Научная статья на тему 'Информационная открытость органов государственной власти: перспективы и совершенствование развития законодательства'

Информационная открытость органов государственной власти: перспективы и совершенствование развития законодательства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная власть / информационная открытость / транспарентность / государственные органы / правовое регулирование / public authority / information openness / transparency / state bodies / legal regulation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абулмуслим Магомедович Муртазалиев, Камилла Тагировна Рагимханова

Взаимоотношения органов власти и общественности в условиях гражданского общества целесообразно строить путем реализации различных форм взаимодействия, которые должны охватывать не только мониторинги, контролирующие мероприятия, но и другие формы участия общественности в функционировании органов власти, и гарантироваться обеспечением ее транспарентности, гласности и открытости, обсуждением всех вопросов в рамках публичного дискурса. При этом транспарентность следует трактовать не только как информационную открытость власти, но и как доступ общественности к публичным процедурам, формированию публичного корпуса и участию в деятельности общественных советов или других органов. Активное развитие информационных связей между властью и общественностью, наблюдающееся в последнее время, указывает на актуальность выбранной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Абулмуслим Магомедович Муртазалиев, Камилла Тагировна Рагимханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information openness of public authorities: prospects and improvement of legislation development

It is advisable to build relations between authorities and the public in the conditions of civil society by implementing various forms of interaction, which should cover not only monitoring, monitoring activities, but also other forms of public participation in the functioning of authorities, and be guaranteed by ensuring its transparency, transparency and openness, discussion of all issues within the framework of public discourse. At the same time, transparency should be interpreted not only as information openness of the authorities, but also public access to public procedures, the formation of a public corps and participation in the activities of public councils or other bodies. The active development of information relations between the government and the public, observed recently, indicates the relevance of the chosen topic.

Текст научной работы на тему «Информационная открытость органов государственной власти: перспективы и совершенствование развития законодательства»

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 89 — 91.

State service and personnel. 2024;(1):89 —91.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-89-91 NIION: 2012-0061-01/24-016

EDN: https://elibrary.ru/CGVLPV MOSURED: 77/27-008-2024-01-216

Информационная открытость органов государственной власти: перспективы и совершенствование развития законодательства

Абулмуслим Магомедович Муртазалиев1, Камилла Тагировна Рагимханова2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 dinarus77@mail.ru

2 kama10barca98@mail.ru

Аннотация. Взаимоотношения органов власти и общественности в условиях гражданского общества целесообразно строить путем реализации различных форм взаимодействия, которые должны охватывать не только мониторинги, контролирующие мероприятия, но и другие формы участия общественности в функционировании органов власти, и гарантироваться обеспечением ее транспарентности, гласности и открытости, обсуждением всех вопросов в рамках публичного дискурса. При этом транспарентность следует трактовать не только как информационную открытость власти, но и как доступ общественности к публичным процедурам, формированию публичного корпуса и участию в деятельности общественных советов или других органов.

Активное развитие информационных связей между властью и общественностью, наблюдающееся в последнее время, указывает на актуальность выбранной темы.

Ключевые слова: публичная власть, информационная открытость, транспарентность, государственные органы, правовое регулирование.

Для цитирования: Муртазалиев А.М., Рагимханова К.Т. Информационная открытость органов государственной власти: перспективы и совершенствование развития законодательства // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 89—91. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-89-91 EDN: https://elibrary.ru/CGVLPV

Original article

Information openness of public authorities: prospects and improvement of legislation development

Abulmuslim M. Murtazaliev1, Kamilla T. Ragimkhanova2

1 2 Dagestan state University, Makhachkala, Russia

1 dinarus77@mail.ru

2 kama10barca98@mail.ru

Abstract. It is advisable to build relations between authorities and the public in the conditions of civil society by implementing various forms of interaction, which should cover not only monitoring, monitoring activities, but also other forms of public participation in the functioning of authorities, and be guaranteed by ensuring its transparency, transparency and openness, discussion of all issues within the framework of public discourse. At the same time, transparency should be interpreted not only as information openness of the authorities, but also public access to public procedures, the formation of a public corps and participation in the activities of public councils or other bodies.

The active development of information relations between the government and the public, observed recently, indicates the relevance of the chosen topic.

Keywords: public authority, information openness, transparency, state bodies, legal regulation.

For citation: Murtazaliev A.M., Ragimkhanova K.T. Information openness of public authorities: prospects and improvement of legislation development // State service and personnel. 2024; (1) :89—91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2024-1-89-91 EDN: https://elibrary.ru/CGVLPV

© Муртазалиев А.М., Рагимханова К.Т. М., 2024.

№ 1/2024

Неотъемлемой составляющей принципа гласности выступает принцип информационной открытости в деятельности органов публичной власти. Это подкрепляется сложной системой гарантий, а именно, правом на обращение и правом на информацию, включающими такие элементы, как активная форма (интерес к получению информации проявляет индивид) и пассивная форма (инициатором распространения информации является орган публичной власти). Активная форма отождествляется с правом на доступ к информации, пассивная — с правом на информированность.

Активный и пассивный аспекты доступа к публичной информации содержат своеобразный компромисс: с одной стороны, на орган власти возлагается обнародование значительной части информации по запросам публичной информации, что в том числе способствует уменьшению запросов, а с другой — лицо может получать дополнительную информацию, в отношении которой нет обязанности обнародования, но которая по своему статусу является публичной. Лицо самостоятельно определяет наиболее приемлемый для него способ доступа к публичной информации, правда, каждый из видов доступа имеет свои недостатки и преимущества, связанные со сроками, объемом и фактическими затратами [2].

