Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР Ы: МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР Ы: МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помилуйко Ю.В., Бгуашев И.Б., Гунажоков И.К., Ногаец О.А.

Введение. В статье представлен педагогический проект, как альтернатива спортивной подготовки с доминирующей целевой установкой на достижение высокого спортивного результата. Изменение целевых установок на социально ориентированные и личностно-значимые позволяет использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта как ресурс развития личности, при этом, предоставляя возможность подросткам заниматься избранным видом спорта. Цель исследования - экспертиза разработанной модели личностного развития подростков в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Экспертиза модели проводилась на основе методики А.А. Кыверялга. В качестве экспертов выступили специалисты в области физической культуры и спорта, тренеры-преподаватели, педагоги дополнительного образования, родители. Экспертиза модели проводилась в два этапа: 1 этап (экспертиза проекта модели); 2 этап (экспертиза модели в том виде, в котором она представлена в данной статье). Результаты исследования. На первом этапе оценки экспертов по различным направлениям проектирования соответствовали уровню «ниже среднего», что явилось основанием для внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов. После внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов на первом этапе, оценки экспертов по отдельным направлениям проектирования на втором этапе соответствовали уровню «выше среднего», а по некоторым направлениям проектирования достигали «высокого уровня» Выводы. Высокую оценку экспертов получили такие направления проекта как «замысел педагогического проекта», «научно-методическая обеспеченность и условия реализации», «планируемые результаты», «перспективы развития и распространения проекта»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Помилуйко Ю.В., Бгуашев И.Б., Гунажоков И.К., Ногаец О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION: MODEL OF PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS

Introduction. The article presents a pedagogical project as an alternative to sports training with a dominant goal setting to achieve a high sports result. Changing the target settings to socially oriented and personally significant ones makes it possible to use the value potential of physical culture and sports as a resource for personal development, while providing an opportunity for teenagers to engage in their chosen sport. The purpose of the study is to examine the developed model of personal development of adolescents in the system of additional education in the field of physical culture and sports. Methodology and organization of the study. The examination of the model was carried out on the basis of the methodology of A.A. Kyveryalga. The experts were specialists in the field of physical culture and sports, trainers-teachers, teachers of additional education, parents. The examination of the model was carried out in two stages: Stage 1 (examination of the draft model); Stage 2 (examination of the model in the form in which it is presented in this article). Research results. At the first stage, the assessments of experts in various areas of design corresponded to the level of "below average", which was the basis for making adjustments to various areas of design, which received a low rating from experts. After making adjustments to various design areas, which received a low assessment of experts at the first stage, the assessments of experts in certain areas of design at the second stage corresponded to the level of "above average", and in some areas of design reached a "high level". Conclusions. Experts highly appreciated such areas of the project as "the concept of a pedagogical project", "scientific and methodological support and conditions for implementation", "planned results", "and prospects for the development and dissemination of the project"

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР Ы: МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ»

Контактная информация: polli402008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2022

УДК 374.32

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

Юрий Валерьевич Помилуйко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет, Краснодар, Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Кимович Гунажоков, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Ольга Алексеевна Ногаец, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

Введение. В статье представлен педагогический проект, как альтернатива спортивной подготовки с доминирующей целевой установкой на достижение высокого спортивного результата. Изменение целевых установок на социально ориентированные и личностно-значимые позволяет использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта как ресурс развития личности, при этом, предоставляя возможность подросткам заниматься избранным видом спорта. Цель исследования - экспертиза разработанной модели личностного развития подростков в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Экспертиза модели проводилась на основе методики А.А. Кыверялга. В качестве экспертов выступили специалисты в области физической культуры и спорта, тренеры-преподаватели, педагоги дополнительного образования, родители. Экспертиза модели проводилась в два этапа: 1 этап (экспертиза проекта модели); 2 этап (экспертиза модели в том виде, в котором она представлена в данной статье). Результаты исследования. На первом этапе оценки экспертов по различным направлениям проектирования соответствовали уровню «ниже среднего», что явилось основанием для внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов. После внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов на первом этапе, оценки экспертов по отдельным направлениям проектирования на втором этапе соответствовали уровню «выше среднего», а по некоторым направлениям проектирования достигали «высокого уровня» Выводы. Высокую оценку экспертов получили такие направления проекта как «замысел педагогического проекта», «научно-методическая обеспеченность и условия реализации», «планируемые результаты», «перспективы развития и распространения проекта»

Ключевые слова: дополнительное образование детей в сфере физической культуры и спорта, ценностный потенциал физической культуры и спорта, модель личностного развития подростков.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p367-372

