Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ В СПОРТЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологические основы / методологический подход / тренер в спорте / методологическая система / профессиональная подготовка / methodological foundations / methodological approach / coach in sports / methodologi-cal system / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коляда Михаил Георгиевич, Дониченко Елена Юрьевна

В статье рассматриваются методологические подходы в профессиональной подготовке будущих спортивных тренеров через обоснование и описание их использования в физкультурно-спортивной деятельности. Показано как применение общих методологических подходов адаптируется к условиям профессионального обучения спортивных тренеров, и как раскрывается сущность их проявлений в образовательной и тренерской деятельности. Сгруппированы и описаны методологические подходы в подготовке будущих тренеров в спорте с позиции профессионально-педагогической и физкультурно-спортивной направленности деятельности тренеров. Выявлена специфика традиционных подходов (компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный и аксиологический) в подготовке тренеров, а также раскрыта сущность специальных методологических подходов (спортивно-ориентированный, телесно-ориентированный, средо-ориентированный, валеологический). Сделан вывод, что все рассмотренные подходы в большей части реализуются в тесном единстве, создавая целостную методологическую систему, которая порождает совершенно новые оттенки и грани общего своего проявления в организации и реализации процессов профессиональной подготовки тренеров в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коляда Михаил Георгиевич, Дониченко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE COACHES IN SPORTS

The article discusses methodological approaches in the professional training of future sports coaches through the justification and description of their use in physical culture and sports activities. It is shown how the application of general methodological approaches adapts to the condi-tions of professional training of sports coaches, and how the essence of their manifestations in educa-tional and coaching activities is revealed. The methodological approaches to the training of future coaches in sports are grouped and described from the position of professional-pedagogical and physi-cal culture-sports orientation in the activity of coaches. The specificity of traditional approaches (competence-based, personality-oriented, activity-based and axiological) in the training of coaches is revealed, and the essence of special methodological approaches (sports-oriented, body-oriented, envi-ronment-oriented, valeological) is revealed. It is concluded that all the considered approaches are mostly implemented in close unity, creating an integral methodological system that generates com-pletely new shades and facets of its general manifestation in the organization and implementation of the processes of professional training of coaches in sports.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ В СПОРТЕ»

УДК 378

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-13-23

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ В СПОРТЕ

Коляда Михаил Георгиевич,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: kolyada_mihail@mail.ru Дониченко Елена Юрьевна,

аспирант,

e-mail: edonichenko@yandex.ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

].......!

Аннотация. В статье рассматриваются методологические подходы в профессиональной подготовке будущих спортивных тренеров через обоснование и описание их использования в физкультурно-спортивной деятельности. Показано как применение общих методологических подходов адаптируется к условиям профессионального обучения спортивных тренеров, и как раскрывается сущность их проявлений в образовательной и тренерской деятельности. Сгруппированы и описаны методологические подходы в подготовке будущих тренеров в спорте с позиции профессионально-педагогической и физкультурно-спортивной направленности деятельности тренеров. Выявлена специфика традиционных подходов (компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный и аксиологический) в подготовке тренеров, а также раскрыта сущность специальных методологических подходов (спортивно-ориентированный, телесно-ориентированный, средо-ориентированный, валеологиче-ский). Сделан вывод, что все рассмотренные подходы в большей части реализуются в тесном единстве, создавая целостную методологическую систему, которая порождает совершенно новые оттенки и грани общего своего проявления в организации и реализации процессов профессиональной подготовки тренеров в спорте.

Ключевые слова: методологические основы, методологический подход, тренер в спорте, методологическая система, профессиональная подготовка.

Для цитирования: Коляда М.Г. Методологические подходы в профессиональной подготовке будущих тренеров в спорте / М.Г. Коляда, Е.Ю. Дониченко // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. -№ 54. - С. 13-23.

DOI: 10.24412/2079-9152-2021 -54-13-23

j......-i

Постановка проблемы. Повышению уровня профессиональной подготовки будущих тренеров в спорте посвящен ряд законов и других нормативно-правовых

актов, в частности: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) [18], а также Национальная доктрина образования в Российской Фе-

дерации [16]. Физическая культура, согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007 г.) представляет собой ту часть культуры человека, которая определяет степень развития физических сил и двигательных навыков, а также уровень его профессионализма [17].

