Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помилуйко Юрий Валерьевич, Бгуашев Айдамир Батербиевич, Гунажоков Игорь Кимович, Ногаец Ольга Алексеевна, Коджешау Маджид Халидович

Одним из важных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности следует считать сформированность у обучающихся универсальных компетенций, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к жизни в обществе. Цель исследования - оценка динамики развитие социальной компетентности подростков, в процессе реализации разработанной разноуровневой программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Методика. Для выявления уровня социальной компетентности подростков была использована шкала, разработанная А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла. В ходе формирующего эксперимента изучалась динамика показателей, характеризующих развитие социальной компетентности у подростков, осваивающих разноуровневую общеразвивающую программу дополнительного образования физкультурноспортивной направленности (на примере занятий футболом). Результаты исследования. От этапа к этапу увеличивается количество подростков с уровнем развития социальной компетентности соответствующей социально-психологическому нормативу: по окончании предпрофессионального этапа подготовки, количество подростков с таким уровнем развития социальной компетентности составляет более 80%, относительно 16% подростков на начальном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Помилуйко Юрий Валерьевич, Бгуашев Айдамир Батербиевич, Гунажоков Игорь Кимович, Ногаец Ольга Алексеевна, Коджешау Маджид Халидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS DURING THE PROGRAM IMPLEMENTATION ADDITIONAL EDUCATION OF PHYSICAL AND SPORTS

One of the important results of the development of additional general education programs of physical culture and sports orientation should be considered the formation of universal competencies in students, ensuring their successful socialization and adaptation to life in society. The purpose of the study is to assess the dynamics of the development of social competence of adolescents in the process of implementing the developed multi-level program of additional education for children in physical culture and sports. Methodology. To identify the level of social competence of adolescents, a scale developed by A. M. Prikhozhan was used according to the type of scale of social competence of E. Doll. In the course of the formative experiment, the dynamics of indicators characterizing the development of social competence in adolescents mastering a multi-level general developmental program of additional education of a physical culture and sports orientation was studied (on the example of playing football). Research results. From stage to stage, the number of adolescents with the level of development of social competence corresponding to the socio-psychological standard increases: at the end of the pre-professional stage of training, the number of adolescents with this level of development of social competence is more than 80%, compared to 16% of adolescents at the initial stage.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаптев, А.В. Определение вероятных секторов отскока мяча в баскетболе после бросков со средней дистанции / А.В. Лаптев, Р.С. Хайрулин // Статьи минувших лет. юбилейный сборник научных статей. Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка, 2006. -С. 90-96.

2. Плужников Д.А. Аспекты стратегии борьбы за отскочивший мяч. / Д.А. Плужников, А.В. Лаптев, И.В. Коник. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11(189). - С. 405-410.

3. Беспалова Л.А. Основные факторы, определяющие игру баскетболистов в личной защите / Л.А. Беспалова // Спорт и физическая культура : интеграция научных исследований и практики : материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курган, 20 апреля 2018 года. - Курган : Курганский государственный университет, 2018. - С. 21-23.

4. Семова А.Е. Современные тенденции в баскетболе / А.Е. Семова, А.С. Панько // Современные тенденции преподавания и организации спортивных игр в современном образовательном процессе : материалы Регионального научно-методического семинара, Комсомольск-на-Амуре, 29 мая 2020 года. - Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2020. - С. 59-65.

REFERENCES:

1. Laptev, A.V. (2006), "Determination of the probable sectors of the ball rebound in basketball after throws from an average distance", Articles of the past years, anniversary collection of scientific articles, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, pp. 90-96.

2. Pluzhnikov, D.A., Laptev A.V., Konik I.V (2020), "Aspects of bounced ball strategy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 405-410.

3. Bespalova, L.A.(2018), "The main factors determining the game of basketball players in personal defense", Sport and physical culture: integration of scientific research and practice: materials of the VII All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kurgan State University, Kurgan, pp. 21-23

4. Semova, A.E. (2020), "Modern trends in basketball", Modern trends in teaching and organizing sports games in the modern educational process: Proceedings of the Regional Scientific and Methodological Seminar, Amur Humanitarian and Pedagogical State University, Komsomolsk-on-Amur, pp. 5965.

