ших курсах обучения в образовательных организациях Вооруженных Сил [2].
Контрольное тестирование, проведенное в июле 2019 года, показало, что курсанты улучшили результаты в упражнениях по сравнению с результатами, продемонстрированными в конце сентября 2018 года.
Анализ физической подготовленности курсантов, участвовавших в педагогическом эксперименте, показал, что в тестах характеризующих уровень развития силы и выносливости, они, по сравнению с началом педагогического эксперимента, лучше подготовлены (Р0 < 0,05).
ВЫВОДЫ
В результате исследований можно сделать вывод о том, что применение средств атлетических видов спорта положительно влияет на общую физическую подготовленность обучаемых, а также совершенствование физических качеств.
На основании проделанной работы полагаем, что использование упражнений атлетических видов спорта в учебном процессе является эффективным инструментом, позволяющим качественно улучшить физическую подготовленность военнослужащего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении федерального стандарта высшего образования по направлению 44.06.01 образование и педагогические науки : Приказ Министерства образования РФ от 30 июля 2014 г., № 902 // Консультант Плюс : [справочно-правовая система]. - URL: htt://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_283321 / (дата обращения: 14.09.2021).
2. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : приказ Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. N 200 // ГАРАНТ : [справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/195845/ (дата обращения: 01.08.2021).
REFERENCES
1. Ministry of Education of the Russian Federation (2014), "On the approval of the federal standard of higher education in the direction of 44.06.01 education and pedagogical sciences", Order No. 902 on 30 July 2014, available at: htt://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_283321/(accessed 14.09.2021).
2. Ministry of Defense of Russian Federation (2009), "On approval of the Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (with amendments and additions)", Order of April 21, 2009 No. 200, available at: https://base.garant.ru/195845/ (date accessed: 08/01/2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.10.2021
УДК 37.04
ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Татьяна Александровна Степченко, доктор педагогических наук, профессор, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Киюти-
на, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования готовности к саморазвитию старших подростков с различной познавательной мотивацией. В исследовании были использованы тесты и методики по определению готовности старших подростков к саморазвитию, диагностике реализации
потребностей в саморазвитии, особенностей познавательной мотивации, мотивов учебной деятельности. Респондентами выступали 50 учащихся старшего подросткового возраста. На основе полученных данных выполнен статистический анализ и осуществлена интерпретация полученных результатов. Установлена корреляционная связь между показателем саморазвития и внешней/внутренней мотивации; готовностью к самосовершенствованию и мотивами самоопределения, самосовершенствования, личностным смыслом.
Ключевые слова: готовность к саморазвитию, познавательная мотивация, подростковый возраст, корреляционные связи.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p367-374
COGNITIVE MOTIVATION AS A DETERMINANT OF READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT OF OLDER ADOLESCENTS
Tatyana Aleksandrovna Stepchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Larisa Pe-trovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Ki-yutina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky
Abstract
The article presents the results of the study of the readiness for self-development of older adolescents with different cognitive motivation. The study used tests and methods to determine the readiness of older adolescents for self-development, the diagnosis of the realization of self-development needs, the features of cognitive motivation, the motives for educational activity. The respondents included 50 students of older teenage age. Based on the obtained data, the statistical analysis was performed and the results were interpreted. The correlation was established between the indicator of self-development and external / internal motivation; the readiness for self-improvement and the motives of self-determination, self-improvement, personal meaning.
Keywords: readiness for self-development, cognitive motivation, adolescence, correlations.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ставит перед образовательным учреждением задачу подготовки будущих специалистов для цифровой экономики, обладающих разнообразными знаниями, умениями и навыками, развитыми творческими способностями, в том числе способностями к саморазвитию, мотивированных на изучении различных учебных дисциплин, позволяющих соответствовать требованиям современной эпохи.
Саморазвитие личности рассматривается в психологии и педагогике, как фундаментальная способность человека быть истинным субъектом своей жизни, как предмет творческого практического преобразования.
Саморазвитие «осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять различные выборы на основе познания себя» [3]. Процесс саморазвития «охватывает все сферы личности (интеллектуальную, эмоциональную, волевую) и мотивы (потребности), но самое главное, процесс саморазвития, базируется, и всякий раз поднимает на новый уровень функционирования процессы самопознания, творческого самоопределения, самоуправления, творческой самореализации, самосовершенствования и др.» [4]. Саморазвитие личности направлено на изменение её деятельностной природы, поэтому в структуре процесса саморазвития выделяют деятельностный, коммуникативный, интеллектуальный и мотива-ционный компоненты [4].
