Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ИНТЕГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОЕКТ / ДЕТИ-СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмутдинова Наталия Игоревна, Ситникова Елена Николаевна, Кузимирская Екатерина Игоревна

Из числа лиц с ограниченными возможностями самую многочисленную группу составляют дети с умственной отсталостью. Зачастую педагоги в специальных коррекционных школах самый значимый акцент делают на психологическое развитие ребенка, совсем мало уделяя времени на фи зическую составляющую. А ведь использование физического воспитания во внеурочной деятельности позволит эффективно развивать физические качества, формировать двигательную активность и содействовать гармоничному развитию детей с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмутдинова Наталия Игоревна, Ситникова Елена Николаевна, Кузимирская Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES IN MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF A TYPE VIII CORRECTIONAL BOARDING SCHOOL

The largest group of persons with disabilities is made up of children with mental retardation. Often, teachers in special correctional schools place the most significant emphasis on the psychological development of the child, spending very little time on the physical component. But the use of physical education in extracurricular activities will effectively develop physical qualities, form physical activity and promote the harmonious development of children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

ной ориентацией на этапах высшего спортивного мастерства, что увеличит требования отбора в состав национальных сборных страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев С.Е. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - №. 19. - С. 7 -15.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов // Психология индивидуальных различий / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Москва : Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77.

3. Костюнина Л.И. Педагогическая концепция обеспечения согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Костюнина Любовь Ивановна. - Набережные Челны, 2013. - 53 с.

4. Марков, К. К. Проблемы оценки и оформления психомоторных качеств спортсменов в сложно - координационных видах спорта / К.К. Марков, М.Д. Кудрявцев, О.О. Николаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С 121-125.

5. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксеров / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта . - 2006 . - Вып. 22. - С. 72-76.

6. Тридцать лет кафедре теории и методике бокса НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт - Петербург / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, А.М. Симаков, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 6 (100). - 2013. - С. 144-145.

REFERENCES

1. Bakulev, S. E. and Taymazov, V.A. (2006), "Genealogical bases of forecasting of success of competitive activity of martial artists", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 7-15.

2. Klimov, E.A. (1982), "Individual style of activity", Psychology of individual differences, publishing house MSU, Moscow, pp. 74-77.

3. Kostyunina L. I. (2013), Pedagogical concept of ensuring consistency of motor and intellectual activity in the process of sports training, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Markov, K.K., Kudryatsev, M.D. and Nikolaeva, O.O. (2013), "Problems of evaluation and registration of psychomotor qualities of athletes in complex coordination sport", International journal of experimental education, No. 10. pp. 121-125.

5. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as a genetic marker of sports abilities of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.

6. Taymazov, V. A., Bakulev S.E., Pavlenko, A.V., Simakov, A. M. and Chistyakov, V A. "Thirty years of the Department of theory and methodology of Boxing of NSU them. P. F. Lesgaft, St Petersburg", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), pp. 144-145.

Контактная информация: kalatyn1991@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.01.2021

УДК 796.035

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-

ИНТЕРНАТА VIII ВИДА

Наталия Игоревна Гильмутдинова, ассистент, Елена Николаевна Ситникова, ассистент, Екатерина Игоревна Кузимирская, ассистент, Дальневосточный федеральный

университет, г. Владивосток

Аннотация

Из числа лиц с ограниченными возможностями самую многочисленную группу составляют дети с умственной отсталостью. Зачастую педагоги в специальных коррекционных школах самый значимый акцент делают на психологическое развитие ребенка, совсем мало уделяя времени на фи-

зическую составляющую. А ведь использование физического воспитания во внеурочной деятельности позволит эффективно развивать физические качества, формировать двигательную активность и содействовать гармоничному развитию детей с умственной отсталостью.

Ключевые слова: социализация, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, интеграция, адаптация, проект, дети-сироты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p56-61

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES IN MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF A TYPE VIII CORRECTIONAL BOARDING SCHOOL

Natalia Igorevna Gilmutdinova, the assistant, Elena Nikolaevna Sitnikova, the assistant, Eka-terina Igorevna Kuzimirskaya, the assistant, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

The largest group of persons with disabilities is made up of children with mental retardation. Often, teachers in special correctional schools place the most significant emphasis on the psychological development of the child, spending very little time on the physical component. But the use of physical education in extracurricular activities will effectively develop physical qualities, form physical activity and promote the harmonious development of children with mental retardation.

