Статья / Article
УДК / UDC 159.923.2:316.628-057.874 DOI 10.35231/18186653_2021_2_175
Личностные особенности обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития
И. А. Куницына, А. В. Савин
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В статье рассматриваются основные подходы к определению сущности процесса саморазвития; описываются выявленные личностные особенности старшеклассников с разным уровнем мотивации саморазвития.
Материалы и методы. Обследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Киришская средняя общеобразовательная школа № 6». Выборка представлена обучающимися 8-10 классов в количестве 92 человека. Использовались методы анкетирования и тестирования, а также психодиагностический инструментарий: 1) методика «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (И.С. Домбровская), 2) методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кет-телла 16 PF (форма C), 3) методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), 4) опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ, 5) методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов).
Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что обучающиеся старших классов с высоким и низким уровнем мотивации саморазвития обладают существенными различиями в выраженности некоторых черт личности и характеристик ценностно-смысловой сферы.
Обсуждение и выводы. Выявлено, что обучающиеся старших классов с высокой мотивацией саморазвития в отличие от сверстников с низкой мотивацией саморазвития обладают существенно более высоким уровнем нормативности поведения, восприимчивости к переменам, рефлексивности, большей широтой взглядов. Они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, характеризуются выраженным творческим отношением к жизни.
Обучающиеся с низкой мотивацией саморазвития по сравнению с одноклассниками с высокой мотивацией саморазвития считают, что важнейшей составляющей человеческой жизни является постоянное приумножение собственного финансового состояния.
Ключевые слова: саморазвитие, мотивация саморазвития, обучающиеся старших классов, личностные особенности.
© Куницына И. А., Савин А. В., 2021
175
Для цитирования: Куницына И.А., Савин А.В. Личностные особенности обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. -С. 175-186. DOI 10.35231/18186653_2021_2_175
Personal characteristics of senior students with different levels of self-development motivation
Irina A. Kunitsyna, Andrey V. Savin
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The article discusses the main approaches to determining the essence of the process of self-development; the identified personal characteristics of high school students with different levels of self-development motivation are described.
Materials and methods. The survey was carried out on the basis of the municipal educational institution "Kirishi Secondary School No. 6". The sample is represented by students in grades 8-10 in the amount of 92 people. Methods of questioning and testing were used. The following psychodiagnostic methods were used: 1) the methodology "Motivation of educational activity: levels and types" (IS Dombrovskaya), 2) the method of multifactorial research of personality R.B. Kettella 16 PF (form C), 3) methodology "Value orientations" (M. Rokich), 4) questionnaire for diagnosing self-actualization of personality SAMOAL, 5) method for diagnosing reflexivity (A.V. Karpov).
The results of the study. In the course of the study, it was found that senior students with high and low levels of self-development motivation have significant differences in the severity of some personality traits and characteristics of the value-semantic sphere.
Discussion and conclusions. It was revealed that senior schoolchildren with high self-development motivation, in contrast to peers with low self-development motivation, have a significantly higher level of normativity of behavior, susceptibility to changes, reflexivity, wider outlook, they share the values of a self-actualizing personality, are characterized by a pronounced creative attitude to life.
Students with low self-development motivation, in comparison with classmates with high self-development motivation, believe that the most important component of human life is the constant increase in their own financial condition.
Key words: self-development, self-development motivation, senior students, personality traits.
For citation: Kunitsyna, I.A., Savin, A.V. (2021) Lichnostny'e osobennosti obuchayushhixsya starshix klassov s razny'm urovnem motivacii samorazvitiya [Personal characteristics of high school students with different levels of self-development motivation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. pp. 175-186. DOI 10.35231/18186653_2021_2_175 (In Russian).
Введение
n WWW WW
Важнейшей задачей, которая стоит перед современной системой школьного образования, является разработка, апробация и дальнейшее внедрение системы психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение личностного саморазвития обучающихся как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Следовательно, современное состояние системы среднего образования ориентирует сообщество педагогов и психологов на изучение механизмов процесса саморазвития личности, которое включает в себя раскрытие духовного, творческого и интеллектуального потенциала личности каждого обучающегося. Успешное прохождение процесса саморазвития личности - это важнейшее условие для благоприятной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к процессу обучения уже в системе высшего образования и дальнейшей самореализации в трудовой деятельности.
