Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ / СТУДЕНЧЕСТВО / СЕМЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КАЧЕСТВО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фрей Алина Игоревна, Нухова Марина Владимировна, Курунов Виктор Валерьевич

Статья посвящена проблеме родительства как социально-психологического феномена, его структуре, детерминирующим факторам и особенностям становления в различные исторические периоды. В статье представлены результаты исследования психологической готовности студенческой молодежи к родительству в зависимости от половой принадлежности, субъективного опыта восприятия взаимоотношений в родительской семье, а также личностных особенностей юношей и девушек. Результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающих программ подготовки молодежи к осознанному родительству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

А.И. Фрей, М.В. Нухова, В.В. Курунов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: родительство, психологическая готовность к родительству, студенчество, семья, детско-родительские отношения, качество взаимоотношений, личностные качества.

Аннотация: Статья посвящена проблеме родительства как социально-психологического феномена, его структуре, детерминирующим факторам и особенностям становления в различные исторические периоды. В статье представлены результаты исследования психологической готовности студенческой молодежи к родительству в зависимости от половой принадлежности, субъективного опыта восприятия взаимоотношений в родительской семье, а также личностных особенностей юношей и девушек. Результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающих программ подготовки молодежи к осознанному родительству. doi: 10.21510/1817-3292-2018-1-62-72

В условиях модернизации общественной системы, социально-экономических сдвигов на пути к глобализации, пересмотра мировоззренческих установок закономерно возрастает интерес к проблемам семьи, являющейся не только условием решения демографической проблемы, но и наиболее важным, фундаментальным институтом социализации человека, становления его как личности. Политические, социальные, экономические, морально-этические, нравственные, культурные изменения в обществе оказывают огромное влияние на трансформацию института семьи в целом и родительской подсистемы.

Являясь страной патриархальной, на протяжении многих веков Россия исповедовала ценности деторождения, религиозных канонов воспитания и домоводства. Социальные и культурные трансформации XX и, особенно, XXI века привели к существенным изменениям взглядов на рождение и воспитание детей. Гедонистическая парадигма сексуальной революции, либерализация взглядов на проблемы пола и брачные отношения, артикуляция эмансипации определили тенденцию к пересмотру и даже подавлению традиционных детородных установок. С одной стороны, в ряде стран мира, в том числе и в России, возрастает количество семей, разделяющих идеологию childfree («свободный от детей») и voluntary childless («добровольно бездетный»), с другой - отсутствие брака или постоянного партнера в современном мире не является препятствием к рождению и воспитанию ребенка. Данные явления сосуществуют с традиционными патриархальными установками, образуя противоречивые тенденции в сознании молодежи.

Несмотря на то, что явление родительства является социокультурным феноменом, существующим на протяжении многих веков, термин «родительство» вошел в научный язык сравнительно недавно. О.А. Карабанова определяет родительство как систему предписанных обществом и культурой норм и правил, регулирующих процесс распределения между родителями функций ухода за детьми и их воспитания, определяющих содержание родительских ролей, модели ролевого поведения [2].

Р.В. Овчарова рассматривает родительство как социально-психологический феномен, представляющий собой совокупность эмоционально и оценочно окрашенных знаний, убеждений и представлений о себе как родителе, которая реализуется в поведенческой составляющей родительства. В данном контексте родительство рассматривается не только как социальное явление, но и как психологическое новообразование личности [4].

Становление психологической готовности к родительству - одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Под готовностью к родительству мы понимаем психологическую направленность личности на эффективную реализацию родительских обязанностей. Это интегративное качество личности, формирующееся в процессе гендерной социализации [5].

Возрастные показатели и степень готовности к родительству юношей и девушек логически вытекает не столько из биологических особенностей мужчин и женщин, сколько из социального контекста, культурных и полоролевых стереотипов. Традиционно от юношей

62

пеаягогический журнпл бпшнортостпнп м i(74), aoia

sSSSSSs психолого-псппгогические прослемы семьи и пстстпп

ожидают, прежде всего, наличия образования и успешности в карьере, а от девушек -построения семьи и рождения ребенка.

