нии студентов и преподавателей. Необходимость личного преподавательского примера и невозможность абсолютного перевода занятий по физической культуре в удаленный формат объясняются объективными причинами, однако та часть профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре, которая касается освоения теоретических основ программных дисциплин, вполне может быть представлена в образовательном процессе вуза средствами учебно-информационной среды и предполагать работу студентов в цифровом контенте [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса / Е.Н. Зайцева // Образовательные технологии и общество. - 2003. - Т. 6, № 2. - С. 145-159.
2. Королев А.С. Применение дистанционных технологий по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» / А.С. Королев, В.В. Лобачев, И.В. Денисов // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении : сборник научных статей. - Воронеж, 2020. - С. 94-99.
3. Панюкова С.В. Использование предметно-ориентированной учебно-информационной среды в вузах : учеб. пособие для студ. вузов / С.В. Панюкова. - Москва : Академия, 2010. - 224 с.
4. Mariano M. L. D., De La Rosa N. P. C. Beyond an Institutionalized Learning Environment: Fostering Interactions and Learning Using Synchronous and Asynchronous Messaging Systems / Mariano M. L. D., De La Rosa N. P. C. // Turkish Online Journal of Distant Education. -2004. -Vol. 5, № 3. -URL: https://www.researchgate.net/publication/26394233_Beyond_an_Institutionalized_Learning_Environment _Fostering_Interactions_and_Learning_Using_Synchronous_and_Asynchronous_Messaging_Systems/full text/0fffD3650cf2900ffbfe99c2/Beyond-an-Institutionalized-Learning-Environment-Fostering-Interactions-and-Learning-Using-Synchronous-and-Asynchronous-Messaging-Systems.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
REFERENCES
1. Zaitseva, E.N. (2003), "Information and learning environment: problems of formation and organization of the educational process", Educational technologies and society, No. 2, pp.145-159.
2. Korolev, A.S., Lobachev, V.V., and Denisov, I.V. (2020), "Application of remote technologies in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports"", Actual problems of teaching and upbringing of schoolchildren and students in an educational institution :collection of scientific articles, Voronezh, pp. 94-99.
3. Panyukova, S. . (2010), The use of a subject-oriented educational and information environment in universities, Studies. manual for students. Universities, Academy, Moscow.
4. Mariano, M. L. D., De La Rosa N. P. C. (2004), "Beyond an Institutionalized Learning Environment: Fostering Interactions and Learning Using Synchronous and Asynchronous Messaging Systems", Turkish Online Journal of Distant Education, Vol. 5, No. 3, available at: https://www.researchgate.net/publication/26394233_Beyond_an_Institutionalized_Learning_Environment _Fostering_Interactions_and_Learning_Using_Synchronous_and_Asynchronous_Messaging_Systems/full text/0fff03650cf2900ffbfe99c2/Beyond-an-Institutionalized-Learning-Environment-Fostering-Interactions-and-Learning-Using-Synchronous-and-Asynchronous-Messaging-Systems.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.06.2022
УДК 797.085
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНОГО НАВЫКА СИНХРОННОЙ ГРЕБЛИ НА
ШЛЮПКАХ ЯЛ-6
Алексей Евгеньевич Крупное, аспирант, Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал Ивановский государственный университет, Шуя
Аннотация
Введение. В настоящее время недостаточно разработаны средства и методики формирования общекомандного навыка выполнения синхронных гребковых движений веслами у членов экипажей шлюпок ЯЛ-6. Цель исследования заключалась в проверке эффективности формирования синхронности движений у членов экипажа при гребле на шлюпках ЯЛ-6 на основе применения весельной сцепки. Методика и организация исследования. Исследование проводилось с курсантами (19-20 лет) учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова филиал в г. Калининграде (77 чел.). На основе данных анкетирования специалистов (27 тренеров), наблюдений, анализа специальной научно-методической литературы, биомеханического видеоанализа движений и гониометрии была разработана методика тренировки гребцов для формирования общекомандного навыка синхронной гребли в составе экипажа шлюпки на основе применения тренировочного устройства для весельной сцепки. Педагогический эксперимент проводился со спортсменами пяти команд в течение 4-х месяцев. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что применение экспериментальной методики в тренировке гребцов способствовало улучшению времени прохождения соревновательной дистанции (1000 м) по сравнению со спортсменами из контрольных групп (354±30 с и 390±14 с соответственно). Темп гребковых движений у спортсменов экспериментальных групп (0,5 гребка/сек.) стал выше, чем в контрольных группах - 0,4 гребка/сек (р<0,05). По окончанию педагогического эксперимента величины углов в тазобедренном суставе стали достоверно меньше, чем в начале исследования и близкими к модельным (у загребных - 46,2°, у гребцов, сидящих на средней банке - 55,4° и на баке - 64,6° (р<0,05). Выводы. Применение в подготовке гребцов на шлюпках ЯЛ-6 специального тренировочного устройства, обеспечивающего сцепление весел в единую цепь, обеспечивает формирование согласованности движений членов экипажа при выполнении гребко-вых действий. Согласованность движений позитивно сказалась на улучшении времени прохождения соревновательной дистанции.
Ключевые слова: Ял-6, экипаж шлюпки, синхронизация гребковых движений, тренировочное устройство, методика тренировки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p205-210
FORMATION OF THE COMMAND SKILL OF SYNCHRONOUS ROWING ON YAL-
6 BOATS
Alexey Evgenievich Krupnov, the post-graduate student, Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the
doctor of pedagogical sciences, professor, Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya
Abstract
Introduction. Currently, the means and methods of forming the team-wide skill of performing synchronous rowing movements with oars have not been sufficiently developed among the crew members of the YAL-6 boats. The purpose of the study was to test the effectiveness of the formation of synchronicity of movements among crewmembers when rowing on YAL-6 boats based on the use of the paddle hitch. Methodology and organization of the study. The study was conducted with cadets (19-20 years old) of the Naval Training and Research Center "Naval Academy" named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N. G. Kuznetsov branch in Kaliningrad (77 people). Based on the data of the survey of specialists (27 coaches), observations, analysis of special scientific and methodological literature, biomechanical video analysis of movements and goniometry, the method of training rowers for the formation of the team-wide skill of synchronous rowing as part of the boat crew, based on the use of the training device for rowing coupling, was developed. The pedagogical experiment was conducted with athletes from five teams for 4 months. The results of the study and their discussion. It was found that the use of experimental techniques in the training of rowers contributed to the improvement of the time of passing the competitive distance (1000 m) compared with athletes from the control groups (354 ± 30 s and 390 ± 14 s, respectively). The rate of rowing movements in the athletes of the experimental groups (0.5 strokes / sec.) became higher than in the control groups - 0.4 strokes / sec (p <0.05). At the end of the pedagogical experiment, the values of the angles in the hip joint became significantly less than at the beginning of the study and close to the model ones (in the paddlers - 46.20, in the rowers sitting on the middle bank - 55.40 and on the tank -64.60 (p<0.05). Conclusions. The use of a special training device in the training of rowers on YAL-6 boats, which ensures the coupling of oars into a single chain, ensures the formation of consistency of the move-
ments of crew members when performing rowing actions. The consistency of movements had a positive effect on improving the time of passing the competitive distance.
Keywords: Yal-6, boat crew, synchronization of rowing movements, training device, training technique.
