3. Особенности применения копинг-стратегий в любительском футболе / А.С. Болдов,
A.В. Гусев, В.И. Шарагин, А. Д. Калинин, М.Н. Комаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 322-326.
4. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена /
B.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.
5. Тихомиров А.К. Проблема интегрированного контроля в спорте : монография / А.К. Тихомиров ; Мос. гос. акад. физ. культуры. - Москва : [б.и.], 2005. - 371 с.
6. Фискалов, В. Д. Теоретические основы и организация подготовки спортсменов : учебное пособие / В. Д. Фискалов ; Волг. гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б. и.], 2010. - 278 с.
7. Характеристика технико-тактических действий футболиста защитника в атаке / С.В. Филатов, Э.А. Аленуров, И.С. Погосова // Физическая реабилитация и спорт в рекреации и туризме : материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Электронный ресурс. - Москва, 2019. - С. 203-204.
REFERENCES
1. Alenurov, E.A., Akimov, A.A. and Belyaev, V.V. (2020), "Mini-football is an effective means of increasing the physical and mental performance of students", Innovatika of physical culture and sport, materials of All-Russian science and practice conference with international participation, Moscow, pp. 58-60.
2. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, V.I., Kalinin, A.D. and Komarov, M.N. (2018), "Features of application of coping strategies in amateur football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 322-326.
3. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of the technical training of athletes in team sports", Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business, Vol.18, No. 4, pp. 271-273.
4. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.
5. Tikhomirov, A.K. (2005), The problem of integrated control in sports: monograph, Mala-khovka, Moscow region, P.371.
6. Fiskalov, V.D. (2010), Theoretical foundations and organization of training athletes: textbook, VSAPE, Volgograd.
7. Filatov, S.V, Alenurov, E.A. and Pogosova, I.S. (2019), "Characteristics of the technical and tactical actions of a defensive player in attack", Physical rehabilitation and sport at the recreation and tourism materials of I All-Russian science and practice conference of youth scientists, Moscow, pp. 203-204.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2021
УДК 378.147:004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
СФЕРЫ
Юрий Александрович Бахарев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Светлана Владимировна Соколовская, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Галина Владимировна Кузенкова, кандидат химических наук, доцент, Наталья Николаевна Устюхова, старший преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Аннотация
Введение. Среди множества компетенций специалиста физкультурно-спортивной сферы, определяющих готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности в современных
условиях цифровизации и глобализации всех процессов в обществе серьезное значение имеют компетенции, составляющие психолого-педагогическую компетентность, так как по своей сущности деятельность тренера по виду спорта во многом носит педагогический характер. При этом основополагающим компонентом с точки зрения результативности образовательного процесса является гностический (знаниевый) компонент. Изменение формата обучения в связи с пандемией в 2020 году, резкий переход от очной формы к дистанционной, стал причиной поиска для профессионального сообщества адекватных времени приемов и способов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы. Одной из таких форм стала разработка онлайн курса по «Педагогической практике». Цель исследования: изучить осознание студентами значимости психолого-педагогических дисциплин в будущей профессиональной деятельности, отношения к использованию информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, в процессе их обучения, в частности формирования гностического (знаниевого) компонента психолого-педагогической компетентности будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы. Научная новизна исследования состоит в расширении теоретических представлений о технологиях формированиях компетентности специалиста физкультурно-спортивной сферы. Практическая значимость исследования определяет возможность использования результатов в организации процесса обучения студентов. Методика и организация исследования: в исследовании приняли участие 38 студентов бакалавриата факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского, прошедших только одну дисциплину психолого-педагогического блока в дистанционном формате в апреле 2020 года - «Педагогическую практику» (КГ1), и 60 студентов, обучающихся в дистанционном формате весенний семестр 2019-2020 уч.г. и в смешанном формате осенний семестр 2020-2021 уч.г., прошедших четыре дисциплины психолого-педагогического блока в дистанционном формате (КГ2), при этом «Педагогическая практика» проходила в очном формате. Основной метод исследования - анкетирование. Результаты исследования и их обсуждение: Результаты анкетирования показывают, что все студенты высоко оценивают значимость психолого-педагогической подготовки для будущей профессиональной деятельности. При этом необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в изучении дисциплин психолого-педагогической направленности оценивается несколько ниже. Сравнение результатов анкетирования студентов КГ1 и КГ2 показали снижение уровня сформированности гностического (знаниевого) компонента психолого-педагогической компетентности у студентов в отсутствии использования технологий создания собственного цифрового продукта. Выводы. Методически верное внедрение дистанционных технологий в образовательную и спортивную практику дает возможность формировать у студентов бакалавриата знания, умения и способность применять дистанционные технологии в своей профессиональной деятельности, формирует психолого-педагогическую компетентность, соответствующую запросам рынка.
