Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ "Я-КОНЦЕПЦИИ" ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ "Я-КОНЦЕПЦИИ" ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОЗИТИВНАЯ "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ПОДРОСТКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюкиев Д. Н.

Актуальность статьи обусловлена существованием противоречия между социально-обусловленной необходимостью формирования позитивной «Я-концепции» подростков, обеспечивающей их личностную готовность к саморазвитию, и недостаточной научной разработанностью методики ее формирования у подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий спортом. Цель работы заключается в разработке эффективной методики формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий спортом. В работе раскрываются методы, методические приемы и средства формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе соревновательной и тренировочной деятельности. В статье приведены результаты двухлетнего педагогического эксперимента с участием экспериментальной (17 человек) и контрольной (21 человек) групп подростков. Доказано, что формирование позитивной «Я-концепции» подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий спортом на основе реализации авторской методики обеспечивает существенный рост показателей развития познавательного и поведенческого компонентов позитивной «Я-концепции». Статья предназначена для учителей общеобразовательной школы и тренеров спортивных адаптивных школ, решающих задачи личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сюкиев Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF A POSITIVE SELF-CONCEPT IN ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

The topicality of the article is due to the existence of a contradiction between the socially-conditioned need to form a positive self-concept in adolescents, ensuring their personal readiness for self-development, and insufficient scientific development of the method of its formation in adolescents with disabilities in the course of sports. The aim of the work is to develop an effective method of forming a positive I-concept in adolescents with disabilities in sports. The work reveals methods, methods and means of forming a positive self-concept in adolescents with disabilities in the process of competitive and training activities. The article presents the results of a two-year pedagogical experiment involving experimental (17 people) and control (21 people) groups of adolescents. It has been proven that the formation of a positive I-concept in adolescents with disabilities in sports on the basis of the implementation of the author's method provides a significant increase in the development of cognitive and behavioral components of the positive I-concept. The article is intended for coaches of sports adaptive schools and teachers of secondary school, solving the problems of personal development of adolescents with disabilities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ "Я-КОНЦЕПЦИИ" ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 316

Психолого-педагогическое сопровождение формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ограниченными возможностями здоровья

Psychological and pedagogical support for the formation of a positive self-concept in adolescents with disabilities

Сюкиев Д.Н., Калмыцкий государственный университет им.Б.Б. Городовикова, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, [email protected]

Syukiev D., Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova, Chuvash state pedagogical university I. Yakovleva, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.027

Ключевые слова: личность, позитивная «Я-концепция», подростки, ограниченные возможности здоровья, спортивная деятельность, формирование.

Keywords: personality, positive self-concept, teenagers, disability, sports activity, formation.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена существованием противоречия между социально-обусловленной необходимостью формирования позитивной «Я-концепции» подростков, обеспечивающей их личностную готовность к саморазвитию, и недостаточной научной разработанностью методики ее формирования у подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий спортом. Цель работы заключается в разработке эффективной методики формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий спортом. В работе раскрываются методы, методические приемы и средства формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе соревновательной и тренировочной деятельности.

В статье приведены результаты двухлетнего педагогического эксперимента с участием экспериментальной (17 человек) и контрольной (21 человек) групп подростков. Доказано, что формирование позитивной «Я-концепции» подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий спортом на основе реализации авторской методики обеспечивает существенный рост показателей развития познавательного и поведенческого компонентов позитивной «Я-концепции». Статья предназначена для учителей общеобразовательной школы и тренеров спортивных адаптивных школ, решающих задачи личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. The topicality of the article is due to the existence of a contradiction between the socially-conditioned need to form a positive self-concept in adolescents, ensuring their personal readiness for self-development, and insufficient scientific development of the method of its formation in adolescents with disabilities in the course of sports. The aim of the work is to develop an effective method offorming a positive I-concept in adolescents with disabilities in sports. The work reveals methods, methods and means of forming a positive self-concept in adolescents with disabilities in the process of competitive and training activities.

The article presents the results of a two-year pedagogical experiment involving experimental (17 people) and control (21 people) groups of adolescents. It has been proven that the formation of a positive I-concept in adolescents with disabilities in sports on the basis of the implementation of the author's method provides a significant increase in the development of cognitive and behavioral components of the positive I-concept. The article is intended for coaches of sports adaptive schools and teachers of secondary school, solving the problems ofpersonal development of adolescents with disabilities.