На современном этапе развития физической культуры и спорта актуализировались противоречия между:

- социальной потребностью в формировании готовности спортивного тренера применять методологические подходы в образовательной и тренерской деятельности и неполной разработанностью таких основ обеспечения этих видов профессиональной деятельности;

- востребованностью в обществе специалистов с высоким уровнем методологической культуры и недостаточной направленностью их эффективной профессиональной подготовки;

- высокой социальной значимостью методологической подготовленности спортивных тренеров и недостаточным научно-методическим уровнем ее организации.

Выявленные противоречия обусловливают проблему, суть которой заключается в повышении эффективности профессиональной подготовки будущих спортивных тренеров через усвоение методологических знаний и их применения в будущей трудовой деятельности.

Обозначенная проблема может быть решена на основе применения научно обоснованной системы методологических подходов к профессиональной подготовке будущих спортивных тренеров.

Цель статьи состоит в актуализации значимости методологических подходов и обосновании их эффективного применения в профессиональной подготовке будущих спортивных тренеров. При этом была поставлена следующая задача: обосновать значимость методологических подходов в профессиональной подготовке

спортивных тренеров и раскрыть их специфику и сущность проявления.

Анализ актуальных исследований. Концептуальные основы профессиональной подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию и спорту были сформулированы ведущими учеными, такими как: А.Ю. Ажиппо [1], Р.П. Карпюк, А.В. Кокшаров [10], И.В. Ре-тюнский [20], А.В. Сватьев [21], Н И. Сте-панченко [22], Л.П. Сущенко [23], А.В. Тимошенко [25], Н.А. Усцелемова [26], С.Р. Шарифуллина [27], Б.М. Шиян и др. Наибольший интерес в осмыслении вопросов профессиональной подготовки студентов к деятельности тренера вызывают исследования К.С. Акулинина, И.Ю. Кузнецовой, М.Л. Куликова [12], Т.В. Михайловой [15], В.И. Тарасенко [24] и др. Несмотря на то, что многие базовые моменты такой подготовки исследованы достаточно глубоко, тем не менее, еще остаются нераскрытыми вопросы, связанные с применением методологических подходов в профессиональной подготовке будущих тренеров в спорте.

Изложение основного материала. Анализ рассмотренных работ показал, что на общенаучном уровне методологии профессиональной подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию и спорту все методологические подходы, которые могут быть задействованы в формировании профессиональных качеств тренера, можно условно разделить на два больших блока: 1) блок профессионально-педагогической и 2) блок физ-культурно-спортивной направленности.

К блоку профессионально-педагогической направленности относятся следующие методологические подходы: ком-петентностный, деятельностный, лич-ностно ориентированный и аксиологический подходы. К блоку физкультурно-спортивной - спортивно-ориентированный, телесно-ориентированный, средо-ориентированный, валеологический подходы.

Кратко охарактеризуем каждый ме-

®

тодологический подход в контексте формирования профессиональной компетентности тренера в спорте.

Компетентностный подход. Этот подход в профессиональной подготовке является официальной парадигмой, задекларированной в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего образования. Подготовка тренеров в спорте осуществляется в соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ по направлениям подготовки 49.03.01, «Физическая культура» (профиль Спортивная тренировка),

49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура),

49.03.03 «Спорт». С учетом тесной связи идей деятельностного (см. ниже) и ком-петентностного подходов, термин «компетентность» рассматривается, как способность действовать на основе приобретенных знаний, умений и навыков. Но в отличие от действий обучающегося по образцу, шаблону или аналогии, «компетентность подразумевает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний» [24]. Поэтому, компетентность это не только знания, умения и навыки, но и обобщенные знания совместно с профессиональным опытом, это также, осмысленные ценности физкультурно-спортивной деятельности.

