Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА ПО СПОРТУ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА ПО СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРЕНЕР ПО СПОРТУ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коляда М.Г., Бугаева Т.И., Дониченко Е.Ю.

Цель исследования - выявить сущность и содержание информационной компетентности будущего тренера по спорту. Методика и организация исследования. В работе применен теоретический анализ научных трудов по обобщению классификационных признаков структуры информационных компетентностей тренера по спорту. Результаты исследования и выводы. Показаны составляющие проявления информационных компетентностей тренера по спорту, к которым относят понимание того, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут поддерживать спортивно-тренировочные инновации, а также умения использовать их и цифровые средства и оборудование для содействия аналитической и спортивно-тренировочной деятельности в достижении высоких спортивных результатов. Руководствуясь рекомендациями различных стандартов относительно основных ИКТ-инноваций, разработана система информационных компетентностей будущего тренера по спорту, среди компонентов которой выделены сущности электронных образовательных ресурсов, мобильных технологий, «умных» датчиков и приспособлений физкультурно-спортивной направленности, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта и систем добычи знаний (Data Mining) в спортивно-тренерской деятельности. Предложена схема классификационной структуры информационных компетентностей будущего тренера по спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Коляда М.Г., Бугаева Т.И., Дониченко Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF A FUTURE SPORT COACH

Objective of the study was to reveal the essence and content of the information competence of the future sports coach. Methods and structure of the study. The paper applies a theoretical analysis of scientific papers on the generalization of the classification features of the structure of information competencies of a sports coach. Results and conclusions. The components of the manifestation of the information competence of a sports coach are shown, which include an understanding of how information and communication technologies (ICT) can support sports and training innovations, as well as the ability to use them and digital tools and equipment to facilitate analytical and sports and training activities in achieving high sports results. Guided by the recommendations of various standards regarding the main ICT innovations, a system of information competencies of the future sports coach has been developed, among the components of which the essences of electronic educational resources, mobile technologies, "smart" sensors and devices of physical culture and sports orientation, virtual and augmented reality, artificial intelligence and knowledge mining systems (Data Mining) in sports and coaching activities. The scheme of the classification structure of the information competencies of the future sports coach is proposed.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА ПО СПОРТУ»

сущность и СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА ПО СПОРТУ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 23.10.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор М.Г. Коляда1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Бугаева1 Аспирант Е.Ю. Дониченко1

1Донецкий национальный университет, Донецк, Украина

ESSENCE AND CONTENT OF iNFORMATiONAL COMPETENCE OF A FUTURE SPORT COACH

Dr. Hab., Professor M.G. Kolyada1 PhD, Associate Professor T.I. Bugaeva1 Postgraduate student E.Yu. Donichenko1

1 Donetsk National University, Donetsk, Ukraine

Информация для связи с автором: kolyada_mihail@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить сущность и содержание информационной компетентности будущего тренера по спорту.

Методика и организация исследования. В работе применен теоретический анализ научных трудов по обобщению классификационных признаков структуры информационных компетентностей тренера по спорту. Результаты исследования и выводы. Показаны составляющие проявления информационных компетентностей тренера по спорту, к которым относят понимание того, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут поддерживать спортивно-тренировочные инновации, а также умения использовать их и цифровые средства и оборудование для содействия аналитической и спортивно-тренировочной деятельности в достижении высоких спортивных результатов.

Руководствуясь рекомендациями различных стандартов относительно основных ИКТ-инноваций, разработана система информационных компетент-ностей будущего тренера по спорту, среди компонентов которой выделены сущности электронных образовательных ресурсов, мобильных технологий, «умных» датчиков и приспособлений физкультурно-спортивной направленности, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта и систем добычи знаний (Data Mining) в спортивно-тренерской деятельности. Предложена схема классификационной структуры информационных компетентностей будущего тренера по спорту.

Ключевые слова: информационная компетентность, тренер по спорту, информационно-коммуникационные технологии, классификационная структура информационных компетентностей.

