Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
infoethics / neo-rhetoric / rhetoric / black rhetoric / ethics of information security / инфоэтика / неориторика / риторика / черная риторика / этика информационной безопасности

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Н. Ш. Агзамова

This article analyzes the problems of information ethics in modern society, the harmony of thought, word and ways of conveying information to listeners. Information technologies encroach not only on the public side, but also on the inner, spiritual, life of a person. The problem is not only that there is an overabundance of information, but that the attitude towards information has changed, especially of authors and consumers of information. Attitude to information, its ethical side are the subject of research in this article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Данная статья анализирует проблемы информационной этики в современном обществе, гармонию мысли, слова и способов донесения информации слушателям. Информационные технологии посягают не только на публичную сторону, но и на внутреннюю, духовную, жизнь человека. Проблема не только в том, что присутствует переизбыток информации, а в том, что изменилось отношение к информации, особенно авторов и потребителей информации. Отношение к информации, еѐ этическая сторона являются предметом исследования в данной статье.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

National University of Uzbekistan Volume 4 | NUU Conference 2 | 2023

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

^^^^^timoiy-gumanitarfanlarningdolZarbmSSmiS

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Н. Ш. Агзамова

к.ф.н. и.о. профессор кафедры этики и эстетики Национального университета

Узбекистана имени Мирзо Улугбека nilyufar agzamova@mail.ru

ABSTRACT

This article analyzes the problems of information ethics in modern society, the harmony of thought, word and ways of conveying information to listeners. Information technologies encroach not only on the public side, but also on the inner, spiritual, life of a person. The problem is not only that there is an overabundance of information, but that the attitude towards information has changed, especially of authors and consumers of information. Attitude to information, its ethical side are the subject of research in this article.

Keywords: infoethics, neo-rhetoric, rhetoric, black rhetoric, ethics of information security.

АННОТАЦИЯ

Данная статья анализирует проблемы информационной этики в современном обществе, гармонию мысли, слова и способов донесения информации слушателям. Информационные технологии посягают не только на публичную сторону, но и на внутреннюю, духовную, жизнь человека. Проблема не только в том, что присутствует переизбыток информации, а в том, что изменилось отношение к информации, особенно авторов и потребителей информации. Отношение к информации, её этическая сторона являются предметом исследования в данной статье.

Ключевые слова: инфоэтика, неориторика, риторика, черная риторика, этика информационной безопасности.

В условиях, когда не было письменности, даже когда появились книги, мало было умеющих читать. Информация распространялась устно, через живопись, вокал, уличные представления, и через глашатаев. Ценность речи мастеров ораторского искусства была высока, это был ценный канал коммуникации в социуме. И в наши дни недостаточно иметь интересную мысль, нужно облечь её в

April, 2023

19

слова и преподнести аудитории привлекательными приёмами. Гармонизировать эти три элемента чрезвычайно сложно.

Бытует мнение, что ораторское искусство - культурный анахронизм. Современные исследователи [1] утверждают, напротив, ораторское искусство востребовано, хотя оно видоизменилось по методике. Появились новые понятия: «новая риторика», «новая живая риторика», религиозная, спекулятивная, черная, «чистая» и т.п. риторика. Появились новые феномены: фейк, хейтер, хайп, боты и т.д.

Что касается инфоэтики, то она подразделяется на составные части в связи с тем, что информационного пронстранство это 1) познание; 2) игра и развлечение; 3) средство коммуникации. Все три отрасли разрабатывают этически приемлимые нормативы обращения с информацией.

В современном информационном обществе положение человека противоречиво. С одной стороны, он получил большие возможности для самовыражения, а с другой - оказался в зависимости от информационных ресурсов. К чему иметь развитые навыки всем? Ответ таков: даже если в ваши жизненные планы не входит стать успешным оратором, необходимо обладать неким комплексом знаний и приемов, чтобы не попасться на удочку манипуляторов и черных риторов, уметь эффективно презентовать свой проект, - надо владеть навыками презентации.

Пока нельзя утверждать, что отпочковалась отдельная отрасль из совокупности прикладной этики по вопросам обращения с информацией в виде информационной этики. Инфоэтика пока в стадии становления. Но уже устойчиво выражение «этика информационной безопасности», хотя некоторые пользуются понятием информационной этики [2], «этика информационной безопасности» употребляется чаще. Безопасность - главная этическое требование в работе с информационным пространством.

