Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРЕНЕР ПО СПОРТУ / СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коляда Михаил Георгиевич, Бугаева Татьяна Ивановна, Дониченко Елена Юрьевна

Рассмотрена проблема формирования информационной компетентности будущих спортивных тренеров в процессе профессиональной подготовки. Представлен анализ научных исследований по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) физкультурно-спортивной направленности. Изучен состав информационной компетентности педагогического работника. Выявлены наиболее важные профессиональные компетенции, которыми должен обладать тренер по спорту в сфере ИКТ, цифровых приборов и устройств. Актуальность исследования определена направленностью на разрешение ряда противоречий, в том числе между потребностью общества в формировании готовности тренера по спорту применять цифровые технологии в профессиональной деятельности и неполной теоретико-методологической разработанностью этой темы. Проблема исследования состоит в поиске путей повышения продуктивности профессиональной подготовки будущих тренеров по спорту через поиск эффективных методов, форм и средств обучения в формировании информационной компетентности. Был проведен эксперимент, по окончании которого выполнено распределение коэффициентов средних предпочтений по наиболее важным профессиональным компетенциям тренера по спорту. Обобщая теоретический материал, авторы выполнили конкретизацию понятия «информационная компетентность тренера в спорте» и сделали вывод, что она проявляется через готовность этого специалиста в спорте к видам информационной деятельности, через профессиональную культуру, профессионально важные качества и профессиональные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коляда Михаил Георгиевич, Бугаева Татьяна Ивановна, Дониченко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE SPORTS COACHES AS ONE OF THE MAIN COMPONENTS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

The problem of formation of information competence of future sports coaches in the process of professional training is considered. The analysis of scientific research on the use of information and communication technologies (ICT) of physical culture and sports orientation is presented. The composition of the information competence of a pedagogical worker has been studied. The most important professional competencies that a sports coach should have in the field of ICT, digital devices and devices are identified. Relevance. The problem of formation of information competence of future sports coaches in the process of professional training is considered. The analysis of scientific research on the use of information and communication technologies (ICT) of physical culture and sports orientation is presented. The composition of the information competence of a pedagogical worker has been studied. The most important professional competencies that a sports coach should have in the field of ICT, digital devices and devices are identified. Problem, goal, tasks. The relevance of the research is determined by the focus on resolving a number of contradictions, including between the need of society to form the readiness of a sports coach to use digital technologies in professional activities and the incomplete theoretical and methodological development of this topic. Research materials and Methods. The problem of the research is to find ways to increase the productivity of professional training of future sports coaches through the search for effective methods, forms and means of training in the formation of information competence. Results and discussion. An experiment was conducted, at the end of which the distribution of coefficients of average preferences for the most important professional competencies of a sports coach was performed. Conclusions and conclusion. Summarizing the theoretical material, the concept of “information competence of a coach in sports” was concretized and it was concluded that it manifests itself through the readiness of this specialist in sports for types of information activities, through professional culture, professionally important qualities and professional abilities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.147 ББК К55

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17305

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

М. Г. Коляда, Т. И. Бугаева, Е. Ю. Дониченко

Донецкий национальный университет, Донецк, Украина

Рассмотрена проблема формирования информационной компетентности будущих спортивных тренеров в процессе профессиональной подготовки. Представлен анализ научных исследований по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) физкультурно-спортивной направленности. Изучен состав информационной компетентности педагогического работника. Выявлены наиболее важные профессиональные компетенции, которыми должен обладать тренер по спорту в сфере ИКТ, цифровых приборов и устройств.

Актуальность исследования определена направленностью на разрешение ряда противоречий, в том числе между потребностью общества в формировании готовности тренера по спорту применять цифровые технологии в профессиональной деятельности и неполной теоретико-методологической разработанностью этой темы.

Проблема исследования состоит в поиске путей повышения продуктивности профессиональной подготовки будущих тренеров по спорту через поиск эффективных методов, форм и средств обучения в формировании информационной компетентности.

Был проведен эксперимент, по окончании которого выполнено распределение коэффициентов средних предпочтений по наиболее важным профессиональным компетенциям тренера по спорту.