Abstract

Objective of the study was to reveal the essence and content of the information competence of the future sports coach.

Methods and structure of the study. The paper applies a theoretical analysis of scientific papers on the generalization of the classification features of the structure of information competencies of a sports coach. Results and conclusions. The components of the manifestation of the information competence of a sports coach are shown, which include an understanding of how information and communication technologies (ICT) can support sports and training innovations, as well as the ability to use them and digital tools and equipment to facilitate analytical and sports and training activities in achieving high sports results. Guided by the recommendations of various standards regarding the main ICT innovations, a system of information competencies of the future sports coach has been developed, among the components of which the essences of electronic educational resources, mobile technologies, "smart1 sensors and devices of physical culture and sports orientation, virtual and augmented reality, artificial intelligence and knowledge mining systems (Data Mining) in sports and coaching activities. The scheme of the classification structure of the information competencies of the future sports coach is proposed.

Keywords:information competence, sports coach, information and communication technologies, classification structure of information competences.

Введение. Согласно устоявшейся теории физкультур-но-спортивного образования, высокий уровень физической культуры спортсмена предполагает интеграцию четырех ее важнейших компонентов: физического воспитания, физического развития, физического совершенствования и физического здоровьесбережения. Именно эти четыре составляющие лежат в основе работы тренера по спорту, вокруг которых интегрируется его профессиональная деятельность, а значит

именно на этих элементах будет строиться поиск самых важных профессиональный компетенций.

Цель исследования - выявить сущность и содержание информационной компетентности будущего тренера по спорту.

Методика и организация исследования. В работе применен теоретический анализ научных трудов по обобщению классификационных признаков структуры информационных

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

компетентностей тренера по спорту. Обратимся к государственному образовательному стандарту высшего образования 49.04.03 «Спорт», на основе которого строится процесс профессионального обучения будущих спортивных тренеров. В нем к группам категорий общепрофессиональных компетенций тренера по спорту относят следующие направления: планирование тренировочной подготовки; спортивный отбор; подготовку спортсменов, их обучение, воспитание, развитие; руководство соревновательной деятельностью; профилактику допинга; контроль и анализ подготовленности спортсменов; научные исследования; нормативно-правовую деятельность; организационно-методическую работу. Через информацию формируется материальная среда как тренировочного, так и соревновательного процессов спортсмена.

В настоящее время в педагогической науке пока не сложилось целостного определения понятия «информационная компетентность». Многие ученые исследовали это понятие и рассматривали его в разных аспектах. Так, Н.И. Гендина, Е.В. Данильчук, С.Д. Каракозов, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Н.В. Ходякова и др. представляют ее как составляющую информационной культуры личности. А.Н. Завьялов видит ее как пользовательский компонент при решении определенного круга профессиональных задач средствами новых информационных технологий; О.М. Толстых включает ее в состав компенсаторной, общекультурной компетентности, входящей как составляющая профессиональной компетентности, а также как готовность и способность индивида использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности.

Большинство ученых (В.В. Воробьева, О.А. Кизик, В.И. Петрова, Е.В. Шалашов и др.) под информационной компетентностью понимают совокупность знаний, умений и опыта для осуществления педагогической деятельности в области использования ИКТ для сбора, хранения, передачи, обработки профессионально значимой информации, а также для осуществления информационного взаимодействия между обучающимися, теми, кто обучает и интерактивным средством обучения. Обобщая определения большинства исследователей, можно утверждать, что «информационная компетентность» выступает либо в виде интегративного качества личности, либо в виде интегральной характеристики индивида, либо как сложное индивидуально-психологическое образование, функционирующее на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и опыта.

