Научная статья на тему 'Этика семейных отношений двух культур: проблемы толерантности в смешанных браках'

Этика семейных отношений двух культур: проблемы толерантности в смешанных браках Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1593
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ / МУСУЛЬМАНСКАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Магомедова Маликат Магомедрасуловна

В статье представлены результаты эмпирического исследования семейных отношений двух культур. На основе исследования проанализированы особенности супружеских отношений, рассмотрены причины и основные сферы конфликтного взаимодействия супругов в разных типах национально смешанных семей. Выявлены различия в семейных взаимоотношениях в христианской и мусульманской культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика семейных отношений двух культур: проблемы толерантности в смешанных браках»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ЭТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДВУХ КУЛЬТУР: ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СМЕШАННЫХ БРАКАХ

© 2012 Гаджимурадова З.М., Магомедова М.М.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье представлены результаты эмпирического исследования семейных отношений двух культур. На основе исследования проанализированы особенности супружеских отношений, рассмотрены причины и основные сферы конфликтного взаимодействия супругов в разных типах национально смешанных семей. Выявлены различия в семейных взаимоотношениях в христианской и мусульманской культурах.

The authors of the article represent the empirical research results of the family relations between the two cultures. On the basis of the empirical study they analyzed the particularities of a marital relationship, consider the reasons and the main spheres of the marriage couples ’ conflict interaction in different types of ethnically mixed families. They revealed the differences in the family relationships in the Christian and Muslim cultures.

Ключевые слова: семья, брак, супружеские взаимоотношения, супружеские

конфликты, христианская семья, мусульманская семья.

Keywords: family, marriage, marital relationships, marital conflicts, Christian family, Muslim family.

Г лобализационные процессы,

интеграция культур вызвали рост числа межэтнических браков, которые детерминировали в семейных отношениях новые трудности: несовпадение у

супругов традиционных, религиозных норм и морально-нравственных ценностей, задаваемых другой культурой. Всё это является благодатной почвой для внутрисемейных конфликтов,

происходящих в основном из-за того, что отдельные законы и ценности культуры скрыты и не сразу усваиваются (и тем

более принимаются) представителем иной культуры.

Актуальность исследования вытекает из существенного возрастания роли семьи, усиления ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, крайне обострили проблему семейных взаимоотношений двух культур. Брак перестал быть

пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

С одной стороны, проблема семейных отношений не относится к обделенной вниманием исследователей. Большинство работ содержит весьма точные описания нюансов

взаимоотношений супругов и

родственников. Иногда к проблеме подходят с позиций «должного»: выводятся некоторые желательные универсальные или частные принципы и нормы отношений. Есть исследования, в которых подчеркивается роль такого фактора, как совпадение взглядов для успешности брака. Так, Т. Гурко [5. С. 38-49] показано, что мнения супругов относительно (традиционных и современных устоев) совпадают в 74% удачных семей и в 19% неудачных (в которых один или оба супруга не удовлетворены отношениями). Если рассматривать отдельно такой аспект, как авторитарность отношений, то мнения расходятся в половине неудачных браков и только в 18% -удачных. При этом конфликты возникают не только, когда муж хочет главенствовать, но и когда женщина хотела бы иметь мужа, берущего на себя решение основных семейных проблем, который этого избегает. Конфликтным фактором является распределение ролей или взглядов относительно «мужской» и «женской» работы, которые совпадают в 70% успешных пар и 19% неуспешных. Желаемое количество детей согласуется в 74% успешных семей и 35% неуспешных. Далее конфликтным фактором становятся обязанности по воспитанию детей, в том числе и привлечение бабушек и дедушек.

Главной формой возникновения семьи является брак - союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей. Брак и семья - это не тождественные понятия. Понятие «семья» значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. Брак

как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления «семья», захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами - мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений [1].

