4. Тендит К. Н. Введение в технологию тестирования // Мудрецы и философы: тест. задания по философии с метод. указ. по их использованию. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2006. - С. 3-5.
5. Тендит К.Н. Применение технологии тестирования в высшей школе // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы: сборник научных трудов. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2008. -С. 258-263.
Иваньков Артур Владимирович - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Комсо-мольского-на-Амуре государственного технического университета.
Тендит Константин Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Ком-сомольского-на-Амуре государственного технического университета.
Ivan’kov Artur Vladimirovich - senior teacher of department of physical education and sport, Komsomolsk-on-Amur State Technical University.
Рк 89141854546, e-mail: [email protected] Tendit Konstantin Nikolaevich - candidate of philosophical sciences, associate professor of department of philosophy and sociology.
Рк (4217) 221483, 89098611174, e-mail: [email protected]
УДК 378.02.378.8
М.Г. Колодезникова Развитие личностной рефлексии у подростков в процессе занятий боксом
В статье рассматривается проблема развития личностной рефлексии у подростков в процессе занятий боксом.
Ключевые слова: личностная рефлексия, подросток, психологические условия, занятия боксом, самопознание.
M. G. Ko/odeznkova Development of personal reflection among adolescents during classes of boxing
The article deals with the problem of development of personal reflexion among adolescents during classes of boxing.
Key words: personal reflection, adolescent, psychological conditions, classes of boxing, self-knowledge.
Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных областей в подростковой среде, поскольку они, с одной стороны, влияют на восприятие подростков окружающими и на их социальный статус, а с другой - могут легко реф-лексироваться, контролироваться и изменяться самими подростками. Именно движения являются почти единственной формой жизнедеятельности, путем которой организм не просто взаимодействует со средой, но и активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в потребном ему отношении. Можно сказать, что подростки активно интересуются и занимаются тем, что можно назвать самострои-тельством и поиском себя, своей идентичности [1]. Все это обусловливает актуальность изучения специфики рефлексии в подростковом возрасте, уровней ее проявления, факторов и условий, определяющих ее развитие.
Программа исследования включала три основных этапа: организационный (подготовительный), основной, завершающий. Для определения особенностей личностной рефлексии в подростковом возрасте мы использовали следующие методики: а) наблюдение; б) беседу; в) анкету «зеркало» (сост. Н.А. Панченко); г) ме-
тодику самооценки психических состояний (по Г. Айзнеку). Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого подростка, занимающегося боксом, о самооценке подростков, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса занятий помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитании учащихся. В итоге на основании анализа экспериментальных данных было выделено три рефлексивных уровня самоанализа подростков: низкий - испытуемые отмечают лишь отдельные аспекты проблемных ситуаций (мое эмоциональное состояние на момент возникновения конфликтной ситуации: «обижаюсь», «расстраиваюсь» и т.д.; бескомпромиссное однозначное решение проблемной ситуации: «не буду с ним общаться» «не буду с ним дружить» и т.д.; активный, часто агрессивный способ поведения, включающий в себя «жесткие» приемы силового давления, без попытки осмысления причин, вызывающих проти-
воречия, и поиска путей для их конструктивного решения: «Если кто-то из одноклассников меня ударил, то ударю тоже посильней». Использование стратегии избегания как попытки устранения конфликта, отказ от собственных интересов, не участие в принятии решений: «Если у окружающих есть основание быть недовольными мной, то стараюсь, чтобы все были довольными». Средний уровень - наблюдаются попытки одностороннего рефлексивного анализа возникшей проблемной ситуации, а также приемы манипулирования, связанные с использованием или устранением партнера как помехи на пути достижения цели («Если меня несправедливо упрекают, критикуют, то мне все равно». «Если кто-то из одноклассников меня ударил, отвечу ему позже, но по-другому»), а также возникают попытки одностороннего взаимодействия в целях устранения конфликта: «Если мой лучший друг не пригласил меня на свой день рождения, то обижусь, но на свой день рождения все равно приглашу». Высокий уровень - производится рефлексивный анализ проблемных, конфликтных ситуаций с учетом различных вариантов их разрешения, отмечается высокая активность и демонстрируется способность брать на себя ответственность за взаимоотношения, возможность реализации интересов других признается как гарантия сохранения позитивных взаимоотношений: «Если мой лучший друг не пригласил меня на свой день рождения, то у него, скорее всего, были на то причины, поэтому я все равно к нему зайду и принесу подарок». «Если ребята смеются надо мной, то пытаюсь узнать и устранить причину насмешек, если они оправданы». На данном уровне становится возможным диалог как наиболее оптимальная форма преодоления противоречия, поскольку общение строится таким образом, что партнеры оказываются открытыми влиянию друг друга, результат общения остается неизвестным обоим и рождается в ходе совместного поиска.
