Научная статья на тему 'ИСЛАМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО'

ИСЛАМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Ислам / право / семья / брак / мусульманство / Islam / law / family / marriage / Islam

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочконян С. А., Кочконян К. Л., Турк С. Н

В данной статье рассматриваются особенности Исламского семейного права. Описанные харак-терные для ислама традиции и правовые аспекты. В основе ислама лежит идеология, формирующая мировоззрение и жизненные устои последователей, религиозные предписания, являющиеся морально-нравственным кодексом и правовые нормы, которые регулируют семейные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC FAMILY LAW

This article discusses the features of Islamic family the rights. The traditions and legal aspects that are characteristic of Islam are described. Islam is based on an ideology that shapes the worldview and life princi-ples of followers, religious precepts, which are a code of ethics and legal norms that govern family relations.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

<<шушдщщ~^©[шма1>>#2щд9)),2(ж / Ошибка! Неверная ссылка закладки._

Кочконян С.А., Кочконян К.Л., бакалавр Турк С.Н.

доцент кафедры истории и политологии Кубанского Государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10910 ИСЛАМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Kochkonyan S.A., Kochkonyan K.L. Bachelor Turk S.N.

Associate Professor, Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Krasnodar)

ISLAMIC FAMILY LAW

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности Исламского семейного права. Описанные характерные для ислама традиции и правовые аспекты. В основе ислама лежит идеология, формирующая мировоззрение и жизненные устои последователей, религиозные предписания, являющиеся морально-нравственным кодексом и правовые нормы, которые регулируют семейные отношения.

Abstract

This article discusses the features of Islamic family the rights. The traditions and legal aspects that are characteristic of Islam are described. Islam is based on an ideology that shapes the worldview and life principles offollowers, religious precepts, which are a code of ethics and legal norms that govern family relations.

Ключевые слова: Ислам, право, семья, брак, мусульманство

Keywords: Islam, law, family, marriage, Islam

С 19 в. в определённых исламских государствах ведутся реформы, соответствующие западноевропейским образцам. Данные изменения касаются вопросов многоженства, расторжение брака по инициативе супруги и т. д. Принимаемые властями мусульманских государств семейные кодексы, испытавшие на себе воздействие колониальных властей, «служат объектом критики со стороны исламских активистов, считающих эти уложения противоречащими их интерпретации Корана».

В исламе брак - это богоугодное дело, он разрешён каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия. Приверженцам ислама рекомендуется, чтобы мужчина и женщина соответствовали друг другу по возрасту и социальному положению. Для совершения брака необходимо согласие отца невесты. Мусульманкам заключать брак с представителями другой религии запрещено, но мужчинам разрешено жениться на христианках или иудейках. Сожительство с девушкой без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина)

Если девушка развелась или стала вдовой, то перед тем, как выйти замуж снова, она должна выждать срок «идда», который согласно правовой школа составляет от 4 до 20 недель

Шариат обязывает жениха, перед вступлением в брак, посмотреть на девушку, к которой он собирается посвататься. Мужчина имеет право посмотреть на девушку, к которой он сватается, даже если она не даёт на это согласие. Он может

делать это не один раз, однако ему разрешается смотреть лишь на её лицо и кисти рук.

Бракосочетание состоит из нескольких эта-пов:хитба, зафаф, урсу, никах.

Мусульманское право весьма отличается от установленных норм и принципов на Западе. Равенство супруги и супруга крайне трудно будет объяснить нынешнему человеку, который далеко не знает традиций и предписаний Корана. В шариате заложено понятие «равного достоинства, различных прав и обязанностей». То есть мужчина и женщина признаются исламом равными в своем достоинстве перед Аллахом, признаются полноценными, взаимодополняющими личностями.

Запреты шариата в семейно - брачных отношениях отличаются особой строгостью к женщине. Эти правила преследуют цель защиты устоев ислама и обеспечения господства мужчины в семье.