Keywords: socialization, healthy lifestyle, physical culture and sports, integration, adaptation, project, orphans.

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья требует намного больше внимания со стороны педагогов чем здоровый. И это касается в большей степени физического развития. Именно поэтому актуальна и необходима теоретическая и практическая разработка методики оптимизации физического состояния детей с умственной отсталостью с целью повышения его физических и функциональных возможностей и восстановления сниженных функций организма, профилактики нарушений в состоянии здоровья и дальнейшей успешной социализации.

Это объясняет необходимость применения дополнительных образовательных программ для педагогов специальных коррекционных учреждений для повышения их теоретических и практических знаний о физическом воспитании умственно отсталых школьников.

Одной из таких программ стал детский спортивный социальный проект "Шаг Вперед" Федерации лёгкой атлетики Приморского края. Он адресован педагогам специальных учреждений и детям, оставшимся без попечения родителей и живущим в центрах содействия семейному устройству и направлен на социализацию детей из детских домов и интернатов города Владивостока через спорт высших достижений.

Цель исследования - совершенствование процесса физического воспитания умственно отсталых школьников, обучающихся в коррекционной школе-интернате VIII вида.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Реализация проекта осуществлялась на базе Владивостокской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств Фонда Президентских грантов.

Цель проекта - обучение педагогов коррекционных учреждений физическому воспитанию и адаптация к социальной среде детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством вовлечения их в регулярные занятия спортом, развитие социальных, коммуникативных, бытовых навыков у детей, нуждающихся в поддержке, повыше-

ние мотивации к получению образования, ведению здорового образа жизни, профессиональной реализации.

В проекте приняли участие воспитанники коррекционной школы-интерната VIII вида возрастом 10-15 лет. Уровень физического развития и двигательных способностей у испытуемых детей был зафиксирован как «ниже среднего». Невооруженным глазом наблюдалось нарушение чистоты выполнения элементарных двигательных функций в таких действиях как ходьба, бег и прыжки. У некоторых из них наблюдались сопутствующие основному дефекту нарушения зрительного, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата.

В реализации проекта были использованы различные тесты для оценки функциональных показателей и физической подготовленности.

Тестов для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью, очень мало и они все стандартизированы. Поэтому возникает необходимость в адаптации имеющихся тестов и упражнений к физическим возможностям детей и подобрать к ним нормативы оценки двигательных навыков в соответствии с уровнем подготовленности.

Специфическая особенность использования полученных методов состоит в том, что возрастные показатели не являются определяющими для оценки физических качеств школьников с нарушением интеллекта, т.к. их психическое и физическое развитие не соответствует биологическому возрасту.

Первые тесты проходили вначале проекта на базе школьной программы, осуществляющей уроки физической культуры два раза в неделю (по 1 академическому часу на урок). Эти данные помогли выявить начальный уровень физического развития и стратегию разработки программы занятий физического воспитания.

Все функциональные пробы строго соответствовали требованиям и противопоказаниям проведения. К тестам не допускались дети с плохим самочувствием или физической неготовностью. Функциональные пробы проводились в присутствии врача и нескольких воспитателей, контролирующих процесс.

Проведение всех тестов начиналось с подробного объяснения учащимся задания в присутствии и с помощью учителя адаптивной физической культуры.

Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата исследовалось с помощью пробы Миньковского и пальценосовой пробы. Функциональное состояние системы внешнего дыхания оценивалось гипоксическими пробам Штанге и Генчи. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивалось по пробе Руфье.

Для определения развития двигательных качеств использовали тесты на определение уровня развития физических качеств (гибкость, быстрота, ловкость, сила, выносливость) и тест на определение физически отстающих мышечных групп тела. Данный тест направлен на статические возможности различных групп мышц тела. Задачей являлось приподнять определенные части тела и задержать на максимально возможное время в одном положении. Фиксировалось наибольшее время в статическом положении без присутствия тремора и опускания вниз.

