Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / SOCIAL FUNCTIONS / РОЛЬ СЕМЬИ / FAMILY ROLE / СОЦИАЛЬНЫЙ / SOCIAL / КУЛЬТУРНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / CULTURAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FAMILY / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / НАПРАВЛЕНИЯ / DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ганиев Дониер Гафурович

В статье раскрываются особенности современных социальных условий и функционирования узбекской семьи, ценности семейных традиций и взаимоотношений; обосновываются принципы и направления формирования семейных ценностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL FACTORS OF FORMATION OF FAMILY VALUES OF YOUTH OF UZBEKISTAN

The article reveals the features of modern social conditions and functioning of the Uzbek family, the values of family traditions and relationships; the principles and directions of formation of family values of students are grounded.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА»

Д Г Ганиев

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА

Ключевые слова: семья, семейные ценности, социальные функции, роль семьи, социальный, культурный и педагогический потенциал семьи, комплексный подход, направления.

Аннотация: В статье раскрываются особенности современных социальных условий и функционирования узбекской семьи, ценности семейных традиций и взаимоотношений; обосновываются принципы и направления формирования семейных ценностей студентов.

Семья и семейные ценности занимают важное место в сознании и жизни узбекистанцев, что находит отражение в правовой сфере и социальной политике государства. В Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» говорится о необходимости воспитания молодых людей в духе уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, широкой пропаганды среди молодежи идей здорового образа жизни и священности семьи, осуществления эффективных мероприятий по предотвращению ранних браков и разводов молодых семей. [1].

Проблемы семьи, воспитания подрастающего поколения в соответствии с высокими духовными и социальными критериями в Узбекистане имеют глубокие исторические, философские и историко-педагогические корни.

Обобщение педагогического наследия Авиценны, Бируни, Фараби, Рудаки, Саади, Баласагуни, Хайяма, Зарнуджи, Ахмада Югнака, Насира Хосрова, Насира ад-Дин Туси, Алишера Навои свидетельствует, что эти ученые разделяли идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания в духе любви к труду, стремления получить профессию, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Они оставили ценные мысли о воспитании всесторонне развитой личности: показывали роль общественной среды и воспитания; уделяли большое внимание нравственному воспитанию, учету многовековых традиций; излагали основы семейного воспитания; определяли роль родителей [3].

В настоящее время в нашей стране с каждым годом все более совершенствуются правовые, духовные, идеологические, демографические и репродуктивные основы защиты семьи, являющейся основным социальным институтом гражданского общества. В республике разработан и принят ряд законов, направленных на охрану семьи, материнства и детства, укрепление здоровья женщин и подрастающего поколения, укрепление репродуктивного здоровья населения в целом, совершенствование деятельности Фонда развития детского спорта Узбекистана и социальной сферы по поддержке института семьи.

Научно-практический центр «Оила» («Семья»), фонд «Соглом авлод учун» и Комитет женщин Узбекистана занимаются комплексным научным изучением проблем семьи, вопросами охраны здоровья женщин, их образования, занятости и экономического благосостояния, активного участия во всех сферах жизни общества. В социологической энциклопедии дано следующее определение: «Семья - основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, один из важнейших элементов социальной структуры» [2, 394]. Потенциалы семьи:

- социальный - ее вклад в жизнедеятельность и развитие общества, в хозяйственно-экономическую и духовно-психологическую сферу;

- воспитательный - круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности.

пслпгогмчесммй жыгнпл Башкортостана м 3(76). яотв

пелпгогичеснии журнпл спшнортостпнп м з(7б). во1в ৮аа§ъ

В Узбекистане в настоящее время сложилось деление семей на традиционный, нетрадиционный и эгалитарный виды, а также на классический (традиционный) и прогрессивный (современный), патриархальный, детоцентристский и супружеский; наблюдается преобладание классического традиционного (патриархального) типа семейных взаимоотношений с некоторыми элементами современных тенденций.