Содержанием саморазвития являются ценностные ориентация, личностный смысл, самооценка человека, особенности мотивационной и волевой сферы, умение ставить цель и добиваться ее. «Именно они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную де-
ятельность по собственному самосовершенствованию» [2].
Что касается структурных элементов саморазвития, то в нем можно выделить такие компоненты, как: самоопределение, самоутверждение, самоактуализация, самоорганизация, самообразование, самовоспитание, самосовершенствование и самооценки: саморегуляция, самопринятие, самопрогнозирование [1].
Формирование способности к саморазвитию у старших подростков определяется такими психологическими условиями как развитие мотивационно-ценностного отношения подростков к саморазвитию; формирование обобщенного образа «Я» как субъекта саморазвития; формирование умений самоуправления, рефлексии процесса и результата саморазвития [4]. Поэтому мы предполагает, что готовность к саморазвитию определяется особенностями мотивационной сферы, в частности особенности познавательной мотивации старших подростков.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: изучить готовность к саморазвитию старших подростков с различной познавательной мотивацией. Объект: саморазвитие личности. Предмет: готовность к саморазвитию старших подростков с различной познавательной мотивацией. Гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия в выраженности показателей готовности к саморазвитию у старших подростков с различной познавательной мотивацией и существует взаимосвязь между саморазвитием и познавательной мотивацией у старших подростков.
Задачи исследования: провести исследование готовности к саморазвитию и познавательной мотивации у старших подростков; выполнить анализ полученных результатов исследования готовности к саморазвитию и познавательной мотивации у старших подростков;
Методы исследования: тестирование, методы математической обработки результатов (Н-Крускалла-Уоллеса, коэффициент корреляции Спирмена).
Методики исследования: Тест «Готовность к саморазвитию» Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта; Диагностика готовности к саморазвитию А. М. Прихожан; Методика «Диагностика уровня саморазвития» Н.П. Фетискина; Методика изучения учебной мотивации М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой; Методика диагностики доминирующих мотивов в мо-тивационной сфере М.В. Матюхиной.
В эмпирическом исследование приняли участие учащиеся старшего подросткового возраста в количестве 50 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе эмпирического исследования нами была изучена готовность старших подростков к саморазвитию с помощью теста «Готовность к саморазвитию» Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта. Анализ результатов показал, что подавляющему большинству старших подростков свойственно проявлять активную готовность к саморазвитию. Наиболее предпочитаемым для 40% старших подростков экспериментальной выборки является позиция «хочу знать себя и могу изменить себя». Следовательно, для этих испытуемых характерен условно высокий уровень осознанности отношения, своих желаний и возможностей. У 28% испытуемых был выявлен условно средний уровень осознанности отношения, когда старшие подростки «хотят знать себя, но не могут изменить себя» пока. Анализ полученных данных показывает также, что для 16% старших подростков свойственны отношения типа «могу совершенствоваться, но не хочу себя знать». Испытуемым такого типа свойственен условно средний уровень осознанности отношения, то есть они имеют больше возможностей к саморазвитию, чем желания познать себя.
Отношения типа «не хочу себя знать и не хочу изменяться» или низкий уровень осознанности отношения, отсутствие готовности к саморазвитию выявлен у 16% старших
подростков исследуемой группы.
Обобщая полученные результаты, можно отметить, что старшие подростки исследуемой группы в целом ориентированы на саморазвитие.
Уровень готовности к саморазвитию представителей экспериментальной группы исследовался нами также с помощью методики «Диагностика готовности к саморазвитию» А. М Прихожан. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования уровня развития готовности к саморазвитию методики А. М Прихожан
Уровень готовности к саморазвитию в% Кол-во человек
очень высокий 2 1
высокий 50 25
средний 28 14
низкий 14 7
очень низкий 6 3
Следовательно для 6% старших подростков характерен очень низкий уровень готовности к саморазвитию, для 14% старших подростков исследуемой группы характерен низкий уровень. Средний уровень готовности к саморазвитию характерен для 28% старших подростков, что свидетельствует о наличии у испытуемых положительного отношения к саморазвитию и реализации данного феномена в поведении, а также переживании старшими подростками недостатка средств саморазвития.
Высокий уровень готовности к саморазвитию был выявлен лишь у 50% старших подростков, для 2% старших подростков характерен очень высокий, а для 6% испытуемых очень низкий уровни готовности к саморазвитию.
Потребность в саморазвитии у старших подростков изучалась нами с помощью методики «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» Н.П. Фетискина. В результате анализа полученных данных было выявлено, что у 60% старших подростков отсутствует система саморазвития. В тоже время, 40% подростков обладают активной потребностью в саморазвитии.