Психологические исследования показывают наличие взаимосвязи между степенью готовности девушек к материнству и моделью собственной семьи. Чем более благоприятной была семейная ситуация в детстве, тем вероятнее формирование положительного эмоционального и ценностно-смыслового компонентов готовности к материнству [1].

Проблема формирования готовности к отцовству у юношей является менее разработанной, чем готовность к материнству. Социальное равноправие не только возлагает на современного мужчину ответственность за материальное обеспечение и защиту семьи, но и отводит ему значительную роль в заботе о детях и их воспитании.

Студенты в подавляющем большинстве не имеют своих семей, однако уже задумываются о будущем, занимаются поиском партнера. Большинство социологических и психологических исследований студенческой молодежи свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие ценностного конфликта между стремлением к развитию по западной модели рыночных отношений и сохранением российских патриархальных ценностей и традиций, молодые люди ориентированы на присвоение общечеловеческих ценностей, необходимость получения образования и приобщения к трудовой деятельности, а также создания семьи и продолжения рода.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей психологической готовности студенческой молодежи к родительству. Объектом исследования выступило родительство как социально-психологический феномен, предметом - взаимосвязь психологической готовности к родительству и личностных особенностей юношей и девушек.

В основу исследования легли принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов); концепция психологии родительства и его структурных компонентов (Р.В. Овчарова); теоретические исследования готовности к родительству (О.Г. Прохорова, Е.Х. Агнаева, Р. Манерова, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А.Я. Варга); концепции социально-психологических особенностей студенчества (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, И.А. Зимняя, А.В. Толстых).

В исследовании приняли участие 158 человек (70 юношей и 88 девушек) -представители студенческой молодежи различных вузов г. Уфы в возрасте от 18 до 23 лет.

Мы предположили, что у студенческой молодежи существуют различия в показателях готовности к родительству в зависимости от половой принадлежности и субъективно переживаемого качества взаимоотношений в родительской семье, а также, что показатели готовности к родительству сопряжены с такими индивидуальными психологическими особенностями личности, как эмоциональный интеллект, уровень невротизации, общительности, эмоциональной устойчивости, агрессивности.

Сбор информации об особенностях выборки, а также представлениях о родительстве и характере взаимоотношений в семьях происхождения осуществлялся с помощью авторской анкеты. В самоотчетах респондентов по вопросу «Как вы оцениваете свою готовность к родительству и почему?» только 27 % испытуемых (10 % юношей и 17 % девушек) оценили себя высоко. В качестве причин недостаточной готовности к отцовству / материнству чаще всего назывались такие причины как «не хватает денег даже на себя», «еще не завершена учеба», «нужно самому встать на ноги», то есть большинство опрошенных на первое место ставят экономические причины; 27 % студентов (8 % юношей и 19 % девушек) ответили, что хотели бы иметь ребенка в ближайшее время; 42 % (26 % юношей и 16 % девушек) начнут думать о детях «как только будут благоприятные условия»; 28 % (14 % юношей и 14 % девушек) хотят иметь детей, но не в ближайшее время; 3 % девушек не планируют иметь детей вообще; 48 % студентов, независимо от пола, называют семейные ценности приоритетными по сравнению с другими.

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). яогв ১§°§о

В ходе опроса были выделены группы с различным опытом взаимоотношений в семье происхождения: 62 % испытуемых охарактеризовали отношения с собственными родителями как принимающие, положительные, любящие, 48 % - как холодные, недостаточно принимающие, конфликтные. Наибольшее влияние на восприятие семейных эмоциональных коммуникаций как негативных оказывают элиминирование эмоций, индуцирование тревоги, стремление к внешнему благополучию, фиксация на негативных переживаниях, семейный перфекционизм [3].

