DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-49 УДК 159.9(075)
ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Авраменко Н.Н.
Современное образование - это важнейшая часть жизни человека и фактор его самореализации, так как оно может быть направлено на развитие личности, которая способна в современных условиях экономической и социальной дестабилизации общества быть успешной.
Целью нашего исследования выступило изучение психологических особенностей самоактуализации студентов в современных условиях. В соответствии с поставленной целью мы определили задачи исследования: выявить уровень самоактуализации студентов разных профилей подготовки; изучить ценностное отношение студентов к развитию личности; определить условия, которые ограничивают возможности личностного развития и условия, инициирующие процесс личностного роста студентов. Исследование проводилось в 2013-2014 гг. на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. В ходе исследования были использованы диагностические методы: включённое наблюдение; беседа; психодиагностические методики.
В процессе профессионального обучения студенты разных профилей подготовки достигают высоких уровней самоактуализации. Они способны жить настоящим и принимать самостоятельные решения, у них высока потребность в познании и самопознании. Выпускники факультета психологи имеют более высокую самооценку. Не существует других значимых различий между выборками студентов разных профилей подготовки по выделенным критериям самоактуализации.
Условия, которые ограничивают возможности личностного развития студентов: завышенный уровень самооценки и завышенный уровень притязаний. Учащиеся не испытывают страх перед новым и неизвестным - это условие, которое инициирует процесс личностного роста. Ценностное отношение студентов к самоактуализации таково, что они больше ориентированы на самоэкспансию и личные достижения, а не на
групповые интересы и принесение пользы окружающим. Выявленные психологические особенности самоактуализации студентов в современных условиях позволяют учитывать их в разработке программ для учащихся, имеющих трудности в личностном развитии.
Ключевые слова: личность; личностное развитие; личностный рост; профессиональное развитие; самореализация; саморазвитие; самоактуализация; мотивы.
PECULIARITIES OF SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS IN MODERN CONDITIONS
Avramenko N.N.
Modern education is the most important part of human life and a factor in its self-realization, because it can be focused on the development of personality, which is capable in modern conditions of economic and social destabilization of the society to be successful.
The aim of our research was to study the psychological features of self-actualization of students in modern conditions. In accordance with the intended purpose, we have defined the objectives of the study: to identify the level of self-actualization of students from different training profiles; explore the value attitude of students to personality development; to identify conditions that limit access to personal development opportunities and conditions for initiating the process ofpersonal growth of students. The study was conducted in 2013-2014 at the Kaluga state University K.E. Tsiolkovsky. The study used diagnostic methods: participant observation; conversation; psychodiagnostic techniques.
In the process of professional training students of different training profiles achieve high levels of self-actualization. They are able to live in the present and make decisions, they have a high need for cognition and self-knowledge. Graduates of the faculty psychologists have more self-esteem. There are no other significant differences between samples of students from different training profiles on selected criteria of self-actualization.
Conditions that limit opportunities for personal development of students: high level of self-esteem and high level of claims. Students do not fear the new and unknown is a condition that initiates the process of personal growth. Value attitude of students towards self-actualization is that they are more focused on self-expansion and individual achievement, not group interests and the welfare of others. Identified the psychological characteristics of self-actualization of
students in modern conditions allow to take into consideration them in the development of programs for pupils who have difficulties in personal development.
Keywords: personality; personal development; personal growth; professional development; self-realization; self- development; self-actualization; motives.
Введение
Современное образование - это важнейшая часть жизни человека и фактор его самореализации, так как оно может быть направлено на развитие личности, которая способна в современных условиях экономической и социальной дестабилизации общества быть успешной.
