УДК 37.01:004
Н. П. Табачук
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ВЗАИМОРАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Представлены подходы к определению феноменов «информационная компетенция» и «творческая активность личности». Делается акцент на том, что информационная компетенция трансформируется в информационную компетентность через «понимание», рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта. Уделено внимание условиям развития информационной компетенции и творческой активности личности, которыми являются трансформация когнитивного содержания в эмоциональное и организация ценностно-смыслового взаимодействия, порождающего рефлексию. Информационная компетенция и творческая активность взаиморазвивающиеся, нарастающие структуры личности, и в процессе их развития возможно их самопреобразование и самосовершенствование через смыслотворчество. Рассмотрен комплекс заданий, взращивающих данные структуры в личности как созидательные начала, усиливающие друг друга.
Ключевые слова: творчество, активность, творческая активность личности, информационная компетенция и компетентность личности.
В последнее десятилетие возрос интерес к процессам развития информационной компетенции и творческой активности личности. Оба процесса создают для человека благоприятные условия для личностного роста и тем самым определяют его путь к самореализации. Именно поэтому, по мнению авторов, проблема интеграции этих двух процессов является актуальной.
Рассмотрим интеграцию, поиск взаимозависимых условий реализации процессов развития информационной компетенции и творческой активно-
сти личности «в горизонте личностных самопреобразований» через взаимопроникновение феноменов «творчество», «активность», «творческая активность», «информационная компетенция и компетентность человека». Для этого обратимся к исследованиям философов и педагогов (И. В. Мелик-Гай-казян, С. Д. Смирнов, Е. Л. Яковлева, Л. Н. Седова, С. П. Машовец, А. Е. Поличка, А. П. Исакова, О. В. Тумашева, И. В. Турова, Н. А. Шулика, А. Д. Копытов, А. А. Востриков), которые можно связать с данными феноменами (табл. 1, 2).
Творчество Активность Творческая активность
Переход небытия в бытие (Платон) В качестве философской категории активность понимается философами как всеобщее свойство, атрибут материи, выражающийся в ее способности к самодвижению, в способности изменять другие объекты, в способности развивать определенные внутренние состояния [1] По мнению И. В. Мелик-Гайказян, действительность есть актуализированный вариант потенциального [2]. Творческую активность личности можно сравнить с действительностью как тем, что осуществимо и осуществилось
По мнению И. В. Мелик-Гайказян, бытие есть сфера возможного, потенциальность, и тогда творчество можно воспринимать как потенциальность [2] С. Д. Смирнов отмечает, что выделяют два значения термина «активность»: сторона, составляющая любого процесса взаимодействия или действия; процесс [1] Творческая активность есть единица функционирования творческой личности
Творчество разворачивается в процессе ценностно-личностного взаимодействия. Е. Л. Яковлева утверждает, что творчество всегда в той или иной мере адресовано другому человеку [3] Активность выступает как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних проявлений Л. Н. Седова подчеркивает, что творческая активность есть характеристика субъекта жизнедеятельности, позволяющая ему наиболее успешно адаптироваться в новых социокультурных условиях и способствующая его адекватному самоопределению на основе анализа реальных возможностей и индивидуальных проявлений [4]
Таблица 1
Подходы к определению феноменов «творчество», «активность», «творческая активность»
Вестник ТГПУ (ТБРББиПеПп). 2015. 12 (165)
А. Е. Поличка, А. П. Исакова обращают внимание на актуализирующуюся потребность в самопрезентации и позиционировании человека в профессиональной деятельности в процессе интерактивного информационного взаимодействия [5]. Самопрезентация есть выражение индивидуальности. Яковлева Е. Л. утверждает, что человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности - это и есть творческий акт [3]_
Потребности, интересы, влечения, эмоции, установки побуждают субъекта к творческой деятельности. Они определяют различные явления и состояния, вызывающие его активность
С. П. Машовец (Печенюк) отмечает, что человек есть самоценный субъект свободного ответственного самосознания, который как профессионал находится в постоянном духовном самопреобразовании [6]. При таком подходе усиливается пробуждение творческой активности личности
Отождествляя процесс проявления творческой активности человека с переходом от хаоса к порядку, для нашего исследования представляет интерес позиция И. В. Мелик-Гайказян о существовании вариантов перехода системы от хаоса к порядку, где человек реализует определенные цели [2].
Так, автор отмечает, что конъюнктурная цель связана с оформлением стереотипов действий. В развитии творческой активности личности этот этап предопределяет появление творческого начала.
Прогностическая цель зависима от проявления образов нового порядка. При построении образов в человеке раскрываются новые грани, связанные с взращиванием смыслов и контекстов.
Асимптотическая цель есть оформление понимания смыслов нового порядка вещей. В процессе
реализации асимптотической цели человеком осуществляется смыслотворчество.
В рассуждениях философа И. В. Мелик-Гайка-зян взаимосвязанные условия совершения события как способности изменять направленность и темп эволюции можно применить к смыслотворчеству. И тогда смыслотворчество возникает при состоянии нестабильности, существовании множества вариантов выхода из хаоса, способности элементов системы самопроизвольно переходить к согласованному поведению [2].
Смыслотворчество проявляется и в процессе развития информационной компетенции человека. Обратимся к феноменам «информационная компетенция» и «информационная компетентность человека» (табл. 2).
Информационная компетенция человека Информационная компетентность человека
Возможность человека, которая может возникнуть и существовать при определенных условиях, стать действительностью для него Действительность, которая уже возникла, существует и присуща человеку
Потенция как возможность обладания достаточной силой для проявления действий, осуществления деятельности человеком [7] Интенция как направленность сознания человека на какой-либо предмет, как передача в высказывании определенного субъективного значения, контекста [8]
Движущая сила Проявление
Сокрытое существование Субъективное проявление
В связи с этим представляет интерес подход к определению понятия «информационная компетенция», предложенный О. В. Тумашевой, И. В. Туровой, где информационные компетенции рассматриваются как совокупность знаний, умений и навыков поиска, структурирования, адаптации информации к особенностям процесса, работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, использование компьютерных и мультимедийных технологий для решения профессиональных задач [9] Информационная компетенция трансформируется в информационную компетентность через «понимание», рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта. А. Д. Копытовым, А. А. Востриковым подчеркнуто, что компетентность как «коктейль» навыков, в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность, любовь к риску [10], и мы бы добавили творческое начало. Творческое начало людей делает их яркими индивидуальностями, которым тесны рамки традиций, поэтому в своих вкусовых предпочтениях они создают культуру, завоевывающую широкую популярность в массах, но не тождественную массовой культуре [11]. О культуре, в том числе и информационной, Н. А. Шулика отмечает, что это процесс овладения человеком особым стилем мышления, знаниями и умениями, обеспечивающими ему необходимую социальную адаптацию в информационном обществе [12].
Таблица 2
Из табл. 1 и 2 видно, что переход потенциальных способностей и качеств в реальное бытие осуществляется на основе комплекса взаимосвязанных условий.
Первым условием развития информационной компетенции и творческой активности личности является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное. Е. Л. Яковлева отмечает, что работа должна вестись именно с эмоциональным содержанием [3]. В соответствии с выдвинутым принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное проблемой становится не выполняемое человеком задание, а его эмоциональное отношение к этому заданию.
Вторым условием развития информационной компетенции и творческой активности личности является организация ценностно-смыслового взаимодействия, порождающего рефлексию. Для нас вызывают интерес исследования С. П. Машовец, которая утверждает, что ценностно-смысловое взаимодействие есть взаимодействие, в ходе которого осуществляется взаимопроникновение, взаимообогащение ценностных полей, возвышение позитивных личностных качеств, рождение корпоративной ответственности, а рефлексия является обязательным механизмом, условием деятельности, в результате которого осуществляется активное осмысление результатов, средств и замыслов с целью уточнения собственного замысла и способов его реализации [13]. Эти условия выступают регуляторами смыслотворчества.
Развитие информационной компетенции человека как творческий процесс представляет собой единство объективного и субъективного, происходит прямое отражение общества с его потребностями, возможностями, интересами и косвенное отражение специфического для данного человека видения мира [14].
Творчество как процесс генерации информации пробуждает в человеке понимание роли информационных технологий в жизнедеятельности, способность неординарно действовать с различными источниками информации, информационными ресурсами.
Тогда можно утверждать, что информационная компетенция и творческая активность взаимораз-вивающиеся структуры личности и в процессе их развития возможно их самопреобразование и самосовершенствование. Информационная компетенция и творческая активность выступают как нарастающие структуры личности, взращиваемые ею самостоятельно.
Воспринимая их как созидательные структуры личности, можно использовать их уникальные характеристики для взращивания в личности следующих способностей, выделяемых известным пси-
хологом А. Н. Луком в понимании творчества [15], через комплекс заданий (табл. 3).
Таблица 3
Комплекс заданий, взращивающий такие структуры личности, как информационная компетенция и творческая активность
Способность
Способ-ность к свер-тыва-нию мыслительных операций
Способ-ность кодирования информации
Способ-ность к переносу
Способ-ность к оценочным действиям
Способ-ность к «сце-пле-нию»
Смыслы, вкладываемые А. Н. Луком
Способность к использованию емких в информационном отношении символов
Нужно помочь человеку «найти себя», т. е. понять, какие символы, какой код информации для него наиболее доступен и приемлем_
Способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой
Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющими различные этапы и стадии творческого процесса_
Способность индивида объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним личностным опытом
Задания
И тогда вслед за К. Е. Осет-риным и Е. Г. Пьяных можно утверждать, что карты знаний - хороший инструмент для структурирования информации, выделения опорных понятий, тезисов, моделирования взаимосвязей между ними [16]. Сервисов для создания карт знаний множество. В развитии данных структур личности важно создание карт знаний
Задания на интерпретацию информации: переформулировка задачи; разъяснение, какие действия нужно осуществить, чтобы выполнить задание и пр.
Задания на изменение способа представления информации: составление схем (таблиц) по данному тексту; определение, какая информация содержится в данной схеме, представление ее в текстовом виде
Задачи на представление информации перед аудиторией: подбор примеров, иллюстрирующих понятие; определение, в какой по следовательно сти расположены данные тезисы, чтобы повысить их убедительность; подбор фотографии для иллюстрации выступления
Задачи на отбор информации после ее сравнения: объяснение, почему из множества определений данного понятия выбрано это; обоснование сделанного выбора метода при проектировании ситуации
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)
Информационная компетенция и творческая активность личности как созидательные начала усиливают друг друга в процессе выполнения комплекса описанных выше заданий.
Эмпирическим доказательством данного утверждения могут служить исследования, проведенные в ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки «Педагогическое образование». Им был предложен данный комплекс заданий при изучении дисциплины «Информационные технологии», взращивающий такие структуры личности, как информационная компетенция и творческая активность.
Исследования показали, что в процессе создания карт знаний как «экономного символического обозначения понятий» студенты проявляли эмоциональное отношение к объекту исследования и проводили анализ полученной информации. Как утверждает А. Н. Лук, экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними -важнейшее условие продуктивного мышления [15]. Задания на интерпретацию предложенной информации (кодирование информации для понимания) стимулировали студентов к актуализации их субъектного опыта в работе с информацией.
Развитие способности применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, через задания на изменение способа представления информации оказывало влияние на развитие такой грани творческой активности, как смыслотворчество.
Участие в процессе высказывания оценочных суждений и действий при публичных выступлениях на семинарах, конференциях у студентов поро-
ждало образование рефлексивного пространства, где востребованы смыслы участников данного процесса, предъявлению, рождению и взращиванию которых способствует рефлексивная деятельность, осуществляемая студентами в условиях принятия и поддержки ее педагогом. Процесс, инициирующий рефлексию, является «движителем» развития информационной компетенции студентов.
Соединение новых сведений с прежним личностным опытом порождало для студентов ситуацию выбора и сравнения имеющихся знаний относительно изучаемого объекта исследования. Следует указать условия, определяющие данные результаты исследования, к ним относятся трансформация когнитивного содержания в эмоциональное, организация ценностно-смыслового взаимодействия, порождающего рефлексию.
Для исследования чрезвычайно важным является вывод о том, что развитие информационной компетенции и творческой активности как созидательных структур личности может осуществляться через диалог и ценностно-личностное взаимодействие с информацией, в результате чего у человека происходит признание многообразия смыслов, контекстов, понимание им многомерности и богатства информационных потоков, бережного отношения к ним, осознание связи информации с системой общечеловеческих ценностей. Достижения человека в творчестве и в развитии информационной компетенции стимулируют: работоспособность, чувство ответственности, способность к организации творческой деятельности, стремление к самовоспитанию, самопреобразованию и самосовершенствованию.
Список литературы
1. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 231 с.
2. Мелик-Гайказян И. В. Концептуальная модель диагностики технологий информационного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 42-51.
3. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. 224 с.
4. Седова Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепция и механизм реализации. Балашов: Изд-во БГПИ, 1999. 232 с.
5. Поличка А. Е., Исакова А. П. Подходы проектирования содержания организации самостоятельной работы обучаемых в условиях формирования специальных профессиональных компетенций // Педагогическое образование и наука. 2012. № 6. С. 74-77.
6. Печенюк С. П. Профессиональная подготовка руководителей системы образования к ценностно-личностному взаимодействию субъекта в процессе управления: дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 2001. 30 с.
7. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 387 с.
8. Общая психология. Словарь. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 05.08.2015).
9. Тумашева О. В., Турова И. В. Модель формирования информационной компетентности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 85-90.
10. Копытов А. Д., Востриков А. А. О процессе образования как социальной технологии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 9-12.
11. Мелик-Гайказян И. В. Новая культура для новых людей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 33-44.
12. Шулика Н. А. Информационная культура студента как одно из условий роста его профессиональной компетентности // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 9. С. 59-63.
13. Машовец С. П. Сущность и особенности управления образовательными учреждениями // Педагогическое образование и наука. 2012. № 6. С. 51-55.
14. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 171 с.
15. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
16. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 210-213.
Табачук Н. П., кандидат педагогических наук, доцент. Дальневосточный государственный гуманитарный университет.
