Научная статья на тему 'Влияние уровня рефлексивности личности на профессиональную мотивацию педагога'

Влияние уровня рефлексивности личности на профессиональную мотивацию педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА / МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Марина Александровна

В статье рассматривается актуальность внедрения идей и принципов системно-деятельностного подхода в образовании взрослых, при организации курсовых мероприятий, ориентированных на развитие личности и деятельности современного педагога, подчеркивается взаимосвязь объективных и субъективных факторов личностно-профессионального развития. Автором выделены механизмы развития профессионализма педагога, указаны значимые характеристики личности, позволяющие педагогу реализовать на практике теоретические положения системно-деятельностного подхода, просматривающиеся в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. В ходе теоретического и эмпирического изучения проблемы автором выявлено взаимообусловленное влияние двух значимых профессиональных характеристик современного педагога: рефлексивности личности и профессиональной мотивация. Данные характеристики выступают ведущими механизмами развития профессионализма педагога, при этом уровень рефлексивности личности определяет качество профессиональной мотивации педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of reflexivity person level on a professional teacher motivation

The article discusses the relevance of the implementation of the ideas and principles of system-activity approach in adult education by the organization of exchange activities aimed at personal development and activity of the modern educator emphasized the relationship of objective and subjective factors of personal and professional development. The author highlighted the mechanisms of development of professionalism of teacher, given significant characteristics of the person, allowing the teacher to put into practice the theoretical principles of system-activity approach, viewed in the federal state educational standards of new generation. During the theoretical and empirical study of the problem the author revealed interdependent influence of two important characteristics of the modern professional teacher: reflexivity personality and professional motivation. These characteristics are the major mechanisms of development of professionalism of the teacher, and the level of reflexivity.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня рефлексивности личности на профессиональную мотивацию педагога»

о соД'Ио,^

УДК 159.923+371.12

Влияние уровня рефлексивности личности на профессиональную мотивацию педагога

М. А. Ларионова

Effect of reflexivity person level on a professional teacher motivation

M. A. Larionova

Аннотация. В статье рассматривается актуальность внедрения идей и принципов систем-но-деятельностного подхода в образовании взрослых, при организации курсовых мероприятий, ориентированных на развитие личности и деятельности современного педагога, подчеркивается взаимосвязь объективных и субъективных факторов личностно-профессионального развития. Автором выделены механизмы развития профессионализма педагога, указаны значимые характеристики личности, позволяющие педагогу реализовать на практике теоретические положения системно-деятельностного подхода, просматривающиеся в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.

В ходе теоретического и эмпирического изучения проблемы автором выявлено взаимообусловленное влияние двух значимых профессиональных характеристик современного педагога: рефлексивности личности и профессиональной мотивация. Данные характеристики выступают ведущими механизмами развития профессионализма педагога, при этом уровень рефлексивности личности определяет качество профессиональной мотивации педагога.

Abstract. The article discusses the relevance of the implementation of the ideas and principles of system-activity approach in adult education by the organization of exchange activities aimed at personal development and activity of the modern educator emphasized the relationship of objective and subjective factors of personal and professional development. The author highlighted the mechanisms of development ofprofessionalism of teacher, given significant characteristics of the person, allowing the teacher to put into practice the theoreti-

cal principles of system-activity approach, viewed in the federal state educational standards of new generation.

During the theoretical and empirical study of the problem the author revealed interdependent influence of two important characteristics of the modern professional teacher: reflexivity personality and professional motivation. These characteristics are the major mechanisms of development of professionalism of the teacher, and the level of ref-lexivity.

Ключевые слова: рефлексивность личности педагога, профессиональная мотивация педагога, механизмы профессионального развития, саморазвитие.

Keywords: reflexivity teacher's personality, teache's professional motivation, mechanisms of professional development, self-development.