Введение. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что образование должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения и самореализации личности [13]. Основным приоритетом педагогической

деятельности становится формирование позитивной «Я-концепции», обеспечивающей личностную готовность к саморазвитию [7; 14]. Решение этой задачи особо значимо для подросткового возраста, на который приходится

период интенсивного личностного развития [1;5;12;14;15].

Существенный вклад в решение проблемы формирования позитивной «Я-концепции» личности внесли Р. Берне [1], А. Маслоу [8], К. Роджерс [10], Э. Эриксон [14], которые в соответствии с идеями гуманистической психологии рассматривали человека как личность, способную при создании определенных условий к самопознанию, саморазвитию и самореализации. Большую роль сыграли исследования отечественных ученых в области самосознания [5;12;14].

Позитивная «Я-концепция» рассматривается исследователями как совокупность установок человека по отношению к своей личности, обусловленных знаниями о своем Я и эмоционально--чувственным отношением к себе и направленных на саморазвитие. В содержании позитивной «Я-концепции» выделяются три взаимодействующих компонента:

познавательный (совокупность знаний о себе); эмоциональный (эмоциональное отношение к образу Я); поведенческий (готовность к преобразованию себя как личности).

В России в настоящее время насчитывается более полутора миллиона детей и подростков с ОВЗ (ОВЗ). Инвалидность создает специфическую ситуацию социального развития, что обусловливает качественное своеобразие формирования личности.

Одним из видов деятельности, создающих условия для формирования личности инвалидов, являются занятия спортом [2-4]: спортивная деятельность создает условия для саморазвития, самопознания, самопринятия в условиях сотрудничества и соперничества с другими ее участниками. Но стихийное самопознание и саморазвитие не всегда обеспечивают эффективную реализацию этих условий. Поэтому формирование позитивного образа своего Я через вовлечение в систематические занятия спортом предполагает организацию педагогических воздействий, направленных на создание у подростков более полного и точного представления об индивидуальном своеобразии своей личности, позитивного отношения к себе, уверенности в своих возможностях и смысложизненных ориентаций.

Таким образом, можно сделать заключение о существовании противоречия между социально-обусловленной необходимостью формирования позитивной «Я-концепции» подростков, обеспечивающей их личностную готовность к саморазвитию, и недостаточной научной

разработанностью методики ее формирования у подростков с ОВЗ в процессе занятий спортом.

Поэтому целью нашей работы является разработка и апробация программы педагогического сопровождения процесса формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ОВЗ в процессе занятий спортом.

Методология и методики исследования. Методологической и теоретической основой исследования являются концептуальные положения системно-деятельностного,

личностно-ориентированного и культурно-исторического подходов; работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию «Я-концепции» личности; современные знания о спорте как виде деятельности; педагогические теории формирования личности, труды в области теории и методики адаптивной физической культуры и спорта.

Для измерения показателей позитивной «Я-концепции» применялись методики

психодиагностики. Для измерения показателей самооценки применялась методика Т. Дембо -С.Л. Рубинштейн, самоуважения и самопринятия - методика исследования самоотношения [9], уверенности в себе - тест В.Г. Ромека [11] смысложизненных ориентаций - методика СЖО [6].

Результаты исследования. Разработанная нами программа педагогического сопровождения формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ОВЗ в процессе занятий спортом включала формы, методы, методические приемы и средства.

Использовались две формы организации спортивной деятельности, различающихся присущими им возможностями реализации процессов самопознания, самопринятия и саморазвития.

В условиях соревнования постоянно возникают эмоционально-насыщенные

отношения соперничества и сотрудничества, подросток действует в атмосфере публичности. Поэтому формирование позитивной «Я-концепции» осуществлялось преимущественно в рамках системы «Я-другие», т.е. в процессе взаимодействия подростка с «другими» людьми (товарищами по спортивной команде, соперниками, тренерами, судьями,

болельщиками).

На учебно-тренировочных занятиях основным фактором формирования позитивной «Я-концепции» выступало педагогическое взаимодействие с тренером и с товарищами по команде.