Свободный доступ к открытой информации о деятельности субъектов властных полномочий — это важное основание для развития современного демократического государства. Он обеспечивает прозрачность и открытость органов власти, является крайне необходимым для построения отношений, основанных на доверии.

Доверие к органам власти — требование современности. С этой целью проводится государственная реформа, меняются правила и процедуры, проводится большая кадровая ротация. Вместе с тем эффективные изменения требуют и дополнительного информирования общества и разъяснительной работы с общественностью.

Информационная открытость органов власти предусматривает создание и обеспечение условий для свободного получения информации в рамках действующего законодательства любым лицом с целью удовлетворения своих законных прав и интересов. Необходимо обеспечение и создание такой системы информационной открытости органов публичной власти, которая основывалась бы на взаимной поддержке и взаимоуважении различных субъектов коммуникации власти и общественности.

Главными элементами информационной открытости органов публичной власти должны быть доступ к информации о деятельности власти; постоянное и всестороннее информирование обще-

ственности о деятельности органов власти; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти.

Место и роль органов власти в информационной сфере, взаимодействия с обществом связаны с реализацией информационной функции государства, касающейся обеспечения прав граждан и организаций на получение информации о деятельности институтов и органов [1].

Развитие информационного общества, повышение роли и значения средств массовой информации в формировании мировоззрения граждан поставило органы государственной власти перед необходимостью формирования информационной политики, создания условий для открытости и прозрачности своей деятельности.

Как правило, граждане получают информацию об органах власти преимущественно от СМИ, которые оказывают предпочтение сенсационным материалам.

Много проблем возникает при попытке получить исчерпывающую информацию от публичных органов власти. Граждане, не имея достоверной информации, трактуют важные для страны вопросы по-своему. Поэтому СМИ, которые имеют большое влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения на те или иные общественно-политические явления и процессы, играют важную роль в отношениях между властью и обществом. Они обеспечивают информирование граждан о работе органов власти и состояние законности и правопорядка в государстве, а должностных лиц — об общественном мнении по этим вопросам. Именно поэтому необходимым условием деятельности средств массовой информации являются их свобода, политическая беспристрастность, независимость от монопольного влияния государства, политических партий, финансово-политических групп и т.д., а также транспарентность (открытость) власти.

В этом контексте считаем, что налаживание конструктивных взаимоотношений между СМИ и органами власти будет способствовать взаимодействию между государством и гражданским обществом (общественностью) [3].

Взаимодействие власти с редакциями средств массовой информации урегулировано на законодательном уровне и осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности органов власти. Взаимодействие органов власти с редакциями средств массовой информации может предусматривать:

1) свободный доступ представителей редакций средств массовой информации в помещения органов власти, где размещена информация о деятельности органов власти;

№ 1/2024

2) присутствие представителей редакций средств массовой информации на заседаниях органов власти в порядке, установленном актами, регламентирующими деятельность указанных органов;

3) предоставление информации о деятельности органов власти по запросам редакций средств массовой информации;

4) информационное освещение деятельности власти, в том числе вопросов совершенствования законодательства, регулирующего указанную деятельность;

5) участие представителей власти в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях;

6) аккредитацию в органах власти представителей редакций средств массовой информации;

7) иные формы взаимодействия, обеспечивающие информирование пользователей информацией о деятельности органов власти [4].

Считаем целесообразным рекомендовать обязательное использование органами власти тех коммуникативных каналов, которые подтвердили свою эффективность в процессе их апробации и способны улучшить распространение объективной информации о власти, усилить авторитет публичной власти и повысить доверие граждан к ней.

Список источников

1. Канишевский НЛ. Право на информацию, право на доступ к информации: проблемы соотношений понятий // Актуальные вопросы развития современной цифровой среды: Сб. ст. по матер. науч.-технич. конф. молодых ученых. М., 2021. С. 321—329.

2. Руколеев ВЛ. Активная форма реализации принципа информационной открытости в деятельности органов публичной власти // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2023. № 1. С. 113—118.

3. Рябинкин НЛ Перспективы дистанционного судопроизводства в Российской Федерации на современном этапе // Право. Общество. Государство: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов / Редколлегия: Д.В. Рыбин (пред.), Е.В. Трофимов (отв. ред.) [и др.]. Т. 14. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ин-т (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2021. С. 208—214.

4. Сорокина Е.В. Гарантии государственной защиты информационных прав и свобод человека и гражданина // Юрид. наука: история и современность. 2023. № 1. С. 103—109.

References

1. Kanishevsky NA. The right to information, the right to access to information: problems of correlations of concepts // Topical issues of the development of the modern digital environment: Collection of articles based on the materials of the scientific and technical conference of young scientists, Moscow, 2021. Pp. 321—329.

2. Rukoleev VA Active form of implementation of the principle of information openness in the activities of public authorities // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1. Pp. 113—118.

3. Ryabinkin NA. Prospects of remote legal proceedings in the Russian Federation at the present stage // Law. Society. State: Collection of scientific papers of students and postgraduates / Editorial Board: D.V. Rybin (pred.), E.V. Trofimov (ed.) [and others]. Vol. 14. St. Petersburg: St. Petersburg Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice Russia), 2021. Pp. 208—214.

4. Sorokina E.V. Guarantees of state protection of information rights and freedoms of man and citizen // Legal science: history and modernity. 2023. № 1. Pp. 103—109.

Информация об авторах

Муртазалиев А.М. — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Рагимханова К.Т. — старший преподаватель кафедры информационного права и информатики

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 04.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации

14.02.2024.

Information about the authors

Murtazaliev A.M. — doctor of law, professor, head of the department of theory of state and law Ragimkhanova K.T. — senior lecturer of the Department of Information Law and Informatics

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 04.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.