Компетенция - это отчужденная от субъекта, наперед заданная социальная норма (или требование) к выполнению образовательной программы студента, необходимая для его качественной продуктивной деятельности в конкретной сфере профессиональной деятельности. То есть компетенция выступает в роли социально закрепленного результата. Известный исследователь по внедрению компе-тентностного подхода в обучении Н.М. Бибик разграничивает два близкие между собой понятия «компетентность» и «компетенция», указывая, что результатом становления компетенции является компе-

тентность, которая в отличие от компетенции, предусматривает личностную характеристику, отношение к предмету деятельности. Компетенции могут быть определены и как реальные требования к усвоению обучающимися совокупности знаний, способов деятельности, опыта становления в конкретной области знаний, качества личности, которое действует в профессиональном социуме [4]. К этому можно добавить, что компетентности - это те новообразования, которые формируются у будущего специалиста в результате освоения компетенций.

Нужно отметить, что с учетом формирования профессиональной компетентности будущего тренера в спорте, ее специфика проявляется не только через компетенции, но и через профессиональные устремления, упорство в тренировочном процессе, через волю к победе; их особенность обнаруживается и через готовность применять новые образовательные технологии, через проявления нужных качеств их использования, через формирование профессиональной культуры, и через профессиональные способности к достижению поставленных целей образовательного и спортивного характера.

Деятельностный подход. Развитие тренера-специалиста будет реализовы-ваться в полной мере лишь в том случае, если он в процессе профессиональной подготовки будет побуждаться к деятельности. Деятельность позволяет будущему тренеру-преподавателю ясно представить те ориентиры и конкретные цели, которые он должен достичь в процессе профессионального обучения, определяет его самостоятельность и ответственность в собственном развитии как физическом, так и интеллектуальном. Известный психолог и педагог А.Н. Леонтьев определяет деятельность как «намеренную активность личности, которая обнаруживается в процессе ее взаимодействия с окружающим миром, и состоит в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие челове-

ка» [13, с. 81]. Преобразование человеком окружающей действительности, выполненное сознательно и целенаправленно и есть деятельность [2]. Формой такого преобразования может быть не только физическая деятельность (например, в виде тренировочных действий или физической работы), но и умственная (решение задач на рассуждение или логику мышления и т. п.). Для того чтобы дея-тельностный подход был реализован в полном объеме, необходимо специальным образом спроектировать и организовать деятельность будущего специалиста. Нужно перевести его в позицию субъекта познания или субъекта выполняющего конкретные двигательные упражнения или физическую работу. Обусловлено это, прежде всего, его способностью правильно выбирать профессиональные цели в терминах способов действий, и умело планировать свою деятельность.

При применении деятельносного подхода к организации профессиональной подготовки будущих спортивных тренеров в терминах способов действий должны быть определены цели обучения, которые уже указаны в государственных стандартах, но они там сформулированы в терминах компетенций. Наша задача конкретизировать эти цели, но с позиций деятельностного подхода [6]. То же самое относится и к конкретизации содержания профессиональной подготовки тренеров, к уточнению применения методов, организационных форм и средств обучения в контексте деятельностной парадигмы.

Важным моментом в применении де-ятельностного подхода является осознанное желание студента действовать активно, поэтому именно это и становится краеугольным камнем в реализации этого подхода.

Учебно-тренировочная деятельность обучающегося как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования будущего специалиста. «Это обуславливает особую важность

реализации деятельностного подхода как стратегии профессионального обучения. Деятельностный подход позволяет «обратить» дидактические задачи в «личностный смысл» деятельности будущего специалиста» [11, с. 48].

Личностно ориентированный подход основывается на том, что все педагогические воздействия направляются на развитие личности студента. Он опирается на индивидуальные способности и наклонности физически и духовно развивающейся личности. Важным компонентом его реализации является выполнение условия глубокого уважения самой личности, отношение к ней как к ответственному, мыслящему субъекту не только учебно-воспитательного, но и тренировочного процесса на занятиях и в режиме спортивных состязаний. Такой подход требует особого проектирования индивидуальной траектории развития физической активности, с учетом личностной мотивации, с подбором специальных образовательных и тренировочных технологий, методов и форм обучения. Учет личностных целей будущих специалистов в конкретном виде спорта, его ценностных ориентаций, позволяет правильно организовать процесс профессиональной подготовки, создать педагогические и психологические условия для совершенствования физических качеств организма, укрепления его моральной устойчивости к негативным проявлениям в спортивно-соревновательной деятельности. Лич-ностно ориентированный подход способствует созданию межличностных добрых отношений в команде по игровым видам спорта и в специальном тренировочном процессе. Объективное оценивание личностных достижений и динамики роста профессиональных качеств, ориентирует воспитанников на личностно-значимые показатели, на использование дифференцированных и индивидуализированных методик обучения, где главенствуют диалогически непринужденные методы взаимодействия между тренером и спортс-

меном, между преподавателем и обучающимся, на основе сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания, эмоциональной комфортности в реализации спортивного личностного успеха.

