Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / дополнительное образование / личностное развитие подростков / этапы подготовки / физкультурно-спортивная направленность / уровни готовности к саморазвитию / adolescents / additional education / personal development of adolescents / stages of preparation / physical culture and sports orientation / levels of readiness for self-development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Помилуйко Юрий Валерьевич, Гунажоков Игорь Кимович, Ногаец Ольга Алексеевна

Установлено, что в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта одной из ключевых задач следует считать динамику достижений обучающихся подростков в овладении ключевыми компетенциями, характеризующими их личностное развитие, включающее готовность к саморазвитию, социальную компетентность, познавательные интересы. Выявлены уровни готовности к саморазвитию на начальном, базовом, предпрофессиональном этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Помилуйко Юрий Валерьевич, Гунажоков Игорь Кимович, Ногаец Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ADOLESCENTS' READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING A PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROGRAM

It has been established that in the system of additional education in the field of physical culture and sports, one of the key tasks should be considered the dynamics of the achievements of adolescent students in mastering key competencies that characterize their personal development, including readiness for self-development, social competence, and cognitive interests. The levels of readiness for self-development at the initial, basic, pre-professional stages of education are revealed.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 796.011.1:373.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-26-32

ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ю.В. Помилуйко, И.К. Гунажоков, О.А. Ногаец

Установлено, что в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта одной из ключевых задач следует считать динамику достижений обучающихся подростков в овладении ключевыми компетенциями, характеризующими их личностное развитие, включающее готовность к саморазвитию, социальную компетентность, познавательные интересы. Выявлены уровни готовности к саморазвитию на начальном, базовом, предпрофессиональном этапах обучения.

Ключевые слова: подростки, дополнительное образование, личностное развитие подростков, этапы подготовки, физкультурно-спортивная направленность, уровни готовности к саморазвитию.

DYNAMICS OF ADOLESCENTS' READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING A PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROGRAM

Pomiluiko Yu.V., senior lecturer, pomiluyko [email protected], Russia, Krasnodar, Kuban State University,

Gunazhokov I.K., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Maykop, Adyghe State University, Nogaets O.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, onogaets@ mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University

It has been established that in the system of additional education in the field of physical culture and sports, one of the key tasks should be considered the dynamics of the achievements of adolescent students in mastering key competencies that characterize their personal development, including readiness for self-development, social competence, and cognitive interests. The levels of readiness for self-development at the initial, basic, pre-profes-sional stages of education are revealed.

Key words: adolescents, additional education, personal development of adolescents, stages of preparation, physical culture and sports orientation, levels of readiness for self-development.

Помилуйко Юрий Валерьевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет,

Гунажоков Игорь Кимович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Майкоп, Адыгейский государственный университет,

Ногаец Ольга Алексеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет

Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что физическая культура и спорт - именно та сфера деятельности, где человек не только обретает физическую закалку, но и формирует характер, нравственные позиции, установки, мировоззрение и духовные ценности, то есть включение в эту сферу деятельности детей и подростков способствует их личностному развитию [2, 3, 6-8].

В этом отношении методологический компонент модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) представлен разработанной разноуровневой программой до-

полнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (общеразвивающая программа).

Данная программа представлена тремя блоками: первый - теоретический, второй - учебно-тренировочный и третий - диагностический. По принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности (досуго -вым, познавательным, продвинутым) блоки соответствуют определенным этапам подготовки (начальной, базовой, предпрофессиональной).

Целью исследования является оценка уровня готовности личности подростков к саморазвитию в процессе реализации программы физкуль -турно-спортивной направленности в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом).

Задачами исследования предполагалось выявление уровней готовности к саморазвитию на каждом из этапов обучения (начальном, базо -вом, предпрофессиональном).

Методика и организация исследования. Для оценки уровня готовности личности подростков к саморазвитию использовали разработанную и нормированную методику А.М. Прихожан [4].

Критериями эффективности реализации программы, помимо сфор -мированных компонентов физической культуры личности подростков, следует считать динамику достижений обучающихся подростков в овладе -нии ключевыми компетенциями, характеризующими их личностное развитие. Компетенции в этом отношении представляют собой способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению [1, 5].

К показателям, характеризующим личностное развитие подростков, относятся:

- готовность к саморазвитию (показатель направленности личности на саморазвитие);

- социальная компетентность (уровень сформированности универ -сальных компетенций как показатель адаптации к жизни в обществе);

- познавательные интересы в связи с задачами профориентации (показатель направленности личности подростков на профессию как на социально-психологическую роль).