Целенаправленное создание психологических условий и предпосылок, способствующих становлению у подростков личностной рефлексии, вполне успешно может осуществляться в системе особым образом построенного взаимодействия и общения подростков с взрослыми и сверстниками, может быть эффективной «материальной» основой, средством развития личностной рефлексии в подростковом возрасте [4]. Согласно задаче исследования мы разработали программу развития личностной рефлексии в системе телесно-ориентированных психотре-
нингов и физических упражнений в подростковом возрасте. Основной формирующий эксперимент проходил в период с 5 февраля 2008г. -21 октября 2009 г. с подростками 12-15лет, занимающимися в секции бокса МОУ ДЮСШ №5. Для проведения исследования составили программу развития личностной рефлексии в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений на занятиях боксом. Цель данных тренингов - помочь подросткам лучше узнать себя, преодолеть неуверенность, выработать сложные двигательные навыки и умения, научить анализировать свои поступки, развить навыки самонаблюдения (са-морефлексии) физического Я и волевых качеств. Программа данного тренинга направлена на развитие у подростков личностной рефлексии в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений на занятиях боксом.
Задачи тренинга:
1. Создать условия для формирования стремлений к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Узнать функционирование собственного тела как физического объекта на занятиях по боксу.
3. Обеспечить успешность выполнения заданий при поэтапном усложнении упражнений, требующих проявления волевых качеств.
4. Расширить знания о чувствах и эмоциях, формировать умение управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
5. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
6. Развить способность к концентрации внимания на занятиях.
7. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
8. Развить внутренние произвольные движения.
9. Способствовать становлению навыков самонаблюдения (саморефлексии) телесного Я.
10. Развить чувства собственного достоинства и внутренних критериев самооценки.
11. Формировать представление о происходящих изменениях, связанных с возрастом и половым созреванием.
В качестве основных условий развития личностной рефлексии были выделены: 1) способность к концентрации внимания на занятиях; 2)
особенности общения со взрослыми и сверстниками; 3) успешность выполнения заданий при поэтапном усложнении упражнений, требующих проявления волевых качеств; 4) развитие внутренней произвольности движений и становление навыков самонаблюдения (саморефлексии) телесного Я.
Используемые средства: групповые дискуссии, мини-лекции, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках, формирование двигательных навыков. В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, не переходя на «личность». Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса подростков, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшения взаимоотношений в группе. В некоторых случаях эти упражнения могут быть непосредственно связаны с темой занятия и использованы в качестве рабочих программ.
На подготовительном этапе формирующей части исследования использовались упражнения, направленные на развитие скоростносиловых качеств, координации и равновесия, на осознание отдельных физических ощущений, распределение внимания и сознательный самоконтроль. Целью данного этапа было развитие навыков самонаблюдения (осознание себя, рефлексии «телесного Я») и волевых качеств личности: настойчивости, упорства, терпеливости. На первом этапе работы особое внимание обращалось на ориентировочную основу деятельности испытуемых. На данном этапе само тело выступает в качестве предмета изучения, поскольку культура движения в боксе специфична и во многом противоречит устоявшимся двигательным стереотипам, которые преодолеваются лишь в процессе длительных тренировок. Основной этап предполагал дальнейшее освоение подростками базовой техники бокса. Цель этапа
- продолжать развивать навыки самонаблюдения (осознание себя, саморефлексия телесного Я), формировать волевые качества личности: смелость и решительность, самообладание и выдержку, но уже на более серьезном и глубоком уровне посредством использования телесноориентированных психотренингов и физических упражнений, входящих в состав занятий по боксу. На данном этапе особое внимание уделяется рефлексивным аспектам при выполнении разу-
ченных комплексов упражнений. Рефлексия движения и внутреннего состояния сознания необходима при выполнении ряда усложненных заданий, таких как выполнение движений только правой или левой рукой и т.д. При осуществлении подобных заданий контроль сознания за выполнением движений должен был оставаться достаточно высоким. Целью заключительного этапа было закрепление навыков самонаблюдения и развитие волевых качеств личности, выработки адекватной самооценки при использовании практических навыков телесной саморегуляции и самоконтроля; осознание различных составляющих собственного физического Я и устойчивой самоидентичности [2].