Личностно ориентированный подход в физическом воспитании студентов получил раскрытие основных положений в работах следующих исследователей: С.И. Белых (подготовка будущих преподавателей физической культуры и спорта в личностно ориентированной системе физического воспитания) [3]; В.Н. Гон-шовский (подготовка к физкультурно-спортивной деятельности) [5]; В.М. Олек-сенко (связь личностно ориентированного и валеологического подходов); А.В. Островский (реализация личностно ориентированных спортивных технологий). Все ученые сходятся во мнении, что такой подход имеет высокую продуктивность в подготовке тренерских кадров, и утверждают, что именно личностно ориентированные технологии в обучении специалистов физкультурно-спортивных направлений усиливают и развивают природные данные человека, позволяют укреплять его здоровье и эффективно совершенствовать телесные и психофизиологические качества.

Личностно ориентированный подход предполагает и особый стиль взаимодействия между товарищами по спорту, тренерами, реабилитологами, массажистами, спортивными менеджерами и другими членами спортивных команд и обслуживающего персонала. Диалогизация и учет разных мнений имеет место в таком взаимодействии, но с сохранением единоначалия руководителя или главного тренера команды. Синтез разумной требовательности и уважения человеческих достоинств, соединение строгости и толерантности в отношениях, индивидуальных особенностей спортсмена и командного единства всего спортивного коллектива, отличает личностно ориентированный подход.

С.И. Белых как один из специалистов

в реализации личностно ориентированного подхода к физическому воспитанию тренеров-преподавателей, считает, что при его применении должны обязательно учитываться следующие процессы:

- переход от стиля руководства во взаимоотношениях тренер - воспитанник и преподаватель - обучающийся к стилю управления и самоуправлению;

- перевод будущего специалиста в тренировочном и образовательном процессе из пассивной позиции - в активную, где приоритетным направлением становится собственный мотивационный компонент в регуляции и свободном выборе методов, подходов и форм телесного совершенствования, эмоционального настроя, психической направленности и саморефлексии.

- «переключение внимания обучающихся от телесности в их сознании при физическом воспитании в более широкое «русло», то есть выведение на первый план вопросов, связанных с ценностями и мотивами, нацеливание знаний и умений на планирование и проведение ими собственных физкультурно-оздоровительных занятий и для поддержания оптимального психофизического состояния» [3, с. 99].

Личностно ориентированный подход не может и не должен применяться изолированно. Только в сочетании с другими методологическими подходами его применение дает высокий результативный эффект. Так, совместное применение с валеологического и личностно ориентированного подходов позволит будущему тренеру укрепить здоровый образ жизни, сохранить здоровье и не допустить спортсмену применять запрещенные препараты (допинг-средства) для преодоления болевого порога и для тренировки с большей интенсивностью. Применение личностно ориентированного совместно с телесно-ориентированным подходом позволит усилить личностно-мотивацион-ный компонент будущего тренера, его ценностную ориентацию для тренировки

телесности организма через, двигательные повторения в упражнениях, силовые напряжения мышц, расслабления и релаксацию. Психологический настрой человека, направленный на совершенствование физических качеств организма, на развитие его телесных свойств, даст высокие результаты в тренировочной и соревновательной деятельности студентов физкультурно-спортивной направленности.

