Научная статья на тему 'ТЕОРИИ СЕМЬИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ'

ТЕОРИИ СЕМЬИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ДУХОВНАЯ ОСНОВА / FAMILY / SOCIETIES / FAMILY VALUES / FAMILY TRADITIONS / SPIRITUAL BASIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Раимжанова У. Н.

Статья посвящена современным тенденциям семейных отношений, значимости государственных органов в сохранении и укреплении института семьи. Во многих странах мира политика власти по отношению к семье как ячейке общества проводится в зависимости от вековых традиций, нормативно-правовой базы, уровня социально-экономического развития и проблем, характерных для уклада семейной жизни в данном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theories of the Family and Current Trends in Family Relations in Society

In modern conditions, a special role in strengthening family relations can be played by the state, interested in preserving and strengthening the institution of the family. In different countries, the state policy towards the family depends on the traditions, the legislative framework, the level of economic development and the problems that characterize the course of family life in a given state.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИИ СЕМЬИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ»

DOI: 10.35854/2219-6242-2019-4-40-45 УДК 347.6

У. Н. Раимжанова

Теории семьи и современные тенденции семейных отношений в обществе

U. N. Raimjanova. Theories of the Family and Current Trends in Family Relations in Society

Статья посвящена современным тенденциям семейных отношений, значимости государственных органов в сохранении и укреплении института семьи. Во многих странах мира политика власти по отношению к семье как ячейке общества проводится в зависимости от вековых традиций, нормативно-правовой базы, уровня социально-экономического развития и проблем, характерных для уклада семейной жизни в данном государстве.

Ключевые слова: семья, общество, семейные ценности, семейные традиции, духовная основа.

Контактные данные: 100140, Республика Узбекистан, Ташкентская область, Кибрай-ский район, Университетская ул., д. 2; (99871) 260-48-00; e-mail: tuag_info@edu.uz.

In modern conditions, a special role in strengthening family relations can be played by the state, interested in preserving and strengthening the institution of the family. In different countries, the state policy towards the family depends on the traditions, the legislative framework, the level of economic development and the problems that characterize the course of family life in a given state.

Keywords: family, societies, family values, family traditions, spiritual basis.

Contact Details: Universitetskay St. 2, Kibrayskiy Distr., Tashkent region, Republic of Uzbekistan, 100140; (998-71) 260-48-00; e-mail: tuag_info@edu.uz.

Рост свободы функционирования групп, а также конкретных индивидов является особенностью современной жизни. Семейные традиции, которые сложились исторически, уже не настолько влияют на человеческое сознание и поведение, как раньше. Сегодня человек стремится к самостоятельному определению вариантов реализации собственных интересов и нужд, останавливая свой выбор на культуре, способствующей более полному раскрытию его индивидуальных качеств. Особая актуализация данного процесса, который начался полтора столетия назад, производится в современных условиях. Его результатом становится качественное изменение не только политической, экономической жизни различных стран и народов, но и жизнедеятельности некой малой общности, которой является семья.

По мнению Г. А. Курбанова, с одной стороны, семья представляет собой наиболее устойчивую форму организации человеческой совместной жизнедеятельности, которая позволяет обеспечивать воспроизводство человеческого рода на протяжении тысячелетий [1]. С другой стороны, как отмечает отечественный ученый Ф. Ф. Хидирова [2, с. 131], результатом глубоких преобразований во всех областях человеческого воспроизводства и развития, происходящих в мировом сообществе, стала существенная перестройка системы отношений семьи не толь-

Угилхон Намановна Раимжанова — преподаватель кафедры гуманитарных наук Ташкентского государственного аграрного университета. © Раимжанова У. Н., 2019

ко с социумом в целом, но и с субъектами, являющимися составляющими этой малой общности. Последние десять лет в развитых мировых государствах характеризуются возникновением острого противоречия между постоянством, которое традиционно свойственно межличностным отношениям в семье и перманентно меняющимся реалиям, определяющим человеческую деятельность вне семьи.

Высокие темпы обновления данных, содержания знаний, умений, а также отношений, которые появляются между человеком и окружающим его миром, невольно переносятся на современную семью. В результате семья теряет ту устойчивость связей, которая на протяжении многих столетий выступала в качестве основы ее существования.

