Научная статья на тему 'Спортивно-информационная компетентность тренера как необходимый компонент спортивной тренировки'

Спортивно-информационная компетентность тренера как необходимый компонент спортивной тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕР / COACH / СПОРТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / SPORTSINFORMATIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хованская Т. В., Стеценко Н. В.

Современный спорт не мыслим без информационных технологий. Информационные технологии позволяют оптимизировать управление тренировочным процессом. Ведущая роль в организации спортивной тренировки принадлежит тренеру и его компетенциям. В связи с этим разработана математическая модель спортивно-информационной компетентности тренера, которая позволяет определить количественный показатель сформированности данной компетентности тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS-INFORMATIONAL COACHS COMPETENCE AS A NECESSARY COMPONENT OF SPORTS TRAINING

It is impossible to imagine modern sport without informational technologies. The thing is that informational technologies allow to optimize managing training process. The leading role in the organization of sports training belongs to a coach and his (her) competences. So, in connection with this statement a mathematical model of sports-informational coach's competence has been worked out. It allows to define the quantitative index of the formation of the coach's competences.

Текст научной работы на тему «Спортивно-информационная компетентность тренера как необходимый компонент спортивной тренировки»

УДК 796.015

СПОРТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА КАК НЕОБхОДИМый КОМПОНЕНТ

спортивной тренировки

Старший преподаватель Т. В. Хованская, кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Стеценко,

Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград. Контактная информация для переписки: 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 78.

Современный спорт не мыслим без информационных технологий. Информационные технологии позволяют оптимизировать управление тренировочным процессом. ведущая роль в организации спортивной тренировки принадлежит тренеру и его компетенциям. в связи с этим разработана математическая модель спортивно-информационной компетентности тренера, которая позволяет определить количественный показатель сформированности данной компетентности тренера.

Ключевые слова: тренер, спортивная тренировка, компетенция, спортивно-информационная компетентность.

Учитывая социально-

гуманитарный аспект, можно согласиться с точкой зрения, что спортивная тренировка -это особая коммуникативная система, творческий союз тренера и спортсмена, формирующий благородную личность героя-победителя, не признающего победу любой ценой. Рассматривая спортивную тренировку как социально-культурное явление, выделяют четыре составляющие в этом процессе: субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона [4]. Исследование всех этих составных частей спортивной тренировки со всеми отношениями и связями между ними позволяет познать сущность и закономерности спортивной тренировки наиболее полно, всесторонне и системно.

В теории и методике спортивной тренировки достаточно полно и подробно раскрыты закономерности и особенности функционирования и развития объекта и объективной стороны спортивной тренировки [1, 3, 6]. Тогда как субъекты и субъективная сторона описаны и объяснены недостаточно полно и обстоятельно, хотя для усовершенствования спортивной тренировки их

2

важность очевидна. Главными субъектами тренировочного процесса являются спортсмен и тренер, соответственно субъективная сторона тренировки - это общие цели спортсмена и тренера, знания о том, что и как надо делать для достижения этой общей цели, мотивы и волевые проявления субъектов тренировочного процесса [4].

Так как именно тренер должен понимать проблемы, возникающие в учебно-тренировочном процессе, находить пути и средства их решения, анализировать и оценивать полученные результаты, то, очевидно, что ведущая роль в управлении спортивной тренировкой отводится тренеру и его компетенциям [5, 8]. По мнению многих специалистов, каждая компетенция тренера предусматривает использование достижений современной компьютерной и телекоммуникационной техники, которые уже стали основой эффективности управления тренировочным процессом [2, 6].

В общепедагогических и научных изданиях давно заняло свое место понятие «информационная компетентность». Информационная компетентность тренера имеет свои отличительные особенности, так как неразрывно связана со спортивной наукой и практикой, что позволяет ввести совершенно новое, ранее не используемое понятие «спортивно-информационная компетентность тренера».

Спортивно-информационная компетентность тренера - это не только сторона его интеллектуальной подготовленности, но и необходимый компонент спортивной тренировки, так как является духовно-интеллектуальным фактором совершенствования тренировочного процесса.