Аксиологический подход. Данный подход определяет ориентиры в поведении и деятельности обучающегося со специализацией тренера в спорте, потому, он характеризует взаимосвязи между спортивными ценностями, профессиональными и личностными установками студента. Рассматривая профессиональную компетентность будущего спортивного тренера как его профессиональную ценность, этот подход показывает механизмы определения этой ценности, подсказывает, как правильно строить эту иерархическую структуру и объясняет, почему она именно такая. В рамках аксиологического подхода становится ясным соотношение ценности и оценки отдельных видов спортивно-тренировочной деятельности. В связи с тем, что человеческая рефлексия всегда оценочна и опирается на ценности, будущий специалист тренерской направленности интери-оризирует и субъективизирует личност-но-значимые ценности в учебе, спорте, своей будущей профессиональной деятельности. Но сравнивая устоявшуюся природу этих ценностей и оценку индивида, в виде его субъективного миропонимания, можно заключить, что у него идет не только формирование новых ценностей, но и происходит корреляция его мировоззрения. Именно те личности, которые видят окружающую действительность креативно, чаще всего достигают высоких результатов не только в образовательной сфере, но и в тренерской и спортивной деятельности. Процесс определения ценностей, как правило, носит

чувственный, эмоциональный характер, поэтому осознается с позиции удовлетворения или неудовлетворения, а на рациональном уровне - с позиции полезности и значимости этих ценностей. Субъективная ценность (оценка) спортсмена на соревнованиях играет очень важную роль, т. к. через стремление к реализации ценностного идеала он достигает высоких результатов. Иными словами, аксиологический подход является стимулятором и мотивационным инструментом в достижении мастерства тренера и высоких результатов в спорте его подопечными, это некий ценностный двигатель, приводящий в движение различные звенья ценностной системы обучения, тренировки и состязательной деятельности.

В физкультурно-спортивной сфере тренерские и чисто спортивные ценности являются условием высоких результатов деятельности, и подразделяются на: индивидуально-личностные, профессионально-групповые и общественно-значимые уровни.

Охарактеризуем методологические подходы блока физкультурно-спортивной направленности.

Спортивно-ориентированный подход является основным при подготовке будущих тренеров, причем он базируется на том, что образовательный эффект от полученных умений и навыков в конкретном виде спорта, уже сам по себе имеет место, поскольку пройдя собственную спортивно-тренировочную подготовку, студент получает ту образовательную основу, которая формирует его, как будущего профессионала-тренера. В каждом виде спорта выделяют свои ориентиры, на которые и направляются все силы смыслообразующего и целеутверждаю-щего внутреннего «движителя», который является мотивационным, стимулирующим и мировоззренческим началом в становлении, формировании и развитии личности спортсмена и будущего тренера. Вот эти ориентировочные тренерские «маяки» в конкретном виде спорта и яв-

ляются базисом спортивно-ориентированного подхода.

Применение телесно-ориентированного подхода нацелено на познание и преобразование физкультурно-спортив-ной реальности через систему физических упражнений, двигательных повторений, тренировочных силовых напряжений, массажей, закаливания, оздоровления и релаксаций, в системе специально разработанных методик дозированного увеличения нагрузок, учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей организма [3, с. 99].

В физическом преобразовании человека, телесно-ориентированный подход положительно зарекомендовал себя в сфере спорта высоких достижений, однако, в области общей физкультурной деятельности он реже используется, поскольку его применение в плане физического воспитания, не в полной мере реализует воспитательные воздействия, связанные с интересами и потребностями личности; в нем, не в полной мере обеспечивается познавательная и деятель-ностно-коммуникативная активность обучающихся, основанная на осознании всего комплекса целевых установок. Мотивация спортивного совершенства стимулируется без учета спортивно-оздоровительной компоненты и полного здоровьесбережения. Этот подход, как правило, дополняют другими подходами и педагогическими технологиями, особенно если ставят задачу здоровьеформи-рования личности [9, с. 47].

В основе средо-ориентированного подхода лежит идея, что «окружение человека оказывает на него не меньшее, а зачастую даже большее влияние, чем словесные воспитательные воздействия (беседа, убеждение и т. д.)» [9, с. 48]. Именно окружающая спортивно-тренировочная среда оказывает существенное влияние на формирование профессиональной направленности будущего тренера. Применяя этот подход в обучении будущих спортивных тренеров, необхо-

димо создать такую среду студенческого окружения, в которой им было бы не только комфортно учиться и тренироваться, но и чтобы сама обстановка спортивных достижений и жажда тренироваться, стимулировала бы их к собственным желаниям, убеждениям и положительному настрою на спортивную деятельность и совершенствование профессиональных компетенций.