Результаты исследования и их обсуждение. В чем же проявляются информационные компетентности тренера по спорту? Можно выделить следующие их проявления:

- в понимании того, как ИКТ могут поддерживать спортивно-тренировочные инновации; в осведомленности ограничений и рисков использования этих технологий; в понимании стратегии развития ИКТ и их функциональных возможностей; в знании, как используется специальное программное обеспечение спортивной направленности; в обоснованности применения компьютерных методик и объективности полученных результатов исследования; в осмыслении значимости полученных данных на основе компьютерных технологий и цифровых средств; в знании правовых и этических принципов, связанных с использованием ИКТ;

- в умении использовать ИКТ и цифровые средства и оборудование для поддержки спортивно-тренировочной и аналитической деятельности, а также для достижения высоких спортивных результатов; в способности к использованию

специального программного обеспечения спортивно-методической, биолого-физиологической и психолого-аналитической направленности; в умении правильно оценивать цифровой контент, поступающий из базы соревновательных мероприятий, сети Интернет и других информационных систем и комплексов; в умении защищать необходимую информацию и данные, полученные через компьютерно-коммуникационные устройства; в умении использовать системы искусственного интеллекта и «умную» робототехнику;

- в работе с ИКТ по обработке информационно-спортивного и информационно-тренировочного контента, которая предусматривает рефлексивное и критическое отношение к поступающей информации, а также безопасный, этический и ответственный подход к использованию этих данных.

Руководствуясь «Рекомендациями ЮНЕСКО» [3, с. 16-18] относительно основных ИКТ-инноваций, которые должны быть отображены в содержании обучения, попытаемся адаптировать их с учетом педагогической направленности будущего тренера по спорту. Среди них выделяют:

1) открытые (электронные) образовательные ресурсы. Будущего тренера по спорту необходимо научить пользоваться многочисленными электронными образовательными ресурсами; к ним относятся: электронные презентации, электронные учебники, электронные лабораторные практикумы, электронный мониторинговый комплекс, электронные словари (энциклопедии, справочники), электронный журнал учета (посещаемости занятий (тренировок), физических нагрузок, соревнований и т. п.), электронные наглядные материалы (правильности выполнения тренировочных упражнений, сложных двигательных элементов, спорных спортивных ситуаций и т. п.), электронные методические рекомендации. Эти материалы размещаются в открытом доступе, на специальных сайтах, форумах, на кафедральных страницах образовательных организаций, на Интернет-страницах федераций по видам спорта, Интернет-ресурсах тренерских сообществ и др. местах;

2) мобильные технологии, которые позволяют с использованием гаджетов разной конфигурации и наличием беспроводной сети, работающей по радиоканалам, иметь практически мгновенный доступ к учебному, информационно-справочному, спортивно-методическому, специальному (по видам спорта) и другим видам материалов в любое время и из любого места. Возможности мобильных технологий экономят время и повышают эффективность и производительность тренировочных и обычных аудиторных занятий. Их особенность состоит в том, что они дают возможность объединить формальный и неформальный подходы к образовательному процессу;

3) «умные» датчики и приспособления физкультурно-спор-тивной направленности. К ним относятся «умные» видеокамеры, различные датчики и индикаторы, которые встроены в предметы спортивного употребления (инвентарь: мячи, клюшки; стены спортзалов и арен, снаряды, приспособления и т.д.), которые позволяют снимать информацию о психофизиологических особенностях организма спортсменов, ненавязчиво, без потери их тренировочного времени или времени отдыха. Необходимо заметить, что подобного рода информация может регистрироваться только с разрешения лиц (или их представителей), которые подвержены электронному слежению, с учетом защиты их персональных данных;

4) искусственный интеллект. Он может быть реализован через специализированные программы, а может быть сопутствующим элементом в традиционных системах мониторинга, тестирования или моделирования. Чаще всего рекомендации

58

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

г

работы с ИКТ-

компетенции

программ виртуальной реальности

компетенци^

т

работы с программами мониторинга спортивной деятельности

I компетенц

работы с компьютером

^^омпетанци^Р

работы в обслуживании "умных" видеокамер

¡компонент!

