УДК 378.1 © Т. Н. Михайлова, 2020 DOI: 10. 24411 /1999-6241 -2020-13010
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
«Я-концепция» как фактор самоактуализации и профессионального становления курсантов образовательных организаций МВД России
Михайлова Тамара Николаевна \
кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного процесса.
ORCID: 0000-0003-4681 -175X. E-mail: [email protected]
1 Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 110, Россия
Реферат
Введение. В системе высшего образования все более актуальной становится востребованность на психолого-педагогические средства воспитания и обучения в процессе формирования необходимых компетенций. Такой подход связан как с потребностью современного общества всесторонне использовать потенциал личности, так и с потребностью личности реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности. В условиях глобализации мировых проблем особенно важен процесс профессионального становления и самореализации для стражей правопорядка, к каковым относятся сотрудники органов внутренних дел России. Цель — рассмотреть и проанализировать процесс становления личности курсанта и выявить педагогический потенциал «Я-концепции» как фактора самоактуализации, способствующей проявлению и развитию индивидуальных способностей курсантов для формирования необходимых компетенций и профессионального становления их личности. Материалы и методы. Диагностическим инструментарием выступили комплекс психодиагностических методик «Кто Я?» и самоактуализационный тест «Самоал». Использовались педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование. Приняли участие 129 курсантов Восточно-Сибирского института МВД России. Результаты и обсуждение. Курсанты обладают возможностями к самопознанию, саморазвитию, формированию адекватной «Я-концепции» и самоактуализации на уровне, соответствующем уровню имеющихся у них способностей. Выводы. Процессы самопознания, саморазвития, реализация «Я-концепции» и теории самоактуализации в рамках профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России имеют огромный педагогический потенциал и могут способствовать проявлению и развитию способностей курсантов, которые в целом окажут серьезное влияние на профессиональное становление их личности.
Ключевые слова: профессиональное становление; самопознание; саморазвитие; рефлексия; рефлексивность;
«Я-концепция»; самоактуализация; педагогические условия.
Для цитирования: Михайлова Т. Н. «Я-концепция» как фактор самоактуализации и профессионального становления курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 3(82). С. 307-314. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13010
Основные положения
1. В рамках профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России необходимо уделять повышенное внимание процессу их личностного развития. Низкая адресованность к личности будущего специалиста правоохранительных органов не предполагает актуализации ее потенциальных возможностей, тем самым не создает зону ее перспективного профессионального развития. Профессиональное становление курсанта образовательной организации МВД России не может быть успешным в отрыве от его личностного развития.
2. Адекватные представления курсанта о своем «Я» на начальных этапах профессионального самоопределения способствуют формированию требующихся к осуществлению его будущей профессиональной деятельности компетенций. Преподаватели образовательных организаций МВД России должны способствовать модернизации и футуризации ведомственного образования, обращаясь при этом к методам социальной психологии образования в целях овладения обучающимися всей совокупности компетенций, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по той или иной специальности. Современное высшее образование в системе образовательных
организаций МВД России должно позиционироваться как процесс создания условий для формирования образа «Я» и самоактуализации личности курсанта как потребности в его саморазвитии и профессиональном становлении.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Концепция модернизации российского образования направлена на формирование ключевых компетентностей, которые современными исследователями понимаются как личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, нравственные и другие личностные составляющие человека, детерминирующие успешное осуществление им профессиональной деятельности [1]. Формирование указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования компетенций в рамках учебного процесса должно способствовать успешной социализации и трудоустройству выпускников отечественных вузов, в том числе и образовательных организаций МВД России. Кроме того, в системе высшего образования актуальной становится востребованность на психолого-педагогические средства воспитания и обучения, в свете чего в научных кругах активно развивается новое направление — социальная психология образования. Задача нашего исследования заключается в изучении процесса личностного
развития курсанта образовательной организации МВД России, процесса формирования «Я-концепции» в целях самоактуализации его личности и успешного профессионального становления посредством использования методов социальной психологии образования.
Теоретические предпосылки. В отечественной науке накоплен значительный опыт исследования социально-психологических вопросов и проблем учебно-воспитательного процесса. Особый вклад в развитие социальной психологии образования внесли такие ученые, как Г. В. Акопов [2], В. Н. Антошкин и А. А. Ахмаде-ев [3], А. Н. Сухов [4], М. Ю. Кондратьев [5], А. А. Реан и Я. Я. Коломинский [6], О. Б. Крушельницкая, В. А. Орлов и М. Е. Сачкова [7], Т. В. Огородова [8] и др.
