенное и активно использующее возможности цифровых средств передачи данных, делает процесс профессионального обучения будущих педагогов физической культуры зависимым от актуальных тенденций. Однако личность обучающегося также выступает одним из факторов, придающих профессиональному образованию дополнительный импульс для реализации. В свете сказанного необходимо сказать о целом ряде условий, определяющих результативность профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры. Среди них:

1) ориентация будущего специалиста на внедрение информационных технологий в процесс как обучения, так и практического преподавания изучаемого предмета; выполнение этого условия легко проследить по использованию соответствующих цифровых технологий при организации процессов хранения, обработки и передачи информации, их включения в процесс обеспечения психолого-педагогических условий для студентов-физкультурников;

2) обеспечение возможности для студентов апробации полученных педагогических знаний и технологий на практике за счет регулярного выхода к детям - обучающимся общеобразовательных школ и воспитанникам дошкольных учреждений. Выполнение данного условия находится в зависимости от установления тесной взаимосвязи между разными уровнями иерархической системы современного образования. Так, связь вуза, школы и детского сада необходима для создания целостной картины мира у обучающихся, обеспечения реальных условий практики студентов - будущих педагогов по физической культуре, повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений за счет привнесения в их педагогическую деятельность новейших и актуальных образовательных технологий, которые студенты пытаются воплотить в своей практической деятельности по взаимодействию с детьми. Кроме того, будущие педагоги получают возможность ознакомиться с опытом работы уже утвердившихся в профессии специалистов, перенять у них наиболее ценные практические наработки для включения их в свою педагогическую деятельность;

3) проведение профессионального обучения в особой информационной среде, которая поддерживается современными актуальными тенденциями по цифровизации всех сфер общественной жизни, использование в образовательном процессе в вузе элементов электронного обучения. Однако при учете профилизации его требуется провести адаптационные мероприятия по обеспечению совместимости задач индивидуализации образования и ориентированности на конкретную профессиональную деятельность будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. В первую очередь проблема касается цифровой грамотности как преподавателей, так и студентов. Это требует трансформации информационно образовательной среды вуза, ее переориентации на цифровые технологии обучения и работы с информацией.

Более того, современная высшая школа должна готовить специалистов, обладающих широким кругом компетенций, не ограничивающихся профильными. Запросы общества к выпускникам высших учебных заведений сегодня сильно возросли: социум хочет получать не просто узкого специалиста, а специалиста как минимум обладающего широким кругозором и желательно освоившего несколько смежных профилей. В этом отноше-

нии цифровизация образования позволяет обеспечить потребности общества, создавая для обучающихся условия экономии времени при обучении в дистанционном формате, что дает возможность расширить спектр изучаемых дисциплин, получить дополнительную информацию, найти необходимые сведения, организовать работу в электронном взаимодействии с преподавателем и т.д. Современная информационная среда в большей степени цифровизирована, что облегчает доступ к содержащейся в ней информации заинтересованным акторам, однако требует определенных навыков обращения с большими объемами информации, ее сортировки, отбора нужной. Кроме того, информационная среда предполагает использование в процессе профессиональной подготовки особых информационных технологий, назначение которых - повышение качества высшего образования, подготовка специалиста, в том числе будущего учителя физической культуры, обладающего широким перечнем компетенций, как профессиональных, так и общекультурных.

Детальному изучению таких технологий, цифровой среды высшего образования, дистантных форм работы, информационной виртуальной среды, сетевой формы организации учебного процесса посвящены работы многих ученых, в числе которых следует назвать Е. Зайцеву, С. Панюкову, С. Се- менюк, Y. Karaliotas, M. L. D. Mariano, N. P. C. De La Rosa, S. Tella, Seppo и др.) [1, 3, 4].

