Научная статья на тему 'Подготовка учителя физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности'

Подготовка учителя физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОДГОТОВКА / ШКОЛЬНИКИ / ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн А.Я., Борисенкова Е.С.

В статье отражены аспекты теоретической и практической подготовки будущих учителей физической культуры. Раскрыта сущность личностной тревожности и как следствие агрессии школьников-подростков. Представлены оценочные средства готовности будущих специалистов в области физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций у студентов вуза физической культуры. В работе показано, что к компетентности выпускников вуза спортивного профиля предъявляются новые требования. Наиболее важным представляется вопрос о подготовке учителей физической культуры для общеобразовательных школ и лицеев, готовых работать с современными подростками, находящимися в непростых социальных отношениях со сверстниками и окружающей средой. Целью исследования стала задача изучения некоторых подходов в подготовке учителя физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности. Исследование проводилось на базе кафедры педагогики и кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета УралГУФК. Экспериментальными площадками по выявлению ряда подходов к формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров сферы физической культуры явились средние общеобразовательные школы № 56 и 59 г. Челябинска. В ходе опытно-экспериментальной работы студенты направления подготовки «Физическая культура» в условиях педагогической практики в школе апробировали технологию проведения уроков физической культуры с целью снижения уровня тревожности, профилактики стресса и агрессивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найн А.Я., Борисенкова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности»

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

УДК/UDC 796.071

Поступила в редакцию 15.01.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.Я. Найн1

Кандидат педагогических наук Е.С. Борисенкова1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO WORK WITH ADOLESCENTS WITH INCREASED LEVEL OF ANXIETY

Dr.Hab., Professor, Honoured worker of science of Russia A.Ya. Nam1 Ph.D. E.S. Borisenkova1

1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: ekboris24@mail.ru

Аннотация

В статье отражены аспекты теоретической и практической подготовки будущих учителей физической культуры. Раскрыта сущность личностной тревожности и как следствие агрессии школьников-подростков. Представлены оценочные средства готовности будущих специалистов в области физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций у студентов вуза физической культуры.

В работе показано, что к компетентности выпускников вуза спортивного профиля предъявляются новые требования. Наиболее важным представляется вопрос о подготовке учителей физической культуры для общеобразовательных школ и лицеев, готовых работать с современными подростками, находящимися в непростых социальных отношениях со сверстниками и окружающей средой. Целью исследования стала задача изучения некоторых подходов в подготовке учителя физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности. Исследование проводилось на базе кафедры педагогики и кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета УралГУФК. Экспериментальными площадками по выявлению ряда подходов к формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров сферы физической культуры явились средние общеобразовательные школы № 56 и 59 г. Челябинска.

В ходе опытно-экспериментальной работы студенты направления подготовки «Физическая культура» в условиях педагогической практики в школе апробировали технологию проведения уроков физической культуры с целью снижения уровня тревожности, профилактики стресса и агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: учитель физической культуры, подготовка, школьники, повышенный уровень тревожности, агрессия.

Annotation

Today, as seen from teaching experience, the area related to training of mentally sound, healthy children and adolescents, not only possessing a certain amount of knowledge and skills, but also capable of managing their mental state, being compassionate and responsive should be a priority in secondary schools. The paper contains the theoretical and practical aspects of the training of future teachers of physical education. The essence of personal anxiety and as a consequence aggression of teenage schoolchildren is revealed. Measures of readiness of future specialists in the field of physical education to work with adolescents with increased levels of anxiety are given in the work. The results of the experiment on the development of professional competencies in students of university of physical culture are presented.

The paper shows that new demands are placed on the competency of graduates of sports related universities. The most important problem is training of physical education teachers for secondary schools and lyceums, willing to work with today's adolescents who are in difficult social relationships with their peers and the environment.

The purpose of the research was to study some of the methods of training of physical education teachers to work with adolescents who have increased levels of anxiety. The study was conducted at the premises of the Department of Pedagogics and the Department of theory and methodology of dance sports and ballet pedagogics of UralGUFK (Ural State University of Physical Culture). The experiment was carried out at the premises of secondary schools № 56 and 59 in Chelyabinsk and aimed at identification of some approaches to the formation of professional competences of future bachelors in the sphere of physical education. In the experimental work, students specializing in "Physical Education" approved in the framework of school teaching practicum the technology of physical education lessons to reduce the level of anxiety, stress and prevent aggressive behavior among adolescents.