Стремление к развитию собственной личности относится к группе высших потребностей человека в рамках экзистенциально-гуманистического направления психологической науки. Рассматривая понятие «саморазвитие» в контексте отечественной психологической мысли, его можно описать как вид деятельности, характеризующийся направленностью индивида на самого себя. И целью такой активности будет является накопление специфических знаний и умений1.
Важнейшей составляющей процесса саморазвития, раскрывающей данный процесс с точки зрения деятельности, является вопрос о готовности к этой деятельности2. В качестве ведущего фактора готовности к саморазвитию выступает мотивация саморазвития, которая включает в себя как личностный, так и функциональный компоненты3.
Актуальное состояние проблемы мотивации саморазвития указывает на необходимость дальнейших исследований данного процесса.
1 Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 171.
2 Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: АПН, 1978. 370 с.
3 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
Цель исследования: выявление личностных особенностей обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития.
Гипотезами данного исследования являются следующие предположения: 1) существуют значимые различия личностных характеристик у обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития; 2) существуют значимые корреляционные связи значений показателей личностных характеристики и мотивации саморазвития обучающихся старших классов.
Задачами исследования являются: 1) сравнить значения показателей отдельных черт личности у обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития; 2) сравнить значения показателей ценностно-смысловой сферы у обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития; 3) проанализировать взаимосвязь значений показателей личностных характеристик и мотивации саморазвития у обучающихся старших классов.
Обзор литературы
Теоретический анализ понятия «мотивация саморазвития» подразумевает рассмотрение понятия «саморазвитие» и его факторов. Попытки теоретического анализа процесса саморазвития начинают фигурировать в качестве предмета исследования в работах таких авторов, как А. А. Реан [3], А. А. Деркач1, М. А. Щукина [4] и др.
Исходя из результатов анализа литературных источников, Щукина М.А. указывает на некоторую неоднородность сущности саморазвития как явления и процесса. Саморазвитие может быть представлено как специфический вид деятельности, способ деятельности или же определённая стратегия, которой придерживается каждый конкретный человек в процессе жизнедеятельности [4].
Абульханова-Славская К.А. считает, что понятия «саморазвитие» и «самосовершенствование» очень тесно взаимосвязаны. Данное предположение позволяет определить самосовершенствование, как объединение процессов вхождения личности в культурный контекст, расширение
1 Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2006. 496 с.
границ познания и развитие практических навыком, что позволит ей реализовать себя в разнообразнейших сферах жизни1.
Наиболее полным и всеобъемлющим определением понятия «саморазвитие» считается трактовка Н.А. Низовских, где саморазвитие рассматривается как специфический вид деятельности человека, целью которой является формирование и развитие новообразований, затрагивающих сознание, поведенческие особенности и способности [2].
Слободчиков В.И. и Исаева Е.И. придерживаются точки зрения, что саморазвитие представляет собой фундаментальную способность индивида к развитию себя как субъекта жизни2. Определяя саморазвитие как особый вид человеческой активности, они трактуют процесс саморазвития как специфическую форму бытия индивида, которая протекает на протяжении всей жизни человека. Но при этом они подчёркивают, что некоторое время, а возможно и всю жизнь, человек может не иметь статуса субъекта собственного развития.
Стремление к саморазвитию, которое выступает в качестве важнейшего этапа личностного развития, проявляется в подростковом возрасте3. Ведущим типом деятельности в старшем подростковом возрасте (1517 лет) является учебно-профессиональная деятельность. Говоря о мотивах учебной деятельности, можно привести слова Л.И. Божович, которая подразделяла мотивы обучения на две большие группы: первая включает в себя мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности (потребность в интеллектуальной активности, желание овладеть новыми знаниями, умениями и навыками), а вторая - с относительно широкими факторами взаимодействия обучающегося со средой (потребность в общении и взаимодействии с другими обучающимися и учителями, желание получить определённый статус)4. Маркова А.К. развила данную классификацию, разбив каждую из вышеописанных групп мотивов учебной деятельности на три подгруппы. В первую группу познавательных мотивов вошли широкие познавательные, учебно-познавательные и
1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С. 261.
