Научная статья на тему 'РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ СЕМЕЙНЫХ РАЗВОДОВ'

РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ СЕМЕЙНЫХ РАЗВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Семья / семейные отношения / брак / семейные ценности / брачный контракт / роль женщины в семье / роль семьи в обществе / Family / family relationships / marriage / family values / marriage contract / the role of women in the family / the role of the family in society.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лалихон Ашуралиевна Мухамеджанова, Комил Кадирович Инаков

В статье делается попытка раскрыть, что семья является ключевым фактором передачи моральных ценностей, роли семьи в обществе, правовые основы, которую следует учитывать при формировании семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to reveal that the family is a key factor in the transmission of moral values, the role of the family in society, and the legal framework that should be taken into account when forming family relations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ СЕМЕЙНЫХ РАЗВОДОВ»

РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ

СЕМЕЙНЫХ РАЗВОДОВ

Лалихон Ашуралиевна Мухамеджанова

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, факультет социальных наук, кафедра этики и эстетики, к.ф.н. профессор

lalixonm@gmail. com

Комил Кадирович Инаков

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, факультет социальных наук, кафедра педагогики и психологии, к.п.н.

АННОТАЦИЯ

В статье делается попытка раскрыть, что семья является ключевым фактором передачи моральных ценностей, роли семьи в обществе, правовые основы, которую следует учитывать при формировании семейных отношений.

Ключевые слова: Семья, семейные отношения, брак, семейные ценности, брачный контракт, роль женщины в семье, роль семьи в обществе.

ABSTRACT

The article attempts to reveal that the family is a key factor in the transmission of moral values, the role of the family in society, and the legal framework that should be taken into account when forming family relations.

Keywords: Family, family relationships, marriage, family values, marriage contract, the role of women in the family, the role of the family in society.

Семья является социальной основой человеческого общества. Соответственно, несравнима роль семьи в воспитании молодого поколения, физически здорового, психически зрелого, нравственно чистого и высококультурного. Будущее развития Узбекистана также зависит от разумного решения проблем семейного воспитания. Для этого разработка системы необходимых мер в связи с этим, борьба с определенными силами, угрожающими семейному воспитанию, и решение вопросов, связанных с повышением духовно-нравственных и культурно-просветительских знаний будущих родителей, является одной из актуальнейших проблем современности. В нашей стране

April, 2023

8

для решения этого вопроса созданы все необходимые условий для формирования здоровой семьи и установления в семье высокой духовно -нравственной обстановки, подготовки молодежи к созданию семьи, обеспечения прочности и интересов семьи, воспитания здоровых детей. И этот вопрос поднят в ранг государственной политики. В первую очередь, особое внимание уделяется изменению мышления и сознания наших юношей и девушек, которые в будущем вступят в брак, относительно святости семьи и ответственности брака.

Основные принципы укрепления семьи, установления в ней отношений на основе взаимной любви, доверия и уважения, солидарности, помощи друг другу, построения семьи на основе чувства ответственности всех членов, не допускающего произвольного вмешательства любого лица в семейные дела. , и обеспечение защиты этих прав включены в конституцию. Тот факт, что «Семья является основным звеном общества и имеет право быть под защитой общества и государства» в статье 63 нашей Конституции показывает, насколько высока роль семьи. Построение семьи, обеспечение преемственности человечества, воспитание детей, служащих общественному развитию и демократическим преобразованиям, - одна из вечных общечеловеческих задач. «В браке много трудностей и невзгод», — пишет Фитрат. - Природа людей любит удовольствия. Если бы у человека была собственная свободная воля, он не стал бы жертвовать удовольствием и свободой одиночества ради боли и труда брака. [1] Фитрат считал, что там, где созреют семья, семейные отношения и воспитание детей, страна и нация будут великими. Семья - это сложившаяся исторически специфическая и целесообразная социальная группа, члены которой связаны друг с другом узами брака, кровного родства, общего брака и взаимными правовыми, нравственными и иными отношениями.

Семья является социальной основой человеческого общества. С семьи начинается работа по воспитанию молодого поколения, физически здорового, духовно зрелого, нравственно чистого и высококультурного. Также здоровая обстановка в семье формирует здоровое мышление. Семья готовит почву для того, чтобы молодые люди росли нравственно, вежливо, правдиво, честно и искренне.