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION: MODEL OF PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS Yuri Valerievich Pomiluiko, the senior teacher, Kuban State University, Krasnodar, Aydamir

Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Kimovich Gunazhokov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adyghe State University, Maykop, Olga Alekseevna Nogaets, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

Introduction. The article presents a pedagogical project as an alternative to sports training with a dominant goal setting to achieve a high sports result. Changing the target settings to socially oriented and personally significant ones makes it possible to use the value potential of physical culture and sports as a

resource for personal development, while providing an opportunity for teenagers to engage in their chosen sport. The purpose of the study is to examine the developed model of personal development of adolescents in the system of additional education in the field of physical culture and sports. Methodology and organization of the study. The examination of the model was carried out on the basis of the methodology of A.A. Kyveryalga. The experts were specialists in the field of physical culture and sports, trainers-teachers, teachers of additional education, parents. The examination of the model was carried out in two stages: Stage 1 (examination of the draft model); Stage 2 (examination of the model in the form in which it is presented in this article). Research results. At the first stage, the assessments of experts in various areas of design corresponded to the level of "below average", which was the basis for making adjustments to various areas of design, which received a low rating from experts. After making adjustments to various design areas, which received a low assessment of experts at the first stage, the assessments of experts in certain areas of design at the second stage corresponded to the level of "above average", and in some areas of design reached a "high level". Conclusions. Experts highly appreciated such areas of the project as "the concept of a pedagogical project", "scientific and methodological support and conditions for implementation", "planned results", "and prospects for the development and dissemination of the project"

Keywords: additional education of children in the field of physical culture and sports, value potential of physical culture and sports, model of personal development of adolescents.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость развития таких социальных практик как система дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта, реализующих дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности, диктуется временем и запросами общества.

Основными заинтересованными сторонами реформирования системы образования, у которых есть возможность внести конструктивные предложения по совершенствованию этой системы, являются государство, администрация образовательных учреждений, рынок труда, родители и сами обучающиеся. Такое взаимодействие предполагает в первую очередь сотрудничество, сотворчество [1]. В этом смысле, выстроенная иерархия принципов физического воспитания для регламентированных форм организации занятий (например, в общеобразовательной школе), целевые ориентиры и установки [2], должны претерпевать изменения в системе дополнительного образования, отражая требования субъектов образования. По мнению многих авторов, дополнительное образование можно представить как открытую систему, взаимодействующую с различными институтами воспитания личности. Систему, которая обладает большим потенциалом для формирования универсальных компетенций и социализации ребёнка, за счёт включения обучающихся в реальную деятельность.

Включение ребёнка (подростка) в физкультурно-спортивную деятельность, позволяет использовать воспитательный потенциал физической культуры и спорта как ресурс развития личности [3, 4]. Средства физической культуры и спорта становятся незаменимыми в формировании здорового образа жизни, как ресурса сохранения здоровья [5], что позволяет обеспечить конкурентоспособность личности в современных условиях, что особенно актуально для современной молодёжи [6]. При этом подчёркивается, что профессиональное мастерство педагогов, уровень развития у них профессионально значимых личностных качеств, применительно к деятельности учителя физической культуры и тренера, безусловно, отражается на формировании личностных качеств последних, на формировании у них физической культуры личности [7].

Вышеизложенное заставляет нас задаться вопросом: с каким содержанием, и на каких условиях должно быть организовано дополнительное образование детей в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающие их личностное развитие, для детей, не обладающих выдающимися спортивными способностями, но желающих заниматься избранным видом спорта?

Таким образом, возник замысел педагогического проекта, заключающийся в разработке модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спор-

та в системе дополнительного образования детей (модель). Модели, в которой будут представлены содержательные, программно-методические, технологические аспекты организации дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта с целевыми установками на формирование сознательного отношения к спортивному совершенствованию, подразумевающего не столько стремление к высотам спортивного мастерства, сколько стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, к профессиональному самоопределению через занятия спортом.

МЕТОДИКА

Экспертиза модели проводилась на основе методики А.А. Кыверялга, согласно которой средний уровень определяется 25% отклонением оценки от среднего по диапазону оценок балла, тогда оценка из интервала от R (min) до 0,25 R (max) позволяет констатировать низкий уровень. О высоком уровне свидетельствуют оценки, превышающие 75% от максимально возможных оценок.

Экспертиза модели проводилась в два этапа:

1 этап (экспертиза проекта модели);

2 этап (экспертиза модели в том виде, в котором она представлена в данной статье).