2 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 147 с.
3 Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. 383 с.
4 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1997.
мотивы саморазвития. Вторая - группа социальных мотивов, подразделяется на широкие социальные, позиционные и мотивы социального сотрудничества1. В контексте данной статьи особое внимание стоит уделить мотивам саморазвития, которые определяются как направленность обучающихся на индивидуальное, самостоятельное развитие способов получения новых знаний, умений и навыков в разнообразных сферах жизни.
Мотивацию к саморазвитию принято определять как потребность в познании, которая основывается на высокой степени сознательности и организованности личности, как группу мотивов, побуждающих человека на приобретение новых знаний и организацию самостоятельной деятельности по их усвоению2.
Материалы и методы
Обследование проводилось на базе Киришской СОШ № 6. Выборка представлена обучающимися 8-10 классов в количестве 92 человека. Использовался метод анкетирования и тестирования обучающихся, а также: психодиагностический инструментарий: 1) методика «Мотивация учебной деятельности уровни и типы (И.С. Домбровская), 2) методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла 16 PF (форма C), 3) методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), 4) опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ, 5) методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов).
Результаты исследования
Группы испытуемых для сравнительного анализа формировались исходя из результатов психологической диагностики по шкале «Мотивы саморазвития» методики «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» Домбровской И.С. В группу учащихся с высоким уровнем значимости мотивов саморазвития в учебной деятельности вошли 23 человека. Это подростки, которые хотят учиться, так как стремятся к развитию мировоззрения, быть всесторонне развитой личностью. В группе обучающихся с низким уровнем данных мотивов 21 человек.
1 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
2 Райский Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. Волгоград: ВГПИ, 1978. 345 с.
По итогам сравнительного анализа личностных характеристик у обучающихся 8-10 классов с разным уровнем мотивации саморазвития были выявлены значимые различия по ряду показателей.
Обучающиеся с высокой мотивацией саморазвития добросовестны, руководствуются чувством долга, отличаются более развитым чувством ответственности и осознанности (показатель «Фактор G», методика Р.Б. Кеттелла, t=2,61 при р<0,05). Они в большей степени поглощены различными интеллектуальными проблемами, проявляют скептичность и пытаются вникнуть в суть вопроса (Фактор Q1, методика Р.Б. Кеттелла, t=2,28 при р<0,05). Также обучающиеся с высокой мотивацией саморазвития характеризуются относительно более высокой степенью развития рефлексивности личности (показатель «Рефлексивность», методика А.В. Карпова, t=2,20 при р<0,05).
Кроме того, они лучше понимают экзистенциальную ценность жизни, способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлым, не обесценивают грядущие успехи (шкала «Ориентация во времени», методика САМОАЛ, t=2,19 при р<0,05). Такие обучающиеся разделяют ценности самоактуализирующейся личности, к которым относятся добро, красота, истина, целостность (шкала «Ценности», методика САМОАЛ, t=3,02 при р<0,01) и характеризуются выраженным творческим отношением к жизни (шкала «Креативность», методика САМОАЛ, t=2,49 при р<0,05).
Обучающиеся с высокой мотивацией саморазвития в большей степени, чем обучающиеся с низкой мотивацией саморазвития, считают, что конечная цель существования человека стоит того, чтобы постоянно работать над собой и совершенствоваться как в физическом, так и в духовном плане (показатель «Развитие», методика М. Рокича, t=2,91 при р<0,01). Также обучающиеся в большей степени убеждены, что умение понять чужую точку зрения, проявлять уважение к иным точкам зрения, обычаям и привычкам (показатель «Широта взглядов», методика М. Рокича, t=2,26 при р<0,05) является предпочтительным практически в любой ситуации. В то же время обучающиеся с низкой выраженностью мотивации саморазвития в большей степени считают, что конечная цель существования человека стоит того, чтобы постоянно приумножать собственное финансовое состояние, избегать материальных проблем (показатель «Материально обеспеченная жизнь», t=2,39 при р<0,05).
