формирование личностном рефлексии у подростков, занимающихся единоборствами
УДК/UDC 378.02.378.8
Поступила в редакцию 28.07.2020 г.
Кандидат педагогических наук, профессор М.Г. Колодезникова1 З.Н. Черкашин1 Т.А. Михайлова1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
PERSONAL REFLECTION DEVELOPMENT IN ADOLESCENTS ENGAGED IN COMBAT SPORTS
PhD, Professor M.G. Kolodeznikova1 Z.N. Cherkashin1 T.A. Mikhailova1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - выявить закономерность формирования личностной рефлексии у подростков в процессе занятий спортивными единоборствами. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в ДЮСШ г. Якутска в группах спортивных единоборств (бокс, вольная борьба, дзюдо, тхэквондо, кикбоксинг), общее количество - 80 воспитанников. Для определения особенностей личностной рефлексии у занимающихся спортивными единоборствами в подростковом возрасте использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования.
На основе результатов анкетирования разработана программа формирования личностной рефлексии, которая реализовывалась в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений на учебно-тренировочных занятиях. В ходе эксперимента проводились групповые дискуссии, мини-лекции, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках, формирование двигательных навыков. Особое внимание уделялось осознанию отдельных физических ощущений, сознательному самоконтролю для выработки адекватной самооценки при использовании практических навыков телесной саморегуляции и самоконтроля, а также осознанию различных составляющих личностной рефлексии. Результаты исследования и выводы. Подростки, занимающиеся спортивными единоборствами по итогам реализации программы формирования личностной рефлексии, показали высокий уровень. Было установлено, что после посещения спортивных занятий они имеют существенно более точные представления о физическом состоянии и параметрах своего тела. Уровень развития волевых качеств личности значительно вырос.
Ключевые слова: личностная рефлексия, подросток, психологические условия, занятия единоборствами, самопознание.
Annotation
Objective of the study was to identify the patterns of development of personal reflection in adolescent combat athletes.
Methods and structure of the study. The study was carried out in the Children and Youth Sports School of Yakutsk in the combat sports groups (boxing, freestyle wrestling, judo, taekwondo, kickboxing) and involved a total of 80 trainees. The following methods were applied to analyze the adolescent combat athletes' personal reflection: observation, interview, and questionnaire survey. Based on the questionnaire survey results, we elaborated a personal reflection development program that was implemented in a system of body-oriented psychotherapy and physical exercises during the training sessions. As part of the experiment, we conducted group discussions, mini-lectures, games accompanied with a lot of physical activity, organized work in pairs and triples, formed the trainees' motor skills. Particular attention was paid to the formation of awareness of individual physical sensations, conscious self-control to develop reasonable self-esteem using the practical skills of body self-regulation and self-control, as well as awareness of different components of personal reflection. Results and conclusions. The personal reflection development program was proved beneficial for the adolescents engaged in combat sports. They were found to have developed a much better understanding of their physical condition and body characteristics after the training sessions. The level of development of their volitional qualities increased significantly.
The psychological conditions and prerequisites for the development in the athletes of personal reflection can be successfully established in a system of specially organized body-oriented trainings and exercises performed during the training sessions.
Keywords: personal reflection, adolescent, psychological conditions, combat sports, self-knowledge.
Введение. Многие спортивные психологи утверждают, что в формировании личности подростка, в образовании его своеобразно-потенциальных основ действий, в которых выражается характер человека, большую роль играет спорт [3, 4].
В последнее время специалисты указывают на социальные противоречия современного спорта и считают, что должна усиливаться воспитательная, нравственная и научная составляющая спортивной деятельности [2]. Все это обуславливает необходимость актуальности изучения личностной рефлексии в подростковом возрасте, уровней ее проявления, факторов и условий, определяющих ее формирование [1].
Цель исследования - выявить закономерность формирования личностной рефлексии у подростков в процессе занятий спортивными единоборствами.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в ДЮСШ г Якутска в группах спортивных единоборств (бокс, вольная борьба, дзюдо, тхэквондо, кикбоксинг), общее количество - 80 воспитанников.
Для определения особенностей личностной рефлексии у занимающихся спортивными единоборствами в подростковом возрасте нами использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования. Анкета была направлена на получение информации о личностном росте каждого подростка,
№2 • 2021 Февраль | February
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
занимающегося спортивными единоборствами, о самооценке подростков, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. На основе полученных данных в ходе анкетирования было выделено три рефлексивных уровня самоанализа подростков: низкий - испытуемые отмечают лишь эмоциональное состояние на момент возникновения конфликтной ситуации: «обижаюсь», «расстраиваюсь», бескомпромиссное однозначное решение проблемной ситуации: «не буду с ним общаться», «не буду с ним дружить», активный, часто агрессивный способ поведения, включающий в себя «жесткие» приемы силового давления, без попытки осмысления причин конфликта и поиска путей для их конструктивного решения: «Если кто-то меня ударил, то я ударю тоже, но посильней». Стратегии избегания конфликта, отказ от собственных интересов: «Если окружающие недовольны мной, то я стараюсь, чтобы все были довольными». Средний уровень - наблюдаются попытки одностороннего рефлексивного анализа возникшей проблемной ситуации, а также приемы манипулирования, связанные с использованием или устранением партнера как помехи на пути к достижению цели: «Если меня несправедливо упрекают, критикуют, то мне все равно, если критика несправедливая». «Если кто-то меня ударил, отвечу ему позже, но по-другому»), а также возникают попытки одностороннего взаимодействия в целях устранения конфликта: «Если мой лучший друг не пригласил меня на свой день рождения, то я обижусь, но на свой день рождения все равно приглашу». Высокий уровень - производится рефлексивный анализ проблемных, конфликтных ситуаций с учетом различных вариантов их разрешения, отмечаются высокая активность и демонстрируется способность брать на себя ответственность за взаимоотношения, возможность реализации интересов других признается как гарантия сохранения уважительных взаимоотношений: «Если мой лучший друг не пригласил меня на свой день рождения, то у него, скорее всего, были на то причины, поэтому я все равно к нему зайду и поздравлю», «Если ребята смеются надо мной, то я пытаюсь узнать и устранить причину насмешек, если они оправданы». На данном уровне становится возможным диалог как наиболее оптимальная форма преодоления противоречия, поскольку общение строится таким образом, что партнеры оказываются открытыми друг перед другом, результат общения остается неизвестным и рождается в ходе совместного поиска [1].