В качестве экспертов выступили специалисты в области физической культуры и

спорта (n=8), тренеры-преподаватели (n=8), педагоги дополнительного образования (n=8), родители (n=8).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработанная модель представлена в виде логической и последовательной взаимосвязи между основными компонентами, обеспечивающими её целостность (рисунок).

Актуальность разработки данной модели обусловлена необходимостью функционирования системы дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта, в соответствии с требованиями государственного заказа, требованиями социального заказа и потребительскими требованиями детей и их родителей.

Экспертиза педагогического проекта является необходимым компонентом его разработки, начиная с этапа постановки проблемы. Педагогическая деятельность и её проектирование всегда связано с интересами объектов и субъектов педагогического процесса, поэтому при проведении экспертизы педагогических проектов необходимо учитывать оценку не только экспертов, но и мнения участников педагогического процесса (педагогов, обучающихся и их родителей, как заказчиков образовательных услуг), чьи интересы затрагивают вводимые инновации.

Целью проведения экспертизы модели стало изучение различных аспектов проектирования по следующим критериям:

- определение соответствия актуальности идеи проекта существующей нормативной базе, соответствие разрабатываемой модели государственному и социальному заказу и потребительским требованиям со стороны родителей и детей, соответствие функций системы дополнительного образования целевым установкам разрабатываемой модели (замысел педагогического проекта);

- обоснованность принципов построения процесса обучения, средств, методов и технологий обучения, обоснованность содержания и методического обеспечения, соответствие трудоёмкости образовательного процесса особенностям обучающихся и педагогов, обоснованность этапов, сроков и условий реализации модели (научно-методическая обеспеченность и условия реализации);

- соответствие цели и задач, научно-методического обеспечения, форм организации образовательного процесса, кадрового обеспечения ожидаемым результатам, характеризующим личностное развитие обучающихся (планируемые результаты);

- возможности дополнения, обновления и переноса опыта реализации модели в системе дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта (пер-

спективы развития и распространения проекта).

Модель личностного развнпы подростков средствамифизическойкультуры н спорта в системе дополнительного образования

Государственный и социальный заказ, потребительские Т1)ебования детей и их р одителя!

ФУНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЬ: формирование личностных качеств подростков

п

'ЗАДАЧИ: формирование навыков творческой, проектной и исследовательской деятельности средствами ФКиС, формирование навыков группового взаимодействия; формирование универсальных компетенций, формирование компонентов физической культуры личности (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный)

Личностно-деятельноетныйII деятельностио-компет«нтностный подходы

ПРИНЦИПЫ: добровольность; доступность; непрерывность; творческое сотрудничество участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности; личностно-ориентированное образование, возрастной адекватности педагогических воздействий

Разноуровневая программа дополнительного образования физкультурно-спор тпбной направ л«гносп1

Ж

Содержа тельтя ча сть (блоки) 1 .Теоретический

2.Учебно-тренировочньш

3. Диагностический

ЗН

: :

Ж

Этапная организация >-чебног о гц) оцес са

1. Начальный

2. Базовый

3.Предпрофессиональн ый

Ж

Уровнсвая дифференциация

1.Досуговый

2. Познавательный

3. Продвинутый

т:

П едаг огическне уел овия

Организационные. Дидактические. Технологические. Методические.

М е жур овн евый маршрут

Резульпфующпй компонент

удовлетворение потребности в двигательной активности; социально-психологическая адаптация: приобретение навыков коммуникации, приобретение опыта группового взаимодействия, сформирование сть компонентов физической культуры личности в соответствии еэтапом подготовки; достигнутый уровень сформированное™ универсальных компетенций; профессиональная ориентация

Рисунок - Модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования

Экспертиза модели проводилась в два этапа(таблица):

1 этап (проект модели) - оценки экспертов по различным направлениям проектирования соответствовали уровню «ниже среднего», что явилось основанием для внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов;

2 этап - экспертиза модели в том виде, в котором она представлена в данной статье после внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов.

Таблица - Результаты оценки экспертами (п=32) модели на этапах её проектирования

Оценка экспертов по направлениям проектирования (% от максимально возможного)

Этапы проектирования Замысел педагоги- Научно-методическая обес- Планируемые ре- Перспективы развития и распространения проекта

ческого проекта печенность и усло- зультаты

вия реализации

1 этап 41,7 ±8,1 32,5 ±6,3 47,7±9,3 29,7±8,4

2 этап 89,4±7,1 78,9±4,7 94,1±8,2 75,2±6,1

Достоверность различий (Р) Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05

Обобщая замечания, высказанные экспертами по результатам экспертизы на первом этапе, необходимо выделить следующие:

- со стороны специалистов в области физической культуры и спорта (необходимость конкретизации цели и задач, обоснование актуальности; необходимость в разнообразии форм, средств и методов обучения; перспективы развития и распространения проекта);

- со стороны педагогов дополнительного образования (возможные педагогические позиции, обеспечивающие реализацию проекта, возможность использования сетевой формы обучения);

- со стороны родителей (учёт интересов детей; конкретизация ожидаемых результатов личностного развития; адаптация к жизни в обществе; инструменты, способствующие профессиональному самоопределению);

- со стороны тренеров-преподавателей (развитие и поддержка наиболее талантливых в области физической культуры и спорта; учебно-методическое обеспечение тренировочного процесса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и их уровнем подготовленности).

