Тория Ж.Н.
Московская Государственная Юридическая Академия им. О.Е.Кутафина БРАК И РАЗВОД ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности мусульманского семейного права, источники и структура права, первая кодификация мусульманского права под общим названием Маджалла. Важное место отводится рассмотрению основных традиционных институтов семейного права, описывается традиционное отношение к браку, особенности, понятие и условия заключения брака. Также раскрываются запреты в семейно-брачных вопросах и порядок развода. Дается детальная характеристика традиционных для ислама форм брака и краткая сравнительная характеристика российского и мусульманского семейного права.
Summary
Muslim family law, sources and the structure of family law are considered in this article. Also the first codification of Muslim law Madzhalla is considered in this article. The author underlines the main traditional bodies of family law, the attitude to the marriage, distinctions, concept and conditions to enter into a marriage. It is also underlined the family law bans, and the process of divorce. In this article also shown the traditional marriage form and brief comparative description of Russian and Muslim law.
Ключевые слова: особенности мусульманского семейного права, основные традиционные институты семейного права, понятие и условия заключения брака, запреты в семейно-брачных отношениях, порядок развода.
Key words: features of Muslim family law, traditional bodies of family law, the concept and conditions to enter into a marriage, the family law bans, the process of divorce.
Анализируя источники мусульманского права, Коран занимает основополагающее положение. Коран, естественно, не является книгой права; он посвящен таким различным вопросам, как морали, гигиене, этикету и праву. Нормы правового значения занимают только его незначительную часть. Также одним из основных источников права является сунна. Классическая теория мусульманского права определяет сунну как модель поведения Пророка. Сунна признается всеми течениями ислама в качестве второго после Корана источника представлений об образе жизни, своде правил и законов, согласно которым должна протекать индивидуальная и социальная жизни мусульман. К второстепенным источникам относятся: иджма (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов) и кияс (умозаключения по аналогии). Также важнейшим источником является, естественно, доктрина. Доктрина или учение — это научная, философская, политическая, религиозная или юридическая теория, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип. Большинство содержащихся в них норм имеет божественное происхождение, считаются вечными и неизменными. Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы, опираясь на основополагающие источники, трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации. Если в VII-VIII вв. источниками мусульманского права действительно выступали Коран и сунна, а также иджма и кияс то, начиная с IX-X вв., эта роль постепенно перешла к доктрине.
Что же касается семейного права, то в начале 19 века начался процесс кодификации норм мусульманского права. Первым шагом на этом пути явилось принятие в 1869 — 1877 гг. Маджаллы, действие которой распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). Этот крупный законодательный акт касался вопросов правоспособности и ее ограничения, но не затрагивал семейных отношений. В 1915 г. были изданы два указа султана Османской Империи, по которым у жены было право требовать развода по суду в случае длительного отсутствия мужа, не обеспечивающего жену, а второй указ предоставлял жене право требовать развод при неизлечимой болезни мужа. В 1917 г. был принят первый кодифицированный акт в истории семейного права — Османский Семейный закон. Этот закон подробно регулировал вопросы брака и развода. Интересным является, что Османский Семейный закон включал специальный раздел, положения которого должны были распространяться на христиан и иудеев, при этом применяться мусульманскими судами. Семейный закон Османской империи применялся в ряде арабских стран и после ликвидации империи. В настоящее время семейное право большинства мусульманских стран представлено специальным законодательством. В Судане единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными распоряжениями Верховного шариатского суда[6, 160].
Центральным институтом семейного права является брак. В большинстве случаев он рассматривается как двусторонний договор, который делает женщину «законной», «разрешенной» для мужчины[7,131]. С точки зрения других, брак есть обязательство между лицами различного пола, составленное по правилам шариата и имеющее целью супружеское сожитие[4, 130].
Законодательство арабских стран устанавливает ряд условий заключения брачного договора и к его форме.
Первым условием заключения брака является личное присутствие жениха и невесты.
Вторым условием является присутствие двух совершеннолетних и умственно полноценных свидетелей. Иногда указывается, что свидетели должны быть мусульманам.
