собностей, свидетельствующие о том, что при очень высоких показателях эмпатии наблюдается излишняя концентрация на поведенческих реакциях клиента. а Показано также, что высокий уровень эмоциональной чувствительности фитнес тренера сопровождается снижением эффективности выполнения профессиональной задачи.
Во втором кластере, самоэффективность в сфере межличностного общения положительно коррелирует с такими показателями как «Проникающая способность в эмпатии», «Интуитивный канал эмпатии», «Идентификация в эмпатии» и «Суммарный балл эмпатических способностей». Следовательно, эмпатия позволяет фитнес тренерам второго кластера через невербальные сигналы «чувствовать» настроение клиента, выстраивая при этом отношения доброжелательности и доверия, проявляя при этом про активный подход
Полученные данные позволяют говорить о значимости не только самоэффективности в целом, для выполнения задач профессионального развития, но и позволяют разобраться в ее специфике. Так для одних тренеров коммуникация выстраивается с точки зрения управления клиентом, а для других главным оказывается подстраивание под клиента с целью добиться выполнения реализуемых тренеров по фитнесу задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Факторы профессиональной успешности фитнес-инструктора / Г.М. Бирюкова, А.Н. Кутейников, Д.Ю. Поляков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта- 2018. - № 7 (161). - С. 300-304.
2. Бородин, П.В. Информатизация в решении задач повышения уровня психофизического состояния и профессионально-прикладной подготовленности будущих специалистов медицинского профиля / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков, А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 54-59.
3. Москаленко, К.Ю. Коммуникативные предпосылки успешной деятельности фитнес инструктора / К.Ю. Москаленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 350-355.
4. Смирнов, С.И. Исследование некоторых критериев сферы фитнес-услуг / С.И. Смирнов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 170-173.
REFERENCES
1. Biryukova, G.M., Kuteinikov, A.N., and Polyakov, D.Yu. ( 2018), "Factors of professional success of a fitness instructor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161). pp. 300304.
2. Borodin, P.V., Tyutyukov, V.G. and Zakharov, A.V. (2018), "Informatization in solving problems of increasing the level of psychophysical state and professional and applied preparedness of future medical specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp 59-63
3. Moskalenko, K.Yu. (2020), "Communicative background of successful fitness instructor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 350-355
4. Smirnov, S. I. (2011), "Research of some criteria of the sphere of fitness services", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 11, pp. 170-173.
Контактная информация: konstantin_moskalenko@list.ru
Статья поступила в редакцию 12.10.2021
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Елизавета Анатольевна Воронина, директор, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Ступени успеха,
Ростов-на-Дону
Аннотация
В статье анализируется понятие учебной мотивации, раскрывается специфика внешней и внутренней мотивации, описываются особенности и механизмы формирования учебной мотивации в подростковом возрасте. Актуализируется значимость дополнительных образовательных услуг, как средства повышения типов мотивов, составляющих основу внутренней мотивации школьников подросткового возраста. Приводятся результаты исследования учебной мотивации подростков, получающих дополнительное образование различной направленности (культурно-художественное, информационно-техническое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое) и не получающих дополнительные образовательные услуги. Мотивация подростков указанных групп выявляется при помощи методик: «Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая), «Опросник учебной мотивации» (Г.А. Карпова). На основе анализа средних значений и по результатам применения методов математической статистики формулируются вывод относительно присутствия различий в качественном составе мотивации между исследуемыми группами подростков.
Ключевые слова: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, дополнительное образование, личностный смысл, мотив, мотивация достижения, мотивация саморазвития, подросток, познавательный интерес, уровень мотивации, учебная мотивация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p464-471
FEATURES OF LEARNING MOTIVATION OF TEENAGERS RECEIVING ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES
Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, South Federal University, Rostov-on-Don; Elizaveta Anatolyevna Voronina, the director, Regional Cent71er for Identifying and Supporting Gifted Children Steps of Success, Rostov-on-
Don
Abstract
The article analyzes the concept of educational motivation, it reveals the specifics of external and internal motivation, and describes the features and mechanisms of the formation of educational motivation in adolescence. The importance of additional educational services as a means of increasing the types of motives that form the basis of the internal motivation of adolescent schoolchildren is actualized. The results of the study of educational motivation of adolescents, receiving additional education of various orientations (cultural and artistic, information and technical, physical and sports, social and pedagogical) and who do not receive additional educational services are presented. The motivation of adolescents in these groups is revealed by using the following methods: "Diagnostics of the orientation of educational motivation" (TD Dubovitskaya), "Questionnaire of educational motivation" (GA Karpova). Based on the analysis of average values and the results of applying the methods of mathematical statistics, the conclusion is made regarding the presence of differences in the qualitative composition of motivation between the studied groups of adolescents.