Ключевые слова: дистанционные технологии, формат обучения, психолого-педагогические дисциплины, сфера физической культуры и спорта, педагогическая практика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p34-41
THE USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
SPHERE
Yury Aleksandrovich Bakharev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Svetlana Vladimirovna Sokolovskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chair, Galina Vladimirovna Kuzenkova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Natalia Nikolaevna Ustyukhova, the senior teacher, Lobachevsky
State University of Nizhniy Novgorod
Abstract
Introduction. Among many competencies of the specialist in the physical culture and sports sphere that determine the readiness of the university graduate for professional activity in the modern conditions of digitalization and globalization of all processes in society, the competencies that make up the psychological and pedagogical competence are of great importance, since the activity of the coach in the sport is largely pedagogical in nature. At the same time, the fundamental component from the point of view of the effectiveness of the educational process is the gnostic (knowledge) component. The change in the format
of training in connection with the pandemic in 2020, the sharp transition from full-time to distance learning, led to the search for the professional community for time-appropriate techniques and ways to form the professional competence of future specialists in the physical culture and sports sphere. One of these forms was the development of the online course on "Pedagogical Practice". The aim of the study: to study students ' awareness of the importance of psychological and pedagogical disciplines in their future professional activities, their attitude to the use of information and communication technologies, including distance learning technologies, in the process of their training, in particular, the formation of the gnostic (knowledge) component of the psychological and pedagogical competence of future specialists in the physical culture and sports sphere. The scientific novelty of the research consists in the expansion of theoretical ideas about the technologies of forming the competence of a specialist in the physical culture and sports sphere. The practical significance of the research determines the possibility of using the results in the organization of the student learning process. Methodology and organization of the study: the study involved 38 undergraduate students of the Faculty of Physical Culture and Sports of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, who passed only one discipline of the psychological and pedagogical block in the remote format in April 2020 -"Pedagogical Practice" (KG1), and 60 students studying in the remote format spring semester 2019-2020 academic year and in the mixed format autumn semester 20202021 academic year, who passed four disciplines of the psychological and pedagogical block in the remote format (KG2) At the same time, the «Pedagogical Practice» was held in full - time format. The main research method is a questionnaire survey. Research results and discussion: The results of the survey show that all students highly appreciate the importance of psychological and pedagogical training for future professional activities. At the same time, the need to use information and communication technologies in the study of psychological and pedagogical disciplines is estimated somewhat lower. Comparison of the results of the survey of students of KG1 and KG2 showed a decrease in the level of formation of the gnostic (knowledge) component of psychological and pedagogical competence in students in the absence of using technologies for creating their own digital product. Conclusions. Methodically correct implementation of distance technologies in educational and sports practice makes it possible to form the knowledge, skills and ability of undergraduate students to apply distance technologies in their professional activities, forms psychological and pedagogical competence that meets the needs of the market.
Keywords: distance technologies, format of training, psychological and pedagogical disciplines, the sphere of physical culture and sports, pedagogical practice.
Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании предполагает освоение студентами компетенций в качестве основного содержания образовательного процесса. Результатом профессиональной подготовки является, по мнению авторов ком -петентностного подхода, профессиональная компетентность бакалавра (магистра). Многообразие осваиваемых компетенций (УК, ОПК, ПК) определяются образовательными стандартами. При этом современные стандарты, в том числе в сфере физической культуры и спорта (ФКС), все более ориентируют образование на практический результат подготовки и учет запросов работодателей, мировых трендов и тенденции глобализации и цифровизации всех процессов, происходящих в обществе [1].
