Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОБУЖДАЮЩЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОБУЖДАЮЩЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (УИС) / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гойнов Иван Владимирович, Новиков Алексей Владимирович, Смирнов Андрей Александрович, Мельников Александр Владимирович

Введение. Учебная программа первоначальной подготовки граждан впервые принятых на службу объемна. Возникает необходимость за период первоначальной подготовки сформировать навык к саморазвитию для дальнейшего повышения своего уровня профессионализма. Цель исследования. Определить эффективность модели физической подготовки граждан принятых на службу в уголовно-исполнительную систему (УИС), побуждающую к физическому саморазвитию. Методика и организация исследования. Нами использовались: педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. В качестве испытуемых выступили 30 граждан принятых на службу в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю первой возрастной группы (до 30 лет), не имевших спортивных разрядов (КГ - 15 человек, ЭГ - 15 человек). Результаты исследования и их обсуждения. Значительные положительные изменения в уровнях сформированности компонентов саморазвития у испытуемых экспериментальной группы над испытуемыми контрольной группы. Выводы. Сформированные компоненты готовности к физическому саморазвитию у слушателей первоначальной подготовки создают положительные предпосылки к развитию профессионально значимых физических качеств и навыков, способствуют профилактике профессионального выгорания, укреплению здоровья и служебному долголетию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гойнов Иван Владимирович, Новиков Алексей Владимирович, Смирнов Андрей Александрович, Мельников Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE USE OF THE MODEL OF PHYSICAL TRAINING THAT ENCOURAGES PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT DURING THE INITIAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INSTITUTIONS OF THE EXECUTIVE SYSTEM

Introduction. The curriculum for the initial training of first-time citizens is voluminous. There is a need for the period of initial training to form a skill for self-development for further improvement of their level of professionalism. Purpose of research. To determine the effectiveness of the model of physical training of citizens accepted for service in the penal system, which encourages physical self-development. Methodology and organization of research. We used: pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. The test subjects were 30 citizens of the first age group (up to 30 years) who were accepted for service in the Main Directorate of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Perm Region, who did not have sports categories (KG - 15 people, EG - 15 people). Results of the study and their discussion. Significant positive changes in the levels of formation of self-development components in the subjects of the experimental group over the subjects of the control group. Conclusions. The formed components of readiness for physical self-development in students of initial training create positive prerequisites for the development of professionally significant physical qualities and skills; contribute to the prevention of professional burnout, health promotion and service longevity.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОБУЖДАЮЩЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

2. Zhilkin, A.I., Kuzmin, V.S. and Sidorchuk, E.V. (2009), Athletics, Academy, Moscow

3. Bgazhnokova, I.M. (2013), Programs of special (correctional) educational institutions of the VIII type 5—9 grades, Education, Moscow.

4. Navoichik, A.I., Shpakov, A.I. and Poleshchuk, A.M. (2013), Modern problems and prospects for the development of adaptive physical culture, Direct-Media, Moscow.

Контактная информация: lisna09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2020

УДК 796.011.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОБУЖДАЮЩЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Иван Владимирович Гойнов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Алексей Владимирович Новиков, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военная академия войсковой противовоздушной обороны, г. Смоленск; Андрей Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии; Александр Владимирович Мельников, старший преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

Введение. Учебная программа первоначальной подготовки граждан впервые принятых на службу объемна. Возникает необходимость за период первоначальной подготовки сформировать навык к саморазвитию для дальнейшего повышения своего уровня профессионализма. Цель исследования. Определить эффективность модели физической подготовки граждан принятых на службу в уголовно-исполнительную систему (УИС), побуждающую к физическому саморазвитию. Методика и организация исследования. Нами использовались: педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. В качестве испытуемых выступили 30 граждан принятых на службу в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю первой возрастной группы (до 30 лет), не имевших спортивных разрядов (КГ - 15 человек, ЭГ - 15 человек). Результаты исследования и их обсуждения. Значительные положительные изменения в уровнях сформированном^ компонентов саморазвития у испытуемых экспериментальной группы над испытуемыми контрольной группы. Выводы. Сформированные компоненты готовности к физическому саморазвитию у слушателей первоначальной подготовки создают положительные предпосылки к развитию профессионально значимых физических качеств и навыков, способствуют профилактике профессионального выгорания, укреплению здоровья и служебному долголетию.

