Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / СИЛОВОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / FUNCTIONAL CAPABILITIES / PHYSICAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL STRESS / CIRCULAR TRAINING / STRENGTH RETENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстых Сергей Константинович, Толстых Денис Сергеевич, Ежова Алла Витальевна

В статье рассмотрен вопрос, отражающий возможность использования метода круговой тренировки для эффективного и целенаправленного совершенствования профессионально важных физических и психологических качеств, слушателей факультета первоначальной профессиональной подготовки. Частными задачами исследования являлись: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение взаимосвязи функциональной подготовки с процессом формирования профессиональных навыков силового задержания у слушателей факультета профессиональной подготовки; разработать экспериментальную методику, направленную на развитие профессиональных навыков силового задержания. Использование разработанной методики оказало положительное воздействие, в аспекте повышения качества выполнения боевых приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстых Сергей Константинович, Толстых Денис Сергеевич, Ежова Алла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR IMPROVING PROFESSIONAL TRAINING WITH LISTENERS OF UNIVERSITIES OF THE MIA OF RUSSIA

The article considers the issue reflecting the possibility of using the method of circular training for effective and purposeful improvement of professionally important physical and psychological qualities of the students of the faculty of initial vocational training. Particular objectives of the research were: analysis of scientific and methodological literature on the research problem; study of the relationship between functional training and the process of forming professional skills of power detention among students of the faculty of professional training; development of the experimental methodology aimed at developing professional skills of power detention. The use of the developed methodology had positive impact in terms of improving the quality of combat techniques.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

4. Tatarov, V.B., Safonov, A.N. and Simina, T.E. (2020), "Perspective direction of revival peoples competitive-gaming exercises in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 305-310.

Контактная информация: SYT66@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 796.011.3

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Сергей Константинович Толстых, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Сергеевич Толстых, преподаватель, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос, отражающий возможность использования метода круговой тренировки для эффективного и целенаправленного совершенствования профессионально важных физических и психологических качеств, слушателей факультета первоначальной профессиональной подготовки. Частными задачами исследования являлись: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение взаимосвязи функциональной подготовки с процессом формирования профессиональных навыков силового задержания у слушателей факультета профессиональной подготовки; разработать экспериментальную методику, направленную на развитие профессиональных навыков силового задержания. Использование разработанной методики оказало положительное воздействие, в аспекте повышения качества выполнения боевых приемов.

Ключевые слова: функциональные возможности, физическая нагрузка, психологическая нагрузка, круговая тренировка, силовое задержание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p377-381

METHODS FOR IMPROVING PROFESSIONAL TRAINING WITH LISTENERS OF UNIVERSITIES OF THE MIA OF RUSSIA

Sergey Konstantinovich Tolstykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Denis Sergeevich Tolstykh, the teacher, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Alla Vitalyevna Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Voronezh State Institute of Physical Education

Abstract

The article considers the issue reflecting the possibility of using the method of circular training for effective and purposeful improvement of professionally important physical and psychological qualities of the students of the faculty of initial vocational training. Particular objectives of the research were: analysis of scientific and methodological literature on the research problem; study of the relationship between functional training and the process of forming professional skills of power detention among students of the faculty of professional training; development of the experimental methodology aimed at developing professional skills of power detention. The use of the developed methodology had positive impact in terms of improving the quality of combat techniques.

Keywords: functional capabilities, physical activity, psychological stress, circular training, strength retention.

ВВЕДЕНИЕ

Современная правоохранительная деятельность предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России. Высокий уровень профессионализма важен как для повышения результативности

работы, так и для сохранения здоровья, а порой и жизни сотрудников органов внутренних дел [1, 6].

Немаловажная роль в решении этих задач принадлежит средствам физической культуры и спорта. При этом не следует забывать о необходимости воспитания у учащейся молодёжи потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Это положение предполагает совершенствование существующих организационных форм проведения и изыскание новых эффективных методов организации учебных и учебно-тренировочных занятий в системе МВД России [2].

В образовательных организациях МВД России физическая подготовка относится к базовой части и является самостоятельной дисциплиной. Изучается взаимосвязано с дисциплинами "Общая физическая подготовка" и "Профессионально-прикладная физическая подготовка", содействует повышению уровня общей работоспособности, формированию целостной психофизической готовности выпускников к службе в органах внутренних дел, в том числе деятельности в экстремальных ситуациях, при чрезвычайных ситуациях и в особых условиях [3]. В связи с этим заслуживает внимания программно-управляемое обучение в физической подготовке, которое предполагает самостоятельную работу обучающихся, развивает у них инициативу и стремление к совершенствованию, а также позволяет моделировать отдельные ситуации профессиональной деятельности сотрудников полиции.

В настоящее время существуют различные дефиниции, определяющие термин «модель». Наиболее широкое распространение получило определение модели, сформулированное в 1975 году В.В. Кузнецовым и А. А. Новиковым. Согласно их определению, под моделью понимается «мысленно представимая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [5]. Примером эффективного решения сложных теоретических проблем, стоящих перед педагогикой в области профессионально-прикладной физической подготовки, является создание модельных характеристик специалиста в зависимости от его будущей профессиональной деятельности.