Результаты и анализ предварительного тестирования детей с умственной отсталостью показали, что они в недостаточной степени владеют необходимыми навыками для выполнения различных физических упражнений, которые необходимы в процессе реализации проекта. Эти данные доказывают необходимость дополнительного физического воспитания, которое будет предполагать: коррекцию основных естественных движений в ходьбе, беге, прыжках; коррекцию и развитие координационных способностей, физической подготовленности, психических и сенсорно-перцептивных способностей и развитие познавательной деятельности у воспитанников коррекционной школы-интерната VIII вида.

Исходя из этого была разработана методика развития двигательных качеств средствами легкой атлетики для воспитанников коррекционной школы-интерната VIII вида. Систематическая физическая подготовка на основе обучения элементам лёгкой атлетики необходима умственно отсталым детям, так как у них обнаруживается системное нарушение двигательной сферы.

Легкоатлетические упражнения - основа общефизической подготовки. Абсолютно все физические качества человека можно развить с помощью средств легкой атлетики. Это обусловлено тем, что ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность и адаптационные функции. Высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений лёгкой атлетики исходит из того, что занятия не требуют специального места проведения и чаще проводятся на свежем воздухе.

Разнообразие методов и приемов, форм, относительная доступность в техническом и материальном обеспечении, большой арсенал формирующихся в процессе занятий физических качеств и навыков - все это говорит о большом преимуществе данного вида спортивной деятельности.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что один вид физиче-ско-спортивной деятельности объединяет в себя развитие всех двигательных и эмоционально-волевых качеств, формируют прикладные навыки, необходимые в повседневной жизни. Обучение по программе способствует воспитанию настойчивости, упорства, развитию коммуникативных качеств, которые необходимы обучающимся для успешной самореализации.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 60 минут. К занятиям программы не допускаются учащиеся, не получившие допуск медицинского работника образовательно учреждения. Ориентируясь на медицинские показания, результаты определения уровня физического развития и тестирования физической подготовленности, педагог подбирает средства и методы физической нагрузки, оценивает результаты работы и вносит необходимые коррективы.

Формы учебной деятельности: свободные беседы на спортивную тематику, групповые обсуждения профессиональных тем, технической и тактической стороны избранного вида спортивной деятельности, учебно-тренировочные занятия, участие во внут-ришкольных соревнованиях, тестирование по видам подготовки.

Основными средствами развития физических качеств являлись специально-беговые, прыжковые, частотные упражнения.

В качестве средств развития быстроты были использованы упражнения, выполняемые с ускорением, с изменением темпа, скоростно-силовые упражнения. Для развития быстроты применялись повторный, игровой и соревновательный методы. Для развития равновесия использовались упражнения, направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия. Силовые способности развивались с помощью упражнений с повышенной сопротивляемостью, при этом использовался метод серийных упражнений и метод интервальных упражнений.

Для развития гибкости использовались физические упражнения с большой амплитудой движения в различных суставах, общеразвивающие упражнения с предметами и без них.

В качестве средств развития общей выносливости нами использовался дозированный бег в аэробном режиме, общеразвивающие упражнения, выполняемые в движении, прыжки, ходьба. Беговая нагрузка повышалась постепенно и волнообразно в зависимости от самочувствия детей, их физического состояния, времени года. Применялись такие методы как: переменный, интервальный и равномерный.

Для комплексного развития двигательных способностей был адаптирован и активно использовался метод круговой тренировки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки эффективности проведенного исследования на заключительном этапе было выполнено сравнение результатов физической и функциональной подготовленности детей. Анализ результатов выявил, что показатели значительно выросли.

Таким образом, анализируя результаты тестирования физической подготовленности детей подросткового возраста с умственной отсталостью мы можем говорить о положительном влиянии предложенной в ходе педагогического эксперимента программы, основанной на использовании занятий с включением легкоатлетических элементов. Полученные результаты в конце педагогического эксперимента позволяют судить о том, что разработанная методика имела эффективное воздействие на функциональные и физические показатели умственно отсталых детей экспериментальной группы.

Проведенный эксперимент показал, что добиться положительных результатов можно лишь благодаря специально направленной и специально организованной системы занятий.