В результате ознакомления с особенностями группы подростков с помощью метода наблюдения было установлено, что испытуемые достаточно активно и заинтересовано отнеслись к процессу тестирования. У подростков отмечалось желание лучше узнать себя, открытость к новому опыту. На занятиях боксом подростки старались вести себя сдержанно, изредка наблюдались моменты проявления эмоциональности, неусидчивости и рассеянности внимания. Некоторые подростки вели себя раскованно и свободно, можно было наблюдать ситуации, в которых проявлялись такие реакции подростков, как раздражительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. С помощью метода беседы было также установлено, что у ребят есть желание понять себя и других, научиться чему-то новому. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить некоторые особенности личностной рефлексии исследуемых подростков. Для определения развития личностной рефлексии в подростковом возрасте в процессе занятий бокса мы провели формирующий эксперимент, разработали программу развития личностной рефлексии в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений. В формирующем эксперименте принимали участие те же подростки, что и в констатирующем. По окончании эксперимента мы предложили подросткам методики, которые мы использовали на первом этапе исследования. Сравнение результатов до и после эксперимента свидетельствует, что у подростков произошли качественные изменения. С помощью метода наблюдения было установлено, что в процессе занятий боксом у занимающихся подростков улучшилось здоровье, желание заниматься, уверенность в себе, физическое состояние и внешность. Очевидны изменения: собранность, целеустремленность, уважительное
отношение к тренеру, дружелюбное отношение друг к другу. Значительно изменилась осанка, исчезла былая неловкость движений, появилась удовлетворенность своим внешним обликом.
Из диаграммы 1 видно, что увеличение произошло по всем показателям. Максимально высокий показатель (у 28 из 30 подростков, что составляет 93%) за период посещений занятий боксом наблюдается в 1 группе «Физическая сила и выносливость». Значит, физическое Я у исследуемых подростков поднялся на новый уровень, являясь базой для развития самосознания, образуя сложный биосоциальный комплекс. Образ физического Я складывается на основе различных источников. Во-первых, это индивидуальный опыт, который приобрел подросток в результате посещения занятий по боксу, узнав функционирование собственного тела как физического объекта. Во-вторых, это оценки окружающих его людей, воспринимаемые им в процессе общения. В-третьих, это культурные стереотипы и эталоны физического развития, усваиваемые в системе отношений - подросток и общество.
Рассмотрим показатели личности «Умственная работоспособность».
Так, показатели 4 «Ум, сообразительность» и 5 «Умственная работоспособность» соответственно составили 73 и 70%. Оценка подростками этих качеств изменилась не намного, в среднем на 15%. Достаточно высоким стал показатель 6 «Внимание и наблюдательность», 26 подростков (или 87%) решили, что у них в процессе занятий боксом повысилось внимание и наблюдательность. Также значительный скачек наблюдается
Рассмотрим динамику анкеты «Зеркало». Для сравнения показателей исследования до и после формирующей программы представим диаграмму 1.
Диаграмма 1
у показателя 8 «Умение планировать работу (организованность)», в начале посещений занятий боксом 43% подростка дали положительный ответ, в процессе занятий этот показатель повысился на 34% и составил 77%. Это говорит о том, что в процессе занятий боксом подростки научились регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-
двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у них развились память, мышление и способность к саморегуляции психических состояний. Они стали рационально решать практические вопросы. Следовательно, у подростков повысились способности к самоконтролю, самоанализу и самооценке.
Далее рассмотрим изменение волевых качеств подростков. По всем показателям наблюдается положительный эффект. Показатель 3 «Выдержка, терпение, упорство» составил 83%, показатель 7 «Умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)» - 83%, показатель 9 «Умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи»
- 87% и показатель 10 «Умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других» -77%.
На основании полученных результатов можно сказать, что самооценка у подростков значительно возросла. Многие считают, что у них изменился характер, они стали более настойчивы-
ми, сдержанными, собранными. Но есть основания полагать, что у одних подростков настойчивость проявляется только в интересных для них занятиях, у других наблюдается выраженная смелость и сниженная выдержка.