Российская образовательная система последнее десятилетие активно модернизируется. Прежде всего, изменения отмечаются в связи с разработкой, апробацией и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. В данных нормативных документах достаточно четко просматриваются идеи и принципы системно-деятельностного подхода. Это обязывает современного педагога обладать профессиональной компетентностью в области методологии и технологии осуществления профессионально-педагогической деятельности согласно данному подходу. Принципиальным отличием системно-деятельностного подхода от других образовательных систем и технологий, на наш взгляд, является направленность всего образовательного процесса на социализацию и развитие потребности личности в самодостраи-

осаА"Кт,.

А

ЧИППКРО

вании, субъектную активность обучающегося и обучающего. Субъектность, целостность и системность должны пронизывать как конкретную педагогическую ситуацию, так и весь образовательный процесс в его совокупном единстве.

Содержательно реализация системно-де-ятельностного подхода сопряжена с внутренними изменениями, затрагивающими процесс профессионализации и саморазвития педагога. Это становится возможным только при лично-стно-профессиональной готовности самого педагога (воспитателя, учителя, преподавателя вуза и др.) к целенаправленному, сознательному самоизменению как личности и профессионала, преобразованию профессионально-педагогической деятельности.

Деятельность в отечественной психологии рассматривается как некая движущая сила (механизм) преобразования человека и окружающей действительности. Генезис всех психологических систем, и, прежде всего, личности, связываются с внутренней активностью (субъ-ектностью) человека. Если мы обратимся к классической структуре деятельности, то станет очевидным ее сопряженность с целеполага-нием, что в свою очередь предполагает работу сознания и самосознания [1]. Вся прочая неосознанная активность вряд ли может определяться как деятельность в психологическом смысле. Если мы будем считать и полагать иначе, то неизбежно окажемся в методологии бихевиорального подхода. Тогда не следует надеяться, что у личности возникнет осознанная целенаправленная активность на саморазвитие, вместо приспособления к условности ситуации формирования личности по заданному образцу.

Системно-деятельностный подход располагает различными методологическими инструментами проектирования разных сфер социальной практики и человека.

Можно перечислить следующие важнейшие составляющие системы: мотивацию как совокупность потребностей и частных мотивов; це-леполагание как необходимую стратегическую направленность действий на что-то; технологию реализации конкретного способа или совокупности способов, позволяющих достичь цели и отвечающих содержанию мотивации субъекта (в том числе и коллективного), реализующего деятельность.

Кроме того, системность предполагает учет внутренних и внешних ресурсов, «обеспечивающих достижение мотивов и целей», а также того «„кто" будет „агентом", заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной системы, например, „общества как системы", „образования как системы" или „личности как „системы"» [2, с. 17]. Это еще раз доказывает, что основания системно-деятельностного подхода определяют важнейшую сущностную характеристику модернизации современного образования в России.

Ориентированность сегодня на субъектов образовательной системы, стремление техноло-гизировать образовательный процесс в парадигма деятельности позволяет надеяться на проявление и жизнедеятельность в дальнейшем социально активного и ответственного гражданина России. Однако акцентуация на гуманизации, толерантности мышления субъектов образовательного процесса и российского общества в целом, требуют от педагога профессиональной активности в овладении компетенциями системно-деятельностного подхода не на словах, а на деле. Это напрямую связано не только с получением новых знаний и реконструкцией имеющихся представлений о современных педагогических технологиях, но и приобретением опыта их методической реализации в сочетании с изменением стиля, методов, приемов профессионально-педагогической деятельности.

Данный вопрос сопряжен с рассмотрением проблемы профессионального развития личности с учетом общих методологических подходов к человеку и его профессиональному становлению. Очевидным является тот факт, что как бы ни определялась исследователями профессиональная деятельность, профессионализм, профессиональное развитие личности, целью остается обозначение совокупности закономерностей, приводящих в итоге к эффективности специалиста в профессии, его профессиональной деятельности, выявление условий и механизмов развития профессионала высокого уровня, особенностей конкретной профессии и т. д.

Анализ литературы свидетельствует, что процесс развития профессионала может рассматриваться с позиции присвоения им опыта, т. е. знаний, умений, навыков, способностей, качеств и компетенций, необходимых для эффективного выполнения профессиональной

деятельности. В этом случае мы имеем дело с позицией исследователя, основанной на функциональном подходе к профессиональному развитию и становлению профессионала. И здесь логичнее, на наш взгляд, говорить о процессе формирования, а не о развитии профессионала, о мере соответствия личности конкретно заданным требованиям к профессиональным характеристикам и к профессиональной деятельности.

