Научная статья на тему 'Доступ к информации о деятельности судов: перспективы и проблемы развития законодательства '

Доступ к информации о деятельности судов: перспективы и проблемы развития законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
информационная открытость / суды / прозрачность / информация / правовое регулирование / information openness / courts / transparency / information / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камилла Тагировна Рагимханова

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что имеется проблема правового доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. В связи с этим необходимо скорейшее развитие «электронного правосудия» в судах, которое должно развиваться не только в судебных органах, но и среди граждан. Проблема заключается не только в отсутствии необходимой информации на интернет-портале, которая, как правило, появляется там с довольно большим опозданием, но также и то, что граждане современного общества практически не разграничивают сведения, относящиеся к информации с ограниченным доступом и общедоступной. Решить проблему полностью пока невозможно, но если постепенно совершенствовать и развивать «электронное правосудие», то это обеспечит удобный и быстрый доступ к информации и повысит качество и эффективность работы аппаратов судов, а также будет повышаться степень открытости и прозрачности судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Access to information on the activities of courts: prospects and problems of legislation development

The relevance of the research topic is due to the fact that there is a problem of legal access to information about the activities of courts in the Russian Federation. This problem is that it is necessary to develop «electronic justice» in the courts as soon as possible, which should be developed not only in the judiciary, but also among citizens. The problem is not only the lack of necessary information on the Internet portal, which, as a rule, appears there with a rather long delay, but also the fact that citizens of modern society practically do not distinguish between information related to information with limited access and publicly available. It is not yet possible to solve the problem completely, but if we gradually improve and develop «electronic Justice», it will provide convenient and quick access to information and improve the quality and efficiency of the work of court apparatuses, as well as the transparency and transparency of legal proceedings will develop.

Текст научной работы на тему «Доступ к информации о деятельности судов: перспективы и проблемы развития законодательства »

Закон и право. 2024. № 3. С. 93-96. Law and legislation. 2024;(3):93-96.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-93-96 EDN: https://elibrary.ru/VKQJYR

NIION: 1997-0063-3/24-138 MOSURED: 77/27-001-2024-3-338

Доступ к информации о деятельности судов: перспективы и проблемы развития законодательства

Камилла Тагировна Рагимханова

Дагестанский государственный университет, Махачкала,

Россия, kama10barca98@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что имеется проблема правового доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. В связи с этим необходимо скорейшее развитие «электронного правосудия» в судах, которое должно развиваться не только в судебных органах, но и среди граждан. Проблема заключается не только в отсутствии необходимой информации на интернет-портале, которая, как правило, появляется там с довольно большим опозданием, но также и то, что граждане современного общества практически не разграничивают сведения, относящиеся к информации с ограниченным доступом и общедоступной. Решить проблему полностью пока невозможно, но если постепенно совершенствовать и развивать «электронное правосудие», то это обеспечит удобный и быстрый доступ к информации и повысит качество и эффективность работы аппаратов судов, а также будет повышаться степень открытости и прозрачности судопроизводства.

Ключевые слова: информационная открытость, суды, прозрачность, информация, правовое регулирование.

Для цитирования: Рагимханова К.Т. Доступ к информации о деятельности судов: перспективы и проблемы развития законодательства // Закон и право. 2024. № 3. С. 93—96. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-3-93-96 ББЫ: https://elibrary.ru/VKQJYR

Original article

Access to information on the activities of courts: prospects and problems of legislation development

Kamilla T. Ragimkhanova

Dagestan state University, Makhachkala, Russia, kama10barca98@mail.ru

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that there is a problem of legal access to information about the activities of courts in the Russian Federation. This problem is that it is necessary to develop «electronic justice» in the courts as soon as possible, which should be developed not only in the judiciary, but also among citizens. The problem is not only the lack of necessary information on the Internet portal, which, as a rule, appears there with a rather long delay, but also the fact that citizens of modern society practically do not distinguish between information related to information with limited access and publicly available. It is not yet possible to solve the problem completely, but if we gradually improve and develop «electronic Justice», it will provide convenient and quick access to information and improve the quality and efficiency of the work of court apparatuses, as well as the transparency and transparency of legal proceedings will develop.