У мусульман права и обязанности супруга чётко регулирует Коран. На супруге есть обязательство — это поддержание очага и удовлетворение потребностей детей и супруга, на мужчине же снабжение семьи абсолютно всем необходимым для жизни. Согласно предписанию Корана, женщина обязана быть покорна собственному мужчине, обязана почитать его и выполнять его волю, супруг же обязан заботиться о денежном состоянии семьи.

При вступлении в брак мужчина должен выделить женщине имущество(махр).

Ошибка! Неверная ссылка закладки. /

Мужчина может иметь одновременно несколько жён, максимум — четыре. Они основываются на 3 аяте суры ан-Ниса [каран]

Если вдруг мужчина расторгает брак с одной из своих жён, он не имеет право жениться на новой девушке в этап идды бывшей жены, если у них есть право на возобновление брака (то есть развод не был трёхкратным). Но если имел место троекратный развод, то мужчине разрешено брать в жены новую женщину, ещё в тот период, когда она выжидает срок идда.

От развода (таляк) имеет право объявить муж либо судья, который выносит решение по просьбе жены. После развода жена обязана прожить в доме мужа пока не пройдёт срок идда. Супруги имеют право женится лишь трижды после развода. После третьего развода они могут воссоединиться только если девушка выйдет замуж за другого мужчину, разведётся с ним и выйдет замуж за прежнего избранника. Заключать фиктивные браки запрещено.

Если муж выполняет все свои обязанности, но женщина больше не хочет быть его супругой, она должна выплатить ему компенсацию и инсценировать развод (хула) по его согласию.

Если у мужчины появились сомнения по поводу верности своей жены, но у него нет четырёх свидетелей, подтверждающих это, он имеет право поклясться по тексту Корана в суде. «Аллах — свидетель, я говорю совершенную правду», а в пятый раз он должен попросить для себя проклятия Аллаха, если он говорит неправду. Жена может так же опровергнуть его обвинения, чтобы избежать наказания.

По мимо законных жён представители мусульманства могут иметь наложниц. Наложница-женщина убитого врага. Когда были войны, жены сопровождали своих мужей, но при поражении женщин не убивали, они становились наложницами победителя. Разница между официальной женой и наложницей в том, что с наложницей нет церемонии, согласие опекуна, отсутствуют свадебные подарки, а также у них нет прав на совместно нажитое имущество и детей в случае расторжения отношений. Такая невольница, которая родила своему господину сына, называется умм-

аль валад. Их можно было продавать и менять, до того, как это запретили. Также, сына наложницы господин могу не признать, и он оставался обычным невольником.

Дисциплина исламского права (фикх), которая рассматривает вопрос наследства и занимется расчётом доли наследников называется ильм аль-маварис.После смерти имущество мусульманина направляется, в первую очередь, на его погребение: на вознаграждение омывавшему труп и копавшему могилу, на приобретение савана и др. затраты, которые неминуемы при похоронах. Потом, если у погибшего были закят либо задолженность, то они обязаны быть выплачены из его имущества. Если покойник завещал часть имущества тому, кто не имеет возможность предъявлять свои права на наследство, в таком случае завещание обязано быть выполнено. Однако оставить в наследство подобным способом допускается не более трети всего имущества, а завещать тому, кто ранее претендует на наследство на правах родственника, является запрещенным (харам). И в финальную очередь имущество переходит легитимным способом преемникам умершего.

Список литературы:

1. Турк С.Н., Беджанова Э.К. в сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей Х111 Международной научно-практической конференции: в 3ч..2017. С. 162-164.

2. http://journalpro.ru/articles/osobennosti-musulmanskogo-semeynogo-prava/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1 %81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%B A%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BC %D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5_% D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE

4. Турк С.Н. Модернизация института семьи в современном Египте: гендерный аспект // Кубанские исторические чтения. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 46-48.

5. Турк С.Н. Правовой статус женщин Арабского Востока // Заметки ученого. 2018. № 5 (30). С. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.