УДК/UDC: 377
Л. И. Лазарева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики Кемеровского государственного
университета культуры и искусств
L yudmila Lazareva, Doctor of Pedagigics, Docent, the Head of Social Education Science Sub-Faculty in Kemerovo State University of Culture and Art
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛьТУРА КАК ИНВАРИАНТ
социально-профессиональной компетентности обучающегося учреждения спо
INFORMATION CULTURE AS INVARIANT OF SOCIAL-PROFESSIONAL COMPETENCE OF A STUDENT OF THE SECONDARY-SPECIAL
ESTABLISHMENT
Рассматривается содержание инвариантной и вариативной части социально-профессиональной компетентности обучающегося среднего профессионального образования (СПО). Выявляется значение информационной культуры как инвариантной основы подготовки специалиста. Определяются особенности технологического подхода к формированию информационной культуры будущего специалиста в педагогической системе СПО.
The article concerns contents of invariant and variant part of social-professional competence of a student of the secondary vocational education. The meaning of information culture as an invariant stem of the training of a specialist is revealed. Some peculiarities of the technological approach to the formation of student's information culture within the educational system of the secondary vocational establishment are defined.
Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, информационная культура, технологический подход, педагогическая система.
Key words: social-professional competence, information culture, technological approach, educational system.
За последние годы социокультурная ситуация в нашей стране претерпела значительные изменения. Становление рыночной экономики и правового государства делает Россию открытой страной, которая испытывает потребность в высококлассных специалистах, готовых принимать ответственные решения в условиях быстрой смены общественных целей и задач, способных мобильно реагировать на постоянные изменения динамично меняющегося мира. Это предъявляет особые требования к системе образования, ориентирующейся на основные факторы развития современного общества: становление нового культурного типа личности, обладающей самостоятельностью, познавательной и творческой активностью, социальной ответственностью; непрерывность образования, как показатель готовности каждого члена общества учиться и переучиваться в течение всей жизни; информатизация, связанная,
в первую очередь, со становлением личностного знания на основе переработки и творческого переосмысления разнообразной информации [6]. В полной мере это относится к деятельности учреждений среднего специального образования, направленной на подготовку высококлассных специалистов-профессионалов.
Требования к результату образования СПО с учётом объективных социально-политических причин сегодня рассматриваются преимущественно в категории «компетентность»^ 2]. Ключевые компетенции специалиста-профессионала, по мнению И. А. Зимней, являются основным результатом современного образования, дающего возможность взрослому человеку демонстрировать в своей профессиональной работе культуру интеллектуальной и предметной деятельности [5]. Это качество, сформированное в процессе обучения, И. А. Зимняя предлагает называть социально-профессиональной компетентностью. Рассматрим модель социально-профессиональной компетентности, предложенную И. А. Зимней [4]. Она состоит из четырёх блоков: базового, личностного, социального и профессионального.
Базовый блок является интеллектуально-обеспечива-ющим и призван формировать основные мыслительные операции выпускника учреждения СПО, такие как:
- анализ, синтез;
- сопоставление, сравнение;
- систематизация;
- принятие решения;
- прогнозирование;
- соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.
Личностный блок направлен на формирование следующие свойства будущего специалиста:
- ответственность;
- организованность;
- целеустремленность.
Социальный блок связан с развитием следующих способностей обучающегося:
- организовывать свою жизнь в соответствии с соци-
ально-значимым представлением о здоровом образе жизни;
- руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина;
- руководствоваться в своем поведении ценностями бытия (жизни), культуры, социального взаимодействия;
- выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования);
- интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач;
- сотрудничать, руководить людьми и подчиняться;
- общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках;
- находить решения в нестандартных ситуациях;
- находить творческие решения социальных и профессиональных задач;
- принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, интернет, электронная почта и др.)
Профессиональный - обеспечивает качество выполнения профессиональной деятельности по специальности, предназначению.
Анализ содержания блоков позволяет внести некоторые уточнения в составляющие их позиции. Так социальный блок включает способности общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языке, а также принимать, сохранять, обрабатывать распространять и преобразовывать информацию. Но эти способности можно отнести и к базовым. Тоже можно сказать и в отношении содержания личностного блока, которое одинаково применимо и к социальному, и к профессиональному.
Если рассматривать социально-профессиональную компетентность, как целостное качество, формируемое в процессе обучения, то целесообразнее выделить в нём две составляющих: инвариантную и вариативную. Инвариантная в этом случае будет включать те знания, умения, способности и качества, которые необходимы студенту и будущему профессионалу в его учебной и профессиональной работе независимо от специфики изучаемых дисциплин и направлений профессиональной деятельности. Вариативная же часть станет основой профессиональной деятельности, присущей только конкретной специфике специальности.