Самоотчеты студентов позволили сделать вывод о том, что большинство из них рассматривают собственную семью как ценность и планируют ее создание. Среди наиболее важных элементов семейного благополучия на первый план выходят любовь, уважение, взаимопомощь, взаимопонимание и забота. Большинство студентов, независимо от пола, планируют рождение ребенка, но не торопятся с этим как по материальным причинам, так и в силу недостаточной самореализации. В вопросах воспитания детей девушки делают акцент на развитии гуманистических качеств - доброты, заботы, доверия, альтруизма; юноши же отдают предпочтение силе, стойкости, трудолюбию, целеустремленности.

Ж М

Рис. 1. Семантический дифференциал образа себя как родителя в зависимости от половой принадлежности

испытуемых; ср.знач.

Для диагностики особенностей восприятия испытуемыми образа себя как родителя был использован авторский вариант методики семантический дифференциал Ч. Осгуда. Экспертной группой, включающей 20 психологов, имеющих детей, были определены наиболее важные качества родителя, которые в дальнейшем были включены в бланк семантического дифференциала для студентов.

Анализ средних значений позволил оценить различия в представлениях юношей и девушек о себе как о родителе (рис.1). По большинству исследуемых качеств у девушек были получены более высокие оценки, чем у юношей. При этом кривизна графиков практически идентична. Независимо от половой принадлежности наиболее высокие значения были получены по качествам «любящее», «заботливое», «счастливое», «понимающее», а самые низкие по качествам «упругое» и «быстрое».

э®в§жа§ психолого-пеппгогические прослемы семьи и детства

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа в зависимости от пола по данным семантического дифференциала_

Переменные Девушки Юноши U эмп. Уровень значимости (р)

Доброе 2,66 2,17 1049,5 0,01

Заботливое 2,84 2,25 1027,5 0,01

Радостное 2,70 2,12 955,5 0,00

Доверительное 2,68 1,87 911,5 0,00

Открытое 2,55 1,85 1087,5 0,02

Теплое 2,71 2,08 1012,0 0,01

Понимающее 2,75 2,29 1098,5 0,03

Отзывчивое 2,79 2,15 912,5 0,00

Здоровое 2,68 2,08 1104,5 0,03

Приятное 2,61 1,98 1023,5 0,01

Хорошее 2,70 2,17 1110,0 0,03

Легкое 1,98 1,35 1111,5 0,03

Быстрое 1,61 0,77 985,5 0,00

Сладкое 1,70 1,12 1134,0 0,05

Большое 2,09 1,38 1088,5 0,02

Для выявления различий в представлении о себе как родителях у юношей и девушек был использован ^-критерий Манна-Уитни. В таблице 1 представлены только статистически достоверные различия.

Сравнение средних значений показало, что независимо от половой принадлежности испытуемых восприятие себя как потенциального родителя носит позитивный характер и базируется на общих качествах. Отличие состоит в том, что девушки видят себя в роли более заботливой, отзывчивой, понимающей, способной на доверительные взаимоотношения, доброй, активной, быстрой матери, чем юноши в роли отца. Более высокие значения, вероятнее всего, обусловлены социальными стереотипами женской роли. Мать имплицитно воспринимается как более мягкая, близкая, сердечная, любящая, чем отец.

Для диагностики уровня психологической готовности к родительству использовалась методика «Осознанное родительство» М.С. Ермихиной (рис.2).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

4?

/

о/

«У с/

высокий уровень средний уровень низкий уровень Рис. 2. Выраженность компонентов осознанного родительства у студентов

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м 1(74). 201а ১§°§о

Анализ полученных данных свидетельствует о среднем уровне психологической готовности к родительству большинства студентов. Высокие показатели преобладают только по шкале «стиль семейного воспитания». Независимо от пола молодые люди, в силу явного отсутствия опыта, не обладают дифференцированными знаниями по отдельным аспектам родительства, что, скорее, является возрастной нормой.

С целью определения наиболее сильно нагруженного компонента родительства был использован метод возведения в квадрат значений квадратной корреляционной матрицы и подсчета суммы по столбцам (табл. 2, 3).