В условиях информатизации спорта для обеспечения целостности и единства содержания спортивной тренировки необходимо глубокое исследование места

№3 ! 2011

и роли спортивно-информационных компетенций в содержании спортивной тренировки, а также компетентности тренера, находящейся на стыке спортивной науки и информационных технологий, т. е. спортивно-информационной компетентности тренера.

Объект исследования - спортивная тренировка как коммуникативная система.

Предмет исследования - спортивно-информационные компетенции тренера в учебно-тренировочном процессе.

Цель исследования - разработать и обосновать модель спортивно-информационной компетентности тренера как необходимого компонента спортивной тренировки (на материале тренировок по лёгкой атлетике).

Деятельность тренера в системе подготовки спортсмена включает многие направления: технико-тактическую подготовку, проектирование тренировочного процесса, спортивные соревнования, комплексный контроль спортсмена, моделирование и прогнозирование, делопроизводство и научно-методическую деятельность и т. д. В каждом таком направлении выделяют три составляющие: теоретическую, практическую и методическую [1, 7]. Рассматривая спортивную тренировку как коммуникативную систему и учитывая активное внедрение средств современных информационно-коммуникационных технологий в тренировочный процесс, появилась необходимость выделить и сформулировать четвёртую составляющую - информационную, которая позволяет тренеру оптимизировать управление всем учебно-тренировочным процессом и, тем самым, воспитывать успешных спортсменов. Такая составляющая требует от тренера знаний, умений и навыков, которые обеспечивали бы ему возможность постоянно адаптироваться к изменениям внешних условий информационного общества.

В связи с этим нами исследовались компетенции, необходимые тренеру при работе со спортсменами с разной подготовкой и на разных этапах. На основе нормативных документов и социального заказа общества был составлен перечень из 25-ти компетенций, которые в той или иной мере отражают информационную составляющую деятельности тренера. В каждой такой компетенции просматривается наличие знаний, умений и навыков как в области спорта, так и в области информационных технологий.

Методом экспертных оценок из 25-ти компетенций были отобраны 10 компетенций, набравших наибольший вес. Для проведения экспертизы была сформирована референтная группа в составе 12 экспертов: 4 тренера высшей категории по легкой атлетике, 4 преподавателя ВГАФК кафедры теории и методики легкой атлетики (2 кандидата педагогических наук, 2 доктора педагогических наук) и 4 выпускника ВГАФК с указанной кафедры, успешно сдавших квалификационный экзамен и защитивших дипломную работу на отлично. Для проверки результатов голосования групп экспертов на обоснованность применялся ме-

тод оценки плотности области мнений с помощью коэффициента конкордации Кендалла W. Согласно проведенному анализу, совпадение мнений экспертов не случайно и имеет объективную подоплеку, т. е. полученному групповому мнению можно доверять. Выбранные спортивно-информационные компетенции, по мнению экспертов, характерны для наиболее продуктивной работы тренера и обеспечивают эффективность учебно-тренировочного процесса. Таким образом, спортивно-информационная компетентность тренера - это владение данными десятью компетенциями.

Для количественной характеристики уровня спортивно-информационной компетентности тренера был использован рассчитанный вес каждой компетенции, так как этот вес характеризует конкретную величину вклада той или иной компетенции в общую компетентность. На основе полученных значений весов каждой компетенции составлена математическая модель, по которой можно количественно измерить спортивно-информационную компетентность тренера:

К =0,158х,+0,145x,+0,041 x,+0,047x.+0,022x.+0,161 x

сик ' 1 ' 2 ' 3 ' 4 ' 5 '

6+0,125x7+0,172xs+0,058x9+0,070xig,

где Xj-Xjg - оценка, соответствующая степени освоенности каждой спортивно-информационной компетенции.