Человек как живой организм стремится к развитию. Чтобы сохранить себя, он должен действовать, проявлять активность, работать на опережение. Мозговые информационные процессы человека направлены на приобретение нового знания, которое обеспечивает преадаптацию к будущему, способствуя личностному росту [3]. Л.С. Выготский считал, что наряду с возрастной динамикой развития личности в пределах относительно стабильной стадии онтогенеза, личность включается в деятельность по разрешению проблемных для неё ситуаций. Таким образом, человек не только усваивает существующие вовне социальные факторы, но и выходит за пределы накопленного опыта [6]. Личность оказывается перед выбором: либо изменить своё поведение, отношения, чтобы лучше реализовать себя, либо оставить всё как есть. А. Маслоу писал, что жизнь - это постоянный выбор между безопасностью и ростом [13, с. 25]. А. Адлер утверждал, что люди всегда индивидуально выбирают личностно значимые жизненные цели, поэтому они способны планировать свои действия и влиять на судьбу [14, с. 14]. Следовательно, перед человеком всегда будет стоять выбор: ограничиться решением адаптационных задач конкретной социальной ситуации развития или поставить перед собой задачи личностного развития, которые на данный момент являются необязательными.
В.Н. Мясищев в качестве основного содержания развития личности выделяет процесс образования усложняющихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление потенциала действий и переживаний. Он писал, что потребности и внутренние возможности человека сталкиваются с изменяющимися условиями жизни, а это побуждает человека к созданию нового, переделке себя. Личность, изменяясь, развивается [12, с. 53]. Личностное развитие включает и искоренение недостатков (самокоррекцию), и сохранение, углубление достоинств (личностный рост).
Понятие «личностный рост» возникло в гуманистической психологии. К. Роджерс стал его использовать одним из первых. Фредерик С. Перлс утверждает, что это естественный, спон-
танный процесс, который не может быть насильственным. Невротик прерывает свой собственный рост, он не способен жить в настоящем, постоянно избегает сознавания, играет роли [14]. Таким образом, личностный рост - это свободное развитие.
В психологической литературе утверждается, что результатом личностного роста и развития, высшей стадией зрелой личности является самореализация. Как синонимы термина «самореализация» используются термины: «реализация своих возможностей», «самоосуществление», «самоактуализация», «тенденция к саморазвитию», «мотивация роста». Все эти термины описывают очень близкие явления. В той или иной форме о феномене самореализации писали: А. Адлер, К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлс, В.Н. Мясищев и другие.
В психологической литературе выделяются следующие виды самореализации: познавательная; нравственная; эстетическая; самопозновательная или концептуальная; самообразовательная; самовоспитательная; самооздоровительная; бытовая; экономическая; досуговая; профессиональная; общественно-политическая; правовая; семейная и коммуникативная [4]. Целостная самореализация личности - это всегда всесторонняя и относительно гармоничная самореализация.
Итогом самореализации может являться воспринимаемый другими результат, а в личностном плане - приобретение определенных психологических свойств и качеств. В качестве основных черт здорового индивидуума А. Адлер выделял конструктивное стремление к совершенству, сильное общественное чувство и кооперацию. А. Маслоу пишет, что избавление от ложных представлений о себе, понимание того, что не является твоими потенциальностями, - это также часть раскрытия самого себя [13, с. 28]. Исследования по самоактулизации личности, которые он проводил, показали, что таким людям присущи следующие личностные качества: объективное восприятие реальности, приятие себя и окружающих, спонтанность, центрирование на проблеме, склонность к уединению, автономность и независимость поведения, свежесть восприятия, умение различать добро и зло, креативность [10]. К. Роджерсом определены шесть ключевых характеристик Я-концепции полноценно функционирующих людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведение этического образа жизни. Самой существенной характеристикой развитой личности взрослого человека, по мнению Л.И. Божович, является способность изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами и способность сознательно управлять самим собой [5, с. 56].
Самоактуализирующиеся люди также несовершенны по своей природе, так как подвержены неконструктивным привычкам; могут быть упрямы, раздражительны, эгоистичны или податливы; не свободны от чувства вины, тревоги, сомнений в себе [11]. Таким образом, стремление к саморазвитию не является достижением абсолютного идеала. Это показатель личностной зрелости.
Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах школы - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам [18]. Для этого возраста характерно непрерывное нарастание работоспособности, стремление к независимости, самостоятельности. Самореализацию студентов можно рассматривать в разных сферах: профессиональная деятельность, учебная деятельность, супружеская жизнь, творчество, общение и досуговая деятельность.