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа переменных по методике «Осознанное родительство»

Компоненты родительства Позиции Чувства Ответствен ность Ценности Стиль Отношение

Позиции 1,00 0,23 0,22 0,12 0,16 0,14

Чувства 0,23 1,00 0,46 0,12 0,39 0,42

Ответственность 0,22 0,46 1,00 0,12 0,40 0,25

Ценности 0,12 0,12 0,12 1,00 0,07 0,23

Стиль 0,16 0,39 0,40 0,07 1,00 0,33

Отношение 0,14 0,42 0,25 0,23 0,33 1,00

Таблица 3

Результаты метода возведения в квадрат значений квадратной корреляционной матрицы

Компоненты родительства Позиции Чувства Ответствен ность Ценности Стиль Отношение

Позиции 1,00 0,05 0,05 0,01 0,02 0,02

Чувства 0,05 1,00 0,21 0,02 0,15 0,17

Ответственность 0,05 0,21 1,00 0,01 0,16 0,06

Ценности 0,01 0,02 0,01 1,00 0,00 0,06

Стиль 0,02 0,15 0,16 0,00 1,00 0,11

Отношение 0,02 0,17 0,06 0,06 0,11 1,00

Сумма квадратов 1,16 1,60 1,49 1,10 1,45 1,41

Было выявлено, что переменная «родительские чувства» наиболее связана со всеми компонентами родительства. Доминирование эмоционального компонента родительства свидетельствует, с одной стороны, о привлекательности деторождения, наличии эмоциональной вовлеченности, потребности в привязанности и любви к детям, с другой - о несформированности в силу отсутствия опыта когнитивных представлений о родительстве и поведенческих навыков.

э®вЖ§Ж§ психолого-пеппгогические прослемы семьи И петстпп

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

/ / /

1.1 I I 1..1 I II И

■ 1 и т н 1 т т

1 И 1 П 1 ■ ГШ 1 Г1 1 1 1 1 1 1 М 1 п

1111 ■ 11 П ■ 11 ■ 11 ■ 1 гн 1 П 1 ■ 1

¿Р ¿Р

* ¿г

г<?

У У

^ .¿Г Ж & ср

* О^ У У /

■ Низкий уровень "Средний уровень 'Высокий уровень Рис. 3. Выраженность личностных качеств у студентов

Для диагностики личностных особенностей студентов использовался «Фрайбургский личностный опросник» Дж. Фаренберга, Г. Зарга, Р. Гампела, созданный для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (рис.3).

Для большинства испытуемых характерен средний уровень выраженности показателей по шкалам невротичность, спонтанная и реактивная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, экстраверсия, эмоциональная лабильность, маскулинность / фемининность. Исключением является шкала открытости, по которой большинство студентов имеют высокий уровень.

Диагностика эмоционального интеллекта осуществлялась с помощью «Теста эмоционального интеллекта» Р. Холла (рис.4).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■I. II .11.11 И

Эмоциональная Управление Самомотивация Эмпатия Распознавание

осведомленность эмоциями эмоций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Низкий уровень "Средний уровень "Высокий уровень Рис. 4. Показатели эмоционального интеллекта у студентов

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостннп м i(74). soia ssssss^

Показатели эмоционального интеллекта как способности распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач находятся у большинства студентов на среднем и высоком уровне.

Проверка гипотезы о существовании различий в психологической готовности к родительству в зависимости от субъективно переживаемого качества взаимоотношений в родительской семье осуществлялась с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Мы предположили, что студенты, имеющие позитивный опыт любви и заботы в родительской семье, будут относиться к созданию собственной с большей ответственностью, заботиться об эмоциональном благополучии близких, проявлять эмпатию и участие.