В цифровую эру информация представляет угрозу, прежде всего частной жизни человека, потом уже организации или сообществу. Информационные технологии посягают не только на публичную сторону, но и на внутреннюю, душевную и духовную, жизнь человека. Человек оголен, поэтому беззащитен.

Проблема здесь не в том, что присутствует переизбыток информации, а в том, что изменилось отношение к информации, особенно авторов и потребителей информации. Отношение - это предмет рассмотрения этики. В порядке вещей стало пускать в ход недостоверную, порою изначально лживую информацию. Не

April, 2023

20

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-19-27

человек, не что с ним происходит, не его эмоции, а избирательная, часто -компрометирующая информация приобретает доминирующую ценность. Происходит девальвация моральных ценностей.

Пересмотр ценностей - нормальный, в смысле - естественный социальный процесс. Человек теряет самостоятельность, интернет диктует что есть, одевать, думать, - как жить вообще.

В интернете не исчезает ничего. Каждый сталкивался с нелицеприятной информацией о себе. Открытость информации имеет пределы. Предел открытости государственно-политической информации устанавливаются законами. Предел личностной информации устанавливает сам человек, - такова этическая норма. Эти пределы, к сожалению, постоянно нарушаются. Современный философ Юваль Ной Харари страстно говорит о захвате свободы технологиями на примерах ковидных ограничений. В эпоху пандемии были разработаны электронные пропуска для перемещения по городу, электронные коды здоровья, неконтактные тепловизоры для измерения температуры тела и т.д., которые являются изощренными формами контроля, а это, по его мнению, есть ограничение гражданских прав и свобод.

Открытость информации - великое достижение цивилизации. Именно открытость позволила провести секвелирование генома человека, когда генетики разных стран выкладывали в открытый доступ расшифровку участков ДНК, каких они провели. Не пускаясь в дебри конспирологических версий, в ковидную эпоху было очевидно одно: был нарушен принцип открытости информации КНР. «Китайские власти с самого начала не проявили должной открытости: в первые дни новой пандемии они стремились занизить риск распространения вируса от человека к человеку и одновременно заставляли молчать ученых, которые пытались заявить о беспрецедентной опасности новой инфекции» [3]. Китай если не создатель, то, по крайней мере, прародина вируса. По данным Associated Press, власти Китая молчали об эпидемии коронавируса шесть дней. За это время в стране заразились три тысячи человек.

Инфоэтика это соблюдение автономии личности. Во многом он определяется создателями информационных продуктов, их личным этическим набором. Моральные требования все знают. Но соблюдают ли их ли в собственной нравственной практике? То же самое и в ораторском мастерстве. Риторы имеют представление об этических нормах публичной речи, но хотят ли соблюдать в своей

деятельности, - вот в чем загвоздка.

April, 2023

Все манипуляции с правдой и ложью в рамках инфоэтики связаны с тем, что информация распространяется чаще всего анонимно, с вымышленного никнейма. Анонимность предоставляет возможность распространять информацию и не нести за ее распространение ответственность. Анонимность, безответственность позволяет случайно или намеренно выдумывать любую информацию о персоне. Исполнение максимы «никогда не лги» никак не контролируется в современном интернет пространстве.

Однако не все так безнадежно. Если источник распространил заведомо ложною информацию или нарушил границы частной жизни персоны, его можно привлечь к уголовной ответственности за клевету, или оскорбление чести и достоинства личности. Есть особо оберегаемые персоны, например, дети. Тем не менее, в современных условиях, «не лги» не является универсальной максимой в пределах инфоэтики.

Нет особых этических норм какого-либо искусства. Моральные требования имеют единую сущность, что не мешает им иметь особые оттенки звучания в зависимости от сферы проявления. Этические нормы и принципы, находясь над ораторским искусством, в определенной мере управляют речью. Задача этики в этом - регулировать потребности, настроение всех членов социума в определенном равновесии.

Мы позволим в качестве главенствующей этической нормы в инфоэтике выдвинуть уважение.