Анализ зарубежной литературы также подтверждает актуальность и значимость социально-психологических исследований образовательного процесса в современном мире. В частности, И. Ким проведено исследование межэтнических проблем взаимодействия участников учебного процесса и развития личности обучающегося лица [9]. Корреляционный анализ влияния образовательной среды на психологический комфорт и самооценку учащихся осуществлен такими учеными, как Б. Белфи, М. Гус, Б. Фрейн, Дж. Ван Дэйм [10]. Проблема взаимоотношений в рамках учебного коллектива и формирования мотивации к обучению исследована в работах Дж. Нур-ми [11]. Вопросы саморазвития, «Я-концепции» и самоактуализации студентов в рамках их учебного процесса рассматривали С. Булут [12], Э. Джонсон [13], М. Нето [14].
Используя арсенал исследовательских наработок в сфере социальной психологии образования, рассмотрим процесс становления личности курсанта в рамках его профессиональной подготовки в системе образовательных организаций МВД России и постараемся выявить педагогический потенциал психологических инструментов, способствующих проявлению и развитию личностных качеств и индивидуальных способностей курсантов в целях формирования требующихся компетенций и их профессионального становления.
До определенного возраста происходит формирование личности как результат воздействия на нее внешних факторов. Процесс саморазвития личности связан с появлением у нее сознания. Поэтому изучение сознания личности курсанта образовательных организаций МВД России имеет основополагающее значение в развитии его личности, так как именно оно сопровождает самые важные личностные психологические процессы. Сознание определяет развитие личности курсанта, его учебную и будущую профессиональную деятельность, поведение, а также тип общения в обществе.
Основоположник рефлексологии, выдающийся академик В. М. Бехтерев [15] определил формы сознания личности и представил их в четкой иерархии. Высшей формой сознания, по его мнению, является сознание своего сознания, т. е. рефлексия — представление о самом себе в результате самопознания и объективной самооценки.
Выдающиеся советские психологи Л. С. Выготский [16], С. Л. Рубинштейн [17], Д. Б. Эльконин [18]
и А. Н. Леонтьев [19] выделили в строении сознания двойственность, содержащую смысловую и системную структуру, знание, отношение, а также переживание личности к осознанным ею объектам. Однако стоит еще добавить в сознание двойственность рефлексии и мышления, поскольку при исследовании данного вопроса мы придерживаемся позиции российского психолога В. Д. Шадрикова, состоящей в том, что мыслительный процесс личности также включает и рефлексию самого себя. Рефлексию нельзя изъять из четко структурированного мыслительного процесса [20]. Двойственность, на наш взгляд, будет проявляться в том, что мышление направлено на окружающий, внешний мир, на его освоение и познание, а рефлексия — вовнутрь, на самопознание и самооценку человеком самого себя. Таким образом, рефлексия понимается нами как интраиндивидный процесс, а мышление — интериндивидный процесс.
Согласно общеизвестной в психологии «Я-кон-цепции» «Я» человека есть «Я-реальное» — мысленные представления о себе реальном и «Я-идеальное» — мысленные представления о себе в перспективе будущего, о том, к чему в идеале человек стремится, кем хочет стать в профессии и в жизни. Можно предположить, что «Я-идеальное» у курсантов образовательных организаций МВД России еще в полной мере не сформировано, прежде всего, в силу их молодости и недостаточной образованности. Однако если мы говорим о том, что у курсанта в какой-либо степени имеется развитое мышление, на практическом уровне имеющееся у каждого человека, то тогда можно вести речь и о рефлексии.
В свете сказанного рефлексию курсанта образовательной организации МВД России мы определяем как основополагающее начало для его дальнейшего саморазвития и самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности, которая предполагает самораскрытие и самоусовершенствование индивидуальных, личностных возможностей с учетом влияния как внешних, так и внутренних факторов, нацеленных на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование и самоактуализацию его личности.