Подготовка будущего учителя физической культуры предполагает интенсивное развитие обучающегося как личности, так как только зрелая сформировавшаяся личность может стать примером для несовершеннолетних, с которыми придется работать в процессе педагогической деятельности. В этой связи особое значение приобретают процессы сопряжения профессионального и личностного развития студентов в учебно-информационной среде вуза. И здесь особое внимание следует уделять интересам и мотивированности обучающихся на выполнение профессиональной педагогической деятельности. Поскольку без заинтересованности в развитии освоение предлагаемых знаний, умений и навыков не получит личностного отклика и потеряет актуальность через весьма короткое время. Информационная среда вуза должна объединить в себе возможности для личностного становления и развития обучающегося как специалиста в профессиональной области физической культуры.

С этой целью ряд ученых предлагает внедрять в эту информационную среду разного рода инструменты-помощники. Так, С. Панюкова делает акцент на делении учебно-информационной среды в вузах и представлении ее в виде комплекса предметно-ориентированных многофункциональных сред, что по сути представляет собой использование всех доступных педагогических технологий на новой, цифровой платформе в ходе проведения лекций, практических и лабораторных занятий, организации самостоятельной работы и т. п.). Особенностью такой учебно-информационной среды является интерактивный диалог обучающегося и программы, соответствующей конкретному предмету [3]. Надо признать, что декларируемая автором эффективность такого подхода к обучению имеет место быть при подготовке будущего учителя физической культуры.

Другой исследователь - Е. Зайцева - делает ставку на совокупность образовательных ситуаций, которые постепенно сменяют друг друга в учебно-информационной среде вуза. Их задача заключается в дозировании информации, предлагаемой обучающемуся, при этом учебные тексты должны быть выверенными, точными, не содержать «воды» для того, чтобы добиться максимальной концентрации внимания обучающегося на основном смысле предлагаемой образовательной ситуации. Кроме того, формат образовательных ситуаций предполагает некую обязательную коммуникацию основных акторов образовательного процесса, что благотворно сказывается на профессиональном умении обучающихся устанавливать контакт с другими людьми [1]. В процессе подготовки будущего учителя физической культуры использование образовательных ситуаций имеет свою специфику в связи с практикоориентированным форматом деятельности и необхо-

димость освоения определенного перечня двигательных умений и навыков, однако в психологическом отношении такой способ организации учебно-информационной среды вуза создает благоприятные условия для личностного развития студента и его профессионального роста.

Из зарубежных исследователей вопросы профильного обучения с применением электронной информационной среды интересовали Y. Karaliotas, M. L. D. Mariano, N. P. C. De La Rosa, S. Tella [4].

Как видим, учеными одновременно используется сразу несколько сходных понятий - «сетевая среда обучения», «интерактивная обучающая среда», «виртуальная учебная среда». Рассмотрим разницу в их содержании и отношении к используемому нами понятию учебно-информационной среды.

Сетевая среда обучения в научном сообществе понимается как совокупность взаимообусловленных отношений основных акторов образования, объединенных общим доступом в электронное образовательное пространство.

Интерактивная обучающая среда понимается исследователями и педагогами как среда, обучение в которой организовано посредством интерактивных средств - ПК, планшеты, проекторы, интерактивные доски и т. д.

Виртуальная учебная среда тесным образом связана с дистанционным образовательным процессом, который организуется с использованием сети Интернет или локальной вузовской электронной сети.

Все приведенные понятия составляют в совокупности исследуемую нами учебно -информационную среду, функционирование которой в большей степени обеспечивается именно при помощи цифровых технологий.

Учебно-информационная среда по профилю подготовки будущих учителей физической культуры также предполагает активное использование электронных ресурсов и дистантных форм работы с использованием цифровых средств связи преподавателя и студента, что делает высшее образование более наполненным содержательно, обеспечивает потребность студентов в самостоятельной работе, поддерживает их стремление к освоению смежных с профильными дисциплин и позволяет высвободить учебное время для дополнительных очных тренировок по избранному виду спорта.

В этом отношении учебно-информационная среда становится предметом научных изысканий ряда ученых, которые приходят к выводу, что внедрение принципов удаленного образования через информационную среду вуза в процесс физического воспитания студентов себя не оправдывает ввиду того, что данный вид деятельности требует обязательного сопровождения теоретических материалов практикой занятий в спортивном зале. Содержание физического воспитания молодежи без системы упражнений превращается в пропаганду, не связанную с реальной работой по совершенствованию физического состояния организма, а потому теряет смысл [2].

