Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СЕМЬИ / FAMILY INSTITUTE / ИМИДЖ СЕМЬИ / FAMILY IMAGE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / FAMILY POLICY / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / АКСИОСФЕРА СЕМЬИ / AXIOSPHERE OF THE FAMILY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна, Политаева Татьяна Ивановна, Хайртдинова Лена Фаритовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы укрепления института семьи, формирование ее позитивного имиджа, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного образа жизни и воспитания как приоритетные направления социальной политики Российской Федерации в целом и республики Башкортостан в частности. Опираясь на данные многочисленных исследований, авторы представили современное состояние института семьи в регионе, а также анализ опыта республики, ведущие тенденции в области семейной политики. Отмечена организационно-содержательная деятельность БГПУ имени М. Акмуллы по формированию позитивного имиджа семьи; рассмотрены ведущие направления деятельности вуза, в том числе психолого-педагогическая поддержка семьи и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна, Политаева Татьяна Ивановна, Хайртдинова Лена Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF THE FAMILY INSTITUTE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article discusses the actual problems of strengthening the family institution, the formation of its positive image, the preservation of the spiritual and moral traditions of family relations, the family way of life and upbringing as priority areas of the social policy of the Russian Federation in general and the Republic of Bashkortostan in particular. Based on the data of numerous studies, the authors presented the current state of the family institute in the region, as well as an analysis of the experience of the republic, leading trends in the field of family policy. Organizational-content activity of the M.Akmulla BSPU on forming a positive image of the family was noted; the leading directions of the activity of the university are considered, including psychological and pedagogical support of the family and childhood.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

З.И. Исламова, Т.И. Политаева, Л.Ф. Хайртдинова ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: институт семьи, имидж семьи, психолого-педагогическое сопровождение, Республика Башкортостан, семейная политика, семейные ценности, аксиосфера семьи, национальная идея.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы укрепления института семьи, формирование ее позитивного имиджа, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного образа жизни и воспитания как приоритетные направления социальной политики Российской Федерации в целом и республики Башкортостан в частности. Опираясь на данные многочисленных исследований, авторы представили современное состояние института семьи в регионе, а также анализ опыта республики, ведущие тенденции в области семейной политики. Отмечена организационно-содержательная деятельность БГПУ имени М. Акмуллы по формированию позитивного имиджа семьи; рассмотрены ведущие направления деятельности вуза, в том числе психолого-педагогическая поддержка семьи и детства.

с1о|: 10.21510/1817-3292-2018-1-51-61

Проблемы кризиса семьи, разрушение семейных ценностей и связанные с ними демографические проблемы находятся в настоящее время в центре внимания мировой общественности, государственных, социальных, политических и научных институтов.

Статистические исследования российских и региональных социологов и ученых вскрывают глубокие социальные и духовно-нравственные проблемы семьи и семейных отношений. Размывание семейного образа жизни, снижение престижа материнства, отцовства и детства, изменение образа института семьи, появление новых «социальных» вирусов семьи (чайлдфри, конкубинат, реборн и т. д.) не оставляют равнодушными большинство населения.

За последние десятилетия, по данным Башкортостанстат, показатель рождаемости в республике понизился до 11,6 (на 1000 чел. за 9 мес. 2017 г.) по сравнению с показателями в РФ - 12,1 [8]. Существенно изменился возраст родительства: средний возраст матерей при рождении первого ребенка в 2016 году составил 25,7 лет, второго - 29,3 лет, третьего -32,6 года. Значительно повысилась доля рождений в более старших возрастах (от 30 до 40 лет и более).

Ценность материнства и детства в обществе, как известно, детерминируется эффективной деятельностью родовспомогательных учреждений и педиатрических стационаров. К сожалению, деятельность этих учреждений в последнее время вызывает в региональных СМИ критические отклики и нарекания. Это и низкий уровень обслуживания детского населения в поликлиниках, нехватка врачей узких специальностей, увеличение заболеваемости и ранней инвалидизации. К тому же увеличилась младенческая смертность. Так, по данным Минздрава РБ за январь-октябрь 2017 года умерло 5,8 на 1000 родившихся живыми, что превысило показатели по прошлому году [3].

