Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ", ИЗУЧАЮЩИХ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ", ИЗУЧАЮЩИХ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / ORGANIZATION OF CLASSES / NON-TRADITIONAL METHODS OF PHYSICAL EDUCATION / INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долматов Алексей Валентинович, Осадченко Ирина Владимировна, Долматова Тамара Ивановна

В статье представлен анализ теоретических аспектов готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности. Выявлены и охарактеризованы компоненты готовности будущих спе циалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долматов Алексей Валентинович, Осадченко Ирина Владимировна, Долматова Тамара Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF THE CRITERIA FOR READINESS OF STUDENTS OF THE DIRECTION "ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE", STUDYING NON-TRADITIONAL METHODS OF PHYSICAL EDUCATION

The article presents the analysis of the theoretical aspects of the readiness of future specialists in adaptive physical education for the use of oriental physical education systems in professional activities. The components of the readiness of future specialists in adaptive physical education for the use of oriental systems of physical education in professional activities are identified and characterized.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ", ИЗУЧАЮЩИХ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

3. Белинский, Д. В. Иппотерапия как средство физического развития детей с заболеваниями ЦНС / Д. В. Белинский // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2015. - № 1. - С. 142-143.

4. Панченко, А.Е. Проблемы развития паралимпийского конного спорта / А.Е. Панченко, Д.В. Белинский // Тезисы докладов XXXXIII научной конференции студентов и молодых ученых кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма : материалы научной конференции. - Краснодар, 2016. - С. 88-90.

5. Севикян, А.М. Проблемы частной методики прикладного значения в адаптивной верховой езде / А.М. Севикян, М.В. Махинова, Д.В. Белинский // Тезисы докладов XIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа. - Краснодар, 2018. - С. 132-133.

6. Синельникова, Н.В. Теория и практика: развитие адаптивного конного спорта через систему физического воспитания / Н.В. Синельникова, И.Н. Бурков // Тезисы докладов ХЬМ научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. - Краснодар, 2019. - С. 194.

REFERENCES

1. Abramenko, I.N. and Belinsky, D.V. (2014) "The effectiveness of hippotherapy in classes with children with a diagnosis of cerebral palsy", XXXXI scientific conference of students and young scientists of universities in the Southern Federal District: Conference proceedings, Krasnodar, pp. 4-6.

2. Aleksandrov, S.G., Gavrilenko, O.V. and Gorban, Yu.V. (2018), "Features of the organization and conduct of youth sports and recreational tourism events of the Cossack orientation", Resorts. Service. Tourism, No. 40, pp. 4-8.

3. Belinsky, D.V (2015), "Hippotherapy as a means of physical development of children with central nervous system diseases", Scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism: Conference proceedings, No. 1, pp. 142-143.

4. Panchenko, A.E. and Belinsky, D.V. (2016), "Problems of the development of Paralympic equestrian sports", XXXXIII scientific conference of students and young scientists of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism: Conference proceedings, Krasnodar, pp. 88-90.

5. Sevikyan, A.M., Makhinova, M.V. and Belinsky, D.V. (2018), "Problems of a private methodology of applied value in adaptive riding", XIV Scientific Conference of Students and Young Scientists of Higher Education in the Southern Federal District: Conference proceedings, Krasnodar, pp. 132-133.

6. Sinelnikova, N.V. and Burkov, I.N. (2019), "Theory and practice: the development of adaptive equestrian sport through a system of physical education", XVIth Scientific Conference of Students and Young Scientists of Universities of the Southern Federal District: Conference proceedings, Krasnodar, pp. 194.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.07.2020

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ», ИЗУЧАЮЩИХ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алексей Валентинович Долматов, прикрепленное лицо, Ирина Владимировна Осад-ченко, кандидат биологических наук, доцент, Тамара Ивановна Долматова, кандидат медицинских наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье представлен анализ теоретических аспектов готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности. Выявлены и охарактеризованы компоненты готовности будущих спе-

циалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, организация занятий, нетрадиционные методики физической культуры, интерактивные методы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p103-108

PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF THE CRITERIA FOR READINESS OF STUDENTS OF THE DIRECTION "ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE", STUDYING NON-TRADITIONAL METHODS OF PHYSICAL EDUCATION

Aleksey Valentinovich Dolmatov, the attached face, Irina Vladimirovna Osadchenko, the

candidate of biological sciences, senior lecturer, Tamara Ivanovna Dolmatova, the candidate of medical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

The article presents the analysis of the theoretical aspects of the readiness of future specialists in adaptive physical education for the use of oriental physical education systems in professional activities. The components of the readiness of future specialists in adaptive physical education for the use of oriental systems of physical education in professional activities are identified and characterized.