Другая позиция к профессионализации фокусируется на том, что этот процесс основан на взаимосвязи развития и саморазвития личности, значимости субъектной активности в динамике становления профессионализма, то есть о феноменологическом подходе в рассмотрении процесса личностно-профессионального развития.

В современных психологических исследованиях наметилась тенденция к объединению двух обозначенных подхода к развитию профессионала. Основная идея ученых, выражающих данную позицию, сводится к тому, что в процессе профессионального развития личности происходит взаимовлияние объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести такие как социальные требования к специалисту определенной профессии, стадиальность процесса профессионализации и другие. Субъективные факторы раскрывают личностное своеобразие и индивидуальные тенденции в развитии человека, его стремление к самореализации и самосовершенствованию в профессии [3; 4]. Инновацион-ность, динамичность, синергичность профессиональной деятельности современного педагога методологически укладывается в системно-деятельностную парадигму. Мы считаем, что фактически данные признаки профессионально-педагогической деятельности могут выступать важнейшими требованиями к его профессионализму.

Как было отмечено выше, мотивация играет существенную роль в развитии личности и преобразовании деятельности, определяет ее результативность, качество образовательной системы и среды, помогает или препятствует педагогу в достижении профессиональных целей, и, в конечном счете, влияет на сохранение или отток высококвалифицированных кадровых ресурсов в образовании. Опираясь на точку

зрения С. Л. Рубинштейна и современных психологов субъектно-деятельностного направления о двух способах существования и отношения человека к жизни (Л. М. Митина, А. С. Шаров и др.) и считая профессиональную деятельность неотъемлемой частью жизнедеятельности личности, мы выделили две стратегии профессионального развития преподавателя: формализованную и преобразовательную [3].

На наш взгляд, содержательные характеристики стратегии профессионального развития раскрывают, почему педагоги, имеющие одинаковую квалификацию, аттестационную категорию, работают с различной эффективностью, к каким профессиональным достижениям стремятся, что делают (или не делают) для развития личностных и деятельностных профессиональных компетенций и т. д.

Как показывают многочисленные исследования, эффективность профессиональной деятельности педагога с учетом современных требований к образованию выше в тех случаях, когда его усилия определяются внутренней мотивацией. Изменить, оптимизировать свою деятельность возможно только при понимании того, что требует изменения, коррекции, оптимизации. А это связано уже с уровнем рефлексивности личности педагога [5; 6].

Рефлексивность как психическое свойство человека представляет собой одну из основных характеристик интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Рефлексия может рассматриваться, как способность субъекта анализировать свой внутренний мир, действия, поступки (К. А. Абульхано-ва-Славская, Л. И. Божович, А. И. Липкина, И. С. Кон и др.), как процесс, имеющий свои компоненты и уровни (А. А. Деркач, Е. И. Са-вонько, В. В. Столин, Б. А. Классов и др.). Но и в том и в другом случае рефлексия выступает движущей силой развития психологических свойств, качеств, способностей личности, инструментальной стороной деятельности, обращенной на себя.

Мы предположили, что развитая рефлексивность может оказывать существенное позитивное влияние на профессиональную мотивацию педагога. Более того, рефлексия и мотивация выступают мощными взаимосвязанными механизмами профессионального развития и саморазвития педагога. В то же время Б. Г. Ананьев

осаА"Кт,.

А

ЧИППКРО

впервые в психологии указал на возможность несовпадающего развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, проанализировав условия, способствующие несовпадению этих свойств. Структура человека как субъекта деятельности складывается из свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Индивидуальность же Б. Г. Ананьевым рассматривается как интегральная биопсихосоциальная характеристика человека [7]. Таким образом, характеризуя человека как субъекта определенной деятельности, скажем, педагогической, мы будем обращаться как к его личностным свойствам и качествам, так и к раскрытию его индивидуальности.