Самопознание, самопринятие и саморазвитие подростков осуществлялось в рамках системы «Я-другие». Выполнение физических упражнений позволяло при определенных условиях сформировать у подростков адекватную самооценку, позитивное эмоционально-ценностное отношение к себе и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Методы воспитания, как способы организации воздействия на процессы самопознания, самопринятия и саморазвития подростка со стороны других участников спортивной деятельности, подразделялись нами на две группы по критерию психологического механизма приобретения социального опыта:

- «сверху вниз»: способы прямого непосредственного обращения к сознанию (убеждение), подсознанию (прямое и косвенное внушение), чувству (личный пример), воле (метод требования);

- «снизу вверх»: способы опосредованного воздействия на сознание, чувство и волю через приобретение и обогащение в процессе деятельности в моделируемых тренером ситуациях опыта самопознания, самопринятия и саморазвития (метод практического упражнения).

В обоих случаях подросток занимал позицию активного субъекта самопознания, самопринятия и саморазвития. Поэтому воспитание включало в свое содержание процессы самовоспитания, которое осуществлялось методами «сверху вниз (самоубеждение, самовнушение,

самоподражание, самоприказ) и «снизу вверх» (метод организации самостоятельной творческой деятельности).

Нами применялись следующие методические приемы воздействия на формирование познавательного и эмоционального компонентов позитивной «Я-концепции» с использованием процессов эмоциональной идентификации: сравнение себя с «обобщенным другим»; характеристика личности другого; управляемая проекция; активизация субъектного опыта через перевоплощение; социально психологические тренинги.

1. Сравнение себя с «обобщенным другим». Сравнение себя с другими людьми в процессе общения позволяет сформировать адекватную самооценку. Данный методический прием реализовался в процессе выполнения подростком следующих заданий:

1) совместное выполнение одинаковых тренировочных заданий, результаты которого можно непосредственно сравнить или количественно измерить и оценить по определенной шкале;

2) совместное выполнение тренировочных заданий, предъявляющих высокие требования к различным сторонам спортивной подготовленности;

3) совместное выполнение тренировочных заданий игрового и соревновательного характера;

4) выполнение различных тренировочных заданий совместно со спортсменами различной спортивной квалификации, круг которых постоянно изменяется и расширяется;

5) участие в соревнованиях, различающихся по программе или по спортивной квалификации участников;

6) совместное выполнение тренировочных заданий в различном психическом состоянии;

7) совместная соревновательная и тренировочная деятельность со спортсменами референтной для подростка группы.

2. Характеристика личности другого. Характеризуя своих товарищей по мотивам занятий спортом, чертам характера, особенностям эмоционально-волевой сферы, темпераменту, способностям, спортивной подготовленности, подросток затем переносит эти характеристики на самого себя. Для реализации этого методического приема использовались следующие задания:

1) найти в личности своего друга позитивные и негативные черты характера;

2) определить альтернативные мотивы и внутренние преграды, ставшие причиной прекращению занятий спортом одним из его товарищей;

3) предположить, как будет вести себя его друг в жизненных ситуациях с конфликтным личностным смыслом;

4) определить иерархию наиболее значимых ценностных ориентаций у своего товарища по команде;

5) найти у своих товарищей по команде отрицательные качества; у тех, кто вызывает антипатию - положительные характеристики;

6) назвать, какие позитивные и отрицательные качества выделил бы тренер;

7) провести психологическое тестирование от себя и от своего товарища.

3. Управляемая проекция. Суть данного методического приема заключалась в том, чтобы направить отношение подростка к самому себе на другого человека так, чтобы сам характер этого чувства не изменился.

Применялись следующие задания:

1) подростку предлагалось ответить за товарища на ряд вопросов об особенностях отношения и поведения;

2) проекция образа собственного «Я». Подросток выполнял описание самого себя. Во

втором задании он описывал, каким, по его мнению, он воспринимается своими товарищами по команде.

4. Активизация субъектного опыта через перевоплощение. Подростку предлагалось:

1) представить себя в ситуации поражения и описать мысли и переживания;

2) вспомнить и описать состояние боевой готовности к соревнованию;

3) провести самооценку самочувствия, активности и настроения;

5. Социально-психологические тренинги. Участвуя в тренингах, подростки приобретали опыт выражения собственного отношения к другим и восприятия себя другими.

Для развития способности к самопознанию и самопринятию на основе личностной рефлексии использовались такие методические приемы, как: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценивание и самопрогнозирование процесса и результатов своей спортивной деятельности.