Обобщая теоретический материал, авторы выполнили конкретизацию понятия «информационная компетентность тренера в спорте» и сделали вывод, что она проявляется через готовность этого специалиста в спорте к видам информационной деятельности, через профессиональную культуру, профессионально важные качества и профессиональные способности.

Ключевые слова: информационная компетентность, тренер по спорту, состав информационных ком-петентностей, профессиональная подготовка, формирование компетентности.

Актуальность. Мы живем в период становления информационного общества. Характерными чертами такого общества являются такие положения: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий, создание глобального информационного пространства.

Сфера физической культуры и спорта идет на равных с другими областями человеческой деятельности, где компьютеры, средства коммуникационной связи и другие цифровые технологии выступают в качестве орудий и средств профессиональной деятельности. Отметим, что этой сфере спортивно-тренировочной деятельности, связанной с подготовкой спортсменов, присущи все признаки информационного общества, в частности: любой член тренерского профессионального сообщества, любая образовательная организация, в которой он работает, могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для его деятельности; как спортсменам, так и тренерам доступны современные информационные тех-

нологии, средства коммуникации через сеть Интернет и специальные программные приложения спортивной направленности; любой тренер может воспользоваться информационными ресурсами, которые постоянно пополняются и обновляются для решения как спортивно-прикладных, так и научно-аналитических задач.

Информационное общество подчиняет себе все стороны жизнедеятельности человека, в том числе и систему физкультурно-спортивного образования. Именно это направление информатизации дидактических процессов дает реальные шансы в поиске новых резервов в спортивных достижениях. Роль образования, ориентированная на получение высоких спортивных результатов, возрастает, так как именно через эффективную систему обучения и воспитания можно достигать намеченных целей. Но образование, являющееся приоритетной ценностью общества, сталкивается с возрастанием информационных потоков, требующих не только постоянного обновления знаний, но

и совершенствования умений грамотно применять информационные технологии для рационального тренировочного процесса, где каждое его звено точно отрегулировано, выверено в строжайшей связи с другими звеньями.

Переход к информационному обществу требует от специалиста физкультурно-спортивной направленности не только умения обрабатывать большие объемы информации, но и способствует к быстрому ее восприятию, овладению современными диагностическими средствами, методами и технологиями работы с компьютером. Условия работы спортивного тренера порождают его ощутимую зависимость от степени информированности, поэтому сейчас уже недостаточно уметь накапливать и перерабатывать информацию, необходимо осваивать такие технологии работы с данными, которые предполагают прогнозирование и принятие решений на основе накопленного спортивного знания. Это значит, что тренер в спорте должен иметь определенный уровень компетентности при работе с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная компетентность тренера в спорте».

В научных работах как российских, так и зарубежных исследователей нашла широкое отражение проблема подготовки будущих преподавателей физической культуры и спорта к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Так, отдельные компоненты формирования информационной компетентности будущих тренеров в системе высшего физкультурно-спортивного образования, были представлены в диссертациях А. М. Абрамяна (ИКТ в тренерской деятельности), Т. В. Хованской (информационно-аналитическое сопровождение тренерской деятельности), но лишь одна работа была напрямую связана с методикой формирования информационной компетентности специалистов по физической культуре и спорту (А. Ю. Илясова).

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что эти, и многие другие работы позволяют накапливать и систематизировать знания по теме исследования, но в целом проблема формирования информационной компетентности будущих тренеров в спорте остается не до конца раскрытой. Мало исследованными остаются вопросы методологии и нахождения эффективных педагогических условий формирования информационной компетентности студентов образовательных организаций физкультурно-спортивной направленности.

Материалы и методы исследования. Анализ последних исследований и публикаций по теме исследования. В последнее время процесс развития профессиональной компетентности стал предметом внимания многих ученых, которые рассматривают этот феномен с разных позиций и точек зрения. Такие исследователи как А. С. Белкин, Т. И. Березина [1], О. А. Булавенко [2], А. В. Хуторской [7], Е. А. Ямбург акцентируют свое внимание на профессионально-важных качествах педагога, условиях их формирования.