Ул. К. Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.08.2015.
N. P Tabachuk
INFORMATION COMPETENCE AND CREATIVE ACTIVITY AS INTERDEVELOPING STRUCTURS OF PERSONALITY
The article presents approaches to the definition of the phenomena of "information competence" and "creative activity of the person". The emphasis is on the fact that the information is transformed into the information competence through "understanding", the birth of their own meanings, enriching subjective experience. Attention is paid to the development of information competence and creativity of the individual, which are the transformation of the cognitive content into emotional and the organization of value-semantic interaction generating reflection. Information competence and creative activity are interdeveloping, growing structures and in the process of their development become possible their self-transformation and self-improvement through creativity in the birth of meaning. Considers the complex of tasks cultivating the given structures in personality as a creative source, reinforcing each other.
Key words: creative, active, creative activity of the person, information competence and expertise of the individual.
References
1. Smirnov S. D. Psikhologiya obraza: problema aktivnosti psikhicheskogo otrazheniya [Psychology of image: the problem of the activity of mental reflection]. Moscow, Moskovskiy universitet Publ., 1985. 231 p. (in Russian).
2. Melik-Gaykazyan I. V. Kontseptual'naya model' diagnostiki tekhnologiy informatsionnogo obshchestva [Conceptual model of Diagnostics of Technologies of the Information Society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 5 (95), pp. 42-51 (in Russian).
3. Yakovleva E. L. Psihologiya razvitiya tvorcheskogo potentsiala lichnosti [Psychology of development of the individual's creative potential]. Moscow, Flinta Publ., 1997. 224 p. (in Russian).
4. Sedova L. N. Stanovleniye tvorcheskoy lichnosti v usloviyakh razvivayushchey sredy: kontseptsiya i mekhanizm realizatsii [Formation of the creative personality in a developing environment: concept and mechanism of the implementation: monograph]. Balashov, BGPI Publ., 1999. 232 p. (in Russian).
5. Polichka A. E., Isakova A. P. Podkhody proektirovaniya soderzhaniya organizatsii samostoyatel'noy raboty obuchaemykh v usloviyakh formirovaniya spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy [Approaches of designof the students' independent work content in the conditions of formation of special professional competence]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Teacher Education and Science, 2012, no. 6, pp. 7477 (in Russian).
6. Pechenyuk S. P. Professional'naya podgotovka rukovoditeley sistemy obrazovaniya k tsennostno-lichnostnomu vzaimodeystviyu su"bekta v protsesse upravleniya. Diss. dokt. ped. nauk [Training managers of the education system to the values and personal interaction of the subject in the control process. Diss. dr. ped. sci.]. Khabarovsk, 2001. 30 p. (in Russian).
7. Teplov B. M. Problemyindividual'nykh razlichiy[Problems of individual differences]. Moscow, 1961. 387 p. (in Russian).
8. Obshchayapsikhologiya. Slovar' [General Psychology. Dictionary]. URL: http://slovari.yandex.ru (accessed 5 August 2015) (in Russian).
9. Tumasheva O. V., Turova I. V. Model' formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti starshego vospitatelya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Model for the formation of information competence of the senior tutor of preschool educational institution]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 85-90 (in Russian).
10. Kopytov A. D., Vostrikov A. A. O protsesse obrazovaniya kak sotsial'noy tekhnologii [The process of education as a social technology]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 2 (117), pp. 9-12 (in Russian).
11. Melik-Gaykazyan I. V. Novaya kul'tura dlya novykh lyudey [A New Culture for new people]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 7 (148), pp. 33-44 (in Russian).
Scrnm imY (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)
12. Shulika N. A. Informatsionnaya kul'tura studenta kak odno iz usloviy rosta ego professional'noy kompetentnosti [Information culture of students as one of the conditions for the growth of his professional competence]. Distantsionnoye i virtual'noye obucheniye - Distance and Virtual Teaching, 2013, no. 9, pp. 59-63 (in Russian).
13. Mashovets S. P. Sushchnost' i osobennosti upravleniya obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami [Essence and features of management of educational institutions]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - Teacher Education and Science, 2012, no. 6, pp. 51-55 (in Russian).
14. Kirnos D. I. Individual'nost'i tvorcheskoye myshleniye [Individuality and creative thinking]. Moscow, 1992. 171 p. (in Russian).
15. Luk A. N. Myshleniye i tvorchestvo [Thinking and creativity]. Moscow, Politizdat Publ., 1976. 144 p. (in Russian).
16. Osetrin K. E., P'yanykh E. G. Informatsionnye tekhnologii v organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [Information technology in organization of students' independent work]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 13 (115), pp. 210-213 (in Russian).
Tabachuk N. P.
Eastern State University of Humanities.
Ul. K. Marksa, 68, Khabarovsk, Russia, 680000.
E-mail: [email protected]