В эксперименте приняли участие подростки 11-16 лет регионального центра дошкольного образования «Кванториум» (по 25 чел. в контрольной и экспериментальной группах). В проведенном исследовании на каждом из этапов обучения можно выделить следующие уровни готовности к саморазвитию:

I уровень - очень высокий: нередко свидетельствует о стремлении давать социально желательные ответы или о недостаточной критичности по отношению к себе (120-144 балла - девочки, 105-144 балла - мальчики);

II уровень - высокий: в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах свидетельствует о соответствии социально-психологическому нормативу (96-121 балл - девочки, 82-123 балла - мальчики);

III уровень - средний: для понимания его психологической характеристики необходимо проанализировать особенности заполнения методики учащимися. Подобный результат часто связан с существенным расхожде -нием между положительным отношением к действиям по саморазвитию и их реализацией в поведении. Такие учащиеся переживают недостаток средств саморазвития (84-95 баллов - девочки, 59-107 баллов - мальчики);

IV уровень - низкий (60-77 баллов - девочки, 36-91 балл - мальчики);

V уровень - очень низкий (10-59 балов - девочки, 10-75 баллов мальчики).

Результаты исследования и их обсуждение. Изменение количества подростков с различным уровнем готовности к саморазвитию на -глядно представлено на рисунке.

100

Начальный этап Базовый этап Предпрофессиональный

этап

■ очень высокий уровень ■ высокий уровень

■ средний уровень ■ низкий уровень

■ очень низкий уровень

Готовность подростков к саморазвитию на различных

этапах подготовки

Анализ результатов опроса подростков позволяет заключить, что на начальном этапе подготовки у подростков, приступивших к освоению досугового уровня программы, отмечается преимущественно низкий уровень готовности к саморазвитию.

На основе результатов обследования в начале экспериментальной работы можно констатировать, что 68 % подростков, приступивших к обучению, характеризуются низким и очень низким уровнями готовности к саморазвитию. Данные уровни готовности к саморазвитию в старшем подростковом возрасте свидетельствуют о несоответствии социально-психологическому нормативу.

Обращает на себя тот факт, что 12 % подростков, из числа обследуемых, показали очень высокий уровень готовности к саморазвитию, что в соответствии с примененной методикой обследования может быть интерпретировано как стремление давать социально желательные ответы или свидетельствовать о недостаточной критичности по отношению к себе.

Такое же количество подростков (12 %) показали средний уровень готовности к саморазвитию. Психологическая характеристика подростков, показавших этот уровень готовности к саморазвитию, отражает существенное расхождение между положительным отношением к действиям по саморазвитию и их реализацией в поведении. Такие подростки испытывают недостаток средств саморазвития.

Результаты диагностики готовности подростков к саморазвитию демонстрируют увеличение числа подростков, у которых проявляется высокий уровень готовности к саморазвитию от этапа к этапу обучения. При этом необходимо отметить, что число подростков, у которых отмечается средний уровень готовности к саморазвитию увеличивается к окончанию первого года обучения за счет подростков, имевших в начале обучения низкий и очень низкий уровни готовности к саморазвитию, то есть это контингент, приближающийся к социально-психологическому нормативу, а значит, способен в своих действиях и поступках пробовать свои силы, искать новые пути и т. п.

Анализируя полученные результаты диагностики готовности к саморазвитию подростков на базовом и предпрофессиональном этапах подготовки можно отметить сохраняющуюся тенденцию, характеризующуюся увеличением контингента подростков, демонстрирующих высокий уровень готовности к саморазвитию за счет контингента тех, кто имел средний и низкий уровни готовности к саморазвитию. Если на базовом этапе подготовки такая тенденция сохраняется, то на этапе предпрофессиональной подготовки она носит ярко выраженный характер.

В начале обучения всего лишь у 8 % подростков, приступивших к освоению досугового уровня программы, был диагностирован высокий уровень готовности к саморазвитию. По окончании базового этапа подготовки количество подростков, освоивших познавательный уровень про-

граммы с высоким уровнем готовности к саморазвитию, увеличилось до 35 %.

Количество подростков, освоивших продвинутый уровень программы с высоким уровнем готовности к саморазвитию, по окончании предпрофессионального этапа подготовки составило 88,7 % (Р<0,05). При этом по окончании предпрофессионального этапа подготовки нет подрост -ков, у кого был бы диагностирован низкий и очень низкий уровни готовности к саморазвитию.

Высокий уровень готовности к саморазвитию интерпретируется авторами диагностической методики как уровень, соответствующий социально-психологическому нормативу. Это означает, что подростки чувствуют уверенность в своих силах, в своих действиях, поступках, готовы до -биваться поставленных целей вопреки трудностям и препятствиям, спо -собны преодолевать себя, осваивать новые незнакомые дела.

Сравнение результатов диагностики готовности подростков к само -развитию в начале педагогического эксперимента (табл. 1) свидетельствует о том, что нет достоверных различий между уровнем готовности подростков к саморазвитию между подростками контрольной и экспериментальной групп (Р>0,05). Так, например, низкий уровень готовности к саморазвитию отмечается у 52 % подростков контрольной группы и у 56 % подростков экспериментальной группы, а высокий уровень готовности к само -развитию демонстрируют 8 % подростков в обеих группах (Р>0,05).