Важным моментом в этих исследованиях является проблема определения сущности профессиональной компетентности современного педагога. Спор по вопросам определения сущности понятия «профессиональная компетентность» не стихает с момента его возникновения.

Так О. А. Булавенко указывает, что компетентность «приобретает существенное оценочное значение, так как большинство профессиональных ассоциаций и органов лицензирования отстраняют от практической деятельности тех, чья некомпетентность доказана» [2. С. 40]. А вот те умения и навыки, которые можно выявить через разработанные критерии оценки выполненных операций, уже определяются с достаточной точностью, но там, где речь идет об профессиональных компетенциях, снова четкость этого понятия размывается, так как каждая профессия обладает множеством оттенков и нюансов их реализации. Его мысли дополняет М. М. Шалашова, которая также указывает, что широко используемые в современной практике понятия «компетентность» и «компетенция» являются взаимодополняющими и существуют самостоятельно, но их отличительные признаки не обозначены четко, что приводит иногда к рассмотрению их как синонимичных [9].

Указывает на различия трактовки этих терминов и Т. И. Березина, которая считает, что отличительными признаками понятий «компетенции» и «компетентности» является то, что состоит в определяющем статусе того лица, о котором идет речь. Если обобщаются какие-то профессиональные качества для всех категорий обучающихся (или категорий работающих) одного профиля, то здесь речь идет о компетенциях; если же указываются конкретные функциональные особенности и свойства личности, тогда подразумевают — компетентности. Иными словами, она выступает с позиции «институциональности» этих понятий [1. С. 47].

Общим для всех подходов в определении этих дефиниций является то, что термин «професси-

опальная компетентность» употребляется как объединяющая (интегративная) характеристика, согласно которой синтезируются и профессиональные и личностные качества работника, отражающие не только его профессиональные знания, умения, навыки, необходимые для реализации профессиональных задач и для выполнения должностных обязанностей, но и опыт, уровень готовности выполнять эти задачи, уровень профессиональной культуры. Поэтому, обобщая материал ученых, которые досконально изучали это понятие, мы приходим к выводу, что интегративная основа лежит в самой сути этой дефиниции.

Информационная компетентность личности в целом неразрывно связана с информационной компетентностью педагога, так как тренер в спорте, прежде всего, является педагогическим работником сферы физической культуры и спорта. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (или ИКТ-компетентность педагога), основательно рассмотрены в работах С. Д. Каракозова [3], Т. А. Лавиной [4], И. В. Роберт, О. Г. Смоляниновой, А. А. Темербековой, Е. К. Хеннер, А. В. Хуторского [7] и др.

Исследователь С. Д. Каракозов считает, что информационная компетентность преломляется через чвоТоРные дчступ личнооти о информачии, через возможность создавать, передавать, распро-странчтн, исполедовать Вкопдроваоь), унимрожатн любую свободно распространяемую информации, в первую очередь, включая свою собственную информацию [3].

Т. А. Лавина рассматривает информационную компетаттоость пеаагога тон епо гада трностъ

адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, как способность трансформировать идеи информатики, знаний информационных технологий в другие сферы предметной деятельности и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ [4]. Основной акцент она делает на методически грамотное использование ИКТ в обучении, для того, чтобы эти технологии стимулировали познавательные интересы обучающихся, мотивировали их к учебно-развивающей деятельности; чтобы, освоив методы и приемы обучения с использованием ИКТ, обучающиеся могли достигать более высоких образовательных результатов; осуществляли контроль и самоконтроль учебно-воспитательной деятельности с помощью ИКТ; выполняли диагностику образовательных результатов на базе ИКТ.