Ключевые слова: первоначальная подготовка, уголовно-исполнительная система (УИС), самостоятельная работа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p61-65

EFFECTIVENESS OF THE USE OF THE MODEL OF PHYSICAL TRAINING THAT ENCOURAGES PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT DURING THE INITIAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INSTITUTIONS OF THE EXECUTIVE SYSTEM Ivan Vladimirovich Goinov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Alexey Vladimirovich Novikov, the candidate ofpedagogical sciences, Deputy Head of the Department, Military Academy of Military Air Defense, Smolensk; Andrey Aleksandrovich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, Deputy Head of the Department, Perm Military Institute of the National Guard Troops; Al-

exander Vladimirovich Melnikov, the senior teacher, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract

Introduction. The curriculum for the initial training of first-time citizens is voluminous. There is a need for the period of initial training to form a skill for self-development for further improvement of their level of professionalism. Purpose of research. To determine the effectiveness of the model of physical training of citizens accepted for service in the penal system, which encourages physical self-development. Methodology and organization of research. We used: pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. The test subjects were 30 citizens of the first age group (up to 30 years) who were accepted for service in the Main Directorate of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Perm Region, who did not have sports categories (KG - 15 people, EG - 15 people). Results of the study and their discussion. Significant positive changes in the levels of formation of self-development components in the subjects of the experimental group over the subjects of the control group. Conclusions. The formed components of readiness for physical self-development in students of initial training create positive prerequisites for the development of professionally significant physical qualities and skills; contribute to the prevention of professional burnout, health promotion and service longevity.

Keyword: Initial training, the penal system, independent work.

Подготовкой и переподготовкой профессиональных кадров для уголовно-исполнительной системы занимаются 9 ведомственных образовательных организаций и 3 образовательные организации дополнительного образования. За период обучения слушателям необходимо овладеть профессиональными знаниями и навыками в области физической, огневой, медицинской и правовой подготовок. Важно отметить, что период обучения в ведомственных образовательных организациях в зависимости от специализации составляет 4-5 лет, а период первоначальной подготовки вновь принятых граждан на службу в УИС составляет 1 месяц. Острый дефицит учебного времени диктует необходимость поиска эффективных путей повышения уровня физической подготовленности граждан, принятых на службу в УИС [1, 2, 3, 4].

Учебная программа дисциплины «Физическая подготовка» в рамках первоначальной подготовки граждан принятых на службу в УИС предусматривает освоение большого объема учебного материала за короткий промежуток времени. Так за 34 учебных часа слушателям необходимо овладеть: базовыми приемами задержания; приемами наружного осмотра и связывания; овладеть техникой ударов руками и ногами; защитными действиями от ударов руками и ногами, при захватах и обхватах, при нападении правонарушителя вооруженного острым предметом, палкой, при попытке завладеть оружием. Более того, не надо забывать, что формирование навыков защитных действий необходимо формировать на прочном «фундаменте» развития физических качеств [1, 2, 3, 4].

Целесообразность формирования устойчивого интереса к физическому саморазвитию слушателей за период первоначальной подготовки очевидна.

В сложившихся условиях кафедрой огневой и физической подготовки ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России» разработана педагогическая модель побуждающая слушателей первоначальной подготовки к физическому саморазвитию.

Центральное место в формировании устойчивого интереса к физическому саморазвитию слушателей первоначальной подготовки занимает реализация четырех компонентов: 1) мотивационный - интерес к систематическим занятиям; 2) когнитивный -творческое мышление; 3) конструктивный - навык самостоятельной работы; 4) аналитический - рефлексия и коррекция работы на ее основе.

Эффективность модели апробировалась в условиях педагогического эксперимента, который продолжался с января по июль 2020 года. В эксперименте принимали участие 30 сотрудников первой возрастной группы (до 30 лет), не имевших спортивных разрядов (КГ - 15 человек, ЭГ - 15 человек). Обе группы занимались по программе первоначальной подготовки для лиц младшего и среднего начальствующего состава органов и учре-

ждений УИС. Учебный процесс испытуемых экспериментальной группы организовывался на основании педагогической модели побуждающей к физическому саморазвитию граждан принятых на службу в УИС.

Реализация экспериментальной программы представляет 6 этапов:

1. Входной педагогический контроль, направленный на выявление уровня физической подготовленности и компонентов готовности к физическому саморазвитию.

