Научная статья на тему 'Особенности традиционных отношений в мусульманской семье: ислам и современное общество'

Особенности традиционных отношений в мусульманской семье: ислам и современное общество Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1742
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИДЕАЛЫ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / ТРАДИЦИИ / ИСЛАМ / КОРАН / МЕХЕР / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / FAMILY / FAMILY RELATIONSHIP / IDEALS / MODERN WORLD / TRADITIONS / ISLAM / QURAN / MAHER / MORAL EDUCATION / FAMILY INSTITUTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сатаева Айгуль Халиловна, Якупов Риф Исмагилович

В статье рассматриваются вопросы сохранения традиций и ценностей ислама в современной мусульманской семье. Описаны тенденции изменения семьи и особенности их проявления в семейных отношениях. Обозначаются трудности в сохранении традиционных семейных ценностей: ломка ценностных ориентиров, постепенные разложение и разрушение базовых понятий, устоявшихся моральных принципов, этических норм и идеалов, особенно в семейно-брачных отношениях. Подчеркивается центральная роль семьи как основной ячейки общества и важнейшего института социализации индивида в сбережении традиционных ценностей. Отмечается, что единственным инструментом для противостояния распаду и деградации в социуме остается нравственность. В работе представлены ключевые для ислама идеи по нормализации семейных отношений, имеющие божественное происхождение и переданные человечеству для правильного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specific Features of Traditional Relations in the Muslim Family: Islam and Society

The researching work deals with the preservation of traditions and values of Islam in the modern Muslim fa-mily. The author touches upon the tendencies of family changes and the peculiarities that are demonstrated in family relations. Difficulties in preservation of traditional family values are designated: breaking of value orientations, gradual decomposition and destruction of basic concepts, the settled moral principles, ethical norms and ideals, especially in family and marriage relations. The central role of the family as the main unit of society and the most important institution of socialization of the individual in preserving traditional values is emphasized. It is noted that the only tool to resist the disintegration and degradation in society is morality. The work presents the key ideas for Islam to normalize family relations, which have a Divine origin and transmitted to humanity for proper development.

Текст научной работы на тему «Особенности традиционных отношений в мусульманской семье: ислам и современное общество»

УДК 316.74:[392.5+28] Сатаева Айгуль Халиловна

начальник научного управления Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России

Якупов Риф Исмагилович

доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России, ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СЕМЬЕ: ИСЛАМ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО [1]

https://doi.org/10.24158/fik.2019.9.1 Sataeva Aigul Khalilovna

Head of the Scientific Directorate of the Russian Islamic University of the Central Spiritual Muslim Board of Russia

Yakupov Rif Ismagilovich

D.Phil. in History, Professor, Vice-Rector of the Research, Russian Islamic University of the Central Spiritual Muslim Board of Russia, Leading Researcher of Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

THE SPECIFIC FEATURES OF TRADITIONAL RELATIONS IN THE MUSLIM FAMILY: ISLAM AND SOCIETY

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы сохранения традиций и ценностей ислама в современной мусульманской семье. Описаны тенденции изменения семьи и особенности их проявления в семейных отношениях. Обозначаются трудности в сохранении традиционных семейных ценностей: ломка ценностных ориентиров, постепенные разложение и разрушение базовых понятий, устоявшихся моральных принципов, этических норм и идеалов, особенно в семейно-брачных отношениях. Подчеркивается центральная роль семьи как основной ячейки общества и важнейшего института социализации индивида в сбережении традиционных ценностей. Отмечается, что единственным инструментом для противостояния распаду и деградации в социуме остается нравственность. В работе представлены ключевые для ислама идеи по нормализации семейных отношений, имеющие божественное происхождение и переданные человечеству для правильного развития.

Ключевые слова:

семья, семейные отношения, идеалы, современный мир, традиции, ислам, Коран, мехер, нравственное воспитание, институт семьи.