Брак - это равноправный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в органах записи актов гражданского состояния и служит цели создания семьи. Поскольку брак является единственной основой для создания

April, 2023

9

семьи, он регулируется не только моральными нормами, но и специальными правовыми документами. В первой статье Семейного кодекса Республики Узбекистан указано, что брак должен быть заключен в органах регистрации актов гражданского состояния. В целях предотвращения вступления несовершеннолетних в брак, охраны их здоровья, а также с учетом того, что для создания семьи требуется определенный жизненный опыт, физическая и духовная зрелость, закон устанавливает брачный возраст в восемнадцать лет для мужчин и семнадцать для женщин. По уважительным причинам в особых случаях брачный возраст может быть снижен на один год для мужчин и женщин. К таким причинам относятся, например: беременность женщины, вступающей в брак, тяжелая болезнь одной из сторон или уход в отъезд в армию и другие подобные случаи. В этом случае аким района или города, где осуществляется государственная регистрация брака, может уменьшить брачный возраст максимум на один год. Брак заключается на основе свободного волеизъявления и свободного согласия сторон. Для заключения брака будущая пара должна иметь возможность свободно выражать свое согласие. Если лицо вступило в брак, не понимая последствий своих действий (сильное опьянение, временное психическое расстройство) или в результате обмана, такой брак считается недействительным в установленном законом порядке. Принудительный брак запрещен законом. Принуждение женщины против ее воли наказывается по статье 136 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

С точки зрения нравственности брак, являющийся основой семьи, представляет собой социализированную форму любви, ориентированную на благородную цель, с высокой ответственностью продолжения рода. Учитывая, что любовь проявляется только в свободе, брак можно назвать живым состоянием любви, адаптированным к традициям, обычаям и верованиям. [2] Узбекская семья имеет много общего с другими семьями мира, и в то же время имеет свои особенности. Поговорка нашего народа: «Брак совершается сначала на небесах, потом на земле» не напрасно. По древним представлениям наших предков, брак - это божественный завет, семья - это святое. Главной целью создания семьи является рождение детей.

Известно, что в развитии семейных отношений важны взаимоотношения мужа и жены, положительный характер этих отношений, взаимопонимание мужа и жены, их эмоциональные устремления друг к другу, взаимоуважение, равноправие в воспитании детей, и многие другие важные психологические факторы, обеспечивающие

April, 2023

10

прочность семьи. Поэтому во всех развитых странах мира особое внимание уделяется изучению особенностей и состояния отношений между супругами и детьми, которые являются основным звеном системы межличностных отношений в семье, в работе, связанной с решением и изучение семейных проблем. Семья создается на основании брака. Брак является социально признанным и одобренным выражением отношений между мужчиной и женщиной. [3]

Формирование положительных и отрицательных качеств человека в большинстве случаев зависит от воспитания, данного в семье. Отдельно можно подчеркнуть, что воспитание здоровых поколений является одним из важнейших вопросов современности. Для этого, прежде всего, важно улучшить психологическую среду в семьях. Психологическая среда семьи представляет собой совокупность общих показателей социально-психологической активности членов семьи в семейных отношениях, социальной среде и профессиональных отношениях. Психологическая среда является основным показателем семьи и отражается на социальных процессах, особенно на способности семьи противостоять негативным воздействиям социальной среды. Психологическая среда семьи характеризует жизнестойкость ее членов в решении проблемных ситуаций даже в экстремальных ситуациях их жизнедеятельности. Не зря в нашем народе говорят "Равный - с равным". Потому что для того, чтобы молодые люди не испытывали затруднений при вступлении в семейные отношения, учитываются следующие критерии: совместимость семейных ценностей, функционально-ролевая совместимость ролей пары в семье, гибкость в социальных отношениях, стремление к семейным отношениям продержаться до конца жизни. Сохранение психологической среды семьи зависит от искреннего и теплого отношения родителей и детей друг к другу и межличностных отношений, кроме того, оно определяется широтой представления родителей о семье, особенно знаниями, умениями и навыками способности воспитания детей.

В нашем обществе есть здоровые семьи, а также нездоровые семьи. Для того чтобы исцелить нездоровую семейную среду, целесообразно в первую очередь сосредоточиться на следующем. Во-первых, родители в семье должны уметь управлять желаниями и интересами детей в соответствии со своими желаниями и интересами, во-вторых, относиться к каждому ребенку в семье с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Катталарнинг хатоси

April, 2023

11

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-8-18

туфайли ёшлар нотугри йулдан юриши - ёлгончи, гийбатчи, ношукур хдмда хдйлакор булиб колиши мумкин. Всем очевидно, что родители, нуждающиеся в воспитании, негативно влияют на воспитание детей. Исходя из этого, обществу целесообразно строго контролировать такие семьи и уделять внимание воспитанию детей в этой семье.