Keywords: physical education teacher, training, schoolchildren, increased level of anxiety, aggression.

Введение. Сегодня, как свидетельствует опыт педагогической деятельности [1, 4], в средней школе приоритетным должно стать направление, связанное с воспитанием психически полноценных, здоровых детей и подростков, не только владеющих определенным багажом знаний и умений, но и способных управлять своим психическим состоянием, быть сострадательными и внимательными к окружающим. Проведенное исследование показывает, что студенты-первокурсники

вуза физической культуры слабо владеют технологией снижения тревожности и агрессивности у подростков, зачастую не способны профессионально оценить степень психического перенапряжения у воспитанника и предпринять меры, используя средства физической культуры.

В данной ситуации, как отмечают многие исследователи [2, 6, 7 и др.], возрастает потребность в разработке теоретических обоснований и совершенствовании профессиональных

№ 5 • 2015 Май | May

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

о (и .с Н

технологий подготовки учителя физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности.

Цель исследования - научно обосновать новые подходы в подготовке учителя физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе двух кафедр: педагогики и теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета Уральского государственного университета физической культуры. Экспериментальными площадками для выявления ряда подходов к формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров сферы физической культуры явились средние общеобразовательные школы № 56 и 59 г Челябинска.

В ходе опытно-экспериментальной работы студенты направления подготовки «Физическая культура» (п=34) в условиях педагогической практики в школе апробировали технологию проведения уроков физической культуры с целью снижения уровня тревожности, профилактики стресса и агрессивного поведения у подростков. Педагогическая практика была организована для студентов 3-го курса и длилась четыре недели.

Отметим, что именно практическая деятельность в известной мере позволяет определить готовность выпускника вуза к осуществлению профессиональной деятельности. Как верно пишет Т. А. Михайлова, практика является стержневым компонентом профессиональной подготовки студента в вузе, поскольку выполняется условие включенности индивида в конкретную деятельность и происходит формирование его сознания. Автор убедительно доказывает, что педагогическая практика выполняет ряд важных функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую [3, с. 17-18]. Поэтому, как показала наша опытно-экспериментальная работа, следует более целенаправленно пролонгировать педагогическую практику в школах и лицеях для студентов направления подготовки «Физическая культура», чтобы они смогли профессионально реализовать изучаемые технологии работы с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности. Это позволит студентам лучше овладеть методикой самостоятельного проведения уроков по физической культуре с обучающимися общеобразовательных организаций, внеклассной, спортивно-массовой работы, как того требует Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура».

В ходе опытно-экспериментальной работы нами выявлено, что образование в вузе должно осуществляться как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене смыслами, сотрудничестве его участников, в русле концепции интегративно-развивающего образования. Содержанию совместной деятельности следует придать открытый характер. Обучающийся должен активно участвовать в конструировании содержания образования, необходимого ему для самостроительства собственной карьеры [1].

Характеризуя готовность выпускника вуза физической культуры к работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности, наиболее значимым можно считать мотивационно-ценностный компонент будущего педагога. Он должен быть заинтересован в изменении ситуации, показывать личный пример в саморазвитии и формировании у себя и своих воспитанников морально-волевых и социально-личностных качеств. Среди этих качеств при-

оритетными выступают целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность и толерантность [4].

Одним из главных задач будущего учителя физической культуры, как показывают опыт и анализ психолого-педагогической литературы [1-8], являются овладение технологией снижения уровня ситуативной тревожности у обучаемых и, используя операционно-деятельностный инструментарий, недопущение ее перехода в устойчивое свойство личности, которая, в свою очередь, уже будет на грани проявления агрессивного поведения. Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, т. е. эмоционального состояния, возникающего в ситуациях неопределенной опасности и проявляющегося в ожидании неблагополучного развития событий [2].

Понятие «агрессия» (от латинского «аддгеввю» - нападение) трактуется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [7].