Следует сказать, что при всей справедливости такого рода мнений нельзя сбрасывать со счетов требования, которые предъявляются к выпускникам высших учебных заведений со стороны современного общества. Востребованный социумом специалист должен владеть цифровыми компетенциями, уметь работать с информацией, используя цифровые контенты и платформы, поэтому современное высшее физкультурное образование должно найти оптимальный баланс в организации образовательного процесса для будущих педагогов физической культуры: обеспечить их обучение в полноценной цифровой учебно-информационной среде, сопровождающейся занятиями в очной форме, позволяющими проводить тренировки в необходимом для обучающихся объеме физической активности.

ВЫВОДЫ

Следует заключить, что традиционное высшее физкультурное образование на современном этапе своего развития нуждается в трансформации и прежде всего - в созна-

нии студентов и преподавателей. Необходимость личного преподавательского примера и невозможность абсолютного перевода занятий по физической культуре в удаленный формат объясняются объективными причинами, однако та часть профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре, которая касается освоения теоретических основ программных дисциплин, вполне может быть представлена в образовательном процессе вуза средствами учебно-информационной среды и предполагать работу студентов в цифровом контенте [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса / Е.Н. Зайцева // Образовательные технологии и общество. - 2003. - Т. 6, № 2. - С. 145-159.

2. Королев А.С. Применение дистанционных технологий по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» / А.С. Королев, В.В. Лобачев, И.В. Денисов // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении : сборник научных статей. - Воронеж, 2020. - С. 94-99.

3. Панюкова С.В. Использование предметно-ориентированной учебно-информационной среды в вузах : учеб. пособие для студ. вузов / С.В. Панюкова. - Москва : Академия, 2010. - 224 с.

4. Mariano M. L. D., De La Rosa N. P. C. Beyond an Institutionalized Learning Environment: Fostering Interactions and Learning Using Synchronous and Asynchronous Messaging Systems / Mariano M. L. D., De La Rosa N. P. C. // Turkish Online Journal of Distant Education. -2004. -Vol. 5, № 3. -URL: https://www.researchgate.net/publication/26394233_Beyond_an_Institutionalized_Learning_Environment _Fostering_Interactions_and_Learning_Using_Synchronous_and_Asynchronous_Messaging_Systems/full text/0fffD3650cf2900ffbfe99c2/Beyond-an-Institutionalized-Learning-Environment-Fostering-Interactions-and-Learning-Using-Synchronous-and-Asynchronous-Messaging-Systems.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

REFERENCES

1. Zaitseva, E.N. (2003), "Information and learning environment: problems of formation and organization of the educational process", Educational technologies and society, No. 2, pp.145-159.

2. Korolev, A.S., Lobachev, V.V., and Denisov, I.V. (2020), "Application of remote technologies in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports"", Actual problems of teaching and upbringing of schoolchildren and students in an educational institution :collection of scientific articles, Voronezh, pp. 94-99.

3. Panyukova, S. . (2010), The use of a subject-oriented educational and information environment in universities, Studies. manual for students. Universities, Academy, Moscow.

4. Mariano, M. L. D., De La Rosa N. P. C. (2004), "Beyond an Institutionalized Learning Environment: Fostering Interactions and Learning Using Synchronous and Asynchronous Messaging Systems", Turkish Online Journal of Distant Education, Vol. 5, No. 3, available at: https://www.researchgate.net/publication/26394233_Beyond_an_Institutionalized_Learning_Environment _Fostering_Interactions_and_Learning_Using_Synchronous_and_Asynchronous_Messaging_Systems/full text/0fff03650cf2900ffbfe99c2/Beyond-an-Institutionalized-Learning-Environment-Fostering-Interactions-and-Learning-Using-Synchronous-and-Asynchronous-Messaging-Systems.pdf.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2022

УДК 797.085

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНОГО НАВЫКА СИНХРОННОЙ ГРЕБЛИ НА

ШЛЮПКАХ ЯЛ-6

Алексей Евгеньевич Крупнов, аспирант, Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал Ивановский государственный университет, Шуя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.