Девальвация ценностей семьи и детства влечет за собой снижение потребности репродуктивного населения в детях, их роли в системе ценностей человека, а также соотношения материальных ценностей и ценности детей. Удручают причины, по которым происходит откладывание рождений детей (первого, второго и последующих) или отказа от их рождения молодыми семьями. В ходе опроса называются такие причины, как «нужно купить квартиру», «найти хорошую работу», «заработать деньги, а потом ребенок», «мы еще молоды», «нужно пожить для себя» и пр.

Размывание семейных границ и изменение состава семьи повлекли за собой высокая доля внебрачных рождений. Так, в 2016году вне зарегистрированного брака появились на свет 17,5 % детей. При этом наибольшая распространенность внебрачной рождаемости в ранних (до 18 лет - 59,7 % и в 18-19 лет - 37,9 %) и поздних рождениях (40 лет и более -30,1 %). По устойчивости заключаемых браков в республике по состоянию за 2016 год на 1000 браков приходилось 618 разводов [8].

51

пеппгогнческий журнал спшкортостпнп м 1(74). я018

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). яогв ১§°§о

Низкая рождаемость, высокая младенческая смертность, увеличение детей с врожденными заболеваниями и ранняя инвалидизация, негативное изменение репродуктивного поведения населения, размывание семейных ценностей, неустойчивость семейно-брачной ситуации - вот те реалии, которые сегодня характеризуют состояние института семьи в Республике Башкортостан.

Кроме того, неблагоприятную семейную ситуацию осложняет усиление миграционных процессов, а именно отток лиц активного репродуктивного возраста (в возрасте 18-29 лет) из республики. Уезжающая в другие регионы молодежь увозит с собой детей и таким образом сокращает потенциал новых рождений.

О причинах переезда жителей Башкортостана в другие регионы России можно судить на основе данных статистики и результатов социологических исследований. Эти данные позволяют увидеть общую сложившуюся картину в регионе о «выталкивающих» факторах миграции. Так, данные статистики показывают, что почти половина переездов (46 %) в другие регионы России происходит в связи с личными, семейными обстоятельствами (вступление в брак, переезд к детям, родителям и др.); около 28 % связаны с работой и гораздо меньше - учебой (около 17 %). Социологические данные свидетельствуют, что на первое место выходит «работа», второе - «желание улучшить свое материальное положение», третье - «иметь больше возможностей в жизни», четвертое - «учеба» [5].

В результате миграции в другие регионы России республика несет значительные потери образованной, профессионально подготовленной, репродуктивной части своего населения.

Безусловно, негативным явлением стала утрата, а иногда и вовсе замещение государственными и общественными институтами основных функций семьи. Полученные данные красноречиво указывают на разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни. Кроме того, отмечается устранение семейного производства как преобладающего в общественной экономике, традиционного семейного образа жизни, вытеснение всех членов семьи в сферу наемного труда, замена совместной деятельности родителей и детей индивидуальным самообслуживанием и потреблением, ориентация деятельности всех социальных институтов на индивида-одиночку. В связи с этим одной из первостепенных государственных задач сегодня является формирование в сознании граждан положительного имиджа института семьи, включающего приоритет сохранения брака, взаимную любовь и верность супругов; рождение и воспитание детей, стремление к многодетности; уважение детей к своим родителям и к старшим, их ощущение себя продолжателями истории рода, традиций своей семьи и народа в целом.

Категориально-понятийный анализ исследуемой проблемы позволил нам позаимствовать у социологов и психологов определение имиджа как образа, формируемого в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

Между тем, ясное понимание важности выявленной проблемы не всегда является гарантией ее эффективного решения в обозначенном ключе. К сожалению, в научной педагогике даже искомая категория «имидж благополучной или счастливой семьи» не вызывает должного исследовательского интереса среди ученых и педагогов семейной педагогики.

Имидж института семьи сегодня формируется в результате реализации федеральной и региональной семейной политики, деятельности СМИ, образовательных организаций, общественных объединений и пр.

Мы полагаем, что важными аспектами семейной политики должны стать формирование позитивного имиджа семьи, пропаганда семейного образа жизни, семейных ценностей, рождения и воспитания детей, мотивация к которым способна сформироваться в сознании молодежи посредством сохранения и передачи духовно-

э®в§жа§ психолого-псппгогические прослемы семьи и детства

нравственных традиций, социокультурных ценностей; психолого-педагогическая поддержка молодой семьи.