По определению American Library Association информационная компетентность педагогического работника должна включать как минимум восемь ИКТ-компетенций, а именно (рис. 1): 1) умение оптимально правильно формировать поисковые запросы, чтобы они наиболее релевантно и точно приводили к нахождению нужной информации; 2) умение не только найти нужную образователь-ityK» информацйю ии разлпчных источников, но и грамотно и правильно ее скомпоновать; спо-со бноста л не восснановрению, исправлению и модификации; 3) умение структурировать, размещать, сохранять и защищать образовательную информацию для ее дальнейшего использования; 4) умение осмысленно интерпретировать и вы-иччдп предснавлять исполюзуемую ин формацию;

Рис. 1. Состав информационной компетентности педагогического работника

5) способность вычленять самое главное, сравнивать, анализировать полученную из нескольких источников информацию как образовательного, так и методического характера; 6) умение оценивать, делать выводы о качестве, полезности (эффективности) найденной или используемой информации; 7) умение адаптировать и приспосабливать имеющуюся информацию с учетом ее полезности и значимости; умение выражать главную мысль и приводить информацию, подтверждающую поставленные цели; 8) умение видоизменять и модифицировать образовательную информацию для конкретно воспитательных и дидактических целей.

П. К. Петров как один из основоположников внедрения ИКТ в систему подготовку будущих тренеров считает, что информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение нескольких основных целей [6], а именно: 1) на подготовку к будущей профессиональной деятельности специалиста в условиях информатизации общества; 2) на повышение уровня подготовленности специалистов по ФКиС путем совершенствования образовательного процесса на основе использования современных ИКТ [11]; 3) на совершенствование тренировочного процесса на основе аналитических и прогностических возможностей цифровых технологий.

Изучая основные приложения ИКТ в сфере физической культуры и спорта, П.К. Петров выделяет следующие векторы их использования: образовательный процесс студентов; тренировочный процесс спортсменов; информатизация в проведении спортивных соревнований; информатизация общефизической подготовки студентов; цифровизация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей; информатизация методической работы преподавателей и методистов; информационная помощь судейскому корпусу; информационная поддержка инструкторов по видам спорта и по оздоровительной физической культуре; компьютерная диагностика дозировки физической нагрузки спортсменов; компьютерный мониторинг физического состояния и здоровья обучающихся, интеллекту-ализированная психодиагностика; информационно-методическое и информационно-организационное обеспечение образовательного процесса и спортивных соревнований. К этим положениям можно добавить еще несколько компонентов: нормативно-правовое информационное обеспечение спортивных мероприятий; выверенный комплекс компьютерных диагностических инструментов для контроля состояния здоровья обучающихся и

спортсменов; информационно-организационная помощь в управлении проведением соревнований, расселением, организацией питания, предоставлении транспортных услуг для спортсменов и обслуживающего персонала (тренеров, врачей, массажистов, спортивных менеджеров, судей и т. д.) на крупных спортивных мероприятиях (чемпионатах, спартакиадах, олимпиадах); принятие спортивно-управленческих решений на основе систем добычи знаний Data Mining; прогнозирование оптимальных спортивных движений, расстановок игроков в командных видах спорта, прогностика спортивных достижений на основе интеллектуальных компьютерных систем.

Разделяя мнение П. К. Петрова по использованию ИКТ в физкультурно-спортивной деятельности [6. с. 28], мы считаем, что среди всех выше перечисленных направлений применения цифровых технологий, все же главенствующее место занимает учебный процесс в подготовке будущих тренеров, так как именно в нем закладываются основы рационального и оптимального использования информационно-коммуникационных технологий, которые в какой-то степени будут реализованы и по всем другим векторам приложения ИКТ.

Перейдем к проблеме сути понятий, связанных с профессиональной и информационной компетентностью, как ее составной частью.

Анализ понятия «профессиональная компетентность». Понятие «профессиональная компетентность» состоит из четырёх составляющих (рис. 2): профессионально важных качеств, готовности к определённому виду деятельности, профессиональной культуры и профессиональных способностей.

Все перечисленные составляющие имеют взаимную вложенность, то есть каждый компонент как бы частично поглощен своим соседом (см. рис 2). Кратко охарактеризуем составляющие профессиональной компетентности.

Профессионально важные качества определяют те составляющие работника, которые влияют на эффективность и продуктивность его работы (деятельности), то есть они характеризуют производительность труда, надежность, качество выполненных действий и операций и т. п. Профессионально важные качества с одной стороны как-бы предопределяют будущую профессиональную деятельность работника, а с другой стороны, они сами, формируются и оттачиваются в процессе этой деятельности, будучи ее порождением. При этом человек самоутверждается, формирует себя как квалифицированного специалиста.