Исследователи выделяют различные интер- и интраперсональные факторы и условия, которые обеспечивают успешную самореализацию [1, 2, 7, 15, 19, 20, 22, 23]: наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир;
■ способность к саморегуляции;
■ включение в число главных целей жизни глобальных, концептуальных ориентиров, а не только частных внутренних интересов;
■ способность согласовать цели роста и саморазвития с основными жизненными целями и с повседневными задачами;
■ понимание своих интересов и ценностей, соответствие профессии ценностно-смысловым основам жизни человека;
■ гибкость мышления, воля;
■ творческая активность;
■ общение с другими;
■ благоприятный исторический контекст осуществления саморазвития;
■ «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно (благоприятная социальная ситуация, высокий уровень жизни, материальная обеспеченность, удовлетворительное состояние экологической среды).
К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что самореализация возможна лишь тогда, когда познание своих способностей окончено, полностью сформирован образ «Я» и имеется личностная готовность использовать всю совокупность внешних условий самореализации [1]. К. Роджерс также одним из необходимых условий успешной самоактулизации личности считал положительную Я-концепцию, которая формируется при проявлении безусловного позитивного внимания к личности со стороны окружающих людей и, в особенности, со стороны родителей. [15, с. 544-545].
А. Маслоу выделил препятствия для самоактуализации: человек не видит своего потенциала, не знает о его существовании и не понимает пользы самосовершенствования; социальное и культурное окружение подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами; сильное негативное влияние, оказываемое потребностью в безопасности [15, с. 495-496].
Человек является частью общества, которое может способствовать самореализации или мешать этому процессу. Юревич А.В. отмечает, что для современной России характерен целый ряд нарушений справедливости: чрезмерные различия в доходах и уровне жизни богатых и бедных; несправедливые контрасты в уровне жизни в центре и в регионах; несправедливое соотношение образования и уровня доходов и другие [17]. Нарушения несправедливости приводят не только к негативным социальным, но и психологическим последствиям: снижение эффективности, отсутствие удовлетворённости жизнью; субъективное неблагополучие; нежелание развиваться профессионально и личностно.
В последние годы исследовательский интерес к проблеме личностного роста и самореализации резко возрос. А.Ю. Кругликова провела исследование с целью изучения психологических особенностей личностного роста у младших подростков, условий и механизмов его актуализации и фасилитации в разновозрастном логопсихотерапевтическом коллективе [8, с. 48]. В исследовании Д.А. Леонтьева, О.В. Сулимина и А.С. Быстраковой отслежена динамика паттернов личностного развития в подростковом возрасте. Они предполагают, что решающим фактором, определяющим траекторию развития личности, являются позиция личности по отношению к своей социальной ситуации и личностные ресурсы [9]. М.А. Щукина провела анализ исследований саморазвития личности в современной зарубежной психологии и определила координаты, в которых существует и развивается современная личность. Они задаются двумя противоречивыми тенденциями: гуманизация общественного сознания с доминированием принципов толерантности и самоопределения; неустойчивость политико-экономических ориентиров и плюралистичность социальных установок [16, с. 94].
Цель и задачи исследования
Целью нашего исследования выступило изучение психологических особенностей самоактуализации студентов в современных условиях. В соответствии с поставленной целью мы определили задачи исследования:
1) выявить уровень самоактуализации студентов разных профилей подготовки;
2) изучить ценностное отношение студентов к развитию личности;
3) определить условия, которые ограничивают возможности личностного развития и условия, инициирующие процесс личностного роста студентов.
Методика
Исследование проводилось в 2013-2014 гг. на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского и включало два этапа. На первом этапе исследования были выявлены уровни самоактуализации студентов разных профилей подготовки. На втором этапе: изучено ценностное отношение студентов к развитию личности; определены условия, которые ограничивают возможности личностного развития и условия, инициирующие процесс личностного роста студентов.
В нашем исследовании на первом этапе приняли участие 60 студентов 5 курса, обучающиеся на факультете психологии (ФП), институте естествознания (ИЕ) и физико-технологическом институте (ФТИ). 3 группы по 20 человек. Возраст: 21-22 года.