Keywords: extrinsic motivation, intrinsic motivation, additional education, personal meaning, motive, achievement motivation, self-development motivation, teenager, cognitive interest, level of motivation, educational motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ основных теорий мотивации позволяет охарактеризовать данный феномен как совокупность мотивов, определяющих направленность и ценностные ориентации личности [3].
По мнению М.В. Матюхиной мотивы необходимо рассматривать по двум основным критериям: по содержанию и состоянию. То есть на что направлены мотивы, насколько они значимы и насколько они осознаны и каков их уровень сформированности
По мнению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности - это побуждения, харак-
теризующие личность школьника, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой» [1, с. 181].
В рамках различных концепций и научных школ выделяются основания для классификации типов мотивов, так по мнению Л.М.Фридмана мотивы делятся на внешние и внутренние. Мотивы, побуждающие деятельность, но никак не связанные с ней, называются внешними по отношению к деятельности, а мотивы, опосредованные той или иной деятельностью - внутренними [9]. Например, познавательный интерес или мотив самореализации в деятельности можно отнести к числу внутренних, а социальное одобрение или престижность причастности к тому или иному виду деятельности - к внешним.
Существует специфика соотношения внутренней и внешней мотивации, характерная для различных возрастных групп. П.М.Якобсон считает, что по мере взросления школьников, внешняя мотивация ослабевает. Согласно его исследованиям в период 11-13 лет намечается снижение роли внешней мотивации в процессе обучения, и увеличение внутренней осознанной мотивации [10].
Учебная мотивация в подростковом возрасте имеет несколько особенностей. В процессе обучения потребности личности удовлетворяются в той или иной деятельности, и таким образом, формируются структуры учебных мотивов учащихся и их осознание. То есть процесс обучения приобретает для подростков некий личностный смысл, который в свою очередь усиливает внутреннюю мотивацию. Принятие социальных значений и образование личностных смыслов учения находят выражение в целеобразовании и индивидуальных особенностях мотивации [6]. Формирование осознанности, внутренних смыслов и усиление внутренней мотивации приводит к тому, что у учащихся появляется любимый учёбный предмет или несколько предметов, которые привлекают их все сильнее. Этот интерес значительно отличается от интереса, возникающего у младших школьников, которые выбирают свой любимый предмет, исходя из того насколько легко он им дается, насколько нравится им преподаватель, насколько интересно предлагается материал и так далее. У подростков же заинтересованность не проявляется неожиданно, на каком-то уроке в связи с какой-либо ситуацией. Постепенно у подростка возникает познавательный интерес к содержанию определенного предмета, возникает желание как можно больше узнать о нем, понять, и чем больше он узнает, тем больше его привлекает та или иная область знаний, сопряжённых с учебным предметом [5]. Вместе с тем появление у учащихся интереса к какому-либо определенному предмету, как правило, несет за собой снижение общей мотивации учения, часто возникает негативизм к системе учебно-воспитательного процесса, отторжение того факта, что осваивать следует не только то, что вызывает интерес, но всё, что предусмотрено учебной программой [8]. Подобное противостояние школьной системе может приводить к тому, что подросток дистанцируется от учебного процесса и даже внутренняя мотивация, порождённая содержанием какого-либо предмета, угасает, поскольку в сознании подростка данный предмет аффилирован с «враждебной», «принуждающей» школьной системой.