Среди множества компетенций, определяющих готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, серьезное значение имеют компетенции, составляющие психолого-педагогическую компетентность, так как по своей сущности деятельность тренера по виду спорта во многом носит педагогический характер, да и спортивному менеджеру приходится часто заниматься наставничеством, управлять коллективом. Структурными компонентами психолого-педагогической компетентности специалиста физкультурно-спортивной сферы являются: мотивацион-ный, гностический, операциональный, ценностный и рефлексивный, в каждом из которых формируется достаточно большое количество компетенций [4]. В тоже время основополагающим компонентом с точки зрения результативности образовательного процесса является гностический (знаниевый) компонент. Данный компонент психолого-педагогической компетентности специалистов физкультурно-спортивной сферы лег в основу представляемого исследования.
Гностический компонент психолого-педагогической компетентности включает в себя освоение системы общих и специфических для физкультурно-спортивной сферы
психолого-педагогических и методических знаний, представлений, понятий, мировых трендов развития смежных областей, в том числе 1Т-технологий.
Специфические знания включают в себя знания:
- базовых психологических и педагогических категорий и понятий;
- психологических особенностей личности спортсменов различных специализаций и квалификаций, методики организации тренировочного процесса в зависимости от выявленных особенностей;
- возрастные особенности спортсменов и людей, занимающихся физической активностью, специфику построения тренировочного процесса в разных возрастных группах, моделей поведения и способов общения тренера в зависимости от возраста занимающихся;
- способы диагностики психомоторных способностей спортсменов, гармоничного развития их личности на разных этапах спортивной карьеры и т.д.
Работа над формированием гностического компонента психолого-педагогической компетентности специалиста физкультурно-спортивной сферы направлена на расширение ориентировочной основы деятельности будущих профессионалов. Реализуется в процессе обучения в бакалавриате факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского в дисциплинах «Психология физической культуры и спорта», «Педагогика физической культуры и спорта», «Теория и методика физической культуры», а также в «Педагогической практике».
В связи с пандемией в 2020 году особенно актуально встал вопрос сохранения качества образования, в первую очередь в формировании знаниевой основы образования. Карантин как форма противоэпидемических мер сказалась на привычных для людей видах деятельности, повседневном укладе и основных источниках средств к существованию. Изменились форматы организации двигательной активности населения, обучение и спортивные тренировки перешли в онлайн формат. Дистанционные технологии стали основным средством в системе образования [5].
Изменение формата обучения, резкий переход от очной формы к дистанционной, стал причиной поиска для профессионального сообщества адекватных времени приемов и способов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы.
Одной из таких форм стала разработка онлайн курса по «Педагогической практике» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», и готовящихся к профессиональной тренерской деятельности.
Время прохождения Педагогической практики в 2020 году студентами факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского совпало с переходом на дистанционный формат обучения, в связи с чем, были пересмотрены задачи, программа и способы реализации практики. На платформе МООБЬБ был разработан онлайн курс «Педагогическая практика», который включает в себя вебинары на тему «Дистанционные образовательные технологии», «Особенности соблюдения законодательства в области авторского права в дистанционных курсах», «Алгоритм разработки дистанционного занятия»; лекции в форме методических материалов по технологии создания дистанционного образовательного курса, выполнения программы практики; практические задания по созданию плана-конспекта дистанционного занятия, видеоурока по физической культуре (или тренировочного занятия), по подбору способов обратной связи с занимающимися. В результате прохождения электронного курса каждый студент должен был создать элемент дистанционного курса по физической культуре или по определенному виду спорта, включающий лекционный материал, практический материал, в том числе видеоуроки и результаты обучения [3].