Есть понятие «уважение» и понятие «вежливость». Есть истинное уважение и формальная вежливость. Первое - это субъективная нравственная позиция личности относительно другой личности. Второе - это психологический навык, черта характера личности. Уважение — это отношение к другим, вежливость — это привычка. Вежливый человек может проявлять истинное уважение, может и не проявлять его, ограничиваясь формальными ритуалами уважения (поклоны, елейная речь, не перебивает, не оскорбляет). Уважительный человек всегда вежлив, он не опустится до оскорблений и унижение чувств и ценности другого человека.

Корень слова «уважение» - «важ»; уважать - признавать важность человека (традиции, события, истории). В слове «важность» два пласта: ценность объекта или отношения и значимость (или смысл) объекта или отношения для субъекта. Вежливость, также есть закрепленная в генетической памяти народов иерархичность общества. Иерархия восточной цивилизации была более

April, 2023

22

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-19-27

жесткой, чем западной. Узбекская национальная адаб литература призвана воспитывать уважение или вежливость - можно судить только из контекста произведения.

Что касается этического принципа уважения, то он проявляется как отношение исполнителя речи к:

• целевой группы потребителей информации

• оппонентам

• самоуважение (отказ от скрытой манипуляции)

• деликатное обращение с чувствами потребителей, оппонентов.

Принцип уважения выступает в многообразных формулировках:

• «объективность»

• плюрализм мнений, признать чужое мнение если не истинным, то

обязательно равноценным

• толерантность

• свобода слова

«В рамках компьютерной этики разработаны четыре главных принципа, на соблюдении которых основаны, кроме прочего, и моральные кодексы: 1) privacy (тайна частной жизни); 2) accuracy (точность); 3) property (частная собственность); 4) accessibility (доступность)» [4].

Помимо стержневого принципа уважения вспомним другие этические нормы. Например, универсалия «не укради» в инфоэтике преобразуется в запрет плагиата, других нарушений авторских прав. Требование «не лжесвидетельствуй» трансформировался в запрет фейковых инсинуаций.

В американских пособиях выделяют 4 стандарта, которые условно можно отнести к этическим нормам публикаций и выступлений: 1) стандарт результатов (эффекта); 2) стандарт правды; 3) этический стандарт (мотивы автора); 4) художественный стандарт [5].

Насколько важно соблюдать основные моральные требования продемонстрировало землетрясение в Турецкой республике в феврале 2023 г. Последствия катастрофические: более 40 000 погибших. Недалеко от эпицентра устоял небольшой городок Эрзин, в котором ни одно здание не рухнуло. Потому что его Мер строго следил за строительством в городке и не разрешал незаконных и некачественных построек. Он всего лишь выполнял свои профессиональные обязанности, заботясь о благе горожан, остерегаясь коррупционных связей. У производителей

бетонных плит, которые рассыпались в труху при

April, 2023

землетрясении, максимальная прибыль затмила ценность жизни и здоровья невинных людей, честных покупателей построенного кем-то жилья.

«Долг! Ты великое, возвышенное слово. В тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям» (И. Кант). Следовать долгу в таком понимании трудно, порою гибельно. Почему я? Не сейчас, потом. И вообще, я никому ничего не должен. И посему, пожалуй, уклонюсь. А долг зовет, иначе будет худо всем. Долг - всеобщее требование, которое проявляется как личная задача. Находятся те, кто чувствует его, их личный нравственный закон заставляет последовать ему, долгу.

Профессиональный долг в некоторых профессиях приобретает не только вербально оформленное положение, но и принимает форму ритуала публичного принятия на себя профессионального долга. Это клятва Гиппократа, мусульманским аналогом которого является молитва Маймонида1 во врачебной этике. У военных специалистов это присяга верности Отечеству и армии. В профессиях, непосредственно связанных с жизнью и смертью людей, профессиональный долг окутан еще и психологической убежденностью, и настроем выполнить профессиональные этические нормы до конца.

Этические нормы публичной речи и работы в интернете не являются чем-то отличным от совокупности этических требований общества. Приступая к подготовке речи, человек отдает отчёт, что его цель - воздействовать на адресат, чтобы он задумался. В то время как цель манипулятора и черного ритора - изменить не столько убеждения, сколько поведение аудитории. Эту тонкую грань легко перейти. Аудитория может превратиться в толпу и пойдет крушить все подряд. Держать речь перед аудиторией, публиковать информацию - ответственный шаг. Понимать ответственность - начало начал.