В силу этого именно начиная с подросткового возраста особую роль в формировании и усилении внутренней мотивации, соотнесённой с познавательным интересом, играет система дополнительного образования. Будучи включенными в кружки, секции и внеурочную работу в соответствие с интересами на площадках общеобразовательных организаций и за пределами школы, то есть, посещая различные организации дополнительного образования: районные центры дополнительного образования, дома творчества, школы спортивной и творческой направленности, подростки углубляются в ту область знаний, которая является привлекательной для них, получают информацию об этой сфере деятельности, пробуют себя, свои силы в том или ином направлении - в результате чего расширяются представления школьников об интересующей их области знаний, возможно, меняется или корректируется отношение к ней или видение себя, как профессионала в данной сфере. Таким образом, включение подростков в систему дополнительного образо-
вания, соответствующего их сфере интересов способствует расширению представлений о данной сфере и себе в ней, а, следовательно, приводит к коррекции мотивационной системы применительно к интересующей области знаний и процессу учебной деятельности в целом.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе проанализированной информации относительно специфики формирования учебной мотивации в подростковом возрасте сформулирована цель, заключающаяся в исследовании специфики мотивационной структуры подростков, получающих дополнительное образование различной направленности.
МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЕДОВАНИЯ
Эмпирическая часть исследования особенностей учебной мотивации подростков, получающих дополнительные образовательные услуги различной направленности, проводилась на базе МБОУ СОШ №21, г. Ростова-на-Дону. В исследовании принимало участие 100 респондентов, в возрасте от 13 до 15 лет, обучающихся в 7-8 классах школы. Из них 53 девочки и 47 мальчиков.
В исследовании был использован следующий инструментарий:
- Тест «Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая) [2];
- «Опросник учебной мотивации» (Г.А. Карпова) [4].
На I этапе исследования было проведено анкетирование подростков при помощи самостоятельно составленых анкет, на?правленных на выявление включённости респондентов в систему дополнительного образования.
На II этапе проведена диагностика подростков с помощью указанных выше методик.
На III этапе произведена обработка первичных данных и подсчёт средних результатов по методикам.
На IV этапе осуществлён анализ полученных данных с помощью методов математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для выявления уровня учебной мотивации, была использована методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, результаты которой представлены на рисунке 1.
50% 40% 30% 20% 10% 0%
47%
27% 26%
высокии средний низкий
Уровень учебной мотивации Рисунок 1 - Показатели, отражающие уровень мотивации
Высокий уровень внутренней мотивации говорит о том, что исследуемые подростки помимо хорошо развитых познавательных мотивов имеют собственные, достаточно сильные внутренние мотивы, такие как мотив саморазвития, что приводит к тому, что помимо успешного выполнения всех школьных заданий, такие учащиеся продолжают изучать тот или иной материал более глубоко. У подростков, имеющих низкий уровень мотивации, как правило, внешняя мотивация преобладает над внутренней. Познаватель-
ные мотивы таких подростков обычно развиты слабо и учебный процесс их мало привлекает. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что большинство исследованных подростков имеет положительное отношении к учебной деятельности и к школе в целом.
На рисунке 2, представлены показатели распределения уровня учебной мотивации по направлениям дополнительного образования.
Рисунок 2 - Показатели, отражающие распределение уровня учебной мотивации по направлениям дополнительного образования
По результатам, представленным на рисунке 2, можно сформулировать следующие выводы:
Подростки, включённые в организации дополнительного образования культурно-художественной направленности характеризуются преимущественной представленностью высокого уровня мотивации, а именно 54,5% ребят, посещающих секции и школы дополнительного образования данной сферы характеризуются высоким уровнем учебной мотивации. Таким образом, подростки, получающие дополнительно творческое образование заинтересованы в усвоении общеобразовательных предметов, возможно, это связано с тем, что их интересы подкрепляются представленностью в школьной программе учебных дисциплин, творческой направленности или стремлением подростков освоить школьную программу для дальнейшей профессиональной успешности.
В группе, имеющих физкультурно-спортивную направленность, большая часть подростков характеризуется средним уровнем учебной мотивации (60%), часть подростков имеет низкий уровень мотивации (24%) и лишь небольшая часть учащихся имеют высокий уровень мотивации (16%). Возможно, подобные результаты объясняются тем, что занятия в спортивных школах и секциях не отождествляются подростками с учебной деятельностью.
Подростки, получающие дополнительное образование информационно-технической направленности, демонстрируют как наиболее выраженный, средний уровень учебной мотивации (45,5%), часть подростков имеют низкий уровень мотивации (36,3%) и несколько испытуемых имеют высокий уровень мотивации (18,2%). Скорее всего, подобные результаты можно объяснить тем, что познавательные интересы таких подростков в информационных технологиях выходят за пределы учебной программы и как следствие такие ученики ориентируются, не на школьную учебную деятельность, а на практические компетенции, приобретаемые в процессе получения дополнительных услуг.