В этом контексте Республика Башкортостан, руководствуясь основными положениями документов, определяющих семейную политику на ближайшее десятилетие («Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года», Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618; «Концепция семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, Указ Главы Республики Башкортостан от 14 августа 2015 года № УГ-184), осуществляет решительные шаги по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства.

Это подтверждают разрабатывающиеся и реализующиеся в регионе программы, проекты и мероприятия, направленные на поддержку и развитие семьи. Так, в целях совершенствования реализации семейной политики в Республике Башкортостан в 2017 году важным управленческим решением на самом высоком уровне стало преобразование Министерства труда и социальной защиты населения в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения и наделение его новыми полномочиями в движении на укрепление семейных ценностей. Кроме того, в целях формирования механизма управления, координации, межведомственного взаимодействия и контроля за реализацией государственной семейной политики в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан выступило с инициативой создания Координационного совета при Правительстве Республики Башкортостан по государственной семейной политике (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года № 116).

Тема семьи и детства нашла отражение и в Послании Главы Республики Р. Хамитова Государственному собранию и в объявлении 2018 года в Республике годом семьи. Таким образом, на всех уровнях дан старт реализации широкомасштабного проекта -Десятилетие детства, объявленного Президентом России.

На данном этапе в Республике Башкортостан проводятся работы по совершенствованию семейного законодательства и системы статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение семей, в том числе семей с детьми, и детей. Предусматривается создание условий, позволяющих сформировать организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций в государственной семейной политике. Так, в 2018 году Башкортостан на ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка получит 533 миллиона 941 тысячу рублей из федерального бюджета. Кроме того, ежегодно на поддержку более полумиллиона семей с детьми из республиканского бюджета направляется порядка 10 миллиардов рублей. С 1 января 2018 года для многодетных семей, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума для детей, устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 8 993 рубля на каждого ребенка, рожденного в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трех лет включительно. Поддержку получили и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, -повышен средний размер компенсации до 2491,47 рубля. Повышаются размеры пособия лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом по индивидуальной программе реабилитации. Кроме того, за счет средств федерального бюджета инвалиды, а также семьи, имеющие детей-инвалидов и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем.

Важным направлением семейной политики в Республике Башкортостан является реализация системы сопровождения семей с детьми. В этом направлении проводится много «семейно-ориентированных» мероприятий, например, «Семейные субботы», «Семейные выходные», впервые апробированные БГПУ имени М. Акмуллы.

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

Для посетителей крупных торговых центров в выходные дни проводятся увлекательные творческие мастер-классы и интерактивные зоны для семейного отдыха. Создается особая атмосфера радости и семейного счастья. Каждый ребенок в сопровождении тьютора может самостоятельно изготовить открытку в технике скрапбукинг, игрушку в технике квиллинг, научиться красиво оформлять подарок. В такие «Семейные выходные» организовываются множество зон: зона здоровья (консультации врачей); зона психологического здоровья (психологическое тестирование); зона консультаций, где прием граждан ведут специалисты Республиканского центра социальной поддержки населения, Центра занятости населения города Уфы, а также приглашенных учреждений (Пенсионного фонда, ФСС, налоговой службы, Министерства земельных и имущественных отношений, Государственного комитета по строительству и архитектуре); зона творчества (мастер-классы и выставки творческих работ); зона проведения тренингов, яркая фотозона. Психологи Республиканского центра социальной помощи семье и детям и логопеды из Центра логопедии, и нейропсихологии г. Уфы проводят с родителями беседы, в том числе на тему семейных отношений.

Проведение подобных семейных выходных планируется сделать регулярным, с распространением данного опыта по всем городам и районам республики. В объявленный Главой республики Рустэмом Хамитовым Год семьи подобные мероприятия призваны стать территорией совместного проведения семейного досуга, объединения членов семей, формирования позитивного образа семьи в обществе.