Цель исследования: изучить осознание студентами значимости психолого-педагогических дисциплин в будущей профессиональной деятельности, отношения к ис-
пользованию информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, в процессе их обучения, в частности формирования гностического (знаниевого) компонента психолого-педагогической компетентности будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие студенты бакалавриата факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Первое анкетирование было проведено в мае 2020 года (КГ1, п=38), при этом дистанционный формат обучения введен с марта 2020 года, таким образом, студенты проходили обучение, в том числе по дисциплинам психолого-педагогического блока преимущественно в очном формате (в дистанте только два месяца, «Педагогическую практику» - в дистанционном формате). Второе анкетирование было проведено в январе 2021 года (КГ2, п=60). При этом исследуемая группа обучалась в дистанционном формате с марта 2020 года, т.е. весенний семестр 2019-2020 уч.г. и в смешанном формате осенний семестр 2020-2021 уч.г., прошедших четыре дисциплины психолого-педагогического блока в дистанционном формате, «Педагогическая практика» - очно.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты анкетирования показывают, что все студенты высоко оценивают значимость психолого-педагогической подготовки для будущей профессиональной деятельности. При этом необходимость использования информационно-коммуникационных технологий, компьютера в изучении дисциплин психолого-педагогической направленности оценивается несколько ниже. Интерес и желание применять информационно-коммуникационные технологии при изучении дисциплин психолого-педагогической направленности у студентов-будущих тренеров также имеют не самые высокие показатели.
Данные анкетирования
№ вопроса Формулировка Показатели ответов студентов факультета ФКС Май 2020 Показатели ответов студентов факультета ФКС Январь 2021
М о М о
1. Опишите по 5-ти балльной шкале значимость психолого-педагогической подготовки для вашей будущей профессиональной деятельности 5 1.13 5 0.61
2. Насколько необходимо использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении дисциплин психолого-педагогической направленности? 4 1.05 4 0.96
3. Насколько необходимо использование компьютера в Вашей будущей профессиональной деятельности? 4 1.25 4 1
4. Насколько Вам интересно применять информационно-коммуникационные технологии в изучении дисциплин психолого-педагогической направленности? 4 1.02 4 0.88
5. Насколько Вам нравятся учебные занятия по психологическим дисциплинам с применением информационно-коммуникационные технологии? 4 1.11 4 0.92
В какой степени Вы согласны со следующими утверждениями? «Использование ИКТ при обучении психолого-педагогическим дисциплинам позволяет...»
6. реально оценить свои собственные знания, умения и навыки 4 0.95 4 0.99
7. совершенствовать свои знания, умения, навыки 4.5 0.77 4 0.89
8. выполнять творческие задания 4 0.87 4 1.2
9. создавать и сохранять мотивацию (интерес) к изучению психологических дисциплин 4 1.07 4 1.07
10. учитывать личные интересы и способности 4 0.98 4 1.2
11. заниматься самообразованием 5 0.5 4 1.02
Оцените Ваше умение использования ИКТ на базе компьютера по 5-ти балльной шкале
12. умение создавать сообщения средствами текстового редактора Word 5 0.45 5 0.44
13. умение создать презентацию 5 0.48 5 0.69
14. умение пользоваться поисковыми системами в сети Интернет 5 0.32 5 0.5
15. умение работать с видеофайлами 5 1.12 4 1.12
16. умение пользоваться электронными библиотеками 4 1 4 1.13
17. умение работать с электронными изданиями психолого-педагогической направленности 5 0.69 4 1.25
18. умение работать с электронной почтой 4 1.35 5 0.63
19. умение работать с системами видеоконференций (zoom, Skype и др.) 5 0.42 5 0.5
20. умение работать в социальных сетях 5 0.38 5 0.42
21. умение работать с применением мессенджеров 5 0.94 5 0.7
22. умение работать в электронной информационной образовательной среде в формате поиска материала и общения с преподавателем 5 0.95 5 0.88
23. умение создавать обучающий курс в электронной информационной образовательной среде (на e-learning, например) 4 1.26 2 1.26
24. умение пользоваться элементами информационной системы при создании обучающего курса в электронной информационной образовательной среде (например, заданий, тестов и т.д.) 4 1.22 3 1.24
25. умение работать с применением облачных технологий 5 1.08 4 1.37
26. Умение создавать видеоурок, видеотренировку 4 1.07 4 1.45
27. умение создавать блог 4 1.17 3.5 1.29
28. Помогают ли Вам цифровые технологии на базе компьютера при изучении и / или выполнении заданий по дисциплинам психолого-педагогической направленности? 4 1.02 5 0.74
29. На сколько (по 5-ти бальной шкале) дисциплина «Педагогическая практика» помогла Вам в освоении информационно-коммуникационных технологий? Отметьте на шкале соответствующую цифру 4 1.11 3.5 1.06
Какие ИКТ Вы применяли при изучении дисциплин психолого-педагогической направленности?