Среди подростков, получающих дополнительные образовательные услуги социально-педагогической направленности, большая часть испытуемых имеет высокий уровень мотивации (43,5%), в наименьшей степени представлена группа испытуемых со средним уровнем мотивации (34,8%) и небольшая часть учащихся имеют низкий уровень мотивации (21,7%). Так, именно социально-педагогическая и культурно-художественная направленность из всех видов дополнительного образования, согласуется с формировани-
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
60,0%
высокий
средний низкий
ем высокого уровня учебной мотивации. Осознанность и настроенность таких учеников на приобретение знаний по школьным предметам наиболее выражена.
Среди подростков, не получающих дополнительные образовательные услуги, группа со средним уровнем мотивации представлена в наибольшей степени: 52,6%, низкий уровень обнаружен у трети подростков данной группы: 31,6%, а высокий уровень представлен в наименьшей степени в сравнении с другими группами и составляет всего 15,8% от общего числа подростков, не включённых в систему дополнительного образования, что может свидетельствовать не только о низом интересе к учебным предметам, но и об отсутствии интереса к знаниям в целом.
С целью получения данных по качественному составу мотивации учения применялся опросник учебной мотивации Г.А. Карповой. Средние значения полученные при помощи данного опросника представлены на рисунке 3.
Тип мотивации
Познават. ■ Коммуник ■ Эмоцион. ■ Саморазвит. ■ Позиц. Шк. ■ Достиж. ■ Внешн.
Рисунок 3- Показатели, отражающие качественный состав мотивации учения
Результаты на рисунке 3 представлены в баллах, предусмотренных методикой. Полученные данные позволяют заключить, что познавательные мотивы являются основными в процессе обучения для многих испытуемых, хотя средний балл мотивации данного типа составляет 7,7, что по методике соответствует среднему уровню выраженности.
Познавательные мотивы побуждают подростков к упорной и систематической учебной деятельности. В основе лежит бескорыстная жажда познаний, то есть учащиеся хотят изучать что-либо не ради оценки или каких-либо других поощрений, а именно потому, что им интересно изучать тот или иной материал. Как правило, подростки с выраженными познавательными мотивами с легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.
Такие мотивы как коммуникативные (6,2 б.), саморазвитие (6,8 б.) и достижения (6,3 б.) тоже имеют достаточно высокие показатели. Коммуникативные мотивы часто встречаются среди подростков, потому что коммуникативность - это естественная потребность человека, тем более в подростковом возрасте, когда деятельность общения является ведущей. Как правило, учащимся, у которых данный мотив является преобладающим, нравятся уроки, на которых они видят ясную речевую перспективу. Мотив саморазвития у школьников, как правило, характеризуется направленностью на постоянно усовершенствование способов овладения знаниями и компетенциями в той или иной области.
Мотивация достижения связана с потребностью человека добиваться успеха и избегать неудач. Как правило, учащиеся, у которых преобладает данный мотив, лучше справляются с задачами, так как лучше помнят о них, быстрее находят решения и способы преодоления трудностей, а так же склонны брать на себя все новые и новые задачи.
На рисунке 4, представлены показатели распределения компонентов качественного состава мотивов учения по направлениям дополнительного образования.
12 11 11
Рисунок 4 - Показатели, отражающие качественный состав мотивации учения по направлениям дополнительного образования
По результатам, полученным в ходе исследования можно сделать вывод о том, что наиболее выражена познавательная мотивация в группах подростков, включённых в культурно-художественную и информационно-техническую направленность дополнительного образования, средние значения подростков данных групп составляют 11 баллов, что соответствует высокому уровню выраженности мотива по методике.
Коммуникативная направленность более всего выражена у подростков, включённых в физкультурно-спортивные секции - 9 баллов, возможно один из факторов, побудивших заниматься спортом таких подростков - удовлетворение коммуникативных потребностей.
Обращает на себя внимание тот факт, что в группе подростков, посещающих секции социально-педагогической направленности более всего выражен мотив достижения, в этой же группе более всего из исследуемых групп представлены внешние мотивы, из чего можно сделать ввод, что несмотря на высокий уровень учебной мотивации (наиболее высокий из всех исследуемых групп), качественный состав мотивации учения подростков данной группы указывает на стремление к обучению с целью достижения жизненных целей на основе внешних факторов, выступающих в роли побудительной силы.