Одним из основных направлений комплекса мероприятий по сопровождению семей с детьми является работа с семьями инвалидов. Отметим, что Республика Башкортостан в числе первых субъектов России приняла программу «Доступная среда». За период 20142016 годов в рамках республиканской программы было адаптировано для инвалидов 257 приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в сферах спорта, культуры, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты и занятости населения; проведены просветительские акции, направленные на формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидов. Также в рамках указанной программы предусмотрены мероприятия по формированию позитивного отношения общества к проблемам инвалидов: просветительские кампании по пропаганде идеи создания безбарьерной среды для маломобильных граждан, творческие фестивали с участием инвалидов, организация субтитрования телепередач, обеспечение деятельности диспетчерской службы для инвалидов по слуху, подготовка специалистов и совершенствование нормативной правовой базы в сфере создания доступной среды для инвалидов. В результате реализации подпрограммы ожидается повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг к 2022 году до 72,5 % от числа приоритетных социальных объектов республики (будет оборудовано 495 из 682 приоритетных объектов, в настоящий момент адаптировано 400).

В Республике Башкортостан осуществляется реализация республиканской программы по раннему вмешательству в рамках реализации «Концепции развития ранней помощи в Республике Башкортостан на период до 2020 года» и «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». Как известно, раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

В 2016 году в Республике Башкортостан была проведена Первая Республиканская конференция по ранней помощи на базе БГПУ имени М. Акмуллы. Представители образовательных, медицинских организаций и общественных объединений республики совместно с органами республиканского управления обсудили вопросы организации ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям.

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

Ежегодно в республике проводится повышение квалификации специалистов, работающих с детьми раннего возраста с ОВЗ. Так, в 2016 году прошли обучение представители некоммерческих социально ориентированных и медицинских организаций «Содействие», «Мархамат», «Любимый малыш» и др. А в 2017 году обучились специалисты реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Важность семейного единства, понимания и взаимопомощи, сотрудничества детей и родителей подчеркивается во многих социально-культурных мероприятиях, проходящих в регионе. Среди них акция «Погуляй со мной», которую организовали Башкирское отделение ПАО «Сбербанк» и хоккейный клуб «Салават Юлаев» в декабре 2017 года в Уфе. Благодаря ей четырнадцать детей с инвалидностью посетили хоккейный матч между ХК «Салават Юлаев» и ХК «Локомотив».

Список мероприятий по сопровождению семей с детьми продолжает Республиканский творческий конкурс среди детей-инвалидов «Открываем мир природы: по сказкам и легендам башкирского народа», проводимый Башкирской республиканской специальной библиотекой для слепых. И уже в 2018 году Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых объявила Республиканский творческий конкурс «Талантливы вместе» среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ближайшем будущем, уже в период с 1 апреля 2018 года по 30 сентября 2019 года на территории городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан будет осуществляться реализация проекта «Учусь жить сам» Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Данный проект стал победителем конкурса инновационных социальных проектов, направленных на распространение эффективных социальных практик, обеспечивающих оказание адресной помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основная цель проекта - подготовка и включение детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в активную жизнь общества.

В данном направлении в работе с семьями инвалидов в Республике Башкортостан уже сейчас осуществляется много проектов. Так, одному из них - проекту «Ломая барьеры» в 2017 году исполнилось пять лет; в этом году одноименный фестиваль приобрел статус международного за счет участия в нем детей и инклюзивных коллективов из Луганской Народной Республики, Казахстана и Республики Беларусь.

Традиционно в Башкортостане к Международному дню инвалидов проходит неделя консультирования граждан с ограниченными возможностями и членов их семей по различным тематикам жизнедеятельности.

Рассматривая позитивный опыт региона за последние годы, важно отметить, что для Республики Башкортостан сегодня первостепенное значение приобретает поддержка имиджа института семьи, идеи укрепления, восстановления семьи. В связи с этим проводятся мероприятия, формирующие позитивный образ традиционной счастливой благополучной семьи: День матери, День семьи и верности, День защиты детей. Ежегодно проводится торжественная церемония награждения многодетных матерей медалью «Материнская слава». С момента учреждения награды обладательницами высокого звания стали более семи с половиной тысяч представительниц прекрасного пола. В 2017 году Государственные награды получили 44 матери, воспитывающие пятерых и более детей.

Кроме того, с 2010 года в республике проводится республиканский конкурс «Лучшее предприятие для работающих мам», направленный на усиление социально-экономической защиты работающих женщин-матерей, создание условий для эффективного и оптимального сочетания ими профессиональных и семейных обязанностей.