Профессиональная компетентность

Готовность к определенному виду деятельности

Рис. 2. Структура профессиональной компетентности

В свою очередь структура профессионально важных качеств имеет внутреннюю подструктуру: личностно-психологический и чисто профессиональный компоненты.

Готовностъ к выполнению профессионалъ-ной деятельности учеными расшифровывается, как потенциальнаъ возможностьчоъ-то делать, производить,ъыполнять ит. пч какчъстояние активизации всего организма к действиям про-фессиональнтй нащравлтнности. Это целостная характеристика психического состояния человека, направленная на предстоящие события деятель-ностного хаьеътлра. По сетлы эы о пиеешествую-щее психическое состояние личности в виде целенаправленного предвкушения, мобилизациина выполнение осоыоеныых профессъвфщлоъ-х дне ствий. Это предварительный отбор человеком необходимых дня лъпешното выполнепло ,ъ,ейлтвоф знаний, умений 1с Е^ъъьп^ьъюоылосие наыы пиеоэ. ние запланированных действий, на реализацию обдуманной программы операций. Это потенциальные готовности в виде психологической (эмоционально-целевой), психической (волевой), зна-ниевой (когнитивной) реализации того, что еще только предстоит выполнить в действиях (включая как физические, так и умственные). Выделяют четыре аспекта готовности к деятельности: операционная, мотивационная, социально-психологическая, психофизиологическая [8. С. 137].

Профессиональная культура содержит в себе индивидуально выработанную совокупность достижений профессионального сообщества в производственном, общественном, научном отношении, через способы решения задач професси-

ональной деятельности для перевода ее из имею-щееосу в целевну. Нтеенлее важными

компонентами профессиональной культуры для будущего спортивного тренера являются: 1) си-стсмн ое нчыргивносмировозъренне ы тренерское продуктивное мышление; 2) профессиональная к^аъигыысть вефощъсгг ырчъерской деятельно-стс;Сы пыаксиолочынгъкая, ртелексивная и информационная вооруженность; 4) осведомленность и ътратснчфъслая чгноытьтронерской деятельности, саморазвитие, стремление к высоким спортивным результатам; 5) конкретно-предметные знания ор^^г^р^^лъь^^ трениловочныи элле^ё, дозировка физических нагрузок, правильность чередования упражнений и отдыха, здоровьесбережение и т.п.

нае культырьолределяется как совокупность устойчивых профессиональных на-выкоъ нртменения до-

нтижеиее проЫсессчынильногьсолилФества специалистов, а именно: воспитание мотивации и навыков применения профессиональных знаний, в том числе и знаний информационных технологий. Коротко можно сказать, что профессиональная культура — это свод правил поведения будущего специалиста в профессиональном тренерском сообществе.

Профессиональные способности выступают важнейшими составляющими структуры профессиональной компетентности в реализации деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта. Исследователь В. Д. Шадри-ков [8], анализируя проблему профессиональных способностей, определяет их как возможности и индивидуальные свойства конкретной личности достигать лучших результатов как условия

успешного выполнения профессиональной деятельности. Способности тренера-профессионала определяются областью и объектами его профессиональной деятельности.

Результаты исследования их обсуждение. Перечисленные выше области функциональных обязанностей указывают на профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у тренера по спорту.

Нами был проведен предварительный опрос на предмет выяснения наиболее важных профессиональных компетенций, которыми должен обладать тренер по спорту. Были опрошены 7 видов групп работающих тренеров по следующим направлениям: 1) тренеры по игровым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол), 2) тренеры по плаванию, 3) тренеры по легкой атлетике, 4) тренеры по боксу и кикбоксингу, 5) тренеры по вольной борьбе, 6) тренеры по спортивной гимнастике, 7) тренеры по фехтованию и стрельбе из пневматического оружия. Были представлены основные направления летних видов спорта. В каждой группе экспертов были опрошены по пять практикующих тренеров со стажем тренерской деятельности более пяти лет. Все они имели высшее профессиональное физкультурное образование.

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к выпускнику вуза спортивного профиля. Особенно это ярко проявляется при профессиональном обучении будущих тренеров.