ВВДЕНИЕ
Гребля на шлюпках ЯЛ-6 является командным видом спорта, в котором участвуют 6 спортсменов. Достижение максимальной скорости на старте и поддержание ее на протяжении всей дистанции обусловлено рядом факторов, к которым относятся: степень развития скоростно-силовых и координационных способностей, силовая выносливость, гибкость, техническая подготовленность каждого спортсмена. При этом важнейшим фактором, определяющим спортивный результат экипажа шлюпки, выступает согласованность и синхронность действий каждого спортсменов в аспекте техники выполнения гребковых движений на протяжении всей дистанции [2, 3, 6]. Способность экипажа шлюпки технически правильно и слаженно действовать, как единый организм является вершиной спортивного мастерства команды [5].
Известно, что при заносе весла угол наклона вперед в поясничном отделе у спортсменов, сидящих в шлюпке ЯЛ-6 различен, что обусловлено местом расположения их в шлюпке, антропометрическими данными гребцов и др. [1, 3]. Значительные различия в этих показателях ведут к дисбалансу выполнения общего гребкового движения всей командой. Чтобы весла при заносе и при окончании гребка ходили параллельно друг другу необходимо добиться оптимального угла для всех спортсменов, сидящих попарно в шлюпке, который согласно ранее проведенным исследованиям составляет 45-50° [4].
Цель исследования - проверка эффективности методики по формированию синхронности грибковых движений у членов экипажа на шлюпках ЯЛ-6 на основе применения весельной сцепки.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось с курсантами (19-20 лет) учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова филиал в г. Калининграде (77 чел.). Большинство участников исследования (55,8%) имели 3 разряд, 29,8% - 2-й и 14,4% - первый спортивные разряды по военно-прикладному виду спорта «гребля на шлюпках». Испытуемые были по степени физической и технической подготовленности разделены на 10 экипажей, по семь человек в каждом с учетом рулевого.
На предварительных этапах исследования проводилось наблюдение, анкетирование специалистов (27 тренеров), анализ специальной научно-методической литературы, биомеханический видеоанализ движений, гониометрия. На основе полученных данных была разработана методика тренировки гребцов для формирования общекомандного навыка синхронной гребли в составе экипажа шлюпки на основе применения тренировочного устройства для весельной сцепки. На основном этапе в пяти группах проводился педагогический эксперимент, с целью проверки эффективности экспериментальной методики. Результаты педагогического эксперимента обрабатывались с помощью методов математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный анализ ранее опубликованных исследований, видеонаблюдение за спортсменами в тренировочном процессе и анкетирование специалистов позволили выяснить, что гребля на шлюпках представляет собой сложный в техническом отношении вид спорта, требующий от гребцов совместной координационной работы при выполнении гребковых действий на протяжении длительного времени. Установлено, что рассогласованность командных действий и неодновременное приложение сил во время гребли ведет к потере баланса лодки, увеличению угла ее отклонения от прямолинейного курса, что снижает скорость движения шлюпки.
Определено, что для достижения согласованных действий членов команды в практике тренировки используются различные тренировочные устройства и тренажеры. Авторы, занимающиеся данной проблематикой, указывают на недостаток и отсутствие в тренировочном процессе специальных средств и способов, обеспечивающих условия для формирования слаженных действий экипажа в гребле на шлюпках ЯЛ-6 [2]. В частности, среди предлагаемых в литературе методик особое место занимает «Способ коррекции биомеханических параметров командной техники гребли», в котором гребные тренажеры (Concept2) объединены в единую локальную сеть и подключены к общему серверу [6]. На основе тестирования индивидуальных показателей техники гребли каждого спортсмена формировалась модельные характеристики для экипажей. Используя подобную систему, авторы исследования смогли добиться слаженности действий членов экипажа ЯЛ-6 и повысить результаты на соревновательной дистанции. Несмотря на положительный эффект от применения данного способа, представляется необходимым отметить недостаток в ее тиражировании в широкую практику тренировочного процесса подготовки спортсменов-гребцов, учитывая низкую оснащенность электронной аппаратурой большинства команд, занимающихся данным видом спорта. Об этом свидетельствуют ответы тренеров (96,3%) и самих спортсменов (97,4%). При этом все без исключения специалисты и спортсмены-гребцы указали на потребность в разработке специальных тренировочных устройств, обеспечивающих условия для формирования навыка согласованности двигательных действий при гребле в составе команды в естественных условиях - на воде.
