ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОД КОМАНДНОЙ ТРЕНИРОВКИ ГРЕБЦОВ С КОРРЕКЦИЕЙ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ Стародубцев Ю.И.1, Силко А.А.2, Павлов А.Г.3, Кривилев С.А.4, Тухто С.В.5, Баленко О.А.6 Email: [email protected]
1 Стародубцев Юрий Иванович - доктор военных наук, профессор, кафедра безопасности информационно-коммуникационных систем специального назначения; 2Силко Александр Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент; 3Павлов Александр Григорьевич - кандидат педагогических наук, доцент; 4Кривилев Сергей Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент;
5Тухто Сергей Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической подготовки и спорта; 6Баленко Ольга Александровна - магистрант, кафедра безопасности информационно-коммуникационных систем специального назначения,
Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Аннотация: предлагаемый в статье метод относится к области спорта, а именно к спортивной гребле на морских ялах, и может быть использован для обучения и тренировки спортсменов-гребцов слаженной, синхронной работе в составе экипажа морского яла на суше, в условиях, максимально приближенных к тренировочному процессу, проводимому на воде. Заявленное техническое решение позволяет расширить арсенал средств данного назначения и направлено на повышение слаженности и синхронности действий всех членов экипажа морского яла, путем своевременной коррекции биомеханических параметров командной техники гребли. Ключевые слова: спорт, спортивная гребля, морские ялы, спортсмены-гребцы, синхронность действий экипажа.
COMMAND TRANING OF OARSMEN METHOD WITH CORRECTION OF BIOMECHANICAL PARAMETERS Starodubcev Yu.I.1, Silko A.A.2, Pavlov A.G.3, Krivilev S.A.4, Tukhto S.V.5, Balenko O.A.6
1Starodubcev Yuriy Ivanovich - Doctor in military sciences, Professor, DEPARTMENT OF SAFETY OF INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS OF A SPECIAL PURPOSE;
2Silko Alexander Anatolyevich - PhD in pedagogical sciences, Associate Professor; 3Pavlov Alexander Grigoryevich - PhD in pedagogical sciences, Associate Professor;
4Krivilev Sergey Anatolyevich - PhD in pedagogical sciences, Associate Professor;
5Tukhto Sergey Vladimirovich - PhD in pedagogical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT; 6Balenko Olga Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF SAFETY OF INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS OF A
SPECIAL PURPOSE, MILITARY ACADEMY OF COMMUNICATION, ST. PETERSBURG
Abstract: the method offered in article belongs to area of sport namely to sports rowing on sea yawls and can be used for training of athletes-oarsmen in harmonious, synchronous work as a part of crew sea yawl on the land, in the conditions of as close as possible to the training process which is carried out on water. The stated technical solution allows to expand an arsenal of means of this appointment and is directed to increase in coordination
and synchronism of actions of all crew members of the sea yawl, by timely correction of biomechanical parameters of the command technique of rowing.
Keywords: sport, sport rowing, sea yawls, athletes-oarsmen, synchronism of crew actions.
УДК 37.09
Известно, что гребля на морских ялах представляет собой технически сложный вид спорта, требующий от спортсменов точной координации в работе почти всех мышечных групп, к тому же этот вид спорта является командным, что предъявляет дополнительные требования к технической подготовленности гребцов, согласованности и синхронности их действий. Эмпирическим путем установлено, что неодновременное приложение сил со стороны экипажа вызывает увеличение рыскания лодки по курсу и потерю баланса, ведет к уменьшению мощности команды, создает неудобства для гребцов, что в конечном итоге приводит к снижению скорости лодки [1]. Т.е. чем выше степень слаженных и синхронных действий в команде, тем равномернее распределяется нагрузка на ее членов, что придает шлюпке равномерное движение, оптимальную среднюю скорость и обеспечивает лучшие результаты при прохождении соревновательной дистанции. Отмеченное выше обуславливает актуальность разработки способов и устройств, позволяющих совершенствовать командную технику экипажа в гребле на морских ялах, в том числе и при тренировках на суше в осенне-зимний период, когда тренировочные заезды проводят на гребных тренажерах в спортивном зале.