Полученные результаты позволяют нам рекомендовать широкое использование данной методики (как в целом, так и отдельных частей, комплексов, упражнений) на занятиях ЛФК, уроках физической культуры и дополнительных занятиях в режиме учебного дня в специальных коррекционных школах для детей с умственной отсталостью.

ВЫВОДЫ

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленные задачи решены, и это дает основание сформулировать следующие выводы:

1. Физическое развитие играет существенную роль в жизни человека, значительно улучшая его существование. Дети с умственной отсталостью в большей степени нуждаются в правильном физическом воспитании.

2. Под воздействием разработанного содержания методики произошло улучшение функции дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы.

3. Разработанная методика помогает развивать двигательные качества школьников с умственной отсталостью, а физические средства легкой атлетики дают возможность им непрерывно развиваться физически, наполнять режим дня разнообразной двигательной активностью. Все это позволяет детям легче адаптироваться к жизненным условиям в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байер Е.А. Психологическая и физическая коррекция депривированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физического воспитания // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 2. - С. 41-44.

2. Жилкин А.И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - Москва : Академия, 2009. - 463 с.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / Под ред. Бгажноковой И.М. Просвещение, 2013. - 286 с.

4. Современные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры : сборник научных статей / под ред. А. И. Навойчик, А. И. Шпаков, А.М. Полещук. - Москва : Ди-рект-Медиа, 2013. - 122 с.

REFERENCES

1. Bayer, E.A. (2009), "Psychological and physical correction of deprived orphans and children left without parental care by means of physical education", Bulletin of sports science, No. 2, pp. 41-44.

2. Zhilkin, A.I., Kuzmin, V.S. and Sidorchuk, E.V. (2009), Athletics, Academy, Moscow

3. Bgazhnokova, I.M. (2013), Programs of special (correctional) educational institutions of the VIII type 5—9 grades, Education, Moscow.

4. Navoichik, A.I., Shpakov, A.I. and Poleshchuk, A.M. (2013), Modern problems and prospects for the development of adaptive physical culture, Direct-Media, Moscow.

Контактная информация: lisna09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2020

УДК 796.011.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОБУЖДАЮЩЕЙ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Иван Владимирович Гойнов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Алексей Владимирович Новиков, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военная академия войсковой противовоздушной обороны, г. Смоленск; Андрей Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии; Александр Владимирович Мельников, старший преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

Введение. Учебная программа первоначальной подготовки граждан впервые принятых на службу объемна. Возникает необходимость за период первоначальной подготовки сформировать навык к саморазвитию для дальнейшего повышения своего уровня профессионализма. Цель исследования. Определить эффективность модели физической подготовки граждан принятых на службу в уголовно-исполнительную систему (УИС), побуждающую к физическому саморазвитию. Методика и организация исследования. Нами использовались: педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. В качестве испытуемых выступили 30 граждан принятых на службу в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю первой возрастной группы (до 30 лет), не имевших спортивных разрядов (КГ - 15 человек, ЭГ - 15 человек). Результаты исследования и их обсуждения. Значительные положительные изменения в уровнях сформированном^ компонентов саморазвития у испытуемых экспериментальной группы над испытуемыми контрольной группы. Выводы. Сформированные компоненты готовности к физическому саморазвитию у слушателей первоначальной подготовки создают положительные предпосылки к развитию профессионально значимых физических качеств и навыков, способствуют профилактике профессионального выгорания, укреплению здоровья и служебному долголетию.

Ключевые слова: первоначальная подготовка, уголовно-исполнительная система (УИС), самостоятельная работа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p61-65

EFFECTIVENESS OF THE USE OF THE MODEL OF PHYSICAL TRAINING THAT ENCOURAGES PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT DURING THE INITIAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INSTITUTIONS OF THE EXECUTIVE SYSTEM Ivan Vladimirovich Goinov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Alexey Vladimirovich Novikov, the candidate ofpedagogical sciences, Deputy Head of the Department, Military Academy of Military Air Defense, Smolensk; Andrey Aleksandrovich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, Deputy Head of the Department, Perm Military Institute of the National Guard Troops; Al-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.