Исследуя мыслительный процесс личности, В. Д. Ша-дриков сделал заключение о существовании такого качества личности, как рефлексивность. Именно последняя направляет, оценивает и контролирует деятельность и ее результат и, как правило, проявляется при наличии проблемных, затруднительных для принятия решения ситуаций. По мнению многих исследователей, именно рефлексивность и как свойство, и как процесс имеет наибольшее значение в процессе структурирования всей системы качеств личности в плане обеспечения конечного результата [21-23]. Педагогическое наблюдение в рамках учебного процесса курсантов Восточно-Сибирского института МВД России показало, что рефлексивность их личности особенно ярко проявлялась при использовании проблемного, проектного, кейс-стади, аквариума и других методов обучения.
Глубокий анализ сознания личности был проведен также В. П. Зинченко, в работах которой поднят вопрос
об интериоризации сознания, о прорастании его в индивиде. Сознание как сознание своего существования и сознание своего тела приводит, как правило, к двойственности: Я — второе Я [24]. В связи с этим в психологии возникла активная дискуссия о поиске новых подходов и методик к проведению исследования, анализу сознания без участия подсознания и бессознательного. Иными словами, речь идет об обращении к рефлексивности мышления, которая рассматривается нами как возможность полного использования внутренних и внешних факторов в процессе осуществления учебной и профессиональной деятельности, а оказываемая со стороны профессорско-преподавательского состава психолого-педагогическая поддержка (помощь) должна состоять в обращении к рефлексии курсанта, т. е. оценке им самого себя, своих способностей, потенциальных возможностей и их актуализации в рамках учебной деятельности — самоактуализации.
Таким образом, исследуемые нами понятия «сознание», «самопознание», «самооценка», «Я-концепция», «рефлексия», «рефлексивность», «саморазвитие», «самореализация» и «самосовершенствование» — это путь и процесс самоактуализации, которая начинается с момента появления сознания личности и продолжается всю жизнь человека. Данному процессу не свойственна завершенность. В современном мире понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида. В связи с этим актуальным становится высказывание Е. В. Ильиной и А. А. Пытиной о том, что сегодня самоактуализация является необходимым условием полноценного развития человека и его социализации в современном мире [25]. Как говорил А. Маслоу, самоактуализация представляет собой актуализацию личностью всех своих потенциальных возможностей для достижения главной цели: стать тем, кем человек должен стать в этой жизни, цели достичь в жизни всего, на что он способен [26; 27].
Материалы и методы
Статья построена на результатах теоретического и практического исследования процессов самопознания, саморазвития, самооценки, развития «Я-концепции» личности курсанта образовательной организации МВД России посредством изучения его сознания. Использовались доступные отечественные и зарубежные научные публикации по анализируемой проблематике. В качестве диагностического инструментария выступили комплекс психодиагностических методик «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартленд) и самоактуализационный тест «Само-ал» (Э. Шостром). Использовались методы педагогического наблюдения, анкетирования и тестирования.
Исследование проводилось на базе ВосточноСибирского института Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВСИ МВД России), в нем приняли участие 129 курсантов двух специальностей: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».
Подготовительный этап исследования — поисково-теоретический — включал проведение теоретического
анализа проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе. На данном этапе были сформированы две группы: первая — из курсантов, обучающихся специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (63 человека), и вторая — из курсантов, обучающихся специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (66 человек).
На втором этапе был разработан аппарат исследования. В целях изучения содержательных характеристик идентичности личности каждого курсанта нами было проведено анкетирование с использованием теста «Кто Я?», включающего такие шкалы, как самооценка; социальное, коммуникативное, материальное, физическое, деятельное, перспективное и рефлексивное Я.
Кроме того, были проведены анкетирование и тестирование курсантов по самоактуализационному тесту «Самоал», содержащему следующие шкалы: ориентация во времени (насколько человек живет настоящим и не откладывает жизнь на будущее); ценностные ориентации (ценности самоактуализирующейся личности: красота, доброта, истина, справедливость, жизненность, целеустремленность, созидание, уникальность, отсутствие раздвоенности, легкость, простота, порядок, самодостаточность, игра); взгляд на природу человека (вера в человеческие способности и их могущество); потребность в познании (познавательные способности личности); стремление к творчеству (творческие способности личности, творческое отношение к жизни и профессии); автономность (зрелость, самоподдержка, направляемость изнутри); спонтанность (свободное выражение поведения в силу доверия к себе и к окружающим); самопонимание (чувства человека к собственным желаниям и потребностям, отсутствие их подмены желаниями других); аутосимпатия (достаточно осознанная позитивная «Я — концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки); контактность (общительность, способность к установлению доброжелательных отношений с окружающими) и гибкость в общении (способность к адекватному самовыражению в процессе общения).
