4. Помилуйко Ю.В. Формирование физической культуры личности подростков в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) / Ю.В. Помилуйко, Н.Х. Хакунов, И.К Гунажоков, М.Х Коджешау // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 5. - С. 58-64.
5. Шаповалов А. В. Организационно-содержательные основы совершенствования здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации / А.В. Шаповалов, И.К Гунажоков, С.А Хазова, С.Н Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - № 1 (173). - С. 151-157.
6. Хазова С.А. Концепция развития конкурентоспособности личности (на примере специалистов по физической культуре и спорту) / С.А. Хазова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - Вып. 1.- С. 47-53.
7. Профессионально значимые личностные качества спортивного педагога / Н.Х. Хакунов, С.А Хазова, И.К. Гунажоков, Н.В. Корягина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 2 (117). - С. 153-160.
REFERENCES
1. Asmolov, A.G. (2014), "Additional personal education in the era of change: cooperation, co-creation, creation itself", Educational policy, Vol. 64, No.2, pp. 2-6.
2. Osmanov R.Z. and Gunazhokov I.K. (2013), "Principles of building the process of physical education in a secondary school", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Vol. 117, No.2, pp. 124-129.
3. Lubysheva L.I. (2012), "Sports education as the basis for the formation of physical culture of the individual", Theory and practice ofphysical culture, No.6, pp. 96.
4. Pomiluiko Yu.V., Hakunov N.H., Gunazhokov I.K. and Kojeshau M.H. (2021), "Formation of physical culture of the personality of adolescents in the system of additional education (on the example of football classes)", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, No.5, pp. 58-64.
5. Shapovalov A.V., Gunazhokov I.K., Khazova S.A. and Begidova S.N. (2016), "Organizational and substantive foundations for improving health-saving activities of a general educational organization", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Vol. 173, No.1, pp. 151-157.
6. Khazova S.A. (2011), "The concept of personal competitiveness development (by the example of specialists in physical culture and sports)", Bulletin of Kemerovo State University, No.1, pp. 47-53.
7. Hakunov N.H., Khazova S.A., Gunazhokov I.K. and Koryagina N.V. (2013), "Professionally significant personal qualities of a sports teacher", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Vol. 117, No.2, pp. 153-160.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2022
УДК 797.122
УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ ГРЕБЛИ СПОРТСМЕНОВ В МОРСКОМ
МНОГОБОРЬЕ
Олег Евгеньевич Понимасов, доктор педагогических наук, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург; Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург
Аннотация
Цель исследования - разработать синхронизирующий комплекс скоростно-силовых упражнений для развития мощности гребка в сочетании с синхронизацией гребковых действий в составе команды. Внедрение средств скоростно-силовой подготовки реализовано на подготовительном и соревновательном этапах годичного цикла подготовки. Получен новый научный результат - доказана эффективность комплекса скоростно-силовых упражнений, направленных на развитие мощности гребка в сочетании с синхронизацией гребковых действий в составе команды. Результаты тестиро-
вания скоростно-силовых качеств спортсменов морского многоборья по окончании эксперимента свидетельствуют о возрастании мощности гребка и готовности многоборцев к высоким спортивным результатам в упражнении в гребле на ялах.
Ключевые слова: морское многоборье, гребля на ялах, скоростно-силовые качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p372-375
INCREASING THE ROWING POWER OF ATHLETES IN MARINE ALL-AROUND
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the doctor of pedagogical sciences, North-Western Institute of Management, St. Petersburg; Alexander Vasilyevich Ivanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications
Abstract
The purpose of the study is to develop a synchronizing complex of speed-strength exercises for the development of stroke power in combination with the synchronization of rowing actions as part of a team. The introduction of means of speed-strength training was implemented at the preparatory and competitive stages of the annual training cycle. A new scientific result has been obtained - the effectiveness of a complex of speed-strength exercises aimed at developing the stroke power in combination with the synchronization of rowing actions as part of a team has been proven. The results of testing the speed-strength qualities of sea all-around athletes at the end of the experiment indicate an increase in the stroke power and the all-around athletes' readiness for high sports results in rowing on yawls.