В настоящее время происходит уход современной семьи от положения, традиционно заложенного в обществе в течение длительного исторического периода, при котором способы создания, формы существования, а также выполнение основных функций семьи определялось обществом посредством законодательной и образовательной системы, а также церкви и общественного мнения. Современные семьи стремятся к самостоятельному регулированию сексуальных отношений, времени их юридического оформления, вопросов, связанных с рождением детей, их количеством, характером отношений в бытовых вопросах, вопросах воспитания подрастающего поколения. Они в большей мере, чем прежде, самостоятельным образом решают вопросы, относящиеся к материальному обеспечению семьи, трудовому самоопределению ее членов, развитию семейного бизнеса. Семья характеризуется противоречивым процессом перехода к самоопределению всех форм ее жизнедеятельности [3, с. 40]. Под влиянием социокультурных и социально-экономических факторов, действующих в различных странах мира в те или иные исторические периоды, изменяются формы организации семьи и сама семья. Процесс преобразования отношений в семье в Узбекистане в ХХ столетии определялся в существенной мере сменой капитализма социализмом и возвратом к предыдущему устройству в экономической жизни. Это сопровождалось возникновением особого симбиоза организации семейной жизни, утверждавшейся идеологией коммунизма, а также реалиями перехода к экономике рыночных отношений в жестком виде.

Характеристикой трансформации узбекского общества является утверждение различных свобод, а также свободы семьи в реализации собственных функций. Семья самостоятельно, в одних случаях в вынужденной форме, а в других — в добровольном порядке, определяет число и временные рамки рождения детей, способы их воспитания, уровень получения ими образования, распределяет обязанности между супругами в бытовой жизни, формы досуга и др. Характеристики современного российского общества заключаются в расслоении и поляризации общества, увеличении количества разводов, неполных семей, обострении проблем, связанных с сиротством, безнадзорностью и беспризорностью. Противоречие, характерное для многих семей, проживающих в Узбекистане, касается требований долга выполнения членами семьи собственных обязанностей супружеского, родительского, бытового характера, правил общения с родственниками и желанием выполнения их всеми членами малой группы [4, с. 185]. Фиксируется рост обособленности в организации жизнедеятельности тех семей, которые руководствуются личным видением способов и форм обеспечения семейных комфортных условий, а не исторически сложившимися моральными принципами и религиозными представлениями.

Происходит усиление тенденции к организации жизни в семье при учете индивидуальных супружеских, родительских и детских желаний и представлений. Имеется пять приоритетных направлений развития Узбекистана с 2017 по 2021 г.,

в соответствии с которыми на глобальном уровне рассматривается развитие узбекской семьи в рамках Целей устойчивого развития ООН, а также в рамках Стратегии действий. Наряду с этим полноценная реализация реформ, которые проводятся в вопросах укрепления семейного института, и достижение установленных целей сталкиваются с препятствием, выражаемым в наличии системных недостатков и проблем, которые делают невозможным эффективность проведения политики государства в данной области, в частности:

— отсутствует действенная система координации и контроля за деятельностью тех или иных ведомств и организаций, а партнерство между государством, институтами гражданского общества и частным сектором по вопросам семейного развития характеризуется низким уровнем;

— научные исследования в вопросах укрепления семейного института являются узкопрофильными, оторванными от жизненных реалий, а внедрение их результатов характеризуется слабым практическим уровнем;

— изменяется демографическое развитие семьи, увеличивается количество разводов, исследования, обосновывающие причины проблем и негативных тенденций в данной области, не проводятся в достаточном количестве;

— ослабляется применение потенциальных возможностей культурно-исторического наследия в семье, школах, а работа по предупреждению влияния идей и взглядов, чуждых национальному менталитету, проводится неэффективно;

— законодательные основы укрепления семейного института характеризуются определенным несовершенством, отсутствует прочная правовая основа в вопросах семейной защиты и поддержки на основе изучения правоприменительной практики и передовой практики иностранных государств;

— имеется недостаток в количестве специалистов и низкая квалификация кадров, механизм прогнозирования необходимости в специалистах в образовательной системе является неналаженным, учебные программы по укреплению и развитию семейного института характеризуются несовершенством [5].