Успешный брак также зависит от представления об идеальном супруге, черты которого выводятся из общих представлений о роли в супружеских отношениях. Идеальный супруг обычно значительно более честен и справедлив, трудолюбив и умен, смел и весел, энергичен и жизнерадостен, чем «средний» реальный мужчина, у него более сильная воля и т. п. [7. С. 56]. У опрошенных мужчин идеальная супруга по многим параметрам не только лучше реальных девушек из их окружения, но и превосходит их самих. Она должна быть умнее их, честнее, быть более веселой, трудолюбивой, более сдержанной, любить свою работу и т.д.

Эмпирических работ, подходящих к решению вопроса с прогностических позиций, когда будущие супруги воспитаны в разных традициях, относительно немного. Иными словами, вопрос о том, насколько совпадают точки зрения потенциальных супругов на ролевые позиции, как оцениваются писаные или неписаные правила поведения, в большинстве случаев остается без ответа. Исследования В. П. Левкович [10. С. 293-298] свидетельствуют о том, что в браках, заключенных между

представителями разных культур, разных этносов, повышается вероятность конфликтов, так как именно в семье происходит наиболее тесное столкновение не только личных представлений о семейной жизни, но и культурных и национальных представлений и

стереотипов. Однако, в чем именно причина конфликтов, не указывается.

Соответственно, в представленном авторами исследовании ставилась задача выяснить, насколько реально женские представления о нормах семейных отношений в одной культуре отличаются от таковых мужских в иной культуре. Особый интерес для нас представляют взаимоотношения представителей

христианской и мусульманской культур, поскольку эти мировые религии наиболее широко представлены в России, хотя здесь мы говорим не обо всем мусульманском и христианском мире, а только о дагестанской и русской традициях, которые во многом несут в себе конфессиональные ценности.

Христианство отводит весьма важное место семье в системе вероучения. Мужчина всегда был главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх, глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу - взять на себя тяжесть и ответственность быть главой. При этом подчеркивается трудность, мученичество и блаженство этого пути.

Проблема распределения власти супругов во взаимоотношениях исключается: ни тот, ни другой из

супругов не должны иметь в браке друг над другом абсолютной власти. Отмечается, что не всегда надо смиренно подчиняться такому властному насилию над волей другого. Величайшая мудрость христианского брака - дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак - подобие Брака небесного - Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу. Жесткая иерархия структуры идеальной православной семьи выявилась в положениях «Домостроя». Книга, созданная священником Благовещенского собора в Кремле и наставником Ивана IV Сильвестром, стала кодексом русской семейной морали. В «Домострое», например, много внимания отдано

распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. По мнению В. Г. Иваницкого [9. С. 153-211], «Домострой» - это попытка силовыми методами решить «проблему» активности и доминирования языческой женщины, подчинить ее мужчине

Октябрьская революция 1917 г. внесла свой вклад в изменение института семьи. За короткое историческое время произошли резкие социальные перемены: был осуществлен переход от большой многопоколенной семьи, нередко включающей побочных родственников, к нуклеарной. Профессии, бывшие ранее «мужскими», стали доступны и для женщин. На смену семье с чётким разделение ролей между супругами, где жена занималась преимущественно домом и детьми, пришла семья, в которой женщина, помимо профессиональных обязанностей, выполняет домашние дела.

Основой мусульманских взглядов на брак, семью и семейный быт является строгое соблюдение принципов мусульманской догматики, права и этики, предусмотренных в идейных и теоретических документах ислама, прежде всего в Коране. Мужчина стал полновластным хозяином в семье. Воспитание детей в мусульманских

семьях проходило, как это

предписывалось исламской моралью, прежде всего с соблюдением принципа строгого разграничения полов.

Мусульмане исключительно заботились о воспитании сына. С детства ему внушалась мысль, что он будущий хозяин дома, продолжатель рода, наследник, что по положению он выше своих сестер [6. С. 56]. Мусульманка потеряла свою

былую, пусть ограниченную,

независимость, ее роль свелась до

положения служанки в доме мужа и воспитательницы детей. Хотя и в

исламских семьях, как свидетельствует С. Ш. Гаджиева [3. С. 153-211], в

патриархальных семьях (патронимии), в случае смерти главы, главой семьи могла стать старшая женщина.

В Коране, с одной стороны, в общих чертах рассматривается проблема брака в

целом, обосновывается его

необходимость. В нем перечисляются условия, обязательные для вступления в брак (в частности, согласие сторон), говорится о махаре (выкупе за невесту) и о затворничестве женщин, о многоженстве, разводе, о

взаимоотношениях между родителями и детьми, между супругами, о наказании за супружескую неверность. Коран

рассматривает и имущественные отношения в семье, и другие моральные и правовые нормы семейной жизни. Доминирующим положением Корана по вопросам семьи и брака является

идеализация порядков моногамной семьи с допущением полигамии.

В теории ислама женщина не самостоятельное создание, она является частью мужа. Все члены семьи - жена, дети, внуки должны соблюдать строгую субординацию в отношении главы семьи. Помимо нормы разделения людей по принципу полов, существовала и жёсткая возрастная иерархия - младшие обязаны подчиняться старшим [2. С. 153-211], крайняя отчужденность между супругами в семье. В Коране и других источниках ислама иногда до мельчайших деталей регламентированы взаимоотношения между супругами (даже в условиях полигамной семьи), между родителями и детьми, между детьми от разных матерей, а также положение детей от браков с невольницами и т. д. Повсюду в мире ислама главным делом женщины было рождение детей, их воспитание и домашний быт, тогда как функция мужчины - попечителя, кормильца, владыки вытекает из его естественного преимущества и подготовленности. Таким образом, в исламе определены место, круг прав и обязанностей всех членов семьи. На основе подобных взглядов произошло строгое разделение на «мужскую» и «женскую» работу.

Такие процессы как глобализация, интеграция культур не прошли стороной мимо исламской культуры, хотя, конечно, наблюдаемые в ней изменения не столь глобальны, как в христианской культуре. Но до сих пор очевидно наличие существенных различий в

представлениях о нормах семейных взаимоотношений в христианской и мусульманской культурах.

В представленном исследовании за основу была взята методика,

использованная О. В. Здравомысловой. В исходном варианте [8. С. 207-220] были сформированы списки поведенческих паттернов, представляющих основные виды взаимоотношений в семье. В список вошло более 100 высказываний, характеризующих данное поведение. Результаты предварительного опроса были подвергнуты факторному анализу. Предполагалось, что факторный анализ высказываний позволит выявить истинную факторную структуру

обыденного сознания с тем, чтобы потом включить в итоговый вариант опросника высказывания из каждого фактора, репрезентировав тем самым весь исходный список поведенческих

паттернов. Окончательный список утверждений опросника для

исследования культурных различий был разработан 3. М. Гаджимурадовой и А. А. Хвостовым [11. С. 292] с учетом, прежде всего, специфики дагестанской культуры, хотя также учитывался опыт предшествующего исследования. Всего методика «этика семейных отношений» включала 30 вопросов. Испытуемого просили выразить свое согласие или несогласие с каждым из приведенных ниже высказываний по следующей шкале: 1 - «абсолютно не согласен»; 42 -«скорее не согласен»; 3 - «затрудняюсь ответить»; 4 - «скорее согласен»; 5 -«абсолютно согласен».

Выборку составили русские -студенты разных российских вузов Москвы (данные собраны в 2011-2012 годах, всего 53 женщины и 50 мужчин); студенты дагестанцы разных

национальностей - аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и лакцы (представлены примерно поровну; данные собраны в 2011-2012 годах в Махачкале, всего 267 мужчин и 271 женщина).

Для сравнения групп по количественным показателям проявления признака использовались 1-критерий (Стьюдента) и И-критерий (Манна-Уитни),

которые показали практически идентичные результаты. В описании не приводятся уровни значимости различий, точные абсолютные значения, чтобы не перегружать его. Однако позиции каждой из культур определены, указаны отличия, которые достоверны на 1% уровне значимости.

Экспериментальное исследование дагестанской и русской культур на предмет возможной совместимости в семейных отношениях показывает, что в некоторых случаях возможны серьезные проблемы. Весьма значительны разногласия в области распределения некоторых прав, ролей и обязанностей. При этом стоит отметить, что конфликт наиболее вероятен при заключении брака между русской женщиной и дагестанским мужчиной. Наблюдается

противоположная направленность

позиций дагестанских мужчин, которые во многом остаются консервативными, и русских женщин, которые стремятся быть самостоятельными, не зависеть от супруга, быть наравне с ним, а в некоторых делах занимать и доминирующую позицию. Так, прямо противоположны позиции относительно возможности мужа контролировать круг общения жены и ограничивать ее личную свободу, в том числе и в одежде. Профессиональная деятельность

женщины занимает у дагестанских мужчин второстепенное место и при необходимости приносится в жертву, с чем русские женщины не согласны. Русская женщина считает, что вольна сама сделать выбор в пользу семьи или работы.

Дагестанцы-мужчины больше готовы прислушиваться к мнению старших и скорее за то, чтобы престарелые родители жили со своими детьми, тогда как у русских старики и родители не имеют столь высокого статуса. Согласно точке зрения дагестанцев, младшие дети должны подчиняться старшим и родители не обязаны объяснять детям свои решения, также вполне возможны

«профилактические» наказания, тогда как русские женщины с этим не согласны.

С другой стороны, можно предполагать, что более благоприятная картина будет наблюдаться во взаимоотношениях русского мужчины и дагестанской женщины, так как их взгляды на супружеские отношения расходятся в меньшей степени и имеют больше точек соприкосновения. Сохраняется ряд разногласий, в том числе и принципиальных, но их уже меньше. Это, в первую очередь, готовность дагестанок следовать мнению старших, заботиться самостоятельно за старшим поколением, а не перепоручать другим людям.

Однако в отношениях с детьми дагестанские женщины не считают верным представление о доминантном и агрессивном отце, полагают, что родители должны считаться с мнением

детей, и здесь потенциальных

разногласий гораздо меньше. Также относительно близки мнения дагестанок и русских мужчин в вопросе супружеских отношений и распределения прав и обязанностей.

Помимо представленных выводов, мы также можем отметить вполне

определенные гендерные различия у каждой из культур. Результаты исследования подтверждают много раз описанный феномен поддержки мужчинами традиционной модели отношений в семье и тяготения женщин к эгалитарной модели. Это говорит о том, что мужчина стремится доминировать как в мусульманской, так и в

христианской культуре. Хотя все же для модернизированной семьи более свойственны равные статусы супругов, равное распределение обязанностей, демократичное отношение к воспитанию детей. Вероятно, согласованность ролевых позиций в этих основных «измерениях» семейной жизни определяет основу благополучия в смешанных браках современных культур.

Примечания

1. Алексеева Л. С. Представление супругов о семье в юридически значимом развитии отношений в браке: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984. 2. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX вв. М. : Наука, 1985. 360 с. 3. Гаджиева С. Ш. Семья и семейный быт // Современная культура и быт народов Дагестана / ред. кол. С. М. Гаджиева (отв. ред.), Г. Д. Даниялов, X. О. Хашаев. М. : Наука, 1971. С. 153-211. 4. Гаджимурадова 3. М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века. Махачкала : Юпитер. 2002. 192 с. 5. Гурко Т. Молодая семья в крупном городе // Молодожены / ред. кол. Д. И. Валентей (пред.) и др. М. : Мысль, 1985. С. 38-49. 6. Еремеев Д. Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М. : Политиздат, 1990. 286 с. 7. Зацепин В. И. О жизни супружеской. 2-е изд., дораб. и дополн. М. : Молодая гвардия, 1984. 192 с. 8. Здравомыслова О. В. Поведение людей в семье // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалиева. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 207-220. 9. Иваницкий В. Г. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 161-73. 10. Левкович В. П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Этническая психология. Хрестоматия / под ред. А. И. Егоровой: СПб. : Речь, 2003. С. 293-298. 11. Хвостов А. А., Гаджимурадова 3. М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. М. : Прометей, 2005. 292 с.

Статья поступила вредакцию 21.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.