По законодательству большинства арабских стран третьим условием для заключения брака является обязательная письменная форма брачного договора. Регистрация брака, как правило, возлагается на высшие органы власти. В Сирии, например, регистрация брака возлагается на суд. Особенностью иракского законодательства является строгий запрет внесудебного заключения брака. Мужчина, заключивший брак вне суда, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 1 года или штрафом от 300 до 1 тыс. динаров. Если же таким путем был заключен новый брак при сохранении предыдущего, то мужчина наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.
В качестве условия для вступления в брак предусматривается достижение определенного возраста. Для мужчин в Сирии, Ираке, Марокко, Тунисе, Ливане, Египте он установлен в 18 лет. В отличие от семейного права большинства арабских стран Иорданское законодательство фиксирует брачный возраст для мужчин в 16 лет. Для женщин брачный возраст варьируется от 15 до 18 лет. В Сирии и Ливане брачный возраст для девушки установлен в 17 лет, в Египте в 16 лет, а в Иордании, Тунисе и Марокко в 15 лет. Лишь в Ираке он, как и для мужчин, равен 18 годам.
Одним из самых основных условий вступления в брак является уплата махра. Махр -свадебный подарок невесте. Одно из обязательных условий для заключения брака. Выплата махра может быть отсрочена по договоренности после свадьбы. В случае развода махр остается у жены. На обязательность махра указывает Коран: «И давайте женщинам их обязательный брачный дар от чистой души. Если же они позволят пользоваться чем-нибудь из этого, то кушайте это наслаждаясь и во благо»[1,127]. Нельзя путать калым -традицию выкупа за невесту у некоторых тюркских народов, с исламским махром -
подарком невесте. Махр от калыма отличается тем, что передается не родителям невесты, а самой невесте. Махром может быть определенное количество денег, драгоценных камней или металлов, либо же ценное имущество.
Во многих арабских странах значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты, функции которого выполняют отец или другие ближайшие родственники. Например, Йеменское законодательство установило, что без согласия опекуна или суда женщина, даже совершеннолетняя, по собственному желанию вообще не может выйти замуж.
В одной из версий хадиса говорится: «Опекун не имеет власти над женщиной, которая уже побывала замужем». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным [2, 116].
Согласию сторон на вступление в брак придает большое значение, законодательство ряда других арабских стран признает недействительным брак, в который совершеннолетнее лицо вступило принудительно. Иракский закон от 1978 г. устанавливает уголовную ответственность за принуждение к браку правоспособного лица. Виновные в заключение такого брака близкие родственники наказываются лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом.
Семейное право Иордании, Марокко и Египта позволяет жене внести в брачный договор важное условие, позволяющее ей получить развод в случае заключения мужем другого брака. Что же касается Йемена, то здесь ограничивается полигамия: мужчина может одновременно состоять в браке не более чем с двумя женщинами, что представляет собой принципиальный отход от традиционного положения мусульманского права. Причем закон здесь рассматривает бигамию как исключение: второй брак может заключаться только по разрешению суда в случае бесплодия или тяжелой неизлечимой болезни первой жены, что подтверждается специальным медицинским свидетельством. В отличие от семейного права всех арабских стран, тунисский закон вообще запрещает полигамию.
В семейном праве арабских стран существуют строгие запреты заключения брака. Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще - запрещено. Также запрещено жениться на женщинах, которые являются для мужчины махрама (все потомки жены женского пола(дочь, внучки, правнучки и дальше, в том числе и те, которые родятся после) становятся для мужа махрама (родственницами). Любой аналогичный предок и потомок мужского пола со стороны мужа становится махрам (родственником) для жены. Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кяфира («неверного»), ни за «человека Священного писания» (христианина или еврея). Мусульманин имеет право жениться на христианке и иудейке, при этом шариат не заставляет христианок и иудеек отречься от своих религий, если они становятся женами мусульманина. Также запрещено заключать брачный договор с замужней женщиной. Женщина, которая получила от мужа трехкратный талак (развод), становится для него запретной (харам). Муж может вернуть ее к себе лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.
Для вступления в брак соблюдение всех вышеперечисленных условий недостаточно. Как для постоянного, так и для временного (разрешенного, согласно джафаритскому мазхабу) брака требуется прочитать формулу бракосочетания и заключить брачный договор. Формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. «Завваджтука нафси аля-сид-дак алъ-малум» («Считаю себя твоей женой по определенному махру — приданому»), — говорит невеста. Жених отвечает: «Кабилту ат - тазвидж» («Принял бракосочетание»). Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему[4, 134].