Таким образом, есть основания полагать, что в подростковом возрасте происходит интенсивное развитие волевой сферы, сопряженное со становлением личностной рефлексии. Существенной же особенностью этих процессов является то, что они связаны с ярко выраженной ориентацией подростков на свое физическое Я. Можно сказать, что подростки активно интересуются и занимаются тем, что можно назвать самостроительством и поиском себя, своей идентичности, начав с самого фундамента своей личности - с внешнего, телесного образа себя, в том числе с динамических характеристик тела и построения целенаправленных движений, в нашем исследовании это занятия боксом.
Рассмотрим результаты констатирующего
этапа исследования проведенного по методике «Самооценка психических состояний по Г. Айзенку». При оценке различий в результатах, произошедших за год у подростков, занимающихся боксом, уровень тревожности значительно снизился. Сравнение представлено в диаграмме 2.
Из диаграммы видно, что уровень тревожности значительно уменьшился. Так, высокий уровень тревожности проявляет 1 подросток, до формирующего эксперимента 18 подростков испытывали высокий уровень тревожности. Однако увеличилось количество подростков со средним уровнем тревожности (от 12 до 23 подростков). Данный факт является вполне закономерным, учитывая, что подростковый возраст -это переходный возраст, период от детства к взрослости, когда возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.
Диаграмма 2
Здесь немаловажны отношения между родителями и ребенком.
Рассмотрим уровень фрустрации в динамике. Сравнение представлено в диаграмме 3.
Диаграмма 3
19
низкий средний высокий
уровни
Как видно из диаграммы 3, после проведения формирующей программы уровень фрустрации изменился. Если до формирующей программы подростков с высоким показателем было 11 человек, то после подростков с высоким уровнем фрустрации не наблюдается. Также уменьшился показатель среднего уровня. Отмечается высокий показатель низкого уровня фрустрации, 15 подростков решили, что чувствуют себя после посещения занятий бокса более уверенными, защищенными, стали меньше чувствовать растерянность перед трудностями. Однако можно предположить, что полученные ответы макси-малистичны, так как по исследованиям многих ученых фрустрация в подростковом возрасте совершенно закономерное явление, которое возникает в жизнедеятельности личности, так как характерные особенности переживаний и поведения, вызываемые трудностями, возникают на пути к достижению цели или к решению задачи.
Фрустрации, как и всякие психические состояния, могут быть типичными для характера человека и нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера, так-
Возможно, причина этого связана с подростковым возрастом. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания подростка ощущать себя личностью. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Черты агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. В отечественной психологии аг-
же эпизодическими, преходящими.
Агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия -для человека неуверенного в себе. Однако агрессия может быть и у человека сдержанного, но становящегося затем несдержанным, агрессивным после ряда фрустраций. Наконец, бывают такие фрустраторы, которые у самого мирного, спокойного человека вызовут агрессию, но это состояние не проникает «вглубь» человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом.
По результатам нашего исследования агрессивность у подростков после формирующей программы снизилось незначительно. Как показано в диаграмме 4, сильно выраженная агрессивность до формирующей программы наблюдалось у 14 подростков, после количество агрессивных подростков снизилось на 3 человека и составило 11.
Метод наблюдения показал, что на самом деле агрессивность у исследуемых подростков сильно не выражена. Их самооценка в этом случае неадекватно занижена.
Диаграмма 4
рессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают и социально полезные, и социально вредные черты [3].
Далее рассмотрим изменения в части ригидности. При оценке различий в результатах, произошедших за год, у подростков, занимающихся боксом, уровень ригидности значительно снизился. Для сравнения показателей можно представить диаграмму 5.
Диаграмма 5
Из диаграммы видно, что у подростков уровень ригидности значительно изменился. Так, после формирующей программы высокий уровень ригидности наблюдается у 5 подростков, средний - у 20 и низкий - у 5. Данный результат объясняется тем, что занятия по боксу способствуют развитию телесной и психической сферы, подростки стали более коммуникабельными, легче приспосабливаются к новым условиям. Бокс помимо своей боевой эффективности обладает притягательной силой именно благодаря соединению высоких морально-этических устремлений и достижений культуры телесного развития.
В конце констатирующего этапа на основании анализа полученных экспериментальных данных было выделено три рефлексивных уровня самоанализа, которые сравнили с данными контрольного этапа.