Keywords: information openness, courts, transparency, information, legal regulation.

For citation: Ragimkhanova K.T. Access to information on the activities of courts: prospects and problems of legislation development // Law and legislation. 2024;(3):93—96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-93-96 EDN: https://elibrary.ru/VKQJYR

© Рагимханова К.Т. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 03-2024

R Российской Федерации существуют три общепринятые ветви власти: законода--я-^-тельная, исполнительная и судебная. Последнюю ветвь власти можно с уверенностью назвать одной из основополагающих, которая играет существенную роль в осуществлении правосудия и становлении правового государства. Судебная власть в Российской Федерации является независимой и самостоятельной в системе государственной власти страны

Цифровая трансформация органов законодательной власти — это процесс внедрения информационных технологий в деятельность органов законодательной власти с целью повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности.

На территории Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающий исчерпывающий перечень судов, осуществляющих правосудие. Но, определяя судебную систему, законодатель обращается не только к принятому Федеральному конституционному закону, но и к Основному закону Российской Федерации — к Конституции РФ.

Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции за судебными органами закреплено только одно предназначение — осуществление правосудия, и исключена возможность создания новых каких-либо чрезвычайных судов. Кроме того, судебная система олицетворяется персональным составом судей, а также привлекаемыми представителями народа для осуществления правосудия.

В судебной системе Российской Федерации немаловажное значение имеет принятый 22 декабря 2008 г. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Основными принципами Закона доступа к информации о деятельности судов обозначены открытость, достоверность информации и своевременность ее предоставления. Принятие данного Закона безусловно является положительным явлением, тем самым показывая серьезное отношение государства к правам граждан, в данном случае к праву граждан на доступ к информации. Право граждан на информацию в цивилизованных государствах становится одним из ключевых; таким образом государство все больше берет на себя ответственность в данном вопросе, стараясь обеспечить население информационными ресурсами.

Главной мыслью анализируемого ФЗ является то, что суды РФ (федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и

мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ), Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в пределах своих полномочий обязаны бесплатно обеспечить гражданам (физическим лицам), организациям (юридическим лицам), общественным объединениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления (в ФЗ они именуются пользователями) доступ к полной и достоверной информации о деятельности судов, кроме информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну. Действие анализируемого ФЗ не распространяется на:

1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

2) порядок исполнения судебных актов;

3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;

4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества [3].

Доступ к информации о деятельности судов осуществляется на основании нормативно-правовой базы. Следует отметить, что судебную систему в России составляют суды различных инстанций, и в зависимости от их инстанции существуют нормативно-правовые документы, устанавливающие особый доступ к информации о деятельности конкретных судов.

Одним из таких актов является Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. Данный нормативно-правовой акт раскрывает основные пути получения информации о деятельности Верховного Суда РФ.

Основными способами получения данной информации являются: присутствие физических лиц, в том числе представителей организаций и общественных объединений, органов местного самоуправления и государственной власти, в открытом судебном заседании по делам, рассматриваемым Верховным Судом; обнародование информации о деятельности Верховного Суда в средствах массовой информации; размещение

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

информации на официальном сайте Верховного Суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; ознакомление пользователей информацией с информацией, находящейся в архивном фонде Верховного Суда; предоставление информации в устной форме — во время приема граждан, а также по телефонам справочной Верховного Суда.

В Верховном Суде РФ обеспечение граждан основными перечисленными способами доступа к информации о деятельности судов осуществляется под руководством первого заместителя Председателя Верховного Суда. Но структура Верховного Суда, предоставляя информацию в сети Интернет о деятельности этого суда, обеспечивает достоверность данной информации.

Контроль за соблюдением установленного порядка предоставления информации о деятельности Верховного Суда организуется и осуществляется не только согласно указанному правовому акту, но и Положению о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также Положению о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации и др.

Постановление Совета судей РФ от 23 мая 2019 г. № 476 содержит такой же перечень, согласно которому возможен доступ к информации о деятельности судов, как и в Верховном Суде РФ. Но данное Постановление рассматривает еще один способ предоставления информации — это размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях.

