УДК 37.01
йО! 10.23951/2307-6127-2017-3-40-44
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. П. Табачук
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
Подчеркивается актуальность процесса развития информационной компетенции личности с позиций субъектно-деятельностного подхода. Как субъект деятельности личность в современном 8ша11-обществе приобретает важные компетенции: готовность к сетевому взаимодействию на основе цифровых трендов с обозначением в нем субъектного опыта, способность порождать и поддерживать онлайн-контент как самостоятельный и активный субъект, способность осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования. Данные способности характеризуют составляющие информационной компетенции личности. Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельностного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по 8ша11-технологиям в 8шаг1-обществе через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта развития информационной компетенции личности. В контексте 8шаг1-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру. Под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в 8ша11-обществе.
Ключевые слова: информационная компетенция личности, субъект деятельности, субъектно-деятельностный подход, smart-общество, цифровые тренды.
В настоящее время изменяется характер отношения к процессу развития информационной компетенции личности. Это связано с актуальными и глобальными изменениями, затронувшими общество. Глобализацию следует рассматривать как процесс, который развивается за счет изменения информационно-коммуникационных технологий и их возрастающего воздействия на различные сферы жизни общества. С возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий наблюдается переход от информационного общества к БшаЛ-обществу, поддерживаются и разворачиваются «цифровые тренды», возникают все новые и новые сетевые профессиональные сообщества, что влияет на изменения в понимании феномена «информационная компетенция личности». В связи с этим процесс развития информационной компетенции личности является актуальным направлением исследования.
В развитии информационной компетенции личности как субъекта деятельности важную роль играют сетевое взаимодействие на уровне получения личностью субъектного опыта, онлайн-контент для проявления самостоятельности и активности субъекта, цифровые тренды (мобильные, облачные и БшаЛ-технологии - это все технологии, преобразованные деятельностью субъекта в информационной действительности) как инновационное средство новой реальности, характеризующей уровень развития современного БшаЛ-общества.
Smart-общество можно рассматривать с трех точек зрения: 1) как реальные изменения социокультурной парадигмы; 2) как порождающееся межсубъектное пространство с подготовленными людьми в плане использования технических средств, сервисов и Интернета; 3) как информационная действительность, где главную роль играют качественные изменения во взаимодействии субъектов, позволяющие получать новые эффекты жизни, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий.
Данная характеристика smart-общества показывает, что на первом плане в информационной действительности выступает межсубъектное взаимодействие, порождающее изменения в деятельности по овладению и использованию информационно-коммуникационных технологий.
Личность достигает качества субъекта из жизненных отношений, в которые она включается в smart-обществе. Smart-общество и личность есть сущности, функционирующие на этапе осуществления деятельности и взаимодействия. Smart-общество объединяет не только конкретных ее представителей, но и формирует отношение к информационной действительности.
В контексте smart-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру.
Данные характеристики личности развиваются в сетевом взаимодействии на основе «цифровых трендов» с обозначением в нем субъектного опыта. Сетевое взаимодействие есть «многосубъектный процесс» порождения разных замыслов и развития разных личностных траекторий. В сетевом взаимодействии как в поле для развития информационной компетенции личности субъект осуществляет деятельность, проектирование и управление которой основано на субъектном опыте личности. Субъектный опыт личности связан с овладением мобильных, облачных и smart-технологий как цифровых трендов. В процессе овладения данными технологиями личность порождает онлайн-контент в сетевых профессиональных сообществах, проявляя самостоятельность, активность, гибкость и оригинальность, т. е. характеристики, обязательные для адаптации и социализации в smart-обществе. Данные технологии обеспечивают не только обработку потоков информации, но и влияют на повышение требований к личности, обладающей информационной компетенцией.
В исследованиях российских ученых [1-4] информационная компетенция личности трактуется как способность применять обобщенные знания, умения и способы деятельности в области информационно-коммуникационных технологий на практике. Расширяя данную трактовку, под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в smart-обществе.
Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельност-ного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по smart-технологиям в smart-обществе через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта развития информационной компетенции личности.
В smart-обществе информационная компетенция личности играет важную роль, расширяя границы смыслотворчества. В проведенных ранее исследованиях отмечено, что смы-слотворчество как процесс генерации информации пробуждает в личности понимание роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности, способность неординарно действовать с различными источниками информации, информационными ресурсами [5].
Качественно новая перспектива жизненного движения в smart-обществе открывается в личности как субъекте. К. А. Абульханова отмечает, что субъект изменяет или совершенствует звенья, составляющие жизнь в обществе, субъекта характеризует достижение гармоничной целостности в деятельности [6]. Деятельность как способность субъекта онтологически реально изменить действительность в предполагаемом направлении и само ее изменение, т. е. результат деятельности, определены как условие развития субъекта [6].
Важными способностями субъекта деятельности являются разрешение противоречий в информационной действительности путем самоорганизации, оптимальное использование внутренних возможностей (саморазвитие).
Саморазвитие и самосовершенствование есть состояния субъекта деятельности. В smart-обществе эти категории приобретают большую ценность ввиду того, что позволяют личности, обладающей информационной компетенцией, адаптироваться в быстро меняющемся мире smart-технологий, понимать, какую деятельность он рассматривает как актуальную по своей инициативе и на основе личностного самоопределения.
«Внутренний контур процесса саморазвития» [7] информационной компетенции личности затрагивает субъектный опыт в текущей деятельности по овладению smart-техно-логиями, базирующимися на взаимодействии и обмене опытом. Как отмечают Н. В. Тихомирова, В. П. Тихомиров, для овладения smart-технологиями необходимо умение быстро и эффективно находить и использовать информацию, что становится обязательным для личности с информационной компетенцией [8, 9]. Именно российские ученые Н. В. Тихомирова, В. П. Тихомиров и др. с 2010 г. развивают тему цифровых трендов, smart-общества, smart-технологий, smart-города, smart-образования и digital-поколения в нем. Мы берем во внимание данные категории ввиду значимости их влияния на развитие информационной компетенции личности. И тогда информационная компетенция личности как субъекта деятельности связана с развитием способности осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, smart-технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования.