Являясь неоспоримой ценностью общества при любых формах государственного строя, узбекская семья проявляет до сих пор удивительную жизнеспособность (в отличие от негативных явлениий распада брака в российском и западном обществе). Это происходит в силу следующих причин:

- в узбекской семье сохраняются и передаются из поколения в поколение богатые культурные и духовно-нравственные традиции семейных отношений;

-регламентация и высокая организация внутрисемейного уклада, следование его бытовым и нравственным нормам способствует сохранению и процветанию семьи;

- нацеленность национальных этнических и моральных традиций и ценностей на сохранение семьи от распада и деградации;

- прочность и незыблемость данных традиций, превращающих семью в самоуправляемую и самоорганизующую систему.

Узбекская семья принадлежит к традиционному типу - она многоукладна и часто многодетна. В ней живут и совместно ведут хозяйство семьи разных поколений. Определяющими принципами внутрисемейных отношений являются уважение, почитание и авторитет старших поколений, преемственность правил поведения и традиций, огромная роль женщины в организации и сохранении семейного очага, в воспитании детей. Это создает благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня. Именно в таких семьях с раннего детства закладываются трудолюбие, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями.

Опрос узбекистанцев о роли семьи выявил следующее:

1. Семья - это ячейка общества, на ней основываются общество и государство.

2. Семья выполняет функцию воспитания молодого поколения.

3. Семья содействует укреплению стабильности и безопасности в стране.

4. Семья предназначена для воспроизводства населения [4, 54].

Предназначение семьи в нашем обществе, по мнению респондентов, заключается

в следующем:

- важное значение в развитии общества через воспитание гармонично развитого поколения;

- привитие подрастающему поколению глубокого осознания, принятие и соблюдение семейных ценностей, ролевых функций и обязанностей;

- передача, сохранение и приумножение богатых культурно-исторических, духовно-нравственных и семейных ценностей и традиций;

- приобщение к национальным ценностям в контексте общечеловеческих ценностей.

В узбекской семье семейные ценности культивируются и прививаются как наиболее значимые идеалы или конечные цели воспитания и развития детей с позиции социокультурной среды семьи, а также способы их достижения, отражающие потребность передачи культуры старшего поколения общества младшему. Сохранение преемственности правил поведения и традиций является отличительной чертой узбекской семьи.

Согласно социальным опросам, жители Узбекистана, в том числе молодежь, к функциям семьи относят ее биологический, культурный и социальный потенциал. Они также считают, что семья является нравственной основой общества, основой воспроизводства населения, фундаментом воспитания человека, его приобщения к духовным национальным

э®в§жа§ психолого-псппгогические прослемы семьи и детства

и общечеловеческим ценностям и традициям, повышения его образовательного уровня. Являясь микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных ориентиров, содействует укреплению стабильности и безопасности в стране.

Семейные ценности - наиболее значимые идеалы или конечные цели воспитания и развития детей с позиции социокультурной среды семьи, а также способы их достижения, отражающие потребность передачи культуры старшего поколения общества младшему. Значение семейных ценностей заключается в том, что они формируют у ребенка или молодого человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких людей дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение, любовь, доверие и честность, нести ответственность за свои поступки.

Базисные ценностные ориентации современной семьи в Узбекистане являются продуктом преемственности межпоколенных традиций и включают уважение к старшим, умение достойно вести себя в обществе, скромность и трудолюбие, заботу о подрастающем поколении.

Важнейшим компонентом семейного воспитания является нравственное воспитание, процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Базисные ценностные ориентации современной семьи дополняются базовыми категориями нравственности - честность, скромность, знание истории своего народа, чувство национальной гордости и толерантность к другим народам и религиям, негативное отношение к экстремизму.

Стабильно высокой остается совокупная самооценка значимости внимания, которое уделяют узбекистанцы нравственному воспитанию детей (94,6 %). Передача новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) происходит в семье через национальные традиции, которые обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом [5].

В благополучных семьях наблюдается целостное отношение к воспитанию гармоничной личности через значимость многих факторов - образование, нравственное и эстетическое воспитание, физическая культура, овладение профессией.

Вместе с тем, негативно сказываются на семейных установках и поведении молодежи общемировые тенденции развития семьи - рост индивидуализма и независимости, приоритет собственных интересов над семейными, преобладание образовательных, карьерных, устремлений, изменение назначения семьи, толерантное отношение к различным видам семейного поведения в обществе.