На следующем этапе нашего исследования была проведена методика изучения мотивации обучения старших подростков М. И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Результаты исследования были представлены по блокам в соответствии с теми или иными мотивами.
Обобщённые результаты исследования личностного смысла обучения показали, что лишь 6% обучающихся старшего подросткового возраста имеют очень высокий уровень мотивации, они добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Высокий уровень личностного смысла учения выявлен у 68% испытуемых старшего подросткового возраста. Средний уровень личностного смысла учения отмечен у 18% подростков, из чего следует, что у данной группы испытуемых, помимо познавательного мотива, присутствует также социальный мотив. Сниженный уровень личностного смысла выявлен у 8% испытуемых старшего подросткового возраста. Это означает, что данные подростки не полностью осознают смысл учения. Низкий уровень как показатель непонимания смысла учения у испытуемых не выявлен.
Результаты исследования способности к целеполаганию показали, что сниженный уровень целеполагания выявлен у 4% старших подростков, что свидетельствует о малой развитости способности ставить перед собой цели.
Средний уровень способности к целеполаганию отмечается у 16% старших подростков экспериментальной выборки и свидетельствует об обладании ими умениями и навыками разрешения проблемных ситуаций.
У 74% испытуемых был выявлен высокий уровень способности к целеполаганию, такие подростки могут свободно анализировать действия и обстоятельства, являющиеся основными для достижения цели.
Очень высокий уровень способности к целеполаганию был выявлен у 6% подростков, что характеризует данных испытуемых как способных ставить перспективные цели, подчинять собственное поведение, определяя тем самым нравственную устойчивость. В ходе исследования способности к целеполаганию низкий уровень у испытуемых выявлен не был.
Результаты исследования мотивов учебной деятельности старших подростков показали, что преобладающим мотивом учебной деятельности является позиционный мотив. Следовательно, испытуемые исследуемой группы, проявляя высокую активность в учебной деятельности, в большей степени желают самоутвердиться, занять место лидера, доминировать в классе, оказывать влияние на одноклассников.
На втором месте по степени выраженности у подростков экспериментальной выборки находится внешний мотив учебной деятельности. Так 26% обучающихся проявляют активность в учебной деятельности в силу долга, обязанностей, ради достижения определённого статуса среди одноклассников и сверстников или из-за давления родных и учителя.
Третьим по уровню значимости в группе испытуемых выступает учебный, познавательный мотив, наличие которого свидетельствует об ориентации подростков на овладение новыми знаниями, навыками. Наличие учебного мотива разной степени выраженности выявлено почти у всей группы испытуемых, лишь у 4,35% учащихся данный мотив отсутствует.
Социальный мотив, связанный с социальным взаимодействием испытуемых с другими людьми в рамках школы, школьного обучения находится на четвёртом месте по уровню выраженности у испытуемых исследуемой группы. Мотив получения отметки или оценочный мотив, по уровню выраженности занимает пятое место среди исследуемых мотивов. Меньше всего представлен в структуре мотивации учебной деятельности подростков экспериментальной выборки игровой мотив, как ведущий мотив учебной деятельности старших подростков.
В результате исследования итогового уровня мотивации было выявлено, что 2% подростков имеют очень высокий уровень мотивации учебной деятельности. Высокий уровень выявлен у 66% испытуемых подросткового возраста, свидетельствующий о высоком и устойчивом интересе к обучению. Средний уровень выявлен у 28% обучающихся подросткового возраста. Следовательно, в мотивации учебной деятельности данной категории старших подростков в равной степени присутствуют как социальные, так и познавательные мотивы. Сниженный уровень выявлен у 4% обучающихся, что свидетельствует о доминировании социальных мотивов в учебной мотивации испытуемых старшего подросткового возраста.
Результаты исследования преобладания у испытуемых внутренней или внешней мотивации обучения показали, что у 66% испытуемых подросткового возраста в равной степени преобладают внешние и внутренние мотивы обучения. Преобладание внутренних мотивов над внешними выявлено у 32% обучающихся подросткового возраста, что свидетельствует, о проявлении интереса к обучению, стремлении к развитию умений и навыков. Преобладание же внешних мотивов над внутренними было выявлено только у 2% подростков. Учащиеся с такой мотивацией занимаются учебной деятельностью под воздействием учителей, родителей, либо социума, как ориентации на социальную значимость учения в мире.