30. текстовый редактор Word 5 0.44 5 0.99
31. подготовка презентаций 5 1.21 4 1.71
32. электронные книги 4 1.4 4 1.31
33. просмотр видеофайлов 5 0.85 4.5 1.51
34. работа с поисковыми системами в сети Интернет 5 0.35 5 0.99
35. работа с системами видеоконференций (zoom, Skype и др.) 4 1.7 5 1.2
36. работа с электронной почтой 5 0.94 5 1.33
37. работа с применением социальных сетей 5 1.09 5 1.38
38. работа с применением мессенджеров 5 1.29 4 1.52
39. монтаж видеофайлов или их использование, например, в презентации 5 1.24 2 1.62
40. работа в электронной информационной образовательной среде в формате поиска материала и общения с преподавателем 5 1 5 1.37
41. создание обучающего курса в электронной информационной образовательной среде (на e-learning, например) 5 1.69 1.5 1.5
42. прохождение обучающего курса в электронной информационной образовательной среде (на e-learning, например) 5 1.13 5 1.13
43. создание видеоурока, видеотренировок 4 1.52 1 1.64
44. работа с применением облачных технологий 4 1.61 1 1.59
45. создание блога 3 1.71 1 1.6
46. Хотели бы Вы самостоятельно совершенствовать умения и навыки применения ИКТ в психолого-педагогической деятельности? 4 1.05 4 0.85
47. Насколько Вам пригодится в Вашей будущей профессиональной деятельности применение ИКТ при решении психолого-педагогических вопросов и проблем? 4 1.09 4 1.08
В какой степени Вы согласны со следующими утверждениями? «В данном этапе изучения дисциплин психолого-педагогической направленности я чувствую...»
48.| себя более уверенно, когда осуществляю поиск информации в | 4 | 0.64 | 4.5 | 0.63
сети Интернет
49. себя более уверенно, когда создаю презентацию 4 1.04 4 1.17
50. себя более уверенно, когда выполняю проектную работу 4 1.52 4 1.1
51. что могу использовать ИКТ при изучении дисциплин психолого-педагогической направленности 4 0.79 5 0.69
52. что я в большей степени хочу и могу управлять своим собственным процессом обучения 4 1.25 4 0.71
53. что я в большей степени осознаю свои текущие и будущие потребности в образовании 4 1.22 4 0.67
У двух изучаемых групп наблюдается существенная разница в оценках следующих параметров:
• создание обучающего курса в электронной информационной образовательной среде (на e-learning, например),
• создание видеоурока, видеотренировок,
• работа с применением облачных технологий,
• создание блога.
При этом студенты второй группы при условии более длительного обучения в дистанционном формате, отметили, что не применяли информационно-коммуникационные технологии создания видеоуроков, видеотренировок, обучающих курсов, облачных технологий, блога при изучении дисциплин психолого-педагогического блока, что на наш взгляд существенно снижает уровень сформированности гностического (знаниевого) компонента психолого-педагогической компетентности будущих специалистов физкуль-турно-спортивной сферы, его соответствие современным требованиям рынка труда.