Вполне очевидно, что формирование вариативной части социально-профессиональной компетентности идёт в процессе освоения профессионального цикла предметов. Встаёт вопрос: где и как формируется инвариантная составляющая? Ответ следует искать в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО). В настоящее время к утверждению готовится новый образовательный стандарт, разработанный на основе компетентностного подхода. В структуре основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования выделены общие компетенции (ОК), которые должны формироваться на различных предметах как профессионального, так и гуманитарного, социального, экономического, математического и естественно научного цикла предметов. Выпускник, освоивший ФГОС СПО должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками образовательных услуг.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать и проводить мероприятия по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Все перечисленные компетенции в основе своей связаны с поиском необходимой информации, её критической переработкой и принятием на основе этого верного, эффективного решения. И это - ОК 4 - информационная компетентность, а ОК 5 является её материально-техническим фундаментом.
Информационная компетенция распространяется на процессы поиска, анализа, отбора, организации, преобразования, сохранения и передачи информации. Она обеспечивает навыки интеллектуальной деятельности с информацией, содержащейся не только в учебных предметах и образовательных областях, но и в окружающем мире.
Обладая информационной компетенцией, человек будет технологически готов к выполнению различного рода действий в работе с информацией, поэтому информационную компетенцию можно рассматривать в качестве технологического аспекта более широкого понятия: информационной культуры личности.
«Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной
деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [3, с. 29].
Важно расставить акценты на понимании сущности информационной культуры и информационной компетентности. Если общая культура человека - это способ его жизнедеятельности, общественного сосуществования, требующий всю комплексность присвоенных им ценностей, традиций и знаний, то компетентность - это качество, сформированное на основе общей культуры, обеспечивающее личности возможность успешного решения возникающих жизненно важных задач в нетрадиционных, внештатных условиях. Информационная культура состоит из совокупности информационного мировоззрения и информационной компетентности. Представляя собой один из видов культуры, информационная культура выполняет такие универсальные социальные функции любой культуры, как воспитательно-образовательная, познавательная, регулятивная, трансляционная, ценностная, Функции информационной компетентности - это приобретение и использование новых инструментов деятельности в информационно-образовательной среде.
Формирование информационной культуры обучающихся учреждений СПО - проблема весьма актуальная в условиях и реалиях информационного общества, решение которой обеспечит повышение качества образования. Это подчёркивается в ФГОС СПО, где отмечается, что оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: 1) оценка уровня освоения дисциплин; 2) оценка компетенций обучающихся, в том числе общих компетенций. Ориентация образования на компетентностный подход предполагает сформированность информационной культуры будущих специалистов, которую можно рассматривать как фактор академической универсальности, позволяющей обучающимся решать проблемные, исследовательские познавательные задачи оптимально и результативно, а также как фактор, стимулирующий развитие привычки постоянно учиться, реализовывать личностную стратегию непрерывного образования, получения профессии, повышения квалификации, т.е. формирования социальной мобильности личности. Но, к сожалению, следует признать, что процесс формирования информационной культуры обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования затруднён несколькими обстоятельствами. Информационная культура, как предметная дисциплина, отсутствует в существующих образовательных стандартах, а также в предполагаемых учебных планах новых ФГОС СПО. Информационные компетенции продекларированы, но они не представлены как целостный компонент содержания образования. Например, в направлении 050000 «Образование и педагогика», включающем десять специальностей, информационные знания и умения ограничиваются двумя дисциплинами: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя», где речь идёт о подготовке информационно-образовательных продуктов, и «Информатика», где отрабатываются умения и навыки, связанные с навигацией в Интернете.
Кроме того, не достаточно разработаны дидактические механизмы формирования информационной культуры обучающихся, не полностью исследована целостная модель формирования информационной культуры в условиях педагогической системы учреждения СПО. Следовательно, педагогическую деятельность по формированию информационной культуры обучающихся СПО необ-
ходимо начинать, используя все возможности педагогической системы.
Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей, элементов, объединённых между собой функциональными взаимосвязями. В образовательном учреждении, представляющем собой целостный объект, можно выделить различные компоненты, например, коллективы педагогов, обучающихся, родителей. Можно эту же систему рассматривать через процессы, протекающие в ней: дополнительные и вспомогательные процессы, связанные с финансовой и административно-хозяйственной деятельностью; инновационные процессы, направленные на опытно-экспериментальную работу по внедрению нового содержания и технологий обучения; дидактический и воспитательный процессы, выполняющие главную миссию школы по формированию у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; процессы повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках методической системы школы. Педагогические системы носят искусственный характер и конструируются под конкретную цель. Каждая система обладает главным стержневым компонентом, который определяет деятельность системы в целом, направляет её и обеспечивает получение запланированных результатов. Это стратегическая или тактическая цель. Це-леполагание является системообразующим фактором педагогической системы.
