V.M. Shukshin, Biysk, available at: http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr/file/bifk_15_06_2018_10_16_43.pdf (access date 01.01.2021).
2. Mukhina, Т.О. (2013), Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education: textbook, Nizhny Novgorod.
3. Pryakhin, A.S. and Prilepin E.G. (2016), "The use of a competence-based approach in organizing physical training classes for cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Historical and social-educational thought, Vol. 8, No. 1-2, рр. 213-216.
4. Shepel, D.N. (2014), "Competence-based approach to the organization of the educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", World of Science, Culture, Education, 6 (49), рр. 41-42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2021
УДК 798.8
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ
Алексей Алексеевич Герасимов, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье, на основании абдуктивных рассуждений, предложена форма трансформации спортивной подготовки высококвалифицированных единоборцев основанной на формировании бойцовского интеллекта, посредствам интеграции тактической, психологической и интеллектуальной подготовки, расширяя возможности лично - ориентированного подхода в тренировки. Разработка дополнительной системы формирования и средств оценивания текущего уровня развития бойцовского интеллекта, позволяет дополнительно образом осуществлять тестирование спортивной предрасположенности и расширить возможности спортивной ориентацией на этапах высшего спортивного мастерства, что увеличит требования отбора в состав национальных сборных страны.
Ключевые слова: единоборства, интеллектуальная подготовка, бойцовский интеллект, личностно - ориентированный подход, подготовка высококвалифицированных единоборцев.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p53-56
AN INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING HIGHLY QUALIFIED
COMBATANTS
Alexey Alekseevich Gerasimov, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
In this article, on the basis of abductive reasoning, a form of transformation of the sports training of highly qualified combatants is proposed based on the formation of fighting intelligence, through the integration of tactical, psychological and intellectual training, expanding the possibilities of a personally-oriented approach to training. The development of an additional system of formation and means of assessing the current level of development of fighting intelligence, allows you to additionally test sports predisposition and expand the possibilities of sports orientation at the stages of higher sports mastery, which will increase the selection requirements for the national teams of the country.
Keywords: martial arts, intellectual training, combat intelligence, personal-oriented approach, training of highly qualified martial artists.
Сфера спортивных единоборств охватывает широкий круг видов спорта с объединяющим значением - контактного противоборства соперников, посредствам специально организованных двигательных операций, не противоречащих действующим правилам проведения соревнований, что полностью соответствует диалектическому закону о единстве и борьбе противоположностей, сформулированных Г.В.Ф. Гегелем. Спортсмены участники - противоположные личности, уникальные по своему уровню подготовленности, объединенные идеей победы с равными шансами в ее достижении, посредствам действия правил организации и проведения соревнований.
По своему проявлению, двигательные действия спортивных единоборств относят к группе ситуационных видов спорта, что требует для демонстрации качественного спортивного результата, проявления разнообразных форм координационных способностей, отвечающих за непосредственное управление движениями в ответ на действия соперника, определяя тем самым, значимость технико-тактической подготовленности, как осознанного двигательного поведения в условиях соревновательной борьбы.
По замечаниям многих исследователей ситуационных видов спорта, технико-тактическая подготовка, содержит неиспользованные резервы в демонстрации результатов соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации. Таким образом, можно сказать, что технико-тактическая подготовка имеет безграничные возможности для своего совершенствования на протяжении всей спортивной карьеры, через увеличение показателей вариативности собственного арсенала двигательных действий как главного критерия технической подготовленности в ситуационных видах спорта.
Обозначенные тенденции последних исследований в вопросах повышения качества технической подготовки заключаются в развитии пространственно-динамической точности движений, генерируемых работой индивидуальных психофизиологических способностей спортсмена [5], к которым, в первую очередь следует отнести: скорость сенсо-моторного реагирования, чувство времени, глазомер, двигательную память, внимание и др., интегративная функция которых, складывается в своевременном включении и выключении мышц, обеспечивающих запуск движений по предварительно сформированной двигательной программе [2].
Непосредственная реализация технических действий осуществляется в рамках законов нейрофизиологии, основанных на субординационных свойствах нервной системы, что составляет базис теории управления движениями, разработанной группой выдающихся отечественных ученых от И.М. Сеченова и И.П. Павлова до Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина.
Тактика через смысловое наполнение движения, выражается в технике, в связи с чем, поединок получает свою определенность относительно индивидуальных реакций на происходящие события поединка. В содержательном аспекте, тактическая подготовленность может проявляться как знание наиболее эффективного способа противодействия сопернику, а также как своевременная перестройка собственных двигательных действий, что дополнительным образом подчеркивает значимость вариативности технических действий. Восприятие происходящих событий в поединке их осмысление, и предвидение, позволяет рассматривать тактику как часть мыслительных операций подчеркивающих индивидуальность всей соревновательной деятельности.
Объединяющие значение техники и тактики выражается в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности проявляется как внутренний, наиболее устойчивый к изменениям почерк, отражаемый типологическими особенностями нервной системы индивида, выражающихся в темпераменте, характере и других генетических задатках, которые определяют ядро стиля [3], специфика которого, обеспечивает направленное развитие физических качеств в виде приспособительных реакций к избранной деятельности.
Учет особенностей деятельности организма, был положен в основу концепции индивидуализированной спортивной подготовки, разработанной основателями кафедры ТиМ бокса НГУ им. П.Ф. Лесгафта, В.А. Таймазовым [6] и С.Е. Бакулевым [1], предлагающим, посредствам комплексного подхода выявлять наследственную предрасположенность к стилю индивидуальной деятельности, на основе которого формировать арсенал технических действий, интегрирующего в единое целое сознание, мышление и деятельность [ 7].