1. Самонаблюдение осуществлялось через определение и фиксацию в дневнике значимых событий своей спортивной жизни, в которых проявлялись особенности его познавательной и эмоционально-волевой сферы, его поведенческие и личностные характеристики.

2. Самоанализ образа «Я». Материалы самонаблюдения анализировались подростком для определения особенностей взаимосвязи своих личностных свойств и переживаемых психических состояний с поведением и спортивной деятельностью, причинно-следственных связей спортивных событий, своего поведения и деятельности в спорте и спортивных событий своей внутренней жизни. Самоанализ образа «Я» проводился через выполнение следующих заданий:

1) еженедельный письменный самоотчет с ответом на вопросы;

2) ежедневный самоотчет в виде дневника;

3) свободные самоописания в виде сочинений по методике «Кто я есть?» «Что я знаю о себе?», «Как я отношусь к себе?», «Как я оцениваю себя?»

4) организация общения реального и зеркального «Я»;

5) рисование, каким подросток видит себя в настоящем и в будущем (символическое моделирование);

6) «Автопортрет». Подростку предлагалось создать психологический автопортрет.

3. Самоценивание осуществлялось подростком на подсознательном уровне уже при выполнении приведенных выше заданий самонаблюдения и самоанализа. Суть следующей

группы заданий заключалась в направленном сознательном оценивании подростком отдельных характеристик образа «Я»:

1) «Контраргументы». Подростку предлагалось составить перечень своих недостатков и записать его на левой половине листа. Справа, напротив каждого недостатка следовало указать положительно качество или свойство, которое можно противопоставить данному недостатку. От подростка требовалось, опираясь на жизненный опыт, обосновать сформулированные контраргументы;

2) подростку предлагалось ознакомиться со списком прилагательных, относящихся к различным характеристикам личности и распределить их на три группы с учетом их личностной значимости: те, которые радуют, которые безразличны и которые не нравятся.

4. Самопринятие как методический прием применялся для развития у подростка способности к безусловному принятию своего «Я» в целом на фоне осознания присущих ему негативных качеств. Для решения этой задачи подросткам предлагались следующие задания:

1) осознание противоположных сторон образа «Я». Задание состояло в отыскании подростком в положительной характеристике личности ее слабых сторон и, наоборот, в отрицательной - положительных сторон.

2) упражнения на позитивное мышление заключались в задании говорить о себе одобрительно;

3) «Комплименты». Подросткам предлагалось осуществить обмен комплиментами с товарищами в процессе совместной соревновательной и тренировочной деятельности.

Формирование поведенческого компонента позитивной «Я-концепции» проводилось через управление состоянием и поведением подростка в различных ситуациях спортивной деятельности через формирование и стабилизацию системы его отношений к саморазвитию.

Для формирования установки на саморазвитие на уровнях внешнего самоутверждения (в системе «Я-другие») и самосовершенствования (в системе «Я-Я») нами применялись следующие методические приемы.

1. Создание ситуации достижения успеха. В процессе спортивной деятельности

моделировались ситуации, в которых каждый подросток имел возможность проявить себя как успешный человек в сравнении с другими и с самим собой в прошлом при выполнении определенного тренировочного или

соревновательного упражнения. Предлагаемые подросткам задания были оптимальными по

трудности; достигаемые подростком результаты были количественно измеряемыми и оцениваемыми в рамках принятой социально-нормативной шкалы. Относительно успешные результаты представлялись в системе «Я-другие» через афиширование в социальном окружении.

2. Формирование жизненной перспективы в виде системы оперативных, промежуточных и отдаленных личностно-значимых целей спортивной деятельности (целей самосовершенствования) осуществлялось нами на основе процессов самопрогнозирования.

3. Моделирование ситуаций с конфликтным смыслом. Формирование установки на саморазвитие осуществлялось на основе моделирования в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ситуаций с конфликтным личностным смыслом, в которой одной стороной конфликта выступало стремление к достижению успеха и мотив самосовершенствования, а другой стороной -различного рода внутренние преграды (страх, другие мотивы, физическая нагрузка и т.п.).