Для измерения степени освоенности спортивно-информационных компетенций был выявлен необходимый набор знаний, умений и навыков, соответствующий каждой спортивно-информационной компетенции, что позволило составить практические задания, адекватно отражающие суть каждой из 10-ти компетенций, а оценка за выполнение данного задания объективно отражает степень освоенности соответствующей компетенции. Например, 1-ая компетенция - «организация поиска и отбор информации по видам спорта» включает следующие способности: владение приёмами навигации и поиска спортивной информации в среде WWW; получение и сохранение её в целях последующего использования в тренировочном процессе; умение отбирать наиболее новые нормативно-правовые документы, федеральные законы о ФКиС, изменения правил спортивных соревнований. Таким образом, примером практического задания для оценки освоенности данной компетенции может являться «поиск видеоролика двигательного действия в избранном виде спорта и копирование его в свою систему». За выполнение этого задания испытуемый может получить от 1-го до 10-ти баллов. Аналогично оценивается освоение других компетенций, составляющих спортивно-технологический блок. Подставив в нашу формулу данные баллы, получаем показатель общей сформированности спортивно-информационной компетентности тренера в числовом эквиваленте.

Для экспериментальной проверки разработанной модели с 2006 по 2008 год у студентов 4-го курса специализации «Лёгкая атлетика» перед профессионально-

ориентированной практикой определялся коэффициент спортивно-информационной компетентности. По результатам измерений были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальную группу вошли студенты с коэффициентом спортивно-информационной компетентности, равным семи и выше (>7), который указывает на наличие у будущего тренера спортивно-информационной компетентности. Таких студентов за время эксперимента оказалось: в 2006 году - 7 человек; в 2007 году - 6 человек; в 2008 году - 8 человек. Студенты с коэффициентом спортивно-информационной компетентности менее семи (<7) составляли контрольную группу.

Студенты экспериментальной группы проходили профессионально-ориентированную практику в группах ГНП и УТГ на базе СДЮСШОР № 10 г. Волгограда. Для сравнительного анализа работы экспериментальной и контрольной групп была выбрана однородная по тренерскому составу и средним спортивным показателям учащихся СДЮСШОР № 5 г. Волгограда. По своим целям эксперимент носил характер наблюдения, по организации был естественным, так как проходил в обычных условиях профессионально-ориентированной практики студентов 4 курса.

Данные наблюдений в течение всего эксперимента (трёх лет) свидетельствуют, что учащиеся СДЮСШОР № 10, за три года показали больший прирост в беговых и прыжковых упражнениях, чем в СДЮСШОР № 5, где проходили практику студенты контрольной группы. Например, прирост среднего значения результатов в беге на 60 м составил: в СДЮСШОР № 5 - 0,73 с (7,6%), в СДЮСШОР № 10 - 0,84 с (8,7%). Прирост результатов в беге на 60 м с барьерами составил в СДЮСШОР № 5 -0,53 с (4,5%), в СДЮСШОР № 10 - 0,91 с (7,8%). В прыжках в длину прирост составил: в СДЮСШОР № 5 - 29,88 см (7,6%), в СДЮСШОР № 10 - 50,93 см (13,5%).

Кроме того, обработка протоколов спортивных соревнований не ниже уровня города позволила установить количество призовых мест за учебный год, занятых учащимися наблюдаемых школ в начале и в конце эксперимента. Исходя из полученных результатов, установлено, что общее число призовых мест по школе, где проходили практику студенты экспериментальной группы, увеличилось за время эксперимента на 10, что в 2 раза больше, чем в школе, где проходили практику студенты контрольной группы за то же количество соревнований.

По нашему мнению, одним из факторов большей успешности учащихся СДЮСШОР №10 является внедрение в учебно-тренировочный процесс наших компетентных студентов-практикантов. Студенты экспериментальной группы систематически использовали информационные технологии в своей работе на практике. В контрольной группе 63% студентов вообще ни разу не прибегали к помощи информационных технологий за весь период практики.

Анализ проведённых бесед с юными спортсменами показал, что ученики студентов экспериментальной

группы более заинтересованы в занятиях спортом, чем учащиеся у студентов контрольной группы. Подопечные студентов из экспериментальной группы отмечали, что информация на тренировочных занятиях была представлена в новой, необычной для учащихся форме, которая оказалась более доступной и понятной. Например, на тренировке по прыжкам в длину велась видеосъёмка, далее студенты производили раскадровку прыжка юного спортсмена и сравнение его с видеоэталоном, на следующей тренировке разбирались технические ошибки в мультимедиа-режиме.