В исследованиях узбекских ученых З.А. Расуловой [6], Ш.М. Абдуллаева [7], З.Х. Арифхановой [8], Г.Ш. Зунунова [9] выявлены некоторые причины несформированности семейных ценностей молодых людей, приводящие к разрушению браков, в том числе:

- отсутствие у супругов духовной близости, единства, общности интересов, социальной зрелости, чувства ответственности по отношению к семье, детям, родителям;

- наркомания, алкоголизм, измена; противоречия в семье между старшими и молодыми (в основном, между свекровью и невесткой);

- идеализация молодыми людьми супружеских отношений, завышенные требования, чрезмерные ожидания по отношению к супругу, отсутствие самокритики.

Важное значение в укреплении семьи имеют, в основном, характерологические факторы, общность мировоззрения и ценностей (супруги, в отношениях которых царит гармония, не разводятся даже при отсутствии детей). Отсутствие укрепляющих факторов или их слабое проявление приводит к распаду семей, в противном случае жизнь супругов протекает безрадостно, иногда в постоянных конфликтах, и лишена смысла. Молодые

пелпгогичеснии журнпл спшнортостпнп м з(7б). во1в ৮аа§ъ

люди, неосознанно идеализировавшие супружеские отношения до вступления в брак, столкнувшись с реальными трудностями, испытывают разочарование. Это приводит к охлаждению чувств, которое происходит на подсознательном уровне. Поэтому молодежь не понимает истинной причины конфликтов, обид, неудовлетворенности семейной жизнью. В узбекских семьях основное внимание после свадьбы уделяется хозяйственным заботам, в связи с чем молодожены не уделяют должного внимания построению супружеских взаимооотношений [6, с.20].

Обобщение данных социологических и психолого-педагогических опросов студентов Ферганский, Андижанский и Наманганский педагогических вузов Узбекистана позволило составить наиболее полную картину характерных факторов как укрепления, так и распада семьи, что дает возможность педагогам разрабатывать пути усиления положительных факторов и снижения негативных (табл.1).

Таблица 1

Факторы укрепления и распада семьи_

ФАКТОРЫ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ ФАКТОРЫ РАСПАДА СЕМЬИ

Материальная независимость Отсутствие взаимопонимания между членами семьи

Взаимная любовь Материальные трудности (отсутствие или нехватка денег)

Здоровье, способность иметь детей Стремление навязать свою волю, добиться беспрекословного подчинения, пренебрежение интересами и мнением других

Наличие отдельного жилья Безответственное отношение к своим семейным обязанностям

Достижение необходимого возраста Алкоголизм, пьянство, наркомания

Решение родителей Невнимательность, равнодушие членов семьи друг к другу

Культурный уровень Болезнь кого-либо из членов семьи

Духовно-нравственная близость Отсутствие детей

Воспитанность Разные характеры, нет взаимопонимания, взаимоуважения

Образованность Низкий уровень культуры и воспитания

Богатство Безработица

Авторитет родителей Необразованность

Красота Отсутствие любви, бессердечность, эгоизм

Учет и выполнение местных обычаев и традиций Отсутствие доверия, сплетни, взаимная вражда

Терпимость и удовлетворенность жизнью Нервозность, проявление несдержанности

Взаимоуважение и взаимопонимание супругов Нетерпеливость, отсутствие уважения, безразличие

Взаимопрощение друг друга Безнаказанность

Неопытность молодых супругов

Проявление насилия

Несовпадение характеров и интересов

Деспотизм свекрови

Так как семейная культура, семейные ценности (как понятие и как процесс) обладают сложной структурой, связаны с социальными, психолого-педагогическими факторами, воспитательную деятельность со студентами по формированию семейных ценностей необходимо осуществлять на основе комплексного подхода. Такой подход предполагает учет всех факторов влияния на исследуемый процесс, определение и реализацию его многообразных целей и задач, оптимальный выбор и применение методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия, согласованную деятельность всех субъектов воспитательной деятельности. Поэтому и подготовка молодежи к семейной жизни должна быть комплексной, то есть включать формирование правильного отношения к различным семейным проблемам, общей положительной установки молодых людей на семейную жизнь[10].