Мы исследовали по методике К. Замфира в модификации А. А. Реана «Профессиональная мотивация» мотивационные комплексы педагогов, выборку которых были определены учителя различного профиля, обучающиеся на курсах повышения квалификации.

Рефлексивность же была изучена по «Методике определения индивидуальной меры рефлексивности» А. В. Карпова. Данная методика позволяет диагностировать общий уровень рефлексивности, как сумму частных видов рефлексивности [3].

Если педагог мотивирован осознанно и качественно осуществлять профессиональную деятельность, то и рефлексия его в профессиональном плане будет ориентирована на все стороны деятельности и на себя как субъекта этой деятельности. Наша гипотеза строилась на том, что ведущим механизмом в развитии профессионализма будет выступать мотивация педагога, что, в свою очередь, запустит динамический рост рефлексивности личности и деятельности.

Предположив существование взаимосвязи рефлексивности и качества профессиональной мотивации, мы реализовали два диагностических среза на одной и той же выборке педагогов. Первый срез был сделан в 2013 году, когда педагоги обучались на курсах повышения квалификации в предыдущий раз, активно разрабатывались и внедрялись первые ФГОСы, редактировался ФЗ «Об образовании в РФ». Второй же срез был сделан в 2016 году, когда эти же педагоги пришли на повторное обучение на курсах повышения квалификации (согласно Положению о ПК, раз в три года). Общее число выборки составило 85 человек.

По результатам первого среза комплексы профессиональной мотивации педагогов были в основном оптимальными (87% опрошенных), у остальных отмечались комплексы с преобладанием внешней положительной мотивацией (7%) и внешней отрицательной мотивацией (6%). Повторный срез спустя три года дал следующие результаты: 58% опрошенных имели оптимальный мотивационный комплекс, то есть внутренние профессиональные мотивы преобладали над внешней положительной и внешней отрицательной мотивацией. У остальной части выборки преобладали неоптимальные комплексы профессиональной мотивации. Так с внешней положительной мотивацией в нашей выборке оказалось 9% педагогов, что существенно не отличалось от показателя первого среза. С внешней отрицательной мотивацией число педагогов увеличилось (33%)

Изучение рефлексивности в интересующей нас выборке показало, что доминирующее число обследуемых педагогов при первичном обследовании имели средний уровень ее развития (около 67% опрошенных). С нашей точки зрения, эффективность профессионально-педагогической деятельности связана с необходимостью для профессионала высокого уровня владеть личностной, интеллектуальной и деятель-ностной рефлексией. Реально высокий уровень рефлексивности был зафиксирован только у 13% в выборке. Остальные педагоги (20%) имели низкий уровень развития рефлексивности.

При повторном обследовании педагогов выявлено, что средний уровень рефлексивность характерен для уже 47% опрошенных. Обращает на себя внимание тот факт, что в группе опрошенных педагогов, имеющих низкий уровень рефлексивности, стало 18%. В то время как процент педагогов с высоким уровнем рефлексивности увеличился (35%).

Проведя корреляционный анализ, нами была обнаружена значимая отрицательная корреляция между мотивацией и рефлексивностью педагога (Р = -0,86), что свидетельствовало о том, что повышение рефлексивности педагога влиять на качество профессиональной мотивации. Мотивации начинает носить адаптивный характер. При невозможности педагога сменить коллектив, профиль работы, когда требования к современному педагогу возрастают, приводит к

J, «««■*>«*

такой мало утешающей картине. И, на наш взгляд, требует введения в содержания курсов повышения квалификации занятий, направленных на профилактику и устранение признаков профессиональной деформации и выгорания педагога.

Многие педагоги при индивидуальной процедуре обсуждения результатов диагностики отмечали неудовлетворенность трудом сегодня, поскольку предъявляется, по их мнению, большое количество формальных требований к качеству их профессиональной деятельности, при отсутствии мероприятий по здоровьесбереже-нию педагогов в образовательных организациях. Что, на наш взгляд, противоречит технологии системно-деятельностного подхода.