Каковы функционально-профессиональные отличия спортивного тренера от преподавателя физической культуры и спорта?

Им предлагалось выбрать ответ из предложенного списка наиболее важных тренерских компетенций, а именно (см. таблицу): фундаментально-спортивная, специально-спортивная, практическая, методическая, научно-исследовательская, судейская, информационная, диетологическая, здоровьесберагающая, организационно-административная и коммуникативная (языковая).

Расчет коэффициентов средних предпочтений производился по методике Т. В. Михайловой, изложенной в работе [5. С. 29]. Из таблицы и рис. 3 видно, что наиболее важными профессиональными компетенциям тренера по спорту являются компетенции связанные со специально-спортивной (3,01), практической (2,89) и информационной (2,84) подготовленностью. Большая группа тренеров-экспертов считает, что в настоящее время развитого информационного общества, специалисту сферы физической культуры и спорта невозможно обойтись без обстоятельных информационных компетенций. Сама жизнь подталкивает спортивных тренеров основательно знать и использовать разнообразные информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Если рассматривать квалификации с позиции специальностей, то эти два профессиональных направления являются суть единым целым, то есть вузовская подготовка таких специалистов происходит по одним и тем же квалификационным программам и государственным стандартам. Тренером называют квалифицированного специалиста ши-

Результаты опроса экспертов на предмет наиболее важных профессиональных компетенций тренера по спорту (коэффициенты средних предпочтений)

Вид компетенций Группы Ср. по комп.

1 2 3 4 5 6 7

Фундаментально-спортивная 2,12 0,92 1,44 2,01 2,00 1,82 1,07 1,63

Специально-спортивная 3,21 2,54 2,93 3,04 3,08 3,11 3,16 3,01

Практическая 2,34 2,75 2,92 2,91 3,34 3,304 2,67 2,89

Методическая 1,27 0,87 0,94 0,75 1,14 1,34 1,20 1,07

Научно-исследовательская 0,67 1,23 0,79 1,14 0,62 0,74 0,89 0,87

Судейская 1,27 0,15 0,94 0,47 1,17 1,06 1,11 0,88

Информационная 3,18 2,17 2,75 2,78 3,04 3,17 2,78 2,84

Диетологическая 0,01 0,11 0,01 0,16 0,19 0,91 0,01 0,20

Здоровьесберагающая 0,65 0,95 0,86 1,33 1,78 0,85 0,75 1,02

Организационно-административная 0,12 0,06 0,09 0,11 0,12 0,12 0,13 0,11

Коммуникативная (языковая) 0,03 0,07 0,09 0,04 0,10 0,09 0,05 0,07

Средний показатель по группе экспертов 1,35 1,07 1,25 1,34 1,51 1,50 1,26

Рис. 3. Распределение коэффициентов средних предпочтений по наиболее важным профессиональным компетенциям тренера по спорту

рокого профиля, который не только обучает двигательным действиям и способствует воспитанию физических качеств организма, но и является, прежде всего, понимающимтребователъным не ставником, воспитателем, психологом, диетологом, ваоеологеаи еросто — хопошим Щрпгпм.

Он полностью отвечает за сохранность здоровья и жизни своих подопечных, поэтому должен правильно вести себя в случае возникновения экстремальных спортивных ситуаций не зависимо от того, гфеазошлп о ни в процессе тренирчвочнего процесса или на спортивной площадке, стадионе (арене) в ходе споетианых чосеозаеий. Кроче перечисленных основных тренерских функций, совренсеныб тренед выаеупаат и кик ыюеоммигзй менеджер, решающий не только чисто организа-ционаро водрены иронздзния соееязандИ, но е административные проблемы, связанные с про-живаеаем срореенчнов (оазмощонбем а еасчи-нице), с правильным питанием, с проведением тренировнчных м сроприятий, с логпьтьчечкими (транспортными) проблемами. Он, как правило, должен быть коммуникабельным, знать не один иностранный язык, уметь управлять транспортным средством, знать юридические и правовые основм1 сорчоиоматрльных меоомриоьир, закооч той страны, где проходят соревнования.