Keywords: adaptive physical education, organization of classes, non-traditional methods of physical education, interactive methods.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре (АФК) к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности требует акцентирования внимания на потребности в овладении знаниями, интереса к приобретению профессиональных знаний и навыков, совершенствовании творческого мышления. Этому способствует включение в учебные дисциплины интерактивного метода обучения [2, 3, 4], который актуализирует интерес студентов к учебному процессу, дает возможность приобрести и воплотить практические знания уже в процессе учебных занятий [ 1, 6, 7, 8].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения педагогического эксперимента, его констатирующего и формирующего этапов, была определена репрезентативная выборка студентов Московской государственной академии физической культуры, обучающихся по направлению подготовки 49.02.02. «Адаптивная физическая культура для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья», профиль подготовки «Лечебная физическая культура». В педагогическом эксперименте принимали участие экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы.

Схема эксперимента обусловлена спецификой контингента, учебного плана, и, в целом, образовательного процесса, реализуемого по вышеуказанному направлению подготовки. Важным было соблюдение количественной и качественной репрезентативности при отборе ЭГ и КГ групп. Экспериментальную (25 человек) и контрольную (24 человек) группы составляли студенты 4 курса. Студенты обеих групп осваивали восточные систе-

мы физического воспитания в рамках дисциплин «Нетрадиционные методики лечебной физической культуры» и «Прикладная физическая культура». Количество часов, отводимых на изучение данных дисциплин, было одинаковым в контрольной и экспериментальной группах. Основными различиями в обучении студентов КГ и ЭГ являлись модель, содержание, формы, методы и организационно-педагогические условия формирования готовности .

В ЭГ применялись: визуализированная лекция, дискуссия, тренинг, игра «микрофон», «мозговой штурм», case-study, учебно-педагогические игры (деловые, ролевые игры). КГ занималась по общепринятой педагогической методике.

Критериями и показателями готовности были выбраны: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный, личностный и физический. Это позволило перейти к разработке соответствующего диагностического комплекса [5, 7, 8].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исходной диагностики студентов контрольной и экспериментальной группы по мотивационному и личностному компоненту статистически достоверно не различались по исследуемым показателям сформированности мотивационного и личностного компонентов готовности к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности.

Статистически достоверных различий, между контрольной и экспериментальной группами по результатам исходного тестирования физических способностей, не было выявлено, однако, экспериментальная группа характеризовалась более низким уровнем развития выносливости по данным теста Купера.

Сравнение результатов оценки уровня сформированности мотивационного, личностного и физического компонентов готовности студентов контрольной и экспериментальной группы к применению восточных систем физического воспитания в конце эксперимента позволил сделать вывод о том, что практически по всем исследуемым показателям экспериментальная группа показала статистически достоверно более высокие результаты. Так, разница между показателями, характеризующими уровень учебной мотивации, составила 9,6% (по усл.ед.) и 12,5% (по баллам) при t=3,12 (p<0,05); разница между показателями, характеризующими уровень мотивации достижения, составила 10% (по усл.ед.) и 17% (по баллам) при t=3,44 (p<0,05); по результатам анкетирования, направленного на выявление мотивации и готовности студентов к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности, установлено, что показатель уровня сформированности мотивации по данной методике исследования статистически достоверно выше в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной -на 8,4% (по усл.ед.) и 10,9% (по баллам) при t=2,99 (p<0,05).

Следует особо отметить изменения показателей, характеризующих личностный компонент готовности студентов экспериментальной группы, который хуже всего поддается изменениям, в сравнении с другими четырьмя компонентами. Уровень коммуникативных и организационных способностей в экспериментальной группе повысился от допустимого, а у ряда студентов он был даже критическим, до достаточного, различие между группами составило на 19,8% (по усл.ед.) и 33,3% (по баллам) при t=4,34 (p<0,01). В контрольной группе уровень сформированности личностного компонента также был допустимый в начале эксперимента, после эксперимента он не изменился по результатам обеих диагностических методик. Что касается показателя, характеризующего активность личности студентов, которая является важным условием и предпосылкой к развитию личности во всех ее проявлениях, в частности, в творческой и интеллектуальной деятельности, волевых актах, общении, качеством, отражающим инициативность и высокую самомотивацию человека, в экспериментальной группе установлен статистически достоверный прирост результата: если до эксперимента уровень сформированности