Keywords: sea all-around, boat rowing, speed-strength qualities.
ВВЕДЕНИЕ
В морском многоборье интегральная готовность спортсмена тесно связана с его специализацией в гребле на морских ялах. Спортивный результат в данном командном упражнении определяется высоким уровнем скоростно-силового потенциала и уровнем развития анаэробного типа метаболизма [4]. Недостаточный уровень развития силовых качеств одного из гребцов команды на протяжении всей дистанции гребли на 1000 м является причиной несинхронного выполнения движений и снижения командного результата с потерей очков в упражнении и общекомандном первенстве [2].
В исследовании представлена эффективность комплекса скоростно-силовых упражнений, направленных на развитие мощности гребка в сочетании с синхронизацией гребковых действий в составе команды [3].
На современном этапе развития морского многоборья структура тренировочного процесса в гребле представлена лишь отрывочными данными о планировании тренировочных нагрузок, направленных на повышение скоростно-силовых способностей квалифицированных спортсменов-многоборцев. Недостаточность научного обоснования данного вопроса не позволяет спортсменам в полной мере реализовать потенциал мощности гребка и приводит к ограничению роста спортивных результатов [1]. Предполагалось, что развитие мощности гребка в сочетании с синхронизацией командных действий гребцов в морском многоборье на основе синхронизирующего комплекса скоростно-силовых упражнений позволит повысить слаженность и эффективность выступления в гребле на 6-ти весельных морских ялах.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - разработать синхронизирующий комплекс скоростно-силовых упражнений для развития мощности гребка в сочетании с синхронизацией греб-ковых действий в составе команды.
В задачи исследования входило определение структуры силового потенциала гребцов на ялах, разработка комплекса скоростно-силовых упражнений для развития мощно-
сти гребка в сочетании с синхронизацией командных действий, Экспериментальная проверка эффективности синхронизирующего комплекса средств развития мощности гребко-вого усилия.
Исследование проводилось на базе гребно-парусных видов спорта. В исследовании приняли участие квалифицированные морские многоборцы в количестве 18 человек в возрасте 19,4±0,5 лет.
Управление конфигурацией скоростно-силовой подготовкой предусматривало синхронизацию силового командного потенциала всех спортсменов, входящих в состав гребного экипажа. Проведено исследование исходного уровня развития скоростно-силовых способностей гребцов морского многоборья. На экспериментальном этапе исследования разработан и внедрен в тренировочный процесс синхронизирующий комплекс скоростно-силовых упражнений.
Внедрение средств скоростно-силовой подготовки реализовано на подготовительном и соревновательном этапах годичного цикла подготовки. В недельном микроцикле проводилось 4 гребные тренировки, из них 3 носили скоростно-силовую направленность. Контрольная группа (КГ) тренировалась в гребле по пропорциональному графику тренировок морских многоборцев. Экспериментальная (ЭГ) во время тренировок по гребле использовала комплекс специальных упражнений по методу скоростно-силовой интервальной тренировки.