Статистический анализ выявил достоверные различия по переменным «Родительская ответственность» (U=267,0, p=0,02), «Управление эмоциями» (U=250,0, p=0,02) и «Эмпатия» (U=282,0, p=0,01). У студентов с позитивным взаимоотношением в родительской семье выявленные качества формируются более успешно, чем у студентов, чей опыт взаимоотношений с родителями воспринимается как негативный. Опыт семейных взаимоотношений запечатлевается как в сознании ребенка в качестве ценностей и привычек, так и в бессознательном в виде неосознаваемых потребностей, аффективных реакций и поведенческих импульсов.

Сравнение показателей психологической готовности к родительству у юношей и девушек позволяет утверждать, что в женской выборке преобладает «Родительская ответственность» (U=1150,5, p=0,04) и более сформирован «Родительский стиль» (U =1047,5, p=0,01). Отличительной особенностью девушек является выраженная эмоциональность, проявляющаяся в таких личностных качествах, как «Эмоциональная осведомленность» (U=1054,0, p=0,01), «Распознавание эмоций» (U=1049,0, p=0,01), «Застенчивость» (U=1056,5, p=0,01), «Эмоциональная лабильность» (U=940,5, p=0,00), «Эмпатия» (U=1035,0, p=0,01). При этом девушки обладают и более высоким, чем юноши, уровнем невротизации («Невротичность» (U=1061,0, p=0,01)), склонностью к депрессивным состояниям («Депрессивность» (U=1053,5, p=0,01)). В пользу мужской выборки получены достоверные различия по показателю «Маскулинность / фемининность» (U=792,5, p=0,00).

Можно предположить, что высокий уровень восприимчивости и эмоциональной чувствительности играет позитивную роль в формировании более ответственного отношения девушек к вопросам родительства. Представительницы женского пола чаще склонны к сохранению и отстаиванию семейных ценностей, интуитивно понимают специфику полоролевого разделения обязанностей, обладают большим терпением и гибкостью в выстраивании взаимоотношений с ребенком. Высокие показатели депрессивности и невротизации могут быть как ситуативными по причине неуверенности в собственных силах в вопросах воспитания, и изменятся с возрастом по мере наработки опыта материнства, так и следствием присвоения невротизированной модели заботы о детях в родительской семье.

Проверка гипотезы о взаимосвязи готовности к родительству и индивидуальных психологических особенностей личности, а также дополнительная проверка гипотезы о существовании различий в уровне психологической готовности к родительству в зависимости от пола испытуемых осуществлялась с применением факторного анализа (Varimax Normalized). Было выявлено по два фактора для каждой группы, объединившие переменные из различных методик. Количество факторов определено с помощью критерия каменистой осыпи.

Первый фактор женской группы - «Эмоциональный материнский стиль» - объединил

- компонент осознанного родительства «Родительский стиль» (r=0,73),

- личностную особенность «Открытость» (r=0,62),

- показатели образа себя как родителя «Доброе» (г=0,72), «Любящее» (г=0,63), «Большое» (г=0,64), «Доверительное» (г=0,68), «Заботливое» (г=0,63), «Легкое» (г=0,72), «Мягкое» (г=0,64), «Приятное» (г=0,62), «Красивое» (г=0,74), «Сладкое» (г=0,68) «Тихое» (г=0,72).

Данные, полученные в женской группе, показывают, что в восприятии себя как

родителя преобладают позитивные образы любви, доброты, заботы, доверия, красоты.

Подчеркивается ориентация на сотрудничество, мягкость, спокойствие, открытость и т. п.

Второй фактор женской группы - «Ответственное материнство» - является

наиболее нагруженным и включает в себя

- компоненты осознанного родительства «Родительское отношение» (г=0,72), «Родительская ответственность» (г=0,66), «Родительские чувства» (г=0,64),

- показатели эмоционального интеллекта «Эмоциональная осведомленность» (г=0,63), «Управление эмоциями» (г=0,65), «Самомотивация» (г=0,71), «Эмпатия» (г=0,84),

- личностные особенности «Невротичность» (г=-0,69), «Депрессивность» (г=-0,73), «Раздражительность» (г=-0,65), «Спонтанная агрессия» (г=-0,61), «Реактивная агрессия» (г=-0,74), «Общительность» (г=0,б7), «Застенчивость» (т=-0,61), «Эмоциональная лабильность» (г=-0,70),

- семантические индикаторы образа себя как родителя «Счастливое» (г=0,63), «Ласковое» (г=0,65), «Открытое» (г=0,64), «Искреннее» (г=0,72), «Терпеливое» (г=0,69), «Отзывчивое» (г=0,71), «Понимающее» (г=0,61) (рис 6).