Третий этап исследования — обобщающий — был направлен на подведение итогов проведенной диагностики, обработку, анализ и обобщение ее результатов, формирование выводов и рекомендаций.
Результаты и обсуждение
С помощью комплекса психодиагностических методик «Кто Я?» нами был определен уровень реализован-ности «Я-концепции» курсантов первого курса. Анализ эмпирических данных представлен в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, большинство курсантов первой группы имеют средний (56%) и низкий (38%) уровень реализованности «Я-концепции», у испытуемых второй группы средний уровень реализованности «Я-концепции» составил 60% и низкий — 35%. Высокий уровень реализованности «Я-концепции» продемонстрировали лишь 7 курсантов из обеих диагностируемых групп, которые обладают достаточно высокой для их возраста самооценкой, уверены в себе, удовлетворены своим настоящим положением, имеют сформированный
Таблица 1. Распределение испытуемых 1-го курса в зависимости от степени реализованное™ «Я-концепции» по методике
М. Куна и Т. Макпартленда
(Table 1. Division of first-year respondents due to the level of realization of "Self-concept" according to Kuhn M. and McPartland T. method)
Уровни Группа 1, специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Группа 2, специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»
Кол-во % Кол-во %
Высокий 4 6 3 5
Средний 35 56 40 60
Низкий 24 38 23 35
Итого 63 100 66 100
образ Я, при этом отмечено очень близкое совпадение «Я-реальное» с «Я-идеальное». У курсантов с низким уровнем реализованности «Я-концепции» имеются сложности с самооценкой, как правило, она завышенная или заниженная (у 27 курсантов неустойчивая самооценка), размытые характеристики и несформированный образ Я.
Поскольку сформированность образа «Я» может значительно повлиять на процесс профессионального становления личности курсанта, а также его самореализации в будущей профессиональной деятельности, нами была проведена диагностика стремления личности курсантов к самоактуализации, которая выявила, что в основном среди курсантов первого курса превалирует средний уровень стремления к самоактуализации. Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Низкий уровень выставлялся участнику тестирования, который дал менее трети правильных ответов, средний уровень — от одной трети до двух третей, высокий уровень — больше двух третей правильных ответов.
Эмпирический анализ данных двух диагностических методик показал, что в целом курсанты 1-го курса обеих специальностей обладают возможностями к самопознанию, саморазвитию, формированию адекватной «Я-концепции», что влияет на их самоактуализацию на уровне, соответствующем уровню имеющихся у них способностей. Многие личностные способности архети-пичны (заложены в бессознательном), и их импринтинг становится возможным только при наличии определен-
ных условий. Главной задачей образовательных организаций системы МВД России служит создание педагогических условий, необходимых для развития адекватной «Я-концепции» как фактора самоактуализации личности курсантов в целях проявления их архетипических способностей и потенциальных особенностей, направленных на профессиональное становление их личности. Нами были разработаны рекомендации по внедрению в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России следующих педагогических условий:
1) индивидуальный подход и учет личностных особенностей курсантов в рамках их профессиональной подготовки;
2) выявление мотивационной основы к самоактуализации в учебной и будущей профессиональной деятельности;
3) педагогическое стимулирование и развитие способностей курсантов к реализации интеллектуального и творческого потенциала (интеллектуального и творческого мышления) в рамках их учебного процесса;
4) развитие уверенности курсанта в себе и в собственных силах;
5) активный процесс взаимодействия преподавателей и курсантов в рамках учебно-воспитательной среды;
6) самостоятельная работа курсантов в целях приобретения новых знаний, на основе которых будут сформированы необходимые в профессии компетенции;
7) ежегодная диагностика курсантов на предмет сформированности и реализованности «Я-концепции»
Таблица 2. Стремление к самоактуализации личности курсантов 1-го курса по методике Э. Шострома, балл (Table 2. First-year cadets' seeking for personal self-actualization according to Shostrom E. method, point)
Шкалы Группа 1, специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Группа 2, специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»
низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень
Ориентация во времени 15 36 12 15 36 15
Ценностные ориентации 12 39 12 15 39 12
Взгляд на природу человека 21 39 3 21 42 3
Потребность в познании 9 39 15 12 39 15
Стремление к творчеству 18 39 6 21 39 6
Автономность 15 39 9 15 42 9
Спонтанность 6 54 3 6 54 6
Самопонимание 9 48 6 12 48 6
Аутосимпатия 12 42 9 12 42 12
Контактность 21 27 15 18 30 18
Гибкость в общении 19 30 14 18 33 15
и стремления к самоакутализации их личности в целях активизации процесса самопознания, саморазвития и самореализации. Периодическое проведение диагностики будет способствовать выявлению курсантов с низкими уровнями реализованности «Я-концепции» и стремления к самоактуализации, что позволит профессорско-преподавательскому составу своевременно оказать им психолого-педагогическую поддержку (помощь). Кроме того, проведенная диагностика курсантов 1-го курса ВСИ МВД России показала, что само ее использование может выступить активатором мыслительного процесса курсантов относительно своего предназначения, поведения и ценностного отношения к будущей профессии.