Summary:

The researching work deals with the preservation of traditions and values of Islam in the modern Muslim family. The author touches upon the tendencies of family changes and the peculiarities that are demonstrated in family relations. Difficulties in preservation of traditional family values are designated: breaking of value orientations, gradual decomposition and destruction of basic concepts, the settled moral principles, ethical norms and ideals, especially in family and marriage relations. The central role of the family as the main unit of society and the most important institution of socialization of the individual in preserving traditional values is emphasized. It is noted that the only tool to resist the disintegration and degradation in society is morality. The work presents the key ideas for Islam to normalize family relations, which have a Divine origin and transmitted to humanity for proper development.

Keywords:

family, family relationship, ideals, the modern world, traditions, Islam, Quran, maher, moral education, family institution.

С наступлением эпохи глобализма сохранение традиционных семейных отношений и ценностей стало одной из основных задач человечества. Современный мир претерпевает неоднозначные изменения, которые не всегда поддаются рациональному объяснению и восприятию. В целом происходит ломка ценностных ориентиров, при этом многие базовые понятия, устоявшиеся моральные принципы, выработанные веками этические нормы и идеалы постепенно исчезают, уничтожаются, разрушаются, особенно в семейно-брачных отношениях.

Прослеживается четкая тенденция появления неизвестных ранее противоречий между поколениями, полами, народами и социальными группами. Этими разногласиями охвачен весь мир, хотя именно теперь, в начале ХХ! в., мир имеет потенциальную возможность жить мирно, спокойно и в достатке. Общество стало развитым во всех отношениях, обладающим огромным техническим потенциалом и объединенным благодаря средствам коммуникации.

Главной причиной названных противоречий мы считаем отставание и стагнацию в духовно-нравственном развитии. Можно также добавить, что человечество не успевает осмыслить собственные научно-технологические достижения и вызванные ими изменения. Прогресс науки и тех-

ники глобально видоизменяет условия существования человека, стремительно трансформируя повседневную жизнь, которая становится качественно лучше. Однако нравственное состояние общества вызывает возрастающую тревогу. Люди ищут новые оправдания неблаговидным делам, мирятся с потерей моральных ценностей, бывших незыблемыми в течение тысячелетий.

В современном динамично меняющемся мире, на наш взгляд, основой в сохранении традиций является неизменность семейных ценностей. Именно семья как ключевая ячейка общества должна играть главную роль в сбережении традиционных ценностных ориентиров в трансформирующемся социуме.

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней обычно происходит первоначальная социализация индивида. Здесь человек получает первый опыт социального взаимодействия. Непрерывный процесс приобретения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, продолжается в течение всей жизни. Подчеркиваем, что семья - это сообщество индивидуальностей, которое способствует формированию гармоничной личности.

Исходя из этого положения, современные демократы выводят суждения об охране прав индивидуальности, что, безусловно, является благим намерением, но при этом иногда искажается сущность взаимоотношений мужчины и женщины, взрослых и детей в семье и в целом в обществе. В частности, И.В. Гавриш отмечает следующую тенденцию: «Акцент с общих интересов семьи смещается в сторону индивидуальных интересов человека, состоящего в браке. В связках "человек - личное" и "семья - коллективное" происходит смещение интереса в сторону личного» [2, с. 16]. В работе В.В. Урядовой, Л.Д. Ерохиной также обозначено похожее положение: «Современное состояние семейных отношений деморализуется приоритетом личностных, индивидуальных интересов в семье над коллективными, что приводит к деинституционализации семьи как таковой» [3].

В итоге преобладание личных интересов над коллективными в семье приводит к системным проблемам во взаимоотношениях, нарушая стабильность семейной жизни. Известно, что многие дети сегодня игнорируют волю родителей под влиянием не вполне ими осмысленного дискурса о защите прав детей, прикрываясь формулой «я имею право быть свободным!». Женщины, искаженно понимая идеи равноправия, не считаются с волей и даже мнением мужей. Мужчины, привыкшие к женской самостоятельности, перестают с должным вниманием относиться к женщине, ее достоинствам и недостаткам.