Хотелось бы освятить формы традиционного мусульманского брака: полигамия и моногамия.
Мусульмане пытаются дать логическое обоснование возможности брать в жены одновременно нескольких жен. Так, Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари в своей книге пишет, что «мужчин всегда меньше по количеству в населении мира, чем женщин, и этот факт, по его мнению, в некоторой степени обусловил возможность наличия такого брака»[5, 143].
Г.Вамбери, справедливо писал: «Многоженство - это позорное постановление магометанского общества, далеко не так обыкновенно и распространено, как обыкновенно думают у нас. Хотя и сам ужасаюсь моей смелости, но не могу заявить, что во всех известных мне магометанских странах из тысячи семейств вряд ли одно, глава которого пользуется действительно своим законным правом на многоженство»[3, 24].
Что касается форм традиционного брака в раннем исламе, то основными были: гарем султана, временный брак, левират, сорорат, умыкание, обменный брак.
В наши дни гарема султана уже не встретишь. Большинство наложниц покупались или отбирались еще в детстве у родителей, затем привозились в гарем. Султан давал имена своим наложницам. Имя, данное родителями практически никогда не сохранялось. Если у наложницы рождался ребенок от султана, он считался законным, хотя законного брака с наложницами у султана не было. После рождения ребенка она моментально становилась принцессой и получала свои собственные специальные апартаменты и слуг. Некоторые ученые считают, что в наши дни существует временный брак, а другие считают, что ислам прямо запрещает наличия института временного брака. Вообще временный брак подразумевает, временное сожительство. Временный брак разрешен, согласно джафаритскому мазхабу. «Передают, что 'Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что в год сражения при Хейбаре Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил вступать во временный брак. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим»[2, 119]. Левират-это брак с вдовой умершего брата. Согласно нормам обычного права братья умершего имели право, а в некоторых случаях и обязаны были жениться на вдове. Сорорат - это брак, когда овдовевшей муж женился на сестре умершей жены. Это происходило очень редко. Брак-умыкание является одним из самых древних обычаев семейно-брачных отношений, восходящих ко времени становления Монголии. Преимущество такой формы брака состояло в незначительном размере калыма (выкупа), так как похищенная жена считалась обесчещенной, и родственникам ничего не оставалось, как выдать замуж за похищенного ее человека. Похищение могло быть и неудачным для похитителя потому, что он мог быть убит в погоне. А если все - таки похищение завершалось удачно, то проходили переговоры между семьями, они договаривались о размерах калыма и приданного и мирились. После чего, собственно и проходила традиционная процедура бракосочетания. Умыкание считалось не столько формой брака, сколько особым способом вступления в брак. Еще одним способом обойти выплату большого калыма был обменный брак. Если у молодого человека была сестра на выданье, а у девушки, на которой он хотел жениться - брат, то семьи просто обменивались невестами и уплата калыма полностью отсутствовала.
Одним из центральных институтов семейного права арабских стран выступает прекращение брака. Законодательство большинства допускает его по нескольким основаниям, важнейшими из которых являются развод по инициативе мужа, прекращение брака по взаимному согласию супругов или по решению суда.
«Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод». Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал его достоверным. [2, 119]. Муж вправе трижды давать развод жене. Первый и второй разводы являются отменимыми: они не прекращают брачных отношений между супругами, если в течение
срока идда муж возвращает жену. Если же срок идда после первого или второго развода истек, то брак прекращается, но это не мешает бывшим супругам вновь вступить в брак между собой без соблюдения дополнительных условий путем заключения нового договора. Третий развод является окончательным, поскольку полностью прекращает брак. После него бывшие муж и жена вновь могут стать супругами, если жена выйдет замуж за другого, вступит с ним в фактические половые отношения, трижды получит развод и истечет положенный в этом случае срок идда.
Важное значение придается исчислению срока идда, в течение которого женщина не может вновь выйти замуж. Данный срок безусловно назначается после смерти мужа, а также при прекращении брака. Идда - это выжидательный срок, во время которого женщина продолжает жить в доме мужа, он обязан её содержать, она не должна от него скрываться и не должна одевать хиджаб, но ему нельзя иметь с ней половую близость. Срок идда равен примерно четыре месяца. Для беременных женщин сроком идда является срок в четыре месяца после рождения ребенка.