В качестве основных условий формирования личностной рефлексии на занятиях спортивными единоборствами были выделены: 1. Способность к концентрации внимания на занятиях. 2. Умение общаться со взрослыми и сверстниками. 3. Успешность выполнения заданий при поэтапном усложнении упражнений, требующих проявления волевых качеств. 4. Развитие внутренней произвольности движений и становление навыков личностной рефлексии.
На основе результатов анкетирования была разработана программа формирования личностной рефлексии, которая реализовывалась в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений на учебно-тренировочных занятиях.
В ходе эксперимента проводились групповые дискуссии, мини-лекции, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках, формирование двигательных навыков. Особое внимание уделялось осознанию отдельных физических ощущений, сознательному самоконтролю для выработки адекватной самооценки при использовании практических навыков телесной саморегуляции и самоконтроля, а также осознанию различных составляющих личностной рефлексии.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе наблюдения установлено, что испытуемые достаточно активно
и заинтересованно отнеслись к процессу анкетирования. У подростков отмечалась открытость, желание познать себя. На занятиях подростки старались вести себя сдержанно, изредка наблюдались моменты проявления эмоциональности и рассеянности внимания. В процессе занятий единоборствами у занимающихся подростков появилась уверенность в себе, собранность, целеустремленность, уважительное отношение к тренеру, дружелюбное отношение друг к другу. Улучшилась осанка, появилась уверенность в движениях, появилась удовлетворенность своей фигурой, внешностью.
На основании полученных данных можно констатировать, что улучшения произошли по всем показателям: физические качества; стремление к совершенству своего тела; выдержка, терпение, упорство; ум, сообразительность; умственная работоспособность; внимание и наблюдательность; целеустремленность; организованность; умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи; умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других.
В процессе занятий спортивными единоборствами подростки научились регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у них развилась память, мышление и способность к саморегуляции психических состояний. Они стали рационально решать практические вопросы. Следовательно, у подростков повысились способности к самоконтролю, самоанализу и самооценке.
На основании полученных данных можно сказать, что личностная рефлексия у подростков значительно возросла. Многие считают, что у них изменился характер, они стали более уверенными, настойчивыми, сдержанными и собранными. Однако есть основания полагать, что у некоторых подростков настойчивость проявляется только при реализации своих интересов.
Вывод. Подростки, занимающиеся спортивными единоборствами по итогам реализации программы формирования личностной рефлексии, показали высокий уровень. Было установлено, что после посещения спортивных занятий они имеют существенно более точные представления о физическом состоянии и параметрах своего тела. Уровень развития волевых качеств личности значительно вырос.
Литература
1. Колодезникова М.Г. Профессиональное самоопределение будущих специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе / М.Г. Колодезникова // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 10. - С. 14-17.
2. Лубышева Л.И. Современный спорт: проблемы и решения / Л.И. Лубышева // Вестник ЮУрГУ. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2014. - № 1. - С. 12-13.
3. Находкин В.В. Влияние идеомоторных представлений на соревновательный результат борцов / В.В. Находкин, М.Г. Колодезникова, А.Н. Семенов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 10. - С. 27-28.
4. Платонов Д.Н. Особенности боевой готовности юных спортсменов к соревнованиям / Д.Н. Платонов, З.Н. Платонова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 10. - С. 20-21.
References
1. Kolodeznikova M.G. Professionalnoe samoopredelenie budushchikh spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu na etape obucheniya v vuze [Professional self-determination of future physical education and sports specialists at university study stage]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2012. no. 10. pp. 14-17.
2. Lubysheva L.I. Sovremenny sport: problemy i resheniya [Modern sport: problems and solutions]. Vestnik YuUrGU. 2014. no.1. pp. 1213.
3. Nakhodkin V.V., Kolodeznikova M.G., Semenov A.N. Vliyanie ideomotornykh predstavleniy na sorevnovatelny rezultat bortsov [Ideomotor trainings for competitive success in wrestling]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2019. No. 10. pp. 27-28.
4. Platonov D.N., Platonova Z.N. Osobennosti boevoy gotovnosti yunykh sportsmenov k sorevnovaniyam [Junior female athletes' competitive fitness analysis] Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 10. p. 20-21.
12
http://www.teoriya.ru
№2^ 2021 Февраль | February