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

В ближайшей перспективе совершенствования семейной политики и повышения имиджа семьи в Республике Башкортостан приоритетное место занимают мероприятия по поддержке молодых семей и повышения рождаемости в Республике Башкортостан. Безусловно, это серьезная проблема, которая требует системного подхода к ее решению, не только в нашем регионе, но и в России в целом. Здесь нужна активная последовательная работа. Так как молодые семьи - это, как правило, семьи с небольшими доходами, поскольку молодые люди либо еще учатся, либо только вступили в трудовую деятельность, их доходы очень скромные. Это часто сдерживает рождение первого ребенка.

Для поддержки рождаемости уже с января 2018 года президент В.В. Путин предложил начать реализацию целого ряда новых мер поддержки российских семей. Во-первых, Глава государства предложил установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребенка и выплачиваться до достижения им полутора лет. Во-вторых, В. Путин предложил продлить действие программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также ввести дополнительные возможности его использования, например, в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются. Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал и на оплату услуг дошкольного образования, а точнее на уход и на присмотр за ребенком, уже с двухмесячного возраста ребенка. Данная система мер вызывает одобрительный отклик у тех матерей, которым необходимо после рождения ребенка продолжить учебу, работу или получить дополнительное образование.

Немаловажное финансово-экономическое значение в плане поддержки молодых семей имеет тот факт, что Башкортостан вошел в перечень регионов - получателей субсидий на выплаты при рождении третьего ребенка.

В 2018 году Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ разработан План республиканских мероприятий по реализации Года семьи. Впервые в нашей республике для решения государственных задач в области семейной политики объединены ресурсы различных организаций, ведомств, служб. Межведомственное взаимодействие и агрегация усилий республиканских и муниципальных органов управления позволит решить социально-демографические и семейные проблемы.

Первостепенное значение в семейной политике уделяется развитию семейных ценностей в обществе. Происходит правомерное смещение акцентов с позиций социальной защиты семьи на развитие ее аксиосферы как приоритетной задачи республики. Об этой позитивной смене приоритетов свидетельствуют организационно-содержательные изменения в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения РБ, в факте переименования которого явно прослеживается сдвиг акцентов с социальной защиты семьи на создание условий для полноценного развития ее ценностных устоев.

Вместе с тем общеизвестно, что семейная политика достигает высокой результативности, когда она столь же эффективно и позитивно отображается в общественном сознании населения. Генезис развития социальных отношений в обществе показывает, что за последние десятилетия общественное сознание подверглось не только деструктивным процессам финансово-экономического и социально-экологического характера, но и оказалось в ракурсе разрушительного воздействия технократизма, прагматизма и ориентации человека на потребительский рынок. Все это закономерно привело к размыванию нравственных ценностей общества, ослаблению консолидирующей роли семьи и девальвации семейных ценностей, что в конечном итоге негативно повлияло на демографическую ситуацию в регионе.

Неслучайно, как уже упоминалось выше, за последние годы максимальный показатель рождаемости сместился из возрастной группы 20лет - 24 года к 25-29 годам. согласно

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

результатам социологического исследования демографического поведения молодежи, проведенного в 18 регионах России [5].

Анализ документоведческих и научно-методических источников в области семейной политики республики убедительно показал, что большинство менеджеров видят конструктивный выход из создавшегося положения на признании института семьи как абсолютной ценности в системе общечеловеческих и этно-национальных отношений. В этом плане особое место занимает семейное воспитание, рассматриваемое нами как восхождение, адаптация и интеграция человека в микросоциуме семьи, овладение им семейных ориентиров, как процесс саморазвития и самореализации человека в контексте семейных ценностей и отношений [2].

Исходя из этого, ученые и педагоги Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы в своей деятельности руководствуются такими приоритетами республиканской семейной политики, как возрождение и развитие ценностных ориентаций семьи и семейных отношений, формирование позитивного имиджа семьи и, наконец, психолого-педагогическая поддержка молодых семей, в частности, студенчества.

Справедливости ради, надо отметить, что БГПУ имени М. Акмуллы обратился к проблеме семейного воспитания в рамках студенческой семьи более пяти лет назад. К этому его сподвигнули результаты социального опроса, проведенного среди молодежи, который выявил узость представлений молодежи о благополучной семье и отсутствие представлений об истинных ценностях семьи. Так, на вопрос «^я чего создаются семьи?» почти 35 % респондентов ответили, что семьи нужны, «чтобы не быть одинокими» и «чтобы рядом был стабильный партнер и помощник» и лишь 19,7 % выразили мнение, что семьи создаются «с целью продолжения рода».