Умение находить компромисс - атрибут современного общения, хотя некоторые переговорщики считают его благородным снисхождением, уступкой, даже подвигом, совершенным по щедроте души. Если для отдельных категорий приняты профессиональные кодексы (журналистов, адвокатов), которые хоть как регулируют профессиональную этику, то общественно-политические выступления никак не ограничиваются. Остается уповать на

1 «Господи, приди мне на помощь, всели в сердце любовь к науке и творениям Твоим! Отврати от меня стремление к барышу и к славе, ибо оно противоречит любви к истине и к Твоим творениям! Укрепляй, усиливай меня телесно и душевно, дабы я узрел в больном человека! Всели в сердца моих больных веру в меня и в мои знания, чтобы они внимали моим советам и выполняли мои предписания! Удаляй от ложа страждущих всякого лжеврача и всех родственников, дающих советы вопреки моим предписаниям! Дай мне сил, прошу Тебя, укрепи моё сердце, дабы я мог противиться глупцам и лжеучёным, которые могут научить меня дурному».

April, 2023

самоцензуру. Этос (в отличие от этоса манипулятора, демагога) не позволяет использовать ложные сведения, искажение фактов, заблуждение публики, чтобы склонить слушателей к выбору, обозначенного манипуляторами, демагогами как цель воздействия. Их конечная цель не столько сформировать убеждение, сколько изменить поведение аудитории.

Прежде чем приступить к работе, необходимо изучить предстоящую аудиторию. Знать «болевые точки», ожидания целевой группы. Уметь определить заинтересованную часть лиц (ядро аудитории), срединную часть и периферию, которые отреагируют на информацию почти случайно.

Итак, чтобы публикация выглядела согласованной, необходимо в первую очередь составить план, проект, который включает в себя знание аудитории, определение цели речи и план. Еще на стадии замысла необходимо помнить о регламенте. В общем приближении регламент — это режим, порядок какой-либо деятельности. Чаще всего это разграничение по времени этой деятельности, в данном случае речи, и объема текста.

Длительные монологи утомляют: «Тот, кто пункт за пунктом оспаривает отдельные аргументы или вообще все, что слышит, приводит собеседников в замешательство. Но только тот, кто вонзает нож в самое уязвимое место, добивается успеха. Слишком сложное и детальное объяснение разбавляет основательность аргументации» (К. Бремермайер). Загруженность деталями затрудняет усвоение озвученного материала. Краткость, быстрая смена тем, клиповое2 (мозаичное) сознание отличает современное общественное сознание.

Адвокат, преподаватель, ведущий телепередачи без записей в руках выказывает неуважение к аудитории. Как обратная реакция формируется недоверие адресата к нему. Риторические речи без плана могут исполнить лишь опытные риторы. Почему упавшее на голову яблоко помогло открыть закон всемирного тяготения никому иному, кроме как Ньютону? Почему таблица химических элементов приснилась никому другому, кроме Д. Менделеева, который 20 лет бился над задачей упорядочивания химических элементов. Талантливого футболиста, айтишника, певца, писателя, предпринимателя отличает не только наличие способностей, но и постоянная работа над своей компетентностью. Никто не отрицает врождённую предрасположенность к тому или иному виду деятельности, однако врожденная предрасположенность не является залогом успеха без упорства, желания и труда для его достижения.

2 Термин ввел футуролог Э. Тоффлер. Третья волна. - М., 2011.

April, 2023

25

Нет особой информационной культуры. Это отражение культуры общества в частном варианте, в области поведения в соц. сетях. Центральное место занимает соблюдение норм литературного языка. Это культивируемое качество, т.е. взращивается личностью самостоятельно. От волевого выбора личности зависит, будет ли он придерживаться норм литературного языка, или разговаривать нецензурно; овладеет ли он чётким изложением или нет; будет ли придерживаться этикета или нет.

И наконец, следует сказать, что в наши дни информационные навыки молодых профессионалов востребованы, особенно у тех, кто намерен делать карьеру в коммерции, маркетинге, администрировании, дипломатии, политике, практичекской психологии, образовании. Таким образом:

• Возникновение инфоэтики как отражение всеобщей цифровизации явилось закономерным итогом развития научно-технического прогресса в конце ХХв.