Таблица 1

Готовность подростков контрольной и экспериментальной групп к саморазвитию в начале педагогического эксперимента, %

Уровень готовности Контрольная Экспериментальная Достоверность

к саморазвитию группа(n=25) группа(n=25) различий (Р)

I (очень высокий) 16 12 >0,05

II (высокий) 8 8 >0,05

III (средний) 16 12 >0,05

IV (низкий) 52 56 >0,05

V (очень низкий) 8 12 >0,05

В табл. 2 представлены результаты диагностики готовности подростков к саморазвитию по окончании педагогического эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по окончании педагогиче -ского эксперимента происходит достоверно значимое увеличение числа подростков экспериментальной группы (относительно числа подростков контрольной группы), у которых диагностируется высокий уровень готовности к саморазвитию.

Таблица 2

Готовность подростков контрольной и экспериментальной групп к саморазвитию по окончании педагогического эксперимента

Уровень готовности Контрольная Экспериментальная Достоверность

к саморазвитию группа (n=20) группа (n=18) различий (Р)

I (очень высокий) 5 - >0,05

II (высокий) 25 88,7 <0,05

III (средний) 30 11,3 >0,05

IV (низкий) 30 - >0,05

V (очень низкий) 10 - >0,05

В контрольной группе наблюдается тенденция, связанная с увеличением количества подростков, демонстрирующих средний и высокий уровни готовности к саморазвитию (с 16 % в начале эксперимента до 30 % по его окончании и с 8 до 25 % соответственно), эти изменения не являются достоверно значимыми. В экспериментальной группе 88,7 % подростков, относительно 25 % подростков контрольной группы, по окончании экспериментальной работы демонстрируют высокий уровень готовности к саморазвитию (Р<0,05).

Вывод. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности реализации модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) в плане готовности подростков к саморазвитию.

Список литературы

1. Компетентностный подход в образовательном процессе: моно-графия / А.Э. Федоров [и др.]. Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.

2. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2012. № 6. С. 96-99.

3. Лукьяненко В.П., Муханова Н.В. Самостоятельность как показа -тель готовности обучающихся к непрерывному физкультурному образованию // Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования: сб. материалов III Междунар. науч. -практ. конф. Грозный: Изд-во ЧГПУ, 2019. С. 211-217.

4. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.

5. Романович В.А. Содержание и организация спортивного образо -вания старшеклассников в общеобразовательной школе Сибирского ре -гиона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 18 с.

6. Столяров В.И. Теоретическая концепция спорта на основе диалектической методологии (к дискуссии о современном спорте) // Физиче -ская культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 5. С. 5-9.

7. Струганов С.М. Физическая культура и спорт как фактор гармоничного развития человека и социально-экономического развития государства // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д: Изд-во РЮИ МВД России, 2018. С. 263-267.

8. Чермит К.Д. Формирование базовой физической культуры как ресурса сохранения здоровья участников образовательного процесса // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 1. С. 88-91.

References

1. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe [Competence-based approach in the educational process]: monograph / A.E. Fedorov [et al.]. Omsk: Publishing House "Omskblankizdat", 2012. 210 p.

2. Lubysheva L.I. Sportivnoe vospitanie kak osnova formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti [Sports education as a basis for the formation of personal physical culture] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2012. No. 6. P. 96-99.

3. Luk'yanenko V.P., Muhanova N.V. Samostoyatel'nost' kak pokazatel' gotovnosti obuchayushchihsya k nepreryvnomu fizkul'turnomu obrazovaniyu [Independence as an indicator of students' readiness for continuous physical education] // Actual problems of improving the system of continuous physical education: sat. materials III Intern. scientific-practical. conf. Grozny: Publishing House of ChGPU, 2019. P. 211-217.

4. Prihozhan A.M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detej podrostkovogo vozrasta [Diagnosis of personal development of adolescent children]. M.: ANO "PEB", 2007. 56 p.

5. Romanovich V.A. Soderzhanie i organizaciya sportivnogo obrazovaniya star-sheklassnikov v obshcheobrazovatel'noj shkole Sibirskogo regiona [The content and organization of sports education for high school students in the general education school of the Siberian region]: author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2011. 18 p.

6. Stolyarov V.I. Teoreticheskaya koncepciya sporta na osnove dialekticheskoj me-todologii (k diskussii o sovremennom sporte) [Theoretical concept of sports on the basis of dialectical methodology (to the discussion about modern sports)] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2016. No. 5. P. 5-9.

7. Struganov S.M. Fizicheskaya kul'tura i sport kak faktor garmonichnogo razvitiya cheloveka i social'no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva [Physical culture and sport as a factor in the harmonious development of a person and the socio-economic development of the state] // Physical education and sport: topical issues of theory and practice: sat. materials Vse-ros. scientific-practical. conf. Rostov-n/D: Publishing House of the RUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. P. 263-267.

8. Chermit K.D. Formirovanie bazovoj fizicheskoj kul'tury kak resursa sohraneniya zdorov'ya uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Formation of basic physical culture as a resource for maintaining the health of participants in the educational process] // Zdorov'esbere-gayushchee obrazovanie [Health saving education]. 2010. No. 1. P. 88-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.