Синхронизирующий комплекс скоростно-силовых упражнений составлен кластером специальных упражнений, выполняемых с затрачиваемой мощностью 70-80% от максимальной мощности отдельного движения в течение 15-20 с через 10 с отдыха (по 6 подходов в серии): приседание и выпрыгивание со штангой на плечах; гиперэкстензия на силу прямых мышц спины с упором на бедрах; тяга нижнего блока в положении сидя; рывок гири 24 кг; гребля на тренажере Концепт-2 с мощностью 70% от максимальной в течение 3 мин; упражнение на мышцы сгибатели и разгибатели кисти; гребля на одиночном ялике распашном; гребля в гребном бассейне с круговой циркуляцией воды в темпе 30-32 гребка/мин. Количество рабочих серий равнялось трём. Восстановительный интервал между сериями составил 2 мин. Основным критерием достижения прогнозируемого результата является выполнение упражнений с усилием 70-80% от максимального в течение времени стартового разгона яла (20-30 с).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития скоростно-силовых качеств до и после эксперимента выявил улучшение показателей в обеих группах. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Таблица - Динамика показателей скоростно-силовых качеств испытуемых, х±т
Упражнение ЭГ КГ
до после t до после t
Три приседания со штангой на плечах, кг 122,2±3,2 138,1±3,2 5,1 119,6±3,5 124,8±3,6 3,3
Подъем туловища из положения согнувшись до горизонтального положения за минуту, кол-во 40,5±4,7 59,3±2,8 3,7 41,8±6,8 60,4±3,7 4,2
Поднимание подвешенной гири 16 кг на высоту 70 см скручиванием опорной штанги, с 36,7±27,7 24,3±8,4 2,4 32,5±8,3 28,8±2,5 3,8
Тяга нижнего блока за минуту, кол-во 45,4±6,1 57,3±5,1 3,2 46,2±4,6 56,5±4,2 4,4
Гребля на 100 м на одиночном ялике, с 30,3±4,5 23,1±1,6 4,8 33,5±1,3 26,1±2,7 3,1
В экспериментальной группе отмечен наиболее значительный прирост результатов:
- в упражнении «Поднимание подвешенной гири 16 кг на высоту 70 см скручиванием опорной штанги» прирост составил 42,1%;
- в упражнении «Тяга нижнего блока за минуту» прирост составил 28,1%;
- в упражнении «Гребля на 100 м на одиночном ялике» прирост составил 25,2%.
Переход на более высокий уровень развития скоростно-силовых качеств гребцов морского многоборья связан с воздействием на основные мышечные группы, участвующие в гребковых движениях.
Очевидно, что синхронизация силовых качеств всех гребцов команды указывает на формирование нового физиологического состояния спортсменов, обеспечивающего достижение наивысших спортивных результатов. Углубление морфофункциональных перестроек обеспечено мобилизационными стимулами скоростно-силовых упражнений специальной направленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам развития скоростно-силовых качеств гребцов морского многоборья доказана эффективность синхронизирующего комплекса специальных упражнений, направленного на повышение мощности гребка. Мобилизационные механизмы синхронизирующего комплекса обеспечивают рост скоростно-силовой выносливости в течение трех месяцев тренировок, направленных на развитие основных мышечных групп, участвующих в гребковых движениях. Результаты тестирования скоростно-силовых качеств спортсменов морского многоборья по окончании эксперимента свидетельствуют о возрастании мощности гребка и готовности многоборцев к высоким спортивным результатам в упражнении в гребле на ялах. Экипаж яла по окончанию эксперимента продемонстрировал синхронность действий и компактность результатов выполнения тестов на скоростно-силовую подготовленность гребного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верлин, С.В. Факторы, определяющие эффективность техники гребли / С.В. Верлин, Г.Н. Семаева, И.Н. Маслова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 4 (110). -2014. - С. 29-34.
2. Григорьев В. И. УВИ-проект интенсификации предсоревновательной подготовки гребцов на байдарках высокой квалификации / В.И. Григорьев, К.Ю. Шубин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 129-132.
3. Понимасов О.Е. Антитурбулентные упражнения как средство улучшения динамической обтекаемости тела пловца / О.Е. Понимасов, Е.В. Потапова, А.О. Миронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 186-189.
4. Понимасов О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания / О. Е. Понимасов, К. А. Грачев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 106-110.
REFERENCES
1. Verlin, S.V., Semaeva, G.N. and Maslov, I.N. (2014), "Factors that determine the effectiveness of rowing technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 29-34.
2. Grigoriev, V.I. and Shubin, K.Yu. (2020), "UVI-project of intensification of precompetitive training of rowers on highly qualified kayaks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 129-132.
3. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Antiturbulent exercises as a means of improving the dynamic streamlining of the swimmer's body", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 186-189.
4. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification of an alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 106-110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2022