На втором этапе исследования приняли участие 52 студента 1 курса института социальных отношений (ИСО), физико-технологического института (ФТИ) и института естествознания (ИЕ). Возраст: 18-19 лет.
Методический аппарат исследования. В процессе исследования были использованы диагностические методы: а) включённое наблюдение и самонаблюдение участников групп; б) беседы; в) психодиагностические методики:
На первом этапе:
1) вопросник «САМОАЛ» (А.В. Лазукин, адаптация теста Р01 Э. Шострем).
2) «Методика изучения общей самооценки» (Г.Н. Казанцева);
3) «Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) (Д.А. Леонтьев);
4) «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).
На втором этапе:
1) «Мотивационный профиль личности» (В.Э. Мильман);
2) «Методика диагностики самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн» (модификация А.М. Прихожан);
3) «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
Статистическая обработка данных включала: а) сравнительный анализ среднегруппо-вых показателей; б) статистический критерий Манна-Уитни для выявления значимых различий между выборками разных профилей подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение
Первый этап исследования.
С помощью «Вопросника САМОАЛ» нами были получены данные об уровне самоактуализации студентов разных профилей подготовки, которые представлены на рисунке 1.
70
60
50
£ 40 m
d 30 20 10 0
60
50 50
40 4 0 40
10 10
0
□ Низкие показатели
□ Средние показатели
□ Высокие показатели
Студенты Студенты Студенты
психологи химики физики
Профиль подготовки
Рис. 1. Уровни самоактуализации студентов разных профилей подготовки
Выпускники разных профилей подготовки в основном достигаю высокого или среднего уровней самоактуализации. Они способны жить настоящим и опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Студенты разделяют ценности самоактуализирующейся личности, у них высока потребность в познании и самопознании.
На основе проведённого анализа исследований зарубежных и отечественных учёных нами были выделены следующие показатели самоактуализации: креативность; гибкость в общении;
интерес и эмоциональная насыщенность жизнью; духовное удовлетворение и адекватная самооценка. Выбранные психодиагностические методики позволили выявить уровень развития студентов по этим параметрам. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни развития по отдельным показателям самоактуализации у студентов
Уровни Высокий n, (в %) Средний n, (в %) Низкий n, (в %)
Показатели самоактуализации ФП ИЕ ФТИ ФП ИЕ ФТИ ФП ИЕ ФТИ
Креативность 25 20 30 55 60 60 20 20 10
Гибкость в общении 60 65 60 35 25 35 5 10 5
Самооценка 100 70 55 - 30 45 - - -
Уровень интереса и эмоциональной насыщенности жизнью 10 5 5 85 90 85 5 5 10
Уровень духовного удовлетворения 80 70 55 10 25 35 10 5 10
Примечание. Полужирным выделены наиболее часто встречающиеся результаты.
У большинства студентов диагностированы высокий и средний уровни креативности, то есть они творчески относятся к своей жизни, не боятся расстаться с устоявшимися схемами поведения и взглядами, не испытывают страх перед новым и неизвестным. Для учащихся также характерен высокий уровень гибкости в общении. Они ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям.
В исследовании американских учёных отмечается, что у современных студентов низкая самооценка, которая является барьером на пути саморазвития их познавательного потенциала, эффективного мышления и поведения [21]. Это не подтверждается результатами нашего исследования. Среди испытуемых нет студентов с низким уровнем самооценки, что, безусловно, позитивно влияет на их личностное развитие. Однако неадекватно высокий уровень самооценки может привести к выбору недостижимых ориентиров саморазвития.
Учащиеся разных профилей подготовки воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, в целом удовлетворены своей жизнью и тем, что с ними происходит. У большинства студентов высокий уровень духовного удовлетворения, то есть студенты разных профилей подготовки стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Они считают, что самое важное в жизни -делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.
Студенты психологи имеют более высокую самооценку (критерий Манна-Уитни; р < 0,01). Не существует других значимых различий между выборками студентов разных профилей подготовки.
Второй этап исследования.
На основании полученных результатов с помощью методики «Мотивационный профиль личности», которые представлены на рисунке 2, можно сделать следующие выводы:
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Г
„о*-
<f
SS
.о»
ОС
J
р4
V-1
Л
J?