Такие результаты объясняются тем, что вместе с активным внедрением дистанционных курсов, разработанных преподавателями, в связи с вынужденным переходом на онлайн обучение, у студентов необходимость создавать собственный цифровой продукт в виде онлайн курса тренировок не актуализирована. В тоже время исследование показывает значимость и эффективность использования технологий онлайн обучения именно в организации Практики (на примере «Педагогической практики»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дистанционные технологии создают большие возможности для обучения студентов, избравших сферой своей будущей профессиональной деятельности физическую культуру, и формирования у них профессиональной компетентности, в частности, гностического компонента психолого-педагогической составляющей. Методически верное внедрение дистанционных технологий в образовательную и спортивную практику дает возможность формировать у студентов бакалавриата знания, умения и способность применять дистанционные технологии в своей профессиональной деятельности: планировать и контролировать подготовку спортсменов, отслеживать и корректировать их общую двигательную активность, следить за их психофизиологическим состоянием [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кручинин М.В. Применение цифровых технологий обучения в высшей школе: проблемы и перспективы, swot-анализ / М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина, Л.А. Петрукович // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С. 64-74.
2. Петров П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования : дис. ... д-ра пед. наук / П.К. Петров. - Ижевск, 2003. - 406 с.
3. Применение информационных технологий на начальном этапе спортивной подготовки в тяжелой атлетике / Ю.А. Бахарев, Н.В. Малышев, А.С. Феоктистов, А.М. Морозов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - 7 (185). - С. 34-39.
4. Рыжов, В.В. Формирование компетентности профессионала физкультурно-спортивной сферы / В.В. Рыжов, С.В. Соколовская // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29932 (дата обращения: 11.03.2021).
5. Традиционные и цифровые технологии обучения в оценке студентов высшей школы / М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина, Д.С. Седов, И.А. Сорокин // Человек и образование. - 2020. - № 3. - С. 55-61.
REFERENCES
1. Kruchinin, M.V., Kruchinina, G.A., and Petrukovich, L.A. (2020), "Application of digital learning technologies in higher education: problems and prospects, swot analysis", Kazan Pedagogical Journal, No. 3 (140), рр. 64-74.
2. Petrov, P.K. (2003), The system of training future specialists in physical education in the context of education informatization, dissertation, Izhevsk
3. Bakharev, Yu.A., Malyshev, N.V., Feoktistov, A.S. and Morozov, A.M (2020), "Application of information technologies at the initial stage of sports training in weightlifting", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), рр. 34-39.
4. Ryzhov, V. V and Sokolovskaya, S.V. (2020), "Formation of professional competence in the field of physical culture and sports", Modern problems of science and education, No. 4, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29932.
5. Kruchinin, M.V., Kruchinina, G.A., Sedov, D.S. and Sorokin I.A. (2020), "Traditional and digital learning technologies in the assessment of high school students", Man and education, No. 3, рр. 55-61.
Контактная информация: [email protected],
Статья поступила в редакцию 27.03.2021
УДК 796.912.081
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ-ОДИНОЧНИКОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Елена Владимировна Бахарева, доктор биологических наук, профессор, Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Ивановна Слонимская, старший преподаватель, Иркутский государственный университет
Аннотация
Интерес к фигурному катанию на коньках, как сложно-координационному виду спорта, вызван в том числе, как многокомпонентному движению с одновременным выполнением различных комбинаций базовых элементов, так и несравненным эстетическим удовольствием для болельщиков и любителям этого вида спорта. Однако, под кажущейся легкостью исполнения шагов, спиралей вращений и прыжков лежит нелегкий и многогранный труд спортсмена. Цель исследования. Выявление взаимосвязи объема компонентов технической подготовки в тренировочном процессе у фигуристов-одиночников на эффективность тренировочного процесса и спортивные достижения. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие спортсменки, занимающиеся фигурным катанием на базовом уровне подготовки. Для экспериментальной группы было изменено соотношение общей физической подготовки, специальной физической подготовки, а также хореографической и ледовой подготовки. Результаты исследования и выводы. Предложенное соотношение видов подготовки позволило усилить качество по всем видам подготовки.
Ключевые слова: техническая подготовка, компоненты технической подготовки, уровень катания, хореографическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p41-45
FEATURES OF TRAINING OF SINGLE SKATERS AT THE TRAINING STAGE Elena Vladimirovna Bakhareva, the doctor of biological sciences, professor, Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, Konstantin Nikolaevich Pru-
zhinin, the candidate of pedagogical sciences, Lyudmila Ivanovna Slonimskaya, the senior lec-