Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ В СВЕТЕ КРИЗИСА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ В СВЕТЕ КРИЗИСА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
528
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МУСУЛЬМАНСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / КРИЗИС СЕМЬИ / ТРАНСФОРМАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ СЕМЬИ / ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поломошнов Андрей Федорович, Поломошнов Платон Андреевич

В статье анализируется устойчивость мусульманской семьи как одной из форм традиционной семьи к деструктивным тенденциям современности в сфере семейно-брачных отношений. Кризис семьи рассматривается авторами как процесс структурной и функциональной деформации традиционных семейно-брачных отношений. Представлена развернутая характеристика идеального типа мусульманской семьи или социокультурная модель мусульманской семьи как религиозно санкционированного и регламентированного нормами мусульманского права социокультурного института. Особое внимание уделяется анализу трендов трансформации реальной мусульманской семьи в современном обществе. Установлена группа деструктивных трендов: малодетность, деформация поколенческой иерархии, ослабление власти и авторитета старших поколений, искажение гендерных ролей, девальвация семейных ценностей и связанное с этим разрушение семейного целомудрия, смена семейного коллективизма семейным эгоизмом, учащение разводов, формализация религиозной санкции и десакрализация семьи. Доказывается, что мусульманская семья может и должна противостоять современным деструктивным тенденциям глобального кризиса семьи, соблюдая разумный баланс новаций и традиций, без гиперболизации первых и последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSLIM FAMILY IN THE LIGHT OF THE CRISIS OF MARITAL RELATIONS

The article analyzes the resistance of the Muslim family as one of the forms of the traditional family to the destructive tendencies of our time in the field of family and marital relations. The family crisis is considered by the authors as a process of structural and functional deformation of traditional family and marital relations. The article presents a detailed description of the ideal type of the Muslim family or the socio-cultural model of the Muslim family as a religiously sanctioned socio-cultural institution regulated by the norms of Muslim law. Particular attention is paid to the analysis of trends in the transformation of the actual Muslim family in modern society. A number of destructive trends has been established: having few children, deformation of the generational hierarchy, weakening of the power and authority of the older generations, distortion of gender roles, devaluation of family values and the related destruction of family chastity, change of family collectivism by family egoism, increased frequency of divorces, formalization of religious sanctions and desacralization of the family. It is substantiated that the Muslim family can and should become a bulwark against modern destructive tendencies of the global family crisis through observing a reasonable balance between novations and traditions, without exaggerating either the former or the latter.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ В СВЕТЕ КРИЗИСА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО Ответственный за рубрику: Поломошнов А. Ф. © Исламоведение. 2022. Т. 13, № 1 (51)

ISLAM IN SOCIETY Person in charge of the section: Polomoshnov A.F. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2022. Vol. 13, no 1 (51)

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-1-50-62

УДК 361.74: [392.5+28]

А. Ф. Поломошнов1 П.А. Поломошнов2

Содержание статьи

Введение

Современный кризис семьи Мусульманская семья как социокультурный тип Современные трансформации мусульманской семьи Заключение

Информация о статье

Поступила в редакцию: 17.01.2022 Передана на рецензию: 22.01.2022 Получена рецензия: 05.02.2022 Принята в номер: 15.03.2022

Мусульманская семья в свете кризиса семейно-брачных отношений

1 Донской государственный аграрный университет; [email protected] ;

2 Ростовский государственный экономический университет; [email protected]

В статье анализируется устойчивость мусульманской семьи как одной из форм традиционной семьи к деструктивным тенденциям современности в сфере семейно-брачных отношений. Кризис семьи рассматривается авторами как процесс структурной и функциональной деформации традиционных семейно-брачных отношений. Представлена развернутая характеристика идеального типа мусульманской семьи или социокультурная модель мусульманской семьи как религиозно санкционированного и регламентированного нормами мусульманского права социокультурного института.

Особое внимание уделяется анализу трендов трансформации реальной мусульманской семьи в современном обществе. Установлена группа деструктивных трендов: малодетность, деформация поколенческой иерархии, ослабление власти и авторитета старших поколений, искажение гендерных ролей, девальвация семейных ценностей и связанное с этим разрушение семейного целомудрия, смена семейного коллективизма семейным эгоизмом, учащение разводов, формализация религиозной санкции и десакрализация семьи. Доказывается, что мусульманская семья может и должна противостоять современным деструктивным тенденциям глобального кризиса семьи, соблюдая разумный баланс новаций и традиций, без гиперболизации первых и последних.

Ключевые слова: семья, мусульманское семейное право, кризис семьи, трансформации мусульманской семьи, традиционная семья.

1 Андрей Федорович Поломошнов - зав. кафедрой философии и истории Отечества, д. филос. н., профессор, Донской государственный аграрный университет.

2 Платон Андреевич Поломошнов - доцент кафедры философии и культурологии, к. филос. н., доцент, Ростовский государственный экономический университет._

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-1-50-62

UDC 361.74: [392.5+28]

Content of the article

Information about the article

A.F. Polomoshnov3 Introduction.