Обозначенные проблемы семейных отношений порождают более глубокие недуги духа -разврат, прелюбодеяние, практически ставшие нормой жизни, имущественные правонарушения, преступления против личности и др. Сейчас открыто пропагандируются «свободные» браки, так называемые гражданские, как и однополые или виртуальные браки, что приводит к постепенному разрушению морально-этических основ традиционной семьи.

Сегодняшние идеалы сводятся к понятиям «сексуальность», «конкурентоспособность» (как правило, означающая - побеждать любой ценой), «известность», «популярность», «роскошь». Если глубже заглянуть в суть этих категорий, раскрываются сопутствующие им порочные явления. Можно сопоставить некоторые из них, уже закрепившиеся в жизни общества, следующим образом: сексуальность - прелюбодеяние, конкурентоспособность - лукавство и жестокость, известность и популярность - тщеславие и эгоизм, роскошь - алчность. Мы считаем, что сейчас эти понятия часто близки по значению и взаимозаменяемы. Разумеется, нельзя делать однозначных выводов, но прослеживаются явные и доминирующие тенденции.

Этот процесс, к сожалению, усугубляется тем, что современные образованные люди все настойчивее используют достижения науки исключительно для потворствования названным порокам. Еще хуже, когда ради низменных целей искажаются основы Божественных истин. Подтверждением тому служит тенденция к возрастанию числа религиозных конфессий и различных псевдодуховных течений, которые, как выясняется со временем, оказываются извращением нравственных понятий и принципов Веры и Вечных истин. Опасность подобных явлений для человечества огромна. Развитие и распространение новых способов манипулирования общественным сознанием, так называемых пиар-технологий, а также популярность в широких массах таких наук, как психология, требует от общества еще большего здравомыслия и бдительности.

Следует отметить, что «единственным институтом, противостоящим общественному распаду и деградации, всегда была нравственность, так как следование моральным правилам и нормам охраняло общество от разрушения и вырождения» [4, с. 151]. На сегодняшний день, по мнению богословов, только религия способна отвратить людей от социальных недугов, поскольку она держится на силе духа. А где есть сила и чистота духа, там нет места безнравственности, глупости, небрежности, праздности. Вместе с тем существуют приверженцы мнения, что ислам - религия, в

которой господствует домострой в самом худшем смысле этого понятия, они также говорят о «беспутстве» многоженцев-мусульман, бесправии мусульманской женщины, аскетическом воспитании детей и многих других не соответствующих действительности вещах.

Мы считаем своим долгом обозначить важнейшие идеи в области семьи и семейных отношений, которыми гордится всякий мусульманин, поскольку они имеют божественное происхождение и дарованы человеку для правильного развития. Священный Коран ниспослан людям в целях воспитания и как руководство к действию. Целеполагающая установка, которая прописана в Коране и сунне пророка Мухаммеда (с. а. в.), - это «должное» как идеальная конструкция будущей реальности. Также в исламе используется понятие «сущее» - то, что реализуется в действительности. Все это вместе называется шариат - мусульманские религиозные и общественные законы, нормы поведения и каноны поклонения Аллаху. Их соблюдение приводит человека к состоянию чистоты помыслов, праведности деяний, а также физическому и душевному здоровью, т. е. к высоконравственному состоянию. Разумеется, их нужно правильно понимать и исполнять. Крайне сложно в реалиях современной жизни следовать обозначенным нормам. Стоит, однако, отметить, опираясь на исторический опыт, что это никогда не было просто, поскольку человеческие страсти, стремления и желания безграничны. Тем не менее традиционное общество прошлого выработало некий иммунитет, особенно общество мусульман, опиравшееся на указанные инструкции, воспитывавшие и взрослых, и детей, и социум в целом.