Для улучшения ситуации в данных вопросах должны реализовываться комплексные меры, связанные с совершенствованием семейного института, должно обеспечиваться тесное сотрудничество и активная роль граждан, государственных органов и институтов гражданского общества. Принимаемые меры соответствуют Указу Президента Узбекистана от 2 февраля 2018 года № УП-5325 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи» [6]. В ходе социологического опроса «Ижтимоий фикр» [7] были выявлены наиболее важные тенденции по вопросам, связанным с семьей и браком, рождением и воспитанием детей. Эффективная государственная политика, проводимая в рамках Стратегии действий в Узбекистане, касается вопросов укрепления семейного института, духовно-нравственных принципов и норм, профилактики и предотвращения конфликтов в семьях и разводов. Современное узбекское общество в своем большинстве считает, что семья представляет собой главную жизненную ценность для граждан. Представление, доминирующее в общественном мнении, говорит о семье как о союзе людей, которые объединены родственными узами, и в качестве основания которого выступают брак между мужчиной и женщиной, а также совместное воспитание детей. По мнению большинства представителей гражданского общества (более 71 %), семья представляет собой основу государства и общества, один из фундаментальных факторов, который позволяет обеспечивать общественную и государственную стабильность.

Возраст лиц, вступающих в брачный союз, является важным критерием, который влияет на создание семьи. Респонденты считают, что мужчинам оптимально создавать семью в 24-25 лет, а женщинам — в 21-23 года. Ведь в этом возрасте молодые люди обычно уже успевают закончить обучение, приобрести профессию и стать самостоятельными и независимыми в экономическом плане [7, с. 112].

По мнению большинства узбекистанцев (более 93 %), лица, вступающие в брак, должны обязательно проходить медицинское обследование, поскольку оно является способствующим фактором для создания условий при формировании здоровой семьи, а также предупреждает о рождении детей, имеющих наследственно-генетические и врожденные заболевания. Как показали результаты исследования, по мнению абсолютного большинства граждан (почти 99 %), процедура регистрации в загсе при заключении брачного союза считается обязательной. Этот показатель является стабильным и находится на данном уровне уже в течение нескольких лет. Кроме того, большинство респондентов выступают за обязательное совершение при вступлении в брак религиозного свадебного обряда «никох» или прохождение обряда венчания в церкви. Единство взглядов было продемонстрировано узбекистанцами в вопросах значения и необходимости благословения родителей в процессе их вступления в брак. Абсолютное большинство граждан Узбекистана (более 99 %), вне зависимости от таких критериев, как возраст, этническая принадлежность, уровень материального благополучия, называют родительское благословение обязательным условием и залогом семейного счастья, благополучия молодых людей, которые вступают в брак. Наличие детей представляет собой основной смысл и семейную ценность для большинства граждан. Более 68 % опрошенных считают, что семья с двумя или тремя детьми считается полноценной, самодостаточной и счастливой. Как было выявлено по результатам опроса, наиболее оптимальным возрастом женщины, рождающей первого ребенка, является 22-25 лет.

По мнению большинства участников опроса (более 87 %), минимальный интервал между родами должен составлять от двух до трех лет. Как считают 58 % женщин и почти 47 % мужчин, данный интервал должен составлять более трех лет [7, с. 113]. Решение о рождении очередного ребенка в большинстве семей Узбекистана обычно принимается мужем и женой. Желание иметь двух и более детей вне зависимости от пола остается основным фактором, который влияет на принятие решения о рождении очередного ребенка. Как было подтверждено исследованием, совместное проживание супругов, которые состоят в официально зарегистрированном браке, является традиционным и самым распространенным принципом семейно-брачных отношений в Узбекистане: более 87 % лиц, участвующих в опросе, отметили, что они состоят в браке. Около половины семей Узбекистана (почти 45 %) являются нуклеарными, то есть в их состав входят супруги и дети. Распространение также получили многопоколенные семьи: каждый третий респондент отметил, что в состав его семьи входят не только супруги и их дети но также и бабушки и дедушки [7, с. 113].

По результатам опроса, в качестве главы большинства семей выступает мужчина, которому принадлежит право на принятие окончательных решений по основным вопросам, касающимся как каждого члена семьи, так и семьи в целом. Именно мужчина вносит основной вклад в семейный бюджет и решает все финансовые дела, разрешает конфликтные ситуации в семье. Распределение обязанностей и функций в узбекской семье осуществляется в традиционной форме: мужчина отвечает за материальное обеспечение семьи, женщина — за воспитание детей, обеспечение комфортных жизненных условий для каждого члена семьи.

Как было выявлено в рамках исследования, в последнее время семейные отношения узбекистанцев демократизируются, фиксируется появление семьи нового типа, которая основывается на принципах равенства между мужем и женой. В качестве основания для распределения ролей и обязанностей между супругами выступает норма о равной ответственности. Увеличивается количество респондентов, которые отмечают, что женщина и мужчина в их семьях в одинаковой мере должны принимать важные решения по вопросам семейной жизни, вносить вклад в бюджет семьи, участвовать в распределении материальных ресурсов.