Убедительную картину явной деформации взглядов и представлений молодежи о семье и семейных отношениях проиллюстрировал анализ результатов опроса среди семейной молодежи относительно желания иметь детей и их количества в семье. Вариант ответа «Да, но не сейчас» выбрало преимущественное большинство опрошенных (62,5 %); «Да, в ближайшем времени» - всего лишь 16,7 %. При этом важно отметить, что среди респондентов большая половина ограничилась желанием иметь всего одного ребенка [5].

В этом контексте уже не вызывают недоумение у исследователей традиционных семейных ценностей результаты опроса, при котором 32 % респондентов допускают наличие внебрачных связей и измену супругов в зависимости от семейных обстоятельств.

Эти показатели убедительно иллюстрируют процесс размывания традиционных ценностей семьи. Увы, стремление к многодетности, как верно отмечают социологи, сохраняется заложенной только на «генетическом» уровне в умах небольшого количества молодежи.

Организационно-содержательная деятельность вуза по формированию позитивного имиджа семьи позволила определить ее ведущие направления: просвещение родителей; организация родительского и детского досуга в субботние и воскресные дни; распространение и трансляция в СМИ и СМК информации о семьях - эталонах; систематическая презентация и освещение результатов государственной поддержки семей; пропаганда семейных ценностей среди населения среднего и старшего возраста; организация непосредственных контактов с семьями - носителями позитивного имиджа, как между собой, так и с другими членами общества.

Мы отдаем себе отчет в том, что на формирование имиджа семьи оказывает существенное влияние телевидение, кинопродукция, мультимедиа, средства массовой коммуникации и т. д. Но мы твердо убеждены в том, что ведущую роль в формировании позитивного имиджа семьи играет педагог (воспитатель, психолог). Именно ему отведена

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

благородная миссия стать проводником культуры семейных отношений, приобщать детей и родителей к ценностям и традициям семьи, быть носителем собственной культуры семьянина и вдохновителем формирования основ семейного воспитания у подрастающего поколения.

Анализ состояния студенческой семьи убедительно показал нам, что начинать семейное воспитание необходимо с возврата к первосмыслам и первоценностям, который возможен только на основе восстановления ее ценностных представлений и отношений. В этом плане мы исходим из того, что ценностные ориентиры семьи должны формироваться с первого курса. С этой целью дисциплины гуманитарного блока первого курса наполняются содержанием и методикой преимущественно социально-образовательного характера, направленного на формирование ценностей гражданина и носителя семейно-родовых традиций (проекты «Шежере», «Письмо матери», «Родительские субботы», «Педагогические династии» и т. д.). В рамках дисциплин педагогического модуля студенты сначала обучаются проектированию своих жизненных стратегий и тактик, затем, выстраивают траекторию личностного, социального и профессионального роста на ближайшие годы. В рамках самопроектирования своей жизни они уже на первых курсах озадачиваются планами развития своей родительской состоятельности, овладения навыками здорового образа жизни как основы семейного благополучия.

Технологический подход к решению проблемы формирования ценностей семьи позволил выделить следующие этапы этого процесса: осознание студентами универсальных, доминирующих и приоритетных ценностей этно-национальной семьи; признание системы универсальных, доминирующих и приоритетных ценностей семьи; присвоение этой системы семейных ценностей; преобразование себя на основе приобретенной системы ценностных ориентаций семьи; самопроектирование личности будущего учителя в соответствии с присвоенными семейными ценностями; овладение технологией осознания, признания и присвоения семейных ценностей детьми разного возраста; конструирование процесса формирования семейных ценностей для детей разного возраста, проектирование и разработка программ с ориентацией на семейные ценности. Такова в нашем понимании дорожная карта формирования аксиосферы современной семьи.