Прежде всего нужно рассмотреть вопросы о браке и семье. В исламе создание последней является необходимым действием. Женатый мужчина обременен заботой о семье и не тратит время на пустые занятия, тем более на пагубные привычки и запретные действия. В Священном Коране сказано: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это мерзость и плохая дорога!» (Коран. 17:32). Пророк Мухаммед (с. а. в.) в одном из хадисов сказал: «О молодые люди! Тот, кто в состоянии содержать семью, пусть женится, ибо поистине это помогает оберегать взор и половые органы. А тот, кто не в состоянии, то пусть постится, поистине это для него защита» (аль-Бухари), что следует считать прямым указанием мусульманину своевременно подумать о создании семьи.

При этом многоженство в Коране не поощряется и не рассматривается как идеальное для построения общества. Коран лишь допускает факт многоженства и не более. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Коран. 4:3). Из этого следует, что шариат предписывает главе семьи, мужчине, имеющему несколько жен, должным образом заботиться о каждой из них. В исламе порицаем тот, кто не обеспечивает жен одинаково достаточно, не умеет поддержать в семье и между женами добросердечных отношений. Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену, позволяет брать в жены до четырех женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведенная или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Подтверждением этого постулата является статистика начала XX в. Например, в 1904 г. из всего количества (более 3 000) заключенных браков было всего четыре случая женитьбы на второй жене и только один - на третьей.

При обращении к статистике доатеистических времен следует отметить, что разводы тогда были крайне редки. Это имеет отношение ко всем религиозным конфессиям. Среди мусульман статистика их вообще не фиксирует - прочные семейные отношения были закономерностью.

Конечно, нельзя не затронуть явную на сегодняшний день проблему - «легкость» во взаимоотношениях в современной семье, к сожалению наблюдаемую сейчас и в мусульманском мире, где люди, знающие Коран и сунну пророка, с поразительной легкостью дают разводы. Это сделать несложно, но в канонах ислама есть следующее предупреждение: если мужчина окончательно разведется с женой, то обратно сможет вернуть ее в семью только при условии, если она выйдет замуж за другого человека и разведется. Об этом предупреждают Аллах и шариат, чтобы люди более серьезно относились к вопросам семейной жизни. В первую очередь нужно думать о последствиях развода для детей, которые также являются частью семьи. Вследствие развода она становится неполной и ребенок лишается полноценного воспитания.

По данным Госкомстата, если в середине прошлого века, в советский период, на 1 000 заключенных браков приходилось 20 разводов, то в 2018 г. - 606. Показатель разводимости увеличивается из года в год, что подкрепляет утверждения о нестабильности семейной жизни современного общества: более половины зарегистрированных семей распадаются. Подобное положение является прямым следствием в первую очередь морально-нравственного состояния социума.

Причинами развода чаще всего выступают эгоизм и мужчин, и женщин, их так называемое свободолюбие, на одном полюсе которого - флирт, адюльтер, своеволие, на другом - ревность,

необузданный гнев, гордыня. Все это ведет к нежеланию осуществлять диалог друг с другом, заботиться о сохранении правильных отношений и самой семьи. Священный Коран, предписывая людям быть бдительными в отношении того, чтобы не преступать моральных законов, гласит: «...либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой. Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает о всякой вещи» (Коран. 2:231).

Следует кратко обозначить положение женщины в семье. До начала исламской эры ее положение в Аравии было незавидным. Достаточно сказать, что рождение девочки в семье считалось позором для мужчины, от новорожденных девочек часто избавлялись. Отметим, что в это время и в других частях света процветало пренебрежительное, а порой кощунственное отношение к женщине.

С принятием ислама эти обычаи были искоренены. В отличие от распространенного мнения, что женщина в исламском обществе занимает лишь второстепенное положение, на деле мусульманская женщина пользуется огромным уважением. Пророк Мухаммед (с. а. в.) в одном из хадисов сказал: «Когда она (женщина) дочь, то она открывает дверь в Рай для своего отца, когда она жена - она завершает половину веры своего мужа, когда она мать - Рай лежит под ее ногами» (Сунан Ан-Насаи) [5].