Таким образом, после внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов на первом этапе, оценки экспертов по отдельным направлениям проектирования на втором этапе соответствовали уровню «выше среднего», а по некоторым направлениям проектирования достигали «высокого уровня».

ВЫВОДЫ

Целостность разработанной модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта обусловлена соответствием актуальности идеи проекта существующей нормативной базе, государственному и социальному заказу, потребительским требованиям со стороны родителей и детей, сочетанием в ней интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, коммуникативного и творческого потенциала развития личности. Высокую оценку экспертов получили такие направления проекта как «замысел педагогического проекта», «научно-методическая обеспеченность и условия реализации», «планируемые результаты», «перспективы развития и распространения проекта».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2014. -№ 2 (64). - С. 2-6.

2. Османов Р.З. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе / Р.З. Османов, И.К. Гунажоков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 2 (117). - С. 124-129.

3. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования физической культуры личности / Л.И Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 96.

4. Помилуйко Ю.В. Формирование физической культуры личности подростков в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) / Ю.В. Помилуйко, Н.Х. Хакунов, И.К Гунажоков, М.Х Коджешау // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 5. - С. 58-64.

5. Шаповалов А. В. Организационно-содержательные основы совершенствования здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации / А.В. Шаповалов, И.К Гунажоков, С.А Хазова, С.Н Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - № 1 (173). - С. 151-157.

6. Хазова С.А. Концепция развития конкурентоспособности личности (на примере специалистов по физической культуре и спорту) / С.А. Хазова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - Вып. 1.- С. 47-53.

7. Профессионально значимые личностные качества спортивного педагога / Н.Х. Хакунов, С.А Хазова, И.К. Гунажоков, Н.В. Корягина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 2 (117). - С. 153-160.

REFERENCES

1. Asmolov, A.G. (2014), "Additional personal education in the era of change: cooperation, co-creation, creation itself", Educational policy, Vol. 64, No.2, pp. 2-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Osmanov R.Z. and Gunazhokov I.K. (2013), "Principles of building the process of physical education in a secondary school", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Vol. 117, No.2, pp. 124-129.

3. Lubysheva L.I. (2012), "Sports education as the basis for the formation of physical culture of the individual", Theory and practice ofphysical culture, No.6, pp. 96.

4. Pomiluiko Yu.V., Hakunov N.H., Gunazhokov I.K. and Kojeshau M.H. (2021), "Formation of physical culture of the personality of adolescents in the system of additional education (on the example of football classes)", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, No.5, pp. 58-64.

5. Shapovalov A.V., Gunazhokov I.K., Khazova S.A. and Begidova S.N. (2016), "Organizational and substantive foundations for improving health-saving activities of a general educational organization", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Vol. 173, No.1, pp. 151-157.

6. Khazova S.A. (2011), "The concept of personal competitiveness development (by the example of specialists in physical culture and sports)", Bulletin of Kemerovo State University, No.1, pp. 47-53.

7. Hakunov N.H., Khazova S.A., Gunazhokov I.K. and Koryagina N.V. (2013), "Professionally significant personal qualities of a sports teacher", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Vol. 117, No.2, pp. 153-160.

Контактная информация: gik030@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2022

УДК 797.122

УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ ГРЕБЛИ СПОРТСМЕНОВ В МОРСКОМ

МНОГОБОРЬЕ

Олег Евгеньевич Понимасов, доктор педагогических наук, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург; Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург

Аннотация

Цель исследования - разработать синхронизирующий комплекс скоростно-силовых упражнений для развития мощности гребка в сочетании с синхронизацией гребковых действий в составе команды. Внедрение средств скоростно-силовой подготовки реализовано на подготовительном и соревновательном этапах годичного цикла подготовки. Получен новый научный результат - доказана эффективность комплекса скоростно-силовых упражнений, направленных на развитие мощности гребка в сочетании с синхронизацией гребковых действий в составе команды. Результаты тестиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.