Поэтому для формирования информационной культуры обучающихся СПО в современных условиях функционирования и развития педагогических систем первоочередным является осознание всем педагогическим коллективом необходимости этого процесса и постановка данной цели, которая может быть стратегической, охватывая все структурные элементы педагогической системы, начиная с управленческих и заканчивая административно-хозяйственными структурами. Она может стать целью опытноэкспериментальной работы в рамках одной структуры, составлять, например, основное направление методической работы с педагогическими кадрами, приобретая тактическую функцию и т. д.
Для формирования информационной культуры обучающихся среди перечисленных структур педагогической системы наибольшее значение имеет учебно-воспитательный процесс, протекающий как на уроке, так и во внеурочное время. Для успешного его осуществления, как уже подчёркивалось, прежде всего, необходима организация процесса методической работы по формированию информационной культуры педагогов, что в конечном итоге будет способствовать росту их мотивации к формированию информационной культуры обучающихся. Главной целью этой работы является не только овладение преподавателями необходимыми информационными знаниями, умениями и навыками, но и, в первую очередь, осознание педагогами необходимости формирования информационной культуры обучающихся, понимание важности проблемы, видение перспектив функционирования и развития информационной культуры, её использования в профессиональной деятельности выпускника учреждения СПО и его жизнедеятельности в целом. Надо отметить, что сегодня этот процесс с большим трудом, но начался. Особенно активно работа в этом направлении ведётся в системе непрерывного профессионального образования и повышения квалификации профессионально-педагогических ра-
ботников. В учебные программы курсов повышения квалификации включаются дидактические единицы, полностью или частично связанные с вопросами формирования информационной культуры различных категорий работников образования. Но, если педагоги на курсах повышения квалификации получают необходимые знания по основам информационной культуры в рамках дидактической единицы или курса по выбору, то, возвращаясь на основное место работы, они испытывают трудности, препятствующие формированию информационной культуры обучающихся, связанные, как уже подчёркивалось, с отсутствием такой учебной дисциплины в учебных планах. Введение же специальной дисциплины в учебный план, к примеру, «Основы информационной культуры специалиста» вполне возможно в рамках компонента образовательного учреждения и зависит от убеждённости, желания и воли руководителя учреждения способствовать формированию информационной культуры обучающихся, как инвариантной основы их социально-профессиональной компетентности.
Научно-методическая подготовка педагогов учреждений СПО в области информационной культуры обязательно должна включать помимо освоения ими информационных знаний и умений владение технологией формирования информационной культуры обучающихся, как на уроке, так и во внеурочное время. При этом обучение основам информационной культуры на уроках является основным условием её сформированности, в то время как внеурочная деятельность и такая её форма, как научно-исследовательская работа обучающихся, ещё в большей степени будет актуализировать информационные умения и навыки. Основа успешности реализации этой задачи во многом зависит от системного видения данной проблемы, которое составляет основу технологического подхода в педагогике.
Почему именно технологический подход необходим в формировании информационной культуры обучающихся? Ответ на этот вопрос связан с пониманием понятия технологии в педагогической литературе, в которой существуют четыре основных её характеристики. Технология рассматривается как дидактическая концепция или часть педагогической науки, как педагогическая система, как педагогический процесс и как процедура (алгоритм) деятельности педагога и обучающихся. Технология формирования информационной культуры обучающихся в этом случае интересна с любой точки зрения. Во-первых, в качестве дидактической концепции перспективно рассматривать формирование информационной культуры обучающихся СПО с точки зрения компетентностного подхода. Во-вторых, актуальным также является рассмотрение этого процесса во взаимодействии различных структур педагогической системы. В-третьих, в условиях педагогического процесса формирование информационной культуры вызывает интерес с позиций рассмотрения последовательного и непрерывного движения взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Безусловно, центральной структурной единицей педагогической системы, где закладываются основы формирования информационной культуры обучающихся, будет учебновоспитательный процесс.
Как процедура или алгоритм формирование информационной культуры связано с построением технологии обучения, иначе говоря, результата проектирования педагогом процесса обучения, где определяется деятельность его и обучающихся, педагогические законы и закономерности
этой деятельности, обучающая и учебная деятельность тщательно моделируется и даёт гарантированно высокий результат. Для формирования информационной культуры необходимо восхождение от простого к сложному, от алгоритмизированной деятельности к творческой. Потому и смена технологий обучения должна отвечать уровням сформированности информационной культуры. При этом целесообразно использовать сочетание знаниево-акаде-мический и практико-ориентированный, компетентност-ный подход в обучении основам информационной культуры и создание на этой базе предметной программы формирования информационной культуры обучающихся, включающей адекватные ей ситуационно-моделирующие технологии и контрольно-измерительные материалы. Нужно подчеркнуть, что термин «предметная программа» в компе-тентностной модели образования приобретает новый смысл, который связан не только с определённой научной областью, но и со сферой практики соответствующими формами и видами деятельности.