Применение компьютерного видеоанализа движений способствовало повышению технической подготовленности юных спортсменов, применение компьютерных презентаций с видео, звуком и анимацией способствовало регулярности посещения учебно-тренировочных занятий, применение Интернет-технологий обеспечивало качественную организацию и проведение спортивных соревнований, применение компьютерного моделирования позволяло быстро и точно прогнозировать спортивные результаты и так далее.

Полученные данные позволяют утверждать, что владение спортивно-информационными компетенциями позволило студентам оптимизировать учебно-тренировочный процесс за счёт более рационального использования информации в системе «тренер - спортсмен». Таким образом, разработанная математическая модель спортивно-информационной компетентности тренера адекватна закономерностям тренировочного процесса, а спортивно-информационная компетентность тренера является необходимым компонентом спортивной тренировки, так как обеспечивает эффективную подготовку спортсменов.

выводы:

В связи с активной информатизацией спорта выделяется информационная составляющая деятельности тренера в такой коммуникативной системе, как спортивная тренировка. Информационная составляющая позволяет оптимизировать управление тренировочным процессом.

Набор спортивно-информационных компетенций тренера и его спортивно-информационная компетентность являются факторами не только оптимизации, но и развития, совершенствования тренировочного процесса.

Разработанная на основе веса каждой компетенции и оценок освоения этих компетенций математическая модель позволяет определить количественный показатель (0,0 > Кик > 10,0) сформированности спортивно-информационной компетентности тренера. С целью оценки освоения компетенций целесообразно использовать разработанные профессионально-ориентированные задачи, содержащие необходимый набор знаний, умений и навыков в области применения информационных технологий в спортивной тренировке. Рассчитанный вес каждой компетенции характеризует конкретную величину вклада той или иной компе-

4

№3 l 2011

тенции в спортивно-информационную компетентность тренера.

Итоги проведённого эксперимента показали, что студенты с коэффициентом сформированности спортивно-информационной компетентности >7, вели тренировки на более высоком уровне, чем студенты с коэффициентом сформированности спортивно-информационной компетентности <7. Таким образом, внедрение модели спортивно-информационной компетентности тренера в тренировочный процесс обеспечивает эффективную подготовку спортсменов за счёт более рационального использования информации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.

2. Информационные технологии и технические средства обучения и тренировки в сфере физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научной конференции-ярмарки / под общ. ред. Л. А. Хасина. - Малаховка: НИИТ МГАФК, 2004. - 210 с.

3. Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб. / под ред. Л. С. Хоменкова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -399 с.

4. Москвичев, Ю. Н. Методология компетентностного подхода в подготовке специалистов физической культуры и спорта // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Выпуск 16: Ежегодный сборник научных и научно-методических работ преподавателей и сотрудников ФГОУВ-ПО «ВГАФК». - Волгоград: ВГАФК, 2010. - С. 31-39.

5. Самойлова, Н. И. Реализация идеи компетентностного подхода в подготовке специалиста по физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 2009 - № 8. - С. 11-15.

6. Фёдоров, А. И. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические и информационные аспекты: учебное пособие / А. И. Фёдоров, В. А. Шумайлов, В. Н. Береглазов. - Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 116 с.

7. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.

8. Хованская, Т. В., Стеценко, Н. В. Информационная компетентность специалиста по физической культуре и спорту // Человек и образование. - 2009. - № 4. - С. 123-128.

SPORTS-INFORMATIONAL COACH'S COMPETENCE AS A NECESSARY COMPONENT OF SPORTS TRAINING

T. Khovanskaya, Senior Teacher,

N. Stetsenko, Condidate of Pedagogics, Associate Professor,

Volgograd State Academy of Physical Education, Volgograd.

Contact information for correspondence: 400005, Volgograd, Lenin Av., 78.

It is impossible to imagine modern sport without informational technologies. The thing is that informational technologies allow to optimize managing training process. The leading role in the organization of sports training belongs to a coach and his (her) competences. So, in connection with this statement a mathematical model

of sports-informational coach's competence has been worked out. It allows to define the quantitative index of the formation of the coach's competences.

Key words: coach, sports training, competence, sports-informational competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.