Исследования, посвящённые профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел на основе разработанных модельных характеристик, выполнялись многими авторами, ими доказана необходимость постоянного совершенствования профессионального образования в вузах МВД России [1, 2, 4, 5]. Исходя из теоретических представлений по разработке модельных характеристик по физической подготовке, нами были внесены коррективы в содержание учебной программы и учебные занятия с учётом места проведения (стадион, спортивный зал). Цель исследования заключалась в повышении функциональных возможностей, а также совершенствовании навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, связанных с применением физической силы, специальных средств, на фоне физической и психологической нагрузки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации педагогического эксперимента нами были задействованы две группы - контрольная (КГ), 27 слушателей, и экспериментальная (ЭГ), 28 слушателей, (1 и 2 возрастной группы). В обеих группах занятия проводились в соответствии с учебным расписанием. Количество занятий в обеих группах было одинаковым, в недельных и месячных циклах занятия были распределены равномерно и не имели значительных различий. Обязательные занятия проводились под руководством преподавателя, самостоятельная подготовка была организована командирами подразделений. Продолжительность предварительного эксперимента составила 1,5 месяца, основного 4,5 месяца.

Предметом исследования являлась взаимосвязь функциональной подготовки с процессом формирования профессиональных навыков силового задержания у слушателей факультета профессиональной подготовки.

Педагогический эксперимент проводился на базе Воронежского института МВД России. Условно проведение исследования по времени можно разделить на два этапа, целью каждого из которых было решение поставленных задач.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

На первом этапе внимание было обращено на изучение профессиональной деятельности сотрудников полиции патрульно-постовой службы. Были разработаны модельные требования к физическим качествам сотрудников данной категории, способствующие формированию профессиональных навыков силового задержания.

Второй этап был направлен на обоснование целесообразности использования выбранных средств и методов, оказывающих влияние на общую и специальную физическую подготовленность, а также на формирование профессиональных навыков силового задержания правонарушителя. Тестирование всех параметров проводилось в начале и в конце каждого этапа (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели развития физических качеств

Виды упражнений 1-й этап Достоверность 2-й этап Достоверность

КГ ЭГ КГ ЭГ

Челночный бег 10x10 м 26,9+0,23 26,87+0,31 Р>0,05 26,11+1,9 25,57+0,19 Р<0,05

Кросс 1000 м 3,49+0,43 3,50+0,40 Р>0,05 3,37+0,43 3,33+0,31 Р<0,05

Подтягивание (кол-во раз) 9,23+0,17 8,87+0,21 Р>0,05 11,24+0,19 12,1+0,23 Р<0,05

Экспериментальная методика базировалась на аэробно-анаэробной и анаэробно-силовых нагрузках, с использованием метода круговой тренировки и включала 5-7 упражнений, направленных на развитие силы и быстроты. Кроме того, использование этих упражнений предусматривало развитие общей и специальной выносливости. В ходе круговой тренировки на одной из «станций» слушателями выполнялись боевые приёмы борьбы, предусмотренные учебной программой. Количество движений на каждой «станции» регулировалось временными параметрами. Повторное прохождение «станций» и интервалы отдыха между ними определялись по пульсу. Наряду с этим слушателями экспериментальной группы в начале занятия выполнялся 12-минутный бег с последующей разминкой общей направленности.

Набор упражнений периодически изменялся, темы боевого раздела менялись в соответствии с тематическим планом. Дозировка и интервалы отдыха варьировались в зависимости от этапа обучения. Учитывая, что в экстремальных ситуациях при задержании правонарушителя особое место занимает уровень развития физических качеств, нами была проанализирована динамика исследуемых показателей. Из представленных данных видно, что исходные показатели в группах не имели достоверного различия (Р >0,05). Следует отметить, что основные трудности в обеих группах, особенно в начале педагогического эксперимента, у слушателей были связаны с выполнением норматива в беге на 1 км. Анализ динамики исследуемых показателей на промежуточном этапе, после 3 месяцев обучения, также как и в начале эксперимента не выявил достоверных различий между среднегрупповыми результатами. Тем не менее, следует отметить более существенные сдвиги в экспериментальной группе. Согласно полученным данным, улучшение результата в челночном беге в этой группе составило 3,4%, в контрольной группе 2,7%; подтягивание на перекладине соответственно - 2,9, и 2,1%; в беге на 1 км - 7,6%, и 6,3%.

При сравнительном анализе итоговых результатов экспериментальной группы с показателями контрольной группы наблюдается достоверное различие во всех трех показателях (Р <0,05).

Отдельное внимание нами было обращено на результаты сдачи экзамена по боевому разделу. Экзаменационный билет включал решение пяти задач, разработанных в соответствии с приказом № 275 от 5 мая 2018 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской

Федерации».

Экспертной группой, в которую входили три человека, было установлено: в контрольной группе средний балл за выполнение боевых приемов борьбы составил 3,2 балла, в экспериментальной группе - 4,1 балла.