При этом для вуза очень важно, чтобы современный студент научился проявлять себя во всем многообразии социально-личностных позиций: как проектировщик моделей и технологий формирования позитивного имиджа семьи, как просветитель аксиосферы семьи в родительской среде, как организатор семейных мероприятий и акций в регионе, как координатор междисциплинарной психолого-педагогической поддержки семьи, как организатор мониторинга развития семейных ценностей, как воспитатель нового типа поколения со сложившейся шкалой семейных ценностей, и наконец, как носитель семейных ценностей. С этих позиций происходит формирование студента с инновативным мышлением и новым отношением к институту семьи как ценности, а «педагогическая инноватика обеспечивает создание технологий и способов воздействия на личность, обеспечивающих баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, благодаря саморазвитию, готовность личности к реализации собственной индивидуальности и к изменениям общества» [4, 126]

Сегодня БГПУ имени М. Акмуллы является реальной площадкой для отработки социально-образовательных проектов, таких как «Сад - молодой студенческой семье», «Ясли - молодой студенческой семье», «Мобильный детский сад» как форма поддержки студенческих семей, семейные субботы как форма родительского просвещения и интерактивного развития детей, группа временного пребывания детей с использованием элементов методики Монтессори. Студенты и преподаватели принимают участие не только в разработке самих проектов, но и работают на созданных ими социально-культурных

э®вЖ§Ж§ психолого-пеппгогические прослемы семьи И петстпп

объектах. Так, ведущим методистами ЦРК «Котоффкидс» являются магистры; воспитателями и ассистентами в работе с детьми - бакалавры. На этих площадках организуются не только социально-культурные практики, но и проводятся практические занятия, мастер-классы, тренинги для родителей, развивающие игры для детей и т. д. Разработанные учеными и методистами модели психолого-педагогической поддержки молодых семей успешно экстраполируются в образовательные, производственные, медицинские учреждения республики.

Свои перспективы мы связываем не только с подготовкой конкурентоспособных кадров для социально-образовательной сферы республики, но и с комплексным влиянием на социально-культурную сферу региона в целом. На сегодняшний день вуз может органично вписаться в существующую социально-образовательную инфраструктуру, став, по сути, научно-методическим и образовательным центром подготовки и переподготовки педагогических кадров региона.

В институте накоплен значительный опыт интеграции научных, образовательных, производственных и общественных ресурсов республики. Например, работа студентов-музыкантов и хореографов в детской студии «Маэстро» или студентов дошкольного образования в «Высшей школе детства» предоставляет возможность для отработки профессиональных позиций аналитика, проектировщика, прогнозиста и исследователя в области семьи и детства. Это позволяет разрабатывать совместные научно-сетевые проекты преподавателей и студентов, появилась возможность участвовать в работе диагностико-консультативных центрах для детей и родителей, центрах развития компетенций и лабораторий [6].

Наши проекты можно однозначно назвать социально-культурными, так как, помимо образовательной функции, творческие коллективы преподавателей и методистов осуществляют идеи концепции «Возрождение семьи через искусство и культуру», «Развитие социально-культурных практик в вузе» и др.

Мы убеждены, что в год, объявленный президентом Р.З. Хамитовым, Годом семьи, только интеграция потенциалов науки, образования, производства и экономики, может придать развитию тот синергетический импульс, благодаря которому в республике будет остановлена демографическая угроза этносам, населяющим башкирскую землю и обогащающим ее духовно-нравственную сокровищницу лучшими семейно-родовыми традициями, обычаями и устоями.

Историко-генетический анализ республики показывает, что издревле народы башкирского ареала характеризовались приверженностью к триединству национальных идей как ключевому условию своего поступательного развития. В дореволюционную эпоху, это было триединство религиозно-духовной веры (православие, ислам, буддизм и др.); соборности и самодержавности. В послереволюционное время народы придерживались триединства идеолого-политической веры (коммунизм, социализм, интернационализм); коллективизма как отображения историко-генетической соборности и общинности, и, наконец, великодержавности, в симбиозе которых обеспечивалось успешное развитие народов региона. Надо признать, что выход из послеперестроечного кризиса республика также нашла в триединстве духовности, достоинства и державности современной России.