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа личностных характеристик обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития
Mx±Gx
Высокая вы- Низкая выра- Эмпирическое
Показатель раженность женность мо- значение
мотивации тивации t-критерия Стьюдента
саморазвития саморазвития
Фактор О 8,70±2,12 7,14±1,80 2,61 (р<0,05)
Фактор 01 7,52±2,45 6±1,92 2,28 (р<0,05)
Рефлексивность 122,7±14,10 113±15,09 2,20 (р<0,05)
Ориентация во времени 6,04±1,43 4,90±2 2,19 (р<0,05)
Ценности 9,26±1,89 7,43±2,13 3,02 (р<0,01)
Креативность 9,09±2,21 7,33±2,46 2,49 (р<0,05)
Технические интересы 11,13±4,95 14,52±4,19 2,44 (р<0,05)
Материально обеспе- 10±5,12 6,62±4,18 2,39 (р<0,05)
ченная жизнь*
Развитие* 8±3,86 11,38±3,84 2,91 (р<0,01)
Широта взглядов* 9,83±4,62 12,81±4,07 2,26 (р<0,05)
Общая академическая 4,12±0,39 3,82±0,49 2,30 (р<0,05)
успеваемость
Примечание: Мх - среднее арифметическое значение, ах - стандартное отклонение, * - обратная шкала.
По итогам корреляционного анализа личностных характеристик с показателем мотивации саморазвития были получены следующие результаты. Были выявлены прямые корреляционные связи значений показателя мотивов саморазвития со значениями показателей «Фактор G» (г=0,27 при р<0,05), «Фактор I» (г=0,21 при р<0,05), «Фактор Q1» (г=0,24 при р<0,05) опросника Р.Б. Кеттелла и показателем рефлексивности методики А.В. Карпова (г=0,21 при р<0,05). Данные результаты характеризуют респондентов, в большей степени проявляющих мотивацию саморазвития, как более добросовестных, руководствующихся чувством долга, отличающихся более развитым чувством ответственности и осознанности, но в то же время и впечатлительных, отличающихся развитыми эстетическими интересами, склонностью к эмпатии. Они в большей степени поглощены различными интеллектуальными проблемами, проявляют скептичность и пытаются вникнуть в суть вопроса. Также они отличаются относительно более высокой степенью развития рефлексивности личности.
Также были выявлены прямые корреляционные связи значений показателя мотивов саморазвития со значениями показателей «Ориентация во времени» (г=0,27 при р<0,05), «Ценности» (г=0,37 при р<0,001), «Креативность» (г=0,24 при р<0,05) и «Стремление к самоактуализации» (г=0,23 при р<0,05) опросника САМОАЛ. Данные результаты характеризуют испытуемых, в большей степени проявляющих мотивацию саморазвития, как старшеклассников, которые относительно лучше понимают экзистенциальную ценность жизни, способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлым, не обесценивают грядущие успехи; в большей степени разделяют ценности самоактуализирующейся личности, к которой относятся добро, красота, истина, целостность; характеризуются выраженным творческим отношением к жизни и отличаются более выраженным стремлением к самоактуализации.
Кроме того, были выявлены прямая корреляционная связь значений показателя мотивов саморазвития со значениями показателя «Честность» методики М. Рокича (г=0,22 при р<0,05) и обратная взаимосвязь со значениями показателя «Развитие» методики М. Рокича (г=-0,22 при р<0,05).
Данные результаты указывают на то, что респонденты с более выраженной мотивацией саморазвития в меньшей степени убеждены, что правдивость и искренность являются предпочтительными практически в любой ситуации. Также они считают, что конечная цель существования человека стоит того, чтобы постоянно работать над собой и совершенствоваться как в физическом, так и в духовном плане.
Также были выявлены прямые корреляционные связи значений показателя мотивов саморазвития со значениями показателей как общей учебной успеваемости (г=0,25 при р<0,05), так и с показателями учебной успеваемости по филологическим дисциплинам, в числе которых русский язык, литература и иностранные языки (г=0,31 при р<0,01).
Обсуждение и выводы
Полученные результаты свидетельствуют о том, что мотивация саморазвития обучающихся старших классов связана с их личностными чертами и ценностно-смысловой сферой.