Например, в рамках имущественных отношений шариат четко регламентирует права именно женщины. Современное понятие «брачный контракт» существует в исламе уже около полутора тысяч лет. Со времен СССР воспитывалось негативное восприятие понятия «калым» (мехер) и того, что этот термин олицетворял. В целом в указанный период существовало представление о калыме как о реальной покупке невесты за деньги, что, как предполагалось, сводит статус невесты к вещевому эквиваленту. У постсоветской молодежи точное понятие об этом явлении вовсе отсутствует. В связи с этим следует рассмотреть данный вопрос подробнее и дать некоторые разъяснения категории «мехер».

Калым (от тюрк. - калыма, монгол. - халунг) в древности обозначал выкуп, обычно за военнопленного. Позже его значение несколько изменилось и свелось к выкупу вообще. Арабское слово «мехер» обозначает юридическое понятие - внесение средств по требованию дома невесты или ее самой. Этим актом в мусульманском праве защищаются интересы женщины в случае развода. Как мы отмечали ранее, ввиду схожести этого термина со словом «калым», оба они использовались одновременно [6, с. 181].

Следовательно, вопрос о калыме - это вопрос об экономической независимости будущей семьи. В то же время он обозначает правовую защиту женщины, вступающей в брак. Сторона невесты также несла определенные расходы на организацию свадьбы и готовила приданое, тем не менее именно жених с начала отношений брал на себя функцию первенства и гаранта экономической и любой иной стабильности в семье, что и символизировал калым. В будущем у молодой семьи экономических трудностей, как правило, не возникало.

Многие проблемы современной семьи обусловлены так называемыми эмансипацией и феминизмом. В начале нового тысячелетия женщина формально, как никогда, свободна: имеет право занимать любые места в социальной иерархии, реализовывать таланты и способности, получать любое образование и т. д. В действительности она оказывается закабаленной, причем сознательно. Женщина исполняет обязанности, связанные с карьерой и семьей. В итоге в сознании укореняется стереотип, что нужно сначала добиваться независимости через карьеру, что является чаще всего иллюзией, а затем обзаводиться семьей, рожать и воспитывать детей. По аналитическим данным, если 5 лет назад возраст вступления в брак составлял в среднем 24-25 лет, то сегодня динамика такова, что женщины выходят замуж ближе к 27 годам, а у мужчин этот показатель уже приближается к 29-30 годам.

Мы далеки от мысли обвинять в этих недугах женщин. Они характерны для всего современного общества, и мужчины виноваты не меньше. Выход из этой ситуации видится только в обращении к непреходящим, вечным ценностям. В исламе женщина управляет семьей, следовательно, и страной, ибо муж мусульманки - рабочий, бизнесмен, член правительства, президент. При этом она предана лишь мужу и детям, т. е. семье, и никому более - не начальнику, не продюсеру, не другу, не помощнику и т. п.

Мы не противопоставляем ислам другим конфессиям, а только делимся опытом и знанием, а также подчеркиваем, что корень проблем современной семьи находится не в плоскости экономики или плоскости права, а в области морали. Если закон не подкреплен строгой моралью, то рано или поздно он будет обойден, нарушен. Крепкая семья - это следствие воспитания. Здесь

необходимо концентрировать усилия - на воспитании подрастающих поколений и перевоспитании уже зрелых.

Пророк Мухаммед (с. а. в.) в одном из хадисов сказал: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, так это хорошее воспитание» (Сунан ат-Тирмизи). Самое ценное, что может получить ребенок от родителя - праведное воспитание, правильный «адап». Адап - это поведение, нрав, моральный кодекс человека, который должен закладываться именно в семье. Соответственно, когда родители в исламе воспитывают ребенка, они должны прививать ему систему моральных ценностей, в том числе уважение к старшему поколению.