Реализация предлагаемого метода объясняется следующим образом. Предварительно в тренажерном зале, где будет проходить тренировка спортсменов-гребцов занимающихся спортивной греблей на морских ялах, устанавливают гребные тренажеры типа Concept 2 или им эквивалентные по числу членов экипажа таким образом, чтобы имитировалась рассадка гребцов по номерам в реальном яле, объединяют их в локальную вычислительную сеть, используя беспроводные технологии или витую пару и подключают к компьютеру с установленным на нем специальным программным обеспечением. На каждом тренажере устанавливают датчики на рукоятках условных весел, подвижном сиденье, раме тренажера, ножных упорах, нагрузочном устройстве, а также корпусе и голенях спортсменов. Далее формируют идеальную модель командной техники гребли следующим образом. Изначально измеряют индивидуальные биомеханические параметры гребной локомоции каждого спортсмена, в качестве основных параметров используют характеристики замкнутого цикла гребка. Цикл гребка делят на четыре фазы: захват переходная фаза, проводка - рабочая фаза цикла и конец проводки - вторая переходная фаза, подъезд - фаза подготовки. То, как все эти фазы сочетаются друг с другом, определяет ритм гребка [2]. В фазе захвата измеряют расстояние от подвижного сиденья до ножных упоров и полезную высоту ручек условных весел относительно рамы тренажера. В фазе проводки измеряют максимальные усилия, прикладываемые на ножные упоры и рукоятки условных весел, фиксируют время подъезда подвижного сиденья от точки максимально близкой к ножным упорам, к точке наиболее удаленной от них. В фазе конца проводки измеряют угол отклонения корпуса гребца от вертикали, измеряют расстояние максимального отъезда подвижного сиденья от ножных упоров, измеряют полезную высоту ручек условных весел относительно рамы тренажера и расстояние ручек условных весел до корпуса гребца, измеряют максимальное усилие, прикладываемое на подвижное сиденье. Далее, в фазе подъезда фиксируют время подъезда подвижного сиденья от точки максимально удаленной от ножных упоров, к точке, наиболее близкой к ним, измеряют максимальные усилия, прикладываемые на ножные упоры, измеряют вертикальное положение корпуса и голеней гребца.
Запоминают измеренные индивидуальные биомеханические параметры в массиве памяти и вычисляют по полученным значениям обобщенные групповые
показатели биомеханических параметров, которые определяют верхнюю и нижнюю границу, а также среднее значение идеальной модели командной техники гребли экипажа. Расстояние от верхней до нижней границы идеальной модели нормализуется от 1 до -1 с шагом дискретизации а. Метками времени ^ разбивают весь временной интервал Т заезда т на контрольные точки измерения групповых текущих биомеханических параметров.
Тренер при подготовке к очередному заезду т устанавливает уровни внешних силовых добавок /. В качестве базового, используемого в заезде уровня силовой нагрузки / выбирают внешние нагрузки, имитирующие сопротивление водной среды и вес морского яла с экипажем /, с возможностью (/±0, j£F, что позволяет организовать устойчивую обратную связь по коррекции биомеханических параметров командной техники гребли.
В процессе заезда, информация с датчиков через устройство сопряжения поступает в компьютер и регистрируется в массиве памяти, на метке ^ из полученной выборки формируется текущее групповое значение биомеханических параметров, которое в виде диаграммы выводится на монитор. Одновременно компьютер формирует соответствующий управляющий сигнал на электромагнитное тормозное устройство, которое создает дополнительный тормозной импульс на нагрузочные устройства гребных тренажеров, тем самым осуществляя коррекцию внешних силовых добавок (/±0, j £Р.
С помощью рисунка 1 можно пояснить порядок работы метода. Сначала измеряют текущие индивидуальные биомеханические параметры для условия заезда т в интервале времени Т, записывают полученную информацию в массив памяти. Затем, разбивают временной интервал Т на метки После чего, вычисляют текущие групповые биомеханические параметры на первой метке Если текущее групповое значение биомеханических параметров не отклоняется от среднего значения идеальной модели командной техники гребли, то продолжают заезд при базовом уровне внешних силовых нагрузок /. Если на интервале й текущие групповые биомеханические параметры отклоняются от среднего значения идеальной модели, то последовательно и дискретно увеличивают внешние силовые нагрузки j£F, до тех пор, пока не будет осуществлен возврат текущего группового показателя к среднему значению идеальной модели. При возвращении текущих групповых биомеханических параметров к среднему значению идеальной модели воздействие внешних силовых добавок корректируют в сторону уменьшения дополнительной нагрузки /-}, j6F и приводят ее к базовому значению, соответствующему сопротивлению водной среды и весу шлюпки с экипажем /.