Информационная компетенция личности как составляющая информационной культуры является важной характеристикой личности. Н. А. Шулика отмечает, что информационная культура является важным фактором успешной деятельности в smart-обще-стве [10].
В smart-обществе в процессе освоения smart-технологий через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта происходит процесс развития информационной компетенции личности.
Список литературы
1. Арабаджи А. А. Формирование информационной компетенции старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 26 с.
2. Кольева Н. С. Развитие информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 22 с.
3. Прилепина А. В. Формирование информационной компетенции студента в условиях реализации системы зачетных единиц: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 26 с.
4. Сакович Н. И. Формирование информационной компетенции студентов в процессе дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 24 с.
5. Табачук Н. П. Информационная компетенция и творческая активность как взаиморазвивающиеся структуры личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 93-99.
6. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 2. С. 5-18.
7. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. пед. ун-та, 2005. 323 с.
8. Тихомирова Н. В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к smart-университету. URL: http:// smartmesi.blogspot.ru/2012/03/smart-sm art.html (дата обращения: 12.01.2017).
9. Россия на пути к smart-обществу / под ред. проф. Н. В. Тихомировой, проф. В. П. Тихомирова. М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. 280 с.
10. Шулика Н. А. Развитие информационной культуры личности студента как субъекта информационного взаимодействия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (166). С. 98-104.
Табачук Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ул. Карла Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.01.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-40-44
¡INFORMATION COMPETENCE OF THE PERSON AS THE SUBJECT OF ACTIVITY
N. P. Tabachuk
Pacific State University, Khabarovsk, Russian Federation
The article emphasizes the actuality of the process of development of information competence of the personality from the positions of subject-activity approach. As a subject of activities the personality in modern society is becoming an important competence: the willingness of the individual to the network interaction based on digital trends with the designation in it of the subjective experience, the ability to generate and maintain online content as an independent and active subject, the ability to provide quality navigation in information and communication technologies based on the experience of their use. These abilities characterize the components of information competence of the personality. The process of development of this competence from the positions of subject-activity approach lies in the continuous support of the subject activities on smart technologies in the smart society through "understanding", the birth of their meanings, enriching the subjective experience of development of information competence of a person. In the context of Smart society the subject of activities has a willingness to actualize personal potential, subject experience, information competence, information culture. Under the information competence of the personality as a subject of activity can be understood the ability to "multiplication" of the natural, spiritual, professional, cultural and individual-personal features in Smart society.
Key words: information competence of a person, subject of activity, subject-activity approach, Smart society, digital trends.
References
1. Arabadzhi A. A. Formirovaniye informatsionnoy kompetentsii starsheklassnikov v usloviyakh profil'nogo obucheniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of information competence of senior pupils in the conditions of profile training. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2012. 26 р. (in Russian).
2. Kol'eva N. S. Razvitiye informatsionnoy kompetentsii podrostkov v sotsiokul'turnom prostranstve dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Development of information competence of the teenagers in the social and cultural space of an additional education. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2013. 22 р. (in Russian).
3. Prilepina A. V. Formirovaniye informatsionnoykompetentsiistudents v usloviyakh realizatsii sistemyzachetnyh edinits. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of information competence of students in the conditions of the implementation of the credit system. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2009. 26 р. (in Russian).
4. Sakovich N. I. Formirovaniye informatsionnoy kompetentsii studentov v protsesse distantsionnogo obucheniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of information competence of students in the distance learning. Abstract of thesis of cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2009. 24 р. (in Russian).
5. Tabachuk N. P. Informatsionnaya kompetentsiya i tvorcheskaya aktivnost' kak vzaimorazvivayushchiyesya struktury lichnosti [Information competence and creative activity as interdeveloping structures of personality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 12 (165), pp. 93-99 (in Russian).
6. Abul'khanova K. A. Metodologicheskiy printsip sub''ekta: issledovaniye zhiznennogo puti lichnosti [The methodological principle of the subject: the study of the life path of the individual]. Psihologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2014, vol. 35, no. 2, рр. 5-18 (in Russian).
7. Kulikova L. N. Samorazvitiye lichnosti: psikhologo-pedagogicheskiye osnovy: uchebnoye posobiye [Self-development of personality: psycho-pedagogical bases]. Khabarovskm, Khabarovsk State Pedagogical University Publ., 2005 (in Russian).
8. Tikhomirova N. V. Global'naya strategiya razvitiya smart-obshchestva. MESI na puti k Smart-universitetu [Global strategy for the development of smart-society. MESI on the way to Smart-university] (in Russian). URL: http://smartmesi.blogspot. ru/2012/03/smart-sm art.html.
9. Rossiya na puti k smart-obshchestvu [Russia on the path to a Smart society]. Under the editorship of prof. N. V. Tikhomirova, prof. V. P. Tikhomirov. Moscow, NP "Tsentr razvitiya sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy" Publ., 2012. 280 p. (in Russian).
10. Shulika N. A. Razvitiye informatsionnoy kul'tury lichnosti studenta kak sub''ekta informatsionnogo vzaimodeystviya [Development of personal information culture of student as subject of information interaction]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 1 (166), pp. 98-104 (in Russian).
Tabachuk N. P., Pacific State University (ul. Karla Marksa, 68, Khabarovsk, Russian Federation, 680000). E-mail: [email protected]