• Инфоэтика - одно из бурно развивающихся направлений прикладной

этики

• Основное этическон требование инфоэтики это невмешательство в частную жизнь человека и принцип уважения. Приватность частной жизни -священное право любого гражданина

• Плагиат это не просто нарушение авторских прав, не просто искажение данных, но и намеренное преступное действие; оно должно преследоваться по закону

• Искусные манипуляторы используют намеренное искажение информации, чтобы добиться добиться изменения поведения аудитории

• Необходимо расширить работу по привитию навыков информационной гигиены для работы пользователей интернета и соц сетей

REFERENCES

1. Радченков В.Н. Изучение речевой коммуникации в современной американской науке // Риторика и стиль. - М., 1984. - С. 27-41.

2. Р. Капурро. Информационная этика // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/7c972fbe98fca119c32577dc0036bb4f

3. https://meduza.io/feature/2020/05/03/chem-zanimalsya-tot-samyy-institut-virusologii-v-uhani

4. Дедюлина М. А., Папченко Е. В. Профессиональная этика. Учебное пособие для бакалавров. - Ростов-на-Дону, 2014. - С. 100.

April, 2023

26

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-19-27

5. Смолеленкова В. В. Риторическая критика. Теория анализа и оценки речи. - Виноград, 2006, № 15

6. АГЗАМОВА, Н. Ш. (2022). АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ELPIT. АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ELPIT Учредители: ООО Институт химии и инженерной экологии, 7(2), 5-9.

7. Агзамова, Н. Ш. АНТИВАКСЕРЫ: МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА. Научный журнал" Академический вестник ЭЛПИТ, 5.

8. Агзамова, Н. Ш., & Каримов, А. Р. (2022). СОЦИОБИОЛОГИЯ И БИОЭТИКА. Academic research in educational sciences, 3(NUU Conference 2), 232-241.

9. Агзамова, Н. Ш. (2018). Этические взгляды восточных мыслителей как важный фактор формирования духовной жизни общества. ББК 74.58 Э 11, 205.

10. Каххарова, М. М., & Агзамова, Н. Ш. (2018). ЭТИКА.

11. Kongresi, A. (2004). Bildiriler Kitabi. Ankara, Sim. Social Distancing as an Ethical Rule of The COVID-19 Pandemic Nilyufar AGZAMOVA

12. Агзамова, Н. Ш., & Адилова, А. Ш. (2020). ЭТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ КОВИД-19. Научный журнал" Академический вестник ЭЛПИТ, 6.

13. ОБСУЖДЕНИЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ https://www.researchgate.net/publication/362592959_Scientific_Bullettin_of_NamSU-Naucnyj_vestnik_NamGU-NamDU_ilmiy_axborotnomasi-2022-yil_7-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

son 1 wwwJournalnamduuz

14. Кадырова Дильбар Солиховна, Зарина Абдуазимова Амировна. (2023). НЕИСКУССТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ — ФИЛОСОФИЯ ИЗЫСКАННОСТИ. ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ. Всемирный бюллетень социальных наук , 20 , 94-97. Получено с https://www.scholarexpress.net/index.php/wbss/article/view/2364.

15. Г. М. Шадиметова (2022). УЗБЕК ХАЛ^И БАЙРАМЛАРИНИНГ ЭСТЕТИК ТАМОЙИЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 574577. Г. М. Шадиметова (2022). УЗБЕК ХАЛ^И БАЙРАМЛАРИНИНГ ЭСТЕТИК ТАМОЙИЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 574-

16. KADIROVA, D. (2023). ZINGIBER OFFICINALE L.-HISTORY AND STUDY. World Bulletin of Social Sciences, 20, 94-97.

17. А. И. Туляев (2022). СТРУКТУРА ДОСУГА ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ И КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 507-511. doi: 10.24412/2181-1385-2022-2-507-511

18. Ражабов, Ш. (2022). КИБЕРМАКОНДА МАРКЕТИНГНИНГ ЭСТЕТИК Х,УСУСИЯТЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(NUU Conference 2), 438445.

577.

April, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.