Рис. 1. Метод командной тренировки гребцов с коррекцией биомеханических параметров
Далее, продолжают заезд с уровнем внешней силовой нагрузки /, измеряют и корректируют текущие групповые биомеханические параметры на каждой последующей метке Ъ аналогично, до тех пор, пока время заезда не закончится.
В экспериментах с привлечением более 10 экипажей морских ялов было установлено, что слаженные, синхронные действия всех членов экипажа зависят от т переменных условий заезда по каждому из / предварительно определенных уровней внешних силовых нагрузок. То есть, искусственно создаваемые дополнительные нагрузки, направлены на принудительное вовлечение в движение всех членов экипажа для выполнения ими слаженных, синхронных действий в соответствии с заранее определенными биомеханическими параметрами, с возможностью своевременной целенаправленной коррекцией этих параметров. Таким образом, многократное повторение технически правильных действий в искусственно созданных условиях внешних силовых нагрузок, вырабатывает мышечные ощущения, которые позволяют контролировать спортсменам ритмо-темповую структуру командной техники гребли в составе экипажа морского яла [3, 4]. Многократное повторение технически правильных действий в искусственно созданных условиях внешних силовых нагрузок приводит к «мышечному» запоминанию спортсменами ритмо-темповой структуры командной техники гребли и, следовательно, повышению слаженности и синхронности действий гребцов в составе экипажа морского яла [5].
Таким образом, за счет повышения слаженности и синхронности действий экипажа морского яла, путем коррекции биомеханических параметров командной техники гребли.
Список литературы
Стародубцев и др. Патент РФ № 2630436 от 07.09.2017 «Способ коррекции биомеханических параметров командной техники гребли». Бюл. № 25. 16 с. Иванов Л.Н. и др. «Шлюпка. Устройство и управление» Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Воениздат, 1976. 231 с. Стр. 48-54.
3. Редгрейв Стив. «Энциклопедия гребли» М.: Издательство Достоинство, 2014. 327 с. Стр. 123-135.
4. Лазуткин В.М. Особенности командной техники в академической гребле и пути повышения ее эффективности. Дис. канд. пед. наук. Л., 1982. 179 с.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАННЕМ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1 2 Ишкова Г.М. , Явербаум О.В.
Email: [email protected]
1Ишкова Галина Михайловна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра иностранных языков и русской филологии,
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск;
2Явербаум Оксана Владимировна - MA по теории литературы, UNISA, Авторизованный представитель Letterland International в России, г. Москва
Аннотация: в современных условиях, когда уровень преподавания иностранных языков снижается, остро встает вопрос о необходимости поиска методов обучения, способных заложить прочную базу на самом раннем этапе изучения иностранного языка. Авторы статьи рассматривают различные подходы к обучению чтению на английском языке детей младшего школьного возраста в отечественных школьных программах, анализируя опыт стран-носителей языка в обучении английскому как родному языку и как второму языку, который явно демонстрирует эффективность применения метода фонетического обучения.
Ключевые слова: обучение детей младшего школьного возраста английскому языку, фонетический подход к обучению чтению, чтение целыми словами.
PHONICS IN TEACHING ENGLISH LITERACY TO YOUNG LEARNERS: HISTORICAL ASPECT Ishkova G-М.1, Yaverbaum O.V.2
1Ishkova Galina Mikhailovna - PhD in Social Sciences, Associate Professor,
DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES AND RUSSIAN PHILOLOGY, SIBERIAN UNIVERSITY OF CONSUMER COOPERATION, NOVOSIBIRSK;
2Yаverbaum Oksana Vladimirovna - MA in the Theory of Literature, UNISA, AUTHORIZED REPRESENTATIVE OF LETTERLAND INTERNATIONAL IN RUSSIA, MOSCOW
Abstract: today, when teaching literacy in English as a foreign language is very important there is an urgent necessity to find teaching approach that can lay a solid foundation at the very early stage of learning the language. The authors of the article discuss approaches to teaching English literacy to young learners in traditional school programs, analyzing the relative experience in the native English-speaking countries, and observing some positive changes in achieving literacy levels of young learners due to adopting phonics approach. Keywords: teaching English to young learners, phonics, sight reading.
УДК: 372.881.111.1
Одной из ключевых задач начального этапа обучения английскому языку как иностранному является обучение чтению. Однако, решение данной задачи упирается в существенные различия в графико -фонетической системе английского и русского языков. Как же научить ребенка читать, по возможности избежав использования транскрипции и зазубривания сложных правил? Где найти метод,