Однако народы Башкортостана в процессе своего развития редко ставили во главу угла ключевых национальных идей системообразующую роль семьи и семейных ценностей. Между тем, исторический опыт выживания народов не раз показывал убедительные примеры, когда семья становилась консолидирующим звеном в единении родов и этносов на пути выживания и развития общества. Сейчас, в эпоху усиливающейся глобализации многие страны особо нуждаются в корректировке своих национальных целей, направленных на укрепление семьи и семейных ценностей. В этом плане показателен

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

конструктивный опыт социально-экономического развития Беларуси, которая провозгласила триединую идею «Семья - Единение - Отечество», определив этим ведущую направленность своей Национальной программы развития на укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганду семейных ценностей и традиций. В красноречивом и выразительном лозунге «Семья сегодня - это наша "Брестская крепость"», звучит мобилизационный призыв к спасению семьи от демографической угрозы исчезновения самобытных народов многонациональной республики («Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь»).

В этом контексте, нацеленность Республики Башкортостан на укрепление семьи и семейных ценностей как приоритетная задача 2018 года приобретает особую значимость. Примечательно, что студенчество как наиболее восприимчивое и мобильное сообщество, по природе своей склонное к волонтерской деятельности, живо откликнулось на своевременные установки правительства. Два тренда текущего года - провозглашенная идея семьи в ее омониме «Семь Я» и идея добровольчества, отраженная в аббревиатуре Три «Д» - «Делаем добрые дела» - слились в емком и метком молодежном слогане «Семь Я в три Д», который уже в январе звучал лейтмотивом студенческого праздника, объединившего в Татьянин день студенческие семьи всех факультетов вуза.

Так, с нашей точки зрения, начиная со студенчества, должен зарождаться культ семьи как предтеча национального идеала, как условие формирования позитивного имиджа семьи, как возможность провозглашения семьи абсолютной ценностью общества, что в конечном итоге станет ведущей национальной идеей республики, целью и критерием успешного развития народов Башкортостана. Мы ясно осознаем, что для инновационного развития семейной политики региона нужна когорта экспертов, менеджеров, маркетологов, педагогов и воспитателей, способных преобразовывать все сегменты семейного воспитания в обществе. В связи с этим задача педагогического вуза - подготовка будущего учителя как личности, призванной создавать условия, способствующие возрождению и развитию ценностных приоритетов семьи и семейных отношений.

Здесь важно подчеркнуть, что успешность решения этой задачи во многом зависит от того, как вуз реализует себя в позициях:

- интегратора административно-управленческих, образовательных, научно-методических ресурсов, направленных на подготовку компетентного специалиста нового типа в условиях развития семьи и семейных отношений;

- модератора преобразовательных процессов в регионе, обеспечивающих разработку и проектирование инновационных моделей и технологий психолого-педагогической поддержки родительства и детства;

- координатора потенциалов и ресурсов образования, производства, науки, общественных фондов в русле формирования положительного имиджа семьи;

- координатора научно-методических ресурсов по разработке и внедрению научно-сетевых проектов в контексте исследования проблем семьи и семейных отношений в регионе.

1. Антонов, А.И. Социология рождаемости [Текст]. - Москва, 1980. - 162 с.

2. Исламова, З.И. Ценностно-целевые и организационно-содержательные основания развития УШОС в рамках направления «Педагогика» [Текст] / З.И. Исламова, Г.Е. Семенова // Культура и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Уфа : Издательство БГПУ, 2014. - С. 71-75.

3. Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. - Режим доступа : http://health.bashkortostan.ru, свободный.

4. Политаева, Т.И. Формирование инновативности студентов педагогического вуза в контексте нового педагогического мышления [Текст] / Т.И. Политаева // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. - № 5(60). - С. 126-131.

5. Республика Башкортостан. Демографический доклад. Выпуск 2 [Текст] / отв. ред. Р.М. Валиахметов, Г.Ф. Хилажева, Н.К. Шамсутдинова. - Уфа : Гилем, Башк. энцикл., 2016. - 148 с.

психолого-пелпгогичесние проелемы семьи И пстстоп

6. Савельева, Е.А., Хайртдинова, Л.Ф. Основы модернизации педагогического образования [Текст] / Е.А.Савельева, Л.Ф.Хайртдинова // Педагогика современного начального образования: Состояние, проблем и перспективы развития. Материалы III Международной научной конференции. - Уфа : Издательство БГПУ, 2015. - С. 238-240.

7. Самохвалова, Е.В. Формирование позитивного имиджа института семьи в регионе [Текст] // Современные научные исследования и инновации. - 2014. № 4.; Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL : http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33569 (дата обращения : 29.09.2017).

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://bashstat.gks.ru, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.