Опираясь на имеющиеся прототипы тренажеров и устройств, было разработано тренировочное устройство «весельная сцепка», которое обеспечивает жесткое крепление весел между собой с каждой стороны лодки (рисунок 1).
При таком варианте гребковые движения веслом одним из членов команды вызывает движение двух других весел, находящихся в сцеплении либо с правого, или с левого борта шлюпки. Крепление группы из 3-х весел в единую цепь осуществляется за счет 2-х стержней, соединяющих весла между собой, через резиновые хомуты, закрепленные свободно на каждом весле (рисунок 2).
Рисунок 1 - Схема - общий вид соединения весел на ЯЛ-6 Рисунок 2 - Схема соединения трехвесельной между собой группы в единую цепь
Перемещение хомута вдоль весла ограничено фиксаторами в пределах 5 см (вверх-вниз). При этом зазор (от 0,3 до 1 см) между хомутом и телом весла позволяет осуществлять его поворот вдоль своей оси.
Экспериментальная методика реализовывалась, как на суше, так и на воде (в естественных условиях) с применением тренировочного устройства (сцепки весел). Спортсмены, сидя в шлюпке на своих рабочих местах выполняли гребковые движения с закрытыми и открытыми глазами, как без весла (имитация), так и с веслом (в сцеплении и без сцепления весел). В процессе педагогического эксперимента выполнялась тренировочная работа, как с применением весельной сцепки (на суше - 72,5% и на воде - 62,5%), так и без нее (на суше - 27,5% и на воде - 37,5%) (таблица 1).
Таблица 1 - Объем командной работы, выполняемой экипажем шлюпки ЯЛ-6 при гребле на соревновательной дистанции (1000 м) с применением тренировочного устройства и без него (%)_
Упражнения Объем выполняемых упражнений в тренировочном процессе Среднее значение
март апрель май июнь
суша вода суша вода суша вода суша вода суша вода
Без применения сцепки весел 20 30 20 30 30 40 40 50 27,5 37,5
С применением весельной сцепки 80 70 80 70 70 60 60 50 72,5 62,5
Выполнение гребковых движений осуществлялось в среднем 5-6 мин., что соответствует среднему времени прохождения соревновательной дистанции в 1000 м. На каждом тренировочном занятии эти упражнения повторялись от 2-х до 4-х раз с интервалами отдыха по 7-10 мин. Во время педагогического эксперимента было проведено 84 тренировочных занятия по 90-100 мин.
В результате проведенного педагогического эксперимента установлено, что применение экспериментальной методики в тренировке гребцов способствовало достоверному улучшению времени прохождения соревновательной дистанции по сравнению со спортсменами из контрольных групп (354±30 с и 390±14 с соответственно) (таблица 2).
В ЭГ темп гребковых движений спортсменов (0,5 гребка/сек.) стал выше, чем в КГ - 0,4 гребка/сек. (р<0,05). По окончанию педагогического эксперимента у загребных меж-звенный угол оказался меньше (46,2°), чем у гребцов, сидящих на средней банке - 55,4° и на баке - 64,6°.