Как показали данные опроса, в чуть меньше половины семей (42 %) фиксируется возникновение конфликтов и ссор. Респонденты говорят, что основные их причины заключаются в отсутствии взаимопонимания между членами семьи; материальных трудностях; безответственном отношении к собственным обязанностям членов семьи; стремлении мужа или жены навязывать собственную волю, добиваться стопроцентного подчинения; пренебрежении интересами и мнением иных участников семейных отношений; равнодушии между членами семьи; пристрастии одного из супругов к алкоголю, наркотическим средствам, азартным играм; болезни одного из членов семьи и связанными с этим проблемами. Больше всего конфликтные ситуации в семейных отношениях возникают между супругами. Второе место по частоте их появления занимают отношения между невесткой и свекровью. В последнем случае причины конфликтов заключаются в деспотизме, стремлении свекрови к власти, неподготовленности невестки к жизни в семье, а также нежелании уступать друг другу в определенных вопросах. Жители Узбекистана имеют сформированную нетерпимость отношения к насилию, проявляемого внутри семьи, а также к его самой распространенной форме — насилию к женщине: негативное отношение к семейному насилию высказали более 97 % участников опроса. Однако наряду с осуждением данного позорного явления, люди высказывают мнение о большей приоритетности сохранения семьи по сравнению с правом женщины на равноправие, защиту достоинства и безопасность.

Немаловажным фактором для большинства граждан (более 64 %) при согласовании их действий, жизненного образа и манеры поведения выступают правила и нормы, принятие в махалле. Это является свидетельством того, что она представляет собой социально значимый институт, который оказывает влияние на человеческую жизнь, характеризуется важной воспитательной и духовной ролью. Более 38 % респондентов выразили надежду на оказание морально-психологической помощи в случаях возникновения сложных семейных обстоятельств, а около 20 % респондентов отметили имеющуюся у них необходимость в материальной поддержке.

Проведенное исследование показало наличие в общественном мнении узбеки-станцев установки, связанной с созданием прочных семейных отношений и сохранением долгосрочных отношений между ее членами в уважительном и доверительном порядке. Семейные разводы у большинства людей (70 %), проживающих в республике, вызывают крайне негативные эмоции. Семья для жителей Узбекистана имеет большое значение для общества в социально-нравственном плане, а супружество и родственные связи можно назвать приоритетными в системе гражданских ценностей [7, с. 112-113].

Социологический опрос показал, что узбекская семья является крепким и дружным союзом, в качестве основания которого выступают чувства любви и духовного родства, взаимоуважения и взаимопонимания между ее членами. Характеристики счастливой семьи представлены гостеприимством, трудолюбием, огромной любовью к детям, высочайшим уважением к старшему поколению. Практические меры, которые были приняты по инициативе Президента Узбеки-

стана Шавката Мирзиёева и направлены на то, чтобы укрепить семейный институт, регулировать взаимоотношение супругов, родителей и детей, нашли полную поддержку у узбекистанцев. Абсолютное большинство жителей республики выражают согласие с тем, что преобразования, происходящие в Узбекистане, способствуют повышению роли и значения семьи в обществе, а также позволяют укреплять и делать более здоровой духовно-нравственную атмосферу в семьях, позволяют создавать благоприятные и гармоничные от но рдения в них. Также данные преобразования, по мнению людей, участвующих в опросе, являются способствующим фактором к укреплению материального положения семей и воспитанию подрастающего поколения в духе общечеловеческих и национальных ценностей.

Литература

1. Шоумаров Ф. Б. Оила психологияси. (Академик лицей ва касб-хунар коллежлари у увчилари учун у ув улланма). Т.: Шарк, 2008. 296-б.

2. Хидирова Ф. Ф. Оилада кизларни мустакил оилавий х,аётга тайёрлашнинг педагогик шарт-шароитлари. пед. фан. ном. ... дис. Т., 2007. 131-б.

3. Каримова В. М. Социальные представления об узбекской семье у юношей и девушек: автореф. дис. ... док. псих. наук. Т.: 1994. С. 40.

4. Акрамова Ф. А. Оилада софлом психологик мухитни таркиб топтиришнинг ижтимоий-психологик асослари. Т.: Шамс АСА, 2014. 185-б.

5. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан: указ Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7 февраля 2017 г.

6. О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи: указ Президента Узбекистана от 2 февраля 2018 г. № УП-5325.

7. Убайдуллаева Р. А. Семья в Узбекистане: Традиции и современные тенденции // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3 (75). С. 113-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.