родительский стиль

приятное

Рис. 5. Фактор «Эмоциональный материнский стиль» в женской группе

пеппгогический жяпнпл епшнортостпнп N 1(74). 201 в

родительские чувства отзывчивое ,00 родительская,

понимающее 0,80 родительское отношение

терпеливое искреннее открытое счастливое ласковое

самомотивация управление эмоциями

невротичность

спонтанная агрессивность депрессивность раздражительность общительность реактивная агрессивность

эмоциональная.

застенчивость эмоциональная.

Рис. 6. Фактор «Ответственное материнство» в женской группе

Зрелость отношения к родительской роли и ее позитивное восприятие сочетаются у девушек с переживанием чувства родительской ответственности, эмоциональной осведомленностью, эмпатией, способностью к управлению своими и чужими эмоциями, самоорганизации и мотивации. Такие девушки имеют низкий уровень невротичности и импульсивности, эмоционально устойчивы, не склонны к депрессиям и тревоге, общительны, не стремятся к власти и доминированию. В себе как потенциальном родителе ценят открытость, искренность, терпеливость, отзывчивость, способность к пониманию другого, готовность быть ласковой и счастливой.

В мужской группе первый фактор - «Ценность отцовства» - объединил

- компонент осознанного родительства «Родительские ценности» (г=0,73),

- личностную особенность «Уравновешенность» (г=0,62),

- семантические показатели образа себя как родителя «Любящее» (г=0,79), «Доброе» (г=0,74), «Заботливое» (г=0,75), «Ласковое» (г=0,76), «Счастливое» (г=0,74), «Радостное» (г=0,88), «Открытое» (г=0,73), «Искреннее» (г=0,77), «Теплое» (г=0,86), «Понимающее» (г=0,94), «Отзывчивое» (г=0,88), «Приятное» (г=0,76), «Хорошее» (г=0,81), «Сильное» (г=0,72), «Активное» (г=0,69), «Комфортное» (г=0,84), «Безопасное» (г=0,76), «Яркое» (г=0,71), «Легкое» (г=0,69), «Красивое» (г=0,63), «Большое» (г=0,65), «Бодрое» (г=0,75) (рис. 7).

родительские ценности

бодро большое

комфортное активное

хорошее приятное

авновешенность юбящее

оброе заботливое

счастливое

радостное открытое искреннее

отзывчивое

теплое понимающее

Рис. 7. Фактор «Ценность отцовства» в мужской группе

э®в§жа§ психолого-псппгогические прослемы семьи и детства

Юноши, выделяющие в качестве ведущего компонента осознанного родительства родительские ценности, отличаются уравновешенностью и хорошо сформированным, дифференцированным образом себя как родителя. Потенциальное отцовство ассоциируется у них с положительными взаимоотношениями (любовь, доброта, забота, ласка, тепло, понимание, отзывчивость, искренность, безопасность, радость, счастье), силой, активностью, комфортом.

Второй фактор мужской группы - «Зрелое отцовство» - объединил

- компоненты осознанного родительства «Родительские позиции» (г=0,61), «Родительские чувства» (г=0,62), «Родительская ответственность» (г=0,74), «Родительский стиль» (г=0,63),

- показатели эмоционального интеллекта «Управление эмоциями» (г=0,61), «Самомотивация» (г=0,77), «Эмпатия» (г=0,61), «Распознавание эмоций» (г=0,67),

- личностные особенности «Невротичность» (г=-0,63), «Депрессивность» (г=-0,81), «Раздражительность» (г=-0,61), «Общительность» (г=0,69), «Застенчивость» (г=-0,67), «Экстраверсия» (г=0,65), «Эмоциональная лабильность» (г=-0,80), «Маскулинность / фемининность» (г=0,78),

- семантические показатели образа себя как родителя «Доверительное» (г=0,81), «Безусловное» (г=0,80), «Здоровое» (г=0,69), «Терпеливое» (г=0,67) (рис. 8).