Контактная информация: 7993974@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

УДК 374.32

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Юрий Валерьевич Помилуйко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет, Краснодар; Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Кимович Гунажоков, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Майкоп; Ольга Алексеевна Ногаец, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар; Маджид Халидович Коджешау кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Майкоп

Аннотация

Одним из важных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности следует считать сформированность у обучающихся универсальных компетенций, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к жизни в

обществе. Цель исследования - оценка динамики развитие социальной компетентности подростков, в процессе реализации разработанной разноуровневой программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Методика. Для выявления уровня социальной компетентности подростков была использована шкала, разработанная А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла. В ходе формирующего эксперимента изучалась динамика показателей, характеризующих развитие социальной компетентности у подростков, осваивающих разноуровневую общеразвивающую программу дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (на примере занятий футболом). Результаты исследования. От этапа к этапу увеличивается количество подростков с уровнем развития социальной компетентности соответствующей социально-психологическому нормативу: по окончании предпрофессионального этапа подготовки, количество подростков с таким уровнем развития социальной компетентности составляет более 80%, относительно 16% подростков на начальном этапе.

Ключевые слова: дополнительное образование детей в сфере физической культуры и спорта, ценностный потенциал физической культуры и спорта, социальная компетентность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p322-327

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS DURING THE PROGRAM IMPLEMENTATION ADDITIONAL EDUCATION OF

PHYSICAL AND SPORTS

Yuri Valerievich Pomiluiko, the senior teacher, Kuban State University, Krasnodar; Aydamir

Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Kimovich Gunazhokov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adyghe State University, Maykop; Olga Alekseevna Nogaets, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University, Krasnodar; Madzhid Halidovich Kodzheshau, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adyghe State University, Maykop

Abstract

One of the important results of the development of additional general education programs of physical culture and sports orientation should be considered the formation of universal competencies in students, ensuring their successful socialization and adaptation to life in society. The purpose of the study is to assess the dynamics of the development of social competence of adolescents in the process of implementing the developed multi-level program of additional education for children in physical culture and sports. Methodology. To identify the level of social competence of adolescents, a scale developed by A. M. Prikhozhan was used according to the type of scale of social competence of E. Doll. In the course of the formative experiment, the dynamics of indicators characterizing the development of social competence in adolescents mastering a multi-level general developmental program of additional education of a physical culture and sports orientation was studied (on the example of playing football). Research results. From stage to stage, the number of adolescents with the level of development of social competence corresponding to the socio-psychological standard increases: at the end of the pre-professional stage of training, the number of adolescents with this level of development of social competence is more than 80%, compared to 16% of adolescents at the initial stage.

Keywords: additional education of children in the field of physical culture and sports, value potential of physical culture and sports, social competence.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению многих авторов, дополнительное образование можно представить как открытую систему, взаимодействующую с различными институтами воспитания личности. Систему, которая обладает большим потенциалом для формирования универсальных компетенций и социализации ребёнка, за счёт включения обучающихся в реальную деятельность.

Формирования у подростков учебно -познавательных умений и навыков, интереса к социальной жизни, самостоятельности, уверенности в себе, ответственности, чувства товарищества, организованности, коммуникабельности, может быть обеспечено за счёт ис-

пользования воспитательного потенциала физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт, именно та сфера деятельности, где человек обретает не только физическую закалку, но и формирует характер, обретает нравственные позиции, установки, мировоззрение и духовные ценности [1, 2].

На этом фоне воспитательный потенциал физической культуры и спорта представляется как ресурс развития личности и общества, а средства физической культуры и спорта как ресурс сохранения здоровья [3, 4]. Авторы указывают на то, что большую роль в приобщении детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом играет семейное воспитание, а именно готовность и желание родителей через занятия спортом влиять на становление личности своих детей [5].

В этом отношении, актуальным является разработка и реализация в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности, учитывающих реальные запросы детей и их родителей.

Приоритетами в разработке таких программ должны стать целевые установки и ориентиры на формирование сознательного отношения к спортивному совершенствованию, подразумевающего не столько стремление к высотам спортивного мастерства, сколько стремление к саморазвитию, к профессиональному самоопределению через занятия спортом. В таком случае, личностными результатами освоения дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности можно считать сформированность универсальных компетенций, успешную социализацию и адаптацию ребёнка (подростка) к жизни в обществе.

МЕТОДИКА

Формирующий эксперимент заключался в реализации разработанной разноуровневой программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта. Участниками формирующего эксперимента стали подростки в возрасте 13-15 лет, в количестве 25 человек. Экспериментальная работа проводилась на базе ГБУ ДО КК ДЮСШ «Академия футбола» (г. Краснодар).

Сравнительному анализу подвергались данные, полученные в ходе экспериментальной работы. Изучалась динамика показателей, характеризующих развитие социальной компетентности у подростков, осваивающих разноуровневую общеразвивающую программу дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (на примере занятий футболом).