Технологический

Информационная компетентность

работы с программами статистической обработки данных

I компетенции |

работы с педагогическими программными средствами

п

работы с программами моделирования и прогнозирования

^омпетенци^

^омпетенци^

работы с программами компьютерной диагностики и

I компетенц

работы с прораммами спортивной направленности

^омп^^нци^т

работы с системами компьютерныых тренажеров

компетен

цииг

работы с программным обеспечением тренировочного

традиционных и специальных ИТ

спортивно-тренировочной направленности

компетенц

Г

компонент

1

Технический

со специальными

техническими приспособлениями по видам спорта

работы с цифровыми видеофиксаторами

I компетен

работы и обслуживание технических блокираторов и защитных устройств от получения травм и увечий

I компетенц

работы в обслуживании датчиков спортивной направленности

компетен

цииг

компонент

Г

знания принципов функционирования компьютера

I компетенции И

в налаживании и администрировании

локальных сетей

компетенц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компьютерной инженерии

X

знания принципов и возможностей функционирования спортивных приборов и оборудования

т

сопряжения компьютера с системой датчиков и индикаторов

применения перифиерийных устройств компьютера

компетенции

компетенции компетенции

в функционировании электронных систем судейства

специального доступа к информационным ресурсам

программирования

I компетенц

Информологический

I тренера по спортуП

компонент

Моделирующий и прогнозирующий

моделирующих и прогнозирующих программ

интеллектуальных

^омп^рнци^

в создании собственной имитационной модели

I компетенции |

в выборе вариантов принятия решения

| компетенции

^омп^^нци^

Г

компонент

1

Коммуникационный

в использовании электронной почты,

скайпа, видеоконференций, социальных сетей, чатов

компетенции

работы с коммуникационной

компетенц

компонент

Защитный

с антивирусными ппрограммами

компетенции

работы с криптографическими системами защиты

компетенции

работы с системами информационной безопасности

I компетенц

перекодировки информации внешнего мира

в адаптации к внешним информационным раздражителям

компетенции

Структура информационных компетентностей будущего тренера по спорту

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

искусственного интеллекта применяются для создания индивидуализированного контента по отдельным спортсменам, с применением систем адаптивного обучения, диагностических инструментов отслеживания и мониторинга, автоматизированных систем оценивания и др. Учитывая то, что интеллектуальные системы работают на точных, чисто математических подходах, подсмотренных у природы, эффективность от рекомендаций, полученных от них, очень высока, ее нельзя заменить ни интуицией тренера, ни чутьем спортивного менеджера, ни мастерством педагога-наставника;

5) виртуальная реальность. Это созданная с помощью компьютера искусственная среда, в которой человек может взаимодействовать с объектами тренировки или соревновательной деятельности (например, соперниками на площадке или спарринг-коллегами в тренировочном процессе) так, что он не может отличить, существует ли эта среда в реальности или она имеет место лишь на экране (в шлем-маске) индивида, помещенного в эту искусственную действительность. Виртуальная реальность имеет высокий дидактический потенциал, так как она может заменить спортсмену очень трудно организованную другими средствами спортивную или тренировочную ситуацию, она предоставляет дополнительные возможности для обучения трудновоспроизводимых нюансов реальной спортивной действительности и чаще всего реализуется в виде виртуальных тренажеров;

6) дополненная реальность. Это среда, которая дополняет реальный физический мир виртуальными объектами (компьютерными моделями) в режиме реального времени и может рассматриваться как мощное средство наглядности, которое дает тренеру и его подопечным не только возможность выполнить то или иное упражнение правильно либо продемонстрировать на экране компьютера последствия неверных или опасных движений (приемов, методов, способов). По сути, дополненная реальность скрупулезно, взвешенно показывает все положительные и отрицательные стороны тренировочного процесса или игровой ситуации, которые невозможно увидеть или оценить какими-то другими способами;