Для проверки действенности и эффективности апробированных нами педагогических условий, направленных на развитие адекватной «Я-концепции» как фактора самоактуализации и профессионального становления личности курсанта, нами были проведены повторные тестирование и анкетирование тех же курсантов по окончании 2-го курса обучения. Результаты итоговой диагностики с использованием психодиагностических методик
«Кто Я?» приведены в таблице 3. Для удобства сравнения представлена сводная таблица показателей, в которой с левой стороны обозначены результаты входной диагностики курсантов 1-го курса, а с правой — результаты итоговой диагностики тех же самых курсантов по окончании ими 2-го курса.
Как следует из сводной таблицы, несмотря на то что большинство курсантов первой (59%) и второй (66%) групп в рамках итоговой диагностики так и показали средний уровень реализованности «Я-концепции», высокий уровень реализованности «Я-концепции» в обеих группах вырос более чем в 2 раза, а общее количество курсантов с низким уровнем реализованности «Я-концепции» сократилось.
Результаты итоговой диагностики по самоактуали-зационному тесту «Самоал» отражены в таблице 4. Для удобства сравнения составлена сводная таблица показателей, в которой с левой стороны обозначены результаты входной диагностики курсантов 1-го курса, а с правой — результаты итоговой диагностики тех же самых курсантов по окончании ими 2-го курса.
Таблица 3. Распределение испытуемых 1-го и 2-го курсов в зависимости от степени реализованности «Я-концепции»
до и после апробации педагогических условий
(Table 3. Division of first- and second-year cadets due to the level of realization of "Self-concept" prior to and after approbation
of pedagogical conditions, point)
Уровни Группа 1, специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Группа 2, специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»
1-й курс до апробации 2-й курс после апробации 1-й курс до апробации 2-й курс после апробации
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий 4 6 9 14 3 5 7 11
Средний 35 56 37 59 40 60 44 66
Низкий 24 38 17 27 23 35 15 23
Итого 63 100 63 100 66 100 66 100
Шкалы Группа специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Группа специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»
1-й курс до апробации 2-й курс после апробации 1-й курс до апробации 2-й курс после апробации
низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень
Ориентация во времени 15 36 12 9 40 14 15 36 15 10 40 16
Ценностные ориентации 12 39 12 8 43 12 15 39 12 9 44 13
Взгляд на природу человека 21 39 3 19 39 5 21 42 3 19 44 3
Потребность в познании 9 39 15 5 42 16 12 39 15 8 42 16
Стремление к творчеству 18 39 6 13 44 6 21 39 6 15 41 10
Автономность 15 39 9 10 43 10 15 42 9 11 46 9
Спонтанность 6 54 3 5 55 3 6 54 6 3 54 9
Самопонимание 9 48 6 7 49 7 12 48 6 6 48 12
Аутосимпатия 12 42 9 9 45 9 12 42 12 10 40 16
Контактность 21 27 15 11 34 18 18 30 18 10 36 20
Гибкость в общении 19 30 14 10 38 15 18 33 15 10 26 30
Таблица 4. Стремление к самоактуализации личности курсантов 1-го и 2-го курсов до и после апробации
педагогических условий, балл
(Table 4. First- and second-year cadets' seeking for personal self-actualization prior to and after approbation of pedagogical
conditions, point)
После апробации педагогических условий курсанты 2-го курса продемонстрировали более высокий уровень стремления к самоактуализации, что выразилось в баллах, полученных последними по одиннадцати шкалам, о которых шла речь в концепции А. Маслоу. Причем прирост показателей имел место как в первой группе курсантов, так и во второй.