В заключение следует отметить, что за относительно короткий срок экспериментальная методика оказала положительное влияние на развитие профессиональных навыков силового задержания, а главное позволила существенно повысить качество выполнения боевых приемов борьбы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в пределах отведенных учебных часов, запланированных учебными планами по дисциплине «Физическая подготовка», на основе разработанной методики имеется возможность значительно повысить физическую подготовленность слушателей, проходящих профессиональную подготовку.

ВЫВОДЫ

Использование экспериментальной методики в учебных занятиях свидетельствует, что в пределах отведённых учебных часов по программе физической подготовки имеется реальная возможность повысить уровень развития физических качеств за счет увеличения интенсивности используемых упражнений, а также подбора методов организации занятий. Установлено, что обучение технике боевых приемов борьбы на основе моделирования функционального состояния сотрудника полиции в ходе преследования и задержания правонарушителя является более эффективным (в ЭГ средний балл - 4,1; в КГ - 3,7). Творческое взаимодействие преподавателей кафедры физической подготовки с руководителями подразделений по организации самостоятельных занятий является необходимым условием для качественного улучшения уровня развития физических качеств у слушателей, проходящих первоначальную профессиональную подготовку (подтягивание: ЭГ - 26,7%; КГ - 17,9%; кросс 1 км: ЭГ - 4,9%; КГ - 3,5%; челночный бег: ЭГ - 4,2%; КГ

- 2,9%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гросс, И. Л. Педагогическая система сопряженного воздействия в специальной боевой подготовке курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ Гросс Игорь Львович. -Москва, 2012. - 43 с.

2. Кулиничев, А.Н. Формирование профессиональных навыков силового задержания у обучающихся образовательных организаций МВД России: автореф. дис. ... канд. пед наук / Кулиничев Андрей Николаевич. - Москва, 2017. - 24 с.

3. Оптимизация общей физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России : методические рекомендации / С.К. Толстых, А.И. Ляпин С.С. Тютин., Ю.В. Горшков. - Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. - 29 с.

4. Плешивцев, А.Ю. Методика обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе типологии противодействия правонарушителей сотрудникам полиции : автореф дис. ... канд. пед. наук / Плешивцев Алексей Юрьевич. -Москва, 2015. - 25 с.

5. Синяев, Е.Е. Инновационные пути развития физической работоспособности курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Синяев Евгений Евгеньевич. - Москва, 2012.

- 24 с.

6. Специальная физическая подготовка курсантов Воронежского института федеральной службы исполнения наказаний / М.А. Ефремов, Я.В. Сираковская, О.В. Ильичева, А.К. Ефремов, А.В. Ежова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 59-63.

REFERENCES

1. Gross, I.L. (2012), Pedagogical system of conjugate influence in special combat training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

2. Kulinichev, A.N. (2017), Formation of professional skills offorceful detention among students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

3. Tolstykh, S.К., Lyapin, A.I. Tyutin, S.S. and Gorshkov, Y.V. (2016), Optimization of general physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh.

4. Pleshivtsev, A.Yu. (2015), Methods of teaching cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of the typology of counteraction of offenders to police officers, dissertation, Moscow.

5. Sinyaev, E.E. (2012), Innovative ways of development ofphysical working capacity of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

6. Efremov, М.А., Sirakovskaya, Ya.V., Ilyicheva, O.V., Efremov, A.K. and Ezhova, A.V. (2019), "Special physical training of cadets of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), рр. 59-63.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2020

УДК 796.015.6

НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНА

Александр Николаевич Фураев, кандидат педагогических наук, профессор; Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Цзян Хань, аспирант, Евгений Фролович Солопов, доктор философских наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье рассмотрены условия применения и построения автоматизированных систем для контроля техники выполнения спортивных упражнений. Обосновано включение в процесс регистрации и обработки данных о текущем тренировочном процессе современных средств вычислительной техники. Предложена классификация инструментальных средств контроля технических (биомеханических) параметров двигательных действий, выполняемых спортсменом. В основу данной классификации положена степень вовлечения тренера в обработку и анализ получаемых такими техническими средствами данных.

Ключевые слова: условия, техника спортсмена, инструментальный контроль, технические средства, автоматизированная система, биомеханические показатели.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p381-386

SOME CONDITIONS OF APPLICATION OF TECHNICAL EQUIPMENT FOR CONTROL OF BIOMECHANICAL PARAMETERS OF MOTOR ACTIVITY OF AN

ATHLETE

Alexander Nikolaevich Furaev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Anatoly Ni-

kolaevich Tambovskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Jiang Han, the postgraduate student, Evgeny Frolovich Solopov, the doctor of philosophical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

The article discusses the conditions for the use and construction of the automated systems to control the technique of performing the sports exercises. The objective regularity of the inclusion of modern computer technology in the registration and processing of data on the current training process is shown. A classification of instrumental means of control of technical (biomechanical) parameters of motor actions performed by the athlete is proposed. This classification is based on the degree of involvement of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.