2. Разработка индивидуального плана по физической подготовке, с методическими рекомендациями.

3. Преподаватель осуществлял индивидуальные консультации со слушателями с низким уровнем физической подготовленности.

4. Слушателям с низким уровнем физической подготовленности назначался «Спорторг» из числа наиболее подготовленных слушателей.

5. Практические занятия проводились в формате «Проблемное занятие», «Урок наоборот», «Универсальные учебные занятия», «Вопрос ответ», «Коучинг».

6. Диагностика изменений показателей в конце периода обучения.

Оценка эффективности модели побуждающей к физическому саморазвитию граждан принятых на службу в УИС осуществлялась по оценке компонентного состава готовности к саморазвитию граждан принятых на службу в УИС (в конце периода обучения по программе первоначальной подготовки для лиц младшего и среднего начальствующего состава органов и учреждений УИС), выявлению уровня физической подготовленности (в конце педагогического эксперимента).

Для оценки компонентного состава готовности к физическому саморазвитию испытуемых использовалась диагностическая карта, которая включала профессиональные параметры по каждому компоненту. Испытуемые оценивали профессиональные параметры компонентов по пяти бальной шкале, где 1 - минимальное проявление параметра, 5 максимальное проявление параметра. Обработка результатов происходила по формуле:

I = 4М + 3Ког+2Кон+1АЖ

где N - общее число испытуемых; М, Ког, Кон, А - количество испытуемых выбравших конкретный параметр оценки.

Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группе обобщены и представлены в процентном соотношении в таблице 1.

Таблица 1 - Диагностика компонентного состава готовности к саморазвитию испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, п=30 (%)_

Контрольная группа Экспериментальная группа

Компоненты Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

Мотивационный До 59,2 25,8 15 58,6 26,2 15,2

После 51,3 29,4 19,3 31,3 40,4 28,3

Когнитивный До 65,5 21,4 13,1 64,9 22,8 12,3

После 62,4 23,6 14 28,9 54,3 16,8

Конструктивный До 69,6 24,2 6,2 69,2 24,8 6

После 65,3 27,4 10,5 33,6 48,3 18,1

Аналитический До 71,7 26,5 1,8 68,4 27,1 4,5

После 68,5 27,3 4,2 28,7 44,6 26,7

Результаты тестирования до эксперимента свидетельствуют о том, что граждане, принятые на службу в УИС осознают необходимость самостоятельных занятий по физической подготовке и проявляют интерес к физкультурно-спортивным занятиям, однако у них отсутствует методические знания в сфере физической культуры и спорта, о чем свидетельствуют низкие результаты в показателях когнитивного, конструктивного и аналитического компонентов.

Результаты тестирования после реализации модели указывают на значительные положительные изменения в уровнях сформированности компонентов саморазвития у

испытуемых экспериментальной группы над испытуемыми контрольной группы. Полученные результаты подвергались статистической обработке для выявления достоверности различий полученных результатов в группе. Для оценки достоверности различий в результатах освоения техники использовался непараметрический и-критерий Манна-Уитни. Результаты статистической обработки подтверждают достоверное преимущество испытуемых экспериментальной группы над испытуемыми контрольной группы в изучаемых показателях р<0,05. Становится очевидным полагать, что готовность к физическому саморазвитию испытуемых экспериментальной группы достигнута.

На завершающем этапе педагогического эксперимента нами проведен сравнительный анализ уровня физической подготовленности испытуемых. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности испытуемых осуществлялся на основе результатов сдачи контрольных нормативов за полугодие по месту службы участников эксперимента. Контрольные нормативы для выявления выносливости, быстроты и ловкости, силы и практических навыков регламентированы наставлением по физической подготовке для сотрудников УИС (НФП). Результаты определения уровня физической подготовленности испытуемых представлены в таблице 2

Таблица 2 - Сравнительный анализ физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, п=30_

Показатели КГ (Х±5) ЭГ (Х±5) Р

Бег 1000 метров (сек) До 228±16 226±12 >0,05

После 226±14 212±15 <0,05

Челночный бег 10 по 10 метров (сек) До 25,8±2,4 25,6±2,6 >0,05

После 25,2±1,9 24,8±2,1 >0,05

Подтягивания на перекладине (кол-во раз) До 13,6±1,2 13,4±2,4 >0,05

После 14,2±0,8 15,6±1,9 <0,05

Боевые приемы борьбы (балл) До 3,2±0,6 3,2±0,8 >0,05

После 3,5±0,4 4,4±0,7 <0,05

Данные, характеризующие уровень физической подготовленности испытуемых после педагогического эксперимента позволили констатировать, что результаты испытуемых экспериментальной группы имеют статистически достоверное преимущество (р<0,05) над испытуемыми контрольной группы в аналогичных показателях.