Таким образом, анализ эмпирических данных проведенного исследования показал, что разработанные и реализованные нами в рамках учебного процесса педагогические условия способны обеспечить формирование и развитие адекватной «Я-концепции», а также более высокий уровень стремления к самоактуализации личности курсантов в целях проявления их архетипических способностей и потенциальных особенностей, направленных на профессиональное становление их личности.
Выводы
1. Развитие самосознания курсантов образовательных организаций МВД России происходит как формирование «Я-концепции» на основе самопознания и самооценки как совокупности установок, направленных на самого себя. В результате этого у курсанта появляются образ «Я», аффективная оценка этого образа, которая может обладать различной степенью интенсивности; потенциальная поведенческая реакция, т. е. конкретные профессиональные действия, которые вызываются «Я-образом» и самооценкой.
2. Реализация «Я-концепции» в рамках профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России имеет огромный педагогический потенциал и выступает фактором самоактуализации, способствующей развитию личностных качеств и индивидуальных способностей
курсантов, которые оказывают серьезное влияние на процесс профессионального становления их личности.
3. В условиях гуманизации и реформирования образовательной системы нашего государства профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций МВД России предоставлены широкие возможности для активного взаимодействия с курсантами. Главной задачей образовательных организаций системы МВД России является создание педагогических условий, необходимых для развития адекватной «Я-концепции» как фактора самоактуализации и профессионального становления их личности.
4. Экспериментальная проверка эффективности разработанных нами педагогических условий обеспечила такой уровень реализованности «Я-концепции» и стремления к самоактуализации личности курсантов, который, как продемонстрировала диагностика, по всем показателям привел к лучшим результатам курсантов 2-го курса по сравнению с курсантами 1-го курса при освоении программы специалитета. В ходе экспериментального исследования курсанты поверили, что в избранной ими профессиональной деятельности возможно достичь больших успехов, изменить при этом себя и свое состояние.
Перспектива полученных в ходе исследования данных состоит в том, что предложенные автором педагогические условия и комплекс диагностических средств для определения уровня реализованности «Я-концепции» и стремления к самоактуализации личности могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки курсантов военизированных вузов, а также студентов гражданских вузов России при некоторой модификации с учетом профиля профессионального образования.
Список литературы
1. Ходова Е. А., Гончарова Н. А., Столяренко А. М. Технология компетентностного подхода в обеспечении деятельности вневедомственной охраны войск Национальной гвардии России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. 354-361.
2. Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. 296 с.
3. Антошкин В. Н., Ахмадеев А. А. Социальная психология в педагогике. Уфа, 2000. 146 с.
4. Социальная психология образования / под ред. А. Н. Сухова. М., 2005. 138 с.
5. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании : учеб. пособие. М., 2008. 383 с.
6. Реан А. А., Коломинский Я. Я. Социальная педагогическая психология. СПб., 2008. 574 с.
7. Крушельницкая О. Б., Орлов В. А., Сачкова М. Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5, № 2. С. 1-14.
8. Огородова Т. В., Пошехонова Ю. В. Социальная психология образования. Ярославль, 2014. 116 с.
9. Kim Y. Minority parental involvement and school barriers: Moving the focus away from deficiencies of parents. Educational Research Review. 2009. Vol. 4, Iss. 2. Pp. 81-89.
10. Belfi B., Goos M., De Fraine B., Van Damme J. The effect of class composition by gender and ability on secondary school students' school well-being and academic self-concept: A literature review. Educational Research Review. 2012. Vol. 7, Iss. 1. Pp. 123-129.
11. Nurmi J. E. Students' characteristics and teacher-child relationships in instruction: A meta-analysis. Educational Research Review. 2012. Vol. 7, Iss. 3. Pp. 18-27.