Информационная культура, выступая в качестве предмета обучения, должна стать составной частью каждого учебного предмета. Поэтому необходимо выделять время в границах всех образовательных дисциплин для целенаправленного и системного её освоения. Управление процессом формирования информационной культуры обучающихся следует направить на обеспечение скоординированной деятельности всех преподавателей, работающих в определённой группе, на основе принципов преемственности и последовательности. Это позволит соблюдать единые нормы и требования к уровням сформированности информационной культуры обучающихся, предупредить их искажение или «угасание». При этом содержательный аспект технологии формирования информационной культуры, отражённый в учебных программах, во многом определяет её процессуальную часть.
Нужно отметить, что в настоящее время учебные программы по основам информационной культуры для учащихся 1 - 11 классов общеобразовательных школ, студентов вузов разработаны коллективом авторов под руководством Н. И. Гендиной [3]. Они также могут стать основой для разработки учебных программ для обучающихся и преподавателей образовательных учреждений СПО. Процессуальная же часть технологии формирования информационной культуры разработана недостаточно с точки зрения технологического подхода к обучению, связанного с управлением учебным процессом и достаточно гарантированным достижением поставленных целей. Технологический подход в обучении открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения информационной культуры. Процедура проектирования обучения информационной культуры опирается на следующий алгоритм: анализ содержания обучения, определение диагнос-тичных, операциональных целей на основе таксономий, планирование обучения для точного определения желаемого эталона действий обучающихся, описание оперативной обратной связи в субъект-субъектных отношениях педагога и обучающихся с целью своевременной корректировки обучения, регламентация управления процессом обучения, диагностика усвоенных знаний и умений. Перечисленные признаки характеризуют технологически организованный процесс обучения.
К этому можно добавить, что обучение основам информационной культуры в большей степени предполагает
технологический алгоритм, опирающийся на компетент-ностную модель образования. Этот алгоритм будет выглядеть следующим образом: описание признаков ожидаемого уровня сформированности информационных компетенций; определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в соответствии с возрастанием полноты, про-блемности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки знания; собственно технология процесса, последовательности предъявления обучающимся задач-ситуаций различного типа и уровня; алгоритмы и эвристические схемы, организующие деятельность обучающихся по преодолению затруднительных ситуаций; особенности сопровождения и поддержки обучающихся в процессе обучения, описание способа управления процессом обучения.
В зависимости от цели способ управления педагогом процессом обучении основам информационной культуры представляет собой комплекс типов обучения: репродуктивно-алгоритмического, когда цель связана с усвоением алгоритмов деятельности, конспектированием и реферированием учебного материала, решением типовых задач; поисково-эвристического, если целью обучения является разбор нетиповых ситуаций, реальное проектирование, дидактические игры; творческого обучения, включающего дискуссии, постановку и решение проблемных задач, подготовку и проведение исследований, анализ результатов. В связи с перечисленными типами обучения наиболее приемлемыми технологиями обучения основам информационной культуры следует считать технологии программированного, модульного, проблемного, развивающего обучения, технологию полного усвоения, информационно-коммуникационные, когнитивные технологии. Перечисленные технологии способствуют развитию познавательной активности обучающихся в процессе обучения основам информационной культуры, содействуют их интеллектуальному развитию. При этом процесс усвоения необходимого материала внутренне мотивирован содержанием учебной деятельности, опирается на логические, аналитические механизмы мышления.
Ограничивать процесс формирования информационной культуры обучающихся только процессом обучения было бы неверно. Известно, что на формирование личнос-
ти огромное влияние оказывает окружающая среда. На формирование информационной культуры личности в условиях образовательного учреждения влияние будет оказывать не только процесс обучения, но и другие процессы педагогической системы, в совокупности создающие единую информационно-образовательную среду, включающую необходимые условия для этого процесса. Технологический подход при этом открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов педагогической действительности, влияющих на формирование информационной культуры обучающихся. Он позволяет комплексно решать данную задачу, с большей определённостью предсказывать результаты и управлять процессом формирования информационной культуры обучающихся системно, оптимально и результативно.
Список литературы
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 36-44.
2. Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 112-128.
3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие. М. : Школьная б-ка, 2002. 288 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 24-38.
5. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Кн. 2. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С.133 - 158.
6. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 6 - 18.