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас!» (Коран. 4:59). В этих строках содержится обращение ко всему человечеству с повелением подчиняться Аллаху, его посланнику и «власть предержащим из вас». В семье таковым является отец семейства, который заботится о членах семьи, как на уровне государства президент или султан заботится о подданных. В одном из хадисов сказано, что султан становится правящим человеком только после того, как его коснутся крылья ангела Джабраиля - архангела Габраиля. В исламской модели семьи важным аспектом является то, что мужчина в первую очередь ответствен за содержание семьи, все материальные расходы несет отец, а о матери в исламском мире существует известная пословица - «мама - это школа, мама - это медресе».

Как видно из сунны пророка Мухаммеда (с. а. в.), в мусульманской семье первоочередными являются вопросы воспитания, потому что каждый мусульманин мечтает о том, чтобы со смертью его благие деяния не прерывались. В одном из хадисов говорится о том, что после смерти деяния человека прекращаются, однако от трех вещей он будет получать «саваб» ('награду') даже после смерти:

- от непрекращающейся милостыни («саадака джария»), когда, например, при жизни человек строил школы, медресе, мечети или оказывал помощь при этом, создавал полезные для людей вещи и дарил их;

- от благих знаний, которые были переданы следующему поколению;

- от праведного ребенка, который молится Аллаху за родителей.

В Коране имеется предписание, чтобы люди постоянно читали молитву («ду'а») за предков. В мусульманской семье родители в первую очередь хотят того, чтобы после их смерти добрые деяния не прекращались, а с каждым поколением возобновлялись и возрождались. Как сказано в одном из хадисов, все поступки, как хорошие, так и плохие, записываются ангелами. Считается, что эта цепочка может протянуться до первого пророка Адама (г. а.). Удивителен тот факт, что мусульмане непрестанно совершают ду'а за тех, кто жил задолго до них.

Таковы основные убеждения исламской семьи и принципы воспитания в исламской семье. Рассматривая жизненно важные вопросы, мы коснулись темы столкновения традиций и инноваций, а также проблем, возникающих на пути развития цивилизации. Подчеркнем, что одна из наиболее актуальных сложностей нашего времени - кризис семейных ценностей, т. е. обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

В этом смысле следует отдать должное институту семьи и, безусловно, руководству страны. Семья как ячейка общества символизирует своеобразную уменьшенную копию государственной модели. При этом государствообразующим социальным институтом является именно семья. Нужно отметить, что в российское законодательство был внесен ряд изменений в области семьи, материнства, детства:

- продление действия материнского капитала;

- многодетным малоимущим семьям, дети в которых родились в 2013-2019 г., будет назначено ежемесячное пособие до 3 лет;

- предусмотрена программа федерального уровня «Доступное жилье молодым семьям» с компенсацией до 40 % от стоимости покупаемого жилища.

В связи с этим необходимо коснуться вопросов государственной политики, которая проводится в отношении семьи, на примере Республики Башкортостан. Указом главы региона 2018 г. был объявлен годом семьи. Мероприятий, приуроченных к этому, было множество - почти четыре тысячи, с охватом более полутора миллионов участников. Они были направлены на совершенствование различных форм поддержки семей, укрепление института семьи и ценностей семейного образа жизни, совершенствование законодательства в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Год семьи стал ориентиром в выборе механизмов и приоритетов семейной политики. Яркими событиями стали мероприятия следующего характера:

1) создание специального семейного портала, который насыщен актуальной информацией для семей;

2) развитие службы семейной медиации, темы ответственного отцовства;

3) проведение в международный день семьи акции «Счастливый час» с охватом 800 организаций - это около 30 тысяч человек: учреждения в этот день сократили рабочее время на 1 час, чтобы люди смогли провести его в семье;

4) проведение конкурса «Бери пример» среди социально активных семей;

5) реорганизация центров «Семья», деятельность которых обращена на работу с семьями различных категорий, в том числе бездетными, через внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и дальнейшего сопровождения семьи;

6) проведение в центрах «Семья» ежемесячного мероприятия «Семейные выходные».