Опытно-экспериментальная работа показала, что студенты 3-го курса частично готовы к реализации профессиональных компетенций. Поэтому проводимые практикантами уроки и спортивно-массовые мероприятия призваны способствовать оптимизации психического состояния школьников, снижению тревожности и агрессивности.

Результаты исследования и их обсуждение. При оценке готовности будущего учителя физической культуры к реализации профессиональных компетенций в работе с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности, нами были определены следующие критерии: интерес к учебе, спортивные достижения (спортивный разряд или звание), знания по профильному виду спорта, уровень самооценки студента и владение технологией снижения уровня тревожности и агрессивности у обучающихся.

Критерий «интерес к учебе» является приоритетным в оценке готовности к осуществлению профессиональной деятельности, причем с определенным контингентом. Он был оценен на основе адаптации методики, направленной на изучение мотивов деятельности [5]. Следует отметить, что доля высокозаинтересованных в профессиональной подготовке по физической культуре и спорту студентов к 3-му курсу несколько снижается. Как выявило исследование, это в первую очередь связано с ожиданиями студентов и их социальным становлением.

Одним из значимых критериев, как показывает опыт педагогической деятельности, является уровень спортивного мастерства обучающихся. Данный критерий свидетельствует о целеустремленности личности и наличии морально-волевых качеств у спортсмена-студента. Это оказалось важным при обращении к личностному примеру. Спортивные достижения студентов и уровни сформированности профессиональных компетенций мы соотнесли по следующей схеме: мастер спорта - высокий, кандидат в мастера спорта и I разряд по виду спорта - допустимый, а 11-111 разряды - пороговый (низкий) уровень.

Такой критерий, как знания по профильному виду спорта, был оценен на основе кредитно-модульной технологии посредством имеющегося фонда оценочных средств (тесты, кейсы, педагогические задачи и прочее) и представлен из расчета: 50-68 баллов - пороговый уровень; 69-84 балла - средний; 85-100 баллов - высокий.

18

http://www.teoriya.ru

№ 5 • 2015 Май | Мау

Результаты опытно-экспериментальной работы

Критерии На начало обучения в вузе ФК (1-й курс) В процессе обучения в вузе (3-й курс)

показатели (уровни, %), n = 34 показатели (уровни, %), n = 34

высокий допустимый пороговый высокий допустимый пороговый

Интерес к учебе 73,5 20,6 5,9 55,9 35,3 8,8

Спортивные достижения (разряд,звание) 11,8 26,5 61,8 17,6 38,2 44,1

Знания по профильному виду спорта 17,6 23,5 58,8 61,8 11,8 26,5

Уровень самооценки студента 79,4 5,9 (Т) 14,7 (4) 76,5 8,8 (Т) 14,7 (4)

Владение технологией снижения уровня тревожности и агрессивности у обучающихся 3,4 20,6 76,5 11,8 55,9 32,4

Самооценка личности, по мнению А. М. Прихожан, это представление человека о собственных достоинствах, сравнение их с достоинствами других людей, а также результатами собственной деятельности [6]. Как верно пишет автор, определены две формы самооценки человеком себя как личности: адекватная и неадекватная. Адекватная самооценка отнесена нами к высокому уровню развития личности, способной качественно и эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а завышенная и заниженная - к пороговому, свидетельствующему о необходимости работы над собой.

Владение технологией снижения уровня тревожности и агрессивности у обучающихся оценивалось с помощью кредитно-модульной методики. По завершении педагогической практики выставлялась суммарная балльная оценка на основе выполнения требований методиста вуза (оформление документации), учителя физической культуры школы (проведение уроков и спортивно-массовых мероприятий с закрепленным классом), начальника отдела практики вуза (научное обоснование избранного направления в проведении уроков по физической культуре с данным контингентом). Результаты опытно-экспериментальной работы приведены в таблице.

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что готовность студентов 3-го курса к реализации профессиональных компетенций в работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, имеет положительную тенденцию.