Выводы по результатам исследования:
1) обучающиеся старших классов с высокой мотивацией саморазвития отличаются большей нормативностью поведения, восприимчивостью к переменам, к новым идеям, большей рефлексивностью;
2) обучающиеся старших классов с высокой мотивацией саморазвития обладают большей широтой взглядов, ценят время и возможность развития, они разделяют ценности самоактуализирующейся личности и характеризуются выраженным творческим отношением к жизни, а обучающиеся с низкой мотивацией саморазвития существенно больше, чем их сверстники, считают, что важнейшей составляющей человеческой жизни является постоянное приумножение собственного финансового состояния;
3) существует значимая корреляционная связь значений показателя мотивации саморазвития обучающихся старших классов и отдельных показателей черт личности, ценностно-смысловой сферы.
Помимо описанных результатов, в данном исследовании было выявлено, что школьники с более высоким уровнем саморазвития имеют более высокую учебную успеваемость по филологическим дисциплинам.
Вероятно, ведущей личностной характеристикой школьников с высоким уровнем саморазвития является рефлексивность, т. е. устремленность на максимальную осознанность собственных действий. Именно она делает возможным выявление своих недостатков и планирование траектории развития, а также регулярное сличение задуманного и реальной ситуации саморазвития.
Конечно, следует помнить о том, что саморазвитие может иметь разные направления. В данном исследовании речь идет об интеллектуальном и личностном саморазвитии школьников в ситуации школьного обучения. Но есть старшеклассники с высокой мотивацией саморазвития другой направленности. Например, спортсмены могут быть направлены на саморазвитие, но это стремление к физическому самосовершенствованию.
Наблюдается сходство выявленных личностных характеристик старшеклассников с высоким уровнем мотивации саморазвития с психологическим типом личности «NF» («Аполлон»), выделенным Д. Кейрси. В частности, рефлексивность, склонность к творчеству, интерес к развитию, познанию, увлечение гуманитарными науками и низкая значимость материальных благ.
Полученные результаты могут быть положены в основу эмпирического исследования, касающегося выявления и описания психологических типов школьников в зависимости от их мотивации саморазвития и обучения, а также личностных характеристик. Психолого-педагогическое сопровождение этих групп старшеклассников будет иметь свою специфику в связи с разным отношением к учебе и разными представлениями о содержании и смысле будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - №5. - С. 45-57.
2. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. - М., 2007. - С. 9.
3. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. - 2000. - №3. -С. 88-95.
4. Щукина М.А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 1-1. - С.154-164.
References
1. Karpov, A.V. (2003) Refleksivnost' kak psikhicheskoe svojstvo i metodika eyo diagnostic [Reflexivity as a mental property and the method of its diagnosis]. Psikhologicheskij zhurnal - Psychological journal. T.24. No. 5. рр. 45-57. (In Russian).
2. Nizovskikh, N.A. (2007) Chelovek kak avtor samogo sebya: psikhosemanticheskoe issledovanie zhiznennykh principov v strukture samorazvivayushchejsya lichnosti [Man as the author of himself: a psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality]. Moskva, р. 9. (In Russian).
3. Rean, A.A. (2000) Akmeologiya lichnosti [Acmeology of personality]. Psikhologicheskij zhurnal - Psychological journal. No. 3. рр. 88-95. (In Russian).
4. Shchukina, M.A. (2009) Samorazvitie lichnosti: istoriya i sovremennoe sostoyanie problemy v otechestvennoj psikhologii [Self-development of personality: history and modern state of the problem in Russian psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sociologiya. Pedagogika - Bulletin of St. Petersburg University. Ser-iya 12: Psychology. Sociology. Pedagogy. No. 1-1. pp. 154-164. (In Russian).
Вклад соавторов
Соавторство неделимое.
Co-authors' contribution
Co-authorship is indivisible.
Об авторах
Куницына Ирина Aнатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Pоссийская Федерация, e-mail: i-kunitsyna@yandex.ru
Савин Aндрей Владимирович, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Pоссийская Федерация, e-mail: savin2412@gmail.com
About the authors
Irina A. Kunitsyna, Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: i-kunitsyna@yandex.ru
Andrey V. Savin, Post-graduate student, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, Russian Federation, e-mail: savin2412@gmail.com
Поступила в редакцию: 20.04.2021 Received: 20 Apr. 2021
Принята к публикации: 15.05.2021 Accepted: 15 May 2021
Опубликована: 30.06.2021 Published: 30 June 2021