12. Bulut S. S. Obstacles to Self-actualization of College Students-The Case of Gazi Faculty of Education. Universal Journal of Educational Research. 2018. 6.10. Pp. 2271-2279. DOI: 10.13189/ujer.2018.061026.
13. Johnson A. P. Education, self-actualization and students inner lives / Theories of Learning and Human Development. 2014. National Science Press: www.nsspress.com (дата обращения: 20.09.2019).
14. Neto M. Educational motivation meets Maslow: Self-actualisation as contextual driver. Journal of Student Engagement: Education Matters. 2015. № 5(1). Pp. 18-27. http://ro.uow.edu.au/jseem/vol5/iss1/4 (дата обращения: 20.09.2019).
15. Бехтерев В. М. Сознание и его границы // Психология сознания / сост. Л. В. Куликов. СПб., 2001. 378 с.
16. Выготский Л. С. Психология: избранные произведения. М., 2002. 1008 с.
17. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 145 с.
18. Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности // Педагогический родник. 2008. № 6. C. 6-8.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 172 с.
20. Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Исследование рефлексии и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. 2015. № 8. С. 106-126.
21. Сизикова Т. Э., Волошина Т. В., Повещенко А. Ф. Обзор исследований рефлексии в психологии. Педагогическая рефлексия // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 98-110.
22. Ларионова М. В. Влияние уровня рефлексивности личности на профессиональную мотивацию педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 3(28). С. 96-101.
23. Маликова Р. Э., Пьянова Е. Н. «Я»-концепция и рефлексия в профессиональном становлении личности // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. С. 43-58.
24. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М., 2002. 431 с.
25. Ильина Е. В., Пытина А. А. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности // Вестник Костромского государственного университета. 2009. № 3. С. 353-356.
26. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2014. 400 с.
27. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб., 1999. 351 с.
Поступила 21.08.2019
УДК 378.1 © Т. N. Mikhailova, 2020 DOI: 10. 24411 /1999-6241 -2020-13010
13.00.01 General Pedagogy, History of Pedagogy and Education
«Self-Concept» as a Factor of Cadets' Self-Actualization and Professional Formation at the Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal
Affairs
Tamara N. Мikhailova1,
Candidate of Sciences (in Pedagogy), associate-professor at the chair of Criminal Procedure.
ORCID: 0000-0003-4681 -175X. E-mail: [email protected]
1 the East-Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 110 Lermontov st., Irkutsk, 664074, Russia
Abstract
Introduction. In the system of higher education psychological-pedagogical means of learning and upbringing for formation of necessary competences are getting more and more required. Such an approach is connected with both the demand of the modern society to comprehensively use the individual potential and personal demand for self-realization in various spheres of life activity. Under globalization of the world problems the process of professional development and self-actualization of law enforcers, law enforcement officers of the Russian Federation among them, is especially important. The purpose is to consider and analyze the process of cadets' personal development and reveal the pedagogical potential of "self-concept" as a factor of self-realization which facilitates manifestation and development of the cadets' individual abilities necessary for forming significant competences and professional development of their personality. Materials and Methods. The diagnostic toolkit included a set of "Who am I?" psychodiagnostical methods and "Samoal" self-actualization test. The author also employed pedagogical observation, questioning and tests. The respondents were 129 cadets of the East-Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Results and Discussion. Cadets possess abilities for self-cognition, self-development, formation of adequate "self-concept" and self-actualization on the level corresponding to their abilities. Conclusions. The process of self-cognition, self-development, realization of "self-concept" and theory of self-actualization within cadets' professional training at the educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs have a great pedagogical potential and can assist in developing of cadets' abilities, which, on the whole, will seriously influence the process of professional formation of their personality.
Keywords: professional formation; self-cognition; self-development; reflection; reflexiveness; «Self-concept»; self-actualization;
pedagogical conditions.
Citation: Mikhailova T. N. «Self-Concept» as a Factor of Cadets' Self-Actualization and Professional Formation at the Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogyin Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No 3(82). Pp. 307-314 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13010
References
1. Khodova E. A., Goncharova N. A., Stolyarenko A. M. Technology of competency-based approach in maintaining activity of non-departmental security squads of the Russia's National Guard troops. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 4(79). Pp. 354-361. (In Russ.)