Прекращение брака по договоренности между супругами в отличие от развода предполагает взаимное желание сторон прекратить брак и достижение соглашения об этом путем обмена оффертой и акцептом аналогично процедуре вступления в брак. Законодательство арабских стран допускает прекращение брака по решению суда. Основанием для такого решения суда могут служить различные обстоятельства. Одним из них является болезнь или физический недостаток супруга. В частности, жена вправе обратиться в суд с требованием прекратить брак, если после его заключения ее муж стал психически ненормальным, начал страдать иным тяжелым заболеванием или обнаружилось, что в силу физического недостатка или болезни он неспособен к половой близости. Другим обстоятельством, позволяющим жене требовать прекращения брака по решению суда, является отсутствие мужа без достаточных оснований в течение более 1-2 лет, что наносит ей моральный ущерб. Наконец, законодательство большинства арабских стран допускает прекращение брака судом вследствие конфликта между супругами или нанесения одним из них морального ущерба другому.
Однако в случае семейного разлада судебное решение о разводе, как правило, принимается не сразу. Например, по сирийскому законодательству, если нанесение вреда супругу, требующему расторжения брака, не установлено, суд изучает причины спора и назначает срок не менее месяца для примирения сторон.
Семейное законодательство здесь содержит немало положений, заметно отличающихся от традиционных принципов мусульманского права и более полно отражающих потребности нынешнего этапа общественного развития этих стран.
Хотелось бы отметить основные различия в семейном праве арабских стран и Российской Федерации. Брак это, прежде всего, союз мужчины и женщины. Такое определение одинаково подходит как для российского права, так и для мусульманского. В мусульманском законодательстве брак рассматривается как двусторонний договор который делает женщину «законной» для мужчины. Цель брачного договора состоит в создании семьи и продолжении рода. Браком в Российской Федерации признается только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду или по национальным обычаям, не имеет правового значения. Российское семейное право относит к условиям вступления в брак: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение брачного возраста, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Мусульманское семейное право дополняет российское семейное право еще тремя важными условиями вступления в брак: участие опекуна (попечителя), двух свидетелей и психическое здоровье лиц, вступающих в брак.
Российское законодательство запрещает полигамию, в отличие от мусульманского семейного права.
Интересным является срок идда в мусульманском праве. В российском семейном праве определенных сроков нет. Что касается запретов вступления в брак, то по российскому законодательству запретами являются вступления в брак с лицами, состоящими в близкой степени родства, усыновителями и усыновленными, недееспособными, состоящими в браке. По мусульманскому семейному праву запретами являются вступление в брак с родственниками (махрама ), женщинами, состоящими в браке.
Российское законодательство предусматривает два режима собственности супругов: совместная и договорная. По российскому законодательству законным режимом супружеского имущества является режим совместной собственности супругов. Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание, одежду, имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить жену жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов питания.
Материальное обеспечение детей возлагается российским правом на родителей, как во время брака, так и после его расторжения. Мусульманское право возлагает обязанность по материальному обеспечению детей во время брака, как уже отмечалось ранее, исключительно на отца. После расторжения брака материальное обеспечение детей возлагается на того из родителей с кем остается ребенок, т.е. обязанность обеспечивать ребенка следует за правом на его воспитание.
Российское законодательство считает развод личным делом супругов. Российским правом не ограничено число разводов. Мусульманским правом число разводов ограничено тремя (со своими особенностями).
В заключении хотелось бы добавить, что ислам имеет серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. В последнее время взаимоотношения между мусульманским миром и немусульманским сильно обострились. Чтобы эти конфликты не переходили в стадию вооруженного конфликта, необходимо знать правовые основы и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.
Литература
1. Абу Адель. Коран. Перевод смысла аятов и их краткое толкование.2008.- 1046с.
2. Булуг Аль-Марам. Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право. Книга 8. Брак.- Умма, 2007.- 203с.
3. Вамбери Г. Очерки жизни и нравов Востока.-Спб., 1877- 546с.
4. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. -СПб., 2007.- 512с.
5. Сайид Муджтаба Руккни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина.-Баку, 1994-240с.
6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.- М.;1986.- 546с.
7. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. -Спб., 1850.-652с.