Согласно нормативному акту, регулирующему этот вопрос, на информационных стендах в судах общей юрисдикции должна размещаться текущая информация о деятельности соответствующего суда, порядок работы суда, в том числе приема граждан, условия и порядок получения информации о деятельности суда и иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информации.

Руководствуясь данным Постановлением № 476, ответственные работники за оформлением информационных стендов обязаны разместить на имеющихся стендах общую информацию (адрес, телефон, структуру суда и т.д.), справочную

информацию (реквизиты для уплаты госпошлины, список дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, порядок подачи исковых заявлений и т.д.) и образцы документов [1].

Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде № 238 «Об утверждении положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции» является еще одним из числа нормативных правовых актов, составляющих правовые основы доступа к информации о деятельности судов. Данный Приказ содержит основные принципы организационной деятельности судов общей юрисдикции. В Приказе указано, что суды общей юрисдикции по информационному обеспечению своей деятельности обязаны применять передовые информационные и телекоммуникационные технологии и системы, а также внесение надлежащей информации и сведений в базы данных Государственной автоматизированной системы РФ (ГАС) «Правосудие».

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 335 «Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов судейского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и Регламента размещения информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» [2].

На основе проведения анализа всех правовых актов можно сделать вывод: правовая основа доступа к информации о деятельности судов в РФ имеет четкое закрепление и постоянное функционирование. Каждый из приведенных выше нормативных актов раскрывает сущность деятельности судов вне зависимости от их инстанции, закрепляет факт постоянного улучшения и разработки по обеспечению запрашиваемой информации о деятельности судов. Каждый судебный орган обязан улучшать условия предоставления информации, которая запрашивается гражданами, даже если она имеет ограниченный доступ, т.е. предоставлять ту часть данной информации, которая является общедоступной.

Список источников

1. Грешонков A.M. Информационные системы судопроизводства / А.М. Грешонков, М.А. Шибаев: М.: Научно-издательский центр Инфра-М, 2023. 73 с.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

2. Миронова О.А. Концепция электронного правосудия в аспекте развития электронного государства // Вопросы развития государства и права: теория, история и практика: Сб. науч. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. (к 100-летию Верховного Суда Российской Федерации). Симферополь, 9 ноября 2022 / Ред.-сост. В.Г. Тур. Симферополь: Изд-во Тип. «Ариал», 2023. С. 18-22.

3. Яковлева В.А. Внедрение информационных технологий в арбитражное судопроизводство / / Тамбовские правовые чтения им. Ф.Н. Плева-ко: Матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 19 — 21 мая 2022. Тамбов: ИД «Держа-винский», 2022. С. 460—463.

References

1. Greshonkov A.M. Information systems of judicial proceedings / A.M. Greshonkov, M.A. Shibaev.

Moscow: Infra-M Scientific and Publishing Center, 2023. 73 p.

2. Mironova O.A. The concept of electronic justice in the aspect of the development of the electronic state // Issues of state and law development: theory, history and practice: Collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (on the 100th anniversary of the Supreme Court of the Russian Federation). Simferopol, November 09, 2022 / Ed.-comp. V.G. Tour. Simferopol: Publishing House Printing House «Arial», 2023. Pp. 18—22.

3. Yakovleva V.A. Introduction of information technologies in arbitration proceedings // Tambov Legal Readings named after F.N. Plevako: Materials of the VI International Scientific and Practical Conference. Tambov, May 19 — 21, 2022. Tambov: Publishing House «Derzhavinsky», 2022. Pp. 460—463.

Информация об авторе

Рагимханова К.Т. — старший преподаватель кафедры информационного права и информатики

Статья поступила в редакцию 13.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the author

Ragimkhanova K.T. — senior lecturer of the department of information law and informatics

The article was submitted 13.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. И.В. Гро-шева, В.Л. Цветкова; под общ. ред. В.Ф. Родина, И.Б. Лебедева. 311 с.

ISBN: 978-5-238-03625-0

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям "Правовое обеспечение национальной безопасности" и " Правоохранительная деятельность". Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ

Второе издание

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.