Таблица 2 - Результаты прохождения соревновательной дистанции экипажами шлюпок ЯЛ-6 и изменение межзвенного угла в тазобедренном суставе у спортсменов в начале и по окончанию педагогического эксперимента_
Экипажи Время прохождения дистанции (мин., сек) Кол-во греб-х действий Угол в тазобедренном суставе при заносе весел гребцами, сидящими: на первой банке - «загребные» (З); на средней банке (С) и на баке (Б)
Н О Н О Н О
З | С | Б З 1 С 1 Б
Конт рольные группы (экипажи шлюпок)
1 6,37 6,32 155 160 76 88 89 72 83 85
2 6,36 6,32 154 161 73 86 88 69 78 82
3 6,39 6,34 149 158 78 85 87 71 79 81
4 6,38 6,32 152 158 74 87 90 68 82 86
5 6,39 6,31 151 157 75 86 89 70 80 80
Сред. зн. 6,4±0,2 6,3±0,1 152,2±0,3 158,8 75,2±0,6 86,4±0,7 88,6±0,8 70±1,2 80,4±1,4 82,8±1,2
Экспериментальные группы (экипажи шлюпок)
1 6,35 5,59 151 178 75 87 90 47 56 65
2 6,38 5,48 153 175 74 88 91 45 55 64
3 6,4 5,52 147 178 77 86 86 46 54 63
4 6,37 5,54 154 177 75 85 90 45 58 65
5 6,36 5,59 151 179 74 84 89 48 54 66
Сред. зн. 6,4±0,2 5,54±0,3 151,2±0,3 177,4 75±0,7 86±0,8 89,2±0,6 46,2±0,8 55,4±0,7 64,6±0,9
При этом данные величины углов после эксперимента стали достоверно меньше, чем в начале (р<0,05) и близким к модельным, что подтверждает эффективность методики тренировочных занятий с применением весельной сцепки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов проведенного эксперимента позволяет утверждать, что применение в тренировочном процессе гребцов на шлюпках ЯЛ-6 специального тренировочного устройства, обеспечивающего сцепление весел в единую цепь, обеспечивает формирование согласованности движений членов экипажа при выполнении гребковых действий. Достигнутая согласованность движение позитивно сказалась на улучшении показателей времени прохождения соревновательной дистанции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Замотин Т.М. Комплексная педагогическая оценка подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации / Т.М. Замотин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 100-104.
2. Крупнов А. Е. Характеристика и требования к спортсменам-гребцам на ЯЛ-6 / А.Е. Крупнов, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сборник материалов национальной науч.-практ. конф. с международным участием. - Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. - С. 212-214.
3. Малышко А.В. Влияние стартовых гребков на прохождение соревновательной дистанции в гребле на шлюпках / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 4. - С. 23-30.
4. Малышко А.В. Методика коррекции состава экипажа шлюпки с позиции биомеханической совместимости / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 4. - С. 141-151.
5. Малышко А.В. Методика тренировки гребцов слаженной, синхронной работе в составе экипажа шлюпки на гребных тренажерах / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. - № 4. - С. 10-15.
6. Способ коррекции биомеханических параметров командной техники гребли / А.В. Ма-лышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова, С.Н. Могилинец // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 110-116.
REFERENCES
1. Zamotin, T.M. (2020), "Comprehensive pedagogical assessment of the preparedness of highly qualified rowers-kayakers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 100-104.
2. Krupnov, A.E., Pravdov, M.A. and Pravdov D.M. (2021), "Characteristics and requirements for rowers on YAL-6", Physical education in the conditions of the modern educational process: a collection of materials of the national scientific and practical. conf. with international participation, Shuya: Publishing house of the Shuya branch of IvGU, pp. 212-214.
3. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V. and Mikhailova M.A. (2017), "Influence of starting strokes on the passage of a competitive distance in boat rowing", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 23-30.
4. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V. and Mikhailova M.A. (2019), "The method of correction of the composition of the crew of the boat from the standpoint of biomechanical compatibility", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 141-151.
5. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V. and Mikhailova M.A. (2018), "Methods of training rowers for coordinated, synchronous work as part of a boat crew on rowing machines", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 10-15.
6. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V., Mikhailova M.A. and Mogilinets, S.N. (2016) A method for correcting the biomechanical parameters of team rowing technique", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 110-116.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2022
УДК 796.323.2:378.172
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА
Анатолий Александрович Кудинов, доктор педагогических наук, профессор Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных