DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-42-47 УДК 378.048.2
ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ
Елена Владимировна СОРОКИНА
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87 E-mail: ev40ina@mail.ru
Аннотация. Обоснована актуальность и образовательная целесообразность курса «Развитие творческих способностей» для магистрантов. Отмечено, что постоянно возрастает социальная потребность в активных, предприимчивых членах общества, способных видеть новые проблемные зоны, находить ответы на нестандартные вопросы, то есть в творческих личностях. Рассмотрены цель, задачи дисциплины, требования к усвоению курса. Дисциплина дает возможность углубить знания и сформировать компетенции, определяемые содержанием базовых дисциплин, а также позволяет магистрам получить навыки для успешной предстоящей профессиональной и образовательной деятельности. Подчеркнута особая значимость самостоятельной работы магистров в процессе освоения дисциплины. Предложены следующие формы самостоятельной работы: осмысление и усвоение лекционного содержания с опорой на рекомендованную педагогом учебно-методическую литературу, использование информационных образовательных ресурсов, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов по дисциплине, рефератов, эссе, создание творческого проекта, работа с первоисточниками, посещение библиотек, музеев, выставок, концертов с целью сбора и накопления информации и расширения кругозора. Подчеркнута роль преподавателя в организации познавательной деятельности студентов. Отмечено, что развитию активности к познавательной деятельности магистров способствует организация нетрадиционных форм и методов обучения: деловых и ролевых игр, тренингов, дискуссий, применение информационных технологий, использование педагогических методов, адекватных данной ситуации. Планирование содержания занятий по курсу «Развитие творческих способностей» возможно с учетом интегрированного подхода в обучении, полихудожественного развития магистрантов.
Ключевые слова: магистрант; творческие способности; креативность; содержание дисциплины; самостоятельная работа; практические занятия; познавательная активность
В настоящее время в обществе отмечается постоянно растущая потребность в активных, креативных, нестандартно мыслящих личностях, способных преобразовывать себя и окружающий мир, быть предприимчивыми, конкурентоспособными, готовыми адаптироваться к новым, подчас неожиданным и непривычным условиям и реалиям современного мира. В этой связи проблема развития творческих способностей личности не теряет своей актуальности и по-прежнему привлекает к себе особое внимание ученых самых разнообразных сфер науки, таких как философия, обществознание, культурология, психология, педагогика, социология, экономика и др.
Современный человек должен быть способен видеть новые проблемы, находить качественные решения в нестандартных ситуациях, в условиях нестабильности и плюрализма, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. Именно с этой целью - изучения психолого-педагоги-
ческих основ становления творческой личности и развития ее потенциала - разработан вариативный курс «Развитие творческих способностей» для магистрантов направления «Педагогическое образование». Особое место в системе курса занимают вопросы, касающиеся принципов творчества и творческих решений: гибкой реакции на перемены, выработки творческих идей, формулировки проблем, отклонения от стандарта, творчества и озарения, открытия в результате озарений, сведения к минимуму негативного мышления.
В содержании когнитивного компонента творческих способностей ученые в первую очередь выделяют творческое воображение и творческое мышление [1]. Поэтому особое место в программе уделено творческому мышлению, рассмотрению вопросов, касающихся диагностики креативного потенциала, интуитивному типу мышления, влиянию
42
© Сорокина Е.В., 2018
средовых условий на креативность, методам креативного решения проблем.
Основными задачами освоения дисциплины выступают:
- формирование представлений о природе, структурных компонентах и закономерностях развития творческих способностей;
- развитие мотивации и потребности к деятельности по формированию творческих способностей, приобретению способности к последующему самообразованию в данной области;
- освоение технологических приемов развития творческих способностей личности;
- формирование представлений о возрастных психологических особенностях творческого развития детей.
Многочисленные направления психологических исследований в области творческих способностей помогают будущему специалисту осуществлять свою деятельность с большей степенью осознанности и понимания [2-8]. Программа курса предполагает изложение вопросов, профессионально значимых как для магистрантов творческих специальностей, так и для всех остальных обучающихся. Вариативная часть Федерального государственного стандарта, включающая курс «Развитие творческих способностей», дает возможность сформировать компетенции, расширить и углубить знания, закрепить умения, приобрести навыки, которые определяются содержанием базовых дисциплин, а также позволяет магистрантам создать необходимую прочную образовательную базу для успешной профессиональной деятельности или обучения в аспирантуре.
В результате изучения дисциплины и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) магистранты по итогам курса приобретают знания в области современных психологических концепций о природе индивидуальности, индивидуальной сущности творческих способностей, проблемах творчества и творческих способностей в контексте изучения психических явлений, подходах к их развитию, особенностях проявления эмоционально-волевой сферы в творческой деятельности. Приобретение умений и навыков связано с построением психолого-педагогических моделей анализа и консультирования личности в аспекте ее творческого потенциа-
ла и развития, определением индивидуальных особенностей проявления творческих способностей, уровня развития мотивации к творчеству, практическими приемами развития творческих способностей: умениями сравнивать и систематизировать объекты, ситуации, явления по различным критериям, умениями устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать системы в единстве и развитии, выделять противоречия в явлениях, выявлять и формулировать, разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и времени, представлять объекты в пространстве, преодолевать инертность мышления, оценивать решения, отличающиеся оригинальностью и новизной и т. д.
Успешность освоения дисциплины во многом зависит от организации самостоятельного изучения студентами учебного материала, от мотивации обучающегося, установления творческого взаимодействия с педагогом и другими студентами. С этой целью магистрантам предлагаются задания для самостоятельного выполнения, проводится оценивание, контроль обучаемых, который способен стимулировать познавательную деятельность (тестирование, анкетирование, сочинения-рассуждения, тезисы и т. п.).
Самостоятельная работа является обязательной частью вариативной образовательной программы и производится магистрантом во время домашних занятий в соответствии с теми заданиями, которые предложены преподавателем. Результаты самостоятельной работы могут контролироваться преподавателем как на групповом занятии (практическом или семинарском), так и в индивидуальном порядке. Индивидуальная работа магистрантов опирается на методическое и информационное обеспечение, включая учебно-методические пособия, а также различные видео- и аудиоматериалы. Среди видов самостоятельной работы следует отметить: составление конспекта на базе рекомендованной литературы (с использованием информационных технологий), изучение содержания лекций, записанных на аудиторных занятиях, подготовку к практическим занятиям, подготовку докладов по дисциплине, рефератов, эссе, создание творческого проекта; работу с первоисточниками, посещение библиотек, музеев, выставок, концертов с
целью сбора и накопления информации и расширения кругозора.
В программе представлен целый ряд тем, отвечающих содержанию дисциплины: «Специфические качества творческой личности», «Мотивационный компонент в структуре творческих способностей», «Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей», «Творческие способности как свойство проявлять социально-значимую творческую активность», «Творческое воображение - ведущий компонент в структуре творческих способностей», «Реализация системно-структурного подхода Я.А. Пономарева к психологическому анализу творческих способностей», «Роль интуитивного мышления в структуре творческих способностей», «Синтез сознательного и бессознательного в творческой деятельности».
Овладение психолого-педагогической дисциплиной «Развитие творческих способностей» напрямую связано с правильной организацией научно-исследовательской работы магистрантов: умением планировать время и свою деятельность, умением осуществлять информационный поиск, ориентироваться в современных классификаторах источников, пользоваться банками данных и современными информационными технологиями, свободно ориентироваться в сети Интернет для поиска нужной информации. Способность получать готовые знания должна быть преобразована в навыки самостоятельного добывания этих знаний. При подготовке реферата необходимо умение проводить анализ материала, синтезировать разрозненную информацию, обобщать знания, делать выводы, систематизировать, классифицировать, сравнивать материал. Все перечисленные навыки аналитического мышления являются важнейшим условием эффективного усвоения знаний. Необходимо стремиться к самоконтролю и самостоятельности в процессе учебно-познавательной деятельности: проявлять гибкость, оперативность, креативность мышления, ставить и разрешать познавательные задачи, использовать исследовательские, поисковые методы в работе.
Глубина и качество полученных знаний во многом зависят от того, насколько осознан и структурирован учебный материал. Мотивировать самостоятельную работу студентов может положительное отношение к
учению в целом и к предмету в частности, чувство долга и ответственности, потребность в знаниях, удовлетворение от процесса познания, профессиональные установки и устремления. Переработка информации, анализ документов, изучение научной литературы, сопоставление различных гипотез и теорий, оформление графических результатов исследований, построение теоретических моделей, статистическая обработка данных -все это способствует формированию научного мышления магистрантов, развитию интеллектуальных и творческих способностей [9]. Постепенно студент овладевает методикой научно-исследовательской работы.
Приобретенные навыки и умения теоретического осмысления материала необходимо творчески применять на практике, так как отсутствие систематизированных знаний, недостаточный уровень их усвоения во многом влияет на умение применять полученные знания в новых и измененных ситуациях. Это обусловлено тем, что у обучающихся не всегда складывается в достаточной мере умение распознавать знакомые теоретические положения, которые наиболее характерны для возникшей ситуации.
Преподаватель должен предвидеть возможные затруднения, возникающие у магистрантов при прохождении курса, и намечать пути их устранения. В связи с этим целесообразно отбирать учебный материал для каждого конкретного занятия с учетом подготовленности студенческой аудитории к его восприятию. В зависимости от темы, целей, задач, содержания материала и уровня подготовленности студентов выбирается оптимальная структура занятия. Структурирование лекции или семинара по развитию творческих способностей возможно с учетом интегрированного подхода в обучении, полихудожественного развития магистрантов.
С целью развития творческого мышления, активности к познанию следует применять нетрадиционные формы обучения, среди которых популярностью пользуются деловые игры, тренинги, дискуссии, интерактивные методы, адекватные конкретному этапу педагогического процесса (беседы, эссе, анализ художественных произведений, просмотр видеоматериалов). Использование информационных технологий становится необходимым в процессе подготовки докла-
дов, статей, рефератов, презентаций. Для решения творческих задач педагог может использовать различные методы активизации мышления, например: мозговой штурм как метод творческого поиска, синектика в качестве метода поиска аналогий, метод фокальных объектов как преобразование систем с помощью признаков случайно выбранных объектов и другие.
Таким образом, в зависимости от потребностей учебного процесса можно выделить несколько форм внеаудиторной работы магистрантов.
1. Ознакомление с литературными источниками. Магистранту рекомендуется изучение авторских монографий в области художественно-психологических знаний. Основная цель - ознакомить студентов с основными теоретическими проблемами отечественной и зарубежной психологии творчества. Особое внимание следует уделить работам Д.Б. Богоявленской, Л.Б Ермолаевой-Томи-ной, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, А.Л. Гройсмана, И.П. Калошиной, Д.К. Кир-нарской, А.Н. Лука, А.А. Мелик-Пашаева, ЕВ. Назайкинского, Р.С. Немова, В.И. Пет-рушина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Г.С. Тарасова.
2. Подготовка к практическим занятиям. Данный вид работы позволяет включить магистрантов в активную самостоятельную проработку материала. Готовясь по определенной тематике, с использованием соответствующей литературы, студенты учатся находить подтверждение теоретическим положениям на практике, аргументировать свое мнение, приводить факты, формулировать вопросы, участвовать в беседах, дискуссиях, отвечать на проблемные вопросы, подводить итоги, делать выводы.
3. Участие в работе секционных заседаний НИРС (научно-исследовательская работа студентов), научно-практических конференциях. Участие в конференции, написание статьи требует от магистранта обращения к научно-исследовательской работе, что значительно углубляет и расширяет диапазон его знаний по изучаемому вопросу, побуждает к активному проявлению собственных творческих возможностей. Для исследования могут быть предложены следующие проблемы: характеристика общих и специальных способностей, художественные способности как
продукт исторического развития человека, мотивация и способности, способности и возраст, тестовые методы диагностики одаренности, развитие и формирование способностей у детей, подготовка учителя к работе с одаренными детьми и многие другие.
4. Знакомство с литературой по истории психологии художественного творчества. Эта форма аналитической работы помогает обогатить запас исторических сведений в области психологических знаний.
5. Альтернативные формы работы. Ведение психолого-педагогического словаря по вопросам творчества и творческой деятельности как альтернативного вида самостоятельной работы способствует систематизации и усвоению различных терминов и понятий, что в итоге ведет к формированию понятийной базы дисциплины (тезауруса).
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что трудно переоценить важность и необходимость самостоятельной работы магистрантов по освоению курса «Развитие творческих способностей», что находит отражение и в учебном плане дисциплины, отводящем большую часть времени именно творческой, внеклассной работе будущих специалистов (256 часов из 398). В целом следует отметить, что современное общество требует подготовки компетентных, активных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свой творческий потенциал, умеющих быстро и грамотно работать с информацией, созидательно действовать в условиях нестабильности. Поэтому совместные усилия педагогов и студентов должны быть направлены на приобретение знаний о специфике творчества и творческой деятельности, формирование определенных исследовательских навыков и умений с целью воспитания творческой личности, необходимой обществу и конкурентоспособной в сфере общественного производства.
Список литературы
1. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. Москва; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. 400 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара: Изд. дом «Федоров», 2009. 416 с.
3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект, 2005.
4. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003.
5. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М., 1991.
6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. 144 с.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
8. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. М.: Изд-во Юнити-Дана, 2008. 672 с.
9. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Когнитивная технология разработки индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 7. С. 225-234.