шкалы
р4
оЪ
rS>
V-1
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
Рис. 2. Уровни выраженности мотивов у студентов 1 курса
Мотивы комфорта, социального статуса, общения, общей активности, творческой активности у большинства учащихся имеют средний уровень выраженности и удовлетворены. Это говорит о том, что студенты: считают свои условия обучения комфортными и чувствуют себя в полной безопасности; имеют влияние среди сверстников; довольны уровнем общения в университете; проявляют свою энергичность, выносливость, упорство и свои умения в учебной сфере; нацелены на достижение творческих результатов.
Выявлен низкий уровень выраженности мотива общественной полезности у 55,8 % студентов. Следовательно, для большинства испытуемых не является актуальным достижение творческих успехов с целью принесения этими результатами пользы окружающим.
Большинство студентов (71 %) имеют потребительскую функциональную тенденцию личности, что говорит о доминировании у них поддерживающих мотивов, эгоизме, стремлении к удовольствиям, равнодушию к общественным интересам. Только у 29 % испытуемых в моти-вационном профиле преобладают мотивы роста.
С помощью «Методики диагностики самооценки Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн» нами получены данные (табл. 2, 3), которые дают основание утверждать, что для большинства студентов характерен завышенный уровень самооценки, что является показателем личностной незрелости испытуемых, а также завышенный уровень притязаний. Следовательно, выбираемые большинством студентов цели явно превосходят их возможности.
Таблица 2
Уровни самооценки студентов первого курса
Шкалы Уровни (n, в %)
Завышенный Адекватный Заниженный
Здоровье 48,1 46,1 5,8
Умственные способности 51,9 48,1 0
Характер 53,8 40,4 5,8
Авторитет у сверстников 42,3 50 7,7
Умение работать своими руками 53,8 42,3 3,9
Внешность 55,8 38,4 5,8
Уверенность в себе 53,8 34,6 11,6
Таблица 3 Уровни притязаний студентов первого курса
Шкалы Уровни (n, в %)
Завышенный Адекватный Заниженный
Здоровье 76,9 21,1 2
Умственные способности 75 19,2 5,8
Характер 57,7 28,8 13,5
Авторитет у сверстников 59,5 27 13,5
Умение работать своими руками 59,5 36,5 4
Внешность 63,5 28,8 7,7
Уверенность в себе 69,2 23,1 7,7
Примечание. Полужирным выделены наиболее часто встречающиеся результаты.
На основании полученных результатов с помощью методики «Шкала самооценки уровня тревожности» можно сделать вывод о том, что для студентов характерен средний уровень личностной тревожности и низкий уровень ситуативной тревожности. Это означает, что студенты нормально воспринимают большинство ситуаций и адекватно реагируют на них.
Заключение
В ходе профессионального обучения студенты разных профилей подготовки достигают высоких уровней самоактуализации. Они способны жить настоящим и принимать самостоятельные решения. Студенты разделяют ценности самоактуализирующейся личности, у них высока потребность в познании и самопознании.
Выпускники факультета психологи имеют более высокую самооценку. Не существует других значимых различий между выборками студентов разных профилей подготовки по выделенным критериям самоактуализации: креативность; гибкость в общении; интерес и эмоциональная насыщенность жизнью; духовное удовлетворение.
Большинство выпускников творчески относятся к своей жизни. Для них также характерен высокий уровень гибкости в общении. Студенты воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, в целом удовлетворены своей жизнью и тем, что с ними происходит. Они считают, что самое важное в жизни - делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.
Мотивы комфорта, социального статуса, общения, общей активности, творческой активности у большинства учащихся первого курса имеют средний уровень выраженности и удовлетворены. Однако для большинства испытуемых не является актуальным достижение творческих успехов с целью принесения этими результатами пользы окружающим.
Большинство студентов первого курса (71 %) имеют потребительскую функциональную тенденцию личности, что говорит о доминировании у них поддерживающих мотивов, эгоизме, стремлении к удовольствиям, равнодушию к общественным интересам. Только у 29 % испытуемых в мотивационном профиле преобладают мотивы роста.