активности личности соответствовал допустимому, то после эксперимента - достаточному. По результатам оценки физического компонента готовности студентов к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности установлено, что по показателю силовой подготовленности участники экспериментальной группы продемонстрировали более высокий результат, разница между группами составила 15,4% (по усл.ед.) и 18,4% (по баллам) при 1=3,17 (р<0,05); в тесте на уровень развития гибкости студенты экспериментальной группы также показали более высокий результат -разница между группами составила 14,3% (по усл.ед.) и 20,6% (по баллам) при 1=3,17 (р<0,05); в челночном беге, характеризующем развитие ловкости, экспериментальная группа имела более выраженное повышение показателей, в связи, с чем разница между группами составила 16,9% (по усл.ед.) и 18,9% (по баллам) при 1=3,13 (р<0,05);

Полученные результаты сравнительной оценки контрольной и экспериментальной групп по показателям когнитивного и операционно-деятельностного компонента готовности свидетельствуют о наличии статистически достоверных различий по показателю операционно-деятельного компонента. Данное обстоятельство, вероятно, обусловлено тем, что курс «Нетрадиционные методики лечебной физической культуры» реализовы-вался в условиях применения учебно-педагогических игр на практических занятиях. Различия в показателе между группами составило 14,3% (по усл.ед.) и 27,5% (по баллам) при 1=2,87 (р<0,05). По показателю когнитивного компонента готовности статистически достоверных различий между группами на этапе первичной диагностики выявлено не было. К окончанию эксперимента прирост показателя когнитивного компонента готовно -сти в контрольной группе практически не изменился и соответствовал допустимому уровню, при этом составил 2,7% (по усл.ед. и по баллам). В экспериментальной группе прирост составил 22,2% (по усл.ед. и 31,3% - по баллам), при этом различия между группами статистически достоверны при 1=3,61 (р<0,01). Прирост показатели операционно-деятельностного компонента составил в контрольной группе 14,3% (по усл.ед) и 18,2% (по баллам) (р<0,05), в экспериментальной группе прирост составил 21,2% (по усл. ед. и по баллам) (р<0,01), при этом различия между группами статистически достоверны при 1=3,86 (р<0,01).

Интегральный показатель готовности в экспериментальной группе в конце эксперимента статистически достоверно более высокий, чем в контрольной группе при 1=3,97 (р<0,01). Уровень сформированности готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре в экспериментальной группе - достаточный, в контрольной - допустимый.

Проведенный эксперимент показал, что использование активных и интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности, в частности, методов проектов и учебно-педагогических игр, обеспечивает более высокий уровень мотивации к приобретению знаний и освоению умений, способствует качественному развитию личностных характеристик студентов, таких как активность личности, коммуникативные и организационные способности, эффективному усвоению знаний и практических навыков в области восточных оздоровительных систем, в сравнении с традиционными методами обучения.

Алгоритм расчета обобщенного показателя готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности - индекса готовности (ИГ), основан на применении формально-логических методов реализуемых в квалиметрическом подходе [3, 7].

В экспертной оценке приняли участие 5 экспертов - специалистов в области адаптивной физической культуры, которые должны были оценить каждый из предложенных им параметров, слагающих готовность будущих специалистов по АФК к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности, и распреде-

лить между ними 10 баллов.

Интегрированный показатель готовности (индекс готовности - ИГ) будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности рассчитывался по формуле [7]:

Максимальное количество баллов, которое можно получить по результатам диагностики мотивационного компонента готовности составляет 528, когнитивного компонента - 15 баллов, деятельностно-рефлексивного - 80 баллов, личностного - 72 балла, физического - 20 баллов.

ВЫВОДЫ

Анализ научной литературы показал, что модернизация современной системы образования, повышение мобильности участников образовательного процесса выдвигают новые требования к подготовке будущих специалистов по адаптивной физической культуре в высшей школе.

На основе теоретического анализа литературы готовность будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания рассматривается как интегральное образование, многоаспектный результат профессиональной подготовки студентов, предусматривающий осуществление педагогического задания по укреплению здоровья занимающихся адаптивной физической культурой благодаря выполнению ими различных программ, основанных на применении видов восточных систем физического воспитания с использованием специально организованных форм двигательной активности выборочной направленности.