Поступила в редакцию 20.01.2018 г. Отрецензирована 17.02.2018 г. Принята в печать 27.04.2018 г.
Информация об авторе
Сорокина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальной педагогики и художественного образования. Тамбовский государственный музыкально--педагогический институт им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: ev40ina@mail
Для цитирования
Сорокина Е.В. Особенности вариативной программы по курсу «Развитие творческих способностей» для студентов магистратуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 42-47. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-42-47.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-42-47
PECULIARITIES OF VARIABLE PROGRAMME ON THE "CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT" DISCIPLINE FOR MASTER'S DEGREE STUDENTS
Elena Vladimirovna SOROKINA
Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov 87 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: ev40ina@mail.ru
Abstract. We prove the relevance and educational purposefulness of the "Creative Abilities Development" discipline for master's degree students. We emphasize that there is constant social need in active and ambitious members of society, who are able to see new problematic areas, find new answers for non-standard questions, in other words, the society needs creative individuals. We consider the object, the tasks of the discipline and the demands of the study. The discipline gives a possibility to deepen the knowledge and form the competencies, which are defined by the content of basic disciplines; it also allows master's degree students to gain skills for future successful professional and educational activities. We emphasize the special significance of individual work of master's degree students during their studying. We suggest the following types of individual work: comprehension and assimilation of the lecture contents with a support on the educational and methodical literature recommended by the lecturer, use of information educational resources, preparation for practical classes, preparation of reports on the discipline, abstracts, essays, creation of the creative project, work with primary sources, visiting libraries, museums, exhibitions, concerts for the purpose of collecting and accumulation of information and broadening of horizons. We also emphasize the role of a lecturer in the organization of students' cognitive activity. We prove that active development of cognitive activity of master's degree students depends on the organization of non-traditional forms and methods of study: business and role play, training, discussions, implementation of information technologies, using pedagogical methods, which are adequate to the
situation. Planning the content of "Creative Abilities Development" classes is possible due to integrative approach to the study, polyartistic development of master's degree students.
Keywords: master's degree student; creative abilities; creativity; the content of the discipline; individual work; practical studies; cognitive activity
References
1. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie: metodologiya, teoriya, praktika [Professional and Creative Self-Development: Methodology, Theory, Practice]. Moscow, Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2005, 400 p. (In Russian).
2. Bogoyavlenskaya D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [Psychology of Creative Abilities]. Samara, Publishing House "Fedorov", 2009, 416 p. (In Russian).
3. Ermolaeva-Tomina L.B. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [Art Creation Psychology]. Moscow, Akademi-cheskiy proekt Publ., 2005. (In Russian).
4. Groysman A.L. Osnovypsikhologii khudozhestvennogo tvorchestva [Bases of Art Creation Psychology]. Moscow, Ko-gito-Tsentr Publ., 2003. (In Russian).
5. Luk A.N. Teoreticheskie osnovy vyyavleniya tvorcheskikh sposobnostey [Theoretical Bases of Unveiling Creative Abilities]. Moscow, 1991. (In Russian).
6. Melik-Pashaev A.A., Novlyanskaya Z.N. Stupen'ki k tvorchestvu: khudozhestvennoe razvitie rebenka v sem'e [Stages to Creative Work: Artistic Development of a Child in Family]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987, 144 p. (In Russian).
7. Ponomarev Y.A. Psikhologiya tvorchestva ipedagogika [Creative Work Psychology and Pedagogy]. Moscow, Pedagogika Publ., 1976, 280 p. (In Russian).
8. Kaloshina I.P. Psikhologiya tvorcheskoy deyatel'nosti [Psychology of Creative Activity]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2008, 672 p. (In Russian).
9. Makarova L.N., Sharshov I.A. Kognitivnaya tekhnologiya razrabotki individual'nykh traektoriy razvitiya kriticheskogo myshleniya prepodavateley i studentov [Cognitive technology of development of individual trajectories of development of critical thinking of teachers and students]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2015, vol. 10, no. 7, pp. 225-234. (In Russian).
Received 20 January 2018 Reviewed 17 February 2018 Accepted for press 27 April 2018
Information about the author
Sorokina Elena Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Musical Pedagogy and Artistic Education Department. Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation. E-mail: ev40ina@mail
For citation
Sorokina E.V. Osobennosti variativnoy programmy po kursu «Razvitie tvorcheskikh sposobnostey» dlya studentov ma-gistratury [Peculiarities of variable programme on the "Creative Abilities Development" discipline for master's degree students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 42-47. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-42-47. (In Russian, Abstr. in Engl.).