Условия, которые ограничивают возможности личностного развития студентов: завышенный уровень самооценки, а также завышенный уровень притязаний. Выбираемые ими цели явно превосходят их возможности.
Студенты не боятся расстаться с устоявшимися схемами поведения и взглядами, не испытывают страх перед новым и неизвестным - это условие, которое наоборот инициирует процесс личностного роста.
Ценностное отношение студентов к самоактуализации таково, что они больше ориентированы на самоэкспансию и личные достижения, а не на групповые интересы и принесение пользы окружающим.
Выявленные психологические особенности самоактуализации студентов в современных условиях позволяют учитывать их в разработке программ для учащихся, имеющих трудности в личностном развитии. Возможно дифференцированное, индивидуально-направленное воздействие на самоактуализацию студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. [Под ред. А.А. Бодалёва, Б.Ф. Ломова]. - М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 230 с.
3. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. По ту сторону гомеостаза: историко-эволю-ционный подход к развитию сложных систем // Вопросы психологии. 2014. №4. С. 3-15.
4. Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2013. №4.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. -М.: МПА, 1995. 212 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. [Под ред. Д.Б. Эльконина]. - М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
7. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. - СПб.: СПбГУ, 2001.
8. Кругликова А.Ю. Личностный рост младших подростков в разновозрастном коллективе // Психологический журнал. 2010. №4. С. 47-58.
9. Леонтьев Д.А., Сулимина О.В., Быстракова А.С. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семьях и подростков-сирот // Вопросы психологии. 2014. №4. С. 30-48.
10. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. 352 с.
11. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефи-бук, К.: Ваклер, 1997. 304 с.
12. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
13. Психология человеческих проблем. - Минск: Харвест, 1998. 448 с.
14. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., 1992. 136 с.
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Ком, 1999. 608 с.
16. Щукина М.А. Направления исследований саморазвития личности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2014. №4. С. 94-106.
17. Юревич А.В. Современное российское общество с позиций психологических теорий справедливости // Вопросы психологии. 2014. №6. С. 14-25.
18. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.: СПб., 1994.
19. Bandura A. Social cognitive theory of personality // Cervone D., Shoda Y. (eds). The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization. - N.Y.: Guilford Press, 1999. Рр. 185-241.
20. Bauer J.J., McAdams D.P. Growth goals, maturity, and well-being // Devel. Psychol. 2004. Vol. 40. Iss. 1. Рр. 114-127.
21. Britz J. и Pappas E. Sources and outlets of stress among university students: Correlations between stress and unhealthy habits // Undergraduate Research J. for the Human Sciences. 2010. Vol. 9 (1). Рр. 32-47.
22. King L.A. The hard road to the good life: The happy, mature person // J. Humanistic Psychol. 2001. Vol. 41. Pр. 51-72.
23. Kitajama S., Markus H.R. Yin and Yang of the Japanese self: The cultural psychology of personality coherence // Cervone D., Shoda Y. (eds). The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization. - N.Y.: Guilford Press, 1999. Pр. 242-302.
References
1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life strategy]. - Moscow: Mysl' Publ., 1991. 299 p.
2. Anan'ev B.G. Izbrannyepsikhologicheskie trudy: v 2-kh v. Vol. 1. [Selected psychological works: in 2 vv. Vol. 1.]. - Moscow: Pedagogika Publ., 1980. 230 p.
3. Asmolov A.G., Shechter, E.D., Chernorizov A.M. Po tu storonu gomeostaza: istoriko-evolyution-nyy podkhod k razvitiyu slozhnykh sistem [On the other side of homeostasis: historical-evolutionary approach to the development of complex systems]. Voprosypsikhologii, 2014, iss. 4, pp. 3-15.
4. Bayluk V.V. Sushscnost' samorealizatsii lichnosti i ee struktura [The essence of self-realization of persone and its structure]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2013, iss. 4.
5. Bozhovich L.I. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Problemy formirovaniya lichnosti. [Selected psychological works. The problems of identity formation]. - Moscow: MPA Publ., 1995. 212 p.