«Дети воспитываются не словами взрослых, а их поступками»[4]. Когда ребенок маленький, он послушен и подражает взрослым. Взрослые делают то, что им говорят, они не следуют тому, что говорят. По мере взросления ребенка его разум способен на многое. Ребенок не может договориться со взрослыми по некоторым вопросам, настаивает на своем мнении. Взрослые воспринимают это как непристойность, упрямство, своеволие и пытаются его наказать, но сердце ребенка ранится от такой несправедливости. В результате это приводит к таким последствиям, как потеря любви и доверия между родителями и детьми и страдает репутация родителей. Установление позитивных отношений между родителями и детьми во многом зависит от знаний родителей о своих детях, их поведении, чертах характера, интересах. С этой точки зрения каждый родитель должен прежде всего хорошо знать своих детей, знать их желания, психологические состояния и соответственно относиться к ним. Принимая во внимание сильное влияние семьи и семейных отношений, в том числе родителей, в первую очередь, старейшины махалли и общественность в целом должны попытаться скорректировать негативные последствия родительского поведения с целью оздоровления нездоровой семейной обстановки.

Прочность семьи зависит от нравственного воспитания членов семьи. В нашем народе не зря говорят, что «здоровый образ жизни - залог крепкой семьи». Когда мы говорим о здоровом образе жизни, мы имеем в виду не только отношение мужа и жены друг к другу в семье, но и современную семью, основанную на традициях и обычаях, при соблюдении нравственных норм, таких как вера, чистота, честность и милость. Самое главное в семье -понимать, ценить и уважать друг друга. Муж и жена должны прикрывать недостатки одного из них достоинствами другого. В результате понимания двумя молодыми людьми эмоциональных состояний друг друга в семье устанавливается устойчивое настроение, рождается гармония взглядов. Ведь любовь - это не просто взаимное эмоциональное удовлетворение, она становится красотой отношений.

Семья - это маленькое сообщество. В нем должны быть

соблюдены все правила взаимодействия. Уважение к

April, 2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-8-18

старшим, честь к детям; Такие правила, как быть добрыми друг к другу, особенно к женщинам, должны стать ежедневной привычкой. Родители являются образцом для подражания для детей. Именно поэтому они должны полностью соблюдать нравственную культуру в семье. Семейные отношения -относительно самостоятельное явление, и никто не вправе вмешиваться во внутренние дела семьи. По этой причине семья считается священной и неприкосновенной. Семейные отношения определяются существующими в обществе социальными, экономическими, идеологическими и духовными отношениями и продолжают изменяться под их влиянием. В семьях высоко развиты не только семейные отношения, но и культура кровно-родственных отношений. В такой семье следуют десятки степеней родства, такие как бабушки и дедушки, родители, дяди, братья, сестры, племянники, зятья, невестки, родители мужа. В этих отношениях раскрывается истинная сущность национальности. Преимущество этих отношений в том, что они дают возможность жить у родственников, воспитывать детей в духе национальной гордости и ценностей, приучают их жить как материальную и духовную опору среди родственников. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, становятся людьми, умеющими быстро ладить со всеми и следовать культуре взаимоотношений, ведь таких детей воспитывает не одна семья, а несколько семей. Семейные условия напрямую влияют на дальнейшую жизнь того или иного члена семьи.

Семейные рахводы оказывают глубокое влияние на каждого члена семьи. В этике показаны три типа семейных разводов. Первый - это развод с расторжением брака, при котором семейное имущество и воспитание детей делятся согласно закону. Такая причина появляется в результате взаимного несогласия и непонимания, отсутствия взаимной любви. Второй - естественное разделение, результатом которого является раздел семейного имущества в качестве наследства, когда один из членов семьи умирает в результате несчастного случая или болезни. Третий - моральный развод, в котором определено, что при достижении детьми совершеннолетия семья будет построена - родители выделят им из семейного имущества дом и различную бытовую технику. Соответственно, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Особенно важны отношения наших дочерей, которые изменили свой привычный образ жизни и стали невестами в другие семьи, с их новыми членами семьи. Конфликты в семье

вызывают семейный разлад. Семейный конфликт считается

April, 2023

социально отягченной ситуацией. Конфликты возникают между мужьями и женами, между родителями и детьми, между мужьями и женами и их родителями, а также между другими родственниками. Наличие в семье людей разного возраста создает возможность возникновения конфликтов. Мы являемся свидетелями того, что отношения между мужем и женой вызывают нарастающий конфликт, не понимая друг друга или даже не пытаясь понять друг друга.

Причины семейных разводов:

- Недостаток знаний о семье и семейных отношениях.