7) системы добычи знаний Data Mining. В настоящее время накоплен огромный фактографический материал, как по спортивной, так и образовательной тематике в физкультур-но-спортивных образовательных организациях. Как правило, это разноплановая и разношерстная информация, и получить из нее какие-то полезные данные сложно. Но сейчас появились так называемые системы Data Mining, что в переводе означает системы «добычи» (elicitation) или «раскопки данных». Именно они могут произвести революцию в поиске новых закономерностей. На основе той же интеллектуализации процессов обработки больших данных уже сейчас достигнуты впечатляющие результаты, которые в принципе не могут быть получены другими способами. Системы «добычи данных» находят совершенно новые законы спортивных функциональных систем, о которых раньше человек и не подозревал. Например, выявляют («раскапывают») абсолютно новые приемы спортивного соперничества, находят неизвестные ранее методы тренировочных процессов и т.п. Эти же открытия постепенно пробивают себе дорогу в педагогической практике. Это стало возможным потому, что интеллектуальные системы обрабатывают колоссально большие объемы информации, в которых по специальным алгоритмам, чаще всего работающим на идеях искусственных нейронных сетей, выискиваются совершенно необычные новшества спортивной тематики.

Для отбора информационных компетенций за основу был взят международный стандарт ICT [2], который содержит детальное описание 722 блоков информатических (связанных с дисциплиной «Информатика», входящих в состав информационных) компетентностей и 61 набор специализированных профессиональных умений. Если учесть, что уровень российского физкультурно-спортивного бакалавриата соответствует восьмому уровню (Graduate diploma, Graduate certificate, Bachelor honors degree) австралийской рамки квалификаций [2] (для Европейского пространства высшего образования он отвечает седьмому уровню - Bachelor degree), то из него нами были выбраны подходящие для данной профессиональной деятельности информационные компетенции.

Ближайший аналог программы подготовки бакалавров с позиции информатических компетенций - это стандарт ICT60120 - Advanced Diploma of Information Technology [1], который может рассматриваться на уровне дополнительной специальности или практической специализации в сфере информационно-коммуникационных технологий. Другие программы подготовки, которые предлагаются на уровне бакалавриата или магистратуры, являются еще более специализированными в области ИКТ.

Изучение этих международных и отечественных стандартов дало возможность уточнить систему информатических компе-тентностей работника физической культуры и спорта (со специализацией тренер-преподаватель). На их основе нами была предложена классификационная структура информационных компетентностей тренера по спорту (см. рисунок).

В ее состав были включены следующие компоненты информационных компетентностей: технологический, коммуникационный, технический, моделирующий и прогнозирующий, защитный, информологический.

Именно такая структура информационных компетентностей отвечает современным требованиям, предъявляемым к тренеру по спорту. Только надо помнить, что реализовать наилучшие спортивные результаты можно не только при сформированности таких компетенций, но и при методически правильной организации тренировочных занятий и создавая благоприятные педагогические условия в достижении высокой спортивной продуктивности.

Вывод. Обобщая теоретический материал, с позиции сущности и содержания понятия «информационная компетентность тренера по спорту», представим его следующее определение: это интегративное качество личности, представляющее собой знания, умения и навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых приборов и устройств спортивно-тренировочной, состязательной и судейской направленности, через готовность их применения, с учетом профессиональной культуры, профессиональных способностей, на основе тренерского и спортивного опыта, приводящих к высоким спортивным результатам. References

1. Advanced Diploma Of Information Technology. Cyber Security & Telecommunications Network Engineering. Course Code: ICT60120 [Electronic resource]. Access mode: https ://leadcollege.edu.au/ ict60220-advanced-diploma-of-information-technology-105835f/ (data obrashhenija: 05.10.2021).

2. ICT Information and Communications Technology Release 6.0 [Electronic resource] / Commonwealth of Australia, 10.08.2021. 4710 p. Access mode: https: //training.gov. au/TrainingComponentFiles/ ICT/ICT_R6.0.pdf (data obrashhenija: 05.10.2021).

3. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Version 3 [Electronic resource] / UNESCO. - Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2018. 68 p. Access mode: https ://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721.

60

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.