Как и в контрольном этапе, мы сопоставили результаты исследования и вывели средний качественный показатель и определили, на каком уровне развития самоанализа находится испытуемый подросток после формирующей программы, затем распределили количество всех испытуемых в зависимости от среднего показателя на три группы: низкий, средний и высокий. Сравнение представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение уровня развития самоанализа до и после формирующей программы
Уровень самоанализа До формирующей программы После формирующей программы Изменения
количество подростков В% количество подростков в %
Низкий 16 53,3 4 13,3 -12
Средний 14 46,6 19 63,3 +5
Высокий 0 0 7 23,4 +7
Из данных таблицы 1 видно, что значительные изменения наблюдаются у подростков с низким уровнем самоанализа, если до формирующей программы они составляли 16 человек, то после их стало 4, то есть у 12 подростков уровень самоанализа вырос. Согласно полученным данным, можно представить развитие самоанализа у исследуемых подростков следующим образом.
Подростки, занимающиеся боксом по программе развития личностной рефлексии в системе телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений, показали более высокий уровень рефлексивного анализа при воз-
никновении конфликтных ситуаций, они стали чаще задумываться над особенностями своего характера, поведения, взаимоотношения с людьми. При выявлении особенностей восприятия собственного физического образа было установлено, что подростки после посещения занятий бокса имеют существенно более точные представления о физическом состоянии и параметрах своего тела. Уровень развития волевых качеств личности подростков значительно вырос.
Выработка сложных двигательных навыков и умений - это не просто достижение автоматизма путем многократных повторений, а прежде все-
Колодезникова С.И., Колодезникова М.Г. Формирование управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта
го овладение способностью произвольного изменения внутреннего состояния сознания. Эти заключения, сделанные в ходе экспериментальной работы, позволяют пояснить, каким образом организация высшей двигательной активности может способствовать появлению и развитию такой тонкой и глубокой способности, как личностная рефлексия [3].
В ходе изучения проблемы развития личностной рефлексии в подростковом возрасте в процессе занятий боксом мы пришли к следующим выводам:
1. Выявили психологические особенности и динамику изменений личностной рефлексии (образа самого себя) в подростковом возрасте. У подростков высокий уровень тревожности, они обладают сниженной активностью мотивационных тенденций к достижению успеха. Их самооценка неадекватно занижена. Неуверенность в выборе цели сопровождается выраженной нерешительностью. Психические состояния характеризуются преобладанием отрицательных эмоций, слабой концентрированностью внимания, возникновением многочисленных ошибок, затрудняющих фиксацию полезного опыта работы. Развитие волевых качеств личности у подростков находится на среднем уровне, у большинства подростков наблюдается смелость и выдержка, настойчивость и упорство, терпеливость.
2. Разработали и осуществили систему телесно-ориентированных психотренингов в рамках занятий бокса, направленную на формирование у подростков личностной рефлексии.
3. Определили психологические условия и закономерности становления и развития личностной рефлексии в подростковом возрасте. Овладение сложными двигательными навыками и сравнительно высоким уровнем культуры движения требует от учеников качественно нового уровня самоконтроля и внутренней произволь-
ности. Этот уровень связан с легкой внутренней подвижностью, произвольной сменой установок сознания, быстрым переключением внимания и устойчивым удержанием внутреннего равновесия. Появление таких способностей является существенным скачком в развитии самосознания и связано с большой внутренней работой самих подростков, направленной на овладение «внутренней произвольностью движения». Целенаправленное создание психологических условий и предпосылок, способствующих становлению у подростков личностной рефлексии, вполне успешно может осуществляться в системе специально организованных телесноориентированных тренингов и упражнений, практикуемых на занятиях. Овладение культурой движения в системе особым образом построенного взаимодействия и общения подростков с взрослыми и сверстниками может быть эффективной «материальной» основой, средством развития личностной рефлексии в подростковом возрасте.
Литература
1. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 240 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., 1996. - 252 с.
3. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. - 198 с.
4. Гуткина Н.И. Формирование личностной рефлексии в подростковом возрасте. - М., 1987. - 178 с.
Колодезникова Маргарита Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных единоборств Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск.
Kolodeznikova Margarita Gerasimovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of sport single combats of Institute of physical culture and sport, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia).
Ph. 8 (4112) 44-61-66, 89841051887
e-mail: [email protected].
УДК 796:378
С. И. Колодезникова, М. Г. Колодезникова
Формирование управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, определяются понятийный аппарат проблемы, цель, задачи, принципы. Представлена структурно-функциональная модель процесса формирования управленческой компетенции.
Ключевые слова: компетенция и компетентность, управленческая компетенция, модель и педагогические условия процесса формирования управленческой компетенции специалиста физической культуры и спорта.