Для выявления уровня социальной компетентности подростков была использована шкала, разработанная А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла. Диагностика социальной компетенции подростков проводилась с использованием метода экспертной оценки. В качестве экспертов выступали педагоги и родители подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Решение задач личностного развития диктует необходимость создания в образовательном процессе таких условий, когда подросток из пассивного объекта воздействия становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности и через обучение происходит его воспитание и развитие.

Степень вовлеченности подростков в физкультурно-спортивную деятельность на каждом из этапов подготовки, в зависимости от освоения определённого уровня, имела свои особенности:

- от элементарных навыков самоконтроля за своим состоянием во время и после занятий физическими упражнениями (начальный этап подготовки);

- до планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности и использования приобретённых навыков судейства и инструкторской деятельности на практике (предпрофессиональный этап подготовки).

Реализация разноуровневой программы дополнительного образования подростков физкультурно-спортивной направленности (на примере занятий футболом) обеспечивалась выполнением организационных, дидактических, технологических и методических условий [6].

Динамика формирования социальной компетентности. Задачами исследования предусматривалось изучение уровня сформированности универсальных компетенций, как показателя адаптации к жизни в обществе. Поэтому, нас, в первую очередь, интересовал уровень развития социальной компетентности, обозначенный как «Социально-психологический норматив».

Для удобства представления результатов диагностики, уровни «Отставание в развитии» и «Опережение в развитии» объединили в себя тех подростков, которые по результатам диагностики продемонстрировали «отставание» и «существенное отставание» в развитии социальной компетентности, а также «опережение» и «существенное опережение» своих сверстников в развитии социальной компетентности соответственно.

Обобщённый анализ результатов диагностики социальной компетентности подростков позволяет проследить динамику её развития на различных этапах обучения (рисунок).

Сформированность социальной компетенции подростков на различных этапах

подготовки

Начальный этап Базовый этап Предпрофессиональный этап

■ Отставание в развитии ■ Социально-психологический норматив ■ Опережение в развитии

Рисунок - Динамика формирования социальной компетентности на различных этапах освоения разноуровневой

программы

Обращаясь к результатам диагностики социальной компетентности, можно отметить, что на начальном этапе подготовки лишь у 16% подростков социальная компетентность в целом соответствует их возрасту.

При этом у 72% подростков отмечается отставание и существенное отставание в развитии социальной компетентности. Это означает, что подростки отстают в развитии от своих сверстников в сформированное™ универсальных компетенций, отражающих уровень развития таких личностных качеств как самостоятельность, уверенность в себе, организованность, коммуникабельность, такие подростки характеризуются отсутствием интереса к социальной жизни, отсутствием увлечений, отставанием в овладении современными технологиями.

От этапа к этапу увеличивается количество подростков с уровнем развития социальной компетентности соответствующей социально-психологическому нормативу.

Так, например, на базовом этапе подготовки количество подростков с уровнем развития социальной компетентности соответствующим социально-психологическому нормативу составило 65%, а по окончании предпрофессионального этапа подготовки, количество подростков с таким уровнем развития социальной компетентности составляет более 80%, относительно 16% подростков на начальном этапе (Р<0,05).

Закономерным в этом отношении является то, что от этапа к этапу увеличение количества подростков с уровнем развития социальной компетентности, соответствующим социально-психологическому нормативу, происходит за счёт уменьшение количества подростков демонстрирующих отставание и существенное отставание в развитии социальной компетентности (на этапе начального обучения 72%, на предпрофессиональном этапе 11,2% (Р<0,05)).

ВЫВОДЫ

Изменение целевых установок и ориентиров на социально-значимые и личностно-ориентированные, предоставляет подросткам возможность заниматься избранным видом спорта и использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта как ресурс развития личности, обеспечивая их личностное развитие.

Такая возможность рассматривается нами в качестве альтернативы спортивной подготовке, где доминирует целевая установка на достижение высокого спортивного результата.

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что эффективность развития социальной компетентности подростков, обеспечивает последовательность теоретической, методологической и технологической работы, связанной с разработкой и реализацией в системе дополнительного образования детей разноуровневой программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (на примере занятий футболом).

ЛИТЕРАТУРА

1. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования физической культуры личности / Л.И Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 96.

2. Гунажоков И.К. Своеобразие физической культуры и спорта как социальных феноменов / И.К. Гунажоков, М.Х. Коджешау, Б.А. Непсо // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности : материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2019-2020 учебный год). - Майкоп. - 2020. - С. 120-124.