2. Akopov G. V. Social psychology of education. Moscow, 2000. 296 p. (In Russ.)
3. Antoshkin V. N., Akhmadeev A. A. Social psychology in pedagogy. Ufa, 2000. 146 p. (In Russ.)
4. Social psychology of education. Ed. by Sukhov A. N. Moscow, 2005. 138 p. (In Russ.)
5. Kondratiev M. Yu. Social psychology in education. Moscow, 2008. 383 p. (In Russ.)
6. Rean A. A., Kolominsky Ya.Ya. Social pedagogical psychology. St. Petersburg, 2008. 574 p. (In Russ.)
7. Krushelnitskaya O. B., Orlov V. A., Sachkova M. E. Social psychology of education as a branch of scientific knowledge. Psychological Science and Education. 2013. Vol. 5, No 2. Pp. 1-14. (In Russ.)
8. Ogorodova T. V., Poshekhonova Yu. V. Social psychology of education. Yaroslavl, 2014. 116 p. (In Russ.)
9. Kim Y. Minority parental involvement and school barriers: Moving the focus away from deficiencies of parents. Educational Research Review. 2009. Vol. 4, Iss. 2. Pp. 81-89.
10. Belfi B., Goos M., De Fraine B., Van Damme J. The effect of class composition by gender and ability on secondary school students' school well-being and academic self-concept: A literature review. Educational Research Review. 2012. Vol. 7, Iss. 1. Pp. 123-129.
11. Nurmi J. E. Students' characteristics and teacher-child relationships in instruction: A meta-analysis. Educational Research Review. 2012. Vol. 7, Iss. 3. Pp. 18-27.
12. Bulut S. S. Obstacles to Self-actualization of College Students-The Case of Gazi Faculty of Education. Universal Journal of Educational Research. 2018. 6.10. Pp. 2271-2279. DOI: 10.13189/ujer.2018.061026.
13. Johnson A. P. Education, self-actualization and students inner lives. Theories of Learning and Human Development. 2014. National Science Press: www.nsspress.com (accessed: 20.09.2019).
14. Neto M. Educational motivation meets Maslow: Self-actualization as contextual driver. Journal of Student Engagement: Education Matters. 2015. No 5(1). Pp. 18-27. http://ro.uow.edu.au/jseem/vol5/iss1M (accessed: 20.09.2019).
15. Bekhterev V. M. Consciousness and its boundaries. Psychology of Education. Comp. By Kulikov L. V. St. Petersburg, 2001. 378 p. (In Russ.)
16. Vygotsky L. S. Psychology: selected works. Moscow, 2002. 1008 p. (In Russ.)
17. Rubinstein S. L. On thinking and ways to study it. Moscow, 1958. 145 p. (In Russ.)
18. Elkonin D. B. On the structure of learning. Pedagogical Spring. 2008. No 6. Pp. 6-8. (In Russ.)
19. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow, 1975. 172 p. (In Russ.)
20. Shadrikov V. D., Kurginyan S. S. The study of reflection and its diagnostics via assessment of constructs of psychological functional system of activity. Experimental Psychology. 2015. No 8. Pp. 106-126. (In Russ.)
21. Sizikova T. E., Voloshina T. V., Poveschenko A. F. Review of studies devoted to reflection in psychology. Pedagogical reflection. Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2016. No 3. Pp. 98-110. (In Russ.)
22. Larionova M. V. Influence of personal reflexiveness on the educator's/pedagogue's professional motivation. Scientific Provision of the System of Advanced Personnel Training. 2016. No 3(28). Pp. 96-101. (In Russ.)
23. Malikova R. E., Pianova E. N. «Self»-concept and reflection in professional formation of personality. International Student's Scientific Bulletin. 2015. No 5. Pp. 43-58. (In Russ.)
24. Zinchenko V. P. Psychological grounds for pedagogy. Moscow, 2002. 431 p. (In Russ.)
25. Ilyina E. V, Pytina A. A. Self-actualization as a necessary condition for comprehensive personality development and socialization. Bulletin of Kostroma State University. 2009. No 3. Pp. 353-356. (In Russ.)
26. Maslow A. Motivation and personality. St. Petersburg, 2014. 400 p. (In Russ.)
27. Maslow A. Self-actualized people: studies of mental health. Motivation and Personality. Transl. from English by Tatlybaeva A. M. St. Petersburg, 1999. 351 p. (In Russ.)
Submitted 21.08.2019