Анализ результатов исследования по методике диагностики доминирующих мотивов в мотивационной сфере М.В. Матюхиной показал, что 20% подростков в большей степени стремятся к успеху в учебной деятельности, чем к избеганию неудач. У 76% обучающихся подросткового возраста стремление к успеху и недопущение неудач выражено в равной степени. И лишь 4 испытуемых подросткового возраста свойственно преобладание стремления к недопущению неудач над стремлением к успеху.
Результаты исследования реализации учебных мотивов в поведении показали, что у 68% испытуемых подросткового возраста внешние и внутренние или социальные и познавательные мотивы проявляются в равной степени. Познавательные или внутренние мотивы, как преобладающие, выявлены у 28% обучающихся подросткового возраста. Следовательно, в деятельности и поведении испытуемых представленной группы ориентированы на овладение новыми умениями, навыками и знаниями. Социальные или внешние мотивы являются доминирующими мотивами поведения у 4% испытуемых старшего подросткового возраста, поэтому данная категория испытуемых выстраивает своё поведение и деятельность, опираясь на чувство долга, демонстрируют стремление занять определенную социальную позицию в окружающем мире.
Преобладающими мотивами у испытуемых старшего подросткового возраста являются мотивы самоопределения и самосовершенствования. Это свидетельствует о том, что у испытуемых выражен интерес к процессу и результату деятельности, они стремятся к саморазвитию, развитию своих способностей и качеств.
Второе место по значимости у испытуемых старшего подросткового возраста занимают мотивы долга и ответственности.
На третьем месте в группе испытуемых находятся мотивы содержания учения, то есть познавательные интересы, стремления к преодолению трудностей в процессе познания, активной познавательной деятельности.
Мотивы благополучия или стремление занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, признании, одобрения учителей и родителей, в группе старших подростков находятся на четвертом месте по степени выраженности среди мотивов учебной деятельности.
Социальным мотивам, заложенным в учебной деятельности, старшие подростки отводят пятое место.
Мотивы избегания неприятностей и мотивы престижа являются менее значимыми в группе испытуемых старшего подросткового возраста и занимают шестое и седьмое место среди мотивов учебной деятельности соответственно.
Для подтверждения выше представленных результатов и выводов была проведена статистическая обработка данных, проведенная с помощью программы SPSS 21.0.
Для выявления различий в выраженности показателей готовности к саморазвитию у старших подростков с различной познавательной мотивацией, использовался критерий Н Крускалла-Уоллеса. В результате математического анализа выявлено достоверное статистически значимое различие в выраженности показателя готовности к самосовершенствованию (Н = 26,258, при уровне значимости p<0,0001) у старших подростков с различным уровнем учебной мотивации.
Также нами были выявлены достоверные статистически значимые различия в выраженности показателей готовности к самосовершенствованию (Н = 12,66, при уровне значимости p<0,002) и потребности знания самого себя (Н = 12,66, при уровне значимости p<0,05) у старших подростков с различной выраженностью внешней и внутренней учебной мотивации.
Для исследования взаимосвязи между саморазвитием и познавательной мотивацией у старших подростков использовался коэффициент корреляции r - Спирмена.
В ходе исследования нами выявлены положительные корреляционные связи между готовностью к самосовершенствованию и такими показателями мотивации обучения как личностный смысл r=0,631, при p>0,001, целеполагание r=0,514, при p>0,001, внеучебные мотивы r=0,536, при p>0,001, итоговый уровень учебной мотивации r=0,737, при p>0,001, внешняя/ внутренняя мотивация r=0,623, при p>0,001, мотивация достижения успеха / избег неудач r=0,389, при p>0,001, реализация мотивов поведения r=0,631, при p>0,001.
Также нами были выявлены прямые связи между потребностью познания самих себя и такими показателями познавательной мотивации как целеполагание r=0,349, при
p>0,05, внеучебные мотивы r=0,431, при p>0,001, итоговый уровень учебной мотивации r=0,417, при p>0,001, внешняя/ внутренняя мотивация r=0,367, при p>0,001.
Корреляционные связи выявлены между показателем саморазвития и внешней/ внутренней мотивации r=0,325, при p>0,05, мотивацией достижения успеха / избег неудач r=0,57, при p>0,05. В ходе исследования нами так же были выявлены корреляционные связи между готовностью к самосовершенствованию и такими мотивами как мотивы самоопределения, самосовершенствования r=0,512, при p>0,001, мотивы содержания учения r=-0,494, при p>0,001.