Выводы. Подготовка студентов вуза физической культуры должна быть переориентирована на разрешение ряда социальных задач и прежде всего направлена на получение знаний и умений работы с подростками, имеющими повышенный уровень тревожности. Будущих учителей физической культуры следует обучать рефлексии собственных поступков, поскольку выработанные привычки закрепляются в их поведении и в дальнейшем могут служит примером для воспитанников. Педагогическую практику для студентов 3-го курса направления подготовки «Физическая культура» необходимо пролонгировать с целью закрепления навыков профилактики тревожности и агрессивного поведения подростков средствами физической культуры.

Литература

Борисенкова Е.С. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры на основе кредитно-модульного обучения / Е.С. Борисенкова, О.П. Керер, А.Я. Найн // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3.

- С. 61-64.

Зимина И.С. Психолого-педагогические условия снижения уровня тревоги в группах младших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.С. Зимина; УГПУ. - Екатеринбург: УГПУ, 1996.

- 22 с.

3. Михайлова Т.А. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики / Т.А. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 10. -С. 17-19.

4. Найн А.Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением: монография / А.Я. Найн. - Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 292 с.

5. Петунин О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... докт. пед. наук / О.В. Петунин; Воронежский гос. пед. ун-т. - СПб.: Воронежский гос. пед. ун-т, 1996. - 48 с.

6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. -192 с.

7. Сиваков В. И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: авто-реф. дис. ... докт. пед. наук / В.И. Сиваков; ВНИИФК. - М.: ВНИ-ИФК, 1998. - 36 с.

8. Таринова Н.В. Педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры: возможности дистанционного обучения /

H.В. Таринова // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 11. - с. 44-46.

References

1. Borisenkova, E.S. Professional'naya podgotovka budushchego uchitelya fizicheskoy kul'tury na osnove kreditno-modul'nogo obucheniya (Vocational training of future physical education teachers on the basis of credit-modular training) / E.S. Borisenkova, O.P. Kehrer, A.Ya. Nain // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014. - № 3. - P. 61-64.

2. Zimina, I.S. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya snizheniya urovnya trevogi v gruppakh mladshikh doshkol'nikov: avtoref. dis.... kand. ped. nauk (Psychological and pedagogical conditions to reduce the level of anxiety in groups of younger preschoolers abstract of Ph.D. thesis) /

I.S. Zimina; UGPU. - Ekaterinburg: UGPU, 1996. - 22 P.

3. Mikhaylova, T.A. Professional'naya podgotovka budushchego uchitelya fizicheskoy kul'tury v processe pedagogicheskoy praktiki (Vocational training of future physical education teachers during student teaching) / T.A. Mikhaylova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2007. - № 10. - P. 17-19.

4. Nain, A.Ya. Teoreticheskie osnovy refleksivnogo upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem: monografija (Theoretical Foundations of reflexive control of educational institutions: monograph) / A.Ya. Nain. - Chelyabinsk: Ural'skaya Akademiya, 2014. - 292 P.

5. Petunin, O.V. Teoreticheskie osnovy podgotovki studentov k professional'noy deyatel'nosti uchitelya fizicheskoykul'tury: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk (Theoretical Foundations of training of students for professional work of physical education teacher: abstract of doctoral thesis (Hab)/ O.V. Petunin; Voronezh state ped. un-ty. - SPb.: Voronezh state ped. un-ty, 1996. - 48 P.

6. Prikhozhan, A.M. Psikhologiya trevozhnosti: doshkol'ny i shkol'ny vozrast (Psychology of anxiety: preschool and school age) / A.M. Prikhozhan. - 2nd ed. - SPb.: Piter, 2007. - 192 P.

7. Sivakov, V.I. Pedagogicheskie osnovy upravlenija psikhicheskim sostoyaniem shkol'nikov na urokakh fizicheskoy kul'tury: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk (Pedagogical bases of control of mental conditions of schoolchildren at physical education lessons abstract of doctoral thesis (Hab.)/ V.I. Sivakov; VNIIFK. - Moscow: VNIIFK, 1998. - 36 P.

8. Tarinova, N.V. Pedagogicheskaya podgotovka budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury: vozmozhnosti distantsionnogo obucheniya (Pedagogical training of future physical education teachers: distance learning opportunities) / N.V. Tarinova // Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 11. - P. 44-46.

№ 5 • 2015 Май | May

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.