4. Организация мотивационнъа тренингов причинных схем и личностной причинности. Тренинг причинных схем был направлен на внутреннее принятие подростком такой причинной схемы, при которой отсутствие успеха, неудача объясняются недостаточностью собственных усилий, а не влиянием внешних факторов и внутреннего фактора «способности». Тренинг личностной причинности предусматривал формирование у подростка убеждения в том, что причиной спортивных успехов и неудач является только он сам, развитие способностей к целеобразованию, планированию своего поведения и самоанализу.

5. Самоободрение и самопоощрение за каждый шаг в направлении к запланированной цели. Применение этого методического приема стимулировало процессы самопознания: подростки обращали внимание на достигаемые ими результаты спортивной деятельности, оценивали их в сравнении с результатами других участников (в системе «Я-другие» и своими прежними результатами (в системе «Я-Я». Самоободрение и самопоощрение, сформулированное в вербализованной форме, оказывало такое же воздействие, как и слова тренера, способствуя повышению самооценки, самоуважения и уверенности в себе, закреплению и дальнейшему развитию установки на саморазвитие.

6. Ознакомление с приемами психической самозащиты. Применение этого приема помогает подростку принять себя таким, какой он есть в

реальности, со всеми присущими ему недостатками, не прибегая к психической самозащите.

Для апробации эффективности разработанной нами методики формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ОВЗ в процессе занятий спортом нами был проведен педагогический эксперимент с участием двух групп подростков с нарушенным зрением, которым на момент его начала было 14 лет. Эксперимент проводился с сентября 2016 года по май 2018 года.

Полностью программу эксперимента выполнили 38 человек. Контрольную группу (КГ) составили 21 учащийся спортивной адаптивной школы г. Чебоксары, экспериментальную группу (ЭГ) - 17 учащихся спортивно-адаптивной школы г. Элиста Республики Калмыкия. Стаж занятий спортом подростков обеих групп составлял от 1 до 2 лет. Спортивная деятельность подростков ЭГ была организована с учетом разработанной нами программы педагогического сопровождения процесса формирования позитивной «Я-концепции».

Установлено, что в начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы были относительно однородными по показателям развития позитивной «Я-концепции».

Сравнительный анализ этих показателей после эксперимента выявил, что подростки ЭГ имели преимущество в показателях самооценки реального «Я» - 6,80 против 5,11 балла. Они отличались также более высокими показателями самооценки идеального «Я» (9,21 против 8,30 балла). У них наблюдался в сравнении с подростками КГ относительно низкий уровень притязаний в целом (2,41 против 3,18 балла). Это говорит скорее об адекватности их уровня притязаний, нежели об их заниженном уровне.

Показатели другого критерия

познавательного компонента позитивной «Я-концепции» - самоуважения, у подростков обеих групп после педагогического эксперимента существенно не различались. Также не было выявлено существенных различий в показателях аутосимпатии, характеризующих уровень развития эмоционального компонента позитивной «Я-концепции».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подростки ЭГ отличались более высоким уровнем развития поведенческого компонента позитивной «Я-концепции»: у них наблюдались более высокие показатели сформированности смысложизненных ориентаций и уверенности в себе.

Заключение. Педагогическое сопровождение формирования позитивной «Я-концепции» проводится нами через организацию

соревновательной и тренировочной деятельности подростков. Организация воспитательных воздействий на процессы самопознания, самопринятия и саморазвития подростка осуществляется с использованием: методов прямого непосредственного обращения к сознанию (убеждение), подсознанию (прямое и косвенное внушение), чувству (личный пример), воле (метод требования); методов опосредованного воздействия на сознание, чувство и волю через приобретение и обогащение в процессе деятельности в моделируемых тренером ситуациях опыта самопознания, самопринятия и саморазвития (метод практического упражнения).

Эти методы реализуются через методические приемы воздействия на развитие процессов самопознания и самопринятия с использованием процесса эмоциональной идентификации: сравнение себя с «обобщенным другим»; характеристика личности другого; управляемая проекция; активизация субъектного опыта через перевоплощение; социально психологические тренинги. Развитие процессов самопознания и самопринятия с использованием личностной рефлексии осуществляется с применением таких методических приемов, как: самонаблюдение; самоанализ; самоконтроль, самооценивание и

самопрогнозирование результатов своей спортивной деятельности.