Индивидуализированный подход нашел широкое, качественное применение в подготовке единоборцев различной квалификации. Однако вопрос совершенствования именно тактической подготовки высококвалифицированных боксеров, сквозь призму индивидуального стиля деятельности имеет некоторые противоречия, выражающиеся в логической сущности самих понятий. Тактика единоборств понимается как, гибкое и вариативное поведение, тогда как индивидуальный стиль - стабильное, постоянное и предсказуемое, следовательно, происходит подмена средств в достижении основных целей тренировки, вследствие чего, не может быть получено эффективного спортивного результата. Выраженное противоречие обусловлено расширением понятийного аппарата теории спортивной подготовки, в результате чего выделены относительно самостоятельные стороны интегральной готовности такие как: интеллектуальная и психологическая подготовленность, что распространилось на систему подготовки высококвалифицированных единоборцев, имеющей свои особенности.
Именно тактика поединка, выражающаяся в технике движений, содержит значительную часть функций психологической и интеллектуальной подготовки. Разумная интеграция всех взаимообусловленных сторон подготовленности должна перейти в новое качество спортивной формы высококвалифицированных единоборцев, которое должна быть развита через целенаправленное воспитание бойцовского интеллекта. Бойцовский интеллект следует представить как осознанную возможность вариативного регулирования собственных технических действий в зависимости от действий соперника. Бойцовский интеллект может быть сформирован через предварительное развитие аналитических способностей и воображения, что позволит предсказывать действия противника, раскрыть ритм его двигательных действий, обеспечить реализацию каждого технического действия в определенном месте и соответствующего время.
Формирующийся подход становления интеллектуальной подготовки в ряде видов спорта, подчеркнут в докторской диссертации Л.И. Костюниной [3], которая показывает, что индивидуальное повышение разносторонней подготовленности возможно посред-ствам выравнивания интегративной парадигмы отражающей единство интеллектуальной и двигательной деятельности.
Экспериментальное введение нового понятия в теорию спортивных единоборств позволит углубить возможности личностно-ориентированного подхода, выявить неиспользованные резервы становления спортивного мастерства. Обогащение методики тренировки единоборцев соответствующими средствами и принципами тренировки, расширит представление тренеров о педагогических ресурсах управления спортивной подготовкой, повысит свободу выбора средств, обеспечивающих соревновательную готовность спортсменов, что в свою очередь, позволит атлетам выйти за рамки сформированных представлений относительно ведения соревновательного поединка.
Отсутствие подобной стороны тренировки отрицательным образом проявилось на чемпионате России по боксу 2020, когда большинство боксеров проявили низкую тактическую готовность, демонстрируя однотипный стиль и манеру ведения поединка, что нивелировалась высоким уровнем развития физических качеств и специальных способностей. Разработка дополнительной системы формирования и средств оценивания текущего уровня развития бойцовского интеллекта, позволяет дополнительно образом осуществлять тестирование спортивной предрасположенности и расширить возможности спортив-
ной ориентацией на этапах высшего спортивного мастерства, что увеличит требования отбора в состав национальных сборных страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев С.Е. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - №. 19. - С. 7 -15.
2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов // Психология индивидуальных различий / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Москва : Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77.
3. Костюнина Л.И. Педагогическая концепция обеспечения согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Костюнина Любовь Ивановна. - Набережные Челны, 2013. - 53 с.
4. Марков, К. К. Проблемы оценки и оформления психомоторных качеств спортсменов в сложно - координационных видах спорта / К.К. Марков, М.Д. Кудрявцев, О.О. Николаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С 121-125.
5. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксеров / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта . - 2006 . - Вып. 22. - С. 72-76.
6. Тридцать лет кафедре теории и методике бокса НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт - Петербург / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, А.М. Симаков, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 6 (100). - 2013. - С. 144-145.
REFERENCES
1. Bakulev, S. E. and Taymazov, V.A. (2006), "Genealogical bases of forecasting of success of competitive activity of martial artists", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 7-15.
2. Klimov, E.A. (1982), "Individual style of activity", Psychology of individual differences, publishing house MSU, Moscow, pp. 74-77.
3. Kostyunina L. I. (2013), Pedagogical concept of ensuring consistency of motor and intellectual activity in the process of sports training, dissertation, Naberezhnye Chelny.
4. Markov, K.K., Kudryatsev, M.D. and Nikolaeva, O.O. (2013), "Problems of evaluation and registration of psychomotor qualities of athletes in complex coordination sport", International journal of experimental education, No. 10. pp. 121-125.
5. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as a genetic marker of sports abilities of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
6. Taymazov, V. A., Bakulev S.E., Pavlenko, A.V., Simakov, A. M. and Chistyakov, V A. "Thirty years of the Department of theory and methodology of Boxing of NSU them. P. F. Lesgaft, St Petersburg", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), pp. 144-145.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2021
УДК 796.035
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-
ИНТЕРНАТА VIII ВИДА
Наталия Игоревна Гильмутдинова, ассистент, Елена Николаевна Ситникова, ассистент, Екатерина Игоревна Кузимирская, ассистент, Дальневосточный федеральный
университет, г. Владивосток
Аннотация
Из числа лиц с ограниченными возможностями самую многочисленную группу составляют дети с умственной отсталостью. Зачастую педагоги в специальных коррекционных школах самый значимый акцент делают на психологическое развитие ребенка, совсем мало уделяя времени на фи-