- Алкоголизм и наркомания.

- Вмешательство родителей в молодой семье.

- Бесплодие

- Измена.

Здоровая обстановка в семье служит формированию здорового мышления. Человеческие добродетели - доброта, самоотверженность, верность, мужественность, честность, сострадание - впервые формируются в семье. Семья готовит почву для того, чтобы молодые люди росли нравственно, вежливо, правдиво, честно и искренне. Об этом Первый Президент Узбекистана И. А. Каримов сказал: «Несомненно, роль и влияние семьи в формировании и продвижении самобытной духовности любого народа несравнимы. Потому что в лоне семьи формируются самые чистые и чистейшие чувства человека, первые жизненные понятия и представления. Естественно, что духовные мерки и взгляды, определяющие поведение, характер и мировоззрение ребенка, -основа таких сакральных понятий, как добро и благость, благородство и доброта, честь и чуткость, - закрепляются в семейных условиях» [5].

Семейное воспитание также играет важную роль в развитии ребенка в будущем. Так, в семье ребенок видит образ общества, в семье формируется и соответственно взрослеет характер, мировоззрение и нравственный облик будущего гражданина. Суть семейного воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к жизни. В семье дети получают больше образования от матери. Большинство нравственных качеств матери передаются детям. Это проявляется в высоких нравственных качествах, характерных для восточных женщин. Ни материальное благополучие, ни общее развитие не могут быть достигнуты без духовности. Духовная нищета ведет к национальному упадку. В ходе своей многотысячелетней истории наш народ сформировал национально-

April, 2023

14

идеологическое воспитание в условиях семьи. В семье благодаря личному примеру отца и любви матери они смогли преодолеть жизненные невзгоды и стать крепкой опорой в воспитании своих детей. Важной задачей мужчины в семье является защита прав жены и членов семьи, сохранение их чести.

Роль семьи в обществе, семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, а также ценные мысли о чистоте и крепости семьи важны в хадисах: «Кого Бог благословил праведной женой, тот помог половине своей религии, а для другой половины пусть практикует благочестие». «Женщина сделана из ребра. Скажешь, что выпрямишь ребро, сломаешь его, иди на компромисс и живи с ней»; «Если местная женщина в городе однажды выйдет на улицу разврата и совершит прелюбодеяние, с этого города будет снята сорок лет благодати и благословения»; «Женщин уважают только великие люди. Их унижает только ничтожный человек». [6] В этих хадисах показаны нормы гуманности и справедливости, характерные для ислама, подчеркнуты божественность брака, святость семьи, прославлены чувства долга, чистоты, целомудрия и взаимоуважения между мужем и женой.

Сегодня стремительные изменения, происходящие в нашей социально-экономической жизни, вместе с достижениями, имеются рост разводов в системе семейных отношений, ростом безнравственности среди молодежи, возникновением конфликтов между родителями и детьми, увеличением числа живых сирот. Сохранение положения семьи в обществе, сохранение и укрепление ее силы, внушение ее святости в сознание будущих поколений относятся к наиболее актуальным проблемам современности. Отсутствие сплоченности и гармонии в семье делает ее уязвимой для внешних негативных факторов. Поэтому важно сохранить стабильность семейно-брачных отношений в переходный период.

Знания о репродуктивном здоровье уникальны по своему практическому значению в укреплении здоровья супружеских пар и юношей и девушек в развитии семьи. Самое ценное сокровище каждого народа и общества -здоровая и нравственно здоровая семья. Брачный контракт является фактором стабильности семьи. Согласно статье 29 Семейного кодекса брачный договор -это соглашение, определяющее имущественные права и обязанности лиц, состоящих в браке, или мужа и жены в период их брака или в случае расторжения брака. Неотъемлемой частью правовой основы семьи является брачный договор, официальная регистрация брака, личные и имущественные права участвующих в нем

April, 2023

15

юноши и девушки. Среди молодых людей, создающих семью, немало тех, кто до этого процесса многого добился в финансовом и материальном плане благодаря своим предпринимательским способностям или интеллектуальному потенциалу. Имущество, принадлежавшее мужу и жене до брака, а также имущество, полученное каждым из них во время брака в дар, по наследству или на основании иных договоров, считается только их собственностью. В этом смысле совместной собственностью супругов могут быть товары или иные вещи, приобретенные ими во время брака, а также взятые за счет их общих средств до регистрации брака. Брачный договор может быть заключен до регистрации брака в государственном реестре или во время брака. Согласно статье 354 ГК заключение брачного договора необязательно. То есть заключать такой договор или нет, зависит от мужа и жены. Еще одним преимуществом брачного договора является то, что он не только устанавливает имущество супругов или изменяет его правопорядок, но и отражает порядок оказания супругами материальной поддержки друг другу. Поэтому брачный договор можно рассматривать не только как фактор, способствующий разрешению имущественных споров, но и как фактор, укрепляющий брак.

Чтобы человек жил полноценной, мирной, спокойной и счастливой жизнью, если он будет соблюдать правовые нормы и правила, можно не сомневаться, что у семьи будет прочный фундамент и светлое будущее. Защита семейных отношений законом выражена в Конституции нашей Республики, Семейном кодексе и других правовых документах. Решением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года был принят и введен в действие с 1 сентября 1998 года новый Семейный кодекс нашей Республики. Если посмотреть на развитие законодательства о семейных отношениях в Узбекистане с исторической точки зрения, например, в Конституции 1978 года, принятой в союзный период, вопросу семьи была посвящена только одна статья 51. Сегодняшняя Конституция имеет четыре статьи, посвященные семейным отношениям, в главе XIV под названием «Семья». Статья 63 Конституции Узбекистана гласит, что «Семья является основным звеном общества и имеет право находиться под защитой общества и государства» [7].

В современную эпоху, когда возрастает значение духовных факторов в развитии общества, укрепление семьи остается первостепенной задачей усвоения и гармонизации ценностей и традиций каждого народа. Во Всеобщей декларации прав человека семейные отношения являются одной из важных задач, возложенных на

April, 2023

16

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-8-18

государства, и имеют широкое значение. В этом международном документе семья, как естественная и основная низшая ячейка общества, рассматривает важные вопросы, требующие решения для улучшения ее малодоступности, обеспечения воспитания и обучения детей, предоставления необходимых материальных благ матерям и нетрудоспособным членам семьи и укрепить семью. Основной целью легализации семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на основе взаимной любви, доверия, уважения и согласия, на основе чувства ответственности всех членов. Эта цель является основной идеей Семейного кодекса и других законодательных актов. Одна из важных задач и целей семейного законодательства - заставить граждан чувствовать свою ответственность перед семьей [8].

В заключение можно сказать, что источники семейного воспитания опираются на национально-культурные ценности определенного народа, которые накапливались веками, является целью и служит для связи семьи с внешней средой и обеспечения его стабильность.

REFERENCES

1. Фитрат А. семья - Т.: Духовность, 1998.- С.10.

2. Абдулла Шер. Этика. Общество национальных философов Узбекистана. - Т., 2010. - С.294

3. Абдулла Шер. Этика. Общество национальных философов Узбекистана. - Т., 2010. - С.293

4. К. Юнг. К.Кереньи. Душа и миф. Киев-Москва, Порт-Роял-Совершенство.1997.-114б.

5. Каримов И. А. Высокая духовность - непобедимая сила. Т., Манавият, 2008.

6. Аль-Бухари, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил. Сахих Бухари: Аль-Джами' ас-Сахих: 2 книги / Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари. -Ташкент.: Национальная энциклопедия Узбекского государственного научного издательства, 2008. 231-287.

7. Конституция Республики Узбекистан. — Ташкент, Узбекистан, 2012. 63-статья.

8. Комментарии к Семейному кодексу Республики Узбекистан. - Ташкент: Адолат, 2000. С. 11.

С.52

April, 2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-8-18

9. Кадирова,Д.С. (2022). ЦВЕТ И ОБРАЗ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО. Academic research in educational sciences, 3(NUU Conference 2), 337-347.

10. З. А. Абдуазимова (2022). ШАХС-ЭСТЕТИК ДИДИНИ ШАКЛЛАНТИРИШДА ЭКО-ЭСТЕТИК МАДАНИЯТ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 110-114. doi: 10.24412/2181-13852022-2-110-114

11. А. И. Туляев (2022). СТРУКТУРА ДОСУГА ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ И КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 507-511. doi: 10.24412/2181-1385-2022-2-507-511

12. Г. М. Шадиметова (2022). УЗБЕК ХАЛ^И БАЙРАМЛАРИНИНГ ЭСТЕТИК ТАМОЙИЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 574-577. Г. М. Шадиметова (2022). УЗБЕК ХАЛ^И БАЙРАМЛАРИНИНГ ЭСТЕТИК ТАМОЙИЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 574-577.

13. Агзамова, Н. Ш., & Каримов, А. Р. (2022). СОЦИОБИОЛОГИЯ И БИОЭТИКА. Academic research in educational sciences, 3(NUU Conference 2), 232-241.

April, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.