Хооо1РиЧ рчечех иммнчо моч, коточнш не только владеет глубокими знаниями в своей спортивной специализации, но имисттонно пзосодне науоео-

исследовательскую работу со своими подопечными, разрабатывает и внедряет новые методики и способы тренировки, изучает новейшие разработ-щм в сфемя (^изотет^с^!! млощмы и еаорнс. Кроме досконального знания судейской практики в евоеи видемаирпс, ои дощжзн обладать веюдними моральными качествами, быть образцом для подражания тем, кого он тренирует и ведет за собой. Личностные качества спортсмена-наставника, высокий уровень доверия у подопечных, культурное и нразствщоное доп^щееж — все это можно характеризовать как дружественно-ответственные ччтои озaимoчтнтIимнич ме>щи 'фетером-настав-ником и спортсменом-воспитанником.

Выодны р заключенме. Иеак, информационная компетентность будущего тренера по спорту яоиоетсщ издай нз важнейшюз сосчавлямщим его готовности к перечисленным выше видам дея-тельбс>еам; upoMeиееuнaебоей кулнтьре, чхояв-ляющейся через спортивное мировоззрение, тре-нр^моо гфедочкивно е нчшиение, чречерть^ю и педагогическую креативность; профессионально важные качества, связанные с умением использовать современные информационно-коммуникационные технологии, цифровую спортивную техимьт (оХормдоетчрч, инаеньае>(М черче чмения анализа и синтеза полученной информации; профессиональные способности к осуществлению тренировочного процесса с установкой на дости-жениа выезкиxзпoиазнныx резуоачатов.

«Информационная компетентность тренера в спорте» — это интегративное качество личности, представляющее собой знания, умения и навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых приборов и устройств спортивно-тренировочной, состязательной и судейской направленности, а также готовность к профессиональной деятельности на основе тренерского и спортивного опыта, с применением компьютерных и коммуникационных средств для эффективной реализации дидактических возможностей информационных ресурсов, приводящих к высоким спортивным результатам.

Список литературы

1. Березина Т. И. Педагогическая компетентность руководителя современной школы / Т. И. Березина // Педагогический профессионализм в современном образовании : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году учителя и 75-летию НГПУ (17—20 февраля 2010 г.). — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2010. — Ч. 1 — С. 41—54.

2. Булавенко О. А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности / О. А. Булавенко // Школьные технологии. — 2005. — № 3. — С. 40.

3. Каракозов С. Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте инфор-

Поступила в редакцию 27 декабря 2021 г.

матизации образования : дис. ... д-ра. пед. наук / С. Д. Каракозов. — Барнаул, 2005. — 427 с.

4. Лавина Т. А. Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра педагогического образования / Т. А. Лавина // Педагогическая информатика. — 2011. — № 6. — С. 56—59.

5. Михайлова Т. В. Концепция подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта : дис. ... д-ра. пед. наук / Т. В. Михайлова. — Москва, 2019. — 433 с.

6. Петров П. К. Информационная компетентность как основа для формирования профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту / П. К. Петров // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2010. — № 2. — С. 51—55.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 24—28.

8. Шадриков В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М. : Логос,1996. — 320 с.

9. Шалашова М. М. Применение квалификационных тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза / М. М. Шала-шова // Педагогические измерения. — 2007 — № 4. — С. 3—12.

Для цитирования: Коляда, М. Г. Информационная компетентность будущих тренеров по спорту как одна из основных составляющих их профессиональной подготовки / М. Г. Коляда, Т. И. Бугаева, Е. Ю. Дониченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 3. — С. 31—40.

Сведения об авторах

Коляда Михаил Георгиевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой инженерной и компьютационной педагогики. Донецкий национальный университет. Донецк, Украина. E-mail: kolyada_mi-hail@mail.ru

Бугаева Татьяна Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры инженерной и компьютационной педагогики. Донецкий национальный университет. Донецк, Украина. E-mail: bugaeva_tatyana@ mail.ru

Дониченко Елена Юрьевна — аспирант, преподаватель кафедры адаптивной физической культуры. Донецкий национальный университет. Донецк, Украина. E-mail: e.donichenko@donnu.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 3, pp. 31—40.