родительские позиции

безусловноа,00 --родительские чувства

здоровое 0,50 родительская .

терпеливое 0,00 родительский стиль

доверительное -0,50 невротичность

распознавание эмоций -1,00 депрессивность

эмпатия раздражительность

самомотивация общительность

управление эмоциями застенчивость

маскулинность/.. экстраверсия

эмоциональная.

Рис. 8. Фактор «Зрелое отцовство» в мужской группе

Юноши, обладающие зрелой родительской позицией, ответственным отношением к отцовству, сформированным образом идеального ребенка и представлением о стиле его воспитания, отличаются экстравертированностью, общительностью, низким уровнем невротичности, депрессивности, раздражительности, застенчивости и эмоциональной лабильности. Их психологический пол (гендер) является маскулинным и проявляется в готовности брать на себя ответственность, умении воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Себя как родителя они описывают прилагательными «доверительный», «терпеливый», «здоровый», «безусловный».

Во взаимосвязи между компонентами психологической готовности к родительству и личностными особенностями юношей и девушек существуют как общие черты, так и различия. Независимо от пола студентов высокому уровню психологической готовности к осознанному родительству соответствуют низкий уровень невротизации, эмоциональная стабильность, высокий уровень эмоционального интеллекта, позитивное восприятие себя как будущего родителя, общительность, низкий уровень агрессивности. При этом для

пеппгогичесний жяпнпл епшнортостпнп м i(74). soia ssssssb

девушек характерен акцент на эмоциональном и эстетическом компоненте родительства, а для юношей - на ценностном, активном, динамическом.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. В восприятии себя как потенциального родителя у студентов, независимо от половой принадлежности, приоритетными являются одни и те же качества: забота, доброта, способность к доверительным, понимающим, отзывчивым взаимоотношениям, активность и др. Однако степень выраженности этих качеств у девушек выше, чем у юношей.

2. Психологическая готовность к родительству тесно связана с уровнем и специфическими особенностями интеллектуального и эмоционального развития зрелой личности.

3. Большинство юношей и девушек имеют средний уровень психологической готовности к родительству в целом и его отдельных компонентов. Наиболее нагруженным компонентом родительства является переменная «родительские чувства», отражающая преобладание эмоциональной готовности к отцовству или материнству и недостаточную сформированность когнитивной и поведенческой готовности.

4. Опыт общения с родителями в семье происхождения оказывает влияние на становление готовности к родительству юношей и девушек в собственной семье. Наличие позитивного опыта детско-родительских отношений способствует формированию ответственного отношения к собственным детям, эмпатии и способности управлять эмоциями.

5. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ подготовки молодежи к осознанному позитивному родительству.

1. Жупиева, Е.И. Особенности психологической готовности к материнству студенток [Текст] / Е.И. Жупиева // Сибирский психологический журнал. - 2015. - №16 - С.100-108.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. - Москва : Гардарики, 2004. - 320с.

3. Нухова, М.В. Исследование взаимосвязи восприятия семейных коммуникаций и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте [Текст] / М.В. Нухова // Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография / под науч. ред. В.М. Аллахвердова, Н.В. Дмитриевой, О.В. Защиринской, С.Н. Костроминой, С.А. Котовой, Т.В. Черниговской, Ю.Е. Шелепина. - Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2015. - С.356-362.

4. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие [Текст] / Р.В. Овчарова. -Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

5. Фрей, А.И. Понятие психологической готовности к родительству в рамках современной педагогики и психологии // Nauka-rastudent.ru. - 2017. - № 12 (048) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL : http://naukarastudent.ru/48/4402/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.