3. Формирование физической культуры личности подростков в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) / Ю.В. Помилуйко, Н.Х. Хакунов, И.К Гунажоков, М.Х Коджешау // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2021. - № 5. - С. 58-64.

4. Организационно-содержательные основы совершенствования здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации / А.В. Шаповалов, И.К Гунажоков, С.А Хазова, С.Н Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - № 1(173). - С. 151-157.

5. Штайн И.В. Задачи семьи в приобщении детей к многолетним занятиям спортом / И.В. Штайн, И.К. Гунажоков, И.Н. Манько // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития : материалы VII Международной электронной научно-практической конференции, Красноярск, 19-20 мая 2017 года. - Красноярск.- 2017. - С. 201-205.

6. Помилуйко Ю.В. Этапы разноуровневой программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (на примере занятий футболом) и условия ее реализации / Ю.В. Помилуйко // Заметки ученого. - 2021. - № 10. - С. 182-187.

REFERENCES

1. Lubysheva, L.I. (2012), "Sports education as the basis for the formation of physical culture of the individual", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 96.

2. Gunazhokov, I.K., Kojeshau, M.H. and Nepso B.A. (2020), "Originality of physical culture and sport as social phenomena", Physical culture and sport, life safety: materials of round tables Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University, Maykop, pp. 120-124.

3. Pomiluiko, Yu.V., Hakunov, N.H., Gunazhoko,v I.K. and Kojeshau, M.H. (2021), "Formation of physical culture of the personality of adolescents in the system of additional education (on the example of football classes)", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, No.5, pp. 58-64.

4. Shapovalov, A.V., Gunazhokov, I.K., Khazova, S.A. and Begidova, S.N. (2016), "Organizational and substantive foundations for improving health-saving activities of a general educational organization", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Vol. 173, No.1, pp. 151-157.

5. Stein, I.V., Gunazhokov, I.K. and Manko, I.N. (2017), "Tasks of the family in introducing children to long-term sports", Physical education, sport, physical rehabilitation and recreation: problems and prospects Development, Materials of the VII International Electronic Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, pp. 201-205.

6. Pomiluiko, Yu.V, (2021), "Stages of a multi-level program of additional education of physical culture and sports orientation (on the example of football classes) and conditions for its implementation", Scientist's notes, No. 10, pp. 182-187.

Контактная информация: gik030@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2022

УДК 797.21

АНАЛИЗ МЕДАЛЕЕМКОСТИ ВЕДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ДЕРЖАВ В ДИСЦИПЛИНЕ ПЛАВАНИЯ СПРИНТЕРСКИЙ КРОЛЬ

Геннадий Сергеевич Пригода, кандидат педагогических наук, Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье проводится сводный анализ завоеванных олимпийских медалей за последний 33-летний интервал в дисциплине плавания спринтерский кроль ведущими плавательными державами, в которых развитие профессионального спорта является приоритетом и государственной политикой, и которым соответственно выделяются значительные средства. Цель работы, провести статистическое исследование и получить результат достижений ведущих стран мира на последних девяти летних Олимпийских играх в дисциплине мужского плавания, спринтерский кроль. Результаты исследования характеризуют значимость развития данного направления, а представленные выводы помогут всем заинтересованным участникам процесса достичь более высоких результатов.

Ключевые слова: спринтерский кроль, анализ, Олимпийские игры, достижения, исследование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p327-330

ANALYSIS OF THE MEDAL CAPACITY OF THE LEADING SPORTS POWERS IN THE DISCIPLINE OF SWIMMING FREESTYLE-SPRINTERS

Gennady Sergeevich Prigоda, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Sergeevich

Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg

Abstract

This article provides a summary analysis of the Olympic medals won over the last 32-year interval in the discipline of freestyle-sprint by the leading swimming countries, in which the development of professional sports is a priority and state policy, and to which significant funds are allocated accordingly. The purpose of the work is to conduct a statistical study and get the result of the achievements of the leading countries of the world at the last nine Summer Olympic Games in the discipline of men's freestyle-sprint. The results of the study characterize the importance of the development of this direction and the presented conclusions will help all interested participants in the process to achieve better results.

Keywords: freestyle-sprint, analysis, Olympic Games, achievements, research.

ВВЕДЕНИЕ

Плавание - одна из наиболее медалеёмких олимпийских дисциплин, которая влияет на общую итоговую успешность выступления сборной команды страны на Олимпий-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.