Information competence of future sports coaches

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

as one of the main components of their professional training

Koliada M.G.1, Bugayova T.I.2, Donichenko E.Yu.3

Donetsk National University, Donetsk, Ukraine

1 kolyada_mihail@mail.ru,

2 bugaeva_tatyana@mail.ru,

3 e.donichenko@donnu.ru

The problem of formation of information competence of future sports coaches in the process of professional training is considered. The analysis of scientific research on the use of information and communication technologies (ICT) of physical culture and sports orientation is presented. The composition of the information competence of a pedagogical worker has been studied. The most important professional competencies that a sports coach should have in the field of ICT, digital devices and devices are identified.

Relevance. The problem of formation of information competence of future sports coaches in the process of professional training is considered. The analysis of scientific research on the use of information and communication technologies (ICT) of physical culture and sports orientation is presented. The composition of the information competence of a pedagogical worker has been studied. The most important professional competencies that a sports coach should have in the field of ICT, digital devices and devices are identified.

Problem, goal, tasks. The relevance of the research is determined by the focus on resolving a number of contradictions, including between the need of society to form the readiness of a sports coach to use digital technologies in professional activities and the incomplete theoretical and methodological development of this topic.

Research materials and Methods. The problem of the research is to find ways to increase the productivity of professional training of future sports coaches through the search for effective methods, forms and means of training in the formation of information competence.

Results and discussion. An experiment was conducted, at the end of which the distribution of coefficients of average preferences for the most important professional competencies of a sports coach was performed.

Conclusions and conclusion. Summarizing the theoretical material, the concept of "information competence of a coach in sports" was concretized and it was concluded that it manifests itself through the readiness of this specialist in sports for types of information activities, through professional culture, professionally important qualities and professional abilities.

Keywords: information competence, sports coach, composition of information competencies, professional training, competence formation.

References

1. Berezina T.I. Pedagogicheskaya kompetentnost' rukovoditelya sovremennoj shkoly [Pedagogical competence of the head of a modern school]. Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii [Teaching professionalism in modern education]. Novosibirsk, Pp. 41—54. (In Russ.).

2. Bulavenko O.A. Sushchnostnye harakteristiki professional'noj kompetentnosti [Essential characteristics of professional competence] Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2005, no. 3, pp. 40. (In Russ.).

3. Karakozov S.D. Razvitie predmetnoj podgotovki uchitelej informatiki v kontekste informatizacii obrazovaniya [Development of subject training of computer science teachers in the context of informatization of education]. Thesis. Barnaul, 2005. 427 p. (In Russ.).

4. Lavina T.A. Formirovanie kompetentnosti v oblasti informacionnyh i kommunikacionnyh

tekhnologij bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya [Formation of competence in the field of information and communication technologies of the Bachelor of pedagogical Education]. Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical Informatics], 2011, no. 6. pp. 56—59. (In Russ.).

5. Mihajlova T.V. Koncepciyapodgotovki trenerov v usloviyah integrirovannoj obrazovatel 'noj sistemy institutov sporta [The concept of training coaches in an integrated educational system of sports institutes]. Thesis. Moscow, 2019. 433 p. (In Russ.).

6. Petrov P.K. Informacionnaya kompetentnost' kak osnova dlya formirovaniya professionalizma budushchih specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu [Information competence as a basis for the formation of professionalism of future specialists in physical culture and sports]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2010, no. 2. pp. 51—55. (In Russ.).

7. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competencies as a component of personality-oriented education]. Narodnoe obrazovanie [National education], 2003, no. 2. pp. 24—28. (In Russ.).

8. Shadrikov V.D. Deyatelnost i sposobnosti [Activities and abilities]. Moscow, 1996. 320 p. (In Russ.).

9. Shalashova M.M. Primenenie kvalifikacionnyh testov dlya ocenki professionalnoj kompetentnosti vypusknika vuza [Application of qualification tests to assess the professional competence of a university graduate]. Pedagogicheskie izmereniya [Pedagogical measurements], 2007, no. 4, pp. 3—12. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.