6. Vygotskiy L.S. Sopbranie sochineniy. Vol. 4. [The collected works. Vol. 4]. - Moscow: Peda-gogika Publ., 1984. 432 p.
7. Zobov R.A., Kelas'ev V.N. Samorealizatsiya cheloveka: vvedenie v chelovekoznanie [Self-realization of man: an introduction to humane-knowledge]. - St. Petersburg: St. Petersburg state University, 2001.
8. Kruglikova A.Yu. Lichnostnyy rost mladshikh podroskov v raznovozrastnom kollektive [Personal growth of teenagers in various age group]. Psikhologicheskiy zhurnal, 2010. iss. 4, pp. 47-58.
9. Leont'ev D.A., Solimina O.V., Bystrakova A.S. Traectorii lichnostnogo razvitiya u podrostkov, vospityvayushchikhsya v sem'yakh i podrostkov-sirot [Trajectories of personal development of adolescents living in families and adolescents-orphans]. Voprosy psikhologii, 2014, iss. 4, pp. 3048.
10. Maslow A. Mitivatsiya i lichnost' [Motivation and persone]. - St. Petersburg: Piter Publ., 2008. 352 p.
11. Maslow A. Psikhologiya bytiya [Psychology of being]. - Moscow: Refi-buk Publ., Kiev: Wakler Publ., 1997. 304 p.
12. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy [Psychology of relations]. - Moscow: «Institut prak-ticheskoy psikhologii» Publ., Voronezh: NGO «MODEK» Publ., 1995. 356 p.
13. Psikhologiya chelovecheskikhproblem [Psychology of human problems]. - Minsk: Harvest Publ., 1998. 448 p.
14. Feydimen Dzh., Freyager R. Lichnost' i lichnostnyy rost [Personality and personal growth]. -Moscow, St. Petersburg. 284 p.
15. Kh'ell L. Teorii lichnosti [Theories of personality]. - S.St. Petersburg: Piter Kom Publ., 2007. 606 p.
16. Shchukina M.A. Napravleniya isledovaniy samorazvitiya lichnosti v sovremennoy zarubezhnoy psikhologii [Research areas of self-development in modern foreign psychology]. Voprosy psikhologii, 2014, iss. 4, pp. 94-106.
17. Yurevich A.V. Sovremennoe rossiyskoe obshchestvo s pozitsiy psikhologicheskikh teoriy spravedlivosti [Modern Russian society from the standpoint of psychological theories of justice]. Voprosy psikhologii, 2014, iss. 6, pp. 14-25.
18. Yakunin V.A. Psikhologiya uchebnoy deyatel'nosti studentov [Psychology of learning activities of students]. - Moscow, St. Petersburg, 1994.
19. Bandura A. Social cognitive theory of personality // Cervone D., Shoda Y. (eds). The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization. - N.Y.: Guilford Press, 1999. Pр. 185-241.
20. Bauer J.J., McAdams D.P. Growth goals, maturity, and well-being // Devel. Psychol. 2004. Vol. 40. Iss. 1. Pр. 114-127.
21. Britz J. и Pappas E. Sources and outlets of stress among university students: Correlations between stress and unhealthy habits // Undergraduate Research J. for the Human Sciences. 2010. Vol. 9 (1). Рр. 32-47.
22. King L.A. The hard road to the good life: The happy, mature person // J. Humanistic Psychol. 2001. Vol. 41. Pр. 51-72.
23. Kitajama S., Markus H.R. Yin and Yang of the Japanese self: The cultural psychology of personality coherence // Cervone D., Shoda Y. (eds). The coherence of personality: Social-cognitive bases of consistency, variability, and organization. - N.Y.: Guilford Press, 1999. Pр. 242-302.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Авраменко Наталия Николаевна, заведующая кафедрой социальной и организационной психологии, кандидат психологических наук
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского ул. Степана Разина, д. 26, г. Калуга, 248023, Россия e-mail: avramenkonn@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX:4055- 7748
DATA ABOUT THE AUTHOR
Avramenko Nataliya Nikolaevna, Head of the Department of Social and Organization Psychology, Ph.D. in Psychology Science Kaluga State University
26, Stepana Razina street, Kaluga, 248023, Russia е-mail: avramenkonn@mail.ru