Для формирования установки на саморазвитие с использованием процессов самопринятия и самопрогнозирования применяются следующие методические приемы: создание ситуации достижения успеха; формирование жизненной перспективы; моделирование ситуаций с конфликтным смыслом; организация мотивационных тренингов; самоободрение и самопоощрение; ознакомление с приемами психической самозащиты. В качестве средств реализации этих методических приемов выступают различные виды учебных заданий.

Экспериментально установлено, что разработанная нами программа педагогического сопровождения формирования позитивной «Я-концепции» подростков с ОВЗ в процессе занятий спортом обеспечивает существенный рост показателей развития познавательного (самооценка реального и идеального «Я») и поведенческого (уверенность в себе и СЖО) компонентов позитивной «Я-концепции».

Статья предназначена для тренеров спортивных адаптивных школ и учителей физической культуры, решающих задачи физического воспитания подростков с ОВЗ.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

2. Брискин Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М.: Советский спорт, 2010. - 316 с.

3. Дмитриев В.С. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов / В.С. Дмитриев, А.В. Сахно. - М.: Просвещение, 2010. - 232 с.

4. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Издательство Советский спорт, 2010. - 240 с.

5. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания / И.С. Кон. - Самара: БАХРАХ М, 2007. - 327 с.

6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2006. - 18 с.

7. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2016. - 400 с.

9. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев, В.В. Столин //

Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. - М., 1989. - С. 166172.

10. Роджерс К. Взгляд на психологию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 480 с.

11. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / В.Г. Ромек. -Ростов н/Д., 1997. - 23 с.

12. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания: хрестоматия / В.В. Столин // Психология самосознания. - Самара: БАХРАХ М, 2007. - С. 155-189.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Воронеж, 1996. -512 с.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

References:

1. Burns R. Development I-concept and parenting / R. Burns. - M.: Progress, 1986. - 422 s.

2. Briskin R.A. Adaptive Sport / Yuri A. Briskin, S.P. Evseev, A.V. Perederi. - M.: Soviet sport, 2010. - 316 s.

3. Dmitriev V.S. Collection of materials for lectures on physical culture and sports of disabled people / V.S. Dmitriev, A.V. Sakhno. M.: Enlightenment, 2010. - 232 s.

4. Evseev S.P. Adaptive Physical Culture: Teaching Manual /S.P. Evseev, L.V. Shapkov. M.: Soviet Sports Publishing House, 2010. - 240 s.

5. Cohn I.S. The problem of "I" in psychology. Psychology of Self-Awareness / I.S. Cohn. - Samara: BAHRAH M, 2007. - 327 s.

6. Leontiev D.A. Test of meaning of life orientations (SJO) / D.A. Leontiev. - 2nd ed. - M.: Meaning, 2006. - 18 s.

7. Maralov V.G. Basics of Self-cognition and Self-Development: Teaching Manual / V.G. Maralov. - M.: Academy, 2004. - 256 s.

8. Maslow A. Motivation and Personality / A. Maslow. St. -Petersburg.: Peter, 2016. - 400 s.

9. Panteleyev S.R. Method of Self-Relationship Research / S.R. Panteleyev, V.V. Stolin // Psychodiagnosis Practice. Specific psycho-diagnostic techniques. - M., 1989. - S. 166-172.

10. Rogers C. A vision on psychology. Becoming a man / C. Rogers. - M.: Progress; Univers, 1994. - 480 s.

11. Romek V.G. Self-confidence as a socio-psychological characteristic of the personality: autoref. dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / V.G. Romek. -Rostov n/D., 1997. - 23 s.

12. Stolin V.V. Levels and Self-Awareness Units: Textbooks / V.V. Stolin // Psychology of Self-Awareness. -Samara: BAHRAH M, 2007. - S. 155-189.

13. Federal law of the Russian Federation dated December 29, 2012 N 273-Fz "On Education in the Russian Federation" (Electronic Resource). - Access mode: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

14. Feldstein, D.I. Psychology of a Developing Personality / D.I. Feldstein. - M.; Voronezh, 1996. - 512 s.

15. Erickson E. Identity: Youth and Crisis / E. Erickson - M.: Progress, 1996. - 344 s.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторе:

Сюкиев Дмитрий Николаевич (г. Элиста, Россия), кафедра физического воспитания и медико-биологических дисциплин, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, старший преподаватель кафедры физической культуры, соискатель кафедры гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, е-шай: 8уиИеуЛша@шай .гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.