P.A. Polomoshnov4 The crisis of modern family.

Received: 17.01.2022 Submitted for review: 22.01.2022 Review received: 05.02.2022 Accepted for publication: 15.03.2022

The Muslim family as a socio-cultural type.

Modern transformations of the Muslim

family.

Conclusion.

The Muslim Family in the Light of the Crisis of Marital Relations

1 Don State Agrarian University; [email protected] 2Rostov State University of Economics; [email protected]

The article analyzes the resistance of the Muslim family as one of the forms of the traditional family to the destructive tendencies of our time in the field of family and marital relations. The family crisis is considered by the authors as a process of structural and functional deformation of traditional family and marital relations. The article presents a detailed description of the ideal type of the Muslim family or the socio-cultural model of the Muslim family as a religiously sanctioned socio-cultural institution regulated by the norms of Muslim law. Particular attention is paid to the analysis of trends in the transformation of the actual Muslim family in modern society. A number of destructive trends has been established: having few children, deformation of the generational hierarchy, weakening of the power and authority of the older generations, distortion of gender roles, devaluation of family values and the related destruction of family chastity, change of family collectivism by family egoism, increased frequency of divorces, formalization of religious sanctions and de-sacralization of the family. It is substantiated that the Muslim family can and should become a bulwark against modern destructive tendencies of the global family crisis through observing a reasonable balance between novations and traditions, without exaggerating either the former or the latter.

Keywords: family, Muslim family law, family crisis, transformation of the Muslim family, traditional family.

Глобальные трансформации института семьи в современном обществе являются общепризнанным фактом. Традиционная семья в постиндустриальном обществе радикально трансформируется, разрушается, а на смену ей приходят новые весьма неоднозначные формы семейно-брачных отношений. Эти изменения по-разному оцениваются в научном дискурсе. В полемике вокруг современной трансформации семьи сложилось два основных лагеря: традиционалисты-алармисты и прогрессисты-реформаторы. Первые бьют тревогу: рушится традиционная семья как основа стабильности и процветания общества и цивилизации вообще [6; 9]. Менее эмоциональные умеренные традиционалисты

3 Andrey Fedorovich Polomoshnov - Doctor Sc. (Philosophy), Professor, head of Philosophy and History of the Fatherland Department, Don State Agrarian University.

4 Platon Andreevich Polomoshnov - Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Rostov State University of Economics.

Введение

доказывают, что, напротив, от временного эпизода кризиса традиционной семьи общество возвращается к ее реконструкции и стабилизации [4]. «Прогрессисты-либералы», напротив, являются апологетами перехода от устаревшего и неадекватного, по их мнению, типа традиционной семьи к передовому типу эгалитарной или модернистской семьи, либо вообще к отрицанию семьи и замене ее другими формами гендерных отношений и физического воспроизводства населения. Наиболее ретивые апологеты просто постулируют, что этот переход либо неизбежен и уже в самом разгаре, либо уже почти завершился [2].

Поскольку семья является одним из базовых, первичных социальных институтов, определяющих гендерные отношения в обществе и способ не только демографического, но и социокультурного воспроизводства населения, постольку признаваемый и традиционалистами и «прогрессистами» объективный процесс деформации и трансформации традиционной семьи в современном обществе можно рассматривать как глубокий системный кризис семейно-брачных отношений, ведущий к глобальным социокультурным изменениям всего общества, т. е. имеющий большие социокультурные последствия.

Современный кризис семьи

В условиях нестабильной экономики, высокой социальной поляризации и низкого уровня жизни населения кризис традиционной семьи приобретает особую остроту. Что касается о современной российской семьи, проблема ее кризиса состоит не только в исчезновении или деформации традиционной российской многодетной семьи и советской трудовой среднедетной семьи, а в дисфункциональной деформации семьи как таковой во всех ее социокультурных типах, особенно в области репродуктивной и педагогической функций. Современный кризис семьи проявляется также в её институциональной деформации. Появляется плюрализм аномальных типов семьи: неполная, свободная, однополая, шведская семья и т. п. Негативные социокультурные последствия кризиса традиционной семьи проявляются в падении рождаемости, в нарушении преемственности и эффективного взаимодействия полов и поколений, в проблематизации семейно-брачной идентичности мужчин и женщин, особенно молодежи.

В свете кризиса традиционной семьи приобретает особую актуальность тема устойчивости её различных форм к деструктивным факторам нашего времени. Одной из устойчивых форм традиционной семьи является мусульманская семья, имеющая многовековую историю. Чтобы выяснить ее социокультурный потенциал в сопротивлении современным деструктивным процессам в сфере семейно-брачных отношений, необходимо вначале проанализировать её как идеальный культурный тип, а затем сопоставить его с современной реальной мусульманской семьей.

Мусульманская семья как социокультурный тип

Идеальный тип мусульманской семьи, или социокультурная модель мусульманской семьи, определяется принципами и параметрами, установленными в Коране и шариате. Семья является религиозно санкционированной микросоциальной системой, рассматриваемой как одна из лучших форм служения Аллаху, главная социокультурная миссия которой - это продолжение рода, умножение уммы и воспитание правоверных мусульман. «Самым важным в семейных отношениях ислам считает продолжение рода. Рождая и воспитывая детей дозволенным благословленным Аллахом образом, семейная пара увеличивает и укрепляет мусульманскую умму (религиозную общину)» [8, с. 139].

Так как семья рассматривается как одна из лучших и главных форм служения Аллаху, то вступление в брак является одной из главных религиозных обязанностей правоверного мусульманина. Другими словами, в исламе брак считается добродетелью и актом поклонения Творцу. Позитивная религиозная санкция брака и семьи содержится во многих исламских священных текстах, в том числе в Коране [7, 30:20].

Однако религиозный статус семьи в исламе, как и детальная регламентация всех сторон семейной жизни и брака, не предполагает божественного освящения самого брака. В отличие от православного брака, мусульманский брак не имеет статуса нерасторжимого освященного Богом союза, осуществляемого в форме церковного обряда венчания с обязательным его божественным освящением при помощи священника, а является своеобразным гражданским договором брачующихся, заключаемым в определенных, строго регламентированных мусульманским правом формах.

Договорная природа мусульманского брака ярко проявляется в самом обряде бракосочетания - никяхе. Основную часть обряда составляет произнесение брачующимися сторонами специальной формулы бракосочетания. Вначале невеста или ее опекун делают предложение жениху (иджаб), затем жених произносит формулу принятия предложения (кабуль). Обязательным условием мусульманского брака является присутствие двух свидетелей-мусульман и опекуна невесты. Важным элементом обряда является собственно подписание брачующимися заранее согласованного брачного договора, передаваемого на хранение невесте. Наконец, процедура мусульманского бракосочетания предполагает передачу женихом невесте махра, т. е. брачного дара, который становится ее неотъемлемой собственностью даже при разводе.

Так как семейный союз не является в исламе освященным самим Аллахом таинством, то процедура развода также не требует специального божественного санкционирования. Подобно брачному договору, развод осуществляется путем произнесения сторонами специальной формулы. Причем первым при разводе произносит формулу муж, а затем жена. Право на развод имеют и муж и жена; допустимые основания развода детально описаны в мусульманском праве. Именно поэтому относительно свободный договорный характер развода вовсе не подрывает прочность мусульманской семьи.

Характеризуя социокультурный статус семьи в исламе, следует упомянуть еще один аспект. Семья рассматривается как единственная нравственная религиозная форма межполовых отношений. Только вступление в брак, во-первых, освящает половые отношения; во-вторых, брак не является способом легализации чувственного полового сладострастия и распущенности.

Как форма традиционной семьи мусульманская семья имеет свои специфические институциональные и функциональные параметры. К институциональным параметрам семьи относятся ее гендерный и половозрастной состав и структура семейной власти. По гендерному составу мусульманская семья представляет собой строгую женскую моногамию в сочетании с ограниченной мужской полигамией. Но это, во-первых, не означает апологию мужской половой распущенности. Во-вторых, допуская ограниченное многоженство, ислам отдает предпочтение моногамии. Наконец, само многоженство строго регламентируется исламом. Разрешено не более четырех жен [7, 3:3], всем женам необходимо оказывать равное внимание, главным же условием многоженства является возможность обеспечить достойное материальное состояние всех жен и других членов семьи.

По возрастному составу классическая мусульманская семья является традиционной, патриархальной, многопоколенной семьей, в которой совместно проживают несколько поколений родственников. По системе семейного управления мусульманская семья является патриархальной: здесь власть принадлежит мужчине и предполагает строгую иерархию и подчинение главе семьи жены и детей. Говоря о семейной власти в мусульманской семье, следует учитывать различие между формальным и неформальным патриархатом. Неформальная власть жены над мужем существует в некоторых случаях и в исламской семье. Кроме того, если требования мужа расходятся с принципами ислама, жена должна отдавать приоритет последним, т. к. послушание Аллаху важнее послушания мужу.

Важными институциональными параметрами мусульманской семьи являются основа семейно-брачного союза и сам принцип выбора брачных партнеров со стороны жениха или невесты. Либо это личный выбор вступающих в брак, в основе которого лежит взаимная эмоциональная привязанность, либо это материальный расчет, основанный на мнении родителей, отношении будущих супругов к исламу, а также нормах и обычаях традиционного права (адата). Идеальным вариантом, конечно, является совпадение личных эмоциональных мотивов, социокультурных норм и факторов, представленных авторитетным мнением родителей и мусульманской общественности. Однако на практике, конечно, случаются различные варианты мотивации конкретного брака со стороны брачующихся и их социального окружения, в особенности со стороны родителей супругов.

Портрет идеального типа мусульманской семьи был бы неполон без характеристики ее функциональных параметров, а именно системы прав и обязанностей членов семьи и распределения функций между ее членами. Права и обязанности мужа и жены согласуются в брачном договоре, составляемом, конечно, на основе традиционных предписаний мусульманского семейного права и обычая. В соответствии с принципом патриархата права мужа в семье обладают приоритетом, и они достаточно широки. При этом все права членов мусульманской семьи тесно сопряжены с соответствующими обязанностями. Главным правом и обязанностью мужа является управление семьей и её содержание. Вместе с тем право мужчины на семейную власть в мусульманской семье не означает его абсолютный деспотизм по отношению к жене и детям.

Тот же принцип единства прав и обязанностей существует в мусульманской семье и в отношении жены. В Коране прямо сказано: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» [7, 2:228]. Права и обязанности жены строго оговорены мусульманским семейным законодательством. Вопреки распространенному предрассудку о приниженном, бесправном положении женщины в мусульманской семье гарантированы и строго разграничены не только права мужчины, но и права женщины. Особо детально расписаны в мусульманском семейном праве имущественные права и гарантии женщины.

Права и обязанности детей также строго регулируются мусульманским семейным правом. Дети имеют главное право - на заботу и материальное обеспечение со стороны родителей, на образование и всестороннее развитие их личности, но это право сопряжено со строгим послушанием старшим и уважением по отношению к ним. Причем в мусульманской семье запрещено дифференцированное отношение к детям: родители ко всем детям должны относиться одинаково, не отдавая предпочтения по гендерным признакам. Также

женщина имеет равные права и обязанности с мужчиной как член религиозной общины.

Если говорить о распределении семейных функций и ролей, то оно основано на учете гендерной дифференциации полов, т. е. их биологических, психологических и социальных особенностей. Однако закрепление за женщиной в мусульманской семье функций по ведению домашнего хозяйства не означает, что она замыкается в этой ограниченной сфере. При соблюдении необходимых требований исламской морали и с разрешения мужа или опекуна женщина может проявлять себя и в профессиональной деятельности, особенно в таких сферах, как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т. п.

Социокультурный портрет мусульманской семьи следует дополнить еще одной важной деталью - акцентированным семейным целомудрием, особой заботой о сохранении семейной верности в сексуальных отношениях и предотвращении половой распущенности. Акцентированное семейное целомудрие проявляется во многих сторонах мусульманской семьи и брака. Например, до свадьбы мужчине разрешается видеть только лицо и кисти рук невесты. Во имя семейного целомудрия мусульманские женщины обязаны скрывать от всех, кроме членов семьи, свои соблазнительные части тела, в том числе и волосы. Ислам запрещает не только добрачную и внебрачную сексуальную жизнь, но и не поощряет простое совместное пребывание взрослых людей обоего пола, не состоящих в родстве друг с другом и не связанных брачными узами. Сексуальные связи лишь между мужем и женой, в мусульманской семье развито женское затворничество.

В соответствии с требованиями женского затворничества в жилище мусульманской семьи существует запретная для посторонних женская половина. Вообще все, что происходит в мусульманской семье, должно быть семейной тайной, не подлежащей публичной демонстрации и обсуждению. Акцентированное семейное целомудрие мусульманской семьи резко контрастирует с гораздо более открытыми нравами и традициями христианской европейской семьи, но это вовсе не дает никому оснований для иерархических сравнений или сопоставительных ценностных суждений. Каждый социокультурный тип семьи самодостаточен и равноценен и заслуживает признания и уважения с точки зрения принципов научной объективности и культурной толерантности.

Представленный нами идеальный тип мусульманской семьи, конечно, является теоретической идеализацией, но он предстаёт также и нормативным образцом при построении реальных семей в странах и регионах, где традиционно существует или доминирует ислам, соответствующая культура и традиции семейно-брачных отношений. Конечно, далеко не всегда и не везде реальные мусульманские семьи в полной мере соответствуют идеальному образцу. Но, с другой стороны, нельзя признать обоснованными распространенные предрассудки о мусульманской семье. «Существуют приверженцы мнения, что ислам - религия, в которой господствует домострой в самом худшем смысле этого понятия, они также говорят о «беспутстве» многоженцев-мусульман, бесправии мусульманской женщины, аскетическом воспитании детей и многих других не соответствующих действительности вещах» [9, с. 14-15]. Те, кто придерживается такого мнения, либо плохо знают действительные особенности и устои мусульманской семьи, либо намеренно их искажают, либо выдают за сущность мусульманской семьи те реально встречающиеся на практике грубые искажения и нарушения канонов мусульманской семьи, которые, конечно, имеют место и, к сожалению, не так уж и редки.

Часто говорят о таком якобы родовом пороке мусульманского брака, как фактическая продажа невесты её родственниками за калым. Но калым - это вообще не мусульманская традиция, а традиция некоторых восточных культур. Мусульманский махр (свадебный дар жениха невесте) не имеет ничего общего с унизительным для женщины калымом. Также часто критике подвергается мусульманское многоженство, нередко ошибочно отождествляемое с восточным гаремом. На самом деле гарем с большим количеством жен и наложниц - это вовсе не мусульманская форма семьи. Гарем - это специфический институт семейно-брачной жизни восточных властелинов, практически недоступный для основной массы рядовых мусульман, даже если бы они и захотели создать собственный гарем. Кроме того, количество жен в исламе четко ограничено четырьмя, и то при соблюдении целого ряда условий. «Появление в настоящее время характерного для дореволюционного периода, хотя и не имевшего большого распространения в семейно-брачной сфере дагестанцев, явления «многоженство» не вписывается в систему изменившейся ментальности и семейных ценностей современных дагестанцев и, прежде всего дагестанских женщин» [5, с. 92].

Нередко, пытаясь опорочить мусульманскую семью, ее недоброжелательные критики ведут речь о семейном насилии и жестокости мужчины по отношению к жене и детям. Например, Г.А. Шадинова пишет: «Насилие в семье является инструментом поддержания контроля и господства над мусульманскими женщинами и сохранения патриархального общества, в котором мужчины управляют женщинами, а женщины должны быть покорными» [12, с. 12]. Действительно, семейное насилие, унижение женщин и детей имеет иногда место в реальных мусульманских семьях, но это является грубым нарушением норм мусульманского семейного права, а вовсе не его нормой. И ни в Коране, ни в хадисах на самом деле нет никаких прямых и даже косвенных обоснований и оправданий семейного насилия. Кроме того, семейное насилие - это вовсе не исключительная особенность мусульманских семей, оно существует практически в любом другом социокультурном типе семьи, но и там оно является не нормой, а её нарушением.

Современные трансформации мусульманской семьи

Отклонив необоснованные интерпретации отхода от образца мусульманской семьи, от её якобы принципиальных, причем негативных характеристик, перейдем к анализу тех трансформаций, которые претерпевает классическая, традиционная мусульманская семья в современных условиях быстрых и радикальных социокультурных изменений российского общества.

Одним из современных трендов трансформации традиционной мусульманской семьи является переход от патриархальной, многопоколенной семьи, возглавляемой старшим мужчиной в роде, к нуклеарной семье, состоящей из родителей и детей [13, с. 10]. Распад большой патриахальной семьи, объединяющей несколько поколений родственников и возглавляемой мужчиной -старейшим членом рода, является неизбежным результатом модернизации современного общества, и в свете стремительных изменений условий существования семьи этот процесс невозможно остановить или обратить вспять. Одним из факторов такого распада является также традиционная для горных регионов регулярная миграция молодежи с гор на равнину и из сел в города, а также миграция молодежи из регионов традиционного проживания в инокультурные регионы, столичные городские агломерации. Никакой возможности сохранения реальной семейной власти патриарха рода и даже прочных и регулярных семейных контактов для звеньев рода, разделенных нередко огромными расстояниями и

проживающих в совершенно разных социокультурных средах обитания, не существует. Поэтому функции главы рода становятся номинальными, чисто представительскими [10, с. 44-45].

С этим трендом связан другой - изменение модели брачного поведения. Это изменение проявляется, во-первых, в том, что молодые мусульмане все чаще заключают браки без согласия, а иногда и без ведома родителей по собственному усмотрению, пренебрежительно относятся к соблюдению традиционных мусульманских брачных ритуалов и норм организации внутрисемейной жизни, выстраивая её по моделям и образцам, принятым на Западе. Такое изменение способа заключения брака и организации семьи ведет, естественно, к противоречивой аккультурации молодых семей, в результате которой постепенно утрачиваются многие существенные признаки мусульманской семьи, замещаемые инокультурными формами. Впрочем, по оценкам И. Стародубровской, эта трансформация модели брачного поведения не дошла пока до полного отказа от традиционной модели, в которой мнение родителей и старших при заключении брака играет ведущую роль. «Нельзя сказать, что на смену традиционной модели брака пришла альтернативная модель, основанная на самостоятельном поиске пары. Молодые люди (в первую очередь юноши) оказываются не готовыми брать на себя ответственность за создание семьи, вынуждая родителей вмешиваться в этот процесс даже тогда, когда сами родители этого не желают» [10, с. 45].

Во-вторых, происходит разрушение традиционной родовой эндогамии брака. В условиях резко возросшей социальной и территориальной мобильности населения, нередко обусловленной экономическими причинами, сохранять этот принцип практически невозможно. Впрочем, этот принцип больше связан не с особенностями мусульманской семьи, а с традиционной местной культурой северокавказских народов. Фундаменталистский ислам пропагандирует браки, основанные на общности религиозной веры, а не на родственных или соседских связях. Однако многие молодые мусульмане, покидая регионы традиционной культуры, делают брачный выбор, нередко игнорируя даже этот принцип общности веры, хотя иногда и требуют от семейного партнера принятия мусульманской веры. Отказ от общности мусульманской веры как основы заключения брака, конечно, разрушает устои традиционной мусульманской семьи.

Третьим трендом трансформации традиционной мусульманской семьи является сокращение среднего количества детей, постепенный переход от многодетной семьи к среднедетной (два ребенка в семье) [1, с. 85]. Тревожная тенденция сокращения среднего количества детей в мусульманской семье резко противоречит ее главной функции - воспроизводству мусульманской уммы. Тому есть множество причин, начиная от общемировой закономерности падения рождаемости по мере роста уровня жизни и усвоения населением стандартов западного потребительского образа жизни и заканчивая резким падением уровня доходов населения вследствие неудачных экономических реформ, массовой нищеты. В первом случае дети становятся ненужными вследствие эгоизма родителей, заботящихся о собственных удовольствиях. Во втором случае родители не могут себе позволить много детей потому, что нет возможности обеспечить им достойное материальное состояние и будущее. Эта тенденция является одной из наиболее критических для разрушения модели традиционной исламской семьи.

Серьезные трансформации характерны и для системы внутрисемейных отношений в мусульманской семье. Прежде всего следует отметить общую тенденцию эгалитаризации внутрисемейных отношений, в результате чего на смену жесткому патриархату приходит более демократическая модель семейной

власти, при которой в принятии решений участвуют все члены семьи, а не только старший мужчина [3, с. 61]. В число этих трансформаций входят также деформация поколенческой иерархии, ослабление власти и авторитета старших поколений. «В рыночных условиях во многом обесценивался опыт старших поколений по формированию жизненных стратегий и организации жизни. Молодые, более гибкие и динамичные, в большей мере владеющие новыми технологиями часто становились более успешными, обретали экономическую самостоятельность. И это способствовало расшатыванию поколенческих иерархий» [10, с. 42].

Наиболее значимыми трансформациями внутрисемейных гендерных отношений в мусульманской семье являются тренд женской эмансипации, повышение семейного статуса и самостоятельности современной мусульманской женщины. Поворот мусульманки на эмансипацию в немалой степени связан с рыночными реформами и влиянием процессов глобализации на традиционные исламские общества. Например, в исламских регионах России в условиях радикальных рыночных реформ нередко женщины становились основными добытчиками материальных средств, занимаясь торговлей, женскими ремеслами, работали учителями или врачами, в то время как мужья не могли найти работу в условиях массовой безработицы. Доходы мужчины в трудовой мусульманской семье в условиях современной рыночной экономики обычно не позволяют ему самому материально обеспечивать семью, и жена также вынуждена работать, обретая тем самым материальную независимость и повышая свой статус в семье [10, с .42-46].

Подобное изменение гендерных внутрисемейных функций и отношений также противоречит принципам мужского доминирования и власти в семье, но противостоять ему в условиях ускоряющейся модернизации традиционных обществ крайне трудно. С другой стороны, демократизация внутрисемейных отношений в мусульманской семье является скорее гуманистической ее трансформацией, чем деструктивной.

Негативным трендом трансформации внутрисемейных отношений в мусульманской семье, как и вообще в современной семье, оказывается и рост конфликтогенности между мужем и женой, между старшими и младшими поколениями. Внутрисемейные конфликты являются выражением общей тенденции кризиса традиционной семьи, основанной на искренней любви и взаимном уважении ее членов. В основе конфликтов могут лежать материальные проблемы обеспечения благосостояния семьи или распределения семейного имущества, противоречие интересов членов семьи, отсутствие искренних чувств и отношений, эгоизм отдельных членов семьи, разрыв связей между поколениями. «В некотором смысле современной мусульманской молодежью нивелируется понятие "семейная ценность". Девальвация семейных ценностей связана также с трендом смены семейной идеологии коллективизма, взаимного уважения и любви идеологией эгоизма и потребительства. Идеология индивидуализма, конформизма и потребления... отрицательно воздействует на отношения мужчин и женщин» [1, с. 87].

Одним из наиболее негативных, разрушительных для традиционной мусульманской семьи трендов является девальвация семейных ценностей и связанное с этим разрушение семейного целомудрия. Отсюда вытекает заметное учащение разводов в мусульманских семьях, их дестабилизация, что является общемировой тенденцией. В России, согласно официальной статистике, в 2019 году на 6,3 брака на 1000 чел. населения приходилось 4,3 развода [11]. Для мусульманской семьи развод является допустимой, но крайне нежелательной и редкой аномалией. Однако в контексте ранее рассмотренных тенденций

деформации многих особенностей мусульманской семьи, особенно характерных для молодых семей и семей, образуемых вне регионов доминирования традиционной исламской культуры, разводы и супружеская неверность становятся обычным и все шире распространяющимся явлением.

При анализе современных трансформаций традиционной мусульманской семьи нельзя не отметить формализацию религиозной санкции и уменьшение религиозной регламентации семьи согласно канонам традиционного мусульманского семейного права и обычая, ее десакрализацию. «Сама традиционность в таких условиях становится во многом формальной, но полностью отказаться от нее в обществе, привыкшем верить в авторитет традиций, не получается, что и приводит к своего рода имитации традиционности» [5, с. 93]. Нередко можно встретить семьи, называющие себя мусульманскими, но, по сути, лишь формально к ним относящиеся. Члены таких семей часто плохо знают и, тем более, почти не соблюдают традиционные нормы организации мусульманской семьи, ограничиваясь лишь формальными, обрядными имитациями.

Рассмотрев некоторые отмечаемые в современном дискурсе тренды трансформации традиционной мусульманской семьи, необходимо выяснить, насколько они значительны по своим качественным и количественным параметрам. И. Стародубровская, например, справедливо предостерегает от их гиперболизации: «Рассматриваемые изменения не являются универсальными и единообразными. В ряде случаев они происходят медленно и фрагментарно. Можно найти семьи и сообщества, где все осталось по-старому. И, тем не менее эрозия традиционной кавказской модели семьи налицо» [10, с. 46-47].

Оценивая все эти тренды, важно установить, является ли этот комплекс трансформаций кризисом мусульманской традиционной семьи или ее демократизацией при сохранении ее фундаментальных социокультурных параметров.

Несмотря на собственное предостережение от гиперболизации современных трендов трансформации традиционной мусульманской семьи, И. Стародубровская, конкретизируя ситуацию именно с северокавказской мусульманской семьей, отстаивает алармистский тезис о том, что «в действительности традиционная модель северокавказской семьи находится в кризисе. Этот тезис обосновывается использованием результатов как количественного, так и качественного социологического анализа» [10, с. 39]. Перечисляются и основные факторы этого кризиса - процессы урбанизации; переселение жителей северокавказских республик в города; процессы глобализации, разрушающие традиционную замкнутость локального социума; рыночные реформы российского общества, подрывающие экономическую стабильность семьи; фундаменталистский ислам, разрушающий традиционную поколенческую внутрисемейную иерархию [10, с. 43].

Нам кажется, что в данном случае уместна гораздо более умеренная оценка ситуации. Нельзя отрицать тот факт, что под действием многочисленных факторов, в том числе и приведённых И. Стародубровской, традиционная мусульманская идентичность меняется. Однако в этих изменениях противоречиво перемешаны и деструктивные трансформации, и вполне приемлемые, даже позитивные моменты ее демократизации, по сути, не меняющие сущности мусульманской семьи и приближающие ее к идеальному образцу.

В этом контексте к негативным, деструктивным трендам безусловно относятся: малодетность, деформация поколенческой иерархии, ослабление власти

и авторитета старших поколений, искажение гендерных ролей, отказ мужчины от своей главной обязанности по материальному обеспечению семьи, девальвация семейных ценностей и связанное с этим разрушение семейного целомудрия, смена семейного коллективизма семейным эгоизмом, учащение разводов в мусульманских семьях, их дестабилизация, формализация религиозной санкции и десакрализация семьи. К позитивным трендам можно отнести эгалитаризацию семейной власти и демократизацию внутрисемейных отношений.

К противоречивым трендам, в которых важно соблюдение гармонического баланса новаций и традиций без гиперболизации первых и последних, можно отнести нуклеаризацию семьи, смену традиционной модели брачного поведения, повышение семейного статуса и самостоятельности современной мусульманской женщины. Но эту противоречивость необходимо прокомментировать. Если говорить о нуклеаризации семьи, то повышение её самостоятельности не должно доходить до полного разрыва семейных поколенческих связей и утраты связи между близкими по кровному родству семьями разных поколений. Переход к приоритетному учету в брачном выборе личного мнения и взаимных чувств брачующихся не должен доходить до полного отрицания учета мнения родственников, особенно родителей, и разрыва отношений с ними. Что касается тренда женской эмансипации в мусульманской семье, то повышение статуса и самостоятельности женщины не должно доходить до гиперболизированных форм в духе западного агрессивного феминизма.

Заключение

Признавая противоречивость и в то же время неизбежность трансформаций традиционной мусульманской семьи в условиях радикальных изменений современного общества, следует поставить вопросы: способна ли противостоять традиционная мусульманская семья деструктивным тенденциям, насколько велик ее потенциал сопротивления этим тенденциям. В общем контексте современного глобального кризиса семьи сохранение семейных ценностей стало одной из основных задач человечества. Поэтому традиционную мусульманскую семью и проблему ее социокультурной стабильности следует рассматривать с точки зрения ее способности быть позитивной альтернативой угрозе глобальной деструкции института семьи в постиндустриальном глобализирующемся мире. Мусульманская семья как форма традиционной семьи обладает большой социокультурной устойчивостью. Ее устойчивость обеспечивает, между прочим, и социокультурную стабильность регионов, в которых доминирует исламская культура.

Может ли мусульманская семья противостоять современным деструктивным тенденциям глобального кризиса семьи? Полагаем, что религиозная составляющая для мусульманских семей остается одним из средств противостояния бездуховности, аномии, падению нравов и деградации всех и всяческих авторитетов. Во всяком случае мусульманская семья предпочтительней альтернативы в виде современной псевдоэгалитарной нетрадиционной семьи, доминирующей в западной культуре, или вообще отказа от института семьи. И поэтому она способна и должна выполнить миссию сохранения гуманистического института традиционной семьи, но демократизируясь в той степени или в тех пределах, в которых эта демократизация не разрушает ее фундаментальных социокультурных характеристик.

Литература

1. Баирова З.М. Актуальные проблемы в супружеских отношениях в современных мусульманских семьях: теологический подход // Минбар. Исламские исследования. 2017. Т. 10, № 2. - С. 84-96.

2. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2013. № 50. - С. 65-71.

3. Галиева Г., Карцева Л. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ // RELGA. 2007. № 17. - С. 61-72.

4. Егорова Н.Ю., Курмашев А.В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. - С. 106-118.

5. Загирова Э.М. Роль ислама в формировании семейных установок дагестанских народов (по результатам социологического опроса) // Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Майкоп, 24 мая 2019 г.) / Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2019. - С. 91-97.

6. Коблева З.Х. Трансформация семейных ценностей на современном этапе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Сер.: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. - С. 39-45.

7. Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986. - 727 с.

8. Кускарова О.И. Семья как духовно-нравственная основа ислама // Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Майкоп, 24 мая 2019 г.) / Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2019. - С. 138-142.

9. Сатаева А.Х., Якупов Р.И. Особенности традиционных отношений в мусульманской семье: ислам и современное общество // Общество: философия, история, культура. 2019. № 9 (65). - С. 13-19.

10. Стародубровская И.В. Кризис традиционной северокавказской семьи в постсоветский период и его социальные последствия // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, № 1. - С. 39-56.

11. Федеральная служба государственной статистики: население; браки и разводы. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 08.12.2021).

12. Шадинова Г.А. Ислам и проблема насилия в семье // Вестник гуманитарного научного образования. 2016. № 1 (52). - С. 11-14.

13. Эйдемиллер Э.Г., ДобряковИ.В., НикольскаяИ.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bairova Z.M. Aktual'nye problemy v supruzheskikh otnosheniyakh v sovremennykh musul'manskikh sem'yakh: teologicheskiy podkhod [Actual problems in marital relations in modern Muslim families: a theological approach] // Minbar. Islamskie issledovaniya. 2017. Vol. 10, no. 2. - P. 84-96. (In Russian).

2. Vereshchagina A.V., Shakhbanova M.M. Formirovanie novykh semeynykh tsennostey i otnosheniy v sovremennom rossiyskom obshchestve [Formation of new family values and relationships in modern Russian society] // Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN. 2013. No 50. P. 65-71. (In Russian).

3. Galieva G., Kartseva L. Sovremennaya sem'ya v islame: teoretiko-empiricheskiy analiz [Modern family in Islam: theoretical and empirical analysis] // RELGA. 2007. No. 17. - P. 61-72. (In Russian).

4. EgorovaN.Yu., KurmashevA.V. Sovremennaya rossiyskaya sem'ya: osnovnye tendentsii [Modern Russian family: main trends] // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2008. No. 4. - P. 106-118. (In Russian).

5. ZagirovaE.M. Rol' islama v formirovanii semeynykh ustanovok dagestanskikh narodov (po rezul'tatam sotsiologicheskogo oprosa) [The role of Islam in the formation of family attitudes of the Dagestan peoples (according to the results of a sociological survey)] // Pozitivnyy potentsial islama kak faktor etnosotsial'noy konsolidatsii Rossii. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet. 2019. - P. 91-97. (In Russian).

6. Kobleva Z.Kh. Transformatsiya semeynykh tsennostey na sovremennom etape [Transformation of family values at the present stage] // Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2021. Vol. 14, no. 3. - P. 39-45. (In Russian).

7. Koran / Academy of Sciences of the USSR, Institute of Oriental Studies / Per. and comment. I.Yu. Krachkovsky; Ed. V.I. Belyaev; Auth. foreword P. Gryaznevich, V. Belyaev]. (г. Майкоп, 24 мая 2019 г.) 2nd ed. - Moscow: Nauka, 1986. - 727 p. (in Russian)

8. Kuskarova O.I. Sem'ya kak dukhovno-nravstvennaya osnova islama [Family as the Spiritual and Moral Basis of Islam] // Pozitivnyy potentsial islama kak faktor etnosotsial'noy konsolidatsii Rossii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet. 2019. - P. 138-142. (In Russian).

9. Sataeva A.Kh., Yakupov R.I. Osobennosti traditsionnykh otnosheniy v musul'manskoy sem'e: islam i sovremennoe obshchestvo [Features of traditional relations in a Muslim family: Islam and modern societies] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2019. no. 9 (65). - P. 13-19. (In Russian).

10. Starodubrovskaya I.V. Krizis traditsionnoy severokavkazskoy sem'i v postsovetskiy period i ego sotsial'nye posledstviya [The crisis of the traditional North Caucasian family in the post-Soviet period and its social consequences] // Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki. 2019. Vol. 17, no. 1. - P. 39-56. (In Russian).

11. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: naselenie; braki i razvody. [Federal State Statistics Service: Population: Marriages and divorces] - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781# (data obrashcheniya: 08.12.2021). (In Russian).

12. Shadinova G.A. Islam i problema nasiliya v sem'e [Islam and the problem of domestic violence] // Vestnik gumanitarnogo nauchnogo obrazovaniya. 2016. no. 1 (52). - P. 11-14. (In Russian).

13. Eydemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikol'skaya I.M. Semeynyy diagnoz i semeynaya psikhoterapiya. [Family diagnosis and family psychotherapy]. - SPb.: Rech', 2006. - 352 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.