В настоящее время в Республике Башкортостан реализуется проект «Семейные паспорта городов и районов», при этом сформированы 62 социальных паспорта, включающих комплексную информацию, отражающую демографические процессы и социально-экономические факторы, для выявления и преодоления проблем на территории региона. Повсеместно разработаны дорожные карты «Повышение эффективности реализации семейной политики на территории муниципалитета на 2018-2020 гг.», в них содержатся основные целевые показатели для устранения негативных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию региона. Главными задачами дорожных карт являются уменьшение общего коэффициента разводимости, увеличение коэффициента брачности, сокращение доли детей, рожденных вне брака, снижение уровня абортов, суицидов, числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, и др. Также с 2020 г. предусмотрено введение в школах, колледжах республики дополнительных образовательных программ по семьеведению для усвоения обучаемыми норм, эталонов поведения семьи, элементов традиционной системы воспитания.

Несомненно, эти мероприятия будут способствовать решению основных задач современности - сохранению традиционных семейных отношений и ценностей, обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение. Институт семьи как ключевой ценностный ориентир играет главную роль в сбережении традиций в быстро меняющемся мире.

Немаловажное значение имеет действующая президентская программа поддержки духовного образования, воспитания толерантности, профилактики экстремизма и подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Эта государственная программа была учреждена более 10 лет назад по просьбе высшего духовенства и благодаря президенту Российской Федерации В.В. Путину, который инициировал ее создание и подписал соответствующие указы. В числе мер по ее реализации организованы государственный Фонд поддержки исламского образования, науки и культуры и Консорциум ведущих светских и исламских вузов, который был призван способствовать повышению квалификации преподавателей мусульманских медресе, институтов и университетов, налаживанию в них оптимального учебного процесса и повышению качества обучения [7, с. 113]. Российский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России (РИУ ЦДУМ) вступил в Консорциум, оформил договорные отношения с вузом-партнером - Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы (г. Уфа) - и активно занялся формированием новых учебных планов и программ обучения.

РИУ ЦДУМ принимает в этой программе самое активное участие. Поддержка развития духовного образования со стороны государства способствовала формированию в Уфе региональной высшей школы духовного образования как новой формы мусульманского образования. В РИУ ЦДУМ России действуют три факультета: теолого-педагогический, основ вероучения и истории Ислама, а также факультет переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования. При факультетах есть очные, заочные и вечерние отделения. Ежегодный выпуск специалистов по направлению подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций -имам-хатыбов (мужчин) и преподавателей богословских дисциплин (мугалимов) - составляет в среднем 200 человек. Филиалы РИУ - медресе - размещены в разных регионах Российской Федерации, в таких городах, как Уфа, Октябрьский, Ульяновск, Оренбург, Пермь, Троицк, Астрахань, Самара, а также в селе Алькино Самарской области. Они имеют самостоятельный статус и лицензии региональных отделов образования и функционируют под официальным названием духовных образовательных организаций среднего профессионального религиозного образования в составе Координационного совета по образованию цДум России.

В 2009 г. правительство РФ, предварительно посоветовавшись с главами религиозных конфессий России, объявило о необходимости разработки новой учебной дисциплины для школ -«Основы религиозных культур и светской этики». Целями ее внедрения в учебный процесс являются, во-первых, нравственное воспитание детей и подростков, во-вторых, формирование у них уважительного отношения к представителям иных культур и религий.

Для введения такого курса в школьную программу обучения нужно было прежде всего создать учебники. Министерство науки и образования России, которому было поручено организовать работу по их написанию, созвало совещание из представителей всех заинтересованных

структур и потенциальных авторов. Участники согласились с общим названием курсов «Основы истории и культуры...», подразумевавшим последующее наименование той или иной религии: иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Пятый учебник должен был стать интегративным: «Основы религиозной культуры и светской этики». Предполагалось, что школьники и их родители самостоятельно выберут дисциплину из образовательной программы для углубленного изучения соответствующей религиозной конфессии.