Такие ученые, как И.В. Манжелей [14], В.А. Петровский [19], В.А. Ясвин [29], рассматривая способы построения образовательного процесса в учреждениях спортивной направленности, пришли к выводу, что физическое воспитание можно усилить, когда воспитательные действия преподавателя смещаются в сторону активного педагогического воздействия на студентов, через развивающую и обучающую среду, как совокупность системных формирующих влияний физкультурного и спортивного окружения. Известный педагог-новатор В.Ф. Шаталов такую дидактически-положительную и воспитательно-действенную среду реализовал через названный им «принцип соленого огурца». Под этим словосочетанием он имел в виду такой же смысл «впитывания» позитивного окружения, как и при помещении огурца в соляной раствор, который вынужден «просаливаться», точно так же, если помещать воспитанника в здоровую, творческую учебно-тренировочную среду, где он «социально-зависимо» пропитывается положительными идеями, эмоциями, стремлениями, как бы заряжается положительной созидающей энергией [28]. Он впитывает в себя лучшие спортивные традиции, самые передовые спортивные приемы и методические новации, общается с известными спортсменами, достигшие высот в спорте, с выдающимися тренерами, которые довели своих воспитанников до мастерских званий и чемпионских титулов. Таким образом, окружающая обстановка, подталкивает обучающегося и тренирующегося студента к идеальным

образцам, создает позитивные условия подражания своим тренерским и спортивным кумирам.

Исследователь В.А. Ясвин [29], под физкультурно-спортивной средой, которая стимулирует на положительное подражание, понимает совокупность не только воспитательных, но и физических, духовных возможностей саморазвития личности, содержащихся в физкультурно-спортивном, учебно-тренировочном и социальном окружении [29]. Кроме морально-стимулирующей стороны окружающей среды, нужно упомянуть и о материально-технической, к которой, безусловно, относится материально-тренировочная и спортивная база современных спортивных сооружений спортзалов, арен, тренировочных площадок и т. п. Наличие электронных тренажеров, систем спортивной виртуальной реальности, комфортного цифровизированного оборудования и спортивного инвентаря, способствует положительному настрою в тренировочном процессе и на соревновательных мероприятиях.

Суть валеологического подхода состоит в том, что он ориентирует студентов на здоровый образ жизни через здо-ровьесохранение, здоровьеукрепление и здоровьесозидание. Реализуя этот принцип, педагог начинает понимать и пропагандировать принципы формирования, сохранения, укрепления, восстановление здоровья, а также идеи механизмов активной деятельности, что способствует созданию путей их реализации, где за основу берется не лечение, а поддержание и увеличение защитных сил организма, через устранение причин заболевания [7; 8]. Валеология, как «наука о здоровье», которая через комплексное изучение индивидуального здоровья человека, через его здоровый образ жизни, на основе идеи, что «благодаря правильной ми-роориентации и соответствующего поведения будущего тренера-преподавателя, позволяет обеспечить длительную безболезненную активную физкультурно-

спортивную деятельность, создать себе и окружающим чувство духовного, физического, психического и социального комфорта, и условий благоприятного совершенствования жизнедеятельности» [3, с. 180]. Такое применение подхода, на основе знания своего организма и его функциональных особенностей, позволяет студенту, не только использовать правила здорового образа в повседневной жизни, но и воплощать их в спортивно-тренировочную жизнь, разумно относиться к процессу физического самосовершенствования как необходимому и обязательному условию здоровьесбере-жения.

В условиях влияния на организм человека меняющихся факторов внешней и внутренней среды, валеологический подход на основе знаний о генетических, психофизиологических резервах систем организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития, дает возможность правильно ориентироваться в тренировочном процессе, и в условиях спортивных соревнований, создает предпосылки сохранения здоровья, осмысленно уводит обучающихся от употребления допинг-средств.