Анализ полученных результатов по оценке компонентного состава готовности к саморазвитию граждан принятых на службу в УИС и выявлению уровня физической подготовленности свидетельствует о высокой эффективности разработанной модели побуждающей к физическому саморазвитию граждан принятых на службу в УИС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Первоначальная подготовка граждан принятых на службу в УИС в условиях дефицита времени диктует необходимость формирования потребности к систематическим самостоятельным физкультурно-спортивным занятиям слушателей.

2. Сформированные компоненты готовности к физическому саморазвитию у слушателей первоначальной подготовки создают положительные предпосылки к развитию профессионально значимых физических качеств и навыков, способствуют профилактике профессионального выгорания, укреплению здоровья и служебному долголетию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гойнов И.В. Педагогическое сопровождение повышения квалификации сотрудников среднего и старшего начальствующего состава ФСИН России : дис. ... канд. пед. наук / Гойнов Иван Владимирович. - Ставрополь, 2019. - 233 с.

2. Гойнов И.В. Модель физической подготовки граждан принятых на службу в УИС, побуждающая к саморазвитию / И.В. Гойнов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 11 (189). - С. 119-123.

3. Кошкин, Е.В. Внедрение в образовательную деятельность плана индивидуальных самостоятельных занятий по физической подготовке для курсантов образовательных организаций ФСИН России / Е.В. Кошкин, А.С. Михайлов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2019. - № 12 (212). - С. 25-30.

4. Индивидуальная направленность профессионально-прикладной физической подготовки для сотрудников УИС осуществляющих служебное дежурство / Е.В. Кошкин, А.В. Садков, К.С. Кручинина, Д.А. Гущин// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2020. - № 3 (181). - С. 269-273.

REFERENCES

1. Goinov, I.V. (2019), Pedagogical support of advanced training of employees of the middle and senior command staff of the Federal Penitentiary Service of Russia, dissertation, Stavropol.

2. Goinov, I.V. (2020), "Model of the physical training of citizens recruited in prisons, encouraging self-development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 119-123.

3. Koshkin, E.V. and Mikhaylov, A.S. (2019), "Introduction of the plan of individual independent physical training classes for cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia into educational activities", Bulletin of the penal system, No. 12 (212), pp. 25-30.

4. Koshkin E.V., Sadkov, A.V., Kruchinina, K.S. and Guschin, D.A. (2020), "Individual orientation of professional and applied physical training for employees of the UIS performing official duty", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 269-273.

Контактная информация: ivan.gojnov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2021

УДК 796.81

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БОРЬБЕ, ПОСРЕДСТВОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВТОРНОЙ АТАКИ

Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск

Аннотация

В работе представлен материал, раскрывающий вопросы, связанные с повышением качества надежности выполнения технического действия (броска) в борьбе. Обосновывается использование методики технического контроля в тренировочной практике борцов в процессе совершенствования обучения навыкам повторной атаки. В качестве задаваемых величин, указанных параметров сложного тактико-технического действия спортсмена используются показатели борцов более высокой квалификации для каждой отдельной весовой категории. Сознательное отношение и тренера, и спортсмена к выделенным инвариантным признакам «надежных» бросков позволит целенаправленно способствовать повышению надежности выполнения излюбленных приемов борцов.

Ключевые слова: методы контроля, подготовительная, повторная атака, приемы борьбы, сложные тактико-технические действия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p65-68

INCREASING THE RELIABILITY OF PERFORMING TECHNICAL ACTIONS IN COMBAT BY IMPROVING THE REPEATED ATTACK

Kirill Yurievich Gorin, the Deputy Head of the Department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Khabarovsk

Abstract

The paper presents material that reveals issues related to improving the quality of the reliability of performing a technical action (throw) in a fight. The use of the technique of technical control in the train-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.