Таким образом, в рамках формирующего этапа эксперимента проверена эффективность экспериментальной модели и организационно-педагогических условий формирования готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к применению восточных систем физического воспитания в профессиональной деятельности. Оценена эффективность реализации данной модели в вузе физической культуры и статистически подтверждена достоверность полученных данных

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные методы обучения на занятиях по «Физической культуре и спорту» : учебно-методическое пособие / Е.В. Романова, О.А. Лопатина, П.Я. Дугнист. - Барнаул, 2019. - URL : http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/6557/book.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 01.06.2019).

2. Басалин, П. Д. Интерактивные формы обучения в образовательном процессе / П.Д. Ба-салин, И.И. Белоусова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3-4. - С. 18-21.

3. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

4. Дорофеева, А.В. Интерактивное обучение как технология, ориентированная на повышение интереса к обучению / А.В. Дорофеева // Организация практико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации : материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. - Ливны, 2017. - С. 75-78.

5. Лебедева, Л.М. Компетентностный подход при формировании готовности педагогов к использованию образовательных технологий : дис. ... канд. пед. наук / Лебедева Лариса Михайловна. - Самара, 2007. - 209 с.

6. Мартыненко, А.Н. Роль восточных оздоровительных систем в системе непрерывного многоуровневого физкультурного образования населения / А.Н. Мартыненко, О.Р. Кривошеева, В. И. Китаев // Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции в рамках всероссийского форума. - Омск 2015. - С. 126—129.

7. Подольская, М. Н. Квалиметрия и управление качеством : лабораторный практикам. -Ч. 1. : Экспертные методы / М.Н. Подольская. - Тамбов : [б. и.], 2011. - 80 с.

8. Nabi, G.R. Graduates' Perceptions of Transferable Personal Skills / G.R. Nabi, D. Bagley // Education Training. - 1999. - Vol. 41, № 4. - P. 4-10.

REFERENCES

1. Romanova, E.V., Lopatin, O.A., Dugnist P.Ya.. (2019), Active teaching methods in the classes on "Physical Culture and Sport", Barnaul, available at: http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/6557/book.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

2. Basalin, P.D. and Belousova, I.I. (2014), "Interactive forms of learning in the educational process", Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky, No. 3, pp. 18-20.

3. Vvedensky, V.N. (2003), "Modeling the professional competence of a teacher", Pedagogy, No. 10, pp. 51-55.

4. Dorofeeva, A.V. (2017), "Interactive learning as a technology focused on increasing interest in learning", Organization of practice-oriented education in a professional educational organization: materials of the regional scientific and practical Internet conference, Livny, pp. 75-78.

5. Lebedeva, L.M. (2007), Competence-based approach in the formation of teachers' readiness to use educational technologies, dissertation, Samara.

6. Martynenko, A.N., Krivosheeva, O.R. and Kitaev, V.I. (2015), "The role of eastern health-improving systems in the system of continuous multilevel physical education of the population", The role of local self-government in the development of physical culture and sports: Materials of the VI All-Russian scientific-practical conference within the framework of the All-Russian forum, Omsk, pp. 126-129.

7. Podolskaya, M.N. (2011), Qualimetry and quality management: laboratory practices Part 1. Expert methods, Tambov.

8. Nabi, G.R. and Bagley, D. (1999), "Graduates' Perceptions of Transferable Personal Skills", Education Training, Vol. 41, No. 4, pp. 4-10.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

УДК 373.24

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ирина Николаевна Евтушенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Александрович Артеменко,

кандидат биологических наук, доцент, Марина Николаевна Терещенко, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Евгеньевна Пермякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию вопроса организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Авторы обосновывают актуальность данного исследования, ссылаясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В труде представлен теоретический обзор состояния изученности проблемы здоро-вьесбережения детей дошкольного возраста, представлены компоненты здоровьесберегающей среды в ДОО. Исследователи акцентируют внимание на многокомпонентности и комплексности здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации. Ее компонентами выступают: воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса, физическое развитие и оздоровление детей, лечебно-профилактическая работа, работа с родителями, обеспечение психологического благополучия. В статье представлены критерии, показатели, результаты экспертной оценки организации среды в ДОО с учетом реализации идеи сбережения здоровья детей. В данной публикации представлены примеры мероприятий, способствующих решению исследуемой проблемы.

Ключевые слова: среда, здоровьесбережение, организация здоровьесберегающей среды в ДОО, дошкольная образовательная организация, культура здоровья, здоровый образ жизни, дети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.