Подытоживая выше рассмотренные методологические подходы, необходимо указать, что они в большей части проявляются и реализуются в тесном единстве. Как правило, создавая методологическую систему, они порождают совершенно новые оттенки и грани общего своего проявления, поэтому их комплексное использование выступает не только формальным интегративным объединением, но и становится залогом качественной профессиональной подготовки студентов. В содержании профессионального образования будущих тренеров, необходимо отразить целостную совокупность его структурных компонентов, которая адекватно отражала бы и потребности спортивной общественности и личностные нужды каждого студента.

Выводы. Итак, методологические подходы, в виде положений, которые помогают осмыслить и понять зависимости между целями и закономерностями обучения студентов в процессе профессиональной подготовки, становятся ориентирами для эффективной организации и реализации этих процессов, являются основными исходными положениями теории обучения. Методологические подходы всегда связаны между собой, но это не значит, что их нужно использовать как можно больше, наоборот их нужно отобрать как можно точнее, независимо от их количества, они вытекают из объективного характера педагогической и тренерской действительности, обусловлены закономерностями дидактических процессов и явлений, но ни в коем случае не своеволием тренера-педагога.

Методологические подходы определяют направления и стратегии подготовки будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы через педагогическую систему, в которой они выступают как единое целое.

1. Ажиппо А.Ю. Роль и место физического воспитания школьников в формировании навыков здорового образа жизни / А.Ю. Ажиппо // Педагогика и психология : сборник научных статей. - Харьков, 2015. -Вып. 47. - С. 290-300.

2. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. - Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. -160 с.

3. Белых С.И. К обоснованию системы личностно ориентированного непрофессионального физкультурного образования студентов в условиях высшего учебного заведения / С.И. Белых // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : научно-методический журнал. - 2017. - №6. -С. 58-60.

4. Бибик Н.М. Преимущества и риски внедрения компетентностного подхода в школьном образовании [Электронный ресурс] / Н.М. Бибик // Украинский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 47-58. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ukrpj_2015_ 18. Дата обращения 17.03.2021.

5. Гоншовский В.Н. Эффективность технологии индивидуализации физической подготовки будущих спасателей на этапах обучения в высшем военном учебном заведении / В.Н. Гоншовский // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 1. - С. 40-43.

6. Евсеева Е.Г. Деятельностный подход как методологическая основа формирования методической компетентности будущего учителя математики / Е.Г. Евсеева // Дидактика математики : проблемы и исследования : международный сборник научных работ. - 2020. - Вып. 52. - С. 34-42.

7. Еремка Е.В. Валеологическая подготовка студентов университета. Теоретико-методологические и организационные основы : монография / Е.В. Еремка. - Донецк : ДонНУ, 2019. - 300 с.

8. КасьяноваН.С. Подготовка будущих бакалавров физической культуры и безопасности жизнедеятельности к реализации валео-логического подхода в образовательном процессе / Н.С. Касьянова, О.Н. Суетина // Современные наукоемкие технологии. - 2019. -№ 9. - С. 130-134.

9. КлючкинаГ.О. Современные подходы к организации учебного процесса общего физкультурного образования / Г.О. Ключкина // Модернизация физического воспитания и спорта в Российской Федерации: сборник материалов Российской научно-практической конференции с международным участием (610 сентября 2010 г.) / редакторы:

B.М. Баршай, С.Н. Литвиненко. - Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2010. - С. 46-48.

10. Кокшаров А.В. Исследование соразмерности развития физических качеств студентов вуза /А.В. Кокшаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -Санкт-Петербург, 2019. - № 3 (169). - С. 156159.

11. Коляда М.Г. Использование деятель-ностного подхода при формировании информационной культуры будущих экономистов / М. Г. Коляда // Педагогика и психология профессионального образования. - 2003. - № 1. -

C. 46-58.

12. Куликов М.Л. Профессиональная подготовка студентов-легкоатлетов на занятиях по ССО / М. Л. Куликов // Пути реализации перестройки высшего физкультурного образования : Сб. науч. тр. - Л., 1990. - С. 67-71.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии.

- 1974. - № 4. - С. 87-97.

14. Манжелей И. В. Средо-ориентирован-ный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 8. - С. 8-11.

15. Михайлова Т.В. Профессиональная готовность студентов института спорта к тренерской деятельности (методология и технология) : монография /Т.В. Михайлова. -Москва, 2017. -180 с.

16. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: [принята Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 года № 751]. - URL: https://sch1231. mskobr.ru/files/nacional_naya_doktrina_obrazov aniya_v_rossijskojjederacii_utverzhdena_postan ovleniem_pravitel_stva_rf_ot_04_10_2000_751. pdf. Дата обращения : 12.08.2021.

17. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон № 329-Ф3: [принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года : одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года] : с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30 сентября 2020 года // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

- URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fZ-o/ Дата обращения: 12.08.2021.

18. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный № 273-ФЗ [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] : с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 сентября 2020 года // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL: https:// legalacts. ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ Дата обращения: 02.10.2020.

19. Петровский В.А. Личность в психологии : парадигма субъектности / В. А. Петровский - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -512 с.

20. Ретюнский И.В. Организационно-педагогические условия подготовки инструкторов-общественников по плаванию среди студентов вуза в процессе общего учебного курса по дисциплине «Физическая культура» / И.В. Ретюнский, В.В. Пономарев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 20.

21. Сватьев А.В. Подготовка будущего тренера-преподавателя к профессиональной деятельности (теоретико-методический аспект) : монография / А.В. Сватьев; Запорожский нац. ун-т. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2012. - 520 с.

22. Степанченко Н.И. Система профессиональной подготовки учителей физического воспитание : монография / Н. И. Степанченко. - Львов : Пирамида, 2016. - 652 с.

23. Сущенко Л.П. Профессиональная подготовка будущих специалистов физического воспитания и спорта (теоретико-методологический аспект) : монография / Л.П. Сущенко. - Запорожье: ЗГУ, 2003. -442 с.

24. Тарасенко В.И. Проектирование учебной деятельности будущих педагогов бального танца на основе личностно ориентированного подхода / В.И. Тарасенко, Л.В. Пигалова // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 5. - С. 51-57.

25. Тимошенко А.В. Использование программно-целевого подхода в организации спортивно-массовых мероприятий будущих учителей физической культуры /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.В. Тимошенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта ; под ред. проф. С.С. Ермакова. - Харьков : ХГАДИ (хХпИ), 2007. № 12. - С. 137-141.

26. Усцелемова Н.А. Теоретическое обоснование проблемы влияния стресса на организм спортсменов с различным темпераментом в процессе спортивной деятельности в вузе / Н.А. Усцелемова, Х.А. Тоноян, А.Б. Егоров, А.А. Щепелев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 392-398.

27. Шарифуллина С.Р. Условия подготовки будущих педагогов к управлению физкуль-турно-спортивной деятельностью / Л.Г. Ах-метов, С.Р. Шарифуллина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 19-29.

28. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза /

B.Ф. Шаталов. - Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. - 383 с.

29. Ясвин В.А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

METHODOLOGICAL APPROACHES

IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE COACHES IN SPORTS

Koliada Mykhailo

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Donichenko Elena,

Postgraduate Student, Donetsk National University, Donetsk

Abstract. The article discusses methodological approaches in the professional training of future sports coaches through the justification and description of their use in physical culture and sports activities. It is shown how the application of general methodological approaches adapts to the conditions ofprofessional training of sports coaches, and how the essence of their manifestations in educational and coaching activities is revealed. The methodological approaches to the training of future coaches in sports are grouped and described from the position ofprofessional-pedagogical and physical culture-sports orientation in the activity of coaches. The specificity of traditional approaches (competence-based, personality-oriented, activity-based and axiological) in the training of coaches is revealed, and the essence of special methodological approaches (sports-oriented, body-oriented, environment-oriented, valeological) is revealed. It is concluded that all the considered approaches are mostly implemented in close unity, creating an integral methodological system that generates completely new shades and facets of its general manifestation in the organization and implementation of the processes ofprofessional training of coaches in sports.

Keywords: methodological foundations, methodological approach, coach in sports, methodological system, professional training.

For citation: Koliada M., Donichenko E. (2021). Methodological approaches in the professional training of future coaches in sports. Didactics of Mathematics : Problems and Investigations. No 54, pp. 13-23. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-13-23

Статья поступила в редакцию 26.05.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.