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

Семья (ее структура, функционирование и процесс формирования семейных ценностей) представляет собой многофакторное явление, обусловленное социальной (внешней) средой и внутрисемейными частными факторами: ценности семейных отношений, гибкость реагирования института семьи на различные изменения политической, экономической или культурной ситуации в обществе. Они вбирают в себя мировые тенденции развития семьи, традиции своего народа, а также имеют свои социально-экономические, социально-культурные и демографические особенности. Особо важными являются факторы воспитательного потенциала семьи, взращивания нравственных, культурных и семейных ценностей.

Многофакторность процесса формирования семейных ценностей молодых людей -студентов педагогических вузов - обусловливает и многообразие направлений, всесторонне учитывающих сложность семейного института и обеспечивающих комплексное решение задач исследования.

Большинство исследователей считают, что подготовка молодежи к созданию семьи затрагивает три основных аспекта (направления) [10-12]:

1) воспитание качеств будущего семьянина - формирование гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи; осознанное принятие основных социальных ролей в семье, соответствующих возрастному этапу: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

2) передача определенных знаний о различных сторонах семейной жизни -усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др. Знание общей педагогики и психологии, семейной педагогики психологии. Знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических. Наличие системных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;

3) овладение хозяйственно-бытовыми, коммуникативными навыками в соответствии со своей социальной семейной ролью (мужа, жены, отца, матери, дочери, сына, сестры, брата, внучки, ответственного хозяина, хозяйки, наследника, наследницы, и т. д.).

В условиях независимости Узбекистана мы сочли целесообразным выделить как наиболее перспективные в плане воспитания и социализации обучающихся в области формирования семейных ценностей следующие направления социально-образовательной деятельности:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Знания:

- просвещение молодежи о различных сферах семейной жизни и семейных отношений;

- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

- формирование представлений о семье, членах семьи, укрепление родственных отношений, изучение семейных традиций;

- вооружение студентов знаниями по психологии, физиологии, этике, педагогике, экологии, ЗОЖ применительно к институту семьи.

- сопровождение процесса воспитания и социализации обучающихся в области формирования семейной культуры.

Качества:

- развитие коммуникативных способностей студента; преодоление социальной отчужденности; построение гармоничных взаимоотношений с ровесниками и представителями старшего поколения;

пелпгогичеснии журнпл спшнортостпнп м з(7б). во1в ৮аа§ъ

- укрепление эмоционально-волевой сферы личности студента, формирование ощущения собственной значимости и ценности, гармонизация внутреннего мира, профилактика бесконфликтного поведения в семье, группе и в вузе;

- развитие хозяйственных навыков - содержание дома, ведение семейного бюджета, бытовые умения;

- повышение чувства ответственности за семью и ее членов.

Учебно-воспитательный процесс:

- укрепление отношения к семье как основе общества;

- формирование семейных ценностей у обучающихся;

- укрепление у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование начального опыта заботы о социально- психологическом благополучии своей семьи;

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания обучающихся, получение системных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Важную роль в реализации названного широкого спектра форм психолого-педагогической поддержки современной семье, решения важнейшей задачи формирования у детей и юношества семейных ценностей, опирающихся на национальные исторические и культурные традиции принадлежит сегодня системе образования.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (взаимодействие образовательного учреждения и семьи в духовно-нравственном воспитании):

- обновление содержания программ взаимодействия семьи, махалли и образовательного учреждения на основе отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижения современной науки, передового опыта;

- усиление роли махалли в семейном воспитании, профилактике семейных конфликтов и разводов;

- использование возможностей различных объединений общественности в целях оказания помощи семье в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике девиаций, в предупреждении негативных проявлений у детей, подростков, молодежи;

- активное использование педагогического потенциала благополучных семей, внедрение традиций народной педагогики, освещение в средствах массовой информации позитивного опыта семейного воспитания.

Таким образом, в условиях социальных трансформаций в Узбекистане комплексный подход способствует формированию положительных ценностных установок в сфере семейных взаимоотношений, а также выявлению актуальных сторон традиционных ценностей, что позволяет развивать семейные ценности, адаптируя их к изменениям в материальной и духовной жизни общества.

1. О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана Указ Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2017 г.

2. Социологическая энциклопедия [Текст]. В 2-х томах. Т. 2. Москва : Мысль, 2003. С.394.

3. Тллашев, Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья [Текст]. Ташкент : Фан,1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.