При этом отмечается приток немотивированных на профессию и профессиональные изменения слушателей («нас послали, мы пришли»). Данная ситуация порождает противоречие между высокими требованиями к качеству образования и большими ресурсными психолого-педагогическими затратами на актуализацию внутренней мотивации у обучающихся педагогов на курсах повышения квалификации.

Итак, современному педагогу требуются значительные субъектные затраты, чтобы соответствовать сегодняшним требованиям к их профессиональной деятельности. Профилактикой могут стать разработка и проведение системы мероприятий для педагогов, например, рефлексивный семинар, личностно-професси-ональный тренинг и т. п. Следует также реализовать научно-практические разработки по внедрению технологий развития учебно-профессиональной мотивации у обучающихся. Это может значительно улучшить ситуацию лично-стно-профессионального развития педагогов с учетом методологии системно-деятельностного подхода, способствовать преодолению стагнации в развитии профессионализма педагога.

Библиографический список:

1. Леонтьев Д. А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации / Д. А. Леонтьев // Психология человека в современном мире : материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, Москва, 15-16 октября 2009 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев и др. - М. : Изд-во ИП РАН, 2009. - Т. 2. - С. 40-49.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. // Вопросы психологии. - 2007. -№ 4. - С. 16-23.

3. Ларионова М. А. Психолого-педагогическая диагностика профессионализма преподавателя / М. А. Ларионова. - Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2014. - 124 с.

4. Психологические проблемы смысла жизни и акме : материалы XI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова. - М. : ПИ РАО, 2014. - 82 с.

5. Шаров А. С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы / А. С. Шаров // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. - М. : Когито-центр, 2009.- С. 112-132.

6. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А. В. Серый ; науч. ред. М. С. Яницкий. - Кемерово : Кузбассвуз-издат, 2004. - 272 с.

7. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. - М. : Директ-Медиа Паблишинг, 2008. - 134 c.

References:

1. Leontiev D. A. Reflection as a prerequisite for self-determination // human psychology in the modern world: Proc. Jubilee Scientific. Conf., devoted to the 120 yars of S. L. Rubinstein, Moscow, 15-16 October 2009 / [Refleksija kak predposylka samodeterminacii // Psihologija cheloveka v so-vremennom mire: materialy Vseros. jubi-lejnoj nauch. konf., posvjashhennoj 120-letiju so dnja rozhdenija S. L. Rubinshtejna]. M. : Publishing House of the IP RAS, 2009, T. 2, pp. 40-49.

2. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V. Volo-darskaya I. A., Karabanova O. A., Salmin N. G. Cultural-historical system-activity-paradigm design standards of school education [Kul'turno-istoricheskaja sistemno-dejatel'nostnaja paradigma proektirovanija standartov shkol'nogo obrazovani-ja] / A. G. Asmolov and others // Questions of psychology, 2007,N 4, pp.16-23.

3. Larionova M. A. Psycho-pedagogical diagnosis of teacher's professionalism [Psihologo-pedagogicheskaja diagnostika professionalizma prepodavatelja], M. A. Larionova, Omsk: Institute of Education Development of Omsk Region, 2014. 124 p.

А

ЧИППКРО

4. Psychological problems of the meaning of life : materials of XI Symposium [Psihologicheskie problemy smysla zhizni : materialy XI simpozi-uma]/ edited by G. A. Weiser, E. E. Vahromova, M. : PI RAO, 2014. 82 p.

5. Sharov A. S. Ontology of reflection: the nature, functions and mechanisms // reflexive approach: from methodology to the practice [Ontolo-gija refleksii: priroda, funkcii i mehanizmy // Ref-leksivnyj podhod: ot metodologii k praktike] /

ed. by V. E. Lepskogo, M. : Cogito Centre, 2009, pp.112-132.

6. Seriy A. V. System of personal senses: structure, function, dynamics [Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funkcii, dinamika] / A. V. Seriy scientific editor M. S. Janicki // Kemerovo, 2004. 272 p.

7. Ananiev B. G. Personality, subject of activity, individuality : monograph [Lichnost', sub'ekt dejatel'nosti, individual'nost'] / B. G. Ananiev, M. : Direct Media Publishing, 2008. 134 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.