Также нами были выявлены корреляционные связи между потребностью познания самих себя и такими мотивами, как мотивы самоопределения, самосовершенствования r=0,385, при p>0,001, социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности r=0,370, при p>0,001, мотивы содержания учения r=-0,411, при p>0,001. Корреляционная связь выявлена между готовностью к саморазвитию и социальными мотивами, заложенными в учебной деятельности r=0,327, при p>0,05.
Таким образом, достоверные статистически значимые различие в выраженности показателя готовности к самосовершенствованию у старших подростков с различным уровнем учебной мотивации подтвердили предположение о том, что с повышением уровня учебной мотивации у старших подростков повышается показатель готовности к саморазвитию и самосовершенствованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы формирования готовности к саморазвитию у старших подростков с различной познавательной мотивации. Эмпирическое исследование показало, что у более половины испытуемых отсутствует система саморазвития и готовность к саморазвитию. Были выявлены различия в выраженности готовности к саморазвитию у старших подростков с различным уровнем учебной, познавательной мотивации. Чем выше уровень познавательной мотивации, тем выше показатель готовности к саморазвитию, самосовершенствованию и потребности познания самого себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В.В. ФГОС основного общего образования в свете самообразования, самопознания, самовоспитания и самореализации, обучающихся / В.В Байлук // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 5. - С.106-116.
2. Бойчук Е.В. Развитие инновационного потенциала педагогов школы. Система методической работы / Е.В. Бойчук // Управление школой, - 2013. -№ 11. - С. 38-47.
3. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьяч-кова, Л.В Заика., А.А. Кацеро,. Е.А. Рыбакина. - Тула : Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, 2019. - 216 с.
4. Ларина Е.Н. Психолого-педагогические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков /Ларина Е.Н // Вестник Оренбургского государственного университета, 2006. - № 13 (63). - С. 13-14.
REFERENCES
1. Bayluk, V. V. (2014), "Federal State Educational Standard of basic general education in the light of self-education, self-knowledge, self-education and self-realization, students", Pedagogical education in Russia, No. 5, pp. 106-116.
2. Boychuk, E. (2013), "Development of the innovative potential of school teachers. System of methodical work", School Management, No. 11, pp. 38-47.
3. Grigorieva, A.I., Arbuzova, E.S., Dyachkova, T.V., Zaika, L.V., Katsero, A.A. and Rybakina, E.A. (2019), Psychological and pedagogical support of the child's development in the modern educational space: Educational and methodological manual, Institute for Advanced Training and Professional Retrain-
ing of Educators of the Tula Region, Tula.
4. Larina E. N. (2006), "Psychological and pedagogical conditions for the formation of the ability to self-development in older adolescents", Bulletin of Orenburg State University, No. 13 (63), pp. 1314.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2021
УДК 373.24
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
4-5 ЛЕТ
Виктория Валерьевна Сударь, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Голикова, магистрант, Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма, Краснодар
Аннотация
Физическое воспитание в дошкольном возрасте - это целостная система, направленная на охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка-дошкольника, его полноценное физическое развитие, а также на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств, положительных нравственно-волевых черт, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности. В настоящее время решать эти задачи с успехом помогают достаточно популяризированные методики детского фитнеса. Фитнес для детей сегодня - это научно обоснованная совокупность методов и средств оздоровительных тренировочных занятий, большая часть которых используется в условиях современных фитнес-клубов, а также в дошкольных образовательных организациях. В ходе представленного исследования была разработана методика занятий на основе ритмической гимнастики с детьми 4-5-летнего возраста в условиях одного из детских садов города Новороссийска. Кроме вызванного у детей среднего дошкольного возраста большого интереса к предложенным фитнес-занятиям, у них также был выявлен положительный и достоверный прирост исследуемых в рамках эксперимента показателей их физического развития и физической подготовленности. Определяя уровень физического развития, выявляли следующие показатели у детей: длину и массу тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, силу кисти, а также показатели развития быстроты движений, скоростно-силовых качеств, способности к удержанию статического равновесия тела, ловкости, подвижности позвоночного столба.
Ключевые слова: детский фитнес, занятия ритмической гимнастикой, дети среднего дошкольного возраста, физическое развитие, физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p374-377
INFLUENCE OF RHYTHMIC GYMNASTICS ON THE INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN AGED 4-5 YEARS OLD
Victoria Valeryevna Sudar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Golikova, the master student, Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar
Abstract
Physical education at preschool age is an integral system aimed at protecting and strengthening health, improving the body functions of a preschool child, the full physical development, as well as the timely formation of children's motor skills, abilities, physical qualities, positive moral and volitional traits, the development of interest in various types of motor activity available to the child. Currently, quite popu-