На работу по подготовке учебников и внедрению дисциплины в образовательные программы министерство выделило всего полтора года. Однако история педагогики и логика говорят о том, что этого времени недостаточно для того, чтобы сделать любой новый учебник или пособие полноценным и совершенным. Особенно на апробацию затрачивается гораздо больше времени. Тем не менее к моменту принятия решения о введении курса рукописи этих учебников были уже готовы, ввиду того что работа над материалами по православно-христианской культуре и исламу началась задолго до упомянутого совещания. Частично были написаны и пособия по иудаизму и буддизму. Учебник по исламу был подготовлен преподавателями Московского исламского института, учрежденного Советом муфтиев России. Впоследствии его утвердили в качестве основного для использования в школьных программах. В целом учебник по истории и культуре ислама можно считать качественным, интересным и ни в чем не противоречащим канонам и представлениям об исламе.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках реализации государственной программы «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» 2017-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ «Организация и проведение методологических семинаров с целью обсуждения содержательных аспектов реализации программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» от 18 нояб. 2016 г. № 2452-р; с изм. от 20 дек. 2017 г. № 2878-р; от 8 июня 2018 г. № 1148-р.

2. Гавриш И.В. Развитие института брака в контексте государственно-конфессиональных отношений в России: на материалах русского православия : дис. ... канд. филос. наук. М., 2016. 196 с.

3. Урядова В.В., Ерохина Л.Д. Смыслообразующие факторы семейных отношений в творчестве В. Сатир: этико-философ-ский анализ // Общество: философия, история, культура. 2018. № 4. С. 34-38. https://doi.Org/10.24158/fik.2018.4.8.

4. Мухина Е.А. Кризис нравственности в современном российском обществе (по материалам социологического опроса) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4. С. 151-155.

5. аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] / пер. с араб. А. Нирши. М., 2003. 959 с.

6. Якупов Р.И. Татарская свадьба: опыт этнографической реконструкции // Ватандаш. 2018. № 7. С. 178-186.

7. Якупов Р.И. Возрождение и развитие институтов исламской культуры, науки и образования в «новой» России. Исламский университет центрального духовного управления мусульман России // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1. С. 110-115. https://doi.Org/10.24158/fik.2019.1.19.

References:

al-Bukhari, M 2003, Sahih al-Bukhari, Moscow, 995 p., (in Russian).

Gavrish, IV 2016, The Development of the Institution of Marriage in the Context of State-Confessional Relations in Russia: on the Materials of Russian Orthodoxy, dis. PhD in Philosophy, Moscow, 196 p., (in Russian).

Mukhina, EA 2011, 'The crisis of morality in modern Russian society (based on a sociological survey)', Vestnik Adygeyskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ser. 1: Regionovedeniye: Filosofiya, Istoriya, Sotsiologiya, Yurisprudentsiya, Politologiya, Kul'turologiya. no 4., pp. 151-155, (in Russian).

Uryadova, VV & Erokhina, LD 2018, 'Sense-forming Factors of Family Relations in the Work of Satir, V.: Ethical and Philosophical Analysis', Obshchestvo: Filosofiya, Istoriya, Kul'tura, no. 4, pp. 34-38, https://doi.org/10.24158/fik.2018.4.8, (in Russian).

Yakupov, RI 2019, 'The Revival and Development of the Institutes of Islamic Culture, Science and Education in the "New" Russia. Islamic University of the Central Spiritual Administration of Muslims of Russia', Obshchestvo: Filosofiya, Istoriya, Kul'tura, no. 1, pp. 110-115, https://doi.org/10.24158/fik.2019.119, (in Russian).

Yakupov, RI 2018, 'Tatar Wedding: the Experience of Ethnographic Reconstruction' , Vatandash, no. 7, pp. 178-186, (in Russian).

Редактор: Мария Олеговна Тюлюкова Перевод: Пухальская Наталия Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.