У подростков, включённых в информационно-техническое направление дополнительного образования, наиболее однородное распределение учебных мотивов из всех исследуемых групп. А именно в равной степени представлены мотивы: эмоциональные, саморазвития, позиция школьника, достижения, внешняя мотивация, что может указывать на равнозначность различных факторов учебной мотивации для школьников, посещающих организации, осуществляющие дополнительное образование информационно-технической направленности. Выявленные различия по типам мотивов учебной деятельности, между группами респондентов, распределенными в соответствии с направленностью получаемого дополнительного образования, по некоторым шкалам подтверждаются статистической обработкой данных - определения достоверности различий на уровне исследуемого признака с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса.
В частности значимые различия зафиксированы между познавательными мотивами, где Н=67,126, при р=0,000; коммуникативными мотивами, где Н=55,810, при р=0,000; эмоциональными мотивами, где Н=15,839, при р=0,003; мотивами саморазвития, где Н=45,985, при р=0,000, мотивом, определяющимся, как «позиция школьника» Н=19,211, при р=0,001, мотивами достижения, где Н=19,277, при р=0,001; и внешними мотивами, где Н=36,342, при р=0,000.
ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о присутствии различий в качественном составе мотивации между подростками, как включёнными в дополни-
тельные образовательные услуги различной направленности, так и не включёнными в систему дополнительного образования.
Подобные результаты можно объяснить как спецификой подросткового возраста, для которого характерен повышенный уровень компонентов мотивации, составляющих её внутреннюю основу применительно к деятельности, имеющей личностный смысл и вызывающей заинтересованность, так и спецификой тех программ дополнительного образования, в которые включены подростки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. -Москва : Просвещение, 1972. - 320 с.
2. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Ду-бовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - Том 7Ю № 2. - С. 42-45.
3. Ильчукова Н.В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы мотивации учебной деятельности / Н.В. Ильчукова // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 4, Психология. Педагогика. Социальная работа. - 2005. - № 6. - С. 166-169.
4. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников / Г.А. Карпова. - Екатеринбург : Из-во Урал, 1996. - 213 с.
5. Маркова А.К. Стратегия формирования мотивации учения: перспективы / А.К. Маркова // Вопросы образования. - 1991. - № 3. - С. 23-36.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова. -Москва : Просвещение, 1990. - 272 с.
7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - Москва : Педагогика, 1984. - 144 с.
8. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 129-141.
9. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М Фридман. - Москва : Институт практической психологии, 1997. - 256 с.
10. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Воронеж : МОДЭК, 1998. - 304 с.
REFERENCES
1. Bozhovich, L.I. (1972), Study of the motivation of the behavior of children and adolescents, Enlightenment, Moscow.
2. Dubovitskaya, T.R. (2002), "Methodology for diagnosing the direction of educational motivation", Psychological science and education, Vol. 7, No. 2, pp. 42-45.
3. Ilchukova, N.V. (2005), "The historical aspect of the development of the problem of motivation in psychology and the analysis of the problem of motivation of educational activities", Syktyvkar University Bulletin. Ser. 4, Psychology. Pedagogy. Social work, No. 6, pp. 166-169.
4. Karpova, G.A. (1996), Pedagogical diagnosis of educational motivation of schoolchildren, Ural, Yekaterinburg.
5. Markova, A.K. (1991), "Strategy for shaping the motivation of teachings: perspectives", Education issues, No. 3, pp. 23-36.
6. Markova, A.K. (1990), Formation of motivation for learning: book for the teacher, Education, Moscow.
7. Matyukhina, M.V. (1984), Motivation for teaching younger students, Pedagogika, Moscow.
8. Milman, V.E. (1987), "Internal and external motivation of educational activity", Questions of psychology, No. 5, pp. 129-141.
9. Fridman, L.M. (1997), Psychopedagogy of general education, Institute of Practical Psychology, Moscow.
10. Yakobson, P.M. (1998), Psychology of feelings and motivation, MODEK, Voronezh